Бизнес в развитых странах. Малый бизнес в зарубежной практике. Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии

Калинин Андрей Владимирович , аспирант, Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Россия

| Скачать PDF | Загрузок: 636

Аннотация:

В статье рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в мире, на примере США, Европы (Испании и Франции) и Республики Беларусь. Исследована государственная поддержка малых и средних предприятий в этих странах. Рассмотрены меры по поддержке таких предприятий в условиях мирового финансового кризиса. По итогам исследования сделаны выводы.

JEL-классификация:

Тема развития малого и среднего бизнеса является очень актуальной в условиях модернизации существующей экономики в России. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

Российскими учеными и исследователями уже было написано немало работ по развитию малого и среднего предпринимательства в стране и предложены различные меры по его модернизации. Но следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в России пока еще существенно отстает от экономически развитых стран. И господдержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим, было бы очень полезным обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в России. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.

Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают огромное количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. Как уже было написано в самом начале, в таких странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль. В экономически развитых странах малый и средний бизнес представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения. В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.

Рассмотрим ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса в США и в Европе. А также посмотрим состояние малых и средних предприятий в развивающихся странах, в частности, в Республике Беларусь.

Малый и средний бизнес в США

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты, на которых работает не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

1) Микропредприятия - фирмы с количеством работников до 20 человек;

2) Малые предприятия - от 20 до 100 человек;

3) Средние предприятия - от 100 до 499 человек.

Кроме того, можно отдельно выделить те предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает, так как владельцы малых и средних предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся источники живучести всего американского бизнеса [1 ].

Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. Так за период с 1980 г. по 2006 г. их численность выросла с 13 до 26 млн. единиц, то есть в 2 раза. На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.

Не менее важна и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше - во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны [2 ].

Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время, именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.

В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. В 1953 г. в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) в США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. На эту организацию возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Причем филиалы АМБ расположены во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого и среднего бизнеса распространяется на все штаты. Основными задачами АМБ являются:

  • помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета.
  • техническая и информационная поддержка бизнеса;
  • важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Особое место занимает программа финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии). К 2007 г. свыше 3 млн. малых предприятий принадлежали представителям национальных меньшинств.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Как видно из написанного выше, государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне. А она, в свою очередь, создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Малый и средний бизнес в Европе (Испания)

Эксперты ЕС уже в течение многих лет склонны оценивать всю структуру малого и среднего предпринимательства Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для такой оценки - 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает [3 ].

Малый и средний бизнес в Испании начал формироваться и активно развиваться в 1970-е гг. Высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях - в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого и среднего бизнеса - это агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Для тех, кто собирается начинать свое дело, разработаны и успешно применяются различные программы по оказанию помощи. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

Как самый важный положительный фактор развития малого и среднего бизнеса в Испании стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой гражданин другого государства. И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

К 2008 г., как свидетельствуют данные Института национальной статистики, почти 2/3 трудоспособного населения страны было занято в частном секторе и лишь чуть больше 20% - в государственном. К началу экономического кризиса в Испании сложилось вполне уравновешенное соотношение работающих и временно незанятых, но с перспективой их трудоустройства. Кризис 2009 г. резко обострил ситуацию: спад деловой активности, финансовый крах сотен крупных и средних фирм и тысяч малых вызвали логически объяснимый рост увольнений работников многих отраслей, в первую очередь, строительной, мебельной, сервиса и туризма и других [3 ]. Но даже несмотря на это, малому и среднему бизнесу оказывается мощная государственная поддержка. И далеко не в каждой стране Евросоюза существуют настолько благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес в Европе (Франция)

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. - в торговле, 350 тыс. - в строительстве, 303 тыс. - в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение - Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

Малый и средний бизнес в Республике Беларусь

Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:

  • Микропредприятия, численностью до 15 человек;
  • Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
  • Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:

  • Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
  • Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
  • Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.

Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.

Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. - 105,9% [4 ].

В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.

По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.

Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом успешно развивается и постоянно совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.

4. Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.

во всем мире является сегодня неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, главного работодателя во всех отраслях экономики. И я решил написать серию статей, в которых рассмотрим роль малого бизнеса в экономике некоторых развитых стран. Этими статьями я хочу развеять мнения многих скептиков, считающих, что малый бизнес себя изжил, что он поглощается крупным бизнесом. В статьях приведены только факты, которые говорят сами за себя.

Малый бизнес в США.

К относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек и объем производства или продаж которых не превышает 7000000 долларов. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, среди малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец малого бизнеса обходится без привлечения наемного персонала.

Малый бизнес в США — основной источник рабочих мест.

Малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест. Малые бизнесы экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты. Сегодня в США насчитывается около 10 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек. Большинство из них имеет численность работников менее 20 человек.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. Американское малое предпринимательство развито во всех сферах экономики: малый бизнес действует и в торговле, и в производственной сфере. Он и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Некоторые американские источники утверждают, что до 20% малых фирм США начинают свою деятельность с капитала $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Господдержка малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать малому бизнесу финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

Господдержка малому бизнесу в США.

Малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. АМБ сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг. АМБ сотрудничает и с крупными частными подрядчиками федерального правительства. Особенно при разработке политики, способствующей расширению участия малого бизнеса в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса. Проводит организацию и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций. Производит выпуск информационных материалов и пособий, выделение материальных средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса.

Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе. Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса. Практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. В ее основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.
Поэтому малый бизнес дал возможность всем категориям населения (национальным меньшинствам, женщинам, гражданам с невысоким образовательным уровнем) быть конкурентоспособными на рынке труда, занимать должности, недосягаемые ими в крупных компаниях. Это подтверждается существенным приростом таких предприятий в последние годы. Например, количество фирм, владельцами которых являются испаноязычные граждане, выросло с 5,6 % в 2000 г. до 10,7% в 2012 г.

Как видим, экономика США немыслима без малого бизнеса, и поддержка, оказываемая малому бизнесу, способствует этому.

Малый бизнес в Японии.

К малому бизнесу в Японии относят предприятия с числом работающих менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, определяющий принадлежность к малому бизнесу. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать 100 млн. иен, для оптовой торговли - 50 млн. иен, а в розничной торговле - 10 млн. иен. В сферу мелкого и среднего бизнеса, таким образом, попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм.

Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. В хозяйстве Японии мелкие предприятия играют важнейшую роль: на их долю приходится до 99% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле.

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малому бизнесу вклю­чает следующие направления:

— обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - пря­мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио­нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных кредитов. Благо­даря введению коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес. В 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

— поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

— сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Система финансирования малого бизнеса в Японии.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти. При необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производств малых бизнесов осуще­ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета. Проводится реализациия оборудования в рассрочку или предоставление его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних бизнесов, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров. Компенсация составляет 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.

Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

В 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Это поддерживает , позволяет быстро возобновлять его деятельность, но никак не добавляет радости кредиторам.

Такая поддержка малому бизнесу позволяет ему играть все более растущую роль в экономике Японии. В Японии успешно существуют более 6,5 миллионов малых бизнесов. И не случайно Япония является одним из мировых лидеров по развитию малого бизнеса.

Статистика бизнеса позволяет выявить наиболее выгодные отрасли и определить, какое направление нуждается в развитии больше других. Подобные сведения дают возможность понять, где и кем работать и какую специальность лучше получить, чтобы быть успешным и обеспеченным.

Статистика по странам

Статистика бизнеса в мире позволяет составить рейтинг стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательства. Данные представлены в таблице:

Страна

Место в мире

По количеству регистрируемых предприятий По кредитованию По международной торговле По числу ликвидированных предприятий
Новая Зеландия 1 1 1 55 34
Сингапур 2 6 20 41 29
Дания 3 24 32 1 8
Гонконг 4 3 20 42 28
Южная Корея 5 11 44 32 4
Норвегия 6 21 75 22 6
Великобритания 7 16 20 28 13
США 8 51 2 35 5
Швеция 9 15 75 18 19
Македония 10 4 16 27 32
Эстония 12 14 32 17 42
Латвия 14 22 7 25 44
Грузия 16 8 7 54 106
Германия 17 114 32 38 3
Литва 21 29 32 19 66
Канада 22 2 7 46 15
Казахстан 35 45 75 119 37
Беларусь 37 31 101 30 69
Армения 38 9 20 48 78
Россия 40 26 44 140 51
Азербайджан 65 5 118 83 86
Кыргызстан 75 30 32 79 130
Украина 80 20 20 115 150
Узбекистан 87 25 44 165 77
Таджикистан 128 85 118 144 144

Показатели малого бизнеса в мире


Статистика бизнеса позволяет сделать вывод, что малые предприятия вносят большой вклад в экономику государства. Особенно в странах – лидерах. Малый бизнес в мире по статистике способен обеспечить существенные доходы, много рабочих мест, рост .


В США ½ трудоспособного населения работает на предприятиях МБ. Их в Америке зарегистрировано свыше 20 млн. Аналитика показывает, что каждая третья семья в США имеет отношение к бизнесу. Более 40% ВВП приходится на МБП.

Развитые страны оказывают большую поддержку малому бизнесу и получают от него хорошую отдачу в виде , развития инноваций, занятости страны.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что МБП в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее активно развивается по статистике малый бизнес в Германии. Вклад предприятий МБ в экономику страны составляет почти ½ всего . Более ½ трудоспособного населения обеспечены рабочими местами за счет предприятий малого бизнеса. МБП составляют 99% всех предприятий страны. Многие из них вышли на мировой рынок. Более 1 тыс. предприятий малого бизнеса Германии стали лидерами мирового .

Данные по России

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий МБ, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% предприятий существует более 3 лет. Остальные умирают значительно раньше. Многие закрываются в первый год своего существования. Менее 20% от всего ВВП приходится на долю малого бизнеса в России. Статистика подтверждает эти цифры. Здесь в отличие от Европы и США не оказывают должной поддержки предприятиям МБ.

Статистика бизнеса в России показывает, что за 5 лет количество предприятий увеличилось в среднем на 4%. Число закрывшихся хозяйствующих субъектов увеличилось на 11%.

Какая статистика открытия бизнеса по данным Росстата за 2016–2017 год? В нашей стране было зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей. Однако более 7 млн. прекратили деятельность. Статистика закрытия бизнеса просто пугает.

Статистика бизнес-инкубаторов в России выделила основные причины, по которым прекращают хозяйственную деятельность. Данные отражены на диаграмме:

Ниже представлен график, на котором показано как развивался малый бизнес в России по статистике с 2005 по 2015 год:

Статистика развития бизнеса отмечает негативную тенденцию в нашей стране. Это происходит по ряду причин. Основные проблемы бизнеса по статистике:

  • высокие цены на сырье;
  • сложное и часто меняющееся законодательство;
  • не стабильный курс рубля;
  • высокие кредитные ставки в банках;
  • в бизнесе;
  • высокие налоги;
  • большие взносы в ПФР;
  • . в бизнес-центрах констатирует, что нередко такие происшествия приводят к закрытию предприятий из-за нехватки денег на восстановление;
  • санкции со стороны других стран;
  • кризис, который снизил спрос на услуги и .

Статистика кредитования бизнеса отмечает, что в 2016 году было выдано на 24% больше, чем в 2015. Новые экономические условия вынуждают предпринимателей обращаться в банки чаще. В 2016 году банками было выдано более 4 трлн. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса. Наиболее часто предприниматели берут займы в . На диаграмме представлена статистика бизнеса по сферам за 2013–2014 года:

Как видно в России больше всего предприятий, которые занимаются . Их доходы за 2014 год составили 15 трлн. руб. Второе место у предприятий, которые занимаются недвижимостью. Их доходы составили около 3 трлн. руб. Объем капитала организаций, оказывающих медицинские и социальные услуги – 194,36 млрд. руб. На диаграмме показано количество ИП по :

Самые низкие показатели малый бизнес демонстрирует в Крыму.

Украина, Беларусь и Абхазия

Какая статистика бизнеса в Украине? Эта сфера сегодня далеко не на высоком уровне. Общая сумма налоговых поступлений от бизнеса в 2013 году составила 260 млрд. гривен. Не слишком большой процент приходится по статистике на крупный бизнес. Большие предприятия не являются основными налогоплательщиками. Так как их не очень много в стране. Самые большие налоговые поступления по статистике от малого бизнеса. На долю МБА приходится более 200 млрд. гривен.

Малый и средний бизнес статистика выводит на первое место по числу рабочих мест. Более 70% населения трудится на небольших предприятиях. Средние и малые реализуют больше продукции, чем крупные. Статистика поддержки малого бизнеса показывает, что в стране с 2015 года делается немало. Был сокращен срок регистрации предприятий. Теперь процедура занимает всего лишь 2 дня. Было отменено порядка 40% документов для открытия ИП.

Малый бизнес в Беларуси по статистика развивается очень медленно. РБ сильно отстает от других стран. В 2003 году число МБП составляло 2,5 на 1000 человек населения, В 2010 году цифра выросла до 7,2. В 2011 году малых предприятий в стране было всего 72 тыс. За последние годы количество МБП возросло на 13%.

Статистика отчислений бизнеса показывает, что в Беларуси малые предприятия вносят в экономику страны небольшой вклад. Из трудоспособного населения только 13% занято в сфере бизнеса. В развитых странах эта цифра порой достигает 70%. Предпринимательская деятельность пока остается малопривлекательной для населения страны.

Какая статистика венчурного бизнеса в РБ? Эта сфера практически не развита. Главные причины – в Республике не развито инвестирование, отсутствуют новые технологии, мало инициативных людей и рынок очень небольшой.

Статистика бизнеса Абхазии говорит о том, что здесь наиболее развитые отрасли – торговля и

Показатели по отраслям

Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает р есторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. По прогнозам в 2017 году показатели возрастут до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.

Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям.

Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На диаграмме показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:

Статистика сетевого бизнеса констатирует, что эта сфера привлекает огромное количество потенциальных работников и покупателей. Ежегодный прирост прибыли компаний составляет 20–30%. Количество работающих в этой сфере людей – более 100 млн. человек.

В Америке 20% миллионеров заработали свое состояние на сетевом бизнесе. По мнению специалистов, сетевой маркетинг в будущем составит 70% всех предприятий.

Самые успешные отрасли и компании

Статистика выгодного бизнеса демонстрирует, что есть товары и услуги, которые востребованы даже в кризисные времена. Это одежда, обувь, продукты питания, лекарственные препараты, ремонт автомобилей и бытовой техники. Статистика прибыльных бизнесов была опубликована в . Рейтинг выглядит следующим образом:

  • частные аудиторы;
  • мануальные терапевты;
  • специализированные клиники;
  • бухгалтерские услуги;
  • частные стоматологи;
  • налоговые расчеты;
  • ортодонты;
  • адвокаты;
  • мелкое кредитование;
  • частные управляющие.

Статистика успешных бизнесов констатирует, что лица и компании, которые оказывают подобные услуги, получают самую большую чистую прибыль. И даже кризисные времена никак не отражаются на их доходах.

К акулам бизнеса по статистике относится миллиардер Мишель Ферреро. Его компания – одна из крупнейших в Европе по производству шоколада. На втором месте – Бред Хьюз. Его автоматические камеры хранения вдоль автострад принесли состояние в 5 млрд. долларов. Третье место занимает Ральф Лаурен. Он заработал свои миллиарды на выпуске рубашек-поло с лошадью. На четвертом месте в рейтинге находится Джеф Бизос. Он владелец самого крупного в мире интернет-магазина . Пятое место принадлежит Таю Уорнеру. Он заработал миллиарды на выпуске плюшевых медведей.

Выводы

Как показывает статистика бизнеса, Россия сильно отстает от Западных стран. Но если правительство предпримет определенные шаги и пойдет на встречу ИП, то предприятий будет намного больше, что благоприятно скажется на экономике страны.

В этом году исполняется 10 лет федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но бизнес малых и средних компаний все это время развивался темпами, которые не превышали скорость роста экономики в целом, и к настоящему моменту роль МСБ в России не выросла. По-прежнему он создает лишь около 20% ВВП (и примерно такую же долю рабочих мест). По-прежнему лишь малая часть таких предприятий выходит на международные рынки. Инвестиции в этой сфере невелики: заметные средства в развитие вкладывают не более 9% предприятий, а две трети вообще не занимаются инвестиционной деятельностью.

Введение упрощенной системы налогообложения стало огромным подспорьем, но способствовало скорее выходу МСБ из тени, чем его качественному прорыву. Типичное малое предприятие в России - это торговая компания, следующая за конъюнктурой рынка и не помышляющая об инновациях. Этот портрет должен очень сильно измениться, чтобы малый и средний бизнес для России стал тем, чем является для развитых стран или быстрорастущих развивающихся - таких как Китай.

В Европе МСБ обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. За последние 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в секторе МСБ. Больше половины малых предприятий осуществляли международную деятельность. Да, в случае с ЕС это куда проще благодаря открытым границам, общей валюте и территориальной близости стран-участников союза. Но более 20% предприятий МСБ осуществляли экспорт и за пределы ЕС - преимущественно в США. Наибольшая доля экспорта приходится на высокотехнологичное оборудование и товары промышленного производства. В США ситуация еще более впечатляющая: 43% экспорта обеспечивают именно малые и средние предприятия (МСП). В Китае - по разным оценкам, от 50% до 70% экспорта. В развитых странах и Китае это не только самый крупный сектор экономики, но и драйвер инноваций, инвестиций, экспорта.


Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

В ближайшем будущем выйграют те предприятия малого и среднего
бизнеса, которые ориентируются на экспорт и инновации

Малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка. У нас 1 миллион 600 тысяч корпоративных клиентов, и 95% из них - это малый и средний бизнес. Правительством поставлена задача увеличить долю МСБ в ВВП в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес - основной клиент правительства. За 2016 год число МСП увеличилось на 6%. Наша задача - дать им открыть и вести бизнес с минимумом проволочек и затрат

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров


Доля субъектов МСБ в общем числе корпоративных клиентов Сбербанка

Процент, на который увеличилось количество субъектов МСБ за 2016 г.

Такое разительное отличие от России - во многом результат исторически сложившегося развития экономики. Львиная доля экономики РФ - это наследие СССР, ориентированное на крупные предприятия. В странах Запада искусственного укрупнения компаний не наблюдалось, преобладание малого бизнеса - это естественное их состояние. Но в любом случае во многих странах мира давно действуют масштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным ОЭСР, поддержка в виде гарантий по кредитам, например, осуществляется практически во всех странах-членах организации (а это несколько десятков наиболее развитых стран со всех концов мира).

Распространено (особенно в Европе) и прямое кредитование МСБ, специальные условия для стартапов и компаний, работающих в сфере «зеленой энергетики». Применяются товарные кредиты, госгарантии по экспортным контрактам, порой налоговые вычеты и отсрочки, консалтинговые услуги, субсидирование процентной ставки по кредитам. Как показывает опыт Китая и стран Восточной Европы, при правильном подходе малые предприятия очень быстро вырастают даже на почве, которую долго возделывали в традициях плановой экономики.

Плановый процент доли
ВВП, которую создаёт
малый и средний бизнес

В 2016 году поддержка российского МСБ, основанная на опыте других стран, получила новый импульс. Для начала была принята стратегия - план развития на срок до 2030 года, а потом и тактика - например, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В «Стратегии развития МСП до 2030 года» поставлены амбициозные цели: увеличение оборота МСП в 2,5 раза, а производительности их труда - в 2 раза; рост доли занятого в МСБ населения до 35%, а доли обрабатывающего производства в структуре МСБ - до 20%. Ну и по традиции в целях - удвоение ВВП, точнее говоря, той доли ВВП, что создает малый и средний бизнес: с 20% до 40%. Это обозначено как главный стратегический ориентир программы.

В Европейских странах распространены специальные условия кредитования
для полезных компаний, например в сфере зелёной энергетики

Три важнейших решения были приняты правительством и реализованы в 2016 году. Первое - это увеличение порога по упрощенной системе налогообложения до 150 млн рублей. Если оборот компании в пределах 150 млн, то она платит только 6% с этого оборота. До этого порог был 60 млн. Намного меньше компаний могли рассчитывать на льготы. Второе - теперь нарушение со стороны МСБ, если оно не повлекло за собой значительных последствий и является первым, наказывается предупреждением, а не более серьезными мерами. И третье - увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций. Уже сейчас МСБ получил госконтрактов на 1,5 млрд рублей

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные контракты

Гарантии по кредитам - очень эффективный способ поддержки, так как позволяет улучшить финансовую ситуацию с минимальными затратами со стороны государства. В ЕС с конца 1990-х гарантии поддержали почти полмиллиона предприятий на сумму более 20 млрд евро. При этом средств из бюджетов стран-участников было выделено примерно на 600 млн (и деньги эти по большей части вернулись в казну). Наибольший рост (в разы) был отмечен в период мирового кризиса в 2008-2010 годах - тогда это стало действенным средством помощи в тяжелой экономической ситуации. В США гарантии Администрации малого бизнеса (SBA) постоянно растут - примерно двукратно за 10 лет. Точных данных по Китаю нет, но последние приблизительные подсчеты говорили о $93 млрд как о гарантированных государством кредитах МСБ - это больше, чем у всех европейских стран и США вместе взятых.

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные гарантии в странах ЕС с конца 1990-х годов

В России активно заговорили о гарантийной поддержке и льготном кредитовании МСБ в 2013 году, какие-то действия стали предприниматься в 2014-2015 годах, и вот в 2016-м наконец окончательно оформилась и заработала трехуровневая модель, в которой участвуют «Корпорация МСП», «Банк МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). РГО и «Банк МСП» работают «на местах» (за 2016 год ими обеспечено гарантий примерно на 35 млрд рублей), а «Корпорация МСП» реализует проекты на федеральном уровне (30 млрд в 2016 году) - такие как «Программа 6,5».

«Корпорация» может дать гарантию под 50% суммы кредита при работе с банками-партнерами (крупнейшим из которых является Сбербанк). С привлечением РГО объем гарантии может вырасти до 70%, РГО в данной схеме выступает как поручитель - что помимо прочего ведет и к снижению ставки по кредиту. А не секрет, что именно ставка и является основным препятствием для развития кредитования, особенно для малых предприятий. Когда мы говорим о том, что средняя ставка для МСБ составляет около 15%, надо иметь в виду, что это 13-14% для средних предприятий, но 20% и выше для малых. Зная это, можно назвать «Программу 6,5» революционной для российского рынка.

Процент, на который может вырасти объем гарантии с привлечением Региональных гарантийных организаций

Текущие ставки под 20% годовых это очень много, малый и средний
бизнес практически не может позволить себе такой кредит

Программа 6,5» - это важнейший проект, который Сбербанк делает совместно с «Корпорацией МСП», - мы предоставляем кредиты среднему бизнесу по ставке 9,6%, малому - 10,6%. За 2016 год мы выдали таких кредитов на 20 млрд рублей. Малый бизнес получил очень дешевые кредитные ресурсы под свои инвестиционные проекты, создал рабочие места в регионах

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую Сбербанк выдал кредитов субъектам МСБ в 2016 г.

«Шесть с половиной» - потому что именно под такой процент ЦБ РФ кредитует банки. К нему прибавляется не более 3% в случае, если речь идет о среднем бизнесе, и не более 4% - если о малом. Плюс комиссия на операционные расходы в размере 0,1%. Получается, малые предприятия могут получать финансирование под 10,6% годовых - совершенно небывалая еще в России ситуация. Это в два раза дешевле существующих сейчас для таких предприятий ставок. Согласно программе, такое финансирование можно получить, если есть потребность в кредите для инвестиционных нужд. Если сумма не превышает 500 млн рублей, то она может быть покрыта средствами кредита полностью. Если превышает, то на 80%. Предприятие из числа малых или средних обращается в уполномоченный банк (на данный момент это Сбербанк или ВТБ), тот отправляет одновременно запрос на соответствие условиям программы в «Корпорацию МСБ» и запрос на получение кредита в ЦБ РФ. В течение нескольких дней документы проверяются и выдается кредит под небывало низкие проценты. В 2016 году решено было расширить программу с 75 млрд до 125 млрд и снизить порог кредита с 50 млн до 10 млн, чтобы максимально включить малые предприятия.

Минимальная сумма кредита, которую субъекты МСБ могут получить по программе

Еще одна масштабная программа направлена на определенный сегмент - сельхозпроизводителей, включая и МСП. В 2017 году стартует с участием Сбербанка программа субсидирования ставок компаниям агропромышленного комплекса, в рамках которой можно будет получить кредит по ставке не выше 5% годовых. Разницу с рыночными ставками (ее измеряют по размеру ключевой ставки ЦБ РФ) банку будет компенсировать государство. Выдавать будут два типа кредитов: краткосрочные (до 1 года) и инвестиционные (до 2-15 лет). Льготы по кредитам существовали и прежде, но компании приходилось сначала брать кредит на рыночных условиях, а потом уже пытаться получить компенсацию. Сейчас сельхозпроизводители смогут сразу понимать, получится ли взять кредит по сниженной ставке. Ни в какие ведомства и организации помимо банка обращаться не придется. Программа подразумевает, что не менее 20% кредитов будет выдано «малым формам хозяйствования».

Льготное кредитование работает не только в рамках федеральных инициатив. К примеру, на Дальнем Востоке в прошлом году стартовала собственная программа с участием Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока, в рамках которой кредиты могут выдаваться под 12,5-13,5% годовых. Всего предполагается выдать 10 млрд рублей на срок до 10 лет. Ожидается, что это создаст дополнительно 1,3 тыс. рабочих мест в регионе, обеспечит прирост регионального валового продукта на 27 млрд рублей и принесет в бюджет регионов почти 7,6 млрд дополнительных налогов.

Кредитные льготы можно назвать опосредованными способами помощи, а есть и прямые. С недавних пор введены жесткие правила по доступу к госзакупкам компаний малого и среднего звена. Квоты МСБ постоянно и быстро расширяются. Если в 2015 году было предусмотрено, что только 9% всех закупок бюджетами разных уровней придутся на МСБ, то в 2016-м - уже в 2 раза больше: 18%. К 2018 году этот уровень должен дойти до весомых 25%.

Финансирование может быть самой сложной, но далеко не единственной проблемой. Существуют проблемы юридические, организационные, проблемы с уровнем информированности и образования самих предпринимателей. Ими тоже занимаются вплотную. По всей России создается сеть МФЦ, призванных создать систему «одного окна» для предпринимателей, обеспечить их всей информацией и поддержкой. Зарождаются и масштабные программы обучения предпринимателей - такие как совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес-класс». В 2016 году стартовал пилот в Татарстане, где участвовали около 30 тыс. человек. В 2017 году география проекта должна расшириться, планируется обучить 100 тыс. предпринимателей. Из ближайших планов - 15 февраля программа стартует в Свердловской области. Для участия уже зарегистрировались 6 тыс. предпринимателей.

Ожидаемая динамика процента гос. контрактов, заключенных с субъектами МСБ

Как показывает опыт, в первые 3 года существования с рынка уходит 90% компаний. Если же помогать им - гарантиями, субсидиями, консультациями, - то эту цифру можно снизить вдвое. Образование, которое позволило бы начинающим предпринимателям избегать распространенных ошибок, - очень важное направление помощи. И мы занимаемся этим, мы «выращиваем» клиента. Вместе с компанией Google в 2016-м разработали и успешно протестировали в Татарстане программу «Бизнес-класс», а в этом году тиражируем ее в новые регионы

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Правительство ожидает, что результат мер поддержки проявится практически сразу. Задача на 2017–2018 годы - обеспечить занятость дополнительно 1,2 млн человек МСБ и оказать поддержку 336 тыс. субъектов предпринимательства. Опыт других стран подсказывает, что вложения в малый бизнес - благодарное дело, которое быстро дает плоды, создает более устойчивую экономику.

Почему малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

Малый бизнес - важный социально-экономический институт в развитых национальных экономических системах. Он базируется на предпринимательстве, инициативной деятельности индивидов с целью получения прибыли. Также малый бизнес частично является экономической основой существования среднего класса в современных теориях стратификации общества.

Малый бизнес в развитых экономиках обладает рядом преимуществ, которые обращают на себя внимание ученых. При благоприятной государственной и муниципальной политике он может обеспечивать высокую отдачу от инвестиций в инновационную деятельность, создавать персональные рабочие места, быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры и эффективно обеспечивать занятостью людей с ограниченными возможностями.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют национальные особенности. В Европейском союзе малым считается предприятие с численностью до 250 работников и годовым оборотом не выше 40 млн. евро. Данные критерии используются агентством "Евростат" для гармонизации национальной статистики стран - членов Европейского союза.

Малый - это независимые предприятия, не имеющие монополии в своей области деятельности и соответствующие количественным критериям по численности работников за год и размеру выручки. В США выделяются 5 подкатегорий малых предприятий, для каждой из них могут быть дифференцированно применены отдельные программы государственной и муниципальной поддержки.

Как показывает анализ, малый бизнес относительная категория. Она выделяется ис-ходя из целей и ресурсных возможностей государства. Дополнительно в некоторых государствах существуют подкатегории микропредприятий или семейных предприятий. Предприятия с одинаковыми характеристиками хозяйственной деятельности могут в одних странах быть объектами программ государственной поддержки, в других государствах их развитие может не быть приоритетным для органов власти.

Статистика показывает высокий вклад малых предприятий в развитие экономики государств - мировых лидеров. В США около 17 млн. малых предприятий. Малый бизнес создает более 40% валового национального продукта. У половины малых предприятий выручка менее 500 тыс. долл. и менее работников. Во всех несельскохозяйственных отраслях экономики в Соединенных штатах Америки почти 97% предприятий являются малыми по стандарту Администрации малого бизнеса. Около 90% малых предприятий в ряде развитых стран ЕС, США, Китай, Индия, Бразилия - это микропредприятия с численностью не более 5 чел. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют экономический смысл лишь в контексте проводимой экономической политики. Поэтому данные об уровне развития малого бизнеса по разным странам несопоставимы.

Государственная политика в сфере малого бизнеса, как правило, исходит из положения о необходимости поддержки и устранения барьеров. Государство, проводя поддерживающую политику, рассчитывает получить отсроченную прямую финансовую выгоду в виде налоговых поступлений будущих периодов либо положительные внешние эффекты, занятость населения, решение проблемы диспропорциональности национальной экономики, развитие инновационных производств и т.д. Как показывает анализ научной литературы, США, Китай, Германия, Чехия, Бразилия и ряд других стран успешно проводят политику поддержки и получают от малого бизнеса ожидаемые положительные эффекты.

В настоящее время поддержка малого бизнеса в России ведется на государственном - федеральном и региональном и муниципальном уровнях. Инфраструктура поддержки включает в себя бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, гарантийные фонды, торгово-промышленные палаты, общественные организации и иные субъекты. Развит весь спектр бизнес-инфраструктуры, о необходимости существования которого ранее высказывались эксперты.

Рассмотрим региональный пример. В г. Москве начинающие предприниматели охвачены комплексом мер. Могут быть предоставлены субсидии на покупку основных средств и материалов, на организацию рабочего места, арендную плату в максимальном размере 350 тыс. руб. Могут быть частично компенсированы до 2/3 процентной ставки рефинансирования, процентная ставка по кредиту и лизингу, затраты на сертификацию, на подключение к электрическим сетям 30% стоимости.

Малые инновационные предприятия могут получить субсидии до 2,5 млн. руб., а работающие в приоритетных направлениях, согласно региональной политике Москвы в 2011 г. - инновации, производство, образование, ремесленничество, здравоохранение до 5 млн. руб. Юридический аспект поддержки, как правило, охватывается либо в рамках структур бизнес-инкубаторов, либо специальными органами. Отдельно существовала "горячая линия" по финансовым, налоговым, бухгалтерским, юридическим вопросам и по взаимоотношениям с проверяющими и иными государственными органами. Важным направлением деятельности региональные власти Москвы считают проведение выставок и конгрессов с целью создания бизнес-связей. Комплекс мер можно охарактеризовать как наиболее полный и охватывающий все основные направления. Несмотря на приложенные усилия по поддержке малого бизнеса с выделением приоритетных векторов развития, результат поддержки некоторыми авторами оценивается как не вполне соответствующий ожиданиям. Основная идея критики заключается в том, что уровень поддержки вышел на мировой, но положительное влияние малого бизнеса на экономику наблюдается в незначительной сфере.

Рассмотрим динамику развития малого бизнеса в России. Данные по всем малым предприятиям предоставлены Росстатом лишь по итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 г. Вследствие несовершенства методики данные для анализа развития малого бизнеса в 2005-2010 гг. доступны в Центральной статистической базе данных без учета показателей микропредприятий 1-15 чел. и индивидуальных предпринимателей. Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте России не может быть определена точно. Эксперты называют долю малого и среднего предпринимательства в ВВП 15-27%. Последние данные Росстатата - 15,5% и 12,4% без учета данных по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям. Таким образом, вопрос точной оценки вклада малого бизнеса в ВВП России остается открытым.

Критики государственной поддержки малого бизнеса в России сообщают о ее неэффективности. Они оперируют фактами снижения численности микропредприятий в Москве в 2011 г. на 3,1% при общем росте по России на 30,6% и падения численности занятых на микропредприятиях в Москве в 2011 г. на 15% при росте по России на 8,7 %. Москва считается регионом с высоким уровнем поддержки малого бизнеса. Отмечается, что в 2011 г. возросло число индивидуальных предприятий в регионах, где не оказывается комплексная поддержка малому бизнесу, Московская, Воронежская, Оренбургская области, Красноярский край и Дальний Восток. Данные о развитии микропредприятий и индивидуальных предпринимателей до 2010 г. Росстатом не обрабатывались, иные открытые источники при условии существования данных отсутствуют. Не имея возможности проверить эффективность программ поддержки малого бизнеса в указанных регионах на интернет-порталах они заявлены, можно предположить отсутствие прямой зависимости роста малых предприятий и уровня государственной поддержки.

По мнению многих современных экспертов, коррупция в органах власти является основной из причин отсутствия значительных результатов в развитии малого бизнеса. Умение установить связь с представителями органов власти и получить материальную выгоду от этого более необходимо предпринимателям, чем создание новой производственной функции и внедрение инновационных идей. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с реализацией целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти". Начинающим предпринимателям выделялись средства в размере до 500 тыс. руб. на покупку основных фондов. Целью программы в моногороде Тольятти являлись стимулирование роста численности малых предприятий и уменьшение безработицы во время кризиса. 70% субсидий были разворованы либо чиновниками, получавшими свою долю в сговоре с предпринимателями, либо непосредственно предпринимателями. Основные средства в большинстве случаев не приобретались либо отдавались обратно продавцу, работники не трудоустраивались. Муниципальные органы не вели учет предпринимателей, организовавших самозанятость и принявших наемных работников по данной программе, так как не велся учет записей в их трудовых книжках.

Мы не можем утверждать, что коррупцией охвачена вся система государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса. Однозначно можно сказать, что ряд услуг, например, консультации по широкому ряду вопросов, проводятся бесплатно и доступны всем желающим предпринимателям. Однако участие в конкурсном распределении дотаций, как показывает практика, в ряде случаев осложнено коррупцией.

Значительную проблему представляет собой излишнее количество законов, поста-новлений и инструкций, необходимых к вы-полнению. Еще большую проблему вызывает разное толкование арбитражными судами официальных документов. Арбитражные суды по-разному толкуют необходимость соблюдения лимита кассы индивидуальным предпринимателем. Предпринимателю проще установить коррупционную связь с налоговым органом в случае замеченного нарушения, имеющего спорный характер, чем обращаться в юридическую консультацию или подавать иск в Арбитражный суд. Упрощение законодательства и отмена многочисленных сложных к трактованию инструкций, положений и правил, на наш взгляд, один из путей оздоровления экономики.

По индексу восприятия коррупции Россия заняла 143-е место из 183 возможных. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса. Срок регистрации нового предприятия доволь-но долог и занимает 22-37 дн. в зависимос-ти от региона.

Российская экономика входит в число крупнейших в мире, однако значительный структурный дисбаланс в сторону энергосырьевого сектора и территориальный дисбаланс в сторону Москвы, Санкт-Петербурга и регионов добычи и переработки нефти вкупе со значительным экономическим расслоением населения определяют характерные черты. Это не могло не отразиться и на структуре по видам деятельности малых и средних предприятий.

В большинстве регионов России не имеет развитых международных связей, сосредоточен в сфере добычи и переработки нефти и не ориентируется на массового обеспеченного потребителя - средний класс ввиду его отсутствия. К примеру, в США массовый, потребитель средний класс читает несколько ежедневных газет, пользуется услугами домашних уборщиц, имеет личный автомобиль. Потребление этих услуг предполагает наличие широкого круга исполнителей, обеспечивающих потребление, в том числе малые предприятия. Отсутствие платежеспособного спроса обусловливает умеренное развитие малого бизнеса в большинстве видов экономической деятельности.

Мы полагаем, что способность малого бизнеса быстро адаптироваться в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка напрямую зависит от уровня развития коррупции и степени государственного регулирования экономики. В настоящее время государственными органами ведется работа по упрощению ведения предпринимательской деятельности. На наш взгляд, система государственной поддержки малого бизнеса в большинстве регионов России развита в достаточной мере. Дальнейшее ее развитие нецелесообразно без борьбы с коррупцией и упрощением законодательства в отношении предпринимателей.

Loading...Loading...