Оценка рабочих мест кто должен проводить. Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Соут обязателен, но не для всех

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Существует ряд отличий аттестации рабочих мест от СОУТ связанных с перечнем рабочих мест, подлежащих проверке. Аттестация всегда назначалась для рабочих мест с использованием: механизмов, транспортных средств, устройств, аппаратов, ручного инструмента и т.д. Для СОУТ такие ограничения не предусмотрены.

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) проводится на основании штатного расписания организации. К перечню организаций относятся все предприятия, юридические лица, на которых есть хотя бы одно рабочее место. Для физических лиц, нанявших работника, данная мера не предусмотрена (426-ФЗ, ст. 3). Определять перечень рабочих мест будет специалист организации, которую Вы выбрали для проведения СОУТ. Но работодатель может и подготовиться к данной процедуре с целью оптимизации рабочего процесса.

Для каждой профессии из штатного расписания должна быть проведена СОУТ. Многие работодатели задаются вопросом, что может быть опасного в условиях работы офисных сотрудников и так ли уж обязательно проводить СОУТ для них. Ответ экспертов однозначен – СОУТ обязательна для всех категорий сотрудников фирмы. Если Вы никогда не проводили СОУТ, то закон на данный момент обязывает проходить её только для «вредных» рабочих мест. К рабочим местам, которые непременно должны пройти СОУТ, можно отнести:

  • Должности, входящие в списки на досрочное назначение пенсий по старости
  • Должности, предусматривающие гарантии и компенсации за работу с опасными или вредными условиями труда

Потенциально безопасные, в том числе и офисные, рабочие места могут оцениваться постепенно до 2018 года. Законодатели обещают не штрафовать за такое незначительное нарушение. А вот за нарушение процедуры СОУТ для «опасного» рабочего места, наказать могут по Уголовному Кодексу.

В перечень рабочих мест, определенный специалистом СОУТ, могут войти аналогичные рабочие места . К таковым относятся работники одной профессии, осуществляющие одинаковые трудовые функции, в условиях одинакового рабочего времени, при использовании одного и того же производственного оборудования, имеющие схожие производственные помещения с одинаковой системой вентиляции, освещения, отопления и т.д. В отношении таких рабочих мест, СОУТ проводится для 20% от их общего количества (но не менее двух). Результаты СОУТ применимы ко всем аналогичным рабочим местам. Система мероприятий по улучшению условий труда для аналогичных, также одна. Работодатель вправе пересмотреть должности в штатном расписании и сделать соответствующие изменения.

СОУТ не проводится для надомной работы. При оптимизации штатного расписания, работодатель вполне может воспользоваться этой нормой. Профессия, позволяющая работнику трудиться в домашних условиях, должна быть правильно оформлена. Т.е. в договоре с работником обязательно должно упоминаться условие работы – надомная, дистанционная и т.п.

При вводе в штатное расписание новой должности работодатель должен провести СОУТ для этих рабочих мест. Характер такой проверки будет внеплановый, если срок действия последней СОУТ в организации не истек. Проверка должна проводиться не позднее шести месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Если новые должности являются аналогичными уже проверенным, то СОУТ не является обязательной.

Таким образом, СОУТ не проводится для следующих категорий работников:

  • надомных работников,
  • дистанционных работников,
  • Работников, имеющих трудовые отношения с работодателем-физ.лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.

Спецоценка условий труда в офисе или ликвидируемой организации

Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ?

Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)?

Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.

Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.

Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.




Какие рабочие места должны быть аттестованы?

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.

Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.

Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:

  • Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  • Несчастные случаи на рабочем месте.

Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.

к меню


ВАЖНО про СОУТ!!!

Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется?

Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.

Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!

Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.

Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте... ссылка

С 2020 года автоматически пойдут штрафы за СОУТ

С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.

Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Компании, кто обязан провести СОУТ

1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.

2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.

к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

  2. Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.
Loading...Loading...