Сценарий презентации экологической тропы в доу. Экологическая тропа в детском саду. Различные формы работы с детьми в группе
Орловский региональный центр Федерации Интернет Образования
Дошкольное образование
Ильинская И.Н.
Тема урока
Экологическая тропа в детском саду.
План урока
2. Создание экологической тропы на территории детского сада и в естественных природных условиях.
3. Организация работы с детьми на экологической тропе.
1. Значение экологической тропы в детском саду.
УЧЕБНАЯ ТРОПА – специально оборудованный и тщательно изученный маршрут в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - м аршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую
природоохранную и ист орическую ценность, на к ото ром экскурсанты (студенты, туристы и т. п.) получают устную и письменную информацию (аншлаги, стенды, таблички т. п.) об этих объектах. Для удобства тропы могут быть оборудованы настилами, мостиками, указателями и пр. Создание э. тропы (учебных троп природы) направлено на решение задач: экологич еское обучение и воспитание, отдых посетителей, охрана природы в прилегающей зоне. Часто Э. т. прокладывают по терр итории нац. парков, заказников.
Типы экологических тропинок:
- на территории дошкольного учреждения;
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер)
Работа на экологической тропе способствует:
- познавательному развитию ребенка (созданы условия для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы и т.д.);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира и т.д.);
- оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом и т.д.)
2. Этапы создания и оформления тропинки
- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков или рисунков-символов);
- Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать детям задания и приглашать их в гости;
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми
Объекты экологической тропы на территории детского сада
- Все то, что уже имеется на территории детского сада:
деревья, травы, кустарники, муравейник, цветник, сад, огород, участок с лекарственными растениями, участок с луговыми растениями, занесенными в Красную книгу, хозяйственная постройка с домашними животными и др.
Устройство цветников
Цветники – есть композиционные решения сочетаний цветочных растений друг с другом. В одной комбинации – они могут быть ярким акцентом на открытом солнечном участке, при другом подборе растений – становятся нежным дополнением в тени раскидистых деревьев и кустарников.
Цветники могут быть составлены из однолетних цветочных растений (однолетников) и травянистых многолетников (многолетников). И у тех и у других есть ряд преимуществ и недостатков.
Однолетники , обладая яркими, насыщенными красками и довольно продолжительным временем цветения (с июня по октябрь) нуждаются в ежегодной замене, т.к.весь их жизненный цикл рассчитан на один вегетационный период.
Многолетники , наоборот, произрастают на одном месте несколько лет, прекрасно переносят зимний период, но никогда не дадут такой плотной яркости, да и срок цветения каждого вида от 3 дней до 2-4 недель.
Варианты
оформления
Овощные и плодово-ягодные культуры
в детском саду
Объекты экологической тропы
в естественных условиях
Различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно встретить следы животных и др.
реферат-эк.тропа
«МКДОУ Елань- Коленовский детский сад общеразвивающего вида№1»
Проект «Экологическая тропинка»
Воспитатель: Алтухова В.Н.
Лето 2016 г.
«Я сорвала цветок, и он завял.
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем»
Л.Фесюкова
Актуальность:
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Цель проекта .
- Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико- ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Задачи проекта .
- Формирование у детей элементарных преставлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
- Развитие устойчивого интереса к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
- Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
- Ожидаемые результаты.
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном мире.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
Остановка «Деревья »
За время работы над проектом дети научились :
- Классифицировать растения;
- Проводить простейшие исследования с объектами природы;
- Узнали много интересного из жизни растений;
- Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- Стали бережливее относиться к объектам природы.
Наш детский сад расположен в живописном месте. Вокруг, на большой территории, растут множество разных деревьев и кустарников, летом красиво цветут цветы, кусты сирени, рябины, акации. Ко всем растениям есть возможность подойти. В связи с этим и возникла идея создания "экологической тропы" в нашем детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Мы в любое время года ходим тропами природы. Проект создания ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Задачи работы с детьми Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно исследовательскую деятельность формировать умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
Жужжащий и ползающий мир Пернатый мир Дом летающих семян Рябиновая аллея Зелёная аптечка Календулы Господин Шиповник У дядюшки Пня Сиреневая улица Русская берёзка Грядки тётушки Редиски Цветочная поляна Избушка Айболита Домишка Муравьишек Метеоплощадка Объекты экологической тропы
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы; наблюдения в природе; уроки доброты; экскурсии в природу; целевые прогулки; экологические конкурсы; экологические акции; решение экологических ситуативных задач; чтение художественной литературы; ситуации морального выбора; детские проекты; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; труд в природе; зеленый патруль; «Красная книга природы»; «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений); составление экологических карт; коллекционирование; выставки и экспозиции; экологические развлечения, досуги, праздники; экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные); экологические сказки; инсценировки, театрализации.
Превращение одуванчиков (познание, безопасность)
Наблюдение за рябиной (познание, коммуникация, безопасность)
Наблюдение за божьей коровкой (познание, б езопасность)
Подвижная игра «Съедобный грибок положи в кузовок» (познание, физкультура, здоровье, социализация, безопасность) По рмр
Подвижная игра «Дождик-шалунишка» (познание, физкультура, здоровье, социализация)
Наблюдение за птицами (познание, коммуникация, безопасность)
Экскурсия «Вместе гуляем за зимой наблюдаем» (познание, коммуникация, здоровье)
Формы работы с родителями: КВН, викторина; изготовление поделок, рисунков; субботники по облагораживанию территории детского сада; взросло-детские проекты; участие в конкурсах; участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; фотовыставки; изготовление экологической газеты; изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
Используемая литература: О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» О.В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир» «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Евдокимова Е. «Проект как мотивация к познанию» Дошкольное воспитание №3, 2003 г.
Работу выполнили: воспитатель Джариашвили Е.Н. Ст. воспитатель Штарёва Н.А.
"Экологическая тропа» МДОУ д\с «Лесная сказка»
Воспитатель Богатко Н. М .
Актуальность проекта.
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель создания тропы :
расширение сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы .
Задачи:
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
- Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
- Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы .
Тип проекта
Участники проекта .
Дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, методисты, родители.
Цель проекта .
Создание условий для формирования у детей экологической культуры.
Задачи проекта .
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
- Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка
Гипотеза реализации проекта.
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Ожидаемые результаты .
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном мире.
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления. Презентация проекта на методическом объединении Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Презентация проекта на методическом объединении
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Этапы реализации проекта
1. этап. Подготовительный: постановка цели и задач, выбор маршрута,
Определение объектов и методов для исследования.
2. этап. Собственно – исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3. этап. Обобщающий.
а) диагностирование уровня экологического развития детей;
б) просмотр презентаций детских исследовательских работ.
в) обобщение уровня обогащения предметно – развивающей среды
Подготовительный этап реализации проекта.
Цель: 1. Изучить особенности окружающего
природного окружения.
2. Сформулировать цели и задачи проекта
3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.
4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания
- Обследование объектов природного окружения ДОУ
2. Обработка консультативно-методической литературы
по проблеме экологического воспитания детей
Обследование природных объектов ДОУ, составление
карты и паспорта экологической тропы
Маршрут экологической тропы
Хвойные деревья
Детский сад
«Лесная сказка»
«Зелёная аптека»
Птичий город
Белые колокольчики.
«Березовая роща»
«Клумбы» и «Белые колокольчики »
Мы сформулировали «Правила поведения на экологической тропе»
Собственно – исследовательский этап :
Цель: 1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологической тропы.
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа».
- Экскурсия в берёзовую рощу.
- Целевая прогулка «Разведка весенних примет»
- Познавательная образовательная деятельность «Зелёная Аптека или Лекарственные растения», «Лесной теремок».
- Трудовой десант «Огород на окне».
« Зеленые друзья в нашей группе»
Формы работы с детьми
- Экологические беседы
- Наблюдения в природе
- Целевые прогулки
- Решение экологических ситуативных задач
- Трудовой десант
- Зелёная аптека
- Экологические развлечения
- Экологические сказки
- Экологические конкурсы
- Исследовательская деятельность
- Чтение художественной литературы
- Творческая художественная деятельность.
Различные формы работы с детьми в группе.
познавательное занятие "Теремок" (по сказке В. Бианки)
Праздники и инсценировки
Инсценирование сказки
«Лесной теремок».
«На дубе том….».
«День Земли»
Рисование по теме «Лесной теремок»
Обобщающий этап:
Цель : Презентация проекта
- Создание альбома детьми вместе с родителями
«Экологическая тропа в д\саду «Лесная сказка»».
2. Праздник «День Земли»
3. Презентация проекта «Экологическая тропа»
Один человек оставляет в лесу след; два человека – тропу,
тысяча человек - пустыню .
Давайте будем любить природу!!!
Она просит от нас помощи!!!
Спасибо за внимание !
Cлайд 1
МБДОУ № 11 «Йолдыз» Экологическая тропа в детском саду Выполнила: Хафаева Лейсан УльфатовнаCлайд 2
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.Cлайд 3
Задачи: Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Cлайд 4
Cлайд 5
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.Cлайд 6
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.Cлайд 7
Cлайд 8
4) Составление паспорта всех точек тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.Cлайд 9
5) Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.Cлайд 10
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: - экологические беседы; - наблюдения в природе; - экскурсии в природу; - целевые прогулки; - КВН, викторина, «Поле чудес»; - экологические конкурсы; - решение экологических ситуативных задач; - чтение художественной литературы; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; - труд в природе; - «Красная книга природы»; - коллекционирование; - экологические развлечения, досуги, праздники; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные); - инсценировки, театрализации.Cлайд 11
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: - взросло-детские проекты; - изготовление поделок, рисунков; - субботники по облагораживанию территории детского сада; - участие в конкурсах - участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; - фотовыставки; - изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);Cлайд 12
Объектами экологической тропы можно взять следующие: - Альпийская горка (дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, за появлением семян, сравнивать их) - Беседка (дети могут здесь читать стихи, петь песни, водить хороводы, проведения развлечения) - Сирень – краса (наблюдение за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Можно поискать цветочки по четыре и пять лепестков) - Птичий городок (пернатый мир) (наблюдение за птицами, поилка для птиц, кормушка, домики для птиц – скворечники) - Царство удивительных пеньков (здесь можно показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей, разглядывать пни с помощью луп)Cлайд 13
- Зеленая аптека (дети расширяют знания детей о лекарственных растениях; учятся собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года) - Белые берёзки (знакомство с березой) - Грядки тётушки Редиски (дети приучаются к труду, исследованиям на огороде, формируют представления о разнообразии растений, их особенностях) - Жужжащий и ползающий мир (объекты для наблюдения – насекомые) - Дорожка Топтыжкина (объектом исследования служат участки где зелёный покров вытоптан, а где нет) - Тропа здоровья - Рябинка - Клен