Карьерные траектории и рост дохода выпускников МВА и Еxecutive МВА. Наиболее простые навыки для рекрутинга

Кэролайн Циммерман вместе со степенью MBA в бизнес-школе INSEAD приобрела обычный набор преимуществ: понимание основ бизнеса и широкую сеть связей. Однако один навык программой не предлагался – программирование на языке Python.

Python – один из важнейших инструментов в работе Циммерман (она руководит анализом и обработкой данных в музыкальной компании BMG). Однако отсутствие технических навыков не помешало ей поступить на должность, потому что в INSEAD она научилась правильному отношению к проблемам – не бояться их. И Циммерман сама выучила Python на онлайн-курсах.

Желание научиться чему-то новому, чего ты не знаешь, в технологическом секторе ценится выше обширных знаний, говорит Циммерман.

Способность решать сложные проблемы – один из пяти самых востребованных работодателями навыков выпускников MBA, показало проведенное FT исследование 2018 FT MBA Skills Gap Survey. В исследовании приняли участие более 70 крупнейших работодателей мира.

Данные FT показывают, что работодатели стремятся нанимать выпускников, обладающих нужными социально-психологическими качествами (soft skills), такими как умение работать в команде и находить общий язык с самыми разными людьми (в числе самых важных их назвали 64 и 54% респондентов FT соответственно).

Программы MBA традиционно дают различные профессиональные знания и рабочие навыки (hard skills), и, по словам работодателей, кандидатов с нужными профессиональными навыками (например, владеющих бухгалтерским учетом, знающих маркетинг, экономику, программирование или иностранные языки) найти легче.

Сьюзен Сэндлер Бреннан, помощник декана Sloan School of Management в MIT, говорит, что полезные социально-психологические качества помогут их обладателям защитить свои рабочие места в эпоху автоматизации. Однако на стадии найма сотрудника такие качества сложнее оценить, чем то же владение бухучетом. Сейчас компании все чаще применяют предварительное онлайн-тестирование кандидатов, это значит, что до стадии собеседования доходят только соискатели с необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Способность строить, поддерживать и расширять связи может быть очень ценна для работодателя, но без необходимых технических навыков выпускника на собеседование не пригласят, говорит Сэндлер Бреннан.

Ведущие работодатели все чаще стали выражать скепсис в отношении бизнес-школ как канала подготовки сотрудников с необходимыми навыками – как социально-психологическими качествами, так и профессиональными знаниями.

Самые важные навыки для работодателей

1) Способность работать в команде 2) Способность работать с самыми разными людьми 3) Способность решать сложные проблемы 4) Способность строить, поддерживать и расширять связи с людьми 5) Тайм-менеджмент и способность определять приоритеты

«Мы ждем от кандидатов профессионального опыта, умения управлять командой и координировать работу с клиентами», – говорит Анна Перчас, партнер KPMG UK. Консалтинговая компания ищет кандидатов с опытом работы по профилю, с лидерскими качествами и увлеченных работой. Однако в KPMG UK обнаружили, что таких кандидатов можно найти не только в бизнес-школах, но и в других компаниях, особенно в технологическом секторе. «Мы не занимаемся привлечением выпускников MBA и даже не следим, сколько наших сотрудников имеют такую степень», – рассказала Перчас.

Работодатели из всех отраслей признались, что труднее всего найти аналитиков больших данных. 13% респондентов FT заявили, что нанять таких специалистов невозможно.

Кандидаты на должности в KPMG, связанные с кибербезопасностью или анализом данных, должны хорошо разбираться в языках программирования, таких как Python и R, и средствах визуализации данных, например Tableau.

Циммерман говорит, что недостаток технических дисциплин в программе MBA не повлиял на ее удовлетворенность курсом, приобретенные знания и опыт и без того оказались ценными, но ей кажется, что бизнес-школы не уделяют техническим навыкам достаточно внимания, тогда как многие их выпускники идут работать именно в технологический сектор.

Генеральный директор Graduate Management Admission Council (организация, администрирующая вступительные экзамены в бизнес-школы) Сангит Чуфла говорит, что бизнес-школы стараются добавлять в программы технические дисциплины и этот процесс идет достаточно быстро.

Тем не менее треть технологических компаний, опрошенных FT, заявили, что им труднее всего найти выпускников MBA, владеющих навыками программирования.

Пять навыков, которые работодателям труднее всего найти

1) Способность влиять на других 2) Стратегическое мышление 3) Энергичность и стойкость 4) Умение анализировать большие данные 5) Способность решать сложные проблемы

Почти половина участников исследования признались, что им трудно находить выпускников бизнес-школ с нужными им навыками и качествами и что с каждым годом трудности усугубляются.

Чуфла рекомендует бизнес-школам действовать в двух направлениях: определять кандидатов с нужным работодателям потенциалом и заставлять студентов в процессе обучения решать непривычные задачи и взаимодействовать с непохожими на них людьми. Все это поможет им в работе.

Выпускники MBA в целом согласны с работодателями, что подходящие социально-психологические качества важнее всего, показал опрос FT. Однако они совершенно иначе оценивают свои сильные стороны, нежели работодатели. Выпускники элитных бизнес-школ чаще всего называли своими самыми сильными качествами энергичность и стойкость, а также умение решать сложные проблемы. Рекрутеры же говорят, что именно эти качества им труднее всего найти у кандидатов из бизнес-школ. Сэндлер Бреннан признает, что выпускники MBA переоценивают свои возможности.

Перевела Надежда Беличенко

История МВА началась с одной важной даты. Дортмутский колледж (штат Нью Хэмпшир, США) на заре ХХ века в 1901 году присвоил своим выпускникам степень Master of Business Administration . В то время это было очень актуально, но не так почетно, как сегодня. Степень МВА означала, что выпускник колледжа готов работать в сфере производства и рынка. И только через полвека стало возможно получить бизнес-образование в Европе. Первой эту волну подхватили ведущие учебные заведения Лондона и Манчестера в Великобритании. Остальная Европа «созрела» намного позднее. Россия познакомилась с бизнес-образованием уже в 90-е годы в силу понятных причин.

Самый первые выпускники программы MBA появились в 1908 г. в школе бизнеса Гарварда, которая была открыта в 1906 г. А 1907 год стал годом создания в России Московского Высшего коммерческого училища. Оно стало фактически первой в России и Европе школой бизнеса . Инициаторами проекта выступили меценаты и представители элиты российского бизнеса. Хотя часть историков считают, что начало эпохи МВА в мире положил 1902 год, так как именно тогда Дартмутский колледж города Ганновер в штате Нью-Гемпшир (США) впервые в истории выпустил специалистов, прошедших программу М.С.S. (Master of Commercial Science). Эту программу считают в чем-то прообразом МВА. Но историки считают эту дату спорной и неточной, поэтому за точку отсчета МВА образования принимают именно 1908 год.

Разумеется, на этой волне открылась масса школ, приписавших себе приставку "бизнес". Время показало, кто из них предлагал качественное образование , оставшиеся просто исчезли, а настоящие бизнес-школы со временем трансформировали свои программы в соответствии с западными образцами. Они прошли проверку на качество, получив аккредитацию. И именно их дипломы у работодателей вызывают уважение и гарантируют если не место в топ-менеджменте, то как минимум горячее рукопожатие президента заинтересовавшей Вас компании и большие перспективы на будущее.

Правда, такое образование дорого стоит. Поэтому многие соискатели выбирают обучение в бизнес-школах, которые предоставляют так называемые "псевдо MBA" (junk-MBA). Они не соответствуют стандартам, но, тем не менее, преподаются. Они дешевле и короче, поэтому пользуются популярностью у неосведомленных или не слишком заинтересованных людей.

Если же Вас интересует настоящий, аккредитованный МВА, обратитесь в AACSB (Американскую ассамблею школ бизнеса), AMBA (The Association of MBAs - Ассоциацию учебных заведений, присваивающих степень MBA) или EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система улучшения качества). Сегодня именно эти учреждения производят аккредитацию бизнес-школ и программ МВА. Именно в них Вы найдете максимум достоверной информации о качестве той или иной программы подготовки Магистров делового администрирования.

Еще ни одна программа обучения за последние сто лет не претерпевала столь серьезных изменений в такое рекордно короткое время. И каждое из них диктовала необходимость приспосабливаться к реалиям времени. Самая первая бизнес-программа включала в себя экономические и бухгалтерские курсы. Так как Америка на тот момент нуждалась в этих специалистах из-за финансовой нестабильности в государстве. Это было похоже на аспирантуру – пойти на обучение можно было сразу по окончании высших учебных заведений. И этот подход вместе с программой быстро подхватили другие штаты.

Но при этом многие очень уважаемые вузы Америки категорически отказывались включать в свои программы обучения курс МВА из-за предубеждения, что он «торгашеский». Понадобилось время, чтобы общество убедилось в необходимости подобных программ. Но проблемы у МВА не закончились. В 1959 году были опубликованы два доклада, которые обвиняли программу МВА в ее доступности. Авторы утверждали, что не должны напоминать дома отдыха, доступные для всех, где можно отлично провести время. Ответную реакцию мы чувствуем и сегодня – бизнес-образование стало элитарным, имеет высокие требования к степени подготовки потенциальных кандидатов.

Параллельно с ужесточением требований к претендентам школы МВА стали уделять больше внимания исследованиям. Этим они заработали благосклонность представителей академического образования и навлекли на себя гнев представителей бизнеса, которым были необходимы не теоретики-исполнители, а готовые к действию, практико-ориентированные управленцы.

Поэтому в соответствии с требованиями времени, бизнес-школам пришлось разделить программу на две части: в первый год предлагались основные дисциплины, а второй включал в себя предметы более специализированные с предоставлением возможности учащимся выбирать более подходящие для его целей. Это и стало процессом формирования классической модели курса МВА. Современным бизнес-школам довольно регулярно приходится обновлять материалы для своих программ, чтобы не отстать от времени. Последней тенденцией стала необходимость добавлять в программу дисциплины, которые раньше не пользовались пристальным вниманием, но, как доказала практика, они важны не менее, чем право или финансы. Это лидерство, этика, межличностные и межкультурные отношения и т.п. Современными программами МВА предусмотрено не только «накачать» выпускника теорией и практикой, но и развивать его как личность, задав направление для его дальнейшего роста.

История МВА в Европе

Первая европейская страна, которая подхватила новое веяние в бизнес-образовании, это Великобритания. Именно в Англии, в 1960-ые годы, через полвека после США, на базе лучших университетов Лондона и Манчестера появились первые школы МВА Европы. Причем идея основания таких элитных школ приживалась слабо – основателей обвиняли, что они копируют американские стандарты и отрываются от реалий собственной страны. Зато теперь через полвека Лондонская бизнес-школа – один из признанных лидеров бизнес-образования Европы.

Следует заметить, что не все школы МВА в Европе взяли для себя американскую модель. Например, IMD, Henley, INSEAD, и Ashridge образовала группа компаний, которая разрабатывала менеджмент-тренинги для собственных сотрудников. Французские бизнес-школ создали и всемернро поддерживают региональные и местные палаты коммерции. Создание первой российской бизнес-школы инициировало государство: в 1988 году специальное постановление Совета министров дало «зеленый свет» созданию первой в стране профессиональной школы бизнеса – Высшей коммерческой школе.

МВА ХХI века

По приблизительным подсчетам, в США диплом МВА имеет на руках каждый 250-й житель, т.е. количество специалистов этой квалификации насчитывается более миллиона. Ежегодно несколько сотен тысяч студентов вкладывают миллионы долларов в обучение. Степень MBA позволяет начать головокружительную карьеру , в этом уже убедилось большое количество бизнес-лидеров мирового уровня, закончивших в свое время бизнес-школы: сейчас они руководят такими компаниями, как Ебэй, Найк, Е-трейд, Моторола, Федеральный резервный банк и другие. В России волну бизнес-образования подхватила Moscow Business School. Адаптируясь к требованиям современного бизнеса, Мoscow Business School продолжает создавать инновационные продукты в области бизнес-образования. Школа гордится своими проектами MBA Company и МВА Start. Благодаря внедрению в обучающий курс новейших мультимедийных технологий и всемерной поддержке своих студентов во время процесса обучения, внедрению эффективного программного обеспечения Moscow Business School вполне способна вывести российское бизнес-образование на более высокий уровень конкурентоспособности.

Каждый выпускник бизнес-школы мечтает о том, чтобы как можно скорее устроиться на престижную, ответственную и высокооплачиваемую работу. Но каковы его реальные шансы на успех? Статистика трудоустройства выпускников является важнейшим показателем успешности программы MBA. Хорошая должность в надежной компании с достойной оплатой труда и большими перспективами роста – это и есть та самая цель, которая оправдывает далеко не маленькие средства, финансовые и временные, вложенные слушателем программы в собственное обучение.

Как составляются рейтинги

Здесь надо отметить один существенный нюанс. Если показатели той или иной школы в рейтинге неожиданно ухудшаются – это еще не повод паниковать. В ряде случаев это может свидетельствовать о том, что многие выпускники данного учебного заведения пытаются запустить собственные стартапы или идут работать в некоммерческие организации. Соответственно, если вы мечтаете о создании собственного инновационного бизнеса, возможно, вам следует обратить внимание именно на такую школу, в которой создана наиболее благоприятная среда для стартапов – а не на ту, чьи студенты подписывают выгодные контракты с крупными корпорациями.

Бизнес-школы – лидеры

Судя по статистике выпуска 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth, Goizueta, Tuck и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдает этот показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через 90 дней после выпуска. Однако если смотреть на статистику трудоустройства на момент получения диплома, то международным лидером будет Tuck с 91%.

Любопытно, что школы отличаются и по готовности своих выпускников принять предложения о работе. Например, в Chicago Booth 98% обладателей диплома были в течение трех месяцев приглашены занять должность в той или иной компании, и 97% ответили согласием. В Columbia Business School предложения получили 97% бывших учеников, но приняли их только 91%.

На наивысший уровень дохода может рассчитывать соискатель, который обладает не только набором соответствующих навыков, но и внушительным опытом работы и впечатляющим портфолио с проектами, реализованными до поступления на MBA. Некоторые выпускники вправе ожидать стартовый оклад в $300 тыс. – именно такая цифра значится в контракте нескольких специалистов, в прошлом году покинувших Stanford, Wharton и Harvard и занимающихся инвестиционно-банковской деятельностью, частным акционерным и венчурным капиталом.

В последние годы все больше специалистов мечтают о работе с частным акционерным капиталом, так как за это предлагают весьма солидное вознаграждение. Однако спрос на выпускников MBA в этой сфере относительно невелик по сравнению с тем, что имеет место в консалтинге, банковском деле или работе с высокими технологиями. Рекрутеры набирают молодых профессионалов в очень ограниченном кругу престижных учебных заведений, и за место под солнцем в перспективной отрасли предстоит как следует побороться. В 2014 году выпускники Stanford, начавшие работать с частным акционерным капиталом, получали медианный оклад $170 тыс. – это рекордный уровень зарплаты для выпускника программы MBA за все времена. Сверх оклада эти специалисты получали стартовый медианный бонус в размере $40 тыс., а общая сумма компенсаций, выдаваемых им за год, составляла $175 тыс. в среднем и $300 тыс. в своем максимальном выражении.

Если говорить о бонусах, то в 2014 году самая большая в мире годовая компенсация размером $350 тыс. досталась выпускнику Wharton. С учетом основного оклада доход счастливчика за двенадцать месяцев достиг (а, возможно, и превысил) полмиллиона долларов. Согласно расстановке сил на сегодняшний день, за высокими бонусами в дополнение к зарплате следует идти в хедж-фонды: там ежегодная компенсация эффективным сотрудникам достигает $150 тыс. при окладе в $125 тыс.

Наиболее скромные зарплаты обычно предлагают в розничной торговле, здравоохранении, индустрии развлечений и СМИ. Не могут похвастаться феноменальными доходами и обладатели дипломов MBA, трудоустроенные в некоммерческие организации. Особняком стоят те специалисты, что отправляются работать в Азию или другие регионы мира , где в соответствии с местным уровнем жизни их зарплата более чем конкурентоспособна, но в пересчете на долларовый эквивалент кажется скромной. Так, в прошлом году выпускник Kenan-Flagler Business School, уехавший в азиатскую страну с развивающейся экономикой, начал получать всего лишь $23 тыс. Еще три выпускника таких школ, как Columbia, Michigan и Carnegie Mellon, стартовали с оклада в $24 тыс. – и это был рекордно низкий показатель для 2014 года.

Впрочем, следует понимать, что личные доходы – это очень деликатная тема. Большинство благополучно устроившихся выпускников если и предают что-то огласке, то, как правило, уровень зарплаты, но никак не размер бонусов. Некоторые бизнес-школы – в том числе Harvard – не публикуют зарплаты своих бывших учеников даже на условиях полной анонимности, ограничиваясь более абстрактными показателями (например, что 13% их выпускников, работающие с частным акционерным капиталом и левереджированным выкупом, могут рассчитывать на медианный бонус в размере $80 тыс.). Конспирация соблюдается с целью обеспечения приватности специалистов, а также ради того, чтобы у абитуриентов не возникало завышенных ожиданий относительно собственных перспектив.

Loading...Loading...