Внутрихозяйственный финансовый контроль порядок проведения. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль. Что он собой представляет

Успешное и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансовой системе зависит от надлежащей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. Поэтому финансовый контроль функционирует в различных видах и формах с применением различных методов его осуществления. Анализ назначения и роли финансового контроля требует его четкой классификации.

Финансовый контроль классифицируется по трем направлениям:

По видам финансового контроля;

По формам финансового контроля;

По методам осуществления финансового контроля.

Вид контроля - это составная часть, что частично выражает содержание целого и в то же время отличается от других частей субъектами (конкретными носителями контрольных функций) и объектами контроля, что определяет различия в методах осуществления контрольных действий.

Финансовый контроль как экономическую категорию можно поделить на виды по определенным признакам:

  • 1. В зависимости от направлений осуществления финансовой политики выделяют:
  • 1.1. Бюджетный контроль.
  • 1.2. Налоговый контроль.
  • 1.3. Страховой контроль.
  • 1.4. Контроль за денежной массой.
  • 1.5. Валютный контроль.
  • 1.6. Кредитный контроль.

Важным признаком классификации финансового контроля является форма его проведения. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны выявления содержания финансового контроля в зависимости от времени осуществления контрольных действий.

Формы и порядок проведения финансового контроля органами исполнительной власти и органами местного самоуправления регулируются нормативными правовыми актами государства по вопросам осуществления финансового контроля.

Время проведения контроля является важным критерием классификации финансового контроля. Поэтому разграничение форм финансового контроля состоит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования фондов финансовых ресурсов. На этом основании в зависимости от времени проведения выделяют следующие формы финансового контроля:

  • 1. Предварительный (превентивный) финансовый контроль;
  • 2. Текущий (оперативный) финансовый контроль;
  • 3. Последующий (ретроспективный) финансовый контроль;

Мировой опыт теории и практики финансового контроля по формам его проведения позволяют представить следующие характеристики их осуществления.

Характерным признаком для предварительного финансового контроля является то, что он осуществляется на стадии разработок и принятия управленческих решений по финансовым вопросам. В условиях рыночных отношений предварительный (превентивный) финансовый контроль, который осуществляется до проведения финансовых операций, играет очень важную роль. Предварительный финансовый контроль - это самая эффективная форма контроля, потому что она дает возможность предотвратить возникновение недостатков, лишних затрат финансовых ресурсов, нарушению финансового законодательства.

Предварительный финансовый контроль связан с процессами определения оптимального объема централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в плановом периоде, а также с их эффективным распределением и использованием.

Информационной базой для этой формы контроля являются фактические данные выполнения плановых заданий в предыдущие периоды.

На уровне государства предварительный финансовый контроль проводится на стадии разработки и принятия законодательных и нормативных актов в сфере финансов.

На стадии финансового прогнозирования и планирования превентивный контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений.

Примером предварительного финансового контроля можно назвать парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период, которые проводятся в парламенте по представленному кабинетом министров государства проектом основных направлений бюджетной политики на следующий год.

На микроуровне примером предварительного финансового контроля является процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных заявок, финансовых разделов бизнес - планов, а также договоров о совместной деятельности.

Текущий финансовый контроль является органической частью процесса оперативного финансового управления и регулирования финансовых вопросов. Он проводится оперативно, например, в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций (перечисление налогов, собрания, образование фондов денежного средства, осуществление выплат и т. п.).

Текущий финансовый контроль представляет оперативный контроль за реализацией финансовой деятельности, соблюдением плановых показателей, выполнением требований финансовой дисциплины. Он осуществляется через анализ, проверки, обследования деятельности субъектов хозяйствования. Его задача - вовремя реагировать на изменения в финансовой деятельности.

Опираясь на данные полученных документов оперативного и бухгалтерского учета и инвентаризаций, текущий контроль позволяет регулировать финансовые ситуации, быстро меняются, предотвращать ущерб и потери.

На макроуровне текущий финансовый контроль осуществляется во время исполнения бюджетной росписи в процессе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сравнения направлений расходов с плановым назначением.

Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности объекта проверки с целью рационального и эффективного использования финансовых ресурсов согласно определенным задачами.

Текущий финансовый контроль имеет систематический характер и оказывает наибольшее влияние на процесс формирования и использования финансовых ресурсов. Основное назначение текущего финансового контроля - поиск резервов и экономии финансовых ресурсов.

Следующий (ретроспективный) финансовый контроль характеризуется углубленным изучением финансовой деятельности на завершающей стадии выполнения планового задания.

Цель контроля по факту - возместить убытки, привлечь виновных к ответственности, создать условия, исключающие повторение злоупотреблений.

Задачей такого контроля является контроль за финансовыми результатами, сравнение фактических и плановых показателей финансовой деятельности, оценка эффективности проведенной работы и разработка стратегии на будущее. Эта форма финансового контроля является базой для предварительного (превентивного) контроля в будущем.

Поскольку следующий (последующий) финансовый контроль проводится во время после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию денежных фондов, за этих условий осуществляется оценка состояния финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, и определяются меры по их устранению.

Такая форма контроля реализуется на микроуровне в ходе анализа отчетов и балансов углубленного изучения всех сторон финансово-хозяйственной деятельности.

Последующий финансовый контроль имеет всесторонний комплексный характер. Это предоставляет ему возможность детализировать основания и цель движения денежных средств.

Этот вид контроля позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля. Этот контроль проводится после выполнения финансовых операций за определенные прошлые промежутки времени, благодаря изучению данных учета и отчетности, плановой нормативной документации. Контролю подлежат и фактические дела, действительное наличие денежных средств и материальных ценностей.

Важное значение и роль последующего финансового контроля заключается в том, что он помогает дать масштабную оценку позитивных и негативных черт финансовой деятельности как предприятий и учреждений, так и отдельных отраслей и экономики в целом.

В зависимости от обязательности проведения различают такие формы финансового контроля:

* обязательный финансовый контроль;

* инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в надлежащие сроки. К этой форме контроля можно отнести, например, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ.

Инициативный финансовый контроль проводится по собственному желанию субъектов хозяйствования и имеет важное значение в управлении финансами субъектов хозяйствования.

Таким образом, предварительный (превентивный), текущий (оперативный) и последующий (ретроспективный), обязательный и инициативный финансовый контроль взаимно связаны и дополняют друг друга. Применение всех указанных форм финансового контроля в их единстве и взаимосвязи делает финансовый контроль комплексным и систематическим, повышает его эффективность, своевременность и качественность.

  • 2. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
  • 2.1. Государственный финансовый контроль.
  • 2.2. Внутрихозяйственный финансовый контроль.
  • 2.3. Независимый (аудиторский) финансовый контроль.
  • 2.4. Общественный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный контроль. Функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений государственной формы собственности.

Этот вид контроля применяется только до подведомственных предприятий и организаций. С появлением предприятий новых форм собственности (частных, акционерных) масштабы такого вида контроля значительно сократились.

Финансовый контроль органов местного самоуправления осуществляют финансовые органы представительной и исполнительной власти местных Советов народных депутатов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют собственники субъектов хозяйствования в соответствии с действующим законодательством с целью предотвращения превышения затрат финансовых и материальных ресурсов, и их разоблачения, а также незаконного их направления и использования.

Этот контроль проводят на предприятии его финансовые и экономические службы (бухгалтерия, финансовый отдел, служба финансового менеджмента).

По инициативе руководства предприятия или его собственников (учредителей, акционеров) внутрихозяйственный финансовый контроль может происходить и с помощью приглашенных специалистов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль делится на:

* текущий (оперативный);

* стратегический.

Текущий (оперативный) внутрихозяйственный финансовый контроль в соответствии с нормативными документами осуществляет главный бухгалтер вместе с руководящими соответствующих подразделений и служб.

В течение текущей финансово-хозяйственной деятельности контролируются: расходы средств на оплату труда; движение товарно-материальных ценностей; взыскание в установленные сроки дебиторской задолженности; погашение кредиторской задолженности; соблюдения финансовой и платежной дисциплины и тому подобное.

Стратегический внутрихозяйственный финансовый контроль предполагает разработку стратегических решений по оптимальному использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих в будущих периодах максимизации прибыли.

Независимый финансовый контроль (аудит) осуществляется независимыми лицами - аудиторами или аудиторскими фирмами.

Управленческий аудит - это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономическому и эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и выработки политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности предприятия.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации по поводу финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью определения достоверности отчетности, учета, его полноты в соответствии с законодательством и установленными нормативами государства.

Целью аудита является определение аудитором вывода про то, отвечает ли финансовая отчетность во всех аспектах инструкциям, которые регламентируют порядок подготовки и представления финансовых отчетов. По результатам аудита составляется аудиторское заключение про реальное финансовое состояние предприятия.

Основные задачи аудита - сбор и обработка достоверной информации про хозяйственно-финансовую деятельность субъекта хозяйствования и формирования аудиторских заключений.

Аудиторские услуги предоставляются в форме аудиторских проверок и связанных с ними экспертиз, консультаций, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной и других видов деятельности. Обычный аудит проводится внутренними независимыми аудиторскими фирмами или частными аудиторами. Законодательно установлена обязательность проведения аудита акционерными компаниями перед подачей отчетности до государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка. Остальные предприятия пользуются аудиторскими услугами добровольно по просьбе владельцев предприятий, инвесторов, высшего органа управления с целью решения сложных и конфликтных вопросов, проверки достоверности и правильности бухгалтерской отчетности.

Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации и другие).

  • 3. В зависимости от целевой направленности контрольных действий:
  • 3.1. Стратегический финансовый контроль.
  • 3.2. Тактический финансовый контроль.

Стратегический финансовый контроль направлен на решение вопросов стратегии развития объекта контроля в будущем.

Тактический контроль охватывает текущие вопросы финансовой деятельности.

  • 4. В зависимости от степени охвата подконтрольного объекта:
  • 4.1. Комплексный финансовый контроль.
  • 4.2. Тематический финансовый контроль.

Комплексному финансовому контролю подлежат все аспекты деятельности подконтрольного объекта.

Тематический контроль проводится по отдельным аспектам деятельности. По этому критерию выделяют также полный и частичный, полный и выборочный контроле.

При полном финансовом контроле глубоко изучается финансовая сторона деятельности объекта с помощью различных методов контроля.

При частичном финансовом контроле проверяется перечень вопросов путем ознакомления на месте с отдельными направлениями финансовой деятельности.

Финансовому контролю подлежат самые ответственные операции объекта, что контролируется. Этот контроль предполагает изучение всех первичных документов и данных бухгалтерского учета.

Выборочный финансовый контроль предусматривает проверку или все документы определенных периодов в течение года, или часть документов, но за весь отчетный период.

  • 5. В зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта контроля:
  • 5.1. Внешний финансовый контроль.
  • 5.2. Внутренний финансовый контроль.

Внешний финансовый контроль - это такой контроль, при котором контрольные действия исполняет субъект, что не входит к той же системы, что и объект. Поэтому средства финансового контроля, осуществляемых внешними органами, охватывают всю систему государственных органов и воспринимаются как макросредства.

Внутренний финансовый контроль - это контроль, при котором субъект и объект контроля входят в одну систему. Поэтому внутренний финансовый контроль - это самоконтроль, который осуществляют субъекты хозяйствования за собственной финансовой деятельностью и финансовой деятельностью подразделений, входящих в их состав. На практике внутренний финансовый контроль используется как оперативный и дополняет внешний финансовый контроль.

Оба вида контроля дополняют друг друга, между ними устанавливается тесная взаимосвязь.

  • 6. В зависимости от места проведения выделяют:
  • 6.1. Документальный финансовый контроль.
  • 6.2. Дистанционный финансовый контроль.

Документальный финансовый контроль осуществляется с выездом непосредственно на подконтрольный объект.

При дистанционном или камеральном контроле субъект контроля удален от объекта, а контрольные действия происходят с помощью информации, которая передается.

Общее, что объединяет все виды государственного финансового контроля, - это единство содержания, предмета и метода.

  • 7. В зависимости от источников информации и методики выполнения контрольных действий выделяют:
  • 7.1. Документальный финансовый контроль
  • 7.2. Фактический финансовый контроль

Документальный финансовый контроль осуществляется на базе первичных документов, бухгалтерской, статистической отчетности, нормативной и другой документации.

Фактический финансовый контроль основывается на изучении и сопоставлении фактического плана объектов, которые должны быть проверены, по данным их проверки в натуральном выражении.

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации заинтересовано в контроле за эффектностью работы отдельных структурных подразделений организации добросовестностью выполнения работниками возложенных на обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению. Как справедливо считает Д. Литвак, отсутствие четкой системы контроля погубило не одно перспективное предприятие, подтверждая справедливость утверждения «что охраняем, то и имеем». Это развращает персонал, создавая почву для злоупотребления.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль - форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.

Итак, главные характеристики внутрихозяйственного контроля следующие;

Одна из основных функций управления;

Система постоянного наблюдения;

Комплекс мер безопасности;

Процесс, осуществляемый руководством и персоналом.

Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля.

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и аффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

а) соблюдения требований законодательства;

б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;

в) предотвращения ошибок и искажений;

г) исполнения приказов и распоряжений;

д) обеспечения сохранности имущества организации. Наиболее полным представляется перечень целей системы внутреннего контроля, предложенный

В.В. Бурцевым. К их числу он относит:

1) соответствие деятельности организации принятому курсу действий

(целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

2) устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;

3) упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной

деятельности;

4) сохранность имущества организации (внеоборотных активов оборотных средств), в том числе сохранность систематизированных и обобщенных данных для их использования в управлении. Здесь существуют два аспекта контроля:

а) контроль, ориентированный на адекватность организационных мероприятий по обеспечению физической безопасности активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, отказов компьютеров, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений и т.д.),

б) контроль на предмет обоснованности финансово-хозяйственных операций, платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям;

5) должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

6) достижение показателей эффективности системы бухгалтерского учета - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;

7) рост производительности труда, снижение издержек и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

8) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

9) соблюдение должностными лицами, другими работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

10) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.

Во всех случаях подразумевается наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение риска деловой и финансовой деятельности, а также бухгалтерского учета.

Среда контроля - это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду формируют следующие составляющие: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы.

Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например. в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций либо стремлении избегать любых форм риска, и установлении планов по прибыли как наилучших либо наиболее вероятных, формировании динамичной структуры управления либо сохранении структуры с диктатом одного или двух лиц, соблюдении высшими руководителями установленных норм либо нарушении финансовой дисциплины. Следствием авторитарного стиля руководства или постановки нереальных рабочих целей может быть высокая текучесть административных кадров. Необоснованность целей может создавать условия для искажения финансовой информации.

Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения в организации, регламентирует ответственность сотрудников, порядок составления отчетов. Уровень организационной структуры частично зависит от размеров и назначения организации. Если для крупного предприятия характерна многоступенчатая организация с определенным порядком составления документов и отчетности, то на малом предприятии она будет мешать прохождению требуемого потока информации.

Распределение полномочий и ответственности между персоналом организации должно гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменной форме должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования контроля следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может привести к совершению ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение. Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции: непосредственный доступ к активам; разрешение на совершение операций с активами; непосредственное осуществление хозяйственных операций; отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Например, отпуск материалов со склада должен быть санкционирован ответственным сотрудником администрации организации, непосредственный отпуск „поводит кладовщик на основании накладной, материалы используют работники цеха, учитывает и контролирует операции бухгалтер а(также внутренний аудитор). Целесообразно, чтобы к компьютеризированной системе учета персонал, ответственный за отражение данные по финансовому положению, не занимался обработкой данных по хозяйственным операциям. В небольших организациях адекватное разделение обязанностей между сотрудниками затруднено, что повышает риск финансовых нарушений.

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Основной целью работы является формирование коллектива из необходимого числа сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность персонала. Целесообразно реализовывать на практике мероприятия и программы, позволяющие контролировать и оценивать деятельность работников, стимулировать, обучать их.

Внешние факторы, как правило, не являются объектом контроля со стороны администрации, но также могут воздействовать на работу организации. Прежде всего это требования действующего законодательства и подзаконных актов, которым должна соответствовать хозяйственная деятельность организации.

Учетная система - что совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке" и представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности:

Учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;

Организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);

Распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками

бухгалтерии;

Организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

Порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;

Порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных

бухгалтерского учета;

Роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

Критических областей учета, где риск возникновения ошибок или

искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;

Средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы

Процедуры контроля - это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что: все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация.

На практике осуществляются разнообразные процедуры контроля, в том числе контроля полноты данных, точности данных, разрешения (санкционирования) операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственные проверки.

Процедуры контроля полноты данных предназначены для получения уверенности в том, что данные по всем хозяйственным опера-ям внесены в учетные регистры (компьютерные файлы) и принятия на обработку. При их отсутствии существует вероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит, и неправильной регистрации данных о хозяйственных операциях. К таким процедурам относятся:

Нумерация всех первичных документов в момент совершения хозяйственных операций (или предварительно) и их учет после обработки;

Проверка обработки всех данных путем применения проверочных сумм (сравнение количества документов до и после обработки, способ двойной записи, балансовый метод и др.);

Согласование данных из разных источников (например, сравнение данных по выписанным счетам-фактурам и накладным на отгрузку продукции);

Сравнение входных данных с показателями, содержащимися в Других документах.

При компьютерной обработке информации контролируется полнота внесения данных, обработанных компьютером, включая определение, пополнение и суммирование данных по хозяйственным операциям. Эти действия выполняются с использованием программируемых процедур бухгалтерского учета (программных комплексов).

Процедуры контроля точности данных необходимы для получения уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операции отражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам.

Точность достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов, общей стоимостью, добавлением и классификацией счетов. К таким процедурам относятся арифметическая проверка правильности учетных записей и сверка расчетов. При ручном ведении учета может проводиться двойная проверка операций с привлечением лица, которое повторяет расчеты, вносит добавления и указывает корреспонденцию счетов. В компьютеризованной системе учета проверка точности внесения данных осуществляется для получения уверенности в том, что данные точно зарегистрированы и внесены в компьютер. Для этого анализируются остатки по счетам, номера и даты введенных документов, значения показателей и суммы.

Очень важен контроль отражения хозяйственных операций Нужное время (по мере оприходования товаров, отпуска продукции Передачи отчетов со склада и бухгалтерию и т.п.).

Процедуры контроля разрешения с(анкционирования) операций направлены на обеспечение законности операций. К таким процедурам относятся:

Проверка правильности документооборота;

Выдача разрешения на совершение отдельных хозяйственных операций или подтверждение целесообразности их совершения уполномоченными сотрудниками администрации (подписание расчетно-платежных документов, утверждение авансовых отчетов, актов списания имущества и пр.);

Установление круга лиц, уполномоченных на совершение определенных операций (получение средств из кассы под отчет на хозяйственные нужды или на командировочные расходы, отпуск продукции или материалов со склада, получение товарно-материальных ценностей у поставщиков и др.);

Осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске и сравнение их содержания, количества и состояния с данными первичных документов (накладных, счетов-фактур, актов приемки-передачи и др.).

Процедуры контроля сохранности активов и записей основаны на ограничении доступа к активам организации лиц, не имеющих на это полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчи активов. Они включают: создание надежной контрольно-пропускной системы в организации, установку средств охраны, сигнализации, сейфов, устройство оборудованных складских помещений и т.п., а также периодическое проведение внутренних ревизий и инвентаризации.

В компьютеризованных системах учета процедуры контроля обеспечивают ограничение доступа к программным файлам и файлам информации путем установки паролей, ключей доступа, регламентирования возможностей отдельных терминалов (рабочих мест). Важное значение имеют процедуры контроля, гарантирующие ведение обработки данных по операциям с использованием всей ранее введенной информации и полное восстановление файлов данных после сбоя в программе или поломки компьютера. При ручной обработке информации должны быть приняты меры по сохранению документов путем установления и контроля исполнения графика документооборота, правил работы с документами, их передачи в архив, определения ответственных должностных лиц.

Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей.

Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок.

Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных величин с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами) так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

В нормативных актах дано разъяснение сущности таких служб внутреннего контроля, как служба внутреннего аудита и ревизионная комиссия.

Отметим, что нельзя ставить знак равенства между ревизорами и внутренними аудиторами.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Данный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества проводится но итогам деятельности за год, а также во всякое время но инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего (владеющих) в совокупности не менее 10% голосующих акций общества. Таким образом, налицо эпизодический характер работы комиссии (ревизора). Помимо этого. отмечено, что состав органа не всегда профессионально подготовлен,

поскольку формируется из работников организации, которые не занимают

руководящих должностей. Нередко его деятельность исчерпывается контролем

за исполнением решений общего собрания акционеров.

Правильным представляется определение внутреннего аудита, согласно

которому он осуществляется исключительно в интересах руководства

организации, что выделяет внутренний аудит из числа прочих форм

негосударственного контроля за деятельностью экономического субъекта,

таких, как внешний аудит и ревизия.

Существуют две точки зрения на роль внутреннего аудита в системе

внутреннего контроля субъекта.

Согласно первой точке зрения внутренний аудит призван обеспечить

контроль за соблюдением установленного порядка ведения

бухгалтерского учета и исполнением обязательств перед бюджетом, контроль

за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты платежей в бюджет и

внебюджетные фонды. В этом случае внутренний аудитор смотрит на

организацию глазами внешнего проверяющего (будь то внешний аудитор,

налоговый инспектор, работник таможенных или иных контрольных органов).

Цель такого контроля - временное выявление ошибок в учетном процессе и

избежание, таким образом, штрафных санкций, которые могут быть

предъявлены организации.

толкование.

По мнению Э.А. Лренса и Дж.К. Лоббека. внутренний аудит должен

обеспечить администрацию ценной информацией для принятия решений,

касающихся эффективного функционирования их бизнеса. Данное утверждение

требует некоторого уточнения, поскольку возникает вопрос относительно

отличия аудита от бухгалтерского учета, по своей сути являющегося

поставщиком финансовой информации.

Внутренний аудит дает руководству проверенную информацию,

касающуюся тех или иных сфер деятельности организации, с точки зрения ее

полноты, достоверности, соответствия существующим нормам

законодательства. Следовательно, аудит выступает в роли особой,

самостоятельной формы контроля. Более того, в рамках его проведения может

формироваться мнение о целесообразности и эффективности хозяйственной

прогнозы на будущее. Не случайно внутренний аудит является частью системы

управления организацией: он создает почву для принятия управленческих

решений и в дальнейшем позволяет сделать заключение об эффективности

претворения в жизнь принятых решений, тем самым формируя новую

информационную базу для анализа.

Международный институт внутренних аудиторов США (Instiluce of

Internal Auditors) определяет внутренний аудит как независимую Деятельность

по проверке и оценке работы организации в ее интересах. Такой подход к

сущности внутреннего аудита не ставит каких-либо ограничений относительно

целей и предмета исследования, на которых может быть сосредоточено

внимание внутреннего аудитора.

Э.А. Арене и Дж.К. Лоббек вносят уточнение, касающееся того, какие

именно аспекты работы организации подлежат проверке и оценке:

внутрихозяйственный аудит- учреждается в организации для проверки

эффективности контрольно ориентированных методов и процедур.

Поскольку совокупность контрольно ориентированных методов и

процедур - это система внутреннего контроля, под функцией внутренних

аудиторов следует понимать оценку адекватности системы контроля, т.е.

осуществление проверок уровней управления (контроля), предоставление

обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и

Контроль за надежностью функционирования системы внутреннего

контроля иногда дополняют такой функцией, как оценка эффективности

деятельности. Под оценкой эффективности деятельности понимают экспертные

оценки различных сторон работы организации и предоставление обоснованных

предложений по ее совершенствованию. Как было установлено, контроль за

эффективностью основных аспектов хозяйственной деятельности организации

является составной частью системы внутреннего контроля, поэтому выделять

его в качестве самостоятельного направления деятельности внутренних

аудиторов не представляется целесообразным. То же самое относится к

контролю за соблюдением законодательства и установленного порядка ведения

бухгалтерского учета.

Внутренний аудит может проводиться в отношении отдельных

составляющих системы внутреннего контроля организации при самом

разнообразном их сочетании. Определение задач, которые он должен решать,

зависит от размеров и специфики деятельности каждой организации. Поэтому

конкретный хозяйствующий субъект самостоятельно формулирует задачи

службы внутреннего аудита, регламентирует области полномочий и

ответственности сотрудников данной службы. Таким образом, посредством

определения внутреннего аудита не должны ставиться какие-либо рамки для

задания объектов и целей исследования.

Учитывая сказанное, предлагаем следующее определение внутреннего

аудита - это организованная на экономическом субъекте в интересах органов

его управления и регламентированная его внутренними документами

деятельность но проверке и оценке работы этого субъекта в целях установления

надежности и эффективности функционирования отдельных составляющих

системы внутреннего контроля, Под составляю и (ими системы внутреннего

контроля предлагаем понимать организационные меры, методики и процедуры,

применяемые руководством экономического субъекта для упорядоченного и

эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Выработать единый теоретический подход к организации внутреннего

аудита и описать возможные цели и задачи аудитора позволит подразделение

внутреннего аудита на виды.

Зарубежные специалисты используют различные термины для

обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее

распространение получило выделение трех видов внутреннего аудита:

операционный (управленческий) аудит, аудит на соответствие, аудит

финансовой отчетности.

Необходимо заметить, что в зарубежной литературе нет однозначности

трактовки указанных терминов. Посмотрим, как их определяют Э-А. Арене и

Дж.К. Лоббек.

Операционный аудит - это проверка любой части процедур и методов

функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности

и эффективности. По завершении этого аудита менеджеру обычно выдаются

Из-за того что операционная эффективность может быть во множестве

самых разных областей, охарактеризовать типичный операционный аудит

невозможно. В одной организации аудитор оценивает пригодность и

достаточность информации, используемой руководством при принятии

решения о приобретении новой недвижимости, в другой организации -

эффективность движения документов при обработке данных по товарообороту.

В операционном аудите проверки не ограничиваются бухгалтерским учетом.

Они могут включать оценку орган иза1 (ионной структуры, компьютерных

операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в

которой аудитор квалифицирован.

Выполнение операционного аудита и сообщение о его результатах

определяются не так легко, как при аудите других видов. Гораздо сложнее

объективно оценить эффективность операций, нежели их соответствие

инструкциям или представление финансовой отчетности. не противоречащей

общепринятым бухгалтерским принципам. а установленные критерии для

оценки информации при каждом конкретном аудите крайне субъективны. В

этом смысле операционный аудит больше похож па консалтинг

администрации, чем на то, что обычно считается аудитом-

Аудит на соответствие имеет целью определить, соблюдаются ли в

хозяйственной системе специфические процедуры или правила, которые

предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией). Этот

аудит для частного бизнеса мог бы включать выяснение того, следует ли

бухгалтерский персонал процедурам, которые предписаны управляющим,

проверку соответствия уровня заработной платы минимальному уровню,

гарантированному законом, или проверку контрактов с банками и другими

кредиторами для гарантирования соблюдения организацией юридических норм.

Следует отметить, что иногда встречается более широкое толкование

аудита на соответствие- По мнению О.В. Ковалевой и Ю.ГТ. Константинова,

посредством аудита на соответствие определяется, соблюдаются ли в

организации конкретные правила, нормы законы, инструкции, пункты

договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или

данные отчетов, а также специфические требования, которые предписаны

персоналу администрацией (об этой концепции мы говорили ранее).

Аудит финансовой отчетности выполняется для определения того,

согласуется ли сводная финансовая отчетность с определенными критериями.

Существующая классификация укрупнена и не отличается точностью. При

аудите финансовой отчетности (финансовом аудите) определяют, согласуется

ли отчетность с законом, инструкциями, общепринятыми бухгалтерскими

принципами, а также специфическими требованиями администрации,

закрепленными в учетной политике организации. Таким образом, делаем

вывод, что проверка на соответствие составляет неотделимую часть проверки

бухгалтерской отчетности. Проверка бухгалтерской отчетности может иметь

целью установление платежеспособности, кредитоспособности, ликвидности

организации. В этом случае ее частью является определение эффективности

работы организации. Значит, если отличительная особенность таких видов

аудита, как операционный аудит и аудит на соответствие,- цель проверки, то

особенность финансового аудита состоит в специфическом объекте проверки, а

именно в отчетности организации.

На наш взгляд, применение рассмотренной классификации существенно

затруднит выработку единого теоретического подхода. Для поставленной цели

требуется разработать более детальную и точную классификацию внутреннего

Па первом этапе выделим две функции внутреннего аудита: контрольную

и консультационную.

Администрация организации нуждается в достоверной и полной

информации относительно производительности и эффективности ее работы.

Поэтому администрация прежде всего заинтересована в качественных

процедурах контроля, обеспечивающих эффективность системы

бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности. В связи с этим аудит,

выполняющий контрольную функцию, предлагаем подразделить на аудит

системы бухгалтерского учета и аудит целесообразности и эффективности

хозяйственной деятельности. Это позволит учесть оба существующих подхода

к функциональному назначению внутреннего аудита.

Дудит системы бухгалтерского учета - это организованная на

экономическом субъекте в интересах органов его управления и

регламентированная его внутренними документами деятельность по проверке и

оценке работы организации в целях установления надежности и эффективности

функционирования отдельных составляющих системы бухгалтерского учета.

Установление надежности системы бухгалтерского учета подразумевает

административные действия по наблюдению за выполнением рудниками

организации всех предписанных процедур контроля, результаты которых

представляются в виде отчета. Внутренний аудит предполагает тщательный и

непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, что

способствует своевременному обнаружению ошибок, нацеливает сотрудников

на квалифицированное исполнение своих обязанностей-

Следовательно, цель внутреннего аудита системы бухгалтерского учета

состоит в том, чтобы установить качество выполнения должностных

обязанностей сотрудниками организации, которые участвуют в процессе сбора,

регистрации, обработки и представления данных о ее хозяйственных

операциях.

На основании должностных инструкций внутренний аудитор

устанавливает соблюдение закрепленного порядка действий и

взаимоотношений определенного круга работников организации в отношении

планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в

процессе совершения конкретных финансовых и хозяйственных операций.

Источниками аудиторских доказательств являются первичные документы

или другие носители информации (регистры бухгалтерского учета, формы

бухгалтерской отчетности), касающиеся отдельной хозяйственной операции, в

которых отражаются данные, свидетельствующие об исполнении работниками

своих функций по реализации этапов соответствующих финансовых или

хозяйственных операций.

Внутренний аудит системы бухгалтерского учета призван выявить ошибки

и искажения в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета и

отчетности, поскольку они служат критерием качества выполнения

работниками организации своих должностных обязанностей. Выявление

ошибок и нарушений при внутреннем аудите в свою очередь имеет целью

хищения, порчи и нецелевого использования имущества (в то время как цель

работы внешнего аудитора - оценка степени влияния выявленных ошибок и

искажений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента).

Изложенное доказывает, что внутренний аудит пришел на смену ревизии.

В основе ревизии также лежало изучение документов и регистров

бухгалтерского учета. Ее главные цели состояли в обстоятельном изучении

деятельности хозяйствующего субъекта, вскрытии фактов бесхозяйственности,

расточительства, злоупотреблений искажения отчетных данных, а также

разработке мероприятий по предотвращению хищений и порчи сырья,

материалов, готовой продукции, сбережению денежных средств и финансовых

ресурсов.

Эти же цели, как и конечном итоге мы убедились, преследует и

внутренний аудит системы бухгалтерского учета. Надежная система

бухгалтерского учета прежде всего призвана обеспечить сохранность

собственности и достоверное отражение хозяйственных операций на счетах

бухгалтерского учета.

Таким образом, можно утверждать, что внутренний аудит системы

бухгалтерского учета - это «ревизия наших дней». Если внутренний аудитор

получит достаточную уверенность в том, что учетная система позволяет

обеспечивать сохранность собственности и не допускать ошибок и искажений

учетных данных, он может судить о ее надежности.

Аудит целесообразности и эффективности хозяйственной деятельности

представляет собой проверку и оценку работы организации в целях

установления надежности функционирования отдельных составляющих

системы внутреннего контроля за целесообразностью и эффективностью

хозяйственной деятельности. В рамках этого аудита оцениваются показатели,

характеризующие хозяйственную деятельность субъекта, и по итогам анализа

делаются выводы о качестве управления в организации,

В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно

выделить: функциональный (межфункциональный) аудит; организационно-

технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления;

консультационный аудит.

функциональный аудит систем производства и управления проводится для

оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо

подразделением (должностным лицом) организации. К такому аудиту

относятся и проверки каких-либо операций, Проводимых подразделением

(должностным лицом) в разрезе его функций. При межфункциональном

внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например,

функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи

и взаимодействии, Примеры функционального внутреннего аудита:

Контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных

отделом маркетинга;

Контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых

подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением

бухгалтерии;

Контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов о

состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой

бухгалтерией; контроль качества обслуживания тюники управления, в том

числе компьютерных систем.

Организационно-технический аудит систем производства и управления

выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем

производства и управления па предмет" организационной и технической

(совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности

их функционирования. К организационно-техническому аудиту можно отнести:

Контроль целесообразности организационной структуры;

Контроль целесообразности схемы организационных отношений;

Контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в

том числе персоналом;

Контроль организационной и технической целесообразности иных систем

производства и управления, в том числе систем управления персоналом,

коммуникаций, управленческой информационной системы.

Кроме того, внутренние аудиторы могут проводить более глубокий

контроль деятельности организации, который выражается в совокупности

организационно-технологического и функционального аудита систем

управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов,

связывающих организацию с внешней средой, например, системы внешних

профессиональных связей, имиджа, общественных связей. Здесь определяются

все сильные и слабые стороны деятельности организации, оцениваются

устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а

также перспективы развития. Такие контрольные мероприятия,

осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту

системы управления организацией.

Внутренние аудиторы могут участвовать в разработке

внутрихозяйственных регламентов и других внутренних нормативных

документов, консультировать по различным вопросам законодательства,

участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала,

проводить консультации для работников аппарата управления по исполнению

различных финансово-хозяйственных операций, участвовать в постановке

бухгалтерского учета. Все эти функции относятся к консультационному аудиту.

Ряд специалистов отождествляет понятия «внутренний аудит» и

«внутренний контроль».

В.В. Скобара считает более правильным дать внутреннему аудиту

определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними

ревизорскими службами (отделами).

Р.А. Алборов также полагает, что внутренний аудит - это фактически

внутрихозяйственный контроль.

Очевидно, исследователи отождествляют службу внутреннего контроля,

формирование которой предусмотрено Положением об организации

На самом деле внутрихозяйственный контроль осуществляется как

отдельными структурными подразделениями, так и отдельными работниками

организации. Это свидетельствует о том. что понятие "внутренний контроль"

шире, чем понятие "внутренний аудит»". Служба внутреннего аудита - одно из

возможных подразделений организации, главной функцией которого является

контроль за системой внутреннего контроля. Совокупность контролирующих

органов и лиц, организационных мер, методик и процедур, принимаемых ими,

формирует систему внутреннего контроля организации, одна из составляющих

которой - служба внутреннего аудита (внутренний аудитор).

В большинстве случаев необходимость во внутреннем аудировании

возникает из-за того, что верхнее звено руководства испытывает потребность в

подтверждении достоверности отчетов менеджеров низших уровней

управления. Поэтому служба внутреннего аудита, как правило, создается в

организациях, имеющих многоуровневую систему управления.

Как уже отмечалось, в организационную структуру организации могут

входить иные субъекты внутреннего контроля (например, менеджеры,

экономисты, бухгалтеры). На них также могут быть возложены и контрольные,

и консультационные функции в зависимости от экономической

целесообразности работы того или иного органа контроля. Состав, структура и

функции субъектов внутреннего контроля определяются руководством в

соответствии с установленными для системы внутреннего контроля целями и

организационной структурой.

В организации должны быть разработаны и утверждены стандарты,

инструкции и положения для каждого субъекта контроля, в которых указаны

области полномочий и ответственности, установлен круг обязанностей,

изложены необходимые контрольные процедуры.

Кроме того, в них должны быть раскрыты вопросы, касающиеся целей и

задач и предметов контроля, проводимого конкретным субъектом порядок его

осуществления (включая описание технологии контроля частотности, объема

проверок), формы представления отчетов о результатах работы.

Итак, существующие виды финансового контроля за деятельностью

хозяйствующего субъекта - коммерческой организации различаются:

1) субъектами, проводящими проверку;

2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется;

3) целями проверки;

4) формой представления результатов проверки.

Однако и государственный (муниципальный), и независимый, и

внутрихозяйственный контроль объединяет реализация контрольной функции

посредством решения следующих общих для них задач:

Изучения конкретного состояния хозяйственной и финансовой

деятельности проверяемого объекта;

Оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы:

Установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде случаев

внутренней) отчетности объекта,

Установить соблюдение норм и правил, закрепленных нормативными

актами, действующими в Российской Федерации, внутренними положениями и

инструкциями,

Оценить произведенные расходы и полученные результаты

производственно-хозяйственной деятельности.

Контроль за достоверностью бухгалтерской (в ряде случаев внутренней)

отчетности, а также соблюдением законодательства, соответствующих

положений и инструкций осуществляется посредством контроля системы

бухгалтерского учета. Цели такой проверки различаются в зависимости от

проводящего ее субъекта. Так, выявление ошибок и нарушений в документах

бухгалтерского учета и отчетности при внутрихозяйственном контроле, а в

некоторых случаях и государственном (муниципальном) контроле, имеет целью

обеспечить сохранность активов и документов, т.е. предотвратить факты

хищения, порчи, нецелевого и неэффективного использования имущества,

Целью же работы внешнего аудитора является оценка степени влияния

выявленных ошибок и искажений на достоверность бухгалтерской отчетности

клиента, целью деятельности органов налогового контроля - оценка влияния

обнаруженных ошибок на величину выплат

в бюджет и внебюджетные фонды. Тем не менее методом, при помощи

которого собирают данные о предмете контроля, выступает проверка системы

бухгалтерского учета организации. В ходе се осуществления органы

финансового контроля используют единые источники информации, более того,

един характер их изучения, а именно выявление содержащихся в них ошибок и

нарушений.

Оценка произведенных расходов и полученных конечных результатов

позволяет установить степень правдоподобности показателей производственно-

хозяйственной деятельности объекта контроля, обнаружить необычные и

неожиданные отклонения. Правдоподобные показатели обоснованно считаются

фактическими (реальными); можно ожидать их повторения при отсутствии

доказательств обратного; необычные и неожиданные отклонения

свидетельствуют о зоне повышенного контрольного риска. Показатели

деятельности хозяйствующего субъекта оценивают органы контроля на

заключительном этапе, для того чтобы установить, позволяет ли его

имущественное и финансовое положение продолжать деятельность и исполнять

обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным

периодом. Эта оценка также используется для выявления потенциальных

возможностей организации, определения качества принятия и реализации

управленческих решений.

Контроль за величиной произведенных расходов и полученных конечных

результатов деятельности хозяйствующего субъекта можно отнести к одному

из перспективных направлений развития государственного и муниципального

финансового контроля. Величина выплат в бюджет всех уровней напрямую

связана с доходностью, устойчивостью и платежеспособностью

налогоплательщиков. Поэтому вопросам эффективности производственной и

финансовой деятельности объектов контроля должно уделяться особое

внимание. Глубокое изучение ее состояния, позволит формировать материал

для системы прогнозных оценок и предложений относительно

совершенствования нормативной базы по вопросам учета и налогообложения,

элементов экономической политики и возможного предотвращения

финансовых нарушений в сфере экономики.

Таким образом, методом сбора информации о предмете контроля в этом

случае для всех его органов выступает экономический анализ деятельности

хозяйствующего субъекта. Характер изучения информации - выявление

отклонений показателей от нормы (плана, предыдущего периода), анализ

основных тенденций и причин их изменения.

Общность задач, методов контроля, источников информации и как

следствие - способов и приемов контроля свидетельствует о преемственности

методических подходов к его организации.

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ

ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Отличие ревизии от аудита

Существуют два противоп

Большинство ученых, посвятивших свои исследования проблемам внутрихозяйственного контроля, единодушны в определении его задач и роли в системе управления предприятием.

Отдельные ученые внутрихозяйственный контроль называют внутренним контролем. Однако, в любом случае следует иметь в виду, что "внутренний контроль" может рассматриваться не только относительно отдельного предприятия, но и как "внутренний ведомственный контроль".

Внутрихозяйственный контроль охватывает всю хозяйственную сферу предприятия, все фазы воспроизводства - снабжение, производство, сбыт готовой продукции и все виды деятельности коллектива предприятия, связанные с воспроизводственным процессом.

Внутрихозяйственный контроль - является видом экономического контроля владельца, представляет собой систематическое наблюдение и проверку эффективности использования активов и обязательств предприятия, производства при наименьших затратах, полное сохранение имущества, профилактика бесхозяйственности и хищений, законность и целесообразность хозяйственных операций и процессов, осуществляемых руководством предприятия или уполномоченным им должностным лицом (органом) с целью формирования информационных основ принятия управленческих решений или их корректировки для достижения поставленных целей наиболее эффективным способом.

Такой контроль способствует воспитанию лиц в духе ответственного и бережного выполнения должностных обязанностей. В этом и заключается большой экономический и психологический эффект систематического контроля качества выполняемых работ и получаемой продукции.

Целью внутрихозяйственного контроля являются оценка событий и фактов хозяйственной деятельности предприятия по экономической эффективности и законности ее осуществления и обеспечения достоверности данных в процессе хозяйственной деятельности.

Значение и содержание внутрихозяйственного контроля предприятий определяют поставленные перед ним задачи. Среди важнейших из них следует выделить:

1) обеспечения законности, целесообразности осуществления хозяйственных операций и выполнения управленческих решений;

2) отслеживание достоверности, полноты и своевременности отражения информации в учете;

3) выявление отклонений в процессе хозяйственной деятельности от предусмотренных норм, нормативов, стандартов, правил, планов, договорных обязательств и т. п;

4) установление причин отклонений, возникших, и доведение ответственности причастных лиц за их последствия;

5) предубеждения срывов, простоев в работе структурных подразделений;

6) персонифицированная оценка конечных результатов работника, трудового коллектива, оценка дисциплины труда, степени соблюдения всех требований, предъявляемых работнику (коллективу) в процессе хозяйственной деятельности, оценка их инициативности и полноты выполнения;

7) принятие корректирующих мер и установления результатов управленческих воздействий.

Рис. 1.3. в

Внутрихозяйственный контроль как составной компонент управления предприятием выступает средством связи между объектом и системой управления, предоставляя информацию относительно фактического состояния управляемого объекта, фактического выполнения принятого решения.

Одновременно реализуются такие функции контроля как профилактическая (предупредительная), информационная и культурно-воспитательная, мобилизующая (рис. 1.4.).

Контроль функционирует по каналу прямой связи, основная цель которого - предотвращение (предупреждение) возможных ошибок и нарушений. Именно в таком случае проявляется предупредительная (профилактическая) функция внутрихозяйственного контроля, что оказывает помощь всем уровням управления в предупреждении и устранении фактов возможных нарушений и несоблюдения требований действующего законодательства в будущем. Также способствует ликвидации явлений, которые порождают бесхозяйственность со стороны предприятий и случаи не соблюдения ими требований действующих нормативных документов в будущем.

Обратная связь между субъектом и объектом внутрихозяйственного контроля является универсальным средством получения информации. При этом по каналу обратной связи происходит выявление ошибок и недостатков. Таким образом, информационная или познавательная функция внутрихозяйственного контроля заключается в предоставлении информации о состоянии объекта для принятия необходимых управленческих решений и проведения корректирующих действий. Эта информация является основанием для принятия адекватных решений и проведения корректируя действий, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование проверяемого объекта.

Рис. 1.4. в

Не менее важная роль отводится и культурно-воспитательной функции внутрихозяйственного контроля благодаря которой работникам прививается чувство бережливости и ответственного отношения относительно выполнения собственных должностных обязанностей. Широкое привлечение работников к осуществлению внутрихозяйственного контроля способствует повышению их творческой активности, трудовой дисциплины и создает возможности постоянной заботы о членах трудового коллектива.

При осуществлении контроля выявляются не только недостатки, но и положительные явления в деятельности предприятий. Последние как передовой опыт могут использовать и на других предприятиях, благодаря чему реализуется мобилизующая функция внутрихозяйственного контроля.

Функции внутрихозяйственного контроля заключаются в содействии деятельности предприятия различных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов. Таким образом, внутрихозяйственный контроль как функциональная экономическая наука обеспечивает практические рекомендации относительно эффективного достижения целей предприятия путем реализации управленческих решений.


Вернуться назад на

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный и аудит. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Этот контроль осуществляется такими органами, как Контрольная палата Республики Беларусь, Министерство финансов, Национальный банк, Главная государственная налоговая инспекция, Государственная инспекция по ценным бумагам и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.

На Контрольную палату возложены обязанности проверки соблюдения всех законов, действующих на территории государства. Министерство финансов через свое Контрольно-ревизионное управление проверяет правильность составления и исполнения бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства.

Государственная налоговая инспекция и ее территориальные звенья проверяют правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

Аудит - это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка - это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка - это изучение отдельных сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из ; проверка правильности отнесения затрат на и т. д.

Экономический анализ - это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля - банками, финансовыми, аудиторскими фирмами.

Ревизия - это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т. д. Органы аудита свою работу проводят на основе договоров.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т. е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т. е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т. е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др.

Каждая проверка и ревизия должна быть тщательно подготовлена, ибо от этого зависит их качество. Для этого изучаются необходимые законы, постановления, инструкции, приказы, распоряжения; производится ознакомление с материалами прошлых проверок и ревизий, результатами устранения выявленных нарушений; изучаются критические материалы органов информации, особенности производственной деятельности и т. д.

На основе подготовительной работы составляется программа ревизии или проверки. На основе программы разрабатывается рабочий план ревизии или проверки. Рабочий план - это детализированная программа, где на основе крупных вопросов, подлежащих ревизии или проверке, определяются частные, намечаются пути и методы их осуществления, вносятся различные дополнения, потребность в которых возникла в процессе ревизии или проверки.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов: предъявление полномочий; проведение организационного совещания с ответственными работниками подконтрольного объекта; проведение инвентаризации; личное ознакомление с подконтрольным объектом, технологией его деятельности; предварительный анализ хозяйственной деятельности; непосредственная документальная ревизия или проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка устранения выявленных недостатков.

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов. Хронологический метод - это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т. е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получением денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких-либо материалов, и т. п. Такой метод изучения документов называется систематизированным.

Loading...Loading...