Чем отличаются понятия стандарт методика и руководство. Правила и рекомендации по стандартизации. Акты общественных объединений

В нашей стране Государственная система стандартизации (ГСС) регламентирована комплексом стандартов, включающим в настоящее время стандарты с ГОСТ 1.0 – 68 по Гост 1.26 – 77.

Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядоченья деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством.

В СССР ГСС введена в действие с 1 января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации.

Объектом стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности и сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, здравоохранении, других сферах народного хозяйства, а так же в международной торговле.

Показатели, нормы, характеристики, требования, устанавливаемые стандартами, должны соответствовать передовому уровню науки, техники и производства, соответствовать стандартам СЭВ и учитывать рекомендации международной организации по стандартизации ИСО. Стандартизация может использоваться различными способами и иметь определённую направленность.

Унификация – разновидность стандартизации, связанная с сокращением разнообразия элементов без сокращения разнообразия систем, в которых они применяются (8). При унификации уменьшают число выпускаемых типоразмеров изделий одинакового функционального назначения, максимально используют одинаковые сборочные единицы и детали, сокращают разнообразие применяемых в деталях подобных элементов (диаметров отверстий, размеров резьб и др.), а так же обосновано сужают перечень используемых в изделий марок материалов, разновидностей проката и т.п. В результате номенклатура изготавливаемых деталей уменьшается, а программа их выпуска возрастает, появляется возможность применения более совершенных технологических процессов, снижается себестоимость изготовления деталей, сокращаются сроки на разработку и постановку изделий на производство. Унификация является одной из наиболее распространенных и эффективных разновидностей стандартизации, она наиболее характерна для деятельности отдельных или родственных предприятий и производственных объединений. В то же время унификация широко осуществляется и в общегосударственном масштабе главным образом через установление в стандартах предпочтительных рядов и рекомендаций.

Типизация – разновидность стандартизации, заключающееся в разработке и установлении типовых конструктивных или технологических решений для ряда изделий, составных частей, а так же процессов, имеющих общие конструктивные или технологические характеристики. В отличии от унификации типизация может решать задачи развития целой отрасли машиностроения. Примером является типизация технологических процессов, проводимая чаще всего по отраслям производства на основе классификаций деталей и единой системы их кодирования.

Агрегатирование эффективный метод стандартизации, чаще проводимый в области создания и эксплуатации объектов основного производства и технологической оснастки. Сущность его состоит в том, что машина, оборудование или технологическая оснастка компонуется из унифицированных агрегатов (сборочных единиц), причём при иной компоновке, используя эти же агрегаты или их часть, можно создать машину, оборудование или оснастку несколько иного назначения. С помощью этого метода создают различные агрегатные станки, технологическую оснастку – универсально-сборные приспособления (УСП) и т.п.

При частой сменяемости объектов производства или частом обновлении и совершенствовании технологических процессов изготовления машин агрегатирование является наиболее прогрессивным и экономичным методом.

Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждённый компетентным на то органом.

Технические условия – (ТУ) – большая группа нормативно-технических документов (НТД), устанавливающая комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. ТУ содержат всесторонние требования к указанным видам продукции, утверждаются руководством министерств или, по их поручению, руководством соответствующих предприятий, регистрируются в органах Госстандарта СССР с указанием начала и окончания их действия.

Для упорядоченья организационно-технической деятельности в народном хозяйстве созданы и действуют руководящие документы (РД), утверждаемые обычно Госстандартом России. К РД относятся методические указания по внедрению тех или иных, обычно наиболее сложных стандартов.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, которые рекомендуются руководством 2 ИСО /МЭК, а также принятые в государственной системе стан-

Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию , основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды ; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из. методик была выбрана в качестве арбитражной, если возникает необходимость. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, следует пользоваться рекомендациями стандартов относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.

В 1996 г. внесено изменение в основополагающий стандарт ГОСТ Ρ 1.0-92, согласно которому к перечню нормативных документов, применяемых в России, добавляется технический регламент.

Полное соответствие международным правилам в данном вопросе может быть достигнуто тогда, когда в России появятся законы, устанавливающие обязательные к выполнению требования и нормы, подобно действующим в Европейском Союзе Директивам. В ЕС технический регламент становится обязательным документом, если на него есть ссылка в соответствующей Директиве.

Отличие российского подхода к техническим регламентам прослеживается и в самом тексте указанного выше изменения: "к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, содержание требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований.

Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например, обязательные требования государственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта".

Классификаторы технико-экономической и социальной информации

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединœений

Стандарты данной категории имеют обозначение СТО и являются для России принципиально новыми. Οʜᴎ разрабатываются и принимаются этими общественными объединœениями для динамичного распространения и использования результатов исследований и разработок, полученных в различных областях знаний (ГОСТ Р 1.0-92). Объектами стандартизации в них должны быть, как правило (ГОСТ Р 1.4-93):

· принципиально новые виды продукции, процессов и услуг, методы испытаний;

· нетрадиционные технологии;

· принципы организации и управления производством или других видов деятельности.

Стандарты данной категории не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. В случае если в них содержатся положения, которые затрагивают вопросы безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, то они должны быть согласованы с соответствующими органами государственного контроля и надзора. Изложение, оформление и обозначение стандарта научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5-92. Построение и содержание стандарта определяется этими организациями самостоятельно.

Необходимость применения стандарта научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций определяется не органами государственного управления, а субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Такой статус фактически превращает стандарты данной категории в рекомендации.

Классификатор технико-экономической и социальной инфор­мации - документ, содержащий систематизиро­ванный перечень кодов и наименований объектов классификации и классификационных группировок, разработанный и утвер­жденный в установленном порядке, обязательный для примене­ния на различных уровнях управления.

Понятие “Классификатор технико-экономической информации” существовало и в Советском Союзе как элемент Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) . В рамках данной системы были созданы взаимоувязанные общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и республиканские классификаторы, а также классификаторы предприятий. При этом только общесоюзных классификаторов насчитывалось не менее 24. Среди них можно упомянуть:

· общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП);

· классификатор Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

· общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Сегодня в Российской Федерации, исходя из уровня утверждения и сферы применения, разрабатываются классификаторы следующих категорий:

· общероссийские (ОК);

· отраслевые;

· предприятий (объединœений, организаций, ассоциаций и т.д.)

По статусу утверждения и области применения классификаторы приравниваются соответственно к государственным и отраслевым стандартам, а также к стандартам предприятий.

Общероссийские классификаторы утверждает Госстандарт России. Их применение является обязательным при обмене информацией между системами управления государственного уровня и при заполнении унифицированных форм документов, установленных государственными органами и имеющими меж­отраслевое применение.

Отраслевые классификаторы, как и отраслевые стандарты, действуют в рамках утвердившей их отрасли (министерства, ведомства) при заполнении отраслевых документов, а классификаторы предприятий - в рамках утвердивших их предприятий (объединœений, ассоциаций и др.). В качестве классификаторов предприятий могут служить выборки из общероссийских и отрасле­вых классификаторов.

В России действует более 30 общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ). Некоторые из них указаны в Приложении 4.

ОКТЭИ используются в качестве единых машино-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в т.ч. для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. К примеру, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Шесть общероссийских классификаторов (ОКДП, ОКЗ, ОКС, ОКВ, ОКЕИ, ОК ТН ВЭД) полностью соответствуют международным классификациям или стандартам.

Так, общероссийский классификатор стандартов (ОКС) является результатом прямого применения Международного классификатора стандартов, утвержденного ИСО в 1996 ᴦ., и полностью соответствует Межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96. Объектами классификации являются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, а также указателœей стандартов и других нормативных документов по стандартизации, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, библиотеках и т. д.

В ОКС принят иерархический метод классификации. Длина кодового обозначения - семь знаков, алфавит кода - цифровой. Структура кода ОКС приведена на рис. 4.1.

В общероссийском классификаторе единиц измерения (ОКЕИ) объектами классификации являются единицы измерения, ис­пользуемые в различных сферах деятельности. В ОКЕИ семь групп единиц: длины, площади, объёма, массы, технические, времени, экономические.

ОКЕИ содержит два раздела и два справочных приложения.

Раздел 1 -- ʼʼМеждународные единицы измерения, включенные в ЕСККʼʼ - сформирован на базе международной классификации единиц измерения, содержащейся в рекомендации ʼʼКоды для единиц измерения, используемых в международной торговлеʼʼ Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №20 РГ 4 ЕЭК ООН). Он включает наиболее употребительные в Российской Федерации единицы измерения. Оставшиеся вне его единицы измерения из указанной международной классификации вынесены в справочное приложение А.

Раздел 2 - ʼʼНациональные единицы измерения, включенные в ЕСККʼʼ - включает дополнительные национальные единицы измерения, отсутствующие в международных классифи­кациях.

Длина кодового обозначения - три знака, алфавит кода - цифровой. В классификаторе использована серийно-порядковая система кодирования.


Пример записи одной позиции из раздела 1 классифи­катора ОКЕИ приведен на рис. 4.2.

Существенной переработке из-за перехода страны к рыночной экономике подверглись ОКУД, ОКП, ОКОФ (базовых фондов), ОКИСЗН.

Из-за прекращения централизованного планирования и управления экономикой в общероссийском классификаторе продукции сохранена лишь классификационная часть с шестиразрядным кодовым обозначением каждой позиции, а при крайне важно сти отражения конкретных типов, марок, моделœей и других характеристик отдельных видов продукции министерства (ведомства) могут создавать отраслевые классификаторы продукции, в которых в качестве первых шести знаков должны использоваться коды ОКП.

Классификаторы ОКПО, ОКОГУ, ОКЭР, ОКСО, ОКУН, ОКПДТР (см. Приложение 4) сохранили свое функциональное назначение с учетом доработки применительно к территории России, структуре ее системы управления.

Классификатор ЕСКД - единственный, который принят в качестве общероссийского без переработки.

Состав классификаторов будет расширяться по мере дальнейшего совершенствования процесса экономического развития страны и ее последовательной интеграции в мировую экономику.

Существенное отличие от ранее действующего порядка по ведению общесоюзных классификаторов - основным средством ведения общероссийских классификаторов и обеспечения взаимодействия с абонентами является информационно-вычислительная сеть статистики. По этой причине значительно повышается роль территориальных органов статистики, которые осуществляют информационное обслуживание абонентов своего региона.

Состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии (ведению) путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения регламентированы комплексом государственных стандартов под общим названием -Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социаль­ной информации (ЕСКК ТЭИ).

Основными задачами ЕСКК ТЭИ являются:

· упорядочение, унификация, классификация и кодирование информации, используемой в системе управления;

· создание комплекса классификаторов, необходимых для решения задач органами управления различного уровня;

· максимальное использование международных классификаций для решения задач, связанных с международным обменом информацией;

· обеспечение условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;

· обеспечение информационной совместимости взаимодействующих информационных систем.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭИ являются экономические и социальные объекты и их свойства, информация о которых необходима для решения управленческих задач.

Примерный состав базовых работ, предусмотренных ЕСКК ТЭИ, представлен на рис. 4.3.


Как видно из рис. 4.3, работы должны начинаться с постановки задачи по сбору, учету и анализу информации об объекте, которую должен решать орган управления. Он должен также сформулировать техническое задание на разработку классификатора. Далее осуществляется анализ множества объектов управления, выделяются их основные признаки, по которым с учетом поставленных задач формируются группы однородных объектов и выбираются методы классификации и кодирования множества.

Следующим этапом является выработка классификатора в порядке, установленном ЕСКК ТЭИ, включая разработку систем ведения классификатора и мероприятий по его внедрению.

Эти нормативные документы предназначены для решения задач организации и координации работы по стандартизации в России (ГОСТ Р 1.0-92).

Кроме правил и рекомендаций по стандартизации, в Российской Федерации предусмотрены аналогичные нормативные документы по метрологии, сертификации и аккредитации. В силу единства их функционального назначения общие положения, порядок разработки, принятия и регистрации правил и рекомендаций в значительной степени унифицированы и излагаются в ГОСТ Р 1.10-95.

Правила по стандартизации (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или)общетехнические положения, порядки (правила процедур), методы (способы, приемы) выполнения работ в области стандартизации, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Οʜᴎ разрабатываются при крайне важно сти детализировать обязательные требования основополагающих организационно-технических и общетехнических стандартов, при отсутствии таких стандартов, а также в том случае, в случае если разрабатывать и применять подобные стандарты нецелœесообразно.

Рекомендации по стандартизации (Р) - документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедур), методы (способы, приемы) выполнения работ в области стандартизации, а также рекомендуемые требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации разрабатывают и принимают для предварительной проверки на практике еще не ставших типовыми положений, порядков, методов выполнения работ, а также правил оформления их результатов.

К разработке проектов правил и рекомендаций привлекаются научно-исследовательские институты и другие организации, как относящиеся к системе Госстандарта России, так и не входящие в нее. Правила для межотраслевого применения вводятся в действие постановлением Госстандарта России и при крайне важно сти регистрируются в Минюсте России. Рекомендации вводятся в действие решением руководства Госстандарта России (постановлением, приказом, распоряжением или личной подписью).



Термины и определения

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик (обязательных для выполнения и рекомендуемых) , обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.
Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих.

Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение – область стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы изготовления машин, металлические материалы, типы двигателей и т. д.

В соответствии с руководством 2 ИСО/МЭК рекомендуются следующие виды нормативных документов, принятые в Государственной системе стандартизации Российской Федерации: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты) .

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В стандарте устанавливают для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила и характеристики, касающиеся содержания различных видов деятельности или их результатов.
Стандарты разрабатывают на основе достижений науки, техники и передового опыта; они содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции (и экономичности ее производства), а также уровня ее взаимозаменяемости.

Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, процессу или услуге.

Свод правил обычно разрабатывают для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций и изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер. Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта.

Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимается регламент органом власти, а не органом по стандартизации. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации.

Нормативные документы по стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О стандартизации». К таким нормативным документам относятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) ; применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений.
До недавнего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Кроме стандартов нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации и ТУ – технические условия.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт Российской Федерации, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов – Госстрой Российской Федерации.

В государственных стандартах содержатся обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, услуги или процесса, для здоровья человека, окружающей среды и имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки.
Особо актуальны требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект сертификации соответствия.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и др.) .

Отраслевые стандарты разрабатывают применительно к продукции определенной отрасли. Требования отраслевых стандартов не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли.
Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства) , которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.
Объектами отраслевой стандартизации служат: продукция, процессы и услуги, характерные для отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции и изделия отраслевого применения (техническое устройство, инструмент и пр.) ; правила метрологического обеспечения в отрасли.

Стандарты предприятий разрабатывает и принимает само предприятие. Объектами стандартизации в этом случае служат составляющие организации и управления производством. Стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием.

Федеральный закон «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения им государственных, международных и региональных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и прочим составляющим, закупаемым у других организаций.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.) – нормативные документы, разрабатываемые на принципиально новые виды продукции, процессы или услуги, передовые методы испытаний, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.

Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты общественных объединений служат важным источником информации о первых достижениях и на добровольной основе могут быть использованы при разработке стандартов предприятий.



Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, общества или каких-либо организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и т. д.

Технические условия (ТУ) разрабатывает предприятие (или другой субъект хозяйственной деятельности) в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.
Объектами ТУ могут быть: продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями; произведения художественных промыслов и т. п.

В России, как и в мировой практике, действует несколько видов стандартов, которые различаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги) ; стандарты на работы (процессы) ; стандарты на методы контроля.

Основополагающие стандарты регламентируют организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для различных сфер науки, техники и производства.
Примером основополагающих стандартов могут служить ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 – нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к конкретным видам работ, таким, как разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) рекомендуют применять методики контроля, обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) – воспроизводимость и сопоставимость результатов.

Наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации является унификация.
Унификация – это рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения. Проводят ее в два этапа:

  • анализ конструкции изделий и их применяемости;
  • приведение близких по конструкции и размерам изделий, их составных деталей и частей к единой оптимальной типовой конструкции.

Таким образом, устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов и типоразмеров изделий, характеризуемых высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью. Если результаты унификации не оформляют стандартом, то ее можно осуществлять до стандартизации. Если разрабатывают стандарт, который будет применяться в нескольких отраслях промышленности, то допускается большее число типоразмеров.
Дальнейшее их сокращение достигается путем составления отраслевых или внутризаводских ограничительных перечней типоразмеров изделий, их составных частей и деталей.

Комитет ИСО/СТАКО рекомендует следующее определение термина «унификация»: это форма стандартизации, заключающаяся в объединении в одном документе двух и более документов (технических условий) с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия можно было взаимозаменять при употреблении.
Примечание: ИСО – Международная организация по стандартизации (International Standart Organization – сокращенно ISO) .

Основой унификации являются систематизация и классификация.
Систематизация предметов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования. При этом учитывают взаимосвязь объектов систематизации.
Наиболее простая форма систематизации – алфавитная система расположения объектов. Такую систему используют, например, в энциклопедических и политических справочниках, в библиографии и т. п. Применяют также порядковую нумерацию систематизируемых объектов или расположение их в хронологической последовательности.
Например, ГОСТ ы регистрируются Государственным комитетом стандартов по порядку номеров. После номера в каждом стандарте указывают год принятия (например, ГОСТ 16095-70 «Резьба метрическая для диаметров от 1 до 600 мм. Допуски») . Для систематизации параметров и размеров машин, их частей и деталей рекомендуются ряды предпочтительных чисел.

Широкое распространение получила такая разновидность систематизации, как классификация.

Классификация преследует цель расположить предметы, явления или понятия по классам, подклассам и разрядам в зависимости от их общих признаков. Чаще всего классификацию проводят по десятичной системе. На ее основе создан Общесоюзный классификатор продукции.
Универсальная десятичная классификация (УДК) принята в качестве международной системы рубрикации индексами технической и гуманитарной литературы. Например: УДК 62 – техника; УДК 621 – общее машиностроение и электроника; УДК 621.3 – электротехника; УДК 622 – горное дело; УДК 621.3.622 – электротехника в горном деле и т. п.

Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в уменьшении количества типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного, чтобы удовлетворить существующие в данное время потребности. Такое определение дано СТАКО .
При симплификации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми (или же, наоборот, оставляют только те разновидности, которые считаются необходимыми) . В объекты симплификации не вносят каких-либо технических усовершенствований.

Типизация конструкций изделий – разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, их составных частей и деталей. При типизации не только анализируют уже существующие типы и типоразмеры изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники и развитие промышленности. Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их составных частей и деталей.

Типизация технологических процессов – разработка технологического процесса для производства однотипных деталей или сборки однотипных составных частей или изделий той или иной классификационной группы. Типизации технологических процессов должны предшествовать работа по классификации деталей, составных частей и изделий и установление типовых представителей, имеющих наибольшее число признаков, характерных для деталей, составных частей и изделий данной классификационной группы.
В нашей стране типизация технологических процессов широко распространена.

Агрегатирование предусматривает: расширение областей применения машин быстрой заменой отдельных их органов (механизмов, деталей) , увеличением номенклатуры выпускаемых машин модификацией их основных типов и созданием различных исполнений; возможность комплектования некоторых машин (механизмов, оборудования) разного функционального назначения из унифицированных взаимозаменяемых агрегатов и деталей; создание приспособлений путем использования общих деталей и т. д.



Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством.

В СССР Государственная система стандартизации была введена в действие с 1 января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.

Система стандартизации представляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов.

Представителями государств бывшего СССР было подписано 13 марта 1992 года. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором заложены основные системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двухсторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Его основными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение; рассмотрение и принятие основных направлений работ в области стандартизации и схем расходов на их проведение. Принимаемые советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

1. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участи в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Основными задачами стандартизации являются:

· - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

· - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· - установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

· - согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

· - унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

· - установление метрологических норм, правил, положений и требований;

· - нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

· - установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

· - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· - нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

· - создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

· - содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или потенциальных задач.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

Безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

Качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;

Единство измерений;

Экономию всех видов ресурсов;

Безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

Обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Выделяют семь важнейших принципов стандартизации:

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны прийти к согласию, т.е. отсутствию возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

2. Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и т.д. опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

Loading...Loading...