Темы профориентационных мероприятий. Профориентация старшеклассников: программа, темы, мероприятия, анкета. Занятия по профориентации. Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов

Мероприятия профориентационной направленности

Система профориентации включает в себя следу-ющие элементы: профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование), профессиональная диагностика , направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта-ция, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществ-ляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.

Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации.

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом фор-мирования всесторонне развитой личности, с подготов-кой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

Формы занятий: лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия, профориентационные игры.

Примерные темы занятий

1. Знакомство. Тренинговые упражнения (игры).

2. Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

3. Факторы, влияющие на выбор профессии (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. .

4. Профессии с большой перспективой. Осознание препятствий на пути к профессиональным достижениям.

5. Профессиональные ценности - методика ранжирования профессиональных ценностей. «Выбор профессии».

6. Самооценка и уровень притязаний личности.

7. Темперамент и профессии Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

8. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная игра.

9. Активизирующая профориентационная игра. Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя.

10. Новые профессии нашего времени. Профессиональные черты характера.

11. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования.

12. Личные и профессиональные цели.

13. Личный профессиональный план. Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Практическая работа.

14. Конкурентоспособная личность. Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели.

15. Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. Конфликты.

16. Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу.

17. Составление индивидуального (личного) профессионального плана. Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия.

Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы :

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.

4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

5. Каждый по очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в про-фессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри-мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия-ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, на-сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче-ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох-мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза-тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало(6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас-сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про-исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали-зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен-ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве-дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую-щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на-ходиться в творческом напряжении.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д. Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Объективными показателями эффективности профориентации школьников являются: реализация выпускниками школ своих профессиональных намерений; выбор выпускниками школ профессий, нужных в данном регионе; производственная и общественная активность выпускников школ.

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации.

Статистика

Человека, который выбирает специальность, называют оптантом (от латинского слова optacio - "избрание, желание"). В результате его действий должно сформироваться достаточно четкое и реалистичное представление о профессиональной общности, к которой он себя отнесет в будущем. Как показывают результаты разнообразных исследований, детям в юном возрасте, к примеру, известно только 20-25 специальностей. В этой связи профориентация подростков зачастую отличается стихийным характером. Исследование мотиваций выбора той или другой специальности показало, что существенная роль в этом принадлежит окружающим. Так, порядка 25 % отдают предпочтение профессии под влиянием более самостоятельного друга, 17 % руководствуются советами взрослых, 9 % - сведениями из СМИ. Выбор еще 9 % обуславливается разными несущественными факторами (например, незначительная удаленность вуза от дома). Только 40 % школьников ориентируются на содержание будущей работы.

Актуальность проблемы

Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой В частности, не учитывается психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами.

Решение проблемы

Для правильного выбора необходимо изучить наиболее распространенные, востребованные специальности. Кроме этого, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам. Также важно изучить собственные особенности, специфику мышления, характера, темперамента, нервной системы. Полученные выводы следует сопоставить и с требованиями той или иной сферы деятельности. Необходимо отметить, что чем раньше будет проделана работа по профориентации, тем результативнее она будет в итоге.

Что такое специальность?

Она представляет собой необходимую для общества ограниченную (ввиду разделения труда) сферу приложения духовных и физических сил человека. Она дает возможность получать средства для существования и развития. Профессия представляет собой группу родственных специальностей. К примеру, существуют токари-расточники, токари-универсалы и пр. Эти специальности объединены в группу, именуемую "токарная профессия".

Классификация

Сегодня существует огромное количество специальностей. Чтобы стала полезной для детей, необходимо четко разграничить направления их возможной деятельности в будущем. Классификация осуществляется по различным критериям. Например, это может быть разделение по отраслям, уровню квалификации, психологическим требованиям и пр. Определить направленность интересов можно, пройдя тест на профориентацию. В настоящее время разработаны самые разные опросные листы. Тест на профориентацию поможет выявить способности человека в той или иной области, приоритет конкретной сферы деятельности. Довольно распространенным является разделение на типы взаимодействий человека с:

  1. Природой.
  2. Техникой.
  3. Человеком.
  4. Художественными образами.
  5. Знаками.

В каждой из этих сфер присутствуют конкретные специальности, из которых ребенок может выбрать наиболее подходящую.

Человек и природа

Если анкета по профориентации показала приверженность ребенка к этому направлению деятельности, то, скорее всего, у него есть определенные успехи в таких предметах, как биология, анатомия, зоология, ботаника, физиология. Особенностью категории специальностей "человек-природа" считается то, что все они нестандартны, изменчивы и имеют определенную сложность. Их трансформация подчиняется внутренним законам естественной среды. В этой связи занятие по профориентации в этом случае должно включать в себя задания на выявление инициативности, самостоятельности при решении конкретных поставленных задач. Специалист в этой сфере должен не только много знать, но и обладать способностью предвидеть те или иные изменения. Здесь, кроме прочего, важны творческие навыки, отзывчивость, заботливость. Специалист должен помнить, что многие изменения в организмах могут стать необратимыми.

Специфика деятельности

Профориентация учащихся в определенной степени должна подготовить их к возможным сложностям в той или другой сфере. Например, говоря о специальностях типа "человек-природа", необходимо сказать, что многие из них связаны с техникой. Например, растениеводы, агрономы используют разнообразное оборудование. Сложная техника присутствует и в работе микробиологов. Аналогичная ситуация и с животноводческими специальностями. В настоящее время они все больше переводятся на индустриальную основу. В рамках коллектива они также занимаются установлением межличностных отношений. Кроме того, зачастую им приходится вникать в тонкости учета, анализировать экономические результаты собственной деятельности. Некоторые специальности требуют художественных навыков. Например, это характерно для таких профессий, как флористы, озеленители.

Важный момент

Когда проводятся мероприятия по профориентации, дети должны видеть не только положительные, но и отрицательные стороны той или иной профессии. Необходимо, чтобы они поняли и оценили свое личное, действительное отношение к будущей деятельности. Например, для специальностей типа "человек-природа" важно отграничивать обычную любовь к окружающей среде от стремления внести в нее что-то важное, нужное, решить какую-то проблему, улучшить состояние системы. Выбирая такую профессию, нужно знать, что для специалиста природа - это не место отдыха. Она выступает как мастерская, где он будет отдавать свои силы и время.

Техническое направление

В нем труд специалистов связан с механизмами, машинами, энергией в разных ее видах. Это направление подойдет для детей, успешных в физике, математике, черчении, химии. Техническое направление следует рассматривать широко, не сводить его к одним "железкам". Специальности могут быть связаны и с неметаллическими объектами. Например, это может быть пищевое сырье, ткани, пластмасса, полуфабрикаты. Особенностью объектов труда является то, что их можно точно измерить, охарактеризовать по многим признакам. Соответственно, при их перемещении, обработке, изменении от специалиста потребуется определенность действий.

Особенности технической сферы

Профориентация молодежи должна показывать возможности той или иной области деятельности. Например, техническое направление - это огромное поле для изобретательства и новаторства. Следовательно, ключевым условием успеха в этой сфере является наличие тяги к моделированию, способности разъединять и соединять объекты и их элементы. При этом изобретать можно не только инструменты и прочие предметы труда, но и технологии, способы выполнения операций. Еще одним важнейшим условием успеха в данной области выступает наличие высокой дисциплинированности.

Сфера "человек-человек"

Специальности в этой области связаны с воспитанием, обучением, руководством, обслуживанием. Такую деятельность, как правило, выбирают те дети, которые успешны в таких предметах, как литература, история, обществознание и пр. Ключевой особенностью этой сферы является то, что суть труда в ней заключается во взаимодействии между людьми. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что от специалиста требуется двойная подготовка:

  1. Необходимо уметь формировать и поддерживать взаимоотношения с людьми, разбираться в их психологии, понимать их.
  2. Нужно иметь подготовку в тех или иных областях искусства, техники, производства, науки и пр.

Категория специальностей "человек и знаковая система"

Эта сфера деятельности связана с обработкой данных, представленных в виде формул, цифр, текстов. Неотъемлемыми элементами современного мира считаются разнообразные знаковые системы. Сегодня ежедневно активно используются всевозможные чертежи, топографические карты, схемы, таблицы, условные сигналы, формулы и так далее. От специалистов, занятых в сфере знаковых систем, требуются особые умения и склонности. В процессе работы необходимо выполнять контроль, учет, обработку информации. От специалистов часто требуется разработать новые знаковые системы.

Человек и художественный образ

Все специальности в этой сфере условно разделяются на несколько категорий. Критериями выступают исторически обособившиеся виды художественного изображения реальных событий. Так, выделяют профессии, связанные с:

  1. Изобразительным искусством.
  2. Литературой.
  3. Музыкой.
  4. Актерско-сценической деятельностью.

Эти категории не имеют четких границ, они находятся в том или ином взаимодействии. В качестве одной из особенностей специальностей этой сферы выступает то, что большая часть трудозатрат работников скрыта от посторонних. Во многих случаях даже предпринимаются специальные меры для создания эффекта непринужденности, легкости результата деятельности. К примеру, выступление артиста на сцене может длиться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, он каждый день по нескольку часов совершенствует свое мастерство, репетирует, соблюдает режим.

Программа профориентации для старшеклассников - что это такое?

Как выше было сказано, сегодня существует множество руководств и методических материалов как для детей, так и для взрослых. Между тем их изучение далеко не всегда приносит желаемый результат. У многих детей не только не формируется ясное представление о специальностях и возможных сферах деятельности, но и, наоборот, проблема выбора только усугубляется. Именно поэтому в образовательных учреждениях проводится День профориентации. Внеклассная деятельность по разъяснению детям специфики трудовых отношений в той или иной сфере сегодня недостаточно развита. Профориентация для школьников является мощным и эффективным инструментом, способствующим решению актуальной для них проблемы. Ее целью является содействие в формировании у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в трудовой сфере. В качестве одной из ключевых задач выступает создание необходимых условий для самостоятельной деятельности каждого ребенка. Профориентация для школьников позволяет детям выявлять свои индивидуальные особенности, склонности, предрасположенность к какой-либо деятельности.

Ключевые элементы

Профориентация в 9 классе предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. В форме теоретических знаний, игр, творческих упражнений развивается самосознание детей. В ходе взаимодействия с преподавателями и другими специалистами формируется устойчивая система ценностей. Дети начинают моделировать свое будущее. Это основные задачи, которые выполняет профориентация. 11 класс - период, когда дети вплотную подходят к вопросу выбора. К этому времени большинство из них должны уже иметь четкие представления о своем будущем, составить "идеальный образ" специалиста.

Введение

На первом этапе проводится подготовка к ознакомлению с материалом, касающимся трудовой сферы. Она включает в себя этапы формирования профессиональной деятельности, способы выбора специальности. Дети знакомятся с ключевыми понятиями, определениями, с источниками информации о будущей трудовой сфере.

Основные стадии

Темы по профориентации не сводятся исключительно к описанию тех или других специальностей. Процесс включает в себя:

  1. Развитие понятий и представлений, связанных с миром трудовой деятельности.
  2. Активизацию самосовершенствования и самопознания.
  3. Формирование умений определять ключевые качества для той или другой профессии.
  4. Развитие представлений о специальном образовании.

План

Профориентация старшеклассников предполагает, что к концу года дети освоят ключевые образовательные навыки. К ним, в частности, относят умения познавать себя, особенности эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента. Учащиеся составляют план по самоконтролю, развитию воли, регулированию эмоций. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. На следующем этапе профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На третьем этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования.

Профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с психологией труда в той или иной сфере. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями детей. В процессе ознакомления с основными направлениями деятельности учащиеся усваивают суть работы по той или иной специальности. В результате дети осознают, что такое взаимное соответствие человека его будущей специальности.

Нормативная база

Профориентация старшеклассников проводится по плану, разработанному в соответствии с:

  1. Положением о порядке госаккредитации и аттестации.
  2. ФЗ "Об образовании".
  3. Типовым положением об учреждении дополнительного обучения.

При разработке плана принимаются во внимание Минобрнауки и Требования к оформлению и содержанию учебных программ по доп. образованию детей.

Разделы плана

В рамках программы по профориентации детям предлагается изучение следующих понятий:

  1. Потребности, мотивы, цели и смысл деятельности.
  2. Неуспех и успех в работе, оценка, уровень достижений.
  3. Движения и действия человека, умения, навыки, знания.
  4. Виды деятельности, социальные мотивы, особенности труда.
  5. Профессии, специальности занятий, их психологические характеристики.

Детям также разъясняются особенности общения в рамках трудовой деятельности. Дополнительно описываются психологические характеристики работы в экстремальных условиях. В заключение предполагается подведение итогов внеклассной деятельности, обобщение результатов, доведение их до детей, родителей и педагогов.

Условия реализации

Для проведения занятий по профориентации в образовательном учреждении должно быть выделено просторное помещение, в котором дети смогли бы получать теоретические знания. Кроме этого, обустраивается комната для творческой деятельности. В образовательном учреждении должна быть библиотека с читальным залом, где можно найти всю необходимую литературу по интересующим темам, а также компьютерный класс, помещение для просмотра видеозаписей. Детям предлагается участие на добровольной основе. Как показывает практика, желающих посещать занятия по профориентации достаточно много. Дети приводят своих друзей и единомышленников, что способствует свободному общению, увлеченности и совместной деятельности.

План рассчитан на последовательное прохождение этапов и получения необходимых знаний. Такая практика позволяет детям усвоить социально-значимые аспекты. В частности, они получают навыки и умения в прикладном творчестве, исследовательской работе. Дети изучают особенности межличностного общения в психологическую специфику той или иной деятельности. В результате старшеклассники расширяют свой кругозор в сфере профессий, получают информацию об учебных заведениях своего города или района.

Несомненно, многое будет зависеть от педагога. Поэтому он должен быть подготовленным к выполнению самых разных задач, предъявлять к себе соответствующие четкие требования. Основная его задача - увлечь детей, вызвать у них желание разобраться в мире профессий, выявить свой потенциал, оценить его применительно к той или другой специальности. Планомерная внеклассная деятельность позволит изучить трудовую сферу с самых разных сторон. Наличие этих знаний позволит старшекласснику без проблем выбрать ту профессию, в которой он сможет себя полностью реализовать.

Заключение

Должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности.

Выбирая должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.

Наталья Иванова

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Цель ранней (детской) профориентации : приобщение к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры)

Планируя Неделю профориентации , мы поставили перед собой следующие задачи :

Расширять знания детей о мире профессий ,

Развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда,

Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, смысле профессионального труда взрослого человека;

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда,

Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий .

В рамках Недели профориентации «Профессиональная среда » наше образовательное учреждение посетили : Бабак Алла Викторовна, флорист, Элит-Букет; Романов Евгений Валентинович, водитель, МУП УБТС; Воробьева Оксана Геннадьевна, фармацевт, аптека «Ладушка» ; Яценко Павел Олегович, шахтер, шахта «Распадская» , которые рассказали детям о своих профессиях .

Особое внимание было уделено воспитанникам подготовительной к школе группе.

Тематика мероприятий Недели профориентации отражает расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий осуществляется посредством проведения различных мероприятий :

Осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через

сюжетно - ролевую игру;

Используются разнообразные методы и средства формирования представлений

дошкольников о мире профессий ;

Создана доступная, комфортная развивающая предметно - пространственная среда ;

Развивается эмоционально-положительное отношение к человеку труда, через

приглашение родителей – представителей той или иной профессии .

Для педагогов была оформлена выставка методической литературы по теме : «Ознакомление дошкольников с миром профессий » . Во всех возрастных группах проведена непрерывная образовательная деятельность с детьми по ознакомлению с трудом взрослых.

Одно из мероприятий – это мастер – класс родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» . Родители рассказали детям о своих профессиях и предложили детям увлекательную игру «Все профессии нужны , все профессии важны ». Дети с родителями играли в «магазин» , «парикмахерскую» , «больницу» , «автобус» и многое другое. В итоге детям и родителям воспитатели дали домашнее задание : принести рисунки на тему : «Профессии наших родителей » .

Результаты проведенных мероприятий порадовали нас . Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаем, что после Недели профориентации вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понятиями кто и что делает на работе. Экскурсии знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе.

Публикации по теме:

«Мы живём в Поволжье"С 14 по 18 ноября, в рамках Недели толерантности, в нашем детском саду воспитанников объединила квест-игра «Мы живём.

Мероприятие с презентацией в рамках профориентации «Деятельность, труд, профессия» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр.

«СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ…» В дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего типа №14 «Мир» создаются условия для творческого, совместного.

Отчет о проведении мероприятий в рамках месячника военно-патриотического воспитания с 23.01 2017 г. по 23.02.2017 В ДОУ организована выставка детских рисунков «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей» в МБОУ СОШ № 15, выполненная воспитанниками.

7 февраля на базе МАДОУ детский сад №1 «Березка» прошел семинар-практикум для педагогов района с участием родителей. Цель: Приобщение.

Отчет по самообразованию педагога «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением.

План мероприятий с детьми среднего дошкольного возраста в рамках Четвертой Глобальной недели безопасности дорожного движения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Родничок» с. Красногвардейское Утверждаю Заведующий МКДОУ.

План мероприятий в рамках «Недели иммунизации» План мероприятий в рамках «Недели иммунизации» Цель: повышений компетентности родителей в вопросах профилактики инфекционных заболеваний.

Сценарий конкурса чтецов в рамках проведения недели детской книги Сценарий конкурса чтецов в рамках проведения недели детской книги Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть.

Творческий отчет родителям по итогам года Слайд №1 Вот и подходит к завершению еще один учебный год. А это значит, что наши детки стали на год взрослей, старше, любознательнее. Сейчас.

Библиотека изображений:

Мероприятия

При выборе форм и методов проведения профориентационного мероприятия важно не отклоняться от общей цели профориентационной работы - подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

В этом случае наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся будет являться профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.

Поэтому выбранные формы и методы должны способствовать доходчивому , достоверному и наглядному информированию учащихся о мире профессий и специальностей, обеспечивать тем самым информационную поддержку процесса самоопределения.

В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы. Классификация их по разным основаниям не является задачей пособия. В данном случае приводится перечень мероприятий профориентационного характера в единстве форм и методов.

Мероприятия профориентационной работы:


  • дни открытых дверей;

  • ярмарки профессий;

  • профориентационные экскурсии (на предприятия, в фирмы, организации, в учреждения довузовского профессионального образования, в учреждения высшего профессионального образования);

  • тематические классные часы;

  • тематические родительские собрания;

  • встречи со специалистами различных профессий и работодателями;

  • уроки профориентации;

  • профориентационные тренинги;

  • предметные недели;

  • недели прикладного творчества;

  • ярмарки - выставки творческих работ, выступления художественной самодеятельности;

  • деловые игры, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия;

  • конкурсы рисунков, сочинений;

  • беседы (справочно-информационные, профориентационно – профилактические, профдиагностические);

  • профессиональные пробы;

  • трудоустройство учащихся в каникулярное время;

  • субботники, генеральные уборки, трудовые десанты;

  • летний лагерь труда и отдыха;
а также такие направления работы, как:

  • профессиональная диагностика;

  • индивидуальные и групповые консультации профориентационного характера;

  • работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков;

  • работа профориентационного клуба;

  • научно-исследовательская работа учащихся;

  • работа сайтов учреждений профессионального образования;

  • создание/применение мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов, компьютерных информационно-справочных систем;

  • публикация рекламных объявлений, имидж-статей об учебных заведениях в газетах и справочниках;

  • издание информационных материалов (буклеты, проспекты, информационные листки и т.п.);

  • оформление уголков профориентации.
Некоторые профориентационные мероприятия можно проводить в разной форме в зависимости от поставленной цели и возрастных особенностей учащихся. Например, профориентационно – профилактическая беседа возможна и в индивидуальной форме, и в форме классного часа, и в форме общешкольного мероприятия. На практике чаще всего используется групповая форма мероприятий (класс, учебная группа, подгруппа), реже индивидуальная и массовая.

При выборе форм и методов мероприятия следует учитывать некоторые общие принципы , не зависящие от возрастных особенностей учащихся.


  1. Используемые формы, приемы и методы должны соответствовать заявленной цели.

  2. В течение одного мероприятия необходимо чередовать виды деятельности учащихся.

  3. Принцип наглядности актуален для учащихся всех возрастов.

  4. Профориентационное мероприятие должно быть органически «вплетено» в учебный процесс, а не «стоять обособлено» от учебной деятельности учащихся. Примером может служить проведение словарного диктанта по профессиям или знакомство с историческим аспектом профессии.

  5. Принцип активности и вовлеченности актуален для учащихся всех возрастов.
Для сравнения:

или

или

Учащиеся заучивают наизусть стихотворение о профессии

и

Учащиеся сами сочиняют стихотворение о профессии

  1. В большинстве случаев профориентационная информация является для учащихся новой и требует разъяснения и времени на усвоение. Поэтому необходимо на одном мероприятии раскрывать один аспект темы и не перегружать его целями и задачами.

  2. Весь материал мероприятия должен излагаться на доступном учащимся языке. Следует избегать профессионального сленга и сложных терминов.

  3. Присвоению информации будет способствовать выполнение учащимися предварительно полученного задания, связанного с темой мероприятия. Чем старше учащиеся, тем больше внимания нужно уделять их самостоятельной предварительной подготовке материала.

  4. Закреплению результата мероприятия будет способствовать нечто, что учащиеся смогут «унести с собой»: результаты диагностики, рисунок, домашнее задание, награда, диплом, информационный буклет, визитка и т.п.

  5. Применение рисуночных методик требует значительных временных затрат.

  6. При проведении профориентационных экскурсий следует не отклоняться от их основной цели - показа существенных характеристик профессии, условий труда специалистов.

  7. При посещении массовых мероприятий – выставок, ярмарок и т.п. – необходимо разъяснить учащимся их общий смысл, нацелить на осознанное восприятие.

  8. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение мероприятиям, проводимым вне стен учебного кабинета (в частности, экскурсиям), и мероприятиям с участием приглашенных специалистов (например, работник - представитель профессии или специальности, врач-профпатолог, специалист Центра занятости населения, специалист Центра профориентации и психологической поддержки населения, профориентаторы-волонтеры учреждений профессионального образования и др.). В подобных случаях срабатывает эффект новизны, эффект наглядности, эффект практической деятельности, эффект статусности/авторитетности, что оказывает значительное положительное воздействие на учащихся.

  9. По возможности нужно увеличивать долю совместной деятельности учащихся. Важно помнить, что на степень включенности учащихся в групповую работу сильно влияет их расположение в пространстве помещения.
При классической схеме расположения учащихся в кабинете каждый из них способен взаимодействовать преимущественно с педагогом , только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Такой вариант размещения учащихся не предполагает их активного взаимодействия.

Для организации полноценной совместной деятельности учащихся лучше прибегнуть к другому их взаимному расположению.

Выбор подходящего для конкретной группы учащихся варианта расположения будет зависеть от:


  • цели и характера проводимого мероприятия;

  • количества участников;

  • наличия необходимого оборудования.
Различные схемы размещения учащихся имеют свои достоинства и недостатки, с которыми можно ознакомиться в нижеприведенной таблице (- участники,

Ведущий).


Схема расположения

Преимущества использования

Ограничения использования

Квадрат


Все места воспринимаются равными по статусу. Применимо для большого количества участников

Трудно удерживать контакт глазами со всеми участниками. Непригоден для неформального взаимодействия

«Сплошной» квадрат


Увеличивает вовлеченность участников в процесс групповой работы

Непригоден для неформального взаимодействия. Для эффективного применения требуется большое пространство

Прямоугольник


Позволяет разместить большое количество участников

Трудность обзора. Короткие стороны прямоугольника создают «позицию власти», что может привести к положению неравенства участников

Ряды


Официальность

Трудность обзора. Снижает вовлеченность участников в процесс работы

«Ёлочка»




Позволяет взаимодейство-

вать между «столами» и «рядами». Создание «командного» чувства



Может привести к противостоянию, возникновению соревновательно-

го настроя



U-образное и V- образное расположение


Позволяет педагогу передвигаться внутри группы, давать индивидуальные консультации и рекомендации

Подходит только для малых и средних групп

«Бистро»




Подходит для неформального взаимодействия, для ситуаций, когда за столами решаются разные задачи

Могут возникнуть трудности с контролировани-ем деятельности групп. Не подходит для программ, требующих контакта глаз всех участников

Круглый стол


Равенство всех участников. Хороший обзор. Высокий уровень вовлеченности

Отсутствие явного лидера.

Для эффективного применения требуется большое пространство

Анализ результатов

профориентационной работы в

МБОУ «СОШ № 5»

1. Наличие программы по профориентационной работе

Программа МБОУ «СОШ № 5» по профориентационной работе: «Пути профессионального самоопределения»

Цель программы : актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения.

Задачи программы:

  1. Ознакомить обучающихся с миром профессий, с основами профессионального выбора в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, с системой образования в России и путях получения профессий.
  2. Обеспечить обучающимся возможность соотнести свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
  3. Оказать помощь обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения на основе их индивидуальных психологических особенностей и мотивации.
  4. Развивать способности обучающихся делать профессиональный выбор, опираясь на собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
  5. Организовать проведение мониторинга профессиональных и жизненных планов выпускников и их готовности к выбору профессионального пути.

Целевые группы: обучающиеся, педагоги, родители

2. Общее количество обучающихся (с 5 по 9 класс) – 439

3. Работа с учащимися:

5 - 7 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Проведение классных часов по изучению мира профессий.

Выполнено

Встреча со специалистами «Центра занятости» населения, представителями различных профессий.

Выполнено

Проведение акций, посвящённых организации празднования дней профессий.

Выполнено

8 - 9 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности.

Выполнено

Предпрофильная подготовка

Курсы «Твой компас на рынке труда»

Выполняется

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий.

Выполняется

Проведение классных часов по изучению профессиограмм профессий.

Выполнено

Проведение выставки «Выбор профессии – первый самостоятельный шаг, который зависит от вас».

Выполнено

Проведение конкурса сочинений у выпускников на тему: «Профессия, которую я выбрал, сегодня нужна и востребована».

Выполнено

Проведение конкурса рисунков у выпускников на тему: «Профессия, которая мне нравится».

Выполнено

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

Выполняется

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

Выполняется

Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования (ДДТ, «Поиск», ДЮСШ).

Выполнено

  1. Формы работы с родителями:

Родительское собрание

Круглый стол

Совместные консультации со специалистами школы (педагоги, психологи)

5. Психологическое сопровождение профориентационной работы:

5.1. Виды работы:

Знакомство с профессиями, расширение знаний на курсах «Твой компас на рынке труда»;

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий;

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

5.2. Используемые методики:

- «Карта интересов» А.Е.Голомштока, модификация Г.В.Резапкиной;

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту»;

Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности;

Сайт: www.proforientator.ru тест «Профориентатор (личностный блок)»;

Методика «Ориентир» И.Л.Соломина

Методика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина;

- «Опросник профессиональных выборов» А.В. Кибирев;

Методика «Диагностики мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

- «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова);

Определение типа темперамента (Опросник Айзенка);

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова);

Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского);

- «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка);

Тест К. Томаса « Стили разрешения конфликтов»;

Шкала ситуативной тревожности (Методика Кондаша).

6. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования

  1. Взаимодействие с предприятиями, организациями

№ п/п

Наименование учреждения профессионального образования

Форма взаимодействия

Классы

Нефтегазовый колледж

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский корпоративный институт

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский профессиональный лицей

экскурсия,

круглый стол

СКБ Банк

экскурсия,

круглый стол

Пожарная часть -114 6-ОФПС

экскурсия,

круглый стол

ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция переливания крови»

экскурсия, профессиональные пробы

круглый стол

ОМВД России по г. Нефтеюганску

экскурсия,

круглый стол

Туристическое агенство «ЮГРА-ИНТУР»

Экскурсия, круглый стол

МУ «Центр молодежных инициатив»

Проведение тренингов, веревочных курсов специалистами по работе с молодежью. Организация профессиональных проб.

8. Перечень учебников, методических комплексов, пособий, используемых в профориентационной работе:

№ п/п

Наименование учебника, метод пособия и др.

Год издания

Кому предназначено

Твоя профессиональная карьера

Чистякова С.Н.

2000

обучающиеся,

учителя

Твой компас на рынке труда

Бендюков М.А.

Соломин И.Л.

2000

обучающиеся,

учителя

Как выбирать профессию

Климов Е.А.

1990

обучающиеся,

учителя

Психология профессионального самоопределения

Климов Е.А.

1996

обучающиеся,

учителя

9. Социологические исследования, мониторинги по профессиональным планам и намерениям выпускников проведенные за последние 3 года

№ п/п

Тема исследования

сроки

класс

Количество респондентов

Итоги (результаты)

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Определение профессиональных интересов и склонностей уч-ся

апрель

Радиотехника- 7 (5%)

5 (4%)

4 (3%)

Обработка материалов – 4 (3%)

3 (2%)

2 (1%)

Транспорт – 20 (14%)

25 (17%)

24 (16%)

Социология – 27 (18%)

22 (15%)

25 (17%)

Филология – 25 (17%)

24 (16%)

20 (13%)

Связи с общественностью – 8 (5%)

15 (10%)

18 (12%)

Экономика – 27 (18%)

25 (17%)

27 (18%)

Психология – 5 (4%)

5 (4%)

3 (2%)

Информационные технологии – 25 (17%)

23 (16%)

27 (18%)

Определение профессиональной направленности уч-ся

февраль

Общественно-гуманитарные – 64 (43%)

70 (48%)

72 (48%)

Физико-математические – 34 (23%)

40 (27%)

35 (23%)

Естественно-научные – 18 (12%)

11(7%)

25 (17%)

Технические – 23 (16%)

23 (16%)

12 (8%)

Определение смысложизненных ориентаций

март

Наличие цели в будущем – 45 (31%)

54 (37%)

65 (43%)

Психологи

Осуществление диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности

Педагог-организатор

Организация экскурсий на предприятия, проведение встреч, круглых столов со специалистами предприятий и организаций города

Классный руководитель

Проведение классных часов по профессиональной ориентации

Заместитель директора по УВР

Координация деятельности педагогического коллектива по проведению профессиональной ориентации в образовательном учреждении

Loading...Loading...