Теоретико-методологические основы процесса самоуправления в творческом коллективе. Войти забыли пароль? Понятие творческий коллектив

Основной предмет деятельности коллектива художественной самодеятельности –искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей участников. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению исполнителей в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Методы художественного обучения необходимо увязывать с особенностями занятий самодеятельного художественного коллектива. Научиться играть на музыкальном инструменте, правильно петь, интонировать партию, овладеть актерским мастерством трудно. В условиях самодеятельности процесс обучения усложняется тем, что он ограничен во времени. В самодеятельности нет так называемых «ученических» занятий. Здесь сразу же готовятся к выходу на сцену. Перед руководителем стоит задача в кратчайшие сроки научить, передать художественный опыт, обогатить эстетический и духовный кругозор. Один руководитель делает упор в первую очередь на развитие специальных исполнительских навыков и умений, другой – вначале знакомит с основами искусств, эстетических знаний, постепенно переходя к исполнительской практике. Но в любом случае основой художественного обучения является исполнительская подготовка, которая дополняется общекультурным развитием. Занятия с участниками подразделяются на практические и теоретические.

Единой методики проведения теоретических занятий не существует. В одном случае им отводятся специальные часы, в другом, они органично включаются в практические занятия, информация теоретического характера подается и усваивается в процессе разучивания партий, ролей, движений. Знания теоретического характера в коллективах связаны:

В оркестровых, хоровых – с изучением нотной грамоты, теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы, истории исполнительства;

В театральных – с изучением истории театра, культуры речи, музыкальной литературы и др.;

В хореографических – с изучением истории хореографического искусства, анатомии и физиологии человека, анализа музыкальных произведений, народного костюма.

При организации теоретических занятий используются методы:

Словесные – объяснение, беседа, рассказ-описание, информационный рассказ и др.;

Наглядные – иллюстрация – показ предметов, явлений, процессов в изображении, дидактического материала, карт и др.

Наиболее употребительными методами практического обучения являются:

Показ, демонстрация – показ реальный предметов, движений, процессов;

Повторение, упражнение – занятие для приобретения, усовершенствования навыков; этюд – разновидность упражнения, служащее для развития и совершенствования актерской техники, исполнительского мастерства. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем;

Самостоятельная работа – закрепление полученных знаний, умений без посторонней помощи, своими силами.

Фольклорные коллективы с целью формирования репертуара могут использовать в своей практической деятельности метод собирания.

Методы объяснения и описания используются также в случае, если участник не может «схватить» показанное движение, прием, не улавливает его сути. Прием или движение объясняется частями.

Овладение конкретными навыками, приемами игры, пения строится на их демонстрации перед участниками. Обучение ведется путем повторения, копирования действий руководителя. Затем приемы в процессе повторения, длительного упражнения становятся умениями. Умение – это способность выполнять определенные действия на основе ранее приобретенных знаний. В процессе обучения развиваются навыки игры на инструменте, пения, танца в коллективе. Навыки – это умения, развитые и закрепленные до автоматизма. Уровень развития исполнительских навыков является основным показателем для организации репетиционных занятий, перехода от индивидуальных, мелкогрупповых к коллективным занятиям.

Целесообразно использовать руководителю творческого коллектива в своей педагогической практике и обучающие игры, и методы стимулирования и релаксации, контроля и коррекции.

Квалифицированный руководитель должен уметь использовать при организации педагогического процесса в творческом коллективе все многообразие методов, предвидя их эффективность, продуктивность, учитывая целесообразность их применения.

1. Понятие коллектива

2.Эффективная работа творческого коллектива

3.Социальные факторы, мешающие творчест­ву

4.Художественное сотворчество как коллективное творчество

Коллектив – это группа, сплоченная на основе общечеловеческих ценностей и обеспечивающая эмоциональное благополучие своим членам (Я.Л.Коломинский). Это своеобразное качество группы, связанное с общей деятельностью , представляющее собой продукт развития групп.

Коллективом можно назвать малую группу, если она отвечает следующим требованиям:

    успешно справляется с возложенными на нее задачами,

    имеет высокую мораль, хорошие человеческие отношения,

    создает для каждого своего члена возможность развития себя как личности,

    дает людям больше, чем могут дать эти же члены коллектива, работающие в отдельности.

В коллективе должны быть коллективистские отношения которые определяются через: Нравственность, Ответственность, Открытость, Коллективизм, Контактность, Организованность, Информированность, Эффективность.

Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал.

Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы.

Группа проходит через период временного спада. В самом начале развития наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом, которые затем сменяются более или менее заметным спадом. Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился в начале.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии ее зрелости :

    притирка

    «конфликтная»

    стадия экспериментирования

    опыт успешного решения проблем

    формирования прочных связей

Меры формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива:

    комплектование коллектива с учетом психологической совместимости людей;

    оптимальное ограничение количества лиц , подчиненных одному руководителю (5–7 человек);

    отсутствие лишних работников и вакансий ;

    служебный этикет ;

    применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

2.Эффективная работа творческого коллектива

В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль.

Первая роль – формальная. Но вторая роль, «роль в группе», гораздо менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности коллектива. Экспериментов выделено всего восемь деловых ролей, которые могут играть члены коллектива; других ролей в группе просто не существует.

Не в каждую группу непременно должно входить восемь членов. Вполне возможно и даже необходимо, чтобы лицо, входящее в группу, играло более одной роли. Важно, что в успешно действующей группе каждую из восьми ролей играет, по крайней мере, один человек, и все восемь ролей оказывают свое влияние в процессе жизнедеятельности группы.

Должен быть обеспечен баланс восьми ролей, без доминирования какой-либо одной, представленной большим числом членов группы. Особое внимание следует уделить подбору людей на роли «лидера» и «генератора идей». «Лидер» должен быть властным, авторитетным и вдохновляющим, вызывающим доверие, выискивающим таланты и способности у членов группы и знающим, как их употребить на пользу дела. Для того чтобы группа действовала успешно, в ней должен быть один сильный «генератор идей». Если в группе много «генераторов», она погрязнет в бесплодных дебатах и дискуссиях.

Условное название роли

Характерные черты личности

Положительные качества

Приемлемые недостатки

Способен, уверен в себе, с развитым самоопределением

Способность относится ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели

Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности

Реализатор

Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других, общителен

Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообманом

Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение

Генератор идей

Индивидуалистичен, с серьезным складом ума

Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность

Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу

Объективный критик

Трезвость, осторожность, малая эмоциональность

Осмотрительность, рассудительность, здравый ум, практичность, настойчивость

Неспособность увлечься самому и увлечь других

Организатор или начальник штаба

Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением

Организационные способности и практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность

Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям

Снабженец

Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность

Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом, легко разрешает возникающие трудности

Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальная увлеченность

Душа группы

Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми

С готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы

Нерешительность в критические моменты

Отделочник или контролер

Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться

Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность

Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег

Важно знать потенциальные возможности каждого члена коллектива в реализации изложенных социальных ролей.

Активное развитие рекламы, маркетинга, дизайна и других сфер, где ключевым звеном является творчество, ставит перед руководителями новые вопросы: что нужно знать об управлении творческим коллективом? Как вогнать этот яркий, подчас сумбурный, созидательный процесс в жесткие рамки рабочих графиков и заказов? Как правильно строить взаимоотношения с сотрудниками, которые зачастую противятся стандартным правилам и инструкциям, а результаты их работы нередко зависят от настроения или погоды?

Творческие люди - это отдельная категория работников. Представьте себе, что вам нужно руководить заводским цехом, где каждый станок обладает своим особенным характером, эмоциональным состоянием, собственным мнением о том, как должен производиться тот или иной механизм. Это сравнение поможет вам понять, в чем заключается разница между управлением творческим коллективом и традиционным. Практика показывает, что там, где есть креативность - стандартные методы руководства не работают. Кроме того, особенности творческой работы предполагают иное построение самой системы взаимодействия внутри коллектива.

Руководитель здесь должен уметь направлять исполнителей в нужное русло, сохраняя при этом атмосферу взаимопонимания и творчества; без жесткого давления контролировать график выполнения работ, уметь выстроить работу с заказчиками так, чтобы сотруднику не приходилось работать в режиме цейтнота, что всегда отражается на результатах. Кроме того, у творческих людей существует свой особый взгляд на мотивацию, о чем мы обязательно поговорим далее…


Об особенностях мотивации

Одной из важных составляющих мотивации людей творческих профессий, являются интересные задачи и возможность самореализации. Каждый человек считает себя в чем-то исключительным, но у креативных личностей это ощущение носит несколько гипертрофированный характер. Материальные стимулы имеют на них меньшее воздействие, нежели нематериальная оценка - восхищение, общественное признание, громкое имя…

«При этом творческим работникам важно чувствовать, что их талант ценят и достойно его оплачивают, а не банально привязывают выплачиваемое вознаграждение к каким-либо конкретным показателям , - отмечает Санджар Юлдашев. - Однако денежное вознаграждение таких людей невозможно привязать к выполнению плана, как, например, у сотрудников отдела продаж. Для большей мотивации следует заранее договориться с ними о начислении бонусной части дохода. Но бонусы не должны быть существенной частью заработной платы креативщиков. Эта категория сотрудников нередко испытывает творческие кризисы. И если в это время пострадает еще и их доход, то кризис примет затяжное течение и работник будет длительное время работать вполсилы.

Еще один важный момент мотивации - предоставление возможности творческим сотрудникам трудиться вместе с коллегами более высокого уровня. И начинающие, и даже опытные дизайнеры с радостью готовы работать в одной команде со «звездой». Этим пользуются многие популярные рекламные агентства, существенно снижая расходы на персонал».

Своим мнением об особенностях мотивации делится и Эльяр Калджанов : «Творческим людям для генерации и воплощения своих идей необходимо вдохновение. У каждого из них оно своё и приходит по-разному. Невозможно заставить насильно выполнить творческую работу и при этом получить 100%-ый результат. В связи с этим важно создание соответствующих условий для эффективной работы таких личностей. Это и дружный, сплоченный коллектив, и позитивная обстановка внутри компании. Творческим людям важно чувствовать себя раскованно и свободно, а не под натиском всяческих корпоративных правил.

Важно также, чтобы сотрудник понимал свою востребованность в коллективе, что его работа всегда будет по достоинству оценена его коллегами и руководством. Ведь признание - это самый значимый фактор для любого творческого человека».

Как эффективно организовать работу творческого коллектива

В системе управления творческим коллективом важнейшую роль играет авторитет его руководителя. Директору вовсе не обязательно уметь рисовать лучше дизайнера или писать тексты лучше копирайтера. Главное для него - иметь четкое представление о конечном результате работы и понимание того, что конкретно нужно представить заказчику. Это позволит направить процесс в нужное русло, постоянно контролировать соответствие выполняемой работы основной задаче и, в случае необходимости, своевременно вносить соответствующие корректировки, сохраняя общую слаженность рабочего темпа.

Руководитель должен уметь внятно, правильно, доступно и в полной мере предоставить сотруднику информацию о проекте, делая акцент не столько на объем информации, сколько на основную идею или суть, которую нужно донести до потребителя с помощью рекламного текста, логотипа, изображения и т.д. Это является одним из основных аспектов эффективного руководства творческим коллективом.

Важным моментом эффективной организации творческой работы является наличие эксперта-профессионала между сотрудником и руководителем. Если директор отвечает за соответствие работы требованиям рынка, то эксперт оценивает ее творческую составляющую: аккуратность, качество, чистоту исполнения, соответствие конечного результата поставленной задаче и т.д.

Значимым аспектом в управлении является умение руководителя составлять правильные творческие тандемы. В крупных рекламных агентствах дизайнеры, как правило, работают «в соавторстве» с копирайтерами. Эффективным также может быть тандем «дизайнер-дизайнер». Главное, чтобы сотрудники не подавляли потенциал друг друга, тогда такое соавторство будет отличным стимулом для обоих.

«Что касается графика работы, то творческие личности более комфортно чувствуют себя в свободном режиме. Не стоит заставлять сотрудников являться на работу в девять и уходить в шесть, или придерживаться строгого дре c с-кода в одежде. Соблюдение расписания рабочего дня и наличие делового костюма не имеют в творчестве абсолютно никакого значения. Ведь здесь важен результат, а не сам процесс. И если творческий работник загорится идеей, то и работать он может не то что часами, а целыми сутками. Поэтому загонять творческих людей в какие-либо официальные рамки просто бессмысленно», - считает Санджар Юлдашев.

Как добиться соблюдения сроков при выполнении заказов?

Для творчества необходимо вдохновение и новые идеи. И зачастую сотрудники не успевают уложиться в сроки. Важно понимать, что это не механическая рутинная работа, которую можно намеренно ускорить, поэтому в ней неизбежны задержки и простои. С учетом этого руководитель должен ставить реальные сроки для выполнения задач.

«Дедлайны нередко становятся камнем преткновения в творческой работе» , - говорит Эльяр Калджанов. - Ведь творческий процесс не всегда предсказуем. Отличная идея может прийти в голову уже через секунду после того, как была поставлена задача, а может занять и большее время. Но, тем не менее, сроки надо выполнять и для решения этой задачи существуют несколько часто применимых в нашей профессии способов:

  • Менеджер проекта, оценивая сложность работы, подстраховывается и оставляет про запас какое-то время на внесение возможных поправок, озвучивая творческой группе и клиенту разные сроки исполнения заказа.
  • Руководитель разделяет работу между несколькими сотрудниками. Дух соперничества, как правило, дает свои положительные результаты.
  • Помимо нематериальных способов, конечно же, немаловажным остается хорошо продуманная система бонусной мотивации за вовремя сданную и принятую клиентом работу.

Но ни один из этих способов не сработает, если у творческих работников не будет четкого понимания целей и задач, стоящих перед ними».

«Дедлайны действительно больная тема для творческих личностей» , - подтверждает Санджар Юлдашев. - В силу своих психологических особенностей, они быстро теряют интерес к одной и той же, повторяющейся работе, переключаясь на другую идею. Поэтому важно ограничивать время выполнения задач, чтобы сотрудник не «растекался», а был сосредоточенным и сделал именно то, что необходимо. Лишнее время, как правило, ухудшает результат.

Эффективным способом выполнения задачи в срок является создание условий, при которых с ней просто необходимо справиться. Хорошо стимулирует этот процесс творческое состязание. Если создать две команды, поставив пред ними одну задачу, выполнить которую нужно в ограниченные сроки - вы с большой вероятностью получите необходимый результат в нужное время».

Особенности в восприятии поручений

Творческим личностям необходима свобода, атмосфера открытости и взаимопонимания. Требования руководителя должны быть разумно обоснованными, переработки и доработки - оправданными и направленными на совершенствование конечного продукта.

«Что касается стиля постановки задач, он зависит от индивидуальности каждого сотрудника» , - подчеркивает Санджар Юлдашев. - Одним нужно предоставлять максимальную свободу действий, другим - подробно формулировать задачи и контролировать процесс работы над ними. Но есть одна особенность, общая для всех креативщиков. Если у них что-то не получилось и их просят это переделать, да еще и несколько раз, то уже на втором подходе энтузиазм работника заметно снижается, а на третьем или четвертом они не хотят работать вообще. В этом случае правильнее и проще будет поручить задачу кому-нибудь другому. Это своего рода негативная мотивация и возникает большая вероятность того, что в следующий раз этот сотрудник сделает все, чтобы такая ситуация не повторилась. Он будет больше задавать уточняющих вопросов, представлять промежуточные результаты работы и т.д. Ведь творческие личности амбициозны и каждый хочет, чтобы «лавры успеха» достались именно ему.

Не следует также уничижать труд работника и сводить, тем самым, его энтузиазм «на нет». В данном случае уместна критика, но только продуктивная. Нужно также давать возможность сотруднику высказывать свое мнение. При взаимодействии с творческими работниками следует исключить всевозможные методы давления - крики, угрозы лишения премии и т.д. - в данном случае это малоэффективно. Креатив следует всячески стимулировать и разжигать, а не угнетать, оказывая давление на психику».

По словам Эльяра Калджанова , «у каждой творческой личности существует иное, своё восприятие окружающего. И если изначально в постановке задачи не будут оговорены все нюансы о допустимых границах творчества, есть риск того, что вы не получите желаемого результата и падете жертвой излишне активной творческой деятельности ваших сотрудников. Вот почему очень важно грамотно и максимально подробно ставить задачи перед творческой группой. Самым подходящим для этого могут быть общие встречи, на которых можно озвучить желания клиента, его потребности и в формате мозгового штурма наметить цели и способы для успешной реализации проекта».

Говоря об эффективном управлении творческим коллективом, рекомендуется также обращать особое внимание на создание творческой атмосферы в офисе. Обстановка имеет значение, так как она способна стимулировать творческий процесс. Однако опираясь на мнение экспертов можно сделать вывод, что каким бы ни был интерьер, продуктивной и комфортной будет работа в том коллективе, где между сотрудниками всех уровней налажены хорошие взаимоотношения, а руководители и исполнители настроены на одну «волну». Тогда и результаты работы получаются профессиональными и успешными.

Материал подготовлен специалистом проекта UzJobs Юлией Абу-Шихада


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Тихонов Михаил Юрьевич. Управление деятельностью творческих коллективов: 22.00.08 Тихонов, Михаил Юрьевич Управление деятельностью творческих коллективов (на примере студий озвучивания) : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 Москва, 2006 160 с. РГБ ОД, 61:06-22/631

Введение

ГЛАВА I, Теоретико-методологические основы управления дея тельностью творческих коллективов 15

1.1 Понятие, содержание и особенности творческих коллективов 15

1.2 Управление деятельностью творческих коллективов как объект социологического анализа 39

ГЛАВА II. Управление творческими коллективами студий озвучивания в современной России 62

2.1 Творческие коллективы студий озвучивания как специфический объект управления 62

2.2 Состояние, проблемы управления и перспективы развития отрасли аудиопроизводства в России 95

Заключение 123

Список использованных источников 130

Приложения 139

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном мире все большее значение приобретает коллективное творчество как проявление активности, созидание нового, генерация идей и стимул деятельности. Политическое, законодательное, экономическое, научное, художественное, социальное, бытовое и т.д. творчество превращается в важный фактор общественного развития, способствует реализации потенциала личности и социумов различного уровня.

Создаваемые во всех сферах общественной жизни творческие коллективы приобретают ведущее значение, поскольку в рамках организованной коллективной деятельности решение творческих, социальных и экономических задач происходит эффективнее, быстрее и плодотворнее, чем индивидуально.

Любая коллективная деятельность требует эффективного управления, а, следовательно, глубокого теоретического осмысления, поиска закономерностей этого процесса и актуализации в деятельности современных творческих коллективов.

Это особенно важно в современных российских условиях, когда еще далеки от завершения процессы общественных трансформаций, политические, правовые, экономические и, в целом, социальные отношения не регулируются общезначимыми ценностно-нормативными стандартами и образцами поведения, а социокультурное пространство характеризуется нравственно-ценностной неопределенностью.

Во многих отраслях народного хозяйства сохраняются последствия экономического упадка, институты культуры, образования и науки функционируют в неадекватной для их развития социальной среде, в которой рыночные отношения отданы на откуп стихийным силам, эффективность оценивается только с точки зрения рентабельности, потребление подчинено приоритету материальных благ.

Российские творческие коллективы в сфере культуры осуществляют свою деятельность в условиях правовой, экономической и организационной неопределенности, В равной мере это касается деятельности творческих коллективов студий озвучивания, являющихся организационными единицами отрасли аудиопроизводства. Бесправность работников перед работодателем, особенно в области безопасности и гигиены труда, реализации права на отдых в течение рабочей смены; низкий уровень заработной платы по сравнению с западными стандартами; обязательный отказ от смежных и авторских прав и т.д. - таков неполный перечень проблем, существующих в отрасли.

Отсутствие государственного лицензирования деятельности препятствует цивилизованному развитию бизнеса. Широкую практику получили работы в нелегальном режиме, выдача заработной платы «черной» наличностью, утаивание доходов и, соответственно, недоплаты налогов в бюджет, большие объемы контрафактной продукции и т.д. Озвучивая «пиратские» фильмы, творческие коллективы студий находятся в начале производства нелицензированной аудио- и видеопродукции. Современные возможности тиражирования увеличивают масштабы их нелегальной деятельности до огромных размеров, что наносит прямые убытки не только российской казне, но и причиняет ущерб экономическим интересам других стран. Только 10% продукции пятидесяти отечественных заводов, производящих DVD-диски, явлются легальными, остальные 150 млн. реализуются на нелегальном рынке.

Решение названных и других проблем невозможно без управленческого воздействия на деятельность творческих коллективов отрасли. Эффективное управление требует учета специфики творческих коллективов, особенностей внешней среды, а, главное, предполагает социальную ориентированность управленческой деятельности, что означает необходимость согласования интересов творческих коллективов с интересами общества, государства и других субъектов общественной жизни.

Таким образом, управление деятельностью творческих коллективов студий

озвучивания является актуальной, теоретически и практически значимой задачей, что обусловлено:

низким уровнем теоретической разработанности проблемы;

неэффективностью реально существующих управленческих отношений в сфере аудиопроизводства;

необходимостью разработки научно обоснованных рекомендаций по повышению социальной эффективности управления деятельностью творческих коллективов студий озвучивания.

Степень научной разработанности проблемы. Социологический анализ управления деятельностью творческих коллективов в научной литературе пока еще не получил должного освещения, Поэтому изучение данной проблематики потребовало обращения к источникам, раскрывающим различные аспекты исследуемой области.

Общетеоретические вопросы творчества, его роль и место в общественной жизни, воздействие на духовную, культурную, научную, социальную, политическую, экономическую, трудовую сферы общественной жизнедеятельности исследованы в трудах древних и современных, зарубежных и отечественных философов и социологов: А.Бергсона, Н.А. Бердяева, И.Канта, Платона, З.Фрейда, Ф.Энгельса, К. Юнга и др. 2

Особую социальную значимость, а также прикладные аспекты творческой деятельности отмечали в своих работах М. Вебер, В.В. Давыдов, Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский 3 .

Проблема творческого мышления, как атрибута человеческой психики широко освещена в трудах зарубежных психологов Ф. Баррона, М.

2 Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память, - М,: Харвест, 1999; Бердяев Н.А. Собрание сочинений,
3-е изд. Paris, 1989. Т 2.\ Смысл творчества: Опыт оправдания человека. 1991; Кант И. Критика способности
суждения. М., 1994; Платон. Пер. с древнегреч. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 2.. - М.: Мысль, 1993; Freud S. On
Creativity and the Unconscious. N.Y.: Harper & Row, 1958; Маркс K. s Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.
2, - М.,1996; Юнг К.Г, Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству //
Феномен духа в искусстве и науке. М, 1992 и др.

3 Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П.
Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с, - (Социологии, мысль Запада); Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения - М.: 1986; Осипова Е. В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1977; Маркс К. Экономические рукописи
1857-1859 гг. 4.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М., 1988, Т. 46; Maslow А.Н. (1950)/ Self-actualising
people: A study of psychological health. Personality symposia: Symposium #1 on values (pp. 11-34). New York; Grime
& Stratton; Сухомлинский В.А, Методика воспитания коллектива -M.: Просвещение, 1981 и др.

Вертгеймера, М. Гэллаха, П. Джексона, Т. Когана, С. Мессика, Р.Л. Солсо, Э. Торренса, Г. Уелнга, Г. Уоллеса и др., 4 а также в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалёва, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

Коллективному творчеству и творческим коллективам, социально-психологическим особенностям их функционирования посвящены исследования Ч.М. Гаджиева, Ч. Грина, Б.Ф. Ломова, В.В. Максимова, М. Мидлтона, Д. Пельца, Б.А. Фролова, Ф. Эндрюса, М.Г. Ярошевского и др.

Управленческие аспекты деятельности общества, коллективов и организаций освещены в работах Е.А. Ануфриева, О.М. Барбакова, О.С. Виханского, Э. Мэйо, А.И. Наумова, Г.В. Осипова, Т. Парсонса, А.И. Пригожина, Д. Роби, Ф. Тейлора, Ж.Т. Тощенко, А. Файоля, Г.В. Щекина и др. 7

В диссертационных исследованиях К.И. Вайсеро, СВ. Евтушенко, В.В. Садовой нашли отражение экономические, психологические и

4 Barron F., Welsh G.S. J. of Psychol. 1952. V. 33; Вертгеймер M. Продуктивное мышление. - M.: Прогресс, 1987;
Gallach М., Kogan N. J. of Person. 1965. V. 33; Messick S., Jackson P. N. Creativity and Learning. Boston, 1967;
Солсо Р.Л. Когнитивная психология = Cognitive psychology. - M.: Тривола: Либерея, 2002; Torrance Е.Р.
Education and creative potential. Minneapolis, 1963 и др.

5 Проблемы способностей в отечественной психологии. Сб. научн. трудов, М.: Изд-во АПН СССР, 1984;
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества //
Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 19S3; Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте. - М. 1991; Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.:
Издательство "Наука", 1976; Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в
кн. «Проблемы общей психологии». М., Педагогика, 1973 и др.

6 Гаджиев Ч.М. Социально-психологические проблемы коллективного творчества. Баку, 1982; Green С, Adam
Е., Ebert R., Management for effective performance/ - Prentice-Hall, Inc I Englewood Cliffs, New Jersey 1985; Ломов
Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. В сб.: "Методологические проблемы социальной психологии",
М.;"Наука", 1975; Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В сб.: "Методологические проблемы
социальной психологии", М.: "Наука", 1975; Максимов В.В., Фролов В.А., Ярошевский М.Г. Личность ученого
и научный коллектив. В сб.: "Сопи о логические проблемы науки", М.: "Наука", 1974; Middleton М. Group
practice in design. -N. Y, 1969;Пелъц Д.,ЭндрюсФ. Ученые в организациях. М.: "Прогресс", 1973 и др.

Ануфриев Е.А. Понятие «социальное» и предмет социального управления.// Проблемы социального управления. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - М., 1999; Барбаков О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. - С Петербург: Лань, 1999; Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995; Mayo Е. Human Problems of Industrial Civilization. N.Y., 1946; Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории. Учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2003; Parsons Т. The Social System. L., 1989; Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М., 1995; Robey, D. Designing organizations. Horaewood, П.: Irwin, 1986; Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М., 1992; Тошенко Ж.Т. Социология. Общий курс. -М.: Прометей, 1998; Щёкин Г.В. Социальное управление как система. // Международный журнал «Проблемы теории и практики управлении», №2, 1997 и др.

организационные аспекты творчества, творческой деятельности и управления

деятельностью воинских и школьных творческих коллективов.

Несмотря на высокую научную значимость упомянутых источников, в них недостаточно внимания уделено проблемам управления творческими коллективами. А управление творческими коллективами студий озвучивания еще не выступало в качестве объекта исследования. С этой точки зрения тема диссертации представляется актуальной в теоретическом и прикладном аспектах.

Цель исследования - выявить особенности и степень социальной эффективности управления деятельностью творческих коллективов студий озвучивания в современной России.

Задачи исследования:

определить содержание и структуру творческих коллективов как организованной социальной группы;

обосновать теоретико-методологические основы социологического анализа управления деятельностью творческих коллективов;

определить особенности управления деятельностью творческих коллективов;

раскрыть специфику деятельности творческих коллективов студий озвучивания и особенности сферы аудиопроизводства в современной России;

выявить социально-организационные проблемы управления деятельностью творческих коллективов студий озвучивания в современной России;

оценить степень социальной эффективности управления и социальные перспективы развития отрасли аудиопроизводства в современном российском обществе;

Вайсеро К.И. "Социально-психологические условия повышения эффективности деятельности творческого воинского коллектива при проведении культурно-досуговой работы" - Дисс. канд. экон. наук, Москва, 1998; Евтушенко СВ. "Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективного субъекта" - Дисс. докт. пед. наук - Москва, 2001; Садовая В.В. "Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивиду а лизапии обучения" - Дисс. канд. экон. наук, Казань, 1999.

чивания с учетом потребностей и интересов членов творческих коллективов и основных потребителей их продукции.

Объект исследования - деятелвноств творческих коллективов студий озвучивания как организационных единиц отрасли аудиопроизводства в современной России,

Предмет исследования - управление деятельноствю творческих коллективов студий озвучивания в современной России.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили теории, концепции, разработки и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам творчества, коллективной психологии, коллективного творчества, социологии управления и организации, организационной социализации и т.д. Исследование осуществлялосв на основе принципов системности, сравнителвного и структурно-функционального анализа, применения теоретических и прикладных социологических методов исследования.

Эмпирической базой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие жизнедеятельность современного российского общества в целом и сфер культуры, творчества, труда, хозяйственной деятельности и аудиопроизводства в частности; данные официальной статистики; международные и российские ресурсы глобальной сети Интернет, а также вторичный анализ материалов социологических исследований, опубликованных в печати.

Эмпирическая база исследования включает также: ~ результаты экспертного опроса, проведенного лично автором методом полуформализованного интервью в апреле 2006 года. Численность респондентов составила 107 человек, что составляет около 80% от всех занятых в данной сфере деятельности в г. Москве. В качестве экспертов выступили: руководители высшего и среднего звена, актеры, режиссеры, звукорежиссеры, переводчики, укладчики, экономисты.

результаты опроса потребителей продукции аудиопроизводства, проведенного лично автором методом стратифицированной квотной многоступенчатой случайной выборки с механическим отбором респондентов в мае 2006 года. Численность респондентов составила 800 человек.

Достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена
аргументированными теоретико-методологическими положениями,

выступающими в качестве основы социологического рассмотрения объекта и предмета изучения, использованием теоретико-прикладных подходов к управлению, признанных в социологии управления и других отраслях социологической науки, применением стандартных методов и методик социологического анализа, соответствующих специфике предмета и задачам исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

    В условиях рыночных преобразований в современной России ориентация творческих коллективов на выживание или коммерческий успех, существенно снижает уровень их творческой, социально-психологической и организационно-управленческой деятельности, а также наносит моральный и материальный ущерб потребителям их продукции.

    Творческие коллективы студий озвучивания осуществляют свою деятельность в сфере аудиопроизводства и выполняют следующие работы: синхронное озвучивание отечественной кино-, видеопродукции, дубляж, липсинг, закадровое озвучивание, озвучивание отечественных мультипликационных фильмов, озвучивание компьютерных игр и реклам, шумовое озвучивание, сведение фонограммы.

3. Высокая культурно-просветительская значимость творческих
коллективов студий озвучивания и способность удовлетворять
информационные, коммуникационные, эстетические и т.д. интересы и
потребности людей, не реализованы в российском обществе. Более того,
положение дел в отрасли таково, что можно определенно утверждать, что
творческие коллективы студий озвучивания, зачастую осуществляя свою

деятельность в нелегальной форме, не выполняют своих общественно-значимых функций и создают опасность искажения социокультурного пространства в нашей стране.

4. Недочеты и пробелы в правовой и ревизионной деятельности государства, отсутствие государственного участия и государственной поддержки деятельности, недостаток специалистов-управленцев, отсутствие прямой зависимости между уровнем оплаты труда и качеством продукции, отсутствие профессионального обучения по некоторым специальностям, востребованным в отрасли и т.д. - таков неполный перечень проблем, стоящих перед отраслью, и требующих управленческого разрешения,

5. Управление деятельностью творческих коллективов студий
озвучивания должно осуществляться с учетом их специфики, места и роли в
обществе, творческих, экономических и социальных аспектов деятельности, а
также необходимости согласования интересов членов коллективов и других
субъектов общественной жизни.

6. Степень социальной эффективности управления деятельностью
творческих коллективов студий озвучивания следует оценивать, исходя из
показателей творческого и экономического роста, благоприятности социально-
психологического климата и уровня удовлетворенности населения в качестве,
содержании и количестве продукции, создаваемой ими.

Основные результаты, полученные лично автором и их научная новизна:

обосновано, что творческие коллективы, являясь организованными социальными группами, основой деятельности которых выступает творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей, обладают творческими, социально-психологическими и организационно-управленческими особенностями, наиболее важными из которых соответственно являются: творческое саморазвитие и стремление к тесному творческому общению; обостренное

чувство творческой индивидуальности и референтность; повышенная способность к самоорганизации и целенаправленность;

раскрыта специфика социологического подхода к управлению деятельностью творческих коллективов, которая заключается в выявлении образовательно-воспитательной, интегративной, дезинтегративной, познавательной, потребительской (релаксационной) функций; в акцентировании внимания на социальных взаимодействиях участников творческого процесса как внутри творческих коллективов, так и в контактах с внешней средой;

разработаны критерии эффективности управления деятельностью творческих коллективов: творческие, выражающие высокую степень возможности творческого самовыражения сотрудников; экономические, характеризующие рентабельность и прибыльность деятельности; социальные, отражающие благоприятность социально-психологического климата в коллективе и удовлетворенность населения качеством выпускаемой продукции;

показаны особенности творческо-технологического процесса озвучивания кино- и видеопродукции, социальных и профессиональных характеристик специалистов, участвующих в этом процессе, творческих коллективов студий озвучивания, управления деятельностью творческих коллективов в сфере аудиопроизводства и степень её социальной эффективности;

установлены основные параметры внешней среды, оказывающие воздействие на деятельность творческих коллективов студий озвучивания: разработанность правовых аспектов хозяйственной и культурной деятельности, но незавершенность трудовых; наличие цензуры при правовых гарантиях ее отсутствия; отсутствие лицензирования деятельности; жанровые и художественные предпочтения потребителей продукции и др.;

выявлены основные характеристики современной российской отрасли аудиопроизводства, которые заключаются в неконтролируемом выпуске контрафактной продукции; более высоком уровне оплаты труда в сравнении со многими другими секторами отечественной экономики, но значительно

заниженном относительно западных гонораров; наличие жесткой конкуренции, вызванное преобладанием малых студий и др.;

определен низкий уровень удовлетворенности членов творческих коллективов студий озвучивания эффективностью деятельности федерального, регионального и муниципального уровней управления и слабый уровень удовлетворенности эффективностью деятельности непосредственного руководства студий;

выявлены факторы, препятствующие эффективной деятельности творческих коллективов студий озвучивания, основными среди которых являются: низкий уровень оплаты труда; непрофессионализм работников управления; факторы личного характера; низкий приоритет качества перед скоростью и дешевизной и др.;

выявлены факторы, благоприятствующие эффективной деятельности творческих коллективов студий озвучивания, основными среди которых являются: благоприятный социально-психологический климат; возможности повышения оплаты труда; наличие положительных личностных качеств у членов коллектива; интересный рабочий материал; профессионализм работников и др.;

определены основные меры, принятие которых может способствовать повышению эффективности деятельности творческих коллективов студий озвучивания: более внимательное отношение к потребностям работников, создание профсоюзов, гарантирующих защиту прав работников перед работодателями, повышение квалификации управленческого звена и др.;

разработаны рекомендации для повышения эффективности управления деятельностью творческих коллективов студий озвучивания, среди которых: обучение высшего руководящего звена по специальностям, связанным с управлением организациями и персоналом; усиление государственного контроля и ужесточение ответственности за нарушения трудового и налогового законодательства; разработка и введение адекватных критериев оценки качества выпускаемой продукции и др.

Научно-практическая значимость диссертационной работы

определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при принятии управленческих решений по оптимизации деятельности творческих коллективов студий озвучивания и совершенствованию политики государства в сфере аудиопроизводства, при изучении взаимодействия представителей управленческого звена и рядовых членов творческих коллективов студий озвучивания.

Материалы работы могут применяться также при чтении спецкурсов по социологии управления, социологии и психологии управления, социологии и психологии творчества, при повышении квалификации руководителей творческих коллективов и специалистов государственных служб в области аудиопроизводства.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедры управления персоналом и новых информационных технологий в управлении, на VI межвузовской научно-практической конференциии аспирантов «Советский период развития социологии и современность», проводившейся в РАГС при Президенте РФ в апреле 2006 года в г. Москве, а также нашли отражение в 7 публикациях автора общим объемом 5,35 п.л. Ряд положений и выводов работы предложены к внедрению в творческих коллективах, в которых проводился сбор эмпирического материала.

Понятие, содержание и особенности творческих коллективов

Исследование проблемы творчества в науке имеет давнюю традицию.

Первоначально творчество обсуждалось в русле мифологических и религиозных течений. В религии оно понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего.

Проблемой творчества занимались античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон). Так, Платон различал творчество божественное, или то, что творится божественным искусством и приписывают природе, а также то, что создается людьми - человеческое творчество. При этом «...все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их - творцами» .

Вообще, в истории философии, например, художественное творчество рассматривали как божественную одержимость (Платон), как отличительную черту гения (И. Кант), как проявление инстинктов (3. Фрейд), как мистическую интуицию (А. Бергсон), как продукт коллективного бессознательного (К. Юнг) .

В научной литературе творчество рассматривается сразу в нескольких аспектах - как атрибут материи, проявление культуры, вершина человеческой деятельности по преобразованию себя и мира, наконец, как тот или иной вид искусства (творчество художественное, техническое, литературное, научное и т.д.) При этом каждый раз под творчеством понимается реально существующий феномен.

Философской наукой творчество определяется как деятельность, в процессе которой человек создает качественно новые материальные и духовные ценности, новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям . В этом определении отражен и социологический аспект творчества как деятельности, удовлетворяющей потребности общества.

Одним из важнейших принципов общественной жизни является обеспечение полного развития личности как главной предпосылки творчества, создание условий для свободного творческого труда, который, по словам Энгельса, «...является высшим из известных нам наслаждений...» . По мнению, Н.А. Бердяева: «Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его» . Он также отмечал взаимосвязь между творчеством и уровнем развития личности: «творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия... Творчество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося» .

Однако поскольку творчество является атрибутом человеческой психики, значительная часть исследований этой проблемы относится к психологическим отраслям знания.

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является отечественный психолог ЯА. Пономарев. В своих работах он подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от «мышления» машинного: «машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными», то есть субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме». В качестве ментальной единицы «творческости» мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач .

Другой признанный исследователь проблем творчества, также психолог, Д.Б. Богоявленская, исследует творческое мышление с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «...мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности» .

Потребность в творчестве присуща только человеку, обладающему необходимым интеллектуальным потенциалом, знаниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, воображением, оригинальным мышлением, высокоразвитой интуицией, творческой направленностью и волей. Благодаря этим свойствам он ищет и находит свое призвание, и своей творческой самореализацией подтверждает правильность своего жизненного выбора. Это имел в виду Л.С. Выготский, утверждая, что предметом творчества выступает прежде всего сам субъект деятельности, открывающий в ней смысл своей жизни. Первая личность появилась тогда, когда проявилось творческое отношение человека к окружающему миру, превратившее его из раба природы в ее преобразователя.

Управление деятельностью творческих коллективов как объект социологического анализа

Социологический подход к анализу деятельности творческих коллективов характеризуется тем, что в первую очередь рассматривается место и роль творческих коллективов в обществе.

В социологической теории можно выделить две противоположные позиции.

Исходя из материалистического понимания истории и приоритета экономики перед всеми остальными общественными сферами, К. Маркс творчество, как и мораль, религию, политику, рассматривал как вторичную и зависимую от материального производства область общественной жизни. Знаменитый тезис К. Маркса , выражающий сущность материалистического понимания истории, гласит: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, творчеством, должны удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилье. То есть, потребность в творчестве, в ряду себе подобных, вторична по-отношению к материальным потребностям.

Противоположную позицию занимает М. Вебер . Он полагал, что творчество играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни и способствует социальной эволюции. Высокая значимость творчества обусловлена тем, что оно выступает средством генерации идей.

Эта роль творчества и соответственно творческих коллективов в реальной жизни реализуется через ряд функций.

Образовательно-воспитательная функция. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Всё это формирует отчетливое влияние творческих коллективов, как носителей культурного наследия, на образование и воспитание личности.

Интегративная и дезинтегративная функция. Творчество (как процесс функционирования творческих коллективов) сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, творчество может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию .

Познавательная (креативная) функция. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. В творческих коллективах в рамках коммуникаций участники коллектива получают огромный массив новой для себя информации, но основой данной функции служит сам процесс творчества как таковой, как процесс создания чего-то принципиально нового для общества.

Потребительская (релаксационная) функция снятия стресса, напряжения. На сегодняшний момент данная функция является второй по значимости после образовательно-воспитательной функции, так как в сегодняшней российской действительности уровень социальной напряженности велик как никогда. То количество стрессов, которое испытывает индивидуум в настоящее время приводит к повышению количества уголовных и административных преступлений, а также к снижению общекультурного уровня социума. Исходя из этого релаксационная функция важна как способ эмоционально-психической «разрядки» общества, за счет самовыражения. Вот как описывал генезис потребностей А.Н. Леонтьев: «Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей. Но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. С развитием духовного производства... формируется особый тип потребности - потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека «первым делом» и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования» . Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в самовыражении является самой вершиной человеческих потребностей - потребность в реализации своего творческого потенциала .

Творческий процесс осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной форме. В современных обществах коллективное творчество приобретает ведущее значение, а творческие коллективы выполняют не только творческие, но и социальные, экономические, социокультурные функции.

Итак, главная задача, стоящая перед творческим коллективом - это удовлетворение потребностей личности и общества в качественной продукции в сфере материально-духовного производства. Выполнение роли и решение задач творческих коллективов возможно в условиях адекватной социальной среды, то есть совокупности институтов политического, правового, экономического, информационного, социокультурного характера. То есть социологический анализ деятельности творческих коллективов должен осуществляться с учетом взаимодействия и взаимовлияния широкого спектра социальных институтов и процессов, протекающих в обществе.

Творческие коллективы студий озвучивания как специфический объект управления

Управление деятельностью творческих коллективов, как было показано в первой главе, имеет ряд особенностей. В равной степени эти особенности относятся к творческим коллективам студий озвучивания, являющимся объектом нашего исследования.

В статье четвертой закона «Об авторском праве и смежных правах» расшифровываются некоторые понятия, позволяющие раскрыть и понять специфическую терминологию, свойственную исследуемой нами сфере деятельности: аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации; запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства.

Аудиопроизводство - это совокупность творческих и технологических процессов, в ходе которых осуществляется создание фонограммы и её тиражирование.

Студия озвучивания - это организация на основе творческого коллектива, предметом деятельности которой является создание и художественная обработка фонограмм.

Творческие коллективы студий озвучивания выполняют следующие виды работ:

Синхронное озвучивание отечественной кино- и видеопродукции, которое, в отличие от записи живого звука непосредственно в момент съемки, обеспечивает более высокое качество итоговой фонограммы, дает возможность построения звуковой многоплановости сцен при сведении фонограммы.

Синхронное озвучивание иностранной кино- и видеопродукции, или дубляж. Каждого снимавшегося актера озвучивает только один актер озвучивания (за исключением эпизодических ролей, которые несколько на разные голоса может озвучить один актер), сохраняются оригинальные интонации и эмоциональная окраска, смыкания губ актера на экране максимально совпадают с соответствующими смыканиями русской речи. Шумы и звуковые эффекты берутся с оригинальной фонограммы. Этот вид работ имеет в нашей стране давний традиции качества. Советский, а теперь и российский дубляж, по праву до сих пор считается лучшим в мире. Дубляж производиться для проката фильмов в кинотеатрах, для лицензионных DVD и, в настоящее время редко, для телевизионных каналов (в советское время на телевидении был только дубляж).

Полусинхронное озвучивание иностранной кино- и видеопродукции, или липсинг (производное от англ. leaps - губы) - практически то же самое, что и предыдущий вид работ, но с некоторыми упрощениями: совпадать должны только начальное и конечное смыкания иностранной и русской фраз, соблюдаются паузы. Этот вид работ возник вследствие стремления заказчиков и посредников снизить стоимость готовой продукции. Используется чаще всего при озвучивании иностранных мультипликационных картин.

Закадровое озвучивание - озвучивание на несколько голосов, на заднем плане слышна оригинальная иностранная фонограмма, на переднем - русский перевод. Все роли озвучиваются количеством актеров от одного до пяти-шести максимум. Интонации приближены к дикторским, основная задача - передача смысла. Изначально этот вид работ использовался только при озвучивании документальных фильмов. С конца 80-х годов прошлого столетия на территории Советского Союза стал использоваться и для озвучивания художественных и мультипликационных лент, также по причине более низкой стоимости готовой продукции. В настоящее время наблюдается небольшая тенденция к снижению процента закадрового озвучивания на телевидении. На наш взгляд, это связано со стремлением повышать качество эфирной продукции для ведения успешной конкурентной борьбы.

Озвучивание отечественных мультипликационных фильмов - специфика заключается в том, что при этом виде работ сначала записывается голос, а уже затем под голос рисуются персонажи, то есть фактически голос рождает образ, а не наоборот, как при других видах озвучивания.

Озвучивание компьютерных игр и озвучивание аудио- и видеорекламы по своей специфике являются производными от всех перечисленных выше видов работ.

Шумовое озвучивание - очень сложный вид озвучивания, в котором не задействованы актеры. При озвучивании отечественных кино- и видеофильмов с целью воссоздания атмосферы и придания органичности сценам для последующего их точного восприятия необходимо возпроизвести и записать шумы и звуки издаваемые в кадре различными объетами (шаги, скрип снега, шуршание одежды при движение и т.п.).

Состояние, проблемы управления и перспективы развития отрасли аудиопроизводства в России

Управление творческими коллективами студий озвучивания в России, как показал анализ, проведенный в предыдущем параграфе, имеет ряд проблем, связанных в первую очередь с неудовлетворительными социальными характеристиками внешней и внутренней среды: слабость законодательной базы, отсутствие поддержки со стороны государства, низкий приоритет стандартов качества в обществе, нацеленность организаций озвучивания и заказчиков на быстрое получение прибыли, низкая квалификация управленческого звена, отсутствие единства среди рядовых работников студий.

В целях подтверждения полученных в результате анализа выводов и более подробного изучения состояния, перспектив и проблем управления деятельностью творческих коллективов студий озвучивания, а также ввиду отсутствия социологической информации по данному направлению в достаточном объеме и качестве, выявилась необходимость проведения социологических опросов. Экспертный опрос и опрос потребителей проводились в г. Москве в апреле и мае 2006 года, соответственно.

По информации, полученной из бесед с экспертами, нам удалось установить, что в Москве действуют порядка сорока студий озвучивания, среди которых две крупные («Мосфильм-Мастер» и «Пифагор»), одна крупная студия расположена в Санкт-Петербурге («Нева»), предположительно в каждом крупном городе страны действует минимум одна малая студия, обслуживающая местное теле- и радиовещание. Но поскольку именно в столице максимальная концентрация студий озвучивания и основной поток заказов и денежных средств, проходит именно через студии города, выводы, полученные на основании анализа эмпирических данных по Москве, можно использовать как характерные и прогностические для данной отрасли по всей России.

Численность опроса потребителей продукции аудиопроизводства, проведенного методом стратифицированной квотной многоступенчатой случайной выборки с механическим отбором респондентов составила 800 человек.

На задаваемые в экспертном опросе вопросы отвечали члены творческих коллективов студий озвучивания: актеры, режиссеры, звукорежиссеры, переводчики, укладчики, управленческий персонал и экономисты (последние, хоть и не имеют непосредственного отношения к творческому процессу, включены в число экспертов в силу осведомленности в вопросах управления, финансирования и функционирования коллективов, а значит могут являться экспертами по данным вопросам).

Экспертный опрос проводился методом полуформализованного интервью.

Численность респондентов экспертного опроса составила 107 человек, что составляет приблизительно 80% от всех занятых в данной сфере деятельности в г. Москве.

Основные социально-демографические характеристики группы экспертов и опрошенного населения представлены ниже.

Процентное соотношение специальностей экспертов, представленное в таблице 2.2,1, отражает реальное распределение профессиональных ролей в данной отрасли. Следует отметить, что среди управленческого персонала четверо опрошенных (33%) относятся к высшему руководящему звену (генеральные директора студий), а остальные (67%) - к среднему (так называемые, менеджеры проектов).

Занятость опрошенных потребителей продукции в процентном отношении в порядке убывания представлена в таблице 2.2.2. Полученные данные отражают социально-профессиональную структуру населения г. Москвы.

Распеределение опрошенных экспертов по возрастным группам (см. табл. 2.2.5) отражает сразу три характеристики, свойственные рассматриваемой нами группе.

Во-первых, малый приток в отрасль молодых специалистов. Поскольку, как показало проведенное исследование, образование экспертов в основной своей массе профильное, количество экспертов до 29 лет могло бы быть значительно выше, если бы молодые специалисты приходили в данную сферу деятельности.

Во-вторых, наблюдается резкий скачок количества экспертов, начиная с 30 лет. Этот скачок характеризует события пятнадцатилетней давности, когда рухнул Советский Союз, была пересмотрена система ценностей, наблюдался упадок культурной жизни вообще и кинематографа (а также, связанного с ним озвучивания) в частности. Тогда большинство молодых актеров и режиссеров смогли найти себя в профессиональном плане только в озвучивании.

В-третьих, малое количество специалистов старше 60 лет, при том, что в данной сфере деятельности очень редко встречается прекращение профессиональной деятельности с наступлением пенсионного возраста. Низкие показатели связаны, в основном, с невозможностью выдерживать тяжелые физические нагрузки, большие нагрузки на глаза, голосовые связки - именно это становится причиной ухода специалистов из озвучивания по возрасту.

Выполнил: студент 32 группы

Подставнягин Иван

Руководитель курсовой работы:

Карпова Татьяна Вячеславовна.


Глава I. Коллектив как творческая единица.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы - Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Цель – исследование понятия коллектив и их классификации.



В ходе работы над курсовой были поставлены и решены следующие задачи:

1.Коллектив как творческая единиц

2.Понятие «Коллектив». Его роль в организации творческой деятельности

3. Виды творческих коллективов

4.Детский хоровой коллектив и его руководитель

5.Требования личности руководителя

6.Приёмы и методы создания коллектива

7.Специфика создания хорового народного коллектив

Объект, предмет исследования-объект исследования данной курсовой коллектив и его классификация.

Степень исследованности темы- В официальных документах Российской Федерации имеются указания на необходимость организации системной работы с классным коллективом: «Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Утверждена

Постановлением правительства РФ 16 февраля 2001г.); «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» (Решение коллегии Минобразования России от 28 сентября 1999г.); «Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г.). В последнем из названных документов подчеркнуто: «Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка» .-

Проблема коллектива в отечественной педагогике имеет обширную историю. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива во второй половине XIX - начале XX века внесли П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и др.



В 20-х гг. XX века в советской педагогике детский коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи и педагоги этого периода Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях организованной совместной жизнедеятельности детей.

Особое значение для развития теории воспитательного коллектива

имели опыт и теоретические труды А.С.Макаренко, а также работы

ученых-педагогов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, В.Е.Гмурмана,

Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, И.П.Иванова, М.Г.Казакиной,

В.А.Караковского, Т.Е.Конниковой, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева,

И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, К.Д.Радиной, В.А.Сухомлинского и др.

Если обратиться к истории вопроса об изучении развития теории коллектива, то можно обнаружить, что оно традиционно проводилось в виде описания вклада отдельных персоналий, обычно в хронологическом порядке (С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова и др.) . Устройство же самой теории, ее структура, тенденции в развитии были исследованы далеко не в полной мере. Традиционный подход достаточно подробно освещал научные позиции и взгляды отдельных ученых, однако не позволял увидеть картину развития научного знания в целом, оценить тенденции его развития, проследить взаимосвязь развития теории и практики, выделить проблемные места и противоречия.

Методы исследования- конструктивно-генетический метод; метод моделирования; методы теоретического анализа и синтеза: элементный анализ, ретроспективный анализ, динамический анализ на основе разработки аналитических матриц для выявления основных предметно-проблемных областей, анализа динамики в представлениях и взглядах ученых, подходах к рассмотрению различных аспектов знания о коллективе.

Курсовая состоит из двух глав, отражающих основные концепции понятия коллектива. И из пяти подпунктов подробно описывающие становление коллектива.


Требования личности руководителя

Важнейшую роль в формировании и деятельности коллектива играет его руководитель. Целеполагающая функция связана с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности, определения методов и средств их достижения. Реализация этой функции требует от руководителя умения учитывать особенности текущего момента, способности находить правильное и адекватное решение в конкретной ситуации. Неспособность руководителя к выполнению этой функции приводит к дезорганизации деятельности коллектива. Поскольку целеполагающая функция руководителя заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности, наиболее эффективным руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.

Дисциплинарная функция связана с необходимостью поддержания в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности должной результативности выполнения каждым членом коллектива своих обязанностей, а также следования принятым в коллективе нормам поведения. В выполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация на единоличное или коллегиальное решение вопросов; мера применения тех или иных методов воздействия характеризует личность руководителя.

Экспертно-консультативная функция связана, прежде всего, с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе коллективной деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной и надежной информации или как к наиболее знающему человеку.

Коммуникативно-регулирующая функция предполагает регулирование в коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя давать необходимые разъяснения тем или иным управленческим решениям.

Этимология слова «хормейстер» берет свои истоки в немецком языке и трактуется как «начальник хора». Представитель этой профессии руководит хором на репетициях при разучивании партитур.

Родиной хорового пения принято считать Древнюю Грецию. Хормейстера того времени называли корифеем. Параллельно он выполнял функции конферансье, сообщал о появлении нового действующего лица, резюмировал монологи персонажей, осуществлял построение связующей линии между участниками действия. Он даже задавал ритм исполняемых песен, отстукивая его.

В XIX веке эти функции частично были возложены на головщика, регента, кантора или капельмейстера. Сходные обязанности в певческих школах и церквях Франции выполняли капелланы.

С течением времени искусство музыкального исполнения приобрело свою самостоятельность и заняло достойную нишу в области искусства и культуры.

В дореволюционное время в России подготовка хоровых дирижеров проводилась в нескольких музыкальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: Придворной певческой капелле и Синодальном училище церковного пения.

Известен факт из истории, что дирижеры не всегда стояли лицом к своему хору. До середины XIX века они дирижировали коллективами, стоя к ним спиной, потому что стоять спиной к многоуважаемой публике считалось дурным тоном. Первым, кто нарушил это правило, был Рихард Вагнер, который и ввел за правило дирижеру стоять лицом к хору.

Профессиональные навыки хормейстера

Для полного исполнения профессиональных обязанностей хормейстер должен обладать внушительным объемом профессиональных знаний. Мастер должен ориентироваться в области теории и технических навыков пения, знать специфику формирования разных голосов, иметь хорошую певческую подготовку, владеть собственным голосом и различными приемами вокала. В основном они дирижируют руками, указывая жестами паузы, места, где нужно взять дыхание, изменить темп, а где поработать над силой звучания.

Требования к хормейстерам

художественный вкус;

чувство ритма;

музыкальный слух для размещения участников хора по партиям, отбора новых участников и их прослушивания;

навыки психолога в части организации работы коллектива людей с разными темпераментами, мировоззрением и жизненными позициями;

глубокие теоретические знания приемов и практические навыки их применения, используемые дирижёрами для записи и чтения произведений;

разнообразная мимика и пластика рук (умение передать коллективу нюансы воспроизведения с помощью жестов и мимики);

хорошая физическая выносливость, обусловленная работой стоя;

хорошая память (хормейстеры держат большую часть партитуры в памяти, чтобы своевременно передать хору настроение, необходимую манеру и прочие тонкости при исполнении каждого произведения).

Обязанности хормейстера

подбор репертуара хора;

постановка задач и разъяснительная работа с коллективом при разучивании каждого нового произведения;

общехоровые и индивидуальные репетиции с разучиванием партий новых произведений, повторением имеющегося репертуара, контролем качества исполнения произведений, работой над ошибками в исполнении;

отслеживание конкурсов и фестивалей с целью определения участия в них коллектива;

решение организационных вопросов с руководителями, меценатами или спонсорами хора.

В настоящее время подготовку хормейстеров осуществляют консерватории, училища культуры, соответствующие кафедры педагогических ВУЗов.

В свою очередь хормейстерско-педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории.

По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.

В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.

Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической ценностью.

Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии. 1. Требования личности руководителя.


Понятие коллектив. Классификация творческих коллективов.

Выполнил: студент 32 группы

Специальность: «Хоровое народное пение»

Вид: Сольное и хоровое народное пение

Подставнягин Иван

Руководитель курсовой работы:

Карпова Татьяна Вячеславовна.

Введение…………………………………………………………………………

Глава I. Коллектив как творческая единица…………………………………..

I.I. Понятие «Коллектив». Его роль в организации творческой деятельности……………………………………………………………………..

I.2. Виды творческих коллективов……………………………………………..

Глава II. Детский хоровой коллектив и его руководитель…………………...

2.1. Требования личности руководителя………………………………………

2.2. Приёмы и методы создания коллектива…………………………………..

2.3. Специфика создания хорового народного коллектива…………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..

Loading...Loading...