Военная служба по контракту на флоте. Размер заработной платы российских моряков Сколько зарабатывает матрос на рыболовном судне

Наверное, каждый из нас наслышан о высоких заработках моряков. Кроме того, с данной профессией связаны дух романтики и возможность повидать мир. Хотя труд моряка не так прост и связан с некоторыми довольно неприятными нюансами. Давайте узнаем, сколько зарабатывают моряки в различных странах мира.

Особенности работы

Моряк должен обладать целым рядом навыков и умений, чтобы его взяли в плавание. Их перечень зависит от должности, которую соискатель вакансии будет занимать на корабле. Этой должностью может быть:

  • матрос;
  • механик;
  • штурман;
  • лоцман;
  • капитан;
  • помощник капитана;
  • кок и т. д.

Минимальное требование для любого матроса – это наличие образования в мореходном училище. А вот старший командный состав уже должен иметь в своем багаже высшее образование по данному профилю. Кроме того, для матросов обязательно знание иностранного языка, в частности английского, хотя бы на простом разговорном уровне. Командный состав должен иметь более углубленные познания в английском языке.

Кроме общего знания морского дела, представитель каждой специализации должен уметь то же, что и специалист соответствующей категории на суше. Например, кок должен иметь все умения повара, а механик – инженера.

Но главная особенность работы моряка дальнего плавания состоит в том, что он довольно продолжительное время должен находиться вдали от семьи и дома.

От каких факторов зависит зарплата?

В немалой степени зарплата моряка зависит от конкретного крюингового агентства, через которое он нанялся в рейс. Крюинговое агентство – это своеобразный посредник между соискателем вакансии и непосредственным нанимателем. Естественно, оно выполняет данную посредническую миссию не бесплатно.

Кроме того, некоторую роль в величине заработка играет конкретная страна, в которой расположена контора.

Хотя эта роль не такая значительная, как при оплате труда в других сферах деятельности. Ведь на данном рынке нанимателями выступают как отечественные, так и иностранные компании, что способствует выравниванию стоимости труда моряков в различных странах мира. К тому же оплата зачастую производится в долларах.

Гораздо более важную роль в оплате труда играет конкретная должность, которую занимает моряк, его квалификация и стаж. Естественно, дальность рейса и срок тоже имеют свое значение, но зачастую для моряков дальнего плавания он стандартный и составляет 4 месяца. Хотя существуют и более длительные по продолжительности времени рейсы.

Зарплаты моряков в России

Теперь давайте взглянем на конкретные заплаты моряков, вербуемых на рейсы в России. Нужно сказать, что данные заработки не будут существенно отличаться от доходов их коллег из других стран мира. Примерный уровень заработных плат специалистов различных категорий представлен в таблице ниже.

Как видим, больше всего зарабатывает капитан. Кстати, если разброс между окладами по другим должностям достаточно мал, то оклад капитана может быть больше на целых 15 тысяч долларов в месяц. Оплата труда капитана, в отличие от других членов команды, еще в значительной мере зависит от ценности груза и финансового положения организации, которая его наняла.

Читайте так же: Как офисный работник за 6 месяцев вышел на доп. в интернете.

Также не будем забывать, что именно капитан несет основную ответственность за все, что произошло на судне во время плавания, в том числе и за груз. Кроме того, квалификация капитана играет большую роль на уровень его оклада, чем у других моряков. Ведь компетентный капитан – это половина успеха команды.

А вот разница между окладами старшего командного состава и обычными матросами уже не так велика и составляет максимум 4,5 тысячи долларов. В то же время минимальная зарплата российских моряков составляет 1,5 тысячи долларов.

А что за рубежом?

Как уже говорилось выше, уровень зарплат зарубежных моряков и российских разнится ненамного. Так, чтобы узнать, сколько примерно получают украинские моряки, достаточно из заработка их коллег из России вычесть 500 долларов, а для определения доходов корабельной команды из Западной Европы и США, наоборот, эти 500 долларов добавить. Как видим, в сравнении общих окладов моряков это не такая уж и большая разница, а на фоне капитанских двадцати тысяч долларов эти пятьсот долларов вообще теряются.

Высокооплачиваемая работа

Как видим, оплата работы на кораблях, отправляющихся в дальнее плавание, на фоне средних российских зарплат выглядит более чем привлекательной. Даже обычный матрос может заработать от 95 000 рублей в месяц в переводе на отечественную валюту, не говоря уже о представителях старшего командного состава.

Это во многом обусловлено тем, что заработные платы моряков по всему миру являются более или менее выровненными. В то же время для стран Западной Европы и США зарплата персонала кораблей не является слишком высокой. Исключение составляет разве что оклад капитана судна.

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 15 октября 2018. Время чтения 7 мин.

Среднестатистический заработок моряков составляет 80 тыс. руб. в месяц. Представители старшего командного состава получают значительно больше, так, оклад капитана дальнего плавания превышает 1 млн руб. Доходы «королей моря» разных стран и регионов России практически не отличаются, минимальная ставка до конца 2018 г. зафиксирована на уровне 614 долларов США (40 665 руб.). Значение имеют должность, класс судна, его принадлежность к определенному флоту (военному, торговому, промысловому).

Романтика морей и данные о том, сколько зарабатывают моряки, неизменно привлекает людей в эту непростую профессию.

Таблица 1. Среднестатистическая заработная плата моряка в России в 2018 г.*

Источник: «Сколько Получает»,

* для расчета используются усредненные параметры: число суток в месяце 29,4, стандартная продолжительность рабочего дня (8 часов).

Реальный заработок в море определяется теми же факторами, что влияют и на размер «сухопутных» окладов:

  1. Должность является основным параметром: на корабле работает большое количество разнообразных специалистов, включая поваров и медиков, каждый из них получает зарплату соответственно характеру своего труда и категории.
  2. Характер организации работодателя также существенно влияет на доходы моряков. Частные компании обычно способны предложить лучшие условия труда, нежели государственные. Подводники и меньше гражданских служащих.

  1. Стаж, наличие опыта ценятся особенно высоко: они позволяют осуществлять карьерный рост и год от года увеличивать свои доходы.

К особенным факторам, влияющим на заработок членов команды промысловых судов, можно отнести успешность выхода в море. Подразумевается прибыльность мероприятия, учитывается богатство улова, процент брака и прочие убытки.

Справка

Моряком принято называть любого человека, чья работа связана с морским транспортом. Каждый сотрудник флота имеет свою специализацию и принадлежит к определенной команде или бригаде.

Матросы должны проходить обучение в мореходном училище. Для того чтобы претендовать на руководящие должности в старшем командном составе судна, требуется получить соответствующее высшее образование по интересующей специальности.

Прочие требования:

  • владение английским языком на уровне, достаточном для свободного общения (для получения руководящих должностей необходимы более глубокие знания);
  • способность легко переносить длительные разлуки с родными и близкими людьми, высокая психологическая устойчивость;
  • способность выносить повышенные физические нагрузки, работать в условиях увеличенного рабочего дня и отсутствия полноценных выходных.

Каждый моряк сегодня является контрактником. Подбор кадров и оформление документов осуществляют специализированные кадровые агентства крюинги, в некоторых случаях судовладельцы используют собственные представительства. Контракт может быть перманентным, закрывающим вопрос трудоустройства на период времени от года и более, или временным.

Важно! Нападение пиратов по-прежнему представляет собой угрозу для жизни и здоровья командира корабля и всех остальных членов команды. Суда и лодки, перевозящие ценные грузы, нередко находятся под защитой полиции или военнослужащих.

Зарплаты моряков различных специальностей

Составляющими флот «подразделениями» служат рыбацкое, транспортное (торговое, грузовое) и военное:


Моряки работают не только непосредственно в своей стихии, специалисты данной категории трудятся и на берегу. Такие вахты оплачиваются обычно в размере 12-20 тыс. руб. в месяц, лишь в небольшом количестве хорошо развитых крупных компаний доходы сотрудников достигают 15-25 тыс. руб.

Заработная плата работников смежных специальностей также зависит от категории судна:

  • рабочие ремонтной бригады, в чьи обязанности входит поддержание корабля в работоспособном состоянии и оперативное устранение всех технических неисправностей, мотористы машинного отделения получают от 50 до 70 тыс. руб. в зависимости от квалификации;
  • коки зарабатывают на промысле около 60-100 тыс. руб., на транспортных судах их доход обычно ограничивается 50 тыс. руб. в месяц.

Наибольшим окладом располагает капитан корабля, сумма его вознаграждения на престижных судах международных организаций может достигать 331 150 – 1 324 602 руб. Члены старшего командного состава получают 132 460 – 331 150 руб., матросы и обработчики - 99 345 – 132 460 руб.

Капитан дальнего плавания может заработать еще больше, поскольку такие рейсы относятся к категории наиболее ответственных и рискованных. Даже обычный матрос получает здесь не менее 108 500 руб.

Бонусы и другие составляющие зарплаты

Вне зависимости от должности и размера оклада, каждый специалист, работающий на судне, во время рейса обеспечивается всем необходимым за счет работодателя. В список бонусов включены:

  • продукты питания;
  • расходы на проживание в гостиницах;
  • стоимость билетов.

Заработки членов команды рыболовного судна дополняются выплатами, размер которых напрямую зависит от улова. Их вознаграждение состоит из некой фиксированной суммы и пая - процента с добычи. Помимо прямых обязанностей, работы в машинном отделении или на мостике, каждый рыбак берет на себя подвахты, выходя на помощь матросам рыбоперерабатывающего цеха.

Зарплаты моряков в регионах России

Основная часть вакансий сосредоточена в регионах, имеющих выход в моря. В целом, географический фактор мало влияет на размер вознаграждений, средние показатели одинаковы как для юга, так и для севера:

  • 45-90 тыс. руб. в Мурманской области;
  • 46,4-88 тыс. руб. в Хабаровском крае;
  • 48-76 тыс. руб. в Приморье;
  • 48-82 тыс. руб. в Краснодарском крае;
  • 50-101 тыс. руб. в Бурятии;
  • 52-92 тыс. руб. в Магаданской области.

Динамика роста зарплаты моряков в России

Заработная плата сотрудников флота напрямую зависит от состояния мировой экономики. Введение санкций, падение курса рубля и стоимости нефти вызвало задержку роста вознаграждений моряков, однако и гражданских служащих все же было осуществлено.

Таблица 4. Динамика изменений зарплаты моряков

Работа на круизном корабле не является лёгкой и входит в рейтинг десяти самых опасных. Мы живём во время, когда авиационный транспорт исключил перевозки пассажиров на дальние расстояния морем, что было популярно до середины ХХ-го века. Но морские пути продолжают использоваться не только для транспортировки крупногабаритных грузов. Круизная индустрия растёт каждый год. А каждый новый корабль нуждается не только в персонале для обслуживания пассажиров, но и в огромном количестве профессионалов для управления этими большими судами.

Офицерский состав, в отличии от большинства членов команды, получает очень хорошие зарплаты, имеет более комфортные условия проживания. Их контракты намного короче, а отпуск оплачивается. Зарплата отдельно взятого офицера зависит от разных факторов, но мы постараемся рассказать о том, сколько готовы платить круизные компании офицерам работающим по контракту.


Офицерский состав круизного корабля относится к Deck Department. В этом департаменте работают именно те, кто являются выпускниками специализированных морских учебных заведений и строят свою карьеру непосредственно по морской, судоходной специализации. Многие из них работают не только на круизных кораблях, но и на других типах судов.

Зарплата Капитана на круизном корабле (Captain / Master salary on cruise ship)
Капитан является самым главным человеком на корабле с большим количеством обязанностей. В последние годы зарплата на этой позиции поднялась на 27-30%. Первые две командные позиции становятся олицетворением судна и многие пассажиры запоминают не только сам корабль, но и его капитана. Каждый круиз организовывается ужин с капитаном или "капитанская вечеринка", на которой можно лично познакомиться и побеседовать с ним. Чаще всего приглашения получают пассажиры являющиеся членами специального клуба или купившие самые дорогие каюты на борту.

Круизные компании дорожат своими капитанами, но в сложных ситуациях главный офис возложит, а иногда и сбросит, всю ответственность именно на конкретного человека. Довольно часто за кулисами остаются негласные указания о которых знает лишь небольшой круг команды. Например, капитаны не хотят прорываться в порт через плохие погодные условия, но офис просит прибыть вовремя, чтобы не сорвать следующий круиз. Последствия случаются разные, но капитан всегда будет тем на кого обрушится критика.

Некоторые круизные компании выплачивают капитанам зарплату в размере $150000 в год. Но это не является стандартом и средняя зарплата составляет
$8000-11000 в месяц.

Зарплата Старшего Помощника на круизном корабле (Chief Officer / Staff Captain salary on cruise ship)
Старший Помощник или Старпом. Ещё эта позиция имеет определение как Капитан Персонала (Staff Captain). Практически равная позиция с Капитаном и в случае необходимости он принимает на себя его обязанности и полномочия. Большое количество департаментов и персонала требует дополнительного контроля. А капитан концентрируется на вопросе управления судном. Именно поэтому "Стаф-Капитан" должен быть в курсе всех вопросов. Его задачей является контроль незамедлительного выполнения приказов отданных Капитаном. Эта позиция тоже оплачивается соответственно и составляет
$5500-8000 в месяц.

Далее следуют позиции, которые не являются настолько репрезентативными для круизной компании и круизного корабля. Ротация этих должностей между судами происходит менее болезненно и продвижение по карьерной лестнице до этих позиций является вполне достижимой целью. При уходе вышестоящего офицера на пенсию или при переходе на другое судно, следовавший за ним по рангу, получает повышение практически всегда. На изучение специфики каждого отдельного судна требуется время, а накопленные знания обо всех мелочах со временем значительно облегчают работу. Поэтому если офицер предпочитает возвращаться на одно и тоже судно - к его желанию будут прислушиваться.

Зарплата Офицера Безопасности / Надежности (Safety Officer salary)
Эта позиция связана с безопасностью и надежностью самого судна и всех факторов отвечающих за безопасность находящихся на нём. Не стоит путать эту позицию с офицером безопасности (Security Officer), поскольку на русском они звучат одинаково, но Секьюрити Офицер отвечает за соблюдение законности и порядка на судне. А вот задача Сэйфти Офицера - научить, объяснить и постоянно контролировать соблюдение всех правил и мер безопасности на корабле.
$5000-8000 в месяц.

Зарплата офицера по вопросам соблюдения природоохранного законодательства (Environmental Compliance Officer salary)
Довольно важная позиция именно для круизной компании, поскольку действуют очень жесткие требования и огромные штрафы за нарушение установленных норм.
$5500-8300 в месяц.




Зарплата 1-го офицера по навигации (1st Officer - Navigation salary)
Отвечает за навигацию судна и прокладывает маршрут.
$5500-8000 в месяц.

Зарплата 2-го офицера по навигации (2nd Officer - Navigation salary)
$4700-7000 в месяц.

Зарплата 3-го офицера по навигации (3rd Officer - Navigation salary)
$4500-6200 в месяц.

Зарплата стажера на позицию офицера по навигации (Apprentice Deck Officer salary)
$1800-2200 в месяц.

Зарплата кадета на позицию офицера по навигации (Deck Cadet salary)
$1500-2200 в месяц.

Зарплата главного офицера безопасности (Chief Security Officer salary)
Обычно имеет опыт работы в полиции или специальных подразделениях. Является экспертом по безопасности, контртерроризму, предотвращению контрабанды, переправке наркотиков и других правонарушений. Но в реальности, на круизном корабле чаще всего имеет дело с пьяными драками и неадекватным поведением пассажиров. В любом из портов его полномочия практически нивилируются, поскольку местная полиция имеет основные полномочия.
$4500-7200 в месяц.

Зарплата офицера безопасности (Security Officer salary)
Основной задачей является контроль всех доступов на корабль - трапы, тендерные станции, зоны проведения погрузки и разгрузки грузов и багажа, пресечение проникновения пассажиров в зоны предназначенные только для команды, контроль соблюдения правопорядка на всём корабле.
$2200-3800 в месяц.

Зарплата сотрудника службы безопасности (Security Guard salary)
Контролируют правопорядок на борту и выполняют функции связанные с соблюдением мер безопасности. Организовывают вход и выход пассажиров на корабле, контроль идентификационных карт и сверку документов, проход через металлоискатели, сканирование багажа и ручной клади, осуществляют обход корабля и обладают полномочиями корабельной полиции.
$1200-1800 в месяц.

Зарплата боцмана (Bosun (Boatswain) salary)
Боцман имеет самую высокую неофицерскую позицию по рангу в Deck Department. Обычно на этой позиции находится моряк с большим опытом. Он координирует работу персонала в департаменте и матросов.
$2500-4700 в месяц.

Зарплата Рулевого (Quartermaster (Helmsman) - QM salary)
Как таковой термин теряет свою характерность, поскольку непосредственное управление судном происходит с помощью автоматизированных систем и GPS. Несёт вахту на мостике, может оказывать помощь навигационным офицерам, выполнять другие функции обозначенные старшим по рангу.
$1200-2400 в месяц.

Зарплата Старшего Матроса (Able Seaman - AB salary)
Основная задача - поддержание порядка и чистоты на палубе, выполнение необходимых работ на частях корпуса судна по покраске, очистке от ржавчины, помогает при швартовке и выходе судна из порта, следит и управляет спасательным оборудованием, шлюпками, катерами, спускает и поднимает тендеры, выполняет широкий спектр задач.
$1300-2600 в месяц.

Зарплата Mатроса (Ordinary Seaman (OS) salary)
Самая начальная позиция в департаменте требующая опыта всего от 6 месяцев. Является стажером, который набирается знаний и учится морскому делу прежде всего у Старшего Матроса. При этом выполняет практически любые функции обозначенные старшим по рангу.
$1200-1800 в месяц.

Зарплата Столяра (Carpenter salary)
Ответственен за все столярные работы, разнообразные работы по дереву, занимается текущим ремонтом во время круиза. Обычно на корабле их около 4-10 человек, один из столяров назначается главным и координирует работу своей команды.
$1700-3200 в месяц.


Зарплата Пожарного (Firefighter salary)
Пожар является самым опасным происшествием для круизных кораблей. Но доверяя современным технологиям противопожарной безопасности, которые используются при строительстве, круизные компании берут на работу только ОДНОГО!!! профессионального пожарного. Его задачей является управление 3-5 пожарными группами, приблизительно по 10 человек, которые состоят из членов команды в основном машинного отделения. Несмотря на то, что каждый член команды проходит серьёзную подготовку, которая длиться около 5 недель и включает этап тренировки на специальном полигоне на берегу с профессиональными пожарными, для каждого из них это не является основной работой на борту корабля. Поэтому Пожарный обязан проводить обучение и подготовку каждого из них, объяснять специфику круизного корабля, оборудования, противопожарных систем и т.п. Важность позиции, уровень ответственности и требования крайне высоки.
$4900-5700 в месяц.



Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.

Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ, отвечающих за крюинг.

Диалог получился живым и конструктивным. Специально для читателей мы подготовили дайджест основных выступлений.

По материалам «Вестника СКФ»

Работа с единым пулом моряков

2016 год был достаточно сложным для технических менеджеров СКФ: он прошел под знаком реструктуризации. Сформировалась схема c двумя управляющими компаниями – «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)» для иностранного флага и «СКФ Менеджмент Сервисиз (СПб)» для российского – и тремя крюинговыми офисами-агентами (Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток). Теперь группа СКФ работает с единым кадровым пулом по унифицированным процедурам. Безусловно, для наших моряков это хорошая новость, так как появилось больше возможностей для продвижения в должности и по подбору вакантных мест. Для менеджеров это также хорошо: они могут более оперативно и качественно восполнять кадровые потребности флота СКФ.

«Создание единого пула моряков – это важный шаг, нацеленный на гармонизацию процесса управления кадровыми ресурсами. Это особенно важно при подборе командного состава с опытом работы на определенных типах судов, поскольку сейчас в одном кадровом офисе по отдельным позициям может быть избыток, а в другом – недостаток, – комментирует Михаил Коноплев, менеджер по крюингу «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)». – Дело в том, что исторически у разных кадровых офисов была своя специализация по типам судов и применялись различные подходы к формированию резервов. Проведенные реформы также создают условия для того, чтобы никто из ценных специалистов в случае продажи устаревшего тоннажа ни при каких обстоятельствах не остался «на улице», а получил возможность работать в других регионах, где эксплуатируются новые суда СКФ. Наша цель – «растить» своих специалистов, отдавая приоритет «внутреннему» найму».

Первую «проверку боем» после объединения пула моряков кадровые менеджеры выдержали с честью: в кратчайшие сроки совместными усилиями сформировали экипажи для девяти новых судов, ранее принадлежавших компании PRISCO. «Совкомфлот» принял приобретенные суда в состав флота в августе-сентябре 2016 года. Все руководители кадровых офисов согласились с тем, что эта совместная работа подтвердила эффективность единого кадрового пула.

Наставничество

Возрождение института наставничества – тема, которая имеет особую важность. Михаил Коноплев подчеркнул: «В апреле 2016 года в процедуру СУБ «Оценка компетентности назначаемых на должности капитана, старшего помощника капитана и старшего механика» была включена норма, предписывающая направлять в первый рейс назначаемых на должность капитана под контролем капитана-наставника или HSSE-суперинтенданта. Соблюдение данного требования находится на особом контроле у управляющих флотами. Все капитаны, которые назначались в 2016 году, прошли подобные «обкатки».

Участники совещания еще раз подтвердили, что наставничество на флоте – не просто полезная практика, а необходимость, поскольку координаторы в кадровых офисах не всегда имеют возможность должным образом оценить профессионализм специалистов плавсостава, что особенно важно при выдвижении старших офицеров флота.

Сейчас утверждение в должности для старших офицеров СКФ проходит так: сначала крюкоординатор сообщает о наличии подходящего кандидата на замещение вакансии. После этого компетенцию претендента проверяют наставники – «фильтр» первого уровня. Мнение наставника здесь является решающим. Особое значение имеет оценка на тренажере, в которой также принимают участие наставники. После первичной проверки знаний кандидаты на должности капитана, старшего помощника и старшего механика должны пройти интервью в управляющей компании с суперинтендантами и управляющим флотом. К сожалению, иногда кандидаты, прошедшие первичный отбор в кадровых офисах, не способны во время интервью доказать свое соответствие требованиям для выдвижения на командные должности.

Конкретизация круга обязанностей и роли капитанов- и механиков-наставников остается на повестке дня. В прежней системе управления флотом наставники выполняли многие обязанности, возложенные сегодня на суперинтендантов отделов флота. При возрождении института наставничества в современных реалиях СКФ сохранит все лучшее, что было в старой системе: будет найден разумный компромисс между функциями независимой оценки компетенции моряков, повышения уровня их квалификации и ответственностью наставника за выдвижение. Участники совещания согласились, что необходимо более четко определить степень ответственности, которую должен нести наставник за ошибки своих «воспитанников».

В данный момент в кадровых офисах СКФ идет подбор штатных капитанов- и механиков-наставников с большим практическим опытом, которые будут совмещать работу в море и на берегу.

Продвижение и стаж

На совещании было принято решение сохранить минимальные критерии выдвижения для всех должностей на уровне прошлого года. Таким образом, минимальный стаж работы в предыдущей должности, необходимый для выдвижения на должность капитана или старшего механика, остается на прежнем уровне – 24 месяца. «Данная мера необходима для того, чтобы иметь возможность выбора в ситуации, когда срочно требуется выдвижение», – сообщил М. Коноплев. К слову, в 2016 году на судах СКФ повышение получили 16 старших помощников капитана и 17 вторых механиков.

Средний возраст моряков СКФ соответствует отраслевым показателям: к примеру, средний возраст капитанов СКФ – 49 лет, старших механиков – 51 год. Конечно, на нашем флоте есть и те, кто по российскому законодательству уже перешагнул рубеж пенсионного возраста. Это не является препятствием, если человеку позволяет здоровье и если он действительно ценный специалист. В то же время СКФ проводит гибкую политику по сохранению качественного кадрового резерва для обеспечения смены поколений работников флота.

Повышение уровня компетенции рядового состава

Группа СКФ выгодно отличается от многих других крупных судоходных компаний, так как на ее флоте на рядовых должностях работают граждане РФ. Безусловно, это положительно сказывается на состоянии судов и работе экипажей, поскольку все в коллективе могут общаться на родном языке. Однако нарастает проблема снижения уровня компетенции этих специалистов. Во многом она является следствием смены поколений, ведь приходящие на смену опытным морякам молодые специалисты росли и учились в других условиях. По различным причинам в начале 90-х годов исчезло большинство мореходных школ, которые специализировались на подготовке рядового состава для работы на флоте и, соответственно, обладали необходимой береговой материально-технической базой. Плавпрактика для рядовых длилась шесть месяцев, в целом обучение занимало более двух лет (сегодня это несколько месяцев теоретической подготовки и два месяца плавпрактики). Также дополнительным резервом для замещения вакансий рядовых машинной команды были специалисты, которые приходили с СРЗ и БТОФ.

Проблема дефицита профессиональных токарей и сварщиков актуальна не только для нашей отрасли и нашей компании. Именно поэтому она требует системного подхода. Этой теме посвятил свое выступление начальник первого отдела плавсостава ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)» Леонид Боран-Кешишьян: «К квалификации рядовых палубной команды мы имеем меньше вопросов в силу специфики их работы. Также нет особых проблем с квалификацией поваров и буфетчиков. Нас больше волнует уровень компетенций рядовых машинной команды в смежных профессиях – токарь и электрогазосварщик. Ввиду ограничений по использованию судового оборудования в учебных целях и нехватки специалистов высокой квалификации, способных передать навыки начинающим, трудно организовать эффективное обучение на борту. Кроме того, токарные и сварочные работы на борту проводятся редко – отсутствует практика».

Для решения проблемы, связанной с компетенцией рядовых машинной команды, на начальном этапе рассматривается возможность выбора образовательных учреждений в Санкт-Петербурге, Новороссийске и Владивостоке, которые обладают достаточной материально-технической базой для обучения мотористов, имеющих опыт работы на флоте, на курсах по специальностям «токарь» и «электрогазосварщик». На базе выбранных образовательных учреждений кандидаты из числа работников плавсостава будут обучаться по программам начальной и расширенной подготовки для работы в должности токаря с навыками токарных и сварочных работ.

Помимо этого на уровне СУБ компании в ближайшее время необходимо разработать требования для рядовых, выдвигаемых на должности донкермана, боцмана и матроса 1-го класса.

В качестве альтернативного решения проблемы компетенции рядовых машинной команды была высказана идея привлечения береговых специалистов, которые имеют опыт работы токарями и сварщиками на промышленных предприятиях и судоремонтных заводах в центральных регионах страны, в том числе на тех предприятиях, которые обеспечивали техническое обслуживание речного флота. Подобных специалистов компания могла бы сначала принимать на более низкие позиции с условием их дальнейшего повышения при выполнении всех установленных процедурами требований.

Оплата труда

По итогам 2016 года был проведен сравнительный анализ заработных плат моряков СКФ с заработными платами граждан РФ, которые работают в других судоходных компаниях. Он показал, что уровень зарплат моряков СКФ соответствует рыночному. Дополнительным подтверждением этого служат низкие показатели текучести: в 2016 году индекс стабильности кадров плавсостава СКФ составил 95,1% для командного состава и 93,5% для рядового состава.

В качестве дополнительной меры стимулирования рядовых к повышению квалификации было предложено рассмотреть вопрос изменения шкалы заработной платы для рядового состава в зависимости от наличия документов об обучении и стажа работы в компании. Сегодня уровень зарплаты рядовых в СКФ находится на конкурентном уровне и позволяет не только удерживать действующих работников, но и привлекать кадры из других компаний. Как отметил Л. Боран-Кешишьян, озвучивший данную инициативу, изменения не будут ущемлять интересов действующих сотрудников, снижения зарплат не произойдет, однако можно будет рассчитывать на рост зарплаты при условии повышения профессионального уровня.

Работа под флагом РФ

На конец января 2017 года в составе флота СКФ было 20 судов под российским флагом, в том числе принятые в управление «СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)» три челночных арктических танкера для проекта «Новопортовское» и три судна-снабженца, ранее находившиеся в управлении компании SWIRE. В начале марта 2017 года флот компании под российским флагом пополнился ледокольным судном снабжения добывающих платформ «Геннадий Невельской».

За комплектацию экипажей для судов под флагом РФ отвечают кадровые офисы в Санкт-Петербурге и Владивостоке, а с октября 2016 года к ним присоединился и кадровый офис в Южно-Сахалинске, который набирает моряков на три снабженца, принятых у SWIRE.

Численность моряков СКФ, работающих под флагом РФ, постоянно растет: в 2008 году она составляла около 150 человек, а сегодня превышает 1200. Особенности работы на судах под российским флагом стали темой доклада Дмитрия Кощеева, заместителя директора ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)». Очевидно, что члены экипажей судов под флагом РФ имеют некоторые преимущества, такие как «социальный пакет», поэтому индекс стабильности плавсостава судов под российским флагом находится на очень высоком уровне. С одной стороны, это благоприятно сказывается на техническом состоянии судов и результатах прохождения инспекций, однако иногда уровень текучести, близкий к нулю, может служить препятствием для своевременного повышения в должности и развития карьеры молодых специалистов.

Программа мотивации

Участники совещания рассмотрели промежуточные итоги программы долгосрочной мотивации плавсостава. В ней участвуют капитаны и старшие механики судов СКФ, которые получат материальное вознаграждение по результатам выполнения установленных ключевых показателей эффективности. Для получения премии участник программы на вверенном ему судне должен обеспечить нулевой уровень травматизма, отсутствие аварийных случаев, а также отсутствие случаев задержания портовыми властями или отказа от принятия судна в чартер. Также одним из ключевых показателей являются результаты прохождения инспекций. Разумеется, применяется дифференцированный подход: в каждом конкретном случае оценивается степень персональной ответственности участника программы. В среднем по флоту ключевые показатели эффективности по итогам 2016 года выполнены на 97%. Это высокий уровень, поэтому компания намерена продолжать финансирование программы.

Сергей Франк, генеральный директор ПАО «Совкомфлот»:

– У кадровых менеджеров один из самых чувствительных и значимых участков работы, от человека очень многое зависит. Успех каждого кристаллизуется в наше общее конкурентное преимущество.

По нашим оценкам, конкуренция на российском рынке морских кадров будет неуклонно возрастать. Это связано в первую очередь с развитием индустриальных проектов в Дальневосточном регионе и в Арктике. Наша компания должна выглядеть выигрышно на фоне конкурентов, ведь флоту СКФ, как всегда, нужны лучшие кадры.

За последние 10 лет наш флот значительно вырос – до 150 судов. Заглядывая вперед, многие наши моряки спросят: есть ли шанс, что будет 200? Вопрос понятен, это дополнительные рабочие места. Но есть большие сомнения в том, нужна ли такая экспансия. В сегодняшних условиях и в обозримом будущем успех будет на стороне тех, кто берет не количеством, а качеством. Именно такая задача ставится и перед кадровыми менеджерами. Мы должны отбирать лучших из лучших, при этом постоянно улучшая условия труда, повышая его производительность, обеспечивая своевременный кадровый рост. Задача непростая, учитывая, что практически половина нашего флота – специализированные суда. Здесь хорошим подспорьем станет единый кадровый пул моряков группы СКФ, который должен работать еще более гибко и прозрачно.

Морские вести России №7 (2017)


Loading...Loading...