«Ну-ка сходи на улицу — глянь в перископ». Командир атомной подлодки о квакерах, Высоцком и тоске по солнцу. Перископные комплексы подводных лодок Подводный перископ

Перископ был изобретен К. А. Шильдером в 1834 году для его подводной лодки.

Периско́п (от др.-греч. περι- - «вокруг» и σκοπέω - «смотрю») - оптический прибор для наблюдения из укрытия. Простейшая форма перископа - труба, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклоненные относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей. В более сложных вариантах для отклонения лучей вместо зеркал используются призмы, а получаемое наблюдателем изображение увеличивается с помощью системы линз. Наиболее известные виды перископа - такие, как перископы на подводных лодках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) - широко применяются в военном деле.

Перископ представлен на черт. 1: если ab - выпуклое зеркало, то луч, идущий от горизонта (х,у), х пройдет через фокус (О) оси трубы и пересечет матовое стекло (MN) в точке Z; если смотреть в плане (II), то горизонт изобразится кругом (х), а мачты над горизонтом - линией, а под горизонтом - линией.


Безлинзовый перископ.
A - Два плоских зеркала.
B - Две угловые призмы.
1 - 2 - Зеркала.
3 - 4 - Призмы.
5 - 6 - Глаз наблюдателя.
7 - 8 - Труба перископа.
H - Оптическая высота перископа.


Перископная винтовка в 1915 г.


труба разведчика ТР-4

Перископы используются военно-морским флотом


Две Голландские субмарины типа «Валрус» , отчетливо видны перископы.

Перископ является обязательным прибором любой подводной лодки. Появление новых технических средств наблюдения на подводных лодках - радиолокации и гидроакустики - не заменило перископа. Эти средства дополнили его, особенно в условиях плохой видимости (туман, дождь, снег и т. п.).

Чтобы противник не заметил перископ, габариты его выступающей из-под воды головки должны быть минимальными. Но для успешного наблюдения за воздушными целями головку перископа вынужденно делают утолщенной, чтобы можно было разместить в ней необходимую оптику зенитного наблюдения. Поэтому в настоящее время на подводной лодке устанавливают два перископа: перископ атаки (командирский) и зенитный.

Перископ атаки служит для обнаружения противника и наблюдения за ним во время торпедной атаки в светлое время суток при хорошей видимости.

Огромную опасность для подводных лодок представляет авиация. Имея большую скорость, самолеты могут внезапно появляться над подводной лодкой и сбрасывать бомбы до того, как лодка успеет погрузиться. Поэтому при переходе лодок основное внимание уделяется наблюдению за воздухом.

С помощью зенитного перископа можно вести наблюдение за воздухом и поверхностью моря, т. е. от горизонта до зенита. Поэтому зенитный перископ используется чаще, чем перископ атаки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Перископные комплексы подводных лодок

Современные ПЛ оборудуются многофункциональным комплексом, состоящим из двух перископов, что обеспечивает широкие функциональные возможности такого комплекса и его надежность. За рубежом такие перископы классифицируются как перископы атаки (командирские перископы) и перископы поиска (универсальные перископы).

Перископ атаки используется для оперативной оценки надводной и воздушной обстановки.

Основным каналом является визуально-оптический канал окулярного наблюдения оператором, что определяет основную его конструктивную особенность - «проникающую» через основной корпус ПЛ трубу перископа с оптической системой, передающей изображение в окуляры наблюдения.

Перископ поиска предназначен для сбора возможно большего объема информации об обстановке в районе нахождения ПЛ. При отсутствии возможности наблюдения традиционным визуальным каналом он обеспечивает наблюдение за счет использования тепловизионной и телевизионной систем

Изображения от телевизионных и тепловизионного приемников информации передаются на экран монитора.

Для того чтобы создать оператору условия для выполнения одинаковых действий при управлении прибором, монитор устанавливается в окулярной части. Этот монитор можно использовать также и для отображения символов сопутствующей информации.

Таким образом, оператору, работающему с перископом, приходится обрабатывать большой объем визуальной информации.

Наиболее сложные вопросы при проектировании перископных комплексов, до настоящего времени не решенные, возникают при организации предъявления визуальной информации оператору с учетом его психофизиологических характеристик.

Целью работы является изучение принципов построения окулярной части современного перископа, обеспечивающей оптимальные условия для работы оператора, ведущего наблюдение через визуальный канал.

Проблемы, связанные с построением окулярной части современных перископных систем

Наиболее сложной задачей при построении перископных комплексов, по нашему мнению, является организация рационального предъявления визуальной информации оператору с учетом его психофизиологических характеристик.

С точки зрения рационального построения оптических наблюдательных систем прежде всего возникают вопрос по какой из существующих схем целесообразно в данных условиях применения реализовать окулярную часть, а именно выполнить его в виде монокуляра, бинокуляра или псевдобинокуляра.

До последнего времени окулярная часть отечественных перископов выполнялась по монокулярной схеме, т.е. наблюдение велось через один окуляр.

Однако, обзор отечественных и зарубежных публикаций показал, что зарубежные фирмы, строят окулярную часть своих перископов по бинокулярной схеме. Здесь возможны две схемы построения.

В первой схеме оператор наблюдает в каждом из двух окуляров изображение, сформированное визуальным каналом, и сопутствующую информацию.

Во второй схеме построения окулярной части оператор наблюдает в один окуляр изображение, сформированное визуальным каналом, а второй окуляр используется только для ввода в него сопутствующей информации.

Следующий ряд задач, возникающих при проектировании окулярной части, связан с необходимостью предъявлять оператору видеоинформацию (сопутствующую знаковую или телевизионного канала).

При этом неизбежно возникают вопросы о цветовой гамме символов сопутствующей информации, их угловых размерах, о яркости и структуре экранов мониторов, обеспечивающих наилучшие условия наблюдения и восприятия изображения.

Еще одна задача, которая осталась до настоящего времени нерешенной при проектировании подобных систем, связана с физиологическими аспектами восприятия зрительных образов при монокулярном, бинокулярном и псевдобинокулярном предъявлении.

Выбор оптической схемы построения окулярной части перископа

Зарубежные фирмы, занимающиеся перископостроением, конструируют окулярную часть по бинокулярной схеме с возможностью переключения на монокуляр.

При этом используются, как правило, две схемы построения.

В первой схеме окулярной части оператор наблюдает в один окуляр изображение, сформированное визуальным каналом, а второй окуляр используется только для ввода в него сопутствующей информации, это так называемая псевдобинокулярная схема построения.

Во второй схеме оператор одновременно наблюдает в каждом из двух окуляров изображение, сформированное визуальным каналом, и сопутствующую информацию на экране монитора, это бинокулярная схема построения.

Псевдобинокулярная схема построения

Визуальный и канал наблюдения сопутствующей информации представляют собой самостоятельные, раздельные каналы.

Таким образом, световой поток, передаваемый визуальным каналом, направляется в один глаз и в один окуляр, а с экрана монитора - в другой глаз и окуляр.

Данная схема псевдобинокуляра основана на физиологических особенностях зрительной системы человека, когда два изображения, поступающие в каждый глаз, сливаются в одно, которое и воспринимается человеком.

С технической точки зрения такой способ предъявления визуальной информации имеет существенное преимущество, так как позволяет снизить неблагоприятное влияние высоких уровней освещенности изображения, создаваемого визуальным каналом, на контрастность изображения на экране монитора.

При недостаточных светотехнических характеристиках миниатюрных мониторов этот фактор оказывается существенным.

На рисунке 3 представлены изображения, наблюдаемые в каждый из окуляров (а; б), а также изображение воспринимаемое оператором при одновременном наблюдении в оба окуляра (в).

При реализации псевдобинокулярного способа предъявления информации происходит искусственное разделение полей зрения правого и левого глаза, что приводит к возникновению ряда психофизиологических феноменов.

Такой способ предъявления информации не является для зрительного анализатора естественным. Создание псевдобинокуляра ставит вопрос об изменении зрительных функций одного глаза при воздействии световых раздражителей на другой глаз.

При псевдобинокулярном предъявлении правый и левый глаз воспринимают изображения, которые могут значительно отличаться по яркости.

Это связано с тем, что один глаз оператора, взаимодействующий с изображением на экране монитора, полностью экранируется, а другой глаз воспринимает информацию, передаваемую визуальным каналом.

Бинокулярная схема построения

В бинокулярной схеме оператор наблюдает одновременно в каждом из двух окуляров изображение, сформированное визуальным каналом, и сопутствующую информацию с экрана монитора. Схема построения бинокуляра представлена на рисунке 4.

Для создания бинокуляра можно применить склейку призм 2, на склеенные грани которых наносится светоделительное покрытие для разделения светового пучка на два окуляра.

Склейка призм устанавливается в параллельном ходе лучей между объективами 1 и 3. Далее объективы 3 собирают пучки лучей в фокальных плоскостях окуляров 5. Для возможности регулирования межзрачкового расстояния применяются призмы-ромб 4 (показаны их сечения).

1 , 3 , 6 - объективы, 2, 4 - призмы, 5 - окуляр.

Канал наблюдения сопутствующей информации состоит из объективов 6, 3 которые проецируют изображение сопутствующей информации с экрана монитора в фокальную плоскость окуляров 5.

Таким образом, в фокальной плоскости окуляров образуется изображение сопутствующей информации и изображение внешних наблюдаемых объектов. Оператор наблюдает в окуляры эти изображения совмещенными. Вид поля зрения в окуляр представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Вид поля зрения при наблюдении в бинокуляр

При создании окулярной части по бинокулярной схеме возникает еще одна проблема - оператор может не различить сопутствующую информацию на фоне изображения наблюдаемых объектов, формируемого визуальным каналом, как показано на рисунке 3.5.

Для устранения этого недостатка необходимо, чтобы яркостный контраст между ними составлял не менее 2% (минимально различимый глазом человека яркостный контраст).

Визуализация информации с экрана монитора

Современные наблюдательные приборы, используемые в боевых подвижных средствах, такие как перископы подводных лодок, надводных кораблей, бронетранспортеров и т.п., должны обеспечивать возможность наблюдения в любое время суток и в сложных погодных условиях.

С этой целью они оборудуются дополнительно к визуальному каналу оптоэлектронными каналами (телевизионными приборами, работающими при низких уровнях внешней освещенности, а также тепловизионными приборами).

Таким образом, оператору, работающему с комплексным прибором, приходится работать с большим объемом визуальной информации.

Поэтому при разработке таких комплексных приборов встает вопрос о создании рабочего места оператора, а именно, о способах предъявления оператору видеоинформации.

Рабочее место оператора часто выполняется таким образом, что информация от каждого наблюдательного канала передается на экраны нескольких мониторов (рисунок 6) или же на экран одного монитора, разделенного на несколько полей.

Рабочее место должно способствовать максимально быстрому принятию решения в сложных ситуациях, связанных с наблюдаемой панорамой, а слежение за многими экранами не обеспечивает достаточно быстрого анализа сюжетов. Кроме того, при таком решении сложно вести одновременное наблюдение при помощи визуального и оптоэлектронных каналов.

Для того чтобы наблюдать экран монитора в поле зрения визуального канала, монитор устанавливается в окулярной части перископа, а для передачи изображения с экрана в окуляры используется проекционная оптическая система.

Рисунок 6 - Многоэкранный пульт рабочего места оператора

Деятельность оператора при различных способах предъявления визуальной информации

Основным объектом исследования является окулярная часть многофункционального перископного комплекса современных ПЛ.

Рассмотрена схема макета бинокулярного узла совмещения визуального канала и канала наблюдения сопутствующей информации (рисунки 6 и 7)

Оптическая схема данного узла, в который входят визуальный канал и канал наблюдения сопутствующей информации, представлена на рисунке 8

Входной объектив 1 создает изображение наблюдаемого внешнего объекта в фокальной плоскости оборачивающей системы 2, 4, которая переносит это изображение в фокальную плоскость окуляров 6. Для создания псевдобинокуляра призма-куб 3 выводится из хода лучей.

Канал наблюдения сопутствующей информации состоит из объективов 7, 4, которые проецируют плоскость экрана монитора в фокальную плоскость окуляров 6.

Рисунок 8 - Оптическая схема макета бинокулярного узла совмещения визуального канала и канала наблюдения сопутствующей информации с экрана монитора 1, 2, 4, 7 - объективы, 3 - призма, 5 - зеркало, 6 - окуляр.

Определение вероятности обнаружения

Для определения вероятности обнаружения при монокулярном и бинокулярном наблюдении используется канал наблюдения сопутствующей информации

Оператору предъявляется на короткое время тест-объекты, выводимые на экран монитора. В качестве тест-объектов используется например буквы русского алфавита.

В изученных работах тест-объекты предъявляются наблюдателям, далее производилось определение усредненных значений правильного опознавания букв при наблюдениях в следующих условиях: при изменении уровня яркости экрана монитора (от 1 до 120) и постоянном контрасте между объектом и фоном (К =100 %); при изменении контраста между объектом и фоном (от 100 до 10%) и постоянной яркости экрана монитора (L =120); при изменении яркости экрана и контраста между объектом и фоном.

Яркость экрана монитора и контраст между объектом и фоном определялись при помощи фотометра.

Для определения вероятности обнаружения при псевдобинокулярном способе предъявления информации объектив визуального канала открывался, призма 3 выводилась из хода лучей.

При этом оператор одновременно наблюдал в один окуляр изображение визуального канала, во второй окуляр - экран монитора. Полученные результаты представлены в таблицах 1 и 2, а также на рисунках 9 и 10.

окуляр зрительный перископный

Рисунок 9 - Зависимость вероятности обнаружения от контраста между объектом и фоном

Рисунок 10 - Зависимость вероятности обнаружения от яркости экрана

Изучен макет бинокулярного узла совмещения визуального канала и канала наблюдения сопутствующей информации.

В изученных исследованиях, с точки зрения правильного опознавания объектов, установлено, что при низком уровне освещенности, а также при малом контрасте между объектом и фоном наблюдение через бинокуляр имеет несравненное преимущество.

Установлено, что, с точки зрения пространственной разрешающей способности, наблюдение при помощи бинокуляра, даже с учетом уменьшения потока излучения, равнозначно монокулярному наблюдению.

Но с точки зрения вероятности обнаружения и распознавания объектов, особенно при низкой яркости объектов наблюдения и малом контрасте между объектом и фоном, бинокулярное наблюдение обладает преимуществами

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ боевых действий подводных лодок США по нарушению коммуникаций Японии на Тихом океане во второй мировой войне. Силы и средства ведения подводной войны. Формы, методы и способы действий подводных лодок США. Выводы и уроки из анализа боевых действий.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2009

    Ядерные реакторы подводных лодок, принципы действия, конструкция. Устройство водо-водяного реактора, используемого на подводных лодках. Немного из истории отечественного военно-морского флота. Катастрофы на атомных подводных лодках, причины гибели.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Процесс формирования противолодочной авиации как нового рода морской авиации и противолодочных сил ВМФ. Назначение противолодочных самолетов и корабельных вертолетов. Гидроакустические средства обнаружения подводных лодок, оружие для их уничтожения.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Требования руководящих документов по боевому использованию гидроакустических средств. Правила выбора режимов работы в различных тактических ситуациях. Классификационные признаки при боевом использовании ГАС обнаружения подводных диверсионных сил, средств.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Создание, совершенствование ядерного оружия и термоядерных боеприпасов. Наращивание количества стратегических наступательных вооружений. Разработка нейтронного запала, подводных лодок, бомбардировщиков, баллистических и моноблочных ракет, другого оружия.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Первые упоминания и идеи о возможности спуска людей под воду, их воплощение в жизнь и модернизация. Подводный флот в Великой Отечественной войне. Общая характеристика современного состояния подводного вооружения. Классификация суден, средства их связи.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Авария на атомной подводной лодке К-141 "Курск": спасательные работы, версии возможных причин аварии, идентификация погибших, итоги операции подъёма. Другие аварии на советских, российских и иностранных атомных подводных лодках. Причины аварийности.

    реферат , добавлен 22.10.2014

    Теоретические аспекты управления и профилактики неуставных взаимоотношений, их анализ в войсковой части ракетных войск. Основные направления воспитательной работы в части по сплочению воинских коллективов и формированию в них уставных взаимоотношений.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2010

    Структура военно-воздушных сил РФ, их предназначение. Основные направления развития дальней авиации. Современные российские зенитные ракетные комплексы. Части и подразделения разведки, поиска и спасания. История ВВС России, установление памятного дня.

    реферат , добавлен 24.03.2013

    Классификация магнитометрических средств обнаружения по физическим принципам действия, по уровню излучения. Главное назначение МСО, основы теории его разработки. Характерные помехи при применении МСО, способы их компенсации, особенности разработки, схема.

ПЕРИСКОП , оптический прибор, дающий возможность рассматривать предметы, расположенные в горизонтальных плоскостях, не совпадающих с горизонтальной плоскостью глаза наблюдателя. Применяется на подводных лодках для наблюдения за поверхностью моря при погруженном состоянии лодки, в сухопутной армии - для безопасного и не заметного наблюдения за противником из защищенных пунктов, в технике - для исследования недоступных внутренних частей изделий. В простейшей форме перископ состоит из вертикальной трубы (фиг. 1) с двумя наклоненными под углом в 45° зеркалами S 1 и S 2 или призмами с полным внутренним отражением, расположенными параллельно друг другу в разных концах трубы и обращенными друг к другу своими отражающими поверхностями. Однако отражательная система перископа может конструироваться различно. Система из двух параллельных зеркал (фиг. 2а) дает прямое изображение, правая и левая стороны которого идентичны с соответствующими сторонами наблюдаемого предмета.

Система из двух перпендикулярных зеркал (фиг. 2б) дает изображение обратное, и т. к. оно рассматривается наблюдателем, стоящим спиною к предмету, то правая и левая стороны меняют свои места. Перевертывания изображения и смещения сторон легко достигнуть, помещая в систему преломляющую призму, но необходимость наблюдения спиною к предмету, а следовательно и затруднительность в ориентировке остается, и поэтому вторая система менее пригодна. Недостатками перископа, изображенного на фиг. 1 и применяемого в позиционной войне, являются незначительный угол зрения α (около 10-12°) и небольшая светосила, что вынуждает ограничиваться длиной не более 1000 мм при сравнительно большом диаметре трубы - до 330 мм. Поэтому в перископе отражающая система обычно связывается с системою линз. Это достигается присоединением к отражательной системе перископа телескопа, одного или двух. При этом т. к. обычная астрономическая труба дает обратное изображение с перемещенными сторонами, то комбинация перпендикулярных зеркал с такой трубой даст прямое изображение с правильно расположенными сторонами. Недостатком такой системы является положение наблюдателя спиной к предмету, о чем упомянуто выше. Присоединение астрономической трубы к системе параллельных зеркал также нецелесообразно, т. к. изображение получится перевернутым, с обращенными сторонами. Поэтому в перископе обычно соединяются система параллельных зеркал и земная зрительная труба, дающая прямое изображение. Однако установка двух астрономических труб после двух инверсий даст так же прямое изображение, почему также применяется в перископе. Трубы в этом случае располагаются объективами друг к другу. Преломляющая система перископа не представляет каких-либо особенностей по сравнению с телескопом, однако выбор той или иной комбинации телескопов (точнее линз), их количества и фокусного расстояния определяется требуемыми углом зрения и светосилой перископа. В лучших перископах яркость изображения уменьшается на ≈30% в зависимости от системы и сорта линз.

Т. к. отчетливость изображения зависит и от окраски предметов, то улучшение видимости достигается также применением цветных светофильтров. В простейшей форме перископа (фиг. 3) верхняя линза О 1 дает в точке В 1 действительное изображение предмета, преломляя лучи, отраженные призмой Р 1 . Собирательная линза U создает в точке В 2 также действительное изображение предмета, которое отражается призмой Р 2 и рассматривается через окуляр О 2 глазом наблюдателя. В трубах обычно применяются ахроматические линзы, а также принимаются меры для устранения других аберрационных искажений. Устанавливая один за другим два телескопа, действующие подобно описанному выше, получают возможность увеличить расстояние между призмами без ущерба для светосилы перископа и его поля зрения. Простейший перископ такого типа показан на фиг. 4. Уже первые перископы подобного типа дали поле зрения в 45° и увеличение 1,6 при оптической длине в 5 м при диаметре трубы в 150 мм.

Т.к. наблюдение одним глазом утомительно, то были предложены перископы, дающие изображение на матовом стекле, однако это изображение значительно теряло в четкости, и поэтому применение в перископах матовых стекол распространения не получило.

Следующим этапом в развитии идеи перископов явились попытки уничтожить необходимость поворачивания трубы перископа при осмотре горизонта на 360°. Это достигалось соединением нескольких (до 8) перископов на одной трубе; в каждый из окуляров осматривалась соответствующая часть горизонта, причем наблюдатель должен был обходить трубу. Такого рода мультипликаторные перископы не давали все же всей картины в целом и поэтому были предложены омнископы , дающие весь горизонт в виде кольцевой картины благодаря замене объектива шаровой преломляющей поверхностью. Этого рода приборы, отличаясь значительной сложностью, не давали увеличения поля зрения по вертикали, что препятствовало наблюдению за самолетами, и искажали изображение, а потому вышли из употребления. Более удачным было укрепление оптической системы во внутренней трубе, которая могла вращаться внутри наружной независимо от последней (фиг. 5).

Такого рода панорамные перископы, или клептоскопы , требуют некоторого добавочного оптического устройства. Световой пучок, проникая в головку перископа через шаровую стеклянную крышку Н, предохраняющую прибор от попадания воды и не играющую оптической роли, распространяется по оптической системе Р 1 , В 1 , В 2 и т. д., которая укрепляется во внутренней трубе J. Последняя вращается при помощи цилиндрической зубчатой передачи, показанной внизу прибора рукояткой G, независимо от наружного кожуха М. При этом изображение, падающее на линзу В 3 , преломляемое призмой Р 2 и рассматриваемое окуляром, будет вращаться около световой оси окуляра. Во избежание этого внутри внутренней трубы укрепляется четырехугольная призма D, вращающаяся около вертикальной оси при помощи планетарной передачи К 1 , К 2 , К 3 с половинной скоростью и выпрямляющая изображение.

Оптическая сущность устройства уясняется из фиг. 6, показывающей, как вращение призмы поворачивает изображение с вдвое большей скоростью. Увеличение поля зрения в вертикальном направлении от 30° в обычном перископе до 90° достигается в зенитном перископе установкой в объективной части прибора призмы, вращающейся около горизонтальной оси, независимо от поворота всей верхней части около вертикальной оси для обозрения горизонта. Оптическая часть перископа такого типа дана на фиг. 7.

Перископы употребляются на подводных лодках для двух целей: наблюдения и управления торпедной стрельбой. Наблюдение может заключаться в простом ориентировании в окружающей обстановке и в более тщательном рассматривании отдельных предметов. Для наблюдения предметы д. б. видимы в натуральную величину. При этом практически установлено, что для точного воспроизведения с монокулярным наблюдением предметов, наблюдаемых обычно невооруженным глазом бинокулярно, увеличение прибора д. б. больше 1.

В настоящее время все перископы подводных лодок имеют увеличение 1,35-1,50 для простого ориентирования. Для тщательного рассматривания отдельных предметов увеличение д. б. больше, с максимально возможной освещенностью. В настоящее время применяется увеличение Х 6. Т. о. к перископам предъявляется двойное требование в отношении увеличения прибора. Это требование удовлетворяется в бифокальных перископах, оптическая часть объектива которых дана на фиг. 8.

Перемена увеличения достигается поворотом системы на 180°, при этом объектив O 1 и линза К 1 не перемещаются. Для большего увеличения служит система V’ 1 , Р" 2 , V’ 2 , для меньшего - система V 1 , P 1 , V 2 . Внешний вид нижней части зенитного бифокального перископа дан на фиг. 9.

Описанная конструкция для изменения увеличения не единственная. Более просто та же цель достигается удалением с оптической оси прибора излишних линз, укрепленных в оправе, которая может поворачиваться по желанию около оси. Последняя конструируется вертикально или же горизонтально. Для пеленгования предметов, определения их расстояния, курса, скорости и для управления торпедной стрельбой перископы снабжаются специальными приспособлениями. На фиг. 10 и 11 показаны нижняя часть перископа и наблюдаемое поле зрения для перископа, снабженного вертикально-базисным дальномером.

На фиг. 12 показано поле зрения перископа для определения расстояния и курсового угла по принципу совмещения.

На фиг. 13 дана нижняя часть перископа, снабженного фотографической камерой, и на фиг. 14 - нижняя часть перископа с приспособлением для управления торпедной стрельбой.

Головка перископа при движении вызывает на поверхности моря волнообразования, которые позволяют установить присутствие подводной лодки. Для уменьшения видимости головную часть перископа делают возможно меньшего диаметра, что уменьшает светосилу перископа и требует преодоления значительных оптических затруднений. Обычно узкой устраивают лишь верхнюю часть трубы, постепенно расширяя ее книзу. Лучшие современные перископы при длине трубы больше 10 м и диаметре в 180 мм имеют верхнюю часть длиной около 1 м с диаметром всего в 45 мм. Однако в настоящее время опытом установлено, что открытие подводной лодки достигается не обнаружением самой головки перископа, а видимостью ее следа на поверхности моря, который сохраняется продолжительное время. Поэтому в настоящее время перископ высовывают над поверхностью моря периодически на несколько секунд, необходимых для производства наблюдения, и сейчас же скрывают его до нового появления через определенный промежуток времени. Волнообразование, вызываемое в этом случае, значительно приближается к обычному волнению морской воды.

Различие температуры в трубе и в окружающей среде в соединении с влажностью воздуха внутри перископа приводит к отпотеванию оптической системы, для устранения которого устраивают приспособления для осушки перископа. Внутри перископа устанавливается воздушная трубка, проведенная в верхнюю часть трубы и выходящая наружу в нижней части перископа. С другой стороны последней устраивают отверстие, из которого воздух высасывается из перископа и попадает в фильтр, заряженный хлористым кальцием (фиг. 15), после чего нагнетается в верхнюю часть перископа воздушным насосом, по внутренней трубе.

Трубы перископа должны отвечать особым требованиям прочности и жесткости, во избежание нарушения оптической системы; кроме того материал их не должен влиять на магнитную стрелку, что нарушило бы работу судовых компасов. Кроме того трубы д. б. особо стойкими в отношении коррозии в морской воде, т. к. помимо разрушения самих труб будет нарушаться плотность соединения в сальнике, через который перископ выдвигается из корпуса лодки. Наконец геометрическая форма труб должна отличаться особой точностью, что при большой длине их создает при производстве значительные трудности. Обычным материалом для труб служит маломагнитная нержавеющая никелевая сталь (Германия) или специальная бронза - иммадиевая (Англия), - обладающая достаточной упругостью и жесткостью.

Укрепление перископа в корпусе подводной лодки (фиг. 16) вызывает затруднения, зависящие как от необходимости предотвратить попадание морской воды между трубой перископа и корпусом лодки, так и от вибрации последнего, нарушающей ясность изображения. Устранение этих затруднений лежит в конструировании сальника, достаточно водонепроницаемого и в то же время упругого, надежно соединенного с корпусом лодки. Сами трубы должны иметь приспособления для быстрого подъема и опускания их внутрь корпуса лодки, что при весе перископа в сотни кг приводит к механическим затруднениям и необходимости установки моторов 1, которые вращают лебедки 2, 4 (3 - включение для среднего положения, 5 - ручной привод, 6, 7 - рукоятки для механизма сцепления). При подъеме или опускании трубы наблюдение делается невозможным, так как окуляр быстро перемещается по вертикали. В то же время надобность в наблюдении особенно велика при всплытии лодки. Для устранения этого применяется устройство особой площадки для наблюдателя, соединенной с перископом и перемещающейся с ним. Однако это вызывает перегрузку труб перископа и необходимость выделения в корпусе судна особой шахты для перемещения наблюдателя. Поэтому чаще применяют систему стационарного перископа, позволяющего наблюдателю сохранять свое положение и не прерывать свою работу во время перемещения перископа.

Эта система (фиг. 17) расчленяет окулярную и объективную части перископа; первая остается неподвижной, а вторая перемещается с трубой по вертикали. Для оптического соединения их внизу трубы устанавливают четырехгранную призму, и т. о. световой пучок в перископе этой конструкции отражается четыре раза, меняя свое направление. Т. к. движение трубы изменяет расстояние между нижней призмой и окуляром, то последняя перехватывает световой пучок в различных его точках (в зависимости от положения трубы), что нарушает оптическое единство системы и приводит к необходимости включить в нее еще одну подвижную линзу, регулирующую пучок лучей соответственно положению трубы.

Обычно на подводных лодках устанавливают не менее двух перископов. Первоначально это вызывалось желанием иметь запасный прибор. В настоящее время, когда требуются два перископа различной конструкции - для наблюдения и атаки, перископ, применяемый при атаке, является в то же время и запасным на случай порчи одного из них, что важно для выполнения основной задачи - производства наблюдения. Иногда кроме указанных перископов устанавливают еще третий, запасный, употребляемый исключительно при порче обоих главных.

Армейские перископы отличаются большей простотой конструкции по сравнению с морскими, сохраняя в то же время основные черты и усовершенствования прибора. В зависимости от назначения конструкция их различна. Обычный траншейный перископ состоит из деревянной трубы с двумя зеркалами (фиг. 1). Более сложно устройство трубы перископа, включающей оптическую преломляющую систему, но не отличающейся особыми размерами; такая труба обычно устроена на принципе панорамного перископа (фиг. 18).

Блиндажный перископ (фиг. 19) по конструкции сходен с морским простейшего типа и предназначается для производства наблюдений из укрытий.

Мачтовый перископ служит для наблюдения отдаленных предметов или в лесу, заменяя неудобные и громоздкие вышки. Он достигает высоты 9-26 м и состоит из мачты, служащей для укрепления оптической системы, монтируемой внутри двух коротких труб большого диаметра. Окулярная труба укреплена на лафете внизу мачты, а объективная - на выдвижной верхушке мачты. Таким образом, в этом типе отсутствуют промежуточные линзы, что, несмотря на значительное увеличение (до х 10), при низком положении мачты вызывает уменьшение последнего по мере выдвижения мачты с одновременным понижением отчетливости изображения. Мачта монтируется на специальном лафете, служащем также и для перевозки прибора, причем мачта сдвигается. Лафет достаточно устойчив и лишь при сильном ветре требует дополнительного крепления отводами. Перископ с успехом применяется в технике для обследования отверстий, высверленных в длинных поковках (валах, каналах орудий и др.), для проверки отсутствия раковин, трещин, а также и других пороков. Прибор состоит из зеркала, расположенного под углом в 45° к оси канала, укрепленного на особой оправе и соединенного с осветителем. Оправа перемещается внутри канала на особом стержне и может поворачиваться около оси канала. Телескопическая часть смонтирована отдельно и помещается вне исследуемой поковки; она служит не для передачи изображения, как в обыкновенном перископе, а для лучшего рассмотрения захватываемого перископом поля зрения.

Изобретение относится к оптическому приборостроению, к устройствам оптического наведения и прицеливания, а именно к перископам подводных лодок. Перископ подводной лодки содержит корпус-тумбу, зафиксированную на прочном корпусе судна, внутри которой герметично установлена труба перископа с возможностью вертикального перемещения при помощи подъемного механизма, которая соединяет головную часть перископа и бугель, состоящий из двух частей, связанных между собой. Одна из частей бугеля соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения, а вторая имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа и прикреплена к трубе перископа. Перископ выполнен не проникающим в прочный корпус судна. Подъемный механизм расположен внутри корпуса-тумбы и состоит из электродвигателя с редуктором и двух вертикальных ходовых винтов. Верхние и нижние концы винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, параллельной оси перископа. С первой невращающейся частью бугеля каждый ходовой винт кинематически связан при помощи плавающей гайки. Достигается повышение надежности и удобства эксплуатации перископа. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к оптическому приборостроению, к устройствам оптического наведения и прицеливания, а именно к перископам подводных лодок. Перископы бывают как проникающие внутрь корпуса лодки, так и не проникающие. Не проникающие внутрь корпуса лодки перископы имеют преимущество, так как они без особых осложнений сохраняют герметичность наблюдательного поста подлодки и обеспечивают более удобное место для размещения оператора. При таком размещении оператор обеспечен зафиксированным монитором-окуляром, который, хотя и усложняет оптическую систему перископа, но позволяет отслеживать цель, не поворачивая монитор-окуляр вокруг своей оси. Оптический канал в таких перископах заменен на оптико-электронные каналы, использующие электрические сигналы, передаваемые по кабелю, что делает принципиально возможным размещение перископа не только над центральным постом, что является обязательным для традиционных перископов, но и в других местах на прочном корпусе. Перископы подобного типа самостоятельно выдвигаются в рабочее положение. Перископы подобного типа выпускаются всеми ведущими фирмами мира в области перископостроения, например, Kollmorgen Corp и Hughes Aircraft Со (США), Sagem SA (Франция), Pilkington Optronics (Великобритания). Riva Calzony (Италия), Carl Zeiss (Германия) . Проникающие внутрь корпуса судна перископы заставляют оператора двигаться вслед за окуляром и требуют больше места внутри корпуса подлодки. Современные проникающие внутрь корпуса лодки перископы не требует больше от оператора приспосабливаться к неудобным низким позициям, как это было при размещении окулярной части в основании трубы перископа. Эта проблема решилась при помощи монтирования перископа внутри корпуса-трубы, прикрепленного к жесткому корпусу судна. Окуляр сохраняет постоянную позицию вне зависимости от положения головной части и трубы перископа, которые двигаются вверх и вниз внутри корпуса-тумбы при помощи подшипников скольжения и подъемного механизма . Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой конструкции является проникающий в прочный корпус лодки перископ по , содержащий корпус-тумбу, закрепленную на прочном корпусе судна, трубу, соединяющую головную и окулярную части, которая содержит оптику и перемещается в вертикальном направлении под воздействием подъемного механизма благодаря подшипникам, установленным в верхней части корпуса подлодки и верхней части корпуса-тумбы, и оборудована в нижней части трубы - бугеле подвесным механизмом горизонтального наведения, включающего невращающуюся часть и двигатель. Невращающаяся часть механизма горизонтального наведения соединена с трубой при помощи роликового упорного подшипника, который позволяет трубе вращаться вокруг вертикальной оси под воздействием двигателя. Перископ содержит также неподвижный относительно корпуса подлодки окулярный блок. Прототип обладает следующими недостатками: 1. Сложность в обеспечении герметичности наблюдательного поста подлодки, так как труба перископа проникает в прочный корпус судна. 2. Невозможность поворота по курсовому углу при опущенном положении трубы и при ее неполном подъеме, что осложняет эксплуатацию прибора. Задача изобретения заключается в повышении надежности и удобства эксплуатации перископа. Поставленная задача осуществляется в предлагаемом перископе подводной лодки, содержащем корпус-тумбу, зафиксированную на прочном корпусе судна, внутри которого герметично установлена труба перископа с возможностью вертикального перемещения при помощи подъемного механизма, которая соединяет головную часть перископа и бугель. Бугель состоит из двух частей, связанных между собой посредством подшипника, при этом одна из частей бугеля соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения, а вторая имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа и прикреплена к трубе перископа. Предлагаемый перископ отличается от прототипа тем, что перископ выполнен не проникающим в прочный корпус судна. Подъемный механизм расположен внутри корпуса-тумбы и состоит из электродвигателя с редуктором, и по меньшей мере двух вертикальных ходовых винтов. Верхние и нижние концы винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси параллельной оси перископа, а с первой, невращающейся частью бугеля каждый ходовой винт кинематически связан при помощи плавающей гайки. Предлагаются варианты перископа, отличающиеся тем, что верхние и нижние концы вертикальных ходовых винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы при помощи подшипников, а плавающие гайки имеют возможность произвольного перемещения в параллельных горизонтальных плоскостях в пределах 1-1,5 мм. Электродвигатель и редуктор подъемного механизма зафиксированы на основании корпуса-тумбы. Сущность изобретения заключается в повышении надежности и удобства эксплуатации перископа путем осуществления возможности подъема и опускания трубы перископа в любом положении по курсовому углу, а также в осуществлении возможности предварительного наведения перископа на цель в его опущенном положении. Это осуществляется путем создания точки опоры для поворота трубы по курсовому углу при ее опущенном положении и при ее неполном подъеме, которая создается при помощи соединения невращающейся части бугеля с ходовыми вертикальными винтами, верхние и нижние концы которых зафиксированы на корпусе-тумбе. Сущность изобретения пояснена чертежом. На чертеже показана конструкция предлагаемого устройства. Как видно из чертежа перископ подводной лодки содержит корпус-тумбу 1, зафиксированную на прочном корпусе судна 2, внутри которой установлена труба 3 посредством опор, расположенных в верхней части корпуса-тумбы и подшипников скольжения 4. Соединения выполнены герметичными посредством грязевых и герметизирующих манжет 5. Труба 3 соединяет головную часть 6 и бугель перископа 7 и не проникает в прочный корпус лодки 2. Бугель 7 состоит из двух частей, одна из которых 8 соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения бугеля, а вторая 9 дополнительно имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа при помощи механизма горизонтального наведения и жестко соединена с трубой перископа 3. Части бугеля соединены между собой посредством подшипника 10. Электродвигатель с редуктором 11 механизма горизонтального наведения прикреплен к невращающейся части бугеля. Подъемный механизм состоит из электродвигателя с редуктором 12, которые зафиксированы на основании корпуса-тумбы 1 и вертикальных ходовых винтов 13. Верхние и нижние концы винтов соединены с верхней частью корпуса-тумбы и его основанием соответственно при помощи подшипников 14. Винты соединены с невращающейся частью бугеля 8 с возможностью перемещения в параллельных горизонтальных плоскостях в пределах допустимого люфта (примерно 1 мм), при помощи плавающей гайки 15. Люфт вызван погрешностью изготовления ходовых винтов. Устройство работает следующим образом. Труба перископа 3 под воздействием электродвигателя подъемного механизма 12 двигается в вертикальном направлении при помощи вертикальных ходовых винтов 13, по которым скользит плавающая гайка 15. Труба перископа 3 может разворачиваться по курсовому углу (вокруг вертикальной оси перископа) в любом положении по ходу движения в вертикальном направлении, так как существует точка опоры, образованная соединением невращающейся части бугеля 8 с ходовыми винтами 13 посредством плавающей гайки 15. Литература 1. Справочник "Janes" (1998-1997 год)-"Sumbarint weapont control syptems. Optronic masts"). 2. Патент Франции N 2488414 (прототип).

Формула изобретения

1. Перископ подводной лодки, содержащий корпус-тумбу, зафиксированную на прочном корпусе судна, внутри которой герметично установлена труба перископа с возможностью вертикального перемещения при помощи подъемного механизма, которая соединяет головную часть перископа и бугель, состоящий из двух частей, связанных между собой посредством подшипника, при этом одна из частей бугеля соединена с корпусом-тумбой с возможностью вертикального перемещения, а вторая имеет возможность вращения относительно вертикальной оси перископа и прикреплена к трубе перископа, отличающийся тем, что перископ выполнен не проникающим в прочный корпус судна, подъемный механизм расположен внутри корпуса-тумбы и состоит из электродвигателя с редуктором и по меньшей мере двух вертикальных ходовых винтов, верхние и нижние концы которых соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, параллельной оси перископа, а с первой, невращающейся частью бугеля каждый ходовой винт кинематически связан при помощи плавающей гайки. 2. Перископ по п.1, отличающийся тем, что верхние и нижние концы вертикальных ходовых винтов соединены соответственно с верхней частью и основанием корпуса-тумбы при помощи подшипников, а плавающие гайки имеют возможность произвольного перемещения в параллельных горизонтальных плоскостях в пределах 1-1,5 мм. 3. Перископ по п.1 или 2, отличающийся тем, что электродвигатель и редуктор подъемного механизма зафиксированы на основании корпуса-тумбы.

Название Фирма изготовитель Техническая характеристика Где установлен

PIVAIR(SPS), PIVAIR(SPS) К"-для АПЛ и ПЛАРБ SAGEM Оптико-электронный и оптический перископ, на котором также размешена антенна системы РПД и ИК системы. Кроме обычной бинокулярной оптики на мачте расположен секстант, 35мм кинокамера и ИК монитор. Оптическое увеличение 1,5х или 6х(12х в опционном режиме). Угол обзора 26,9, 4,5 град при угле подъема +807-10 град. Мачтовое устройство стабилизировано в 2-х плоскостях. Угол обзора осматривающей носовые и кормовые углы ИК системы 3x6 град обеспечивает быстрый обзор (при 1об/сек, или круговой поиск). Диаметр головки системы обнаружения 320мм, трубы 200мм (для SPS-S - 250 мм). Для перископа атаки - 140 мм и 180 мм соответственно. Casablanca, Emer-ande, Rubis, Saphir, Le Triomphant (версия М12/ SPS-S). L Inflexible и Le Re-doutable (все - Франция)

SMS SAGEM Экспортный вариант непроникающего внутрь ГК перископа, созданный на основе PIVAIR (SPS). Является модис)эи-кацией мачты радиоэлектронного противодействия. Испытан на Psyche (Франция, ПЛ типа Daphne). Gotland (Швеция), Kobben (Норвегия) для АПЛ и ПЛАРБ. Закуплен для испанских ПЛ типа Agosta

IMS-1 SAGEM Непроникающий внутрь ПК перископ только с ИК системой обнаружения (стабилизирована в двух плоскостях, угол подъема +30А9 град, угол обзора 5,4 град при поиске или 7x5,4 град при распознавании, элемент - IRIS CCD). Скорость при круговом обзоре - 15-20 об-мин. Скорость движения ПЛ до 12 уз. Размеры блока системы обнаружения: 208 мм диаметр, 180 кг. Диаметр мачты -235 мм. Narhvalen (Дания)

OMS SAGEM Гиростабилизированная по одной или двум осям система с ТВ камерой (угол подъема +50/-20 град, угол обзора 32 и 4 град), ИК системой (угол подъема +50А20 град, угол обзора 9 град) и стабилизированной навигационной РЛС (дальность 4-32 км, точность 2,5 град). Диаметр блока системы обнаружения 370 мм, вес 450 кг. ПЛАРБ типа Le Triomphant (Франция)

ST5 SFIM/SOPELEM Перископ атаки. Оптимальное увеличение 1,5х и 6х (угол обзора соответственно 30 и 7град). Углы подъема +30/-10 град. Всего по 1985 год выпушено 40 ед. ДПЛ Agosfa АПЛ Amethyste (Франция)

Модель J SFILM/SOPELEM Поисковый перископ, в его состав входят антенна РЛС, антенна АРА-4 и всенаправленные антенны электронной разведки. Увеличение 1,5х и 6х (углы обзора соответственно 20 и 5 гр^д) Agosta

Модель К SFIM/SOPELEM Установлен световой усилитель, при этом увеличение 5х, угол обзора 10 град, углы подъема +30/-10 град. При дневном режиме увеличение 1,5х и 6х (углы обзора соответст-венно 36 и 9 град) АПЛ типа Amethyste (Франция)

Модель L SFIM/SOPELEM Имеет те-же характеристики и устройства, что и модель К, но без секстанта, т.к. ПЛАРБ имеют специальный астроперископ MRA-2. ПЛАРБ ВМС Франции

М41 и ST3 (модернизированный) 5FIM/ SOPELEM (Франция) и Eloptro (Южная Африка) Оптические перископы атаки (ST3) и поиска (М41) были модернизированы на ПЛ ВМС Южной Африки: заменены оптический элементы, улучшены оптический характеристики системы, в том числе в условиях слабой освещенности, установлены видеодальномеры и ТВ-системы, работающие в условиях слабой освещенности, сигнал от которой подается на консоли операторов ЦП. ДПЛ типа Spear (типа Daphne) ВМС Южной Африки

Германия

STASC/3 Carl Zeiss Первый послевоенный перископ фирмы дзойного назначения - поиска и атаки. Оптическое увеличение 1,5х и 5,6х, углы обзора 40x30 град и 10x7,5 град. Углы подъема +90/-15 град. Всего было выпущено 30 ед. ДПЛ типа Narhvalen (тип 207, Дания), Kobben (тип 207, Норвегия), тип 205 (Германия), сейчас снят с вооружения.

ASC17/NavS (SER012) Carl Zeiss AS С17 - перископ атаки с фиксированными окулярами (с индикаторами пеленга в с}хжальной плоскости объектива) NavS - навигационный перископ, однотипный с AS С17, устанавливается на мачте РДП. Оптическое увеличение 1,5х и 6,0х, углы обзора 38x28 град и 9,7x5 град. Углы подъема +90/-15 град. (SERO - сокращение от ein Sehrohr- перископ (нем.)) ДПЛ типа 206 (Индонезия), типа 206А (Германия), типа 540 (Израиль)

Германия

ASC189 BS18 Carl Zeiss AS C18 и BS 18 соответственно перископы атаки и поиска (В - сокращение от eine Beobachtung - наблюдение (нем.)) Оптическое увеличение 1,5х и б,0х, углы обзора 40x30 град и 9,5x7,5 град соответственно. Углы подъема +75/-15 град. Диаметр трубы 52-180 мм и 60-180мм. ДПЛ типа 209 (Аргентина, Колумбия, Эквадор, Греция (только тип 209/1100)), Перу (Islay и Arica), Турция, Венесуэла (Sabalo).

AS С40, BS 40 (SERO 40) Carl Zeiss AS С40 и BS 40 имеют электрическую систему управления. Управление функциями (увеличение и т.п.) - кнопочное, электрическое. Выдаются данные по истинному и относительному пеленгу, углу подъема, высоте цели и дистанции до нее, данным радиоразведки. Увеличение 1,5х и 6,0х, при углах обзора 36*28град и 8x6,5 град, по углам подъема призмы +757-15 град. При поднятой антенне - +60/-15 град. Устанавливаются: лазерный дальномер, ТВ-камера, ИК шкала обзора носовых углов, работающая в диапазоне amp;-12 микрон. Имеется версия 40 Stab, стабилизированная по горизонту с использованием 2-х осевого гороскопа и 16-битового микропроцессора. ДПЛ типа 209/1200 (Греция), типа 209 (Индонезия), типа 209 (Перу, последние ПЛ серии), типа 209 (чили, Корея), типа 209/1400 (Венесуэла), Тайвань (Hai Lung)

SERO 14, SER015 Carl Zeiss SERO 14- перископ поиска, SERO 15- перископ атаки. Оптическое увеличение 1,5х и 6,0х при углах обзора 36л28 град и 8x6,5 град соответственно. Углы подъема +75/-15 град для SER014 и +60/-15 град для SER015. В состав SERO 14 входят также: - ИК система обнаружения (8-12 микрон) с американским 180-элементным модульным детектором, обеспечивает носовые углы обзора 14,2x10,6 град и 4x3 град; - дополнительный режим увеличения 12 с углами обзора 4x3 град и режим zoom. SERO 15 имеет оптический и лазерный дальномеры, а в модификации SERO 15 Mod IR еще и ИК камеру, работающую в диапазоне 3-5 микрон. Диаметры - больше, чем на серии 40 Stab. ПЛ типа 212 (Германия), ДПЛ Ula типа 210 (Норвегия)

OMS -100 Carl Zeiss Оптронная мачта с ИК и ТВ-системами наблюдения. Данные передаются на монитор в посту управления. На мачте могут быть установлены лазерный дальномер и антенна РЛС, либо только антенна РЛС. В комплект входит также антенна системы GPS и радиоразведки. ИК система работает в диапазоне 7,5-10,5 микрон (используется цифровой детектор) и имеет углы обзора 12,4x9,3 град либо 4,1x3,1 град. Углы подъема +60/-15 град. ТВ-камера (с 3 микропроцессорами) имеет углы обзора 30x22,7 град либо 3,5x2,6 град (в режиме zoom). Диаметр оптронного контейнера 220 мм, вес - 280 кг. Аппаратура управления и представления данных весит 300 кг, а мачтовое устройство - 2500 кг. Прошла испытания на ПЛ U-21 типа 206 в 1994 г.

Великобритания

CH 099 Великобритания, фирма Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) СН 099 - перископ атаки. Может быть оснащен ИК прибором ночного видения или высокочувствительной ТВ-камерой, но не обоими приборами вместе из-за недостатка места. Изображение формируется на экране ЭЛТ. Данные о пеленге и дистанции отображаются непосредственно в окуляре и автоматически передаются в ЦП и в систему управления огнем. Оптическое увеличение 1,5х и 6,0х. Диаметр мачты - 190мм. -

CK059 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) Перископ поиска, подобен перископу атаки СН099. Диаметр мачты - 190 мм. Имеет окно больших размеров, поэтому может быть оснащен дополнительно светоусилителем с трубкой Mullard, что позволяет использовать его в ночное время. На мачту может быть установлена всенаправленная антенна радиотехнической разведки. При применении приборов ИК наблюдения и ТВ-камерой перископ может быть оборудован пультом дистанционного управления, скорость в ращения датчика может изменяться от 0 до 12 об/мин, вертикальный наклон линии визирования в пределах от -10 град до +35 град. Оператор может также регулировать масштаб увеличения, фокусировку всех устройств, управлять передачей данных ит.п. -

Великобритания

СК034/СН084 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) 254-миллиметровые перископы поиска (СК 034) и атаки (СН 084). Диаметр верхней части перископа атаки - 70 мм. Оба перископа квазибинокулярные. Перископ СК 034 имеет три значения увеличения: 1,5х, 6х, и 12х. Углы обзора соответственно 24, 12,6 и 3 град. Установлен секстант типа AHPS4. Перископ СН 084 имеет значения увеличения 1,5х и 6х при углах обзора 32 и 6 град. Оснащен светоусилитилем. ИК системой наблюдения и дальномером, автоматически вычисляющим дистанцию до цели. АПЛ типа Trafalgar (Великобритания), ДПЛ типа Victoria (Uphoulder) (Канада)

СК043/СН093 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) Перископ поиска СК 043 оснащен светоусилителем и ТВ-камерой, работающей при низкой освещенности. Оба канала обнаружения стабилизированы. Диаметр перископа поиска СК 043 - 254 мм, перископа атаки СН 093 - 190 мм. ДПЛ Collins (Австралия)

СК 040 Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Pilkington Optronics) Комбинированный (поиска и атаки) перископ для малых ПЛ. Оборудован светоусилителем и дальномером. Имеет монокулярный объектив и стабилизирован по горизонту. Из-за массогабаритных ограничений отсутствуют дополнительные системы обнаружения и антенны навигационных систем, а также не выводятся показания истинного пеленга, имеется только относительная шкала координат. Окошко и объектив имеют обогрев. СМПЛ

СМОЮ Barr amp;Stroud (подразделение фирмы Rlkington Optronics) СМОЮ - это разработанная в порядке коммерческой инициативы оптоэлектронная мачта, в состав которой входят рабочая станция с двумя дисплеями фирмы Ferranti Thomson и мачтовое устройство фирмы McTaggert Scott. Рабочая станция, используя образы, полученные от различных систем обнаружения, создает синтезированный образ цели, который и передается в АСБУ. Все датчи‹и помешены в обтекаемый герметичный контейнер, а система обработки сигналов находится в ПК. В состав систем обнаружения входит ИК камера, монохромная камера с высокой разрешающей способностью, система радиоразведки и GPS. Углы обзора 3, 6, и 24 град, а углы подъема - +60/-15 град. Сейчас диаметр мачты 340 мм, но он может быть уменьшен до240 мм, при условии уменьшения угла подъема до 50 град. Мачта прошла морские испытания в 1996 г. SSN 20 Astute (Великобритания)


Type8L mod (T),Type15L mod(T) Sperry Marine Комбинация перископов для ПЛАРБ типа Ohio Type 8L установлена по правому борту ОВУ, a Type 15L - по левому борту. Type 8L несет также антенну РЛС определения дистанции, а 151-станцию PTPWLR-10. Оптическое увеличение соответственно 1,5х и 6х при углах подъема +60/-10 град. Углы обзора 32 и 8 град. Могут оснащаться ТВ - и фотокамерами. Длина перископа око-ло14м. SSBN тип Ohio (США), SSN 21 Seawolf (США) (перископы Type 8J Mod 3)

Type 18 Sperry Marine Поисковый перископ, несущий также антенну обнаружения сигналов РЛС, имеет гиростабилизированную оптическую систему, светоусилитель и ТВ-камеру для низких уровней освещенности. Модис|эикация Туре 18В имеет общую длину около 12,0 м, a Type 18D-12,6 м. Оптическое увеличение 1,5х, 6х, 12х, 24х, при углах обзора 32, 8, 4 и 2 град. Ограничения углов подъема +60/-10 град. Функциональные режимы перископа: день, ночь, оптика, ТВ, IMC (image motion compensation - компенсация движения образа цели), фотокамера и гиростабилизация.

Type 22 (NESSI^ - Оптронная система 2-го поколения для АПЛ типа Los Angeles, включающая ИК систему, работающую в диапазоне 3-5 микрон, ТВ-систему, работающую при низких уровнях освещенности, и антенну спутниковой навигации. Перископы Types 19, 20 и 21 - это различные типы оптронных мачт, данные о которых отсутствуют. ПЛА типа Los Angeles (США)

Model 76 Kollmorgen Бинокулярный, со стабилизированной оптикой, экспортный 7,5-дюймовый перископ фирмы Kollmorgen в версиях поиска и атаки. Оптическое увеличение 1,5х и 6х при углах обзора 32 и 8 град и ограничениях по углам подъема +74/-10 град для перископа атаки и +60А10 град для поискового перископа, для поискового перископа. На перископе поиска устанавливаются секстант, антенны связи, спутниковой навигации и РЭБ. Светоусилитель установлен непосредственно на мачте, а ИК система SPRITE - между оптической головкой и антенной РЭБ (угол обзора 12/4 град, при ХН 0,2 мра^о). Перископы, установленные на ПЛ различных флотов, имеют индивидуальные номера моделей. ДПЛ тип TR-1700 (Аргентина), типа 209/1400 (Бразилия), типа 209/1500 (Индия), Dolphin (Израиль), Salvatore Pe/os/(Model 767322c радиолокационным дальномером, Италия), Primo Langobardo (Model767323 с лазерным дальномером) Nazario Sauro вторые 2 ПЛ (Model 76/324), Walrus (Нидерланды), Nacken (Швеция), 209/1200 и 209/1400 Model 76/374 Турция)

Универсальная модульная мачта / Model 86/Model 90 Kollmorgen (США) Model 86 - оптронная мачта, объединяющая датчик ИКвидения, высокочувствительную ТВ-камеру и средства радиотехнического обеспечения. Для передачи информации используется волоконно-оптическая линия, управление осуществляется с помощью ЭВМ, производящей общий анализ угрозы, и с пульта управления. К числу дополнительных возможностей относятся цветной ТВ-канал, навигационная аппаратура SATNAV и обработка видеосигнала. Model 90 - это оптронная адаптация к обычному 190-мм перископу, совмещающая оптический канал с увеличением 1,5х, 6х, 12х, 18х при ограничении углов подъема +74/-10 град, ИК приемнике ограничением углов подъема +557-10 град, ТВ-камеру, лазерный дальномер, систему РЭБ и приемник‹GPS. Model 86 и 90 представляют собой коммерческие версии так называемой универсальной модульной мачты, в состав которой входит optronica фирмы Kollmorgen (США), дисплеи фирмы Loral Librascope (США), 2-х ступенчатая мачта фирмы Riva Calzoni (Италия), оконечное устройство обработки сигналов фирмы Alenia (Италия) и универсальные консоли MFGIES или CTI. Модио›икациями Model 90 являются ТОМ (тактическая оптронная мачта), OMS (оптронное мачтовое устройство обнаружения) и СОМ (компактная оптронная мачта). Последняя предназначена для СМПЛ. В начале 1994 г. Model 90 была поставлена на экспорт заказчику в Японию. АПЛ типов Seawolf и Virgnia


* По данным

The Naval Institute guide to World Naval Weapon Systems 1997-1998, pp. 638-644.

Loading...Loading...