Сценарий презентации экологической тропы в доу. Экологическая тропа в детском саду. Различные формы работы с детьми в группе

Орловский региональный центр Федерации Интернет Образования

Дошкольное образование

Ильинская И.Н.


Тема урока

Экологическая тропа в детском саду.


План урока

2. Создание экологической тропы на территории детского сада и в естественных природных условиях.

3. Организация работы с детьми на экологической тропе.


1. Значение экологической тропы в детском саду.

УЧЕБНАЯ ТРОПА – специально оборудованный и тщательно изученный маршрут в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - м аршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую

природоохранную и ист орическую ценность, на к ото ром экскурсанты (студенты, туристы и т. п.) получают устную и письменную информацию (аншлаги, стенды, таблички т. п.) об этих объектах. Для удобства тропы могут быть оборудованы настилами, мостиками, указателями и пр. Создание э. тропы (учебных троп природы) направлено на решение задач: экологич еское обучение и воспитание, отдых посетителей, охрана природы в прилегающей зоне. Часто Э. т. прокладывают по терр итории нац. парков, заказников.


Типы экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер)


Работа на экологической тропе способствует:

  • познавательному развитию ребенка (созданы условия для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы и т.д.);
  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира и т.д.);
  • оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом и т.д.)

2. Этапы создания и оформления тропинки

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков или рисунков-символов);
  • Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать детям задания и приглашать их в гости;
  • Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
  • Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми

Объекты экологической тропы на территории детского сада

  • Все то, что уже имеется на территории детского сада:

деревья, травы, кустарники, муравейник, цветник, сад, огород, участок с лекарственными растениями, участок с луговыми растениями, занесенными в Красную книгу, хозяйственная постройка с домашними животными и др.



Устройство цветников

Цветники – есть композиционные решения сочетаний цветочных растений друг с другом. В одной комбинации – они могут быть ярким акцентом на открытом солнечном участке, при другом подборе растений – становятся нежным дополнением в тени раскидистых деревьев и кустарников.

Цветники могут быть составлены из однолетних цветочных растений (однолетников) и травянистых многолетников (многолетников). И у тех и у других есть ряд преимуществ и недостатков.

Однолетники , обладая яркими, насыщенными красками и довольно продолжительным временем цветения (с июня по октябрь) нуждаются в ежегодной замене, т.к.весь их жизненный цикл рассчитан на один вегетационный период.

Многолетники , наоборот, произрастают на одном месте несколько лет, прекрасно переносят зимний период, но никогда не дадут такой плотной яркости, да и срок цветения каждого вида от 3 дней до 2-4 недель.


Варианты

оформления


Овощные и плодово-ягодные культуры

в детском саду


Объекты экологической тропы

в естественных условиях

Различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно встретить следы животных и др.

реферат-эк.тропа







«МКДОУ Елань- Коленовский детский сад общеразвивающего вида№1»

Проект «Экологическая тропинка»

Воспитатель: Алтухова В.Н.

Лето 2016 г.


«Я сорвала цветок, и он завял.

Я поймала жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я поняла,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем»

Л.Фесюкова


Актуальность:

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.


Цель проекта .

  • Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико- ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.

Задачи проекта .

  • Формирование у детей элементарных преставлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
  • Развитие устойчивого интереса к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

  • Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

  • Ожидаемые результаты.
  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном мире.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
  • Содействовать развитию представлений о растительном мире.




Остановка «Деревья »







За время работы над проектом дети научились :

  • Классифицировать растения;
  • Проводить простейшие исследования с объектами природы;
  • Узнали много интересного из жизни растений;
  • Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • Стали бережливее относиться к объектам природы.

Наш детский сад расположен в живописном месте. Вокруг, на большой территории, растут множество разных деревьев и кустарников, летом красиво цветут цветы, кусты сирени, рябины, акации. Ко всем растениям есть возможность подойти. В связи с этим и возникла идея создания "экологической тропы" в нашем детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Мы в любое время года ходим тропами природы. Проект создания ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Задачи работы с детьми Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно исследовательскую деятельность формировать умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

Жужжащий и ползающий мир Пернатый мир Дом летающих семян Рябиновая аллея Зелёная аптечка Календулы Господин Шиповник У дядюшки Пня Сиреневая улица Русская берёзка Грядки тётушки Редиски Цветочная поляна Избушка Айболита Домишка Муравьишек Метеоплощадка Объекты экологической тропы

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы; наблюдения в природе; уроки доброты; экскурсии в природу; целевые прогулки; экологические конкурсы; экологические акции; решение экологических ситуативных задач; чтение художественной литературы; ситуации морального выбора; детские проекты; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; труд в природе; зеленый патруль; «Красная книга природы»; «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений); составление экологических карт; коллекционирование; выставки и экспозиции; экологические развлечения, досуги, праздники; экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные); экологические сказки; инсценировки, театрализации.

Превращение одуванчиков (познание, безопасность)

Наблюдение за рябиной (познание, коммуникация, безопасность)

Наблюдение за божьей коровкой (познание, б езопасность)

Подвижная игра «Съедобный грибок положи в кузовок» (познание, физкультура, здоровье, социализация, безопасность) По рмр

Подвижная игра «Дождик-шалунишка» (познание, физкультура, здоровье, социализация)

Наблюдение за птицами (познание, коммуникация, безопасность)

Экскурсия «Вместе гуляем за зимой наблюдаем» (познание, коммуникация, здоровье)

Формы работы с родителями: КВН, викторина; изготовление поделок, рисунков; субботники по облагораживанию территории детского сада; взросло-детские проекты; участие в конкурсах; участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; фотовыставки; изготовление экологической газеты; изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

Используемая литература: О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» О.В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир» «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Евдокимова Е. «Проект как мотивация к познанию» Дошкольное воспитание №3, 2003 г.

Работу выполнили: воспитатель Джариашвили Е.Н. Ст. воспитатель Штарёва Н.А.


"Экологическая тропа» МДОУ д\с «Лесная сказка»

Воспитатель Богатко Н. М .


Актуальность проекта.

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.


Цель создания тропы :

расширение сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы .


Задачи:

  • Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
  • Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
  • Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы .

Тип проекта

Участники проекта .

Дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, методисты, родители.


Цель проекта .

Создание условий для формирования у детей экологической культуры.

Задачи проекта .

  • Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
  • Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
  • Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
  • Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты .

Дети:

  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном мире.
  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
  • Содействовать развитию представлений о растительном мире.

Родители.

  • Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления. Презентация проекта на методическом объединении Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
  • Презентация проекта на методическом объединении
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы реализации проекта

1. этап. Подготовительный: постановка цели и задач, выбор маршрута,

Определение объектов и методов для исследования.

2. этап. Собственно – исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3. этап. Обобщающий.

а) диагностирование уровня экологического развития детей;

б) просмотр презентаций детских исследовательских работ.

в) обобщение уровня обогащения предметно – развивающей среды


Подготовительный этап реализации проекта.

Цель: 1. Изучить особенности окружающего

природного окружения.

2. Сформулировать цели и задачи проекта

3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников.

4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания

  • Обследование объектов природного окружения ДОУ

2. Обработка консультативно-методической литературы

по проблеме экологического воспитания детей


Обследование природных объектов ДОУ, составление

карты и паспорта экологической тропы


Маршрут экологической тропы

Хвойные деревья

Детский сад

«Лесная сказка»

«Зелёная аптека»

Птичий город

Белые колокольчики.

«Березовая роща»





«Клумбы» и «Белые колокольчики »


Мы сформулировали «Правила поведения на экологической тропе»


Собственно – исследовательский этап :

Цель: 1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологической тропы.

2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа».

  • Экскурсия в берёзовую рощу.
  • Целевая прогулка «Разведка весенних примет»
  • Познавательная образовательная деятельность «Зелёная Аптека или Лекарственные растения», «Лесной теремок».
  • Трудовой десант «Огород на окне».

« Зеленые друзья в нашей группе»


Формы работы с детьми

  • Экологические беседы
  • Наблюдения в природе
  • Целевые прогулки
  • Решение экологических ситуативных задач
  • Трудовой десант
  • Зелёная аптека
  • Экологические развлечения
  • Экологические сказки
  • Экологические конкурсы
  • Исследовательская деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Творческая художественная деятельность.


Различные формы работы с детьми в группе.

познавательное занятие "Теремок" (по сказке В. Бианки)


Праздники и инсценировки

Инсценирование сказки

«Лесной теремок».

«На дубе том….».

«День Земли»






Рисование по теме «Лесной теремок»


Обобщающий этап:

Цель : Презентация проекта

  • Создание альбома детьми вместе с родителями

«Экологическая тропа в д\саду «Лесная сказка»».

2. Праздник «День Земли»

3. Презентация проекта «Экологическая тропа»



Один человек оставляет в лесу след; два человека – тропу,

тысяча человек - пустыню .


Давайте будем любить природу!!!

Она просит от нас помощи!!!


Спасибо за внимание !

Cлайд 1

МБДОУ № 11 «Йолдыз» Экологическая тропа в детском саду Выполнила: Хафаева Лейсан Ульфатовна

Cлайд 2

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

Cлайд 3

Задачи: Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Cлайд 4

Cлайд 5

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Cлайд 6

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

Cлайд 7

Cлайд 8

4) Составление паспорта всех точек тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.

Cлайд 9

5) Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.

Cлайд 10

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: - экологические беседы; - наблюдения в природе; - экскурсии в природу; - целевые прогулки; - КВН, викторина, «Поле чудес»; - экологические конкурсы; - решение экологических ситуативных задач; - чтение художественной литературы; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; - труд в природе; - «Красная книга природы»; - коллекционирование; - экологические развлечения, досуги, праздники; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные); - инсценировки, театрализации.

Cлайд 11

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: - взросло-детские проекты; - изготовление поделок, рисунков; - субботники по облагораживанию территории детского сада; - участие в конкурсах - участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; - фотовыставки; - изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

Cлайд 12

Объектами экологической тропы можно взять следующие: - Альпийская горка (дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, за появлением семян, сравнивать их) - Беседка (дети могут здесь читать стихи, петь песни, водить хороводы, проведения развлечения) - Сирень – краса (наблюдение за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми. Можно поискать цветочки по четыре и пять лепестков) - Птичий городок (пернатый мир) (наблюдение за птицами, поилка для птиц, кормушка, домики для птиц – скворечники) - Царство удивительных пеньков (здесь можно показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей, разглядывать пни с помощью луп)

Cлайд 13

- Зеленая аптека (дети расширяют знания детей о лекарственных растениях; учятся собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года) - Белые берёзки (знакомство с березой) - Грядки тётушки Редиски (дети приучаются к труду, исследованиям на огороде, формируют представления о разнообразии растений, их особенностях) - Жужжащий и ползающий мир (объекты для наблюдения – насекомые) - Дорожка Топтыжкина (объектом исследования служат участки где зелёный покров вытоптан, а где нет) - Тропа здоровья - Рябинка - Клен
Loading...Loading...