Обратный ввоз товаров. Таможенное оформление временного ввоза и вывоза. Суть процесса реимпорта

У нас есть готовые решения по таможенному оформлению любых грузов. Это сэкономит Ваши деньги и время при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, во время декларирования. При необходимости, можем предложить выход из любой ситуации, в том числе изменить таможенную процедуру под которую помещен Ваш груз.

Переработка вне таможенной территории и реимпорт

Описание таможенных процедур переработки вне таможенной территории и реимпорта.

Переработка вне таможенной территории Экспорт 21

Статус товара - утрачивает статус товара ТС при фактическом пресечением границы и ввозится как иностранный товар.
Результат таможенной процедуры - товар не имеет ограничений в использовании на территории ТС.

Оформляется в отделе режимов минимум за 15 дней.

Товары Таможенного союза (ТС) вывозятся в целях совершения в их отношении операций по переработке за пределы ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки.

Условие помещения товаров под таможенную процедуру:
- наличие разрешения на переработку вне таможенной территории, выдается только декларанту товаров (фирма - участник ВЭД), который выступит в последствии контрактодержателем (разрешение выдается таможней в регионе деятельности которой у него КПП);
Для получения разрешения необходимо: заявление - товары ввозимые, товары получаемые с наименованием и количеством, а так же условной стоимости; описать производственный процесс; определиться с нормами выхода; определиться со способами идентификации; определиться со сроком переработки; указать переработчиков.
Срок рассмотрения заявления от 15 до 30 дней максимально. После рассмотрения таможенный орган либо выдает разрешение на бланке со всеми сведениями, либо выдает письменный отказ.
Оформленное таможней разрешение: выдается на бланке установленной формы декларанту, с указанием, что вывозится, как перерабатывается, нормы выхода, способы идентификации, у кого будет делаться, когда будет ввоз.
*упрощенный порядок: операция по переработке - ремонт, то декларант вправе вместо заявления на переработку использовать ДТ по процедуре Импорт 21 (с указанием всех сведений по переработке, как в заявлении, в ДТ).
Для данной процедуры есть упрощенный порядок - ремонт, декларант вправе использовать ДТ по процедуре Экспорт 21. Этим отчитаться ремонт от других режимов переработки!
- идентификация товаров ТС в продуктах переработки в соответствии со способами идентификации:
Классический метод идентификации: Физический контроль (описание, фото, штамп, маркировка, клеймение, чертежи, взятие проб и образцов, химический или спектральный анализ, независимая экспертиза и т.д.).
1 резервный метод идентификации (документальный способ - подробные сведения о технологическом процессе, сырье и материалах НА ОСНОВАНИИ БУХГАЛТЕРСКИХ И СКЛАДСКИХ ДОКУМЕНТОВ по раздельному учету с предоставлением бухгалтерских документов по движению товара и денег в процессе переработки).
*исключения: идентификации не требуется, если таможенным органом разрешена замена, при этом иностранный товар, помещенный под данную процедуру должен быть эквивалентным товаром (это так - товар ТС который по своим описаниям, техническим характеристикам и качеству совпадает с иностранным, помещенным под процедуру, при этом такие товары взаимно меняют свой статус - иностранный товар приобретает статус ТС, а эквивалентный товар приобретает статус иностранного товара и ввозится в качестве продукта переработки, если замена разрешена, то ввоз продукта переработки может опережать вывоз иностранного товара на переработку).
*в случае гарантийного бесплатного ремонта, товар может быть заменен новым.
*сложность т.к. должны выдаваться документы иностранных государств (сертификаты происхождения и т.д.).
*исключения 2: таможенным органом разрешена замена продукта переработки иностранным товаром, который по описанию, техническим характеристикам и качеству совпадает с товаром ТС, только при ремонте (может быть опережающая поставка, если товары на переработку вывозятся трубопроводом);
- при опережающей поставке предусмотрено полное условное освобождение, следует обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин (прямого действия);
- комиссия ТС определяет товары, запрещенные под данную таможенную процедуру (более 30 наименований, в основном сырье - драг. металлы, драг. камни, кожевенное сырье, металлы);
- допускается помещение под процедуру иностранных товаров в двух случаях: товары, условно выпущенные по процедуре Импорт 40 с ограничением по пользованию - уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями - ТОЛЬКО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕМОНТА; временный вывоз - РЕМОНТ только без изменений их ТС, с изменениями ТС нужно менять режим на режим переработки;
- срок переработки 2 года без продлений, с момента помещения под таможенную процедуру.

Статус товара (ограничения по пользованию или распоряжению товарами).

При фактическом пресечен границы утрачивается статус товара, как товара ТС и ввозится обратно как иностранный товар.

Возможные операции с товарами:
- обработка и переработка товаров;
- изготовление товаров;
- ремонт.

Завершение действия таможенной процедуры.

При завершении процедуры может быть получена только одна категория товаров - продукты переработки. Продукты переработки должны соответствовать продуктам, указанным в разрешении на переработку.

Ввоз продуктов переработки должен быть произведен до истечения срока указанного в разрешении на переработку и возможен по двум процедурам:
а) реимпорт - Импорт 60, без уплаты ввозных там пошл, налогов и без применения мер нетарифного регулирования - только по безвозмездному гарантийному ремонту (обязательная идентификация) или если операции не совершали и товар ввозится в неизменном состоянии;
б) выпуск для внутреннего потребления - Импорт 40, все иные операции по переработке, включая возмездный ремонт , с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, которые уплачиваются по ставкам применимым к продуктам переработки.
Основа для начисления таможенной пошлины и НДС - это стоимость операций по переработке. Если стоимость операций по переработки документально установить нельзя, то основа для начисления - это разница таможенной стоимости продукта переработки и таможенной стоимости вывезенных товаров (ввозная таможенная пошлина, налоги с добавленного).

АКЦИЗ уплачивается в полном объеме в установленном порядке, за исключением ремонта.

Если товар не ввозится в срок, необходимо изменить таможенную процедуру на процедуру экспорта, при этом подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, таможенная стоимость, ставки и курсы валют определяются на день регистрации по процедуре Экспорт 21 + банковский процент со дня помещения под процедуру Экспорт 21.
Результат - товар не имеет ограничений в использовании на территории ТС.

Таможенная процедура реимпорт - Импорт 60

Возможный срок: 3 года, со дня следующего за днем пересечения товаром границы РФ.

Категория товаров, которая может попасть под данную процедуру:
- при процедуре Экспорт 10 или при возврате остатков после процедуры переработки (здесь могут возникнуть сложности с налоговой службой, так как нет утвержденной формы документа, который необходимо предоставить в таможенные органы, если НДС не возвращался, а есть задача вернуть уплаченную экспортную пошлину);
- при смене таможенной процедуры до истечения срока временного ввоза;
- при смена таможенной процедуры до истечения срока переработки вне таможенной территории, с соблюдением условия по неизменному состоянию товара;
- при безвозмездном гарантийном ремонте.

Условие выпуска: к ДТ прилагаются документы вывоза, а подает ДТ тот же декларант.

Реимпорт – это процедура, при которой в страну ввозятся товары, которые до этого были экспортированы с ее терриории.

На зарубежной территории они не должны были быть подвергнуты ремонту или модернизации, а причиной возвращения могут быть выявленные дефекты или неликвидность товара.

Иными словами, это процесс, когда товар хотели продать за границу и даже вывезли с территории России, но по тем или иным причинам вернули его обратно. Налоги и сборы, которые полагается платить при перевозке груза через границу, в этом случае не платятся.

При применении данной процедуры отсутствует уплата таможенных платежей, а сами товары переходят в категорию товаров свободного обращения.

В соответствии с действующим законодательством, данная таможенная процедура относится к группе завершающих и несет в себе финальный этап процесса перемещения товаров, ранее вывезенных с территории России. На заключительном этапе груз возвращается обратно на таможенную территорию РФ.

Условия помещения товаров в процесс реимпорта

В соответствии с действующим таможенным законодательством, под процедуру может помещаться продукция, отвечающая следующим признакам:

  • Продукция предназначалась для экспорта, либо это продукции переработки, или реэкспортные товары при условии, что процесс реимпорта начат не позже, чем через три года после момента пересечения товаром границы. Продукция должна находиться в своем изначально состоянии, исключение составляет естественная убыль, предусмотренная при правильных условиях хранения и транспортировки. Разумеется, на таможню должны быть предоставлены все соответствующие, корректно составленные документы.
  • Продукция находится в процессе временного вывоза, при условии, что соблюдены сроки и состояние товара неизменно.
  • Груз, проходящий по процессу переработки за пределами таможенной территории. Главным условием здесь так же является первоначальное состояние товара, которое должно остаться неизменным, допускается только естественные потери, предусмотренные при соблюдении условий хранения и перевозки.
  • Продукция, которая получилась после переработки товара за пределами таможенной территории. Однако, лишь в том случае, если переработка была произведена в безвозмездных или гарантийных целях.

Действующий Таможенный Кодекс достаточно четко обозначается, при каких условиях продукция может быть помещена под процесс реимпорта.

Необходимые документы

Какие же документы требуются при оформлении таможенной процедуры? В первую очередь владелец либо перевозчик груза должен предоставить на таможню информацию о том, как и при каких обстоятельствах товар пересек российскую границу. Обязательными являются и сведения о произведенном ремонте, если он был за пределами Российской Федерации.

В качестве подтверждающих документов подается декларация, которая составлялась на данный груз в момент выезда с российской территории, документы, в которых указан день пересечения государственной границы в момент выезда, а также иные бумаги, которые могут подтвердить достоверность заявленной информации.

Условия для возврата вывозных пошлин

  • Вернуть ранее заплаченную сумму таможенных сборов возможно лишь в том случае, если груз возвращается на территорию Российской Федерации не позже чем через полгода после пересечения границы в другом направлении.
  • Возврат происходит после подачи владельцем или перевозчиком корректно составленного заявления в адрес таможни, с приложением к нему документов, подтверждающих права на продукцию, а также факт пересечения границы. При наличии иных документов, подтверждающих достоверность любых, указанных в заявлении сведений, их также стоит приложить к заявлению.
  • В том случае, если таможня возвращает весь пакет документов без рассмотрения или решения, владелец груза вправе повторно направить заявление на возврат уплаченных пошлин.
  • Возврат денег осуществляется только в рублях и только безналичным путем.

Основания для отказа

Разумеется, Таможенным Кодексом предусмотрен и ряд случаев, когда таможенный орган вправе отказать лицу, подавшему прошение о возврате денег.

  1. Человек, подавший заявление, и тот, кто платил таможенные сборы – два разных физических лица, не являющихся правопреемниками друг друга.
  2. Нарушены сроки подачи заявления.
  3. Подпись на заявлении проставлена человеком, не имеющим соответствующих должностных полномочий.
  4. Указанные в заявлении сведения недостоверны, либо содержат недостаточно информации, подтверждающей факт вывоза груза за границу, либо каких-то иных существенных сведений.
  5. Уплаченные пошлины не поступили на счет Казначейства, либо не прошли через таможенную кассу.
  6. Наличие у человека, подавшего заявление, задолженности перед бюджетом по уплате иных таможенных платежей. В таком случае удерживается размер этого долга, а остальная сумма – возвращается.

Суть процесса реимпорта

Итак, реимпорт достаточно широко распространен в области внешней торговли, поскольку в реальности очень часто возникают ситуации, требующие возвращения груза обратно на территорию того государства, с которой его ранее экспортировали. В Российской Федерации правовая сторона вопроса отражена в Таможенном Кодексе, а также в Федеральном законе «о таможенном регулировании...»

Реимпорт может являться самостоятельным процессом, а может быль финальной частью других процедур, например временного вывоза. Здесь подразумевается, что продукция вывозилась с российской территории не определенный срок, а затем возвращается обратно.

В том случае, если товары предназначались на экспорт, благополучно покинули территорию России, а затем открылись некие обстоятельства, требующие их возвращения назад, то здесь реимпорт будет отдельной, не имеющей отношения к экспорту процедурой, поскольку процесс экспорта был завершен с моментом пересечения грузом российской границы.

В правовом аспекте продукция, находящаяся в процессе реимпорта, считаются товарами для свободного обращения, иными словами, на территории Российской Федерации эта продукция может находиться в обороте без каких-либо ограничений.

Ключевым моментом является отсутствие таможенных платежей, которые в иных случаях обязательны и составляют немалую долю в затратах перевозчика.

Существует ряд условий, обязательных для выполнения, в том случае, если товары помещаются под процедуру реимпорта. Они все перечислены в Таможенном Кодексе.

  1. Во-первых, перечислен ряд других процессов, после которых груз может быть заявлен как реимпортируемый.
  2. Другим условием является состояние продукции. Оно должно быть первоначальным и неизменным, за исключением допустимого естественного износа. Однако, условие неизменности не применяется к продуктам переработки товара, вывезенного в процессе переработки за пределами таможенной территории для целей бесплатного ремонта. Это связано с тем, что во время ремонта, разумеется, состояние товара меняется.
  3. Обязательным является предоставление на таможню документов, в которых содержится информация о факте выезда груза с территории государства. Как правило, это таможенная декларация, о также могут быть и другие документы, содержащие сведения о том, когда и как груз пересек границу.
  4. Внимания заслуживает тот факт, что перечень документов не слишком широк. Достаточно расплывчатая формулировка про «прочие документы» может повлечь за собой множество вопросов, подойдет ли сюда лицензия или контракт и тому подобные.

Рассматривая условия применения к грузу реимпортной процедуры, стоит обратить внимание на требование о состоянии продукции. В Кодексе указано, что допускается лишь естественная убыль, происходящая в процессе соблюдения условий транспортировки и хранения.

Однако, состояние груза может поменяться вследствие, к примеру, неправильных действий при погрузке. Это может случиться до момента передачи товара заказчику, иными словами, перед владельцем встает необходимость ремонта, либо оперативной поставки нового товара.

Бывают ситуации, когда товар с повреждениями должен быть возвращен поставщику, поскольку полученные повреждения могут быть устранены только на заводе-изготовителе. И при применении к такому грузу процедуры реимпорта, у таможни могут возникнуть вопросы, связанные с требованием о неизменном состоянии. Как правило, органы настаивают на применении к такой продукции процедуры выпуска для внутреннего использования, которая несет в себе необходимость уплаты таможенных пошлин.

Таможенный Кодекс вводит ограничение на перечень таможенных органов, где можно задекларировать груз как подлежащий реимпорту, это возможно только в той стране Таможенного союза, где был начат предыдущий таможенный процесс.

Как было сказано выше, при реимпорте отсутствует оплата ввозных пошлин, но одновременно с этим в данном процессе происходит возмещение налогов, когда такая сумма не уплачивалась, либо была возвращена, либо была субсидирована.

К примеру, в процессе экспортирования товара осуществляется освобождение от выплаты суммы НДС, получена субсидия в рамках поддержки экспортера и возмещается оплата процентов по кредиту. Таким образом, в процессе осуществления реимпорта товара, владелец товара возвращается в исходную точку.

Таможенным кодексом предусмотрены два алгоритма возмещения пошлин и иных платежей. Однако, несмотря на то, что процедура достаточно подробно регламентирована законодательными документами, при осуществлении торговой деятельности неизбежно возникают вопросы.

Можно ли задекларировать как реимпортный товар часть груза, ранее покинувшего территорию России? Или возможно ли применить данную процедуру к товарам, находящихся в режиме таможенного склада, после их возвращения на территорию России из-за рубежа?

Временный вывоз - это таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории ТС с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру. Если же в соответствии с международными договорами государств - членов ТС допускается замена временно вывезенных товаров, идентификации не требуется.

Не допускается помещение под таможенную процедуру временного вывоза:

  • o пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
  • o отходов, в том числе промышленных;
  • o товаров, запрещенных к вывозу за пределы таможенной территории ТС.

Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза. Временно вывезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реимпорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

Если временно вывезенные товары не возвращаются, уплачиваются вывозные таможенные пошлины, исчисленные исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенной процедуре временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования Байка России, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза. При заявлении таможенной процедуры экспорта в отношении природного газа, временно вывезенного трубопроводным транспортом в целях его помещения в подземные хранилища газа, расположенные за пределами таможенной территории РФ, проценты с сумм вывозных таможенных пошлин не взимаются.

Временно вывезенные товары подлежат обратному ввозу на таможенную территорию РФ не позднее дня истечения срока временного вывоза либо должны быть заявлены к иной таможенной процедуре.

По запросу лица, поместившего товары под таможенную процедуру временного вывоза, таможенный орган разрешает изменить таможенную процедуру временного вывоза на таможенную процедуру экспорта. Исключение составляет случай, если в соответствии с законодательством РФ временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию РФ.

В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары под таможенную процедуру временного вывоза, обязано изменить таможенную процедуру временного вывоза на таможенную процедуру экспорта.

Изменение таможенной процедуры временного вывоза на другую таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам, допускается без фактического предъявления товаров таможенному органу.

Ответственность за уплату таможенных пошлин несет лицо, поместившее товары под таможенную процедуру временного вывоза.

Реимпорт

Реимпорт - это таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на ее таможенную территорию в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для внутреннего потребления. Помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта допускается, если:

  • o при вывозе с таможенной территории РФ товары имели статус товаров для внутреннего потребления либо были продуктами переработки иностранных товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории;
  • o товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения такими товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ. По мотивированному запросу заинтересованного лица начальник структурного подразделения таможни продлевает указанный срок в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, при условии соблюдения всех иных положений таможенного режима реимпорта. Одновременно с запросом (подается в произвольной форме заранее, не позднее 30 дней до декларирования товаров), в котором излагаются обстоятельства вывоза товаров, представляются таможенные декларации, документы, подтверждающие день пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории страны, сведения об операциях по ремонту товаров; если такие операции проводились с товарами за пределами таможенной территории РФ - сертификаты безопасности (соответствия), если реимпортируемые товары подлежат обязательной сертификации;
  • o товары находятся в том же состоянии, в каком были вывезены с таможенной территории РФ, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
  • o уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.

Использование товаров за пределами таможенной территории РФ в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая операции по ремонту (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническому обслуживанию и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их вывоза с таможенной территории РФ, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта. Исключение составляют случаи, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.

Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, например экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории.

При реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет:

  • а) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если их суммы не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;
  • б) суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот или возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ.

Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов исчисляются по правилам, установленным ст. 251 ТК ТС для определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов при выпуске продуктов переработки для внутреннего потребления.

Суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории РФ товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории РФ.

Участники ВЭД обязаны доказывать таможенным органам российское происхождение реимпортируемых товаров. Такое решение было вынесено 8 октября 2001 г. первой инстанцией Верховного Суда РФ.

Наш телефон +7-905-5555-200

Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

1. Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Комментарии к ст. 16.18

1. Вывоз за пределы таможенной территории РФ ранее ввезенных товаров предусмотрен таможенным режимом реэкспорта товаров.
В соответствии со ст. 239 Таможенного кодекса РФ реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, выпущенные для свободного обращения, в случаях, предусмотренных абз. 1 п. 1 ст. 242 Таможенного кодекса РФ, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары подлежат вывозу в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения. Нарушение данных сроков вывоза товаров квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи. Согласно подп. 23, 24 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом; свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
Обязанности по обязательному вывозу товаров с таможенной территории РФ обусловлены завершением таможенного режима временного ввоза. Согласно ст. 209 Таможенного кодекса РФ временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Срок временного ввоза товаров составляет два года; применительно к отдельным видам товаров таможенный орган в соответствии с постановлением Правительства РФ вправе устанавливать иные сроки временного ввоза (см. ст. 213 Таможенного кодекса РФ). В соответствии с п. 1 ст. 214 Таможенного кодекса РФ не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом, товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму.
Просрочка указанных временных параметров квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.
2. Согласно ст. 272 Таможенного кодекса РФ обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено.
В исключительных случаях в целях осуществления таможенного контроля таможенный орган вправе устанавливать срок временного ввоза транспортного средства исходя из заявления перевозчика и с учетом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции.
По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает первоначально установленный срок временного ввоза.
В соответствии со ст. 274 - 276 Таможенного кодекса РФ временный вывоз транспортного средства допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории РФ и зарегистрировано за российским лицом.
Допускается временный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию РФ с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временный вывоз осуществляется российским лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, независимо от того, зарегистрировано это транспортное средство за российским лицом или нет. При этом таможенный режим временного ввоза в отношении этих транспортных средств применяется в части уплаты таможенных пошлин, налогов до завершения действия этого режима по правилам, установленным ст. 214 Таможенного кодекса РФ.
Временный вывоз транспортного средства допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет использоваться за пределами таможенной территории РФ. Сроки временного вывоза транспортных средств не ограничиваются.
При обратном ввозе на таможенную территорию РФ временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории РФ операциям по переработке, за исключением:
- операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
- операций по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;
- операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории РФ.
3. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) обязанность вывоза (ввоза) ранее ввезенных (вывезенных) товаров и транспортных средств установлена в качестве основной обязанности таможенного режима временного ввоза (вывоза).
Противоправным по смыслу комментируемой статьи является неисполнение обязанности по вывозу товаров за пределы именно РФ. Обязательство о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, данное таможенному органу этого государства, не может служить основанием для привлечения лица к ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Факт временного ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь не влечет за собой обязанности его вывоза за пределы таможенной территории РФ. Подобное отождествление таможенной границы Российской Федерации и таможенной границы Республики Беларусь, иногда допускаемое таможенными органами, не имеет под собой юридических оснований. Приказом ГТК России от 7 июля 1995 г. N 443 таможенное оформление и таможенный контроль отменены только в отношении некоторых категорий товаров, перемещаемых через российско-белорусскую границу. Товары, временно ввезенные в Республику Беларусь и впоследствии ввозимые в РФ, подлежат таможенному оформлению применительно к общему порядку.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи, следует отличать от иных нарушений таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров. Так, если до истечения установленных сроков временно ввезенные товары будут переданы в пользование либо распоряжение третьему лицу, действия лица подлежат квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП.
Лицом, на котором лежит юридическая обязанность вывезти (ввезти) временно ввезенные (вывезенные) товары и, соответственно, являющимся субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является лицо, перемещающее товары. Таможенный брокер не имеет в отношении декларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащими полномочиями принимать на себя обязательства об их будущем вывозе либо ввозе. Согласно Приказу ГТК России от 25 декабря 2000 г. N 1207 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" в случае декларирования товаров таможенным брокером временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства лица, перемещающего товары, об обратном вывозе (ввозе).
4. Согласно п. 6 Положения о местах таможенного оформления и порядке учета в таможенных органах транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, утвержденного Приказом ГТК России от 21 августа 2000 г. N 741, в течение установленного срока временного ввоза транспортные средства, ввезенные временно, подлежат вывозу за пределы Российской Федерации с представлением таможенным органам, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу РФ, для оформления закрытия временного ввоза либо представлению иным таможенным органам с помещением в места таможенного оформления для продления срока временного ввоза в течение установленных законодательством РФ сроков или оформления закрытия временного ввоза с проведением таможенного оформления в соответствии с выбранным порядком (отличным от временного ввоза) или вывозом за пределы РФ в соответствии с установленными правилами доставки товаров под таможенным контролем.
5. Согласно приложению 1 к Приказу ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2001 г. N 2900) подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, следующих лиц:
а) декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
б) российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
в) лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
г) лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
6. В соответствии с приложением 2 к Приказу ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598 подтверждение фактического ввоза товаров на таможенную территорию РФ производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, следующих лиц:
а) российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке ввозимых в РФ товаров, а также иные подобные работы (услуги);
б) лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
в) лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров, определен соответственно п. 2 приложения 1 и п. 2 приложения 2 к Приказу ГТК России от 26 июня 2001 г. N 598.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2). В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).
О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией ч. 2 комментируемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.

Реимпорт товаров является одной из (ст. 202), и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории союза.
Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.
Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве.
Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК союза) и главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур .
Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров.
Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.
Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров.
Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков , установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот , налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза.
Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза).
Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения , т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Помещение обратно ввозимых товаров в реимпорт сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК союза.
Прежде всего указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта.
Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза.
Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории союза, или в иной срок, установленный пунктом 2 статьи 293 ТК союза.
Пункт 2 статьи 293 ТК союза предусматривает возможность установления решением Комиссии Таможенного союза срока, превышающего три года. В целях реализации данного положения решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК союза, куда входят товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров.
Порядок продления срока реимпорта товаров в рассматриваемом случае установлен ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 286).
Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации , сопровождавшей вывоз товаров, а также документы :



Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления.
Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее.
Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров в реимпорте. В связи с этим возникает вопрос: какой таможенный орган будет извещаться о принятом решении (РТУ, таможня, таможенный пост)?
Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза.
Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки.
Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.
Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе.
Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния.
Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза . Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы:
1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров;
2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза;
3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.
Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка "документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров" потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.?
Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров.
ТК союза принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.
Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии - изготовителе продукции.
При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая также содержала требование о неизменности в той же редакции.
Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приведет к дополнительным расходам, и соблюдение мер нетарифного регулирования.
Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей.
Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК союза устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК союза имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).
ТК союза ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше.
Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.
Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение.
ТК союза предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов.
Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статья 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось.
Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта.
Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК союза, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте.
Содержание положений, регулирующих процедуру реимпорта, вызывают вопросы: возможно ли помещение под данную процедуру части ранее вывезенного товара, допускается ли реимпорт в отношении товаров, уже помещенных под какую-либо таможенную процедуру после обратного ввоза на территорию союза и не перечисленных в пункте 1 статьи 293 ТК союза, например помещенных под процедуру таможенного склада или магазина беспошлинной торговли?

Loading...Loading...