Минные тральщики: история и современность. Минные заградители и тральщики Минный тральщик

Первые отечественные послевоенные базовые тральщики проектов 254 и 264 по уровню своих физических полей значительно уступали аналогам зарубежной постройки. Поэтому в 50-е годы в ВМФ усиленно велись опытно-конструкторские работы (ОКР) в области защиты тральщиков от подрыва на минах в трёх основных направлениях:
- заблаговременное обнаружение мины впереди по курсу тральщика с целью уклонения от встречи с ней;
- снижение уровня физических полей кораблей до безопасного уровня;
- повышение взрывостойкости кораблей.
Как оказалось достаточное надёжное обнаружение якорных мин впереди по курсу возможно с помощью высокочастотных гидроакустических станций (ГАС) миноискания, при этом их использование существенно повышает и производительность минной разведки Первая отечественная ГАС «Олень» (МГ - 59) отрабатывалась на ба- зовом тральщике проекта 264 и была принята на вооружение в 1959 г. ГАС МГ - 59 имела чрезмерно большие габариты, от её использования на серийных кораблях проектов 254 и 264 отказались, но на её основе была создана ГАС «Лань» (МГ - 69), обеспечивающая как показали испытания, надёжное обнаружение якорных мин на дистанциях 1000 - 1100 м.
Работы по снижению физических полей тральщиков велись с начала 50-х годов. В 1958 г. вышло Постановлении Правительства СССР «О повышении защиты и скрытности кораблей ВМФ от подводного неконтактного оружия» и средств обнаружения противника» В соответствии с данным Постановлением предусматривались разработка мероприятий по снижению физических полей тральщиков и требований к их допустимым уровням, аппаратуры регистрации и анализа полей, а также создание специальных полигонов и стендов. К концу 50-х годов были построены: специальный полигон для замеров физических полей, полигон для испытания минного оружия, две станции безобмоточного размагничивания (СБР), три контрольно - измерительные магнитные станции (КИМС) и восемь гидроакустических контрольных судов (ГКС). В частности на ТОФ были построены КИМС - 2 (Амурский залив, 2-я речка), КИМЭС - 315 (Русский остров, бухта Новик).
Повысить взрывостойкость тральщиков предлагалось за счёт усиления корпуса, амортизационной защиты и использования ударостойкого оборудования.

На основе перечисленных выше ОКР в 1956 г. ВМФ выдал тактико - техническое задание ЦКБ - 363 (в последствии Западное проектно - конструкторское бюро (ПКБ), п/я А - 1277) на разработку проекта корабля нового поколения базового тральщика проекта 266, корабля 3 ранга. Главный конструктор проекта Н.П. Пегов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин. Разработка эскизного проекта была завершена в 1957 г., технического - в 1958 г. Технический проект был утверждён в 1959 г.
Бтщ проекта 266 проектировался узкоспециализированным, с новым противоминным оружием, немагнитным (маломагнитным) и частично обесшумленным оборудованием (включая и высокооборотные звездообразные главные двигатели типа М503Б), с ма- лошумными винтами регулируемого шага (ВРШ), аппаратурой ночного видения и звукоподводной связью, гидроакустической станцией обнаружения якорных мин, антенна которой располагалась в обтекателе подъёмно-опускного устройства (ПОУ). Предварительно проект корабля разрабатывался в двух вариантах: с корпусом из маломагнитной стали, обклеенный снаружи (по первоначальному замыслу) 20 - миллиметровым резиновым покрытием, и с деревянным корпусом. Уже на первоначальном этапе проектирования от деревянного корпуса пришлось отказаться из-за отсутствия в стране необходимой производственной базы и разработка проекта велась в корпусе из маломагнитной стали Ю3.
По архитектурному типу бтщ пр. 266 напоминал аналогичный бтщ пр. 264А, но имел меньшие (на 320 тонн) водоизмещение и относительное удлинение (отношение длины к ширине) 5,5 вместо 7,4, в результате чего корабль при более мощной энергетичес- кой установке (большую на 1000 л.с) имел меньшую скорость хода. Устанавливался один руль (одно перо руля). Для снижения уровня физических полей были предусмотрены многочисленные мероприятия и устройства, ранее не используемые на флоте. Для снижения уровня магнитного поля и для защиты от неконтактных мин с магнитными каналами замыкания в первые в отечественном кораблестроении корпус и корпусные конструкции исполнялись из маломагнитной стали Ю3. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиевомагниевых сплавов (АМГ) Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общеко- рабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механиз- мы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизельгенераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Кроме того было предусмотрено вихревое размагничивающее устройство (РУВ) с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой - ОВ, батоксовой вихревой обмотками - БВ. Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция с по- мощью амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов основных механизмов (ГДГД, ДГДГ, компрессора) и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра с относительно высокой частотой вращения. Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного (исключение протекторной защиты и др.) и электрического (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Тральные и палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) переведены на гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механиз- мов производилась от трёх насосных агрегатов, состоящих из насосов IIД20 со своими электрическим приводами. Рулевая машина также переведена на гидравлический привод с системой управления «Альбатрос», предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления. Устанавливалось одно перо руля.
Главная энергетическая установка двухвальная с эшелонным расположением (в двух машинных отделениях) главных двигателей типа М503Б мощностью по 2 500 л.с. Главные двигатели работали на винты регулируемого шага ВР 266. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществ- ляли насосы с электрическим приводом. Предусматривалось дистанционное управ- ление ГДГД и ВРШ из постов управления двигателями и с ГКП. Электроэнергетическая установка включала три дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 500 кВт (2х200 кВт с дизелями 7Д12, 1х100 кВт с дизелем 7Д6).


Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 9 водонепроницаемых отсеков.

1 отсек с (-) 5 - 5 шпангоут - форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
2 отсек с 5 - 13 шпангоут - шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП, трюмный отсек;
3 отсек с 13 - 22 шпангоут - коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижера-торной машины и рефкамера;
4 отсек с 22 - 36 шпангоут - коридор № 2, ноcовой кубрик, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ гидроакустический отсек, гиропост;
5 отсек с 36 - 51 шпангоут - столовая личного состава, посудомойка, носовое машинное отделение;
6 отсек с 51 - 66 шпангоут - коридор № 3, пост энергетики и живучести, камбуз, кормовое машинное отделение, раздевалка личного состава, гальюн, умывальник, душевая личного состава
7 отсек с 66 - 78 шпангоут - помещение вьюшки, кормовой кубрик, отсек ВРШ;
8 отсек с 78 - 85 шпангоут - тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой провизии, помещение гидроагрегатной;
9 отсек с 85 - 100 шпангоут - румпельное отделение.

Основные проектные тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 520 тонн, полное - 560 тонн.

Главные размерения: длина наибольшая - 52,1 м, ширина наибольшая - 9,4 м, осадка средняя
при полном водоизмещении - 2,65 м.

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ГД М503Б, 2 500 л.с. каждый, номинальная

частота вращения ГД - 1780 об/мин, валопровода - 320 об/мин, винты
регулируемого шага ВР-266.

Электроэнергетическая 2хДГ (7Д12), 200 кВт, 1хДГ (7Д6), 100 кВт, суммарная мощность 500 кВт.
для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель-
генератор (дизель М826) с генератором постоянного тока (500кВт).

Скорость: полного свободного хода - 16 узлов; с одним тралом - 14 узлов;
боевая экономическая - 12 узлов.

Дальность плавания: 1 500 миль при скорости хода 12 узлов.

Мореходность: не ограничена.

Запасы: топливо - 92 тонн;
масло моторное - 2,7 тонны;
вода питьевая - 16 тонн;
вода котельная - 5 тонн;

Автономность: 7 суток;

Вооружение

Штурманское: Гирокомпас «Гиря?», магнитные компасы «УКП - М1» и «УКП - М3», лаг
МГЛ -?, эхолот НЭЛ - ?, радиопеленгатор АРП - 50Р.

Артиллерийское: 2х2 30мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки
АК-230 с дистанционными управлением от системы МР-104 и визирных

колонок.

Противоминное: контактный трал БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-2, акустический трал АТ-3.

Средства связи: Коротковолновый передатчик Р-657, приёмник Р-657К, станция УКВ Р-619,

аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400 «Каштан»

Радиотехническое: РЛС навигации «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь», аппаратура системы

опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,

электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»);

Гидроакустическое: ГАС МГ-69 «Лань».

Химическое вооружение: прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 56 человек (в том числе 6 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 266 - 20 лет.

Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3,5 года / 7,5 лет;
Междоковый срок - 1,5 года.

Дальнейшее развитие тральщик проекта 266 получил в проекте 266М «Аквамарин». Следует упомянуть, что в 60-х годах велась разработка тральщика проекта 1251, представляющую собой стеклопластиковую модификацию проекта 266. проектиро- вание вело Западное ЦКБ. Главный конструктор Д.Т. Походун. Технический проект был разработан, но от постройки кораблей проекта вынуждены были отказаться из-за неготовности к тому времени производственной базы.

Строительство бтщ проекта 266 было развёрнуто на Средне-Невском судостроительном заводе (г. Ленинград, п. Понтонный) и Хабаровском судостроительном заводе имени С.М. Кирова (п/я А - 3126) Министерства судостроительной промышленности СССР. Внесение в проект большого количества новых технических решений затрудняло и затягивало постройку и сдачу ВМФ головных кораблей. Так, в ходе строительства выяснилась недостаточная живучесть резинового покрытия наружной обшивки корпуса, отказ от которого привёл к непредвиденному увеличению осадки и другим негативным последствиям, что потребовало оперативной корректировки проекта в ходе постройки кораблей. Много трудностей возникало при обработке корпусных конструкций из маломагнитной стали Ю3, впервые применяемой в отечественном судостроении, и последующей их сварке. Данная сталь имела склонность к трещинообразованию в результате возникающих при обработке напряжений. Правка остаточных деформаций, появляющихся при обработке конструкций из данной стали, обычным нагревом и последующим механическим воздействием оказалась недопустимой, так как образовывались трещины, и требовалось замена к примеру целого листа либо части листа по размерам остаточной деформации. Забегая вперёд, следует отметить, что в период эксплуатации первых кораблей в постройке серии имело место образование большого количества трещин в корпусных конструкциях при их обработке (гтбке, правке). Со временем были найдены способы борьбы с склонностью маломагнитной стали к трещинообразованию. Так, для снятия остаточных напряжений, возникающих при обработке конструкций из этой стали, и поверхностного упрочнения стали обрабатывать корпус и его конструкции дробеструйным методом, используя свинцовую дробь, и с помощью пучковых пневмомолотков. Это производилось в период постройки корабля. Должно было производиться и в период заводских ремонтов, чего, к сожалению, не делалось, и поэтому через 10-15 лет эксплуатации возникали проблемы с образованием трещин особенно во втором дне, что приводило к обводнению топлива, и как следствие, снижению запаса топлива и автономности по запасам топлива (топливо просто в эти цистерны не принималось).
Головной корабль проекта бтщ «БТ- 86» строился 4 года и был сдан ВМФ Хабаровским судостроительным заводом в 1963 г. В последующем построечный период ко- раблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал менее 2-х лет (18-20 месяцев). В ходе испытаний головного корабля в полной мере проявилось его принципиальное отличие от всех ранее построенных в стране тральщиков, а именно его высокая степень собственной защищённости от подрыва на минах. Уровень магнитного поля кораблей пр. 266 было снижено по сравнению с кораблями пр. 254 и 264 почти в 40 раз, электрического - в 10-15 раз, акустического в широком диапазоне частот - в 3-4 раза, гидродинамического - на 20-30%. Однако, изменение соотношений главных размерений и обводов корабля, привели к некоторому ухудшению мореходных ка- честв и условий обитаемости корабля по сравнению с предшественниками, кораблями пр. 254 и 264.
В 1963 - 1971 г.г. по проекту 266 на Средне-Невском и Хабаровском судостроителных заводах были построены 41 единица кораблей и 4 единицы кораблей в экспортной модификации (пр. 266Э, главный конструктор Н.П. Пегов). При этом на Хабаровском судостроительном заводе было построено 16 кораблей, 39 % всей серии, (заводские №№ С-50 - С-65), которые были включены в состав ТОФ. Следует заметить, что Хабаровский судостроительный завод совместно с Владивостокским судо- строительным заводом, начиная с 60-х годов, полностью выполняли программу воен- ного кораблестроения в плане поставок Тихоокеанскому флоту кораблей 3 - 4 ранга (скр проекта 159 и его модификаций, мрк проекта 1234, мпк проекта 201, 204, 1124, мтщ проекта 266, 266М, бтщ проекта 257 и его модификаций, 1265, тка проекта 206, 206М, рка пр. 183, 205 и его модификаций, 1241.1, 12411, пограничных скр проекта 205П, 12412, 12410 и т.д.). Хабаровский судостроительный завод в это период работал более чем интенсивно, сдавая флоту ежегодно практически по 2 ед. бтщ пр. 266, 1-2 ед. скр пр. 159, 1-2 ед. мпк пр. 204. Впоследствии, ряд кораблей проекта 266 были переданы в состав ВМС иностранных государств, в частности ВМС Вьетнама. В 1966 г. приказом ГК ВМФ была введена новая классификация корабельного сос- тава, согласно которой противоминные корабли водоизмещением свыше 500 тонн относились к морским тральщикам, водоизмещением 150 - 500 тонн к базовым и водоизмещением менее 150 тонн к рейдовым. Соответственно корабли проекта 266 были переведены в класс морских тральщиков. В состав ТОФ вошли следующие бтщ (мтщ) проекта:

«МТ - 86», заводской № С - 50 (год сдачи 1963),

«МТ - 53», заводской № С - 51 (1964 г.),

«МТ - 58», заводской № С - 52 (1965 г.),

«МТ - 27», заводской № С - 53 (1966 г.),

«МТ - 80», заводской № С - 54 (1966 г.),

«МТ - 82», заводской № С - 55 (1966 г.),

«МТ - 238», заводской № С - 56 (1967 г.),

«МТ - 242», заводской № С - 57 (1967 г.),

«МТ - 193», заводской № С - 58 (1968 г.),

«МТ - 200», заводской № С - 59 (1968 г.),

«МТ - 208», заводской № С - 60 (1969 г.),

«МТ - 221», заводской № С - 61 (1970 г.),

«МТ - 257» (с 1981 г. МТ «Вице-адмирал Сабанеев»), заводской № С - 62 (1969 г.),

«МТ - 263», заводской № С - 63 (1969 г.),

МТ «Мичман Павлов», заводской № С - 64 (1971 г.),

МТ - «Мина», заводской № С - 65 (1972 г.).

После постройки корабли зачислялись в основном в состав 47 брковр (о-в Русский, б. Парис), несколько единиц в состав 114 брковр (Петропавловск-Камчатский, б. Завойко). В те времена сложилась отчасти и парадоксальная ситуация. Корабли про- екта сразу после постройки и принятия в состав флота выводились в резерв и кон- сервировались, когда казалось бы, что место совершенно новых кораблей, с гораздо более низкими уровнями физических полей и более совершенными типами минно-трального вооружения по сравнению с тральщиками проектов 254, 264, в силах постоянной готовности. Так 9 единиц проекта (МТ - 193 , - 200 , - 208, - 238, - 263 , - 221, - 257, "Мина", "Мичман Павлов", это, по сути, более половины всей серии корабле про- екта постройки Хабаровского ССЗ) сразу после постройки были законсервиро ваны и зачислены в состав 71 днкрез 47 брковр и поставлены в б. Житкова (о-в Рус ский). Это обуславливалось тем, что в составе ТОФ к тому времени были уже многочислен- ные тральные силы, состоящие из тральщиков проекта 254, 264 и штаты флота не позволяли комплектовать новые экипажи. В дальнейшем уже в 70-80-х годах по мере исключения из состава флота тральщиков проекта 254, перевода тральщиков проекта 264 в класс сторожевых кораблей, тральщики проекта 266 выводились из резерва, расконсервировались и перечислялись в состав 142 днищ 114 брковр, 13 днтщ 33 брковр (о-в Сахалин, п. Корсаков), 38 днтщ 196 брковр (г. Советская Гавань). При этом МТ "Мина" и "МТ - 221" были выведены из консервации и переданы ВМС Вьетнама соответственно в 1979 и 1981 г.г. "МТ - 257" ("Вице-адмирал Сабанеев" также был выведен из консервации и вклю чен в состав 186 днтщ 7 бртщ ПрФлРС с базированием в б. Абрек, залива Стрелок. В последствии корабль был передан в состав 142 днтщ 114 брковр КамФлРС (Петропавловск-Камчатский, б. Завойко). По мере начала строительства тральщиков про- екта 266М и зачисления их в состав 47 брковр часть тральщиков проекта 266 из состава этого соединения были выведены в резерв и законсервированы (МТ - 53, - 86)
По мере службы корабли передавались из одного соединения в другое. Так МТ - 27 из 47 брковр в 1967 г. был перечислен в состав 142 днтщ 114 брковр, МТ - 193, - 238 из 114 брковр (Камчатка) в 1978 г. были перечислены в состав 212 днтщ вновь сформированной 137 брковр (Совгаванская ВМБ, Курильские острова, о-в Симушир, бухта Броутона). В составе 142 днтщ 114 брковр КамФлРС были МТ - 27, - 58, - 80, - 82, - 208, в составе 13 днтщ 33 брковр СахФлРС МТ - 200, "Мичман Павлов" (выведены из резерва, расконсервированы и перечислены на Сахалин в 1977 г.), в составе 38 днтщ 196 брковр МТ-242 (выведен в резерв, законсервирован и перечисления в состав 82 бркрез в 1986 г.), МТ-263 (выведен из резерва, расконсервирован и перечислен в состав 38 днтщ в 1986 г.).

Мтщ проекта 266 Тихоокеанского флота в период своей службы привлекались к несению боевой службы в районах Индийского океана, Южно-Китайского моря и Корей- ского пролива. В 1974 г. в составе отряда траления ТОФ, производившего контактное и неконтактное траление минных заграждений в проливах Губай и Иннер Чаннел Суэцкого залива (Красное море) после арабо - израильской войны выполняли задачи мтщ пр. 266 ТОФ МТ "Мичман Павлов", - 193 совместно с мтщ проекта 254К МТ - 66, - 104, бтщ проекта 257ДМ БТ - 103, - 284. Задачи были выполнены успешно.

МТ-86 приказом ГК ВМФ от 20.06.1986 г. № 0114 исключён из боевого состава Тихоокеанского флота в 1987 г., МТ-27, МТ-53, МТ-238 - приказом ГК ВМФ от 04.05.1989 г. № 099 - в 1989 г., МТ-58 - прикакзом ГК ВМФ от 19.04.1990 г. № 069 - в 1990 г., МТ-80, МТ-193 - приказом ГК ВМФ от 24.06.1991 г. - в 1991 г., МТ-82, МТ-200, МТ "Мичман Павлов" - приказом ГК ВМФ от от 03.07.1992 г. - в 1992 г. , МТ-242, МТ-263, МТ-257 ("Вице-адмирал Сабанеев") - приказом ГК ВМФ от 30.06.1993 г. № 055 - в 1993 г. , МТ-208 - приказом ГК ВМФ от 17.11.1994 г. № 086 - в 1994 г.

Все корабли проекта были исключены из боевого состава флота после истечения директивного срока службы проекта (20 лет). Корабли прослужили на флоте от 21 года (МТ "Мичман Павлов") до 26 лет (МТ-82, МТ-242)

Обозначение:
бтщ - базовый тральщик
мтщ - морской тральщик
мпк - малый противолодочный корабль
ртщ - рейдовый тральщик
днтщ - дивизион тральщиков
днмпк - дивизион малых противолодочных кораблей
бртщ - бригада тральщиков
брковр - бригада кораблей охраны водного района
бркрез - бригада кораблей резерва

Литература: - Абдулов К.Б., журнал «Морской сборник», № 5, 1995 г., стр. 56-64, статья «Морские
тральщики Западного ПКБ»;
- Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г.,

СПб, «Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный

период 1946-1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Подборку материала провел капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

дополнили, внесли правки:

Капитан 2 ранга запаса Камардин А. И.

ст.1 ст. запаса Кутенков С.

Современный российский ВМФ переживает период модернизации и переоснащения. На смену боевым судам, которые строились еще во время существования Советского Союза, приходят новые современные боевые корабли. Ставка делается на ударные боевые корабли и подводные лодки, которые составляют основу любого современного флота. Однако в гонке вооружений не стоит сбрасывать со счетов корабли технической поддержки, без которых флот утрачивает свою боеспособность и оперативность.

Корабли противоминной защиты продолжают оставаться одним из основных элементов любого флота, и Россия сегодня предпринимает отчаянные попытки пополнить ряды своих флотом данного класса. Основной боевой единицей в структуре соединений противоминной защиты должен стать корабль проекта 12700.

Что представляет собой новейший тщ пр 12700 для российского флота

Корабли противоминной обороны, находящие в составе нынешнего ВМФ России, в большинстве своем являются судами старой советской постройки. Современные требования, которые предъявляются к ведению минной войны на море, указали на необходимость создания боевого судна совершенного иного типа. Новый тральщик должен быть совершенно неуязвимым для минного оружия и быть способным эффективно бороться с минной угрозой в прибрежной морской зоне.

Новинка заключалась в использовании для постройки судна совершенно новых для боевых кораблей конструктивных материалов. Новый базовый тральщик, получивший шифр «Александрит», был спроектирован Центральным МКБ «Алмаз». Идея создать противоминный корабль давно витала в кругах высшего военно-морского руководства страны. Только в нулевых годах техническое задание стало вырисовываться в реальный проект, который получил индекс 12700.

Новый базовый тральщик типа «Георгий Курбатов» должен стать основной боевой единицей для поиска, обнаружения и уничтожения мин всех классов и типов в местах базирования флота. Местом строительства нового судна стал Средне-Невский судостроительный завод. Серия получила производственный шифр БТ-730. Головной корабль серии, тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 заложили в 2011 году. Почти через три года новейший базовый тральщик был спущен на воду. Результат работы питерских корабелов вдохновил военно-морское командование, поэтому в срочном порядке было принято решение продолжить серию. Уже на следующий год, в апреле 2019 года был заложен второй корабль, получивший название «Георгий Курбатов», соответствующее названию типа судов для данного проекта.

Базовый тральщик типа «Георгий Курбатов» проекта 12700 имеет композитный корпус, изготовленный из стеклопластика методом вакуумной диффузии. Длина судна составляет 62 метра. Впечатляет и водоизмещение тральщика. До этого момента все суда из композитных материалов имели водоизмещение не более 450 тонн. Российский базовый тральщик проекта 12700 имеет водоизмещение в два раза больше – 800 тонн. На сегодняшний день это единственное боевое судно в мире таких размеров, имеющее не металлический корпус.

По замыслу создателей новый базовый тральщик должен стать кораблем противоминной обороны нового поколения. В основу конструкции кораблей минно-тральной группы легла концепция «охоты за минами». Появление на вооружении флотов новых типов мин, оснащенных многоканальными взрывателями комбинированного типа, несло угрозу военному кораблю любого класса. Новые мины были нечувствительны к существующим типам трального оборудования, поэтому было решено перейти от массированного траления в слепую непосредственно к поиску мин и их уничтожению.

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

Новинкой в противоминном оборудовании являются роботы, которые действуют автономно или с помощью телевизионного оборудования. Тральщик оснащен новейшей системой позиционирования и может вести поиск мин даже при волнении до 5-ти баллов.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Противоминное вооружение новейшего тральщика дополнено 30-мм артиллерийской установкой АК-306, переносными ЗРК «Игла» и двумя крупнокалиберными 14,5 мм пулеметами на турелях.

Будущее новых тральщиков проекта 12700

Следом за вторым кораблем серии БТ «Георгий Курбатов» в 2019 году с разницей в три месяца на стапелях Средне-Невского ССЗ были заложены еще два судна, которые на сегодняшний день находятся на разных стадиях строительства. Корабль «Георгий Курбатов» до сих пор не введен в строй. Причиной затягивания сдачи боевого корабля является пожар на судне, повредивший внутренние части главного корпуса. Сегодня активно ведутся восстановительные работы на корабле. Имеются предпосылки использовать основные узлы и агрегаты поврежденного корабля для ускорения постройки двух других судов серии.

Первенец серии, базовый тральщик проекта 12700 несет боевую службу в составе Балтийского флота. Тактико-технические характеристики, которые демонстрирует новое судно, говорят о правильности технического решения и хода конструкторской мысли. Боевые суда, изготовленные из композитных материалов, могут послужить основой для создания москитного флота, вооруженного ракетным оружием.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В городе Туапсе на улице Морской посреди домов на крутом склоне горы стоит старый морской тральщик типа Я-5.
Интересно, что он него до моря по прямой всего 340 метров, но высота памятника над уровнем этого самого моря - 36 метров.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - уставшее.
Дата съёмки - 14 сентября 2017 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Минный тральщик МТ-102.
Спущен на воду в 1944 г.
Учавствовал в тралении мин в портах Болгарии, Румынии, Новороссийске и Туапсе.
В восстановлении и реконструкции принимали участие группы 059 и 102.


03. Под группами, судя по всему, понимаются студенческие группы расположенного рядом Туапсинского гидрометеорологического техникума.
Год реконструкции не указан.


04. Оригинальный тактический или серийный номер корабля неизвестен и заменён (вероятно) на номер учебной группы реконструкторов.
Получилось обозначение МТ-102 (Минный тральщик 102).
Тральщиков типа Я-5 с таким номером не существовало.
Они все имели следующие буквенные индексы (к которым добавлялись номера): КЭМТЩ, РТЩ, Я, МК и КТ.
Иногда катера переименовывались и перенумеровывались, но катера с названием МТ-102 среди типа Я-5 никогда не существовало.


05. Катера со стальным корпусом типа Ярославец (Я-5) строились в 1942 - 1945 годах на заводе №345 (п/я №88, ныне Ярославский судостроительный завод).
Полное водоизмещение: 23.4 т., длина: 18.71 м., максимальная скорость: 10 узлов.

Первоначально они шли в двух вариантах - миномётные катера и тральщики.
Миномётные катера несли на рубке и корме пулемёты ДШК, а на носу пусковую установку М-8 с двадцатью четырьмя направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8.
Выпущено было 35 миномётных катеров Я-5.

В варианте Тральщика пулемёт ДШК ставили на носу, а на корме размещали крепление для контактного трала.
Тральщиков сделали 33 штуки.
В дальнейшем некоторые миномётные катера переделывались в тральщики и наоборот.

Несколько катеров типа Я-5 сохранились до наших дней.
Помимо этого, стоящего в Туапсе, такие катера есть в Таганроге (КЭМТЩ-772 , набережная) и Киеве (МК-4 , яхт-клуб у острова Водников , очень грустное состояние).

Ещё один должен быть в Новороссийске, но, кроме одной старой мутной фотки , размноженной миллионом репостеров, других упоминаний о нём нет.
Номер так же неизвестен, как и настоящий номер МТ-102.
Кто-нибудь видел такой катер в Новороссийске или знает куда он делся?
А может именно его перетащили в Туапсе и он уже перед нами? :)


06. Стандартным двигателем большинства катеров типа Я-5 был четырёхтактный рядный дизель М-17 мощностью 75 л.с.
Некоторые варианты получили другие моторы - бензиновый Chrysler (93 л.с.) или дизельный мотор мощностью 170 л.с.

Для запуска дизеля использовался специальный 20-сильный бензиновый "пускач" В-20, а на части катеров аккумуляторный электростартер.


07. Рубка машинного отделения с правой стороны.


08. Ходовая рубка и имитация пулемёта ДШК.


09. Носовая оконечность катера, носовые киповые планки, кнехт (один рог сломан), флагшток и якорные клюзы.


10. Якорно-швартовочный горизонтальный шпиль (брашпиль).
С его помощью поднимали и опускали якоря, а так же швартовались к берегу.


11. Единственное детально сохранившееся устройство на корабле.


12. Стоящий "на грунте" якорь Холла символизирует вечную стоянку боевого корабля.


13. Привальный брус на уровне главной палубы.


14. Киповая планка - устройство для направления швартовного троса, чтобы при швартовке он не цеплялся за бортовые ограждения (леера) и не тёрся о край борта.

8 июня 1855 года считается днем рож-дения нового оружия: в этот день впер-вые в истории подорвались на русских якорных минах заграждения, выставлен-ных на подходах к Кронштадту, английские пароходы «Файрфлай », «Вил-ту р», «Бульдог » и пароходо-фрегат «Марлин ». С тех пор мины стали гроз-ной боевой силой флота.

Их могут ставить крейсеры, сторожевики, но существуют и спе-циально для этого предназначенные минные заградители так называемые «минзаги». данного класса стали «Буг» и «Дунай», переобору-дованные в 1891 году из транспортов. Минзаги русского военно-морско-го флота сыграли большую роль в бое-вых действиях на море в русско-япон-скую, первую мировую и Великую Отечественную войны. Ими, в частности, были поставлены большие оборо-нительные заграждения у Порт-Артура, в устье Финского залива, вблизи Крон-штадта. В числе военных кораблей, первыми по-лучивших звание гвардейских, был минный заградитель «Ока» Краснозна-менного Балтийского флота, которым командовал замечательный моряк ка-питан 1 ранга Николай Иосифович Ме-щерский.

гвардейского минный заградитель «Марти»

минные заградители

В отличие от остальных боевых кораблей минные заградители принимают мины не только на палубу, но и во внутренние помеще-ния, так называемые магазины. Благодаря этому устройство минзаги могут взять на борт достаточно большое количество мин. По внешнему виду минные заградители мало чем отличаются от транспортов. Гвардей-ский заградитель «Ока» был, напри-мер, переоборудован из бывшей цар-ской .

минный заградитель «Припять»

На палубах минных заградителей проложены рельсы для размещения, крепления и передвижения мин, а в кормовой части корабля уста-новлены скаты - наклонное окончание рельсов для скатывания их в воду. Однако недостатком этих кораблей остается их слабое во-оружение - две-три универсальные пушки калибра 45 или 100 мм и крупнокалиберные пуле-меты.

тральщики



Россия является родиной не только минного оружия и заградителей , но и тральщиков . Тральщик, как правило, корабль мел-косидящий, небольшого водоизмещения. Он предназначен для обнаружения и уничтожения заграждений и банок.

Во время Великой Отечественной вой-ны этого класса подразделя-лись на быстроходные или эскадрен-ные, базовые и рейдовые.

Эскадрен-ные тральщики самые крупные корабли этого типа. На сегодняшний день это уже исторические корабли. Они обладали большим водоизмещением, хорошей мореходностью и относительно большой скоростью, со-провождали соединения кораблей и проводили их через минные поля. Сре-ди первых тральщиков специальной по-стройки были военные корабли типа «Взрыв».

эскадренный (морской) тральщик

Базовые тральщики имеют меньшее водоизмещение, небольшую скорость и несколько худшую мореходность. Их основная задача - противоминная обо-рона баз, контроль фарвате-ров, проводка отдельных судов и ко-раблей и т. д.

базовый тральщик

Рейдовые тральщики небольшие маневренные корабли, обеспечиваю-щие безопасное передвижение плаву-чих средств, судов и кораблей на рей-дах и в гаванях. Самыми малыми среди них были катерные тральщики , переоборудованные из разъездных и учебных катеров типа КМ, Р и Я.

рейдовый тральщик

Одним из первых гвардейских кораб-лей в Великую Отечественную войну стал быстроходный тральщик Т-205 «Гафель ». Многие офицеры, старши-ны и матросы с тральщиков за муже-ство и отвагу, проявленные при тра-лении мин, удостоены высоких прави-тельственных наград, а особо отличив-шимся присвоено звание Героя Совет-ского Союза. Среди них - командир дивизиона катерных тральщиков Ф. Е. Пахольчук, командир дивизиона базовых тральщиков Г. Я. Оводовский, командиры катерных тральщиков Г. М. Давиденко, И Я Ларин и дру-гие.

Тральщики бывают с контактными или механическими тралами - устройст-вами для отделения мин от якорей, и неконтактными - для взрыва донных магнитных, акустических и других мин. Для постановки и уборки тралов эти на корме имеют специаль-ные лебедки и краны. Вооружены боль-шие тральщики одной или двумя универсальными пушками калибра от 45 до 100 мм, а ма-лые - одним или двумя пулеметами.


В современных условиях значение минного оружия не уменьшилось, по-этому во всех морских державах развитию сил и средств борьбы с минами уде-ляется большое внимание, а значит, у минных заградителей и тральщиков есть будущее.

Тральщик - корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

По водоизмещению тральщики подразделяются на морские (водоизмещение 660-1300 т.), базовые (до 600 т.), рейдовые (до 250 т.), речные (до 100 т.). По принципу действия делятся на собственно тральщики и тральщики-искатели мин.

Морской (эскадренный) тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением от 600 до 1300 т., предназначенных для поиска, обнаружения, траления на глубинах моря от 25 до 150 метров и уничтожения морских якорных и донных мин, а также для проводки кораблей (судов) через минные заграждения в ближней и дальней морской зоне. Тральщики этого типа были быстроходными (для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями), мореходными (для работы в море во время шторма) и обладающие большим запасом хода (для траления в районах, удаленных от мест их базирования). Они обладали акустической и электромагнитной малозаметностью. Кроме того, могли использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений. Главным оружием морских тральщиков служили различные виды тралов, поисковые аппараты и пловцы-минеры. Для защиты от кораблей противника и авиации, а также для уничтожения мин, тральщики оснащались артиллерийскими системами и глубинными бомбами.

Базовый тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением до 600 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения мин в базах, прибрежных районах и ближней морской зоне (50 миль), а также проводки кораблей (судов) через минные заграждения и постановки минных заграждений. Кроме этого, тральщики применялись для охраны водного района и подразделялись на собственно тральщики и тральщики-искатели мин. Базовые тральщики вооружались различными видами корабельных тралов, специальными поисковыми аппаратами, шнуровыми зарядами и размагничивающими устройствами, а для защиты — орудиями и пулемётами.

Рейдовый тральщик — класс боевых кораблей водоизмещением до 250 тонн, предназначенных для поиска, траления и уничтожения морских мин на рейдах и районах рассредоточенного базирования с глубинами дна до 80 метров, а также постановки минных заграждений в прибрежных зонах. Существовали собственно тральщики и тральщики-искатели мин. Оружием рейдовых тральщиков являлись различные виды тралов, специальные поисковые аппараты, шнуровые заряды и размагничивающие устройства, а для защиты — орудия и пулемёты.

Речной (катерный) тральщик — боевой корабль водоизмещением до 100 т. предназначенный для поиска и уничтожения мин небольшого углубления на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах и водохранилищах), а также на рейдах и в гаванях. Он оснащался катерными (облегченными) тралами для использования на малых глубинах. Катер вооружался зенитными крупнокалиберными пулеметами, стрелковыми пулеметами, глубинными бомбами или минами.

Основным вооружением собственно тральщиков являлись различные типы тралов. Контактные тралы представляют собой, как правило, прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце. С их помощью подрезались минрепы мин, всплывающие мины расстреливались. Акустические тралы предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитировали акустическую картину прохождения крупного корабля. Электромагнитные (соленоидные) - аналогично акустическим, имитировали электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагались требования по акустической и электромагнитной малозаметности. Для этого корпус тральщика выполнялся из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничивались размеры и осадка, устанавливались размагничивающие устройства, применялось демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты. Применялись также и профилактические меры — периодически, или перед тралением, замерялись физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводилось их снижение. Кроме того, тральщик использовался в режимах, минимизирующих наведенные поля, в частности малые хода, для снижения шумности и динамического давления.

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытравливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являлись поисковые аппараты или пловцы-минеры.

В годы войны ряд самолётов бомбардировочной авиации Великобритании был переоборудован в тральщики. Сходным модификациям подверглись и самолёты Германии. Для борьбы с магнитными минами они оснащались большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолетом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены лишь мины на небольшой глубине.

В войне принимали участие корабли, как специальной постройки, так и переоборудованные гражданские и военные суда других видов. Так более 1 тыс. тральщиков было построено в Великобритании на базе траулеров, дрифтеров и китобойных судов. Половина тральщиков СССР состояла из переоборудованных траулеров, грузовых и буксирных теплоходов. В период войны тральщики собственной постройки различных типов использовали 23 страны.

Ориентировочное количество тральщиков использовавшихся в войне в разрезе стран и видов (без трофейных и переданных/полученных)

Страны Виды тральщиков/погибшие Всего
Морские Базовые Рейдовые Речные
1 2 3 4 5 6
Австралия 54/3 54/3
Аргентина 15 15
Болгария 17/1 17/1
Бразилия 3 2 5
Великобритания 296/41 1033/219 436/40 1765/300
Германия 216/100 34/18 329/159 45/23 624/300
Греция 4/3 10 14/3
Дания 6/2 10/1 16/3
Италия 2/1 37/21 3 42/22
Латвия 3/2 3/2
Литва 1/1 1/1
Нидерланды 8/5 20/20 26/8 54/33
Норвегия 2 6 8
Польша 6/4 6/4
Румыния 1/1 1/1
СССР 42/10 44/18 244/45 29/1 359/74
США 284/33 476/20 72 832/53
Турция 3 2 5
Финляндия 7 4/2 25/2 36/4
Франция 86/56 86/56
Швеция 14 5/1 24 43/1
Эстония 1/1 1/1
Япония 37/31 22/11 59/42
ИТОГО 929/218 1656/290 1279/359 182/37 4046/904

Кроме вышеприведенных данных, США передали Великобритании 22 морских и 152 рейдовых тральщика, Греции – 7 базовых и 5 рейдовых тральщика, Испании – 1 морской тральщик, СССР – 34 морских и 43 рейдовых, Франции – 31, а Норвегии – 4 рейдовых тральщика. Великобританией передано Бельгии – 9 тральщиков, Греции – 7 базовых и 5 рейдовых тральщика, СССР – 12 тральщиков, Франции – 14. Германия передала Румынии – 4 рейдовых тральщика. Кроме тральщиков, в Германии служили 114 прорывателей заграждений. Германия использовала 41 трофейный тральщик, Италия — 11, СССР – 13, Япония – 12.

Loading...Loading...