Менеджер социально культурной деятельности. Менеджер социально-культурной деятельности и его роль в организации свободного времени. §1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Работа по дисциплине: «Методическое обеспечение СКД»

Выполнила:

студентка IV курса

группы № 30402

Скориченко Екатерина

Преподаватель:

Бузене Людмила Владимировна

Санкт-Петербург

Менеджер в социально-культурной сфере – это в первую очередь, специалист и профессионал своего дела.

Социально-культурная деятельность, как и многие другие сферы имеет свои особенности. Менеджер СКД – это управленец, может быть какой-то организации, а может целого коллектива, который воспроизводит культурную и социальную среду. Он должен грамотно самовыражаться, у него должны быть способности к публичной деятельности, креативность мышления. По своему опыту работы, могу сказать, что менеджер СКД не может без знаний в юридической, экономической сферы, поэтому можно смело говорить о том, что работа у менеджера СКД разнообразна и многофункциональна. Работа достаточно специфична и интересна. Требует постоянной мотивации, не может полноценно функционировать при жестком контроле, иногда требуется свобода мыслей и полет фантазии, но не стоит забывать и про запросы потребителей, они должны быть соблюдены в любом случае.

Менеджер СКД не должен забывать об осуществлении процесса управления через планирование, координацию, контроль, мотивацию; развитию организационного ресурса руководителя; совершенствованию стиля и методов управления в системе менеджмента социально-культурной сферы. Я работаю, менеджером проектов и координатором добровольцев в БОО СПб «Апельсин». Все эти задачи использую в своей работе. При написании различных проектов, мне важен навык планирования и контроля. Координируя добровольцев, я постоянно должна придумывать различные способы мотивации, мне приходится руководить целой группой людей и нести за них ответственность. Мы работаем с детскими домами и интернатами для детей и молодых людей с ограниченными возможностями и, знания в юридической сфере мне просто необходимы, часто встают задачи по защите прав и интересов наших ребят. Проводя различные мероприятия, не обойтись без экономических подсчетов.

В нашей работе важна культуроохранная функция, в т.ч. по изучению, сохранению и использованию культурного наследия для социальных потребностей и интересов разных групп населения, именно наши ребята нуждаются в этом, поэтому эту функцию мы активно используем.

Так же, мы стараемся творчески развивать наших ребят, но порой сталкиваемся с тем, что развивать необходимо и взрослых, здесь вступает в свои права культуротворческая функция, без которой менеджер СКД, не может полноценно работать.

По своему опыту могу сказать о том, что менеджер СКД должен заниматься созданием благоприятной культурной среды, стимулированию инновационных идей в социальной и культурной жизни города, региона, страны, государства. Мы должны проводить информационную, просветительскую и даже воспитательную работу. Это тоже является нашей особенностью.

Выпускники образовательных учреждений в области социально-культурной деятельности могут сегодня быть успешными только при условии обладания высокой общей и профессиональной компетентностью, способностью к самостоятельному повышению профессиональных знаний и умений, получению в процессе обучения необходимых навыков. Менеджер СКД-это образованный, креативный, увлеченный человек, который должен любить свою работу и быть полностью вовлеченным в процесс развития культуры. Особенность нашей деятельности состоит в том, чтобы быть специалистами в различных областях нашей жизни: экономической, социальной, юридической, политической, культурной.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, деятельности может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

  • 1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
  • 2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

  • 3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
  • 4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
  • 5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
  • 6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий, развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры. свободный время культурный досуговый

Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.

Будучи групповой и индивидуальной формой деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности реализуется и в том, и в другом случае в личностной форме управленца, в его индивидуальном и конкретном способе реализации сил, возможностей и способностей.

Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в большей степени объективирована структурами и функциями социокультурной деятельности.

Профессионализация менеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами социокультурной деятельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.

Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профессиональной компетентности. Уровень профессионализма менеджера социально-культурной деятельности органически связан с его компетентностью.

Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.

Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоретической компетентности (имеющий ученую степень, ученое звание) бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма.

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:

  • - операционального знания, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;
  • - метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей.

Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты.

Профессиональное лицо менеджера культуры и искусства определяется также нравственными и этическими нормами.

Это относится ко всем областям менеджмента независимо от отраслей деятельности, в которых он осуществляется.

В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности.

Следует помнить, что структура деятельности менеджера социально-культурной сферы, так или иначе, связана с выполнением его профессиональных задач, а следовательно, с его умением действовать.

Основа же каждого действия и их последовательность определяется системой ориентиров, которые позволяют точно выполнять заданные действия-операции. Мастерство выполнения профессиональных действий всегда связано с интеллектом и мышлением.

Мышление профессионально подготовленного менеджера проявляется в умении видеть в конкретных условиях, в сложившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти условия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.

Добавим при этом, что профессиональное менеджерское мышление необходимо специалисту не только для решения текущих задач, связанных с процессом деятельности, но и для осознания новых, выявления нерешенных профессиональных проблем.

Решая профессиональные задачи, менеджер мысленно предопределяет: сложность и характер поставленной задачи; структурирование операций (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация и т.п.), с помощью которого осуществляет поиск правильного решения; возможный результат.

В психологии выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и аутистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявляются и определенные типы мышления.

  • 1. Мышление менеджера, ориентированное на новации, поиск "ноу-хау", прорывные социокультурные технологии, творчество, генерацию идей, новых форм и методов работы, предопределяет инновационный характер деятельности.
  • 2. Мышление менеджера, который уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Коллеги в шутку и всерьез называют такого менеджера "рабочей лошадкой".
  • 3. Пассивно-исполнительское мышление не является прогрессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хорошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции. Они не проявляют инициативу, творчество, но отлично выполняют приказы и распоряжения.

Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и производственные отношения.

Такой тип мышления абсолютно неприемлем для менеджмента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.

На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.

В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов.

Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.

Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.

Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты, указывая взаимные обязательства и ответственность; еще до подписания соглашения информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров.

В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблемы эффективного менеджмента социально-культурной сферы. Характеристика социально-культурных институтов. Практические аспекты проблем эффективного менеджмента. Управление социально-культурной сферы на примере Ивдельского городского округа.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Менеджмент как система управленческой деятельности. Типические особенности деятельности менеджера, его функции и основные направления работы, личностные и профессиональные качества. Руководители трех уровней управления. Принцип творческой кооперации.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Управление общественными процессами через отношения людей. Менеджмент как основа предпринимательской деятельности. Роль информации в принятии управленческих решений. Коммуникации в системе управления. Координация действий между множеством подразделений.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Классификация функций и принципов социокультурной деятельности. Исследование механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Анализ особенностей управления персоналом в социально-культурном учреждении. Структура государственного управления культурой.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    Сущность организационной культуры и её социально-психологические основы. Особенности становления в творческом коллективе. Оптимальные формы, методы социально-культурной деятельности, черты корпоративной культуры работников учреждения клубного типа.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2016

    Свободное время личности: понятия, сущность, социальная значимость. Менеджер социально-культурной деятельности и его роль в организации свободного времени. Профессиональная компетентность сопричастного менеджера, факторы формирования навыков и умений.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Культура как сфера экономических отношений. Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства. Экономические и материально-технические ресурсы учреждений. Сущность и характеристика современного менеджмента. Система и структура управления культурой.

    учебное пособие , добавлен 19.02.2012

С семи лет начала обучение в хореографической школе "Родничок" г. Ульяновска, которую окончила в 2000 г. с отличием. В 2001 г. поступила в Ульяновское училище культуры. После 4х лет обучения на очном отделении получила красный диплом о средне-специальном образовании по специальности "социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество", специализация "руководитель хореографического коллектива, хореограф". Во время обучения была участницей народного ансамбля песни и пляски им. В. П. Кощелева "Волжанка". С концерной деятельностью выступали на городских и областных площадках. Являлась старостой группы. В 2005г. поступила на заочное отделение Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. После сдачи государственного экзамена и защиты выпускной дипломной работы (2010г.) была присвоена квалификация Менеджер социально-культурной деятельности по специальности "Социально-культурная деятельность". В 2005г. началась трудовая деятельность в МОУ Многопрофильном лицее №20, которая подкреплялась теоретическими знаниями, получаемыми в университете. 1.10.2007 г. по итогам трудовой деятельности была присвоена II категория на должности "старший вожатый". С 2002 г. по 2012г. являлась участницей народного коллектива ансамбля современной пластики "Крещендо" г. Ульяновска. Коллектив действует по сей день и является ведущим, ведёт активную концертную деятельность в городе и области. Принимает участие в конкурсах, фестивалях разного уровня. Больше года (2010-2011гг.) проработала артисткой балета в ГУК Государственном ансамбле песни и пляски "Казачья Воля". Получила большой репетиционно-концертный опыт, культурно-исторические знания о донских казаках. В 2011г. вышла замуж и вернулась к педагогической работе. За время работы во мне развились такие качества как ответственность за организацию рабочего времени, пространства, физическое и нравственное здоровье детей и взрослых, пунктуальность, умение работать с документами (составление планов работ, заполнение журналов посещений, отчёты о проделанной работе и др.), работа в коллективе. Пожелания к предполагаемой должности: - изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие; - творческое развитие детей, подростков и взрослых людей, участие в организации досуга населения, создавать новые ценности, ; - стимулировать и поддерживать инновационные движения в социально-культурной сфере, создавать благоприятные условия для развития культурной среды; - разрабатывать и реализовывать муниципальные, региональные, федеральные и иные целевые социальные программы; - организовывать деятельность культурных центров, способствующих развитию населения; - содействовать развитию народного творчества, углублению и расширению работы структур дополнительного образования.

Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Квалификация : Академический бакалавр

Виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности:

  • творческая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-методическая;
  • проектная;
  • педагогическая.

Что умеет бакалавр социально-культурной деятельности?

  • занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;
  • организует досуг разных групп населения;
  • осуществляет социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, способствует социальной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помогает в семейном воспитании детей;
  • осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры;
  • продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;
  • разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной культурной политики;
  • проводит научные исследования социально-культурной деятельности и экспертизы проектов социально-культурной направленности;
  • преподает теоретические и практические дисциплины в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.

Где работает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • учреждения туризма и отдыха;
  • дома культуры;
  • дома отдыха;
  • клубы, досуговые и культурные центры различных форм;
  • парки культуры и отдыха;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • социальные и социально-реабилитационные центры;
  • средства массовой информации;
  • издательства;
  • музеи;
  • учреждения общего, дополнительного и профессионального образования.

Кто учит бакалавров социально-культурной деятельности?
Подготовкой бакалавров социально-культурной деятельности занимается кафедра социально-культурной деятельности.

Среди преподавателей кафедры:

  • Н.В. Погорелова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Почетный работник сферы молодежной политики);
  • В.С. Русанова (кандидат педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ; Лауреат премии Губернатора Челябинской области);
  • Т.П. Степанова (кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ);
  • С.Г. Рубцов (кандидат педагогических наук, доцент, декан Института заочного обучения);
  • В.М. Рябков (кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, Заслуженный работник высшей школы РФ);
  • Б.С. Сафаралиев (доктор педагогических наук, профессор);
  • С. В. Богдан (кандидат педагогических наук, доцент);
  • и другие

Какие предметы изучает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • теорию и историю социально-культурной деятельности;
  • педагогику досуга;
  • историю искусств;
  • основы культурной политики;
  • менеджмент социально-культурной деятельности;
  • режиссуру;
  • маркетинг;
  • экономику индустрии досуга;
  • продюсерское мастерство;
  • технологии социально-культурной анимации и рекреации
  • и многое другое.
Loading...Loading...