Презентация на тему акмеизм в литературе. Акмеизм акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале. Список использованной литературы

краткое содержание других презентаций

«Серебряный век русской литературы» - Анализ художественно-изобразительных средств. Серебряный век русской литературы. Где и когда зародился символизм. Вспомните вдохновителя итальянского футуризма. Где и когда зародился футуризм. Серебряный век русской поэзии (1892 - 1917). Что нужно вспомнить. Основные особенности. Акмеизм возник в России в 1910-х гг. Торжество индивидуальности. Футуризм. Где и почему зародился акмеизм. Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

«История русской литературы 20 века» - Великая октябрьская социалистическая революция. 1930 - е годы – сталинские репрессии, коллективизация, раскулачивание. Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела. Взаимообусловленность исторических и культурных событий. Особенность развития искусства на рубеже веков. 1914 – 1918 г.г. – Первая мировая война. 1991 г.– Распад СССР. Русская литература рубежа XIX- ХХ веков. Не следует заранее искать в стихах иносказаний.

«Литература Октябрьской революции» - Общее. Послеоктябрьская публицистика. Письма и дневники. Часть русской интеллигенции. В.Короленко. М. Горький в «Несвоевременных мыслях». Отношение к народу. День и ночь. Отношение к революции. Писательская публицистика.

«Футуризм в литературе 20 века» - Николай Дулгерофф. Алексей Крученых. Динамизм велосипедиста. Игорь Северянин. Аэроплан над поездом. Владимир Владимирович Маяковский. Умберто Боччони. Фортунато Деперо. Футуризм в литературе и искусстве. Казимир Малевич. Футуризм. Термин "футуризм". Велимир. Пабло Пикассо. Футуристская архитектура. Умберто Боччони «Эластичность».

«Русская литература 20-х годов» - Новокрестьянская поэзия. Иванов Всеволод Вячеславович. Веселый Артем. Фурманов Дмитрий Андреевич. З.Гиппиус. Литературная группа. Платонов Андрей Платонович. О.Мандельштам. Тэффи (наст. фам. Лохвицкая) Надежда Александровна. Серафимович (Попов) Александр Серафимович. Тихонов Николай Семенович. Клычков (наст. фам. Лешенков) Сергей Антонович. А.Белый. В.Ходасевич. Луговской Владимир Александрович. Литература 20-х годов.

«Акмеизм в литературе» - Поэтика акмеизма. Ключевые категории акмеизма. М. Зенкевич. Акмеизм. Реакция на символизм. Отличительные черты акмеизма. Модернистское течение. Поэты-акмеисты. М. Зенкевич и В. Нарбут. Стихотворения В. Нарбута. Владимир Нарбут.

Класс: 11

Цели урока:

Образовательная

  • познакомить с историей возникновения русского акмеизма;
  • отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов;

Развивающая

  • развивать навыки анализа поэтического произведения;

Воспитательная

  • прививать чувство прекрасного;
  • воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.

1. Организационный момент. Слайд 1

2. Постановка проблемы Слайд 2

3. Объяснение нового материала

3.1 "Для акмеистов сознательный смысл слова: Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов: Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма: Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью." О. Мандельштам. "Утро акмеизма" Слайд 3

"На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем -то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" 1913г. Слайд 4

Слово учителя:

Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 веков, вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Этот период назвали Русским Ренесансом. Искусство Серебряного века стало философией, универсальным взглядом на мир. Никогда прежде слово не было так тесно связано с музыкой и живописью.

Акмеизм вырос из символизма. В 1909 г. молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. В 1911 г. слушатели академии основали новое объединение "Цех поэтов", название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководители "цеха" стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Осенью 1912 г. на заседании "цеха" было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. "акмэ"- высшая степень чего- либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. К акмеистам относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городицкий, О. Мандельшам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Слайд 5

Акмеизм, по мысли Гумилева, это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности.

"Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм Мандельштам.

Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Чувства не раскрываются непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей.

Именно Н. Гумилев, основатель акмеизма, восстал против символистской мистики, расплывчатости, туманности.

Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову?

Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности.

3.2 Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

3.3 Стихотворение Мандельштама "Медлительнее снежный улей:" Слайд 6

Вопросы для обсуждения

  1. Назвать цветовые прилагательные в этом стихотворении. (Прозрачный, бирюзовая, ледяная, синеглазых)
  2. Имеют ли они двойственное значение, символизируют что- либо (нет)
  3. С помощью каких образов в стихотворении показано столкновение вечного и сиюминутного?
  4. Подтвердить примерами (вечности мороз- трепетание стрекоз)

3.4. Выразительное чтение стихотворения "На бледно-голубой эмали:" Слайд 7

Вопросы для обсуждения

  1. Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов - ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.
  2. Можно ли назвать поэта "моментальным фотографом"? Доказать примерами.

3.5 Демонстрация репродукций И. Грабаря "Февральская лазурь" и Э. Дэга "Голубые танцовщицы". Слайд 8

Вопросы для обсуждения

  1. На какую из них "ложатся" строки Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
  2. Картины таитянского периода П. Гогена. Слайд 9,10

Слово учителя: Посмотрите, как смешались краски (сочные, без полутонов). Необычная природа для человека, живущего в средней полосе. Гоген, покинув цивилизацию, уехал на Таити, его манили неведомые, экзотические страны. Это было характерно для рубежа веков - уставшие от цивилизации люди стремились к "первобытной земле" Такая же экзотика манила и русского поэта Н. Гумилева. Его влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках ("Путь конквистадоров", 1905 г. "Романтические цветы", 1908; "Жемчуга", 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Слайд 11

В своем художественном. воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: античный мир, рыцарская эпоха,"время великих географический открытий, Китай, Индия, Африка.

3.6 Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева "Жираф" подготовленным учеником.

Стихотворение "Жираф" 1907 г. Слайд 12

Поэт подробно многоцветно отыскивает красоты далекой Африки. Это рассказ человека, который действительно наблюдал необыкновенные, для привыкшего русским пейзажам, картины. Но вспоминая об "изысканном жирафе" герой преображает и без того прекрасную реальность.

3.6.1 Первичное закрепление материала

Выписать сравнения, красочные эпитеты. (Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет, таинственные страны, черные девы, тяжелый туман, немыслимые травы)

Какие строки напрямую перекликаются с картинами Гогена?

Найти черты акмеистического почерка. (Точное изображение. Имеющийся подтекст внутренний, а не внешний, как у символистов).

Сказочным описанием лирический герой хочет отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России, но веселые сказки таинственных стран только усугубляют одиночество и отчужденность героев.

Последние строки звучат почти безнадежно.

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.

3.7 Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Слайд 13

3.7.1 Мини-исследование

План исследования. Работа по группам.

  1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?
  2. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)
  3. Выделить "экзотические" сравнения.

3.7.2 Защита мини - проекта

3.8 Продолжение лекции о Н.Гумилёве

Творчество поэта привлекает новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованностью мыслей; личность - мужеством и силой духа.

Гумилёв считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни старается быть лучше, идущим впереди остальных. Быть поэтом, по его понятиям, достоин только тот, кто, яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, страх смерти, личным примером, в главном и в мелочах, силой воли преодолевает "ветхого Адама". И, от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев стал охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать, заслуживший два Георгиевских креста за храбрость. То же, что собственной жизнью, он проделал и с поэзией. Мечтательный, грустный лирик, он стремился вернуть поэзии ее прежнее значение: выбирал сложные формы, "грозовые" слова, брался за трудные эпические темы. Девизом Гумилева были слова: "всегда линия наибольшего сопротивления". Это мировоззрение делало его в современном ему литературном кругу одиноким, хотя и окруженным поклонниками и подражателями. Незадолго до смерти Гумилев сказал: ":я сегодня смотрел, как кладут печку, и завидовал - угадай кому? - кирпичикам. Так плотно их кладут, так тесно, и еще замазывают каждую щелку. Кирпич к кирпичу, друг к другу, все вместе, один за всех, все за одного. Самое тяжелое в жизни - одиночество. А я так одинок:"

3.9 Воспроизведение записи стихотворения А.Ахматовой.

3.9.1 Рассматривание репродукций, прослеживание общих черт в творчестве художников и поэтессы.

Репродукции картин: В. Борисов - Мусатов "Осенний мотив", "Пробуждение", "Водоем" , пейзажи К.Коровина; К. Сомов "Дама в голубом", В.Поленов "Бабушкин сад", "Заросший пруд". Слайд 16

Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой подготовленным учеником.

3.9.2 Стихотворение "Я научился просто, мудро жить:".

Вопросы для обсуждения

  1. Какая из картин наиболее созвучна со строками этого стихотворения?

Стихотворение "Я не знаю, ты жив или умер:". Чтение заранее подготовленным учеником.

Вопросы для обсуждения

  1. Вызывает ли это стихотворение Ахматовой настроение, подобное настроению какой-либо из этих картин?
  2. Что объединяет их помимо внешней формы, системы образов?
  3. Почему мы привлекаем такие картины, а не полотна Гогена, например?

Продолжение лекции.

Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов, поэтому сегодня мы сравнивали тончайшие чувства стихотворных строк с живописной манерой. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Так у Бенуа на картине "Прогулка короля" (1906 г) изображено шествие по дорожкам версальского парка мимо бассейна. Живые, движущиеся люди кажутся здесь менее подвижными, чем бронзовые путти фонтана, которые протягивают руки к идущим, как будто приглашая их остановится и принять участие в своей игре. Слайд 18

Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Гумилева, Ахматовой и Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления. И сегодня деятели литературы и искусства обращаются к их творчеству.

Подведение итогов урока.

Завершение урока: видеоролик с песней на слова Н.Гумилёва в исполнении А. Домогарова.

Список использованной литературы:

  1. Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии серебряного века. "Литература в школе", 2002, №3
  2. Изучение поэзии "Серебряного века" в школе, Самара, 1993
  3. Серебряный век русской поэзии, М., "Просвещение", 1993
  4. Поэзия серебряного века в школе. М., 2007

Акмеизм

  • АКМЕИЗМ (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.
Принципы акмеизма
  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;
  • Стремление придать слову определённое точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование к «прекрасной ясности»;
  • Обращение к человеку, к «подлинности его чувств»;
  • Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
  • Термин акмеизм был предложен в 1912 году Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
  • Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев. Современники давали термину и иные толкования: Пяст видел его истоки в псевдониме А.Ахматовой, по-латыни звучащем как «аkmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «acme» – «острие».
  • Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века. Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут.
  • На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением. Творческие судьбы поэтов, сочувствующих акмеизму, сложились по-разному: Н.Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества, Г.Адамович и Г.Иванов продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции, на В.Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния.
  • Платформой акмеистов стал журнал «Аполлон» под редакцией С.Маковского, в котором печатались декларации Гумилева и Городецкого. Программа акмеизма в «Аполлоне» включала два основных положения: во-первых, конкретность, вещность, повсесторонность, во-вторых, совершенствование поэтического мастерства. Обоснование нового литературного течения было дано в статьях Н.Гумилева Наследие символизма и акмеизм (1913), С. Городецкого Некоторые течения в современной русской поэзии (1913), О.Мандельштама Утро акмеизма (1913, в «Аполлоне» опубликована не была).
  • Одна из основных задач акмеизма – выправить характерный для символизма крен в сторону потустороннего, установить «живое равновесие» между метафизическим и земным. Отречения от метафизики у акмеистов не было:
  • «всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» – таков принцип акмеизма.
  • Главным отличием акмеизма Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» – надо сделать явления материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных видений.
  • Слабо обоснованный как литературное направление, акмеизм объединил исключительно одаренных поэтов – Н.Гумилева, А.Ахматову, О.Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэта», споров о «прекрасной ясности». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между тремя выдающимися его представителями. Впоследствии акмеистическая поэтика сложно и неоднозначно преломилась в их творчестве.
  • О. Мандельштам
  • Н. Гумилёв
  • А. Ахматова
  • В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий.
  • Слоненок
  • Моя любовь к тебе сейчас - слоненок,
  • Родившийся в Берлине иль Париже
  • И топающий ватными ступнями
  • По комнатам хозяина зверинца.
  • Не предлагай ему французских булок,
  • Не предлагай ему кочней капустных -
  • Он может съесть лишь дольку мандарина,
  • Кусочек сахара или конфету.
  • Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
  • Он сделается посмеяньем черни,
  • Чтоб в нос ему пускали дым сигары
  • Приказчики под хохот мидинеток.
  • Не думай, милая, что день настанет,
  • Когда, взбесившись, разорвет он цепи
  • И побежит по улицам, и будет,
  • Как автобус, давить людей вопящих.
  • Нет, пусть тебе приснится он под утро
  • В парче и меди, в страусовых перьях,
  • Как тот, Великолепный, что когда-то
  • Нес к трепетному Риму Ганнибала.
  • Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. «В этом двустишии – вся женщина», – отзывалась об ахматовской Песне последней встречи М.Цветаева.
  • x x x
  • Я сошла с ума, о мальчик странный,
  • В среду, в три часа!
  • Уколола палец безымянный
  • Мне звенящая оса.
  • Я ее нечаянно прижала,
  • И, казалось, умерла она,
  • Но конец отравленного жала,
  • Был острей веретена.
  • О тебе ли я заплачу, странном,
  • Улыбнется ль мне твое лицо?
  • Посмотри! На пальце безымянном
  • Так красиво гладкое кольцо.
  • 18-19 марта 1913,
  • Царское Село
  • Здешний мир О.Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
  • Американ бар
  • Еще девиц не видно в баре,
  • Лакей невежлив и угрюм;
  • И в крепкой чудится сигаре
  • Американца едкий ум.
  • Сияет стойка красным лаком,
  • И дразнит сода-виски форт:
  • Кто незнаком с буфетным знаком
  • И в ярлыках не слишком тверд?
  • Бананов груда золотая
  • На всякий случай подана,
  • И продавщица восковая
  • Невозмутима, как луна.
  • Сначала нам слегка взгрустнется,
  • Мы спросим кофе с кюрассо.
  • В пол-оборота обернется
  • Фортуны нашей колесо!
  • Потом, беседуя негромко,
  • Я на вращающийся стул
  • Влезаю в шляпе и, соломкой
  • Мешая лед, внимаю гул...
  • Хозяйский глаз желтей червонца
  • Мечтателей не оскорбит...
  • Мы недовольны светом солнца,
  • Теченьем меренных орбит!
  • Не позднее июня 1913
  • Акмеизм сильно повлиял на развитие русской поэзии в эмиграции, на «парижскую ноту»: из учеников Гумилева эмигрировали во Францию Г.Иванов, Г.Адамович, Н.Оцуп, И.Одоевцева. Лучшие поэты русской эмиграции Г.Иванов и Г.Адамович развивали акмеистические принципы: сдержанность, приглушенность интонации, выразительный аскетизм, тонкая ирония. В Советской России манеру акмеистов (преимущественно Н.Гумилева) имитировали Ник.Тихонов, И.Сельвинский, М.Светлов, Э.Багрицкий.
  • Значительное воздействие акмеизм оказал и на авторскую песню.
  • Акмеизм объединил несхожие творческие индивидуальности, различно проявился в «одухотворенной предметности» А.Ахматовой, «дальних странствиях» М.Гумилева, поэзии реминисценций О.Мандельштама.
  • Роль акмеизма – в стремлении удержать равновесие между символизмом, с одной стороны, и реализмом, с другой.
  • В творчестве акмеистов – многочисленные точки соприкосновения с символистами и реалистами (в особенности с русским психологическим романом 19 века), но в целом представители акмеизма оказывались в «середине контраста», не соскальзывая в метафизику, но и не «причаливая к земле».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма Подготовила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Страхова Ирина Александровна, МБОУ «Полянская средняя общеобразовательная школа» Спасского района РТ

2 слайд

Описание слайда:

Цели: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую хар-ку творчества поэтов-акмеистов.

3 слайд

Описание слайда:

«Свита делает короля» Два крупнейших поэта акмеизма А.Ахматова и О.Мандельштам уже к середине 1910-х годов вышли за пределы этой школы, а Г.Иванов и Г.Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма А.Ахматова О.Мандельштам Г.Иванов, Г.Адамович

4 слайд

Описание слайда:

Акмеизм модернистское течение (от греч. akme острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

5 слайд

Описание слайда:

Начало творческого пути Молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» на петербургской квартире (в «башне») Вяч. Иванова. Здесь велось обучение молодых поэтов стихосложению. В октябре 1911 года они основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий Н.Гумилёв С.Городецкий, 1910

6 слайд

Описание слайда:

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма Зачинателем этого своеобразного «цеха» поэтов явился сам Пушкин. Выступая как верный последователь дела Петра Великого, Пушкин чуть ли не в каждом стихе свидетельствует о глубочайшем знании и тончайшем понимании национальной поэтической стихии каждого народа. Пушкинское чудо не могло осуществиться без сильного толчка господствующей культуры того времени, т. е. французской культуры. Не являются ли Вольтер и даже Парни, не говоря уже о Мольере, Расине, Корнеле, Франсуа Вийоне, безымянных авторах народных эпических песен, творческими возбудителями Пушкина наравне с Державиным и Батюшковым или со сказками и легендами русского фольклора? Модернисты открывают новую Европу; их привлекает особенно Франция, но они также восприимчивы к зову Африки и Азии, древних исторических и даже доисторических времен.

7 слайд

Описание слайда:

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма В первом сборнике стихов «Путь конквистадоров» Гумилёву не удается скрыть свою зависимость от тех поэтов, которые слишком явно влияют на его манеру: Брюсова и Бальмонта среди русских, а среди французов поэтов, сгруппированных вокруг «Современного Парнаса», в особенности Ш. Леконта де Лиль и Ж. М. Эредиа. Сам образ конквистадора возник, должно быть, в его уме, когда он увидел портрет Эредиа, одного из его тогдашних самых любимых поэтов, в роскошных бутафорских доспехах конквистадора. Критики не раз отмечали, что как поэт Гумилёв выступал под маской. И я в родне гиппопотама: Одет в броню моих святынь, Иду торжественно и прямо Без страха посреди пустынь. Эти стихи из «Разных стихотворений» Теофиля Готье, мастерски переведенные Гумилёвым, могли бы послужить эпиграфом ко всей его жизни.

8 слайд

Описание слайда:

Объединение акмеистов Просуществовало около 2-х лет (1913-1914). В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилёв критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления»

9 слайд

Описание слайда:

Акмеизм - адамизм Такое истолкование подразумевало «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Просторен мир и многозвучен, И многозвучней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имён. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. (С. Городецкий «Адам»)

10 слайд

Описание слайда:

Требования акмеизма Он верит в вес, он чтит пространство, Он нежно любит матерьял, Он вещества не укорял За медленность и постоянство. Строфы послушную квадригу Он любит – буйно разогнав – Остановить. И в том он прав, Что в вечности покорен мигу. (1913, С.Городецкий О. Мандельштаму) Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, чёткость композиции.

11 слайд

Описание слайда:

Герой Гумилёва Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях поэта – романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. (1907, «Жираф») Н.С. Гумилёв (1886-1921)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Акмеизм Выполнили: Бикетов Е. Кропачёв О.

Понятие акмеизма Акмеи́зм - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914). Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов». Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г.Адамович, Н.Бруни, Г.Иванов, Н.Клюев, М.Кузмин, Е.Кузьмина-Караваева, М.Лозинский, С.Радлов, В.Хлебников. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех » являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением. Творческие судьбы поэтов, сочувствующих акмеизму, сложились по-разному: Н.Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества, Г.Адамович и Г.Иванов продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции, на В.Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов» , центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев. Термин акмеизм был предложен в 1912 Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А.Белого, было выбрано в пылу полемики, Н.Гумилев подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. Одаренный и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» – литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». На поэзию А. Ахматовой громадное воздействие оказало творчество Ин.Анненского, которого Ахматова считала «предвестьем, предзнаменованьем, того, что с нами позже совершилось». Вещественная плотность мира, психологический символизм, ассоциативность поэзии Анненского во многом были наследованы Ахматовой.

Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданиях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной лексикой, «инфляция священных слов» у символистов.

Вопросы религии, философии, которых акмеизм чуждался в теории (на их отсутствии пенял акмеистам А.Блок), получали напряженное звучание в творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама. Акмеистический период у этих поэтов продолжался сравнительно недолго, после чего их поэзия уходила далеко в область духа, интуитивных откровений, таинственности. Однако титанические вопросы духа, оказавшиеся в центре внимания символизма, специально не заострялись акмеистами. Главное свершение акмеизма как литературного течения – изменения масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Соразмерность человека миру, тонкая психологичность, разговорная интонация, поиск полновесного слова были предложены акмеистами в ответ на надмирность символистов. На смену стилистическим блужданиям символистов и футуристов пришла взыскательность к отдельному слову, «вериги трудных форм», на смену религиозно-философским исканиям – равновесие метафизики и «здешнего». Идее «искусства ради искусства» акмеисты предпочли трудное служение поэта в миру (наивысшим выражением такого служения стал человеческий и творческий путь А.Ахматовой).

Loading...Loading...