Теории стратификации. Теория социальной стратификации Теории социальной стратификации в социологии

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

  • – наиболее важные теоретические подходы, объясняющие существующую систему социального неравенства в современном обществе;
  • – основные понятия, категории, исторические типы и критерии социальной стратификации, виды социальной мобильности;

уметь

  • – ориентироваться в процессах социальных перемещений и расслоения современного российского общества;
  • – самостоятельно формировать собственную позицию по отношению к проявлениям социального неравенства на практике;

владеть

– начальными навыками анализа факторов, влияющих на социальную неоднородность общества.

Теории социальной стратификации в современном обществе

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facere – делать) отражает существующую многомерность, структурированность различий между группами людей (классами, слоями) в конкретном обществе.

По замечанию Энтони Гидденса, "стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов", которые расположены "в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные – внизу". Следовательно, сущность социальной стратификации проявляется в неравном доступе к материальным и духовным благам, распределении прав, ответственности и привилегий, наличии или отсутствии власти и влияния.

Все концепции социальной стратификации базируются на представлении о социальной группе как наиболее простом, очевидном элементе в системе социальной иерархии. Однако мнения относительно данной категории в значительной степени разнятся. Так, одни ученые считают, что группа – это реальная, эмпирически фиксируемая общность, объединяющая людей на каких-то общих позициях. По мнению других, это статусная позиция, занимаемая некоторым множеством людей относительно общественно признаваемой шкалы ценностей, т.е. престижа. Третьи полагают, что группа – это конкретная общность, к которой индивид относит себя на основании самоидентификации. В силу многообразия социальных признаков и позиций, занимаемых людьми в обществе, один и тот же человек одновременно принадлежит к ряду групп, часто различающихся между собой по самым разным параметрам.

Социальная стратификация выражает универсальность расслоения, неравенства и неоднородности общества. П. А. Сорокин считал, что нестратифицированного общества никогда не существовало и существовать не может1. Это касается и наиболее примитивных по своей организации сообществ.

Источниками социальной стратификации являются:

  • 1) естественное неравенство индивидов, находящее выражение в способностях людей, особенностях их биологической, физической и психической организации;
  • 2) общественное разделение труда, связанное со структурированием трудового процесса, в результате которого осуществляется взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности;
  • 3) уклад жизни и статусно-ролевые позиции, складывающиеся в связи со спецификой выполняемых отдельными группами функций в рамках той или иной социальной системы;
  • 4) господствующая в обществе система ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство;
  • 5) институционализация механизмов организации (поддержания, охраны, регулирования) социального неравенства.

Все социологи признают неравенство как важную характеристику социального положения людей в обществе, однако расходятся во взглядах на природу данного явления. Сегодня существует множество трактовок социальной стратификации. К наиболее влиятельным из них следует отнести четыре: классовую теорию К. Маркса, системы стратификации М. Вебера и П. А. Сорокина, функционализм. Рассмотрим их подробнее.

Классовая теория К. Маркса оказала глубокое воздействие на все развитие представлений о стратификации. Хотя сам термин в его многочисленных работах отсутствует, однако именно основоположнику марксистской теории принадлежит заслуга выработки оригинальной концепции социально-экономических различий, которая до сих пор используется при характеристике положения групп в современном обществе. Заслугой Маркса является также то, что класс рассматривается им преимущественно в экономическом аспекте. Основные положения теории Маркса таковы:

  • 1. Класс понимается как группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства.
  • 2. Классовые различия заключаются в том, что одни классы обладают средствами производства, а другие лишены их и в силу этого подвергаются эксплуатации.
  • 3. Для одних классов наличие либо отсутствие собственности оказывается условием доступности власти, образования, культуры, для других, наоборот, – недоступности указанных позиций.
  • 4. Означенные факторы влияют на формирование у этих групп противоположных по своей направленности классовых интересов, а их противоречие проявляется в форме классового конфликта и борьбы классов.
  • 5. Классовая борьба затрагивает все сферы жизни общества (экономику, политику, идеологию и т.д.), что в конечном счете ведет к захвату власти ранее угнетенным классом и изменению способа производства, включая отношения собственности.

Отношения между социальными группами людей Маркс исследовал на примере современного ему капиталистического общества середины XIX столетия, в исторических границах которого разворачивалась борьба между рабочим классом (эксплуатируемыми) и буржуазией (эксплуататорами). Согласно марксистской теории, буржуазный строй есть последняя форма классового господства, так как борьба между рабочими и капиталистами завершится победой пролетарской революции, конечной целью которой будет достижение всеобщего равенства, т.е. бесклассового общества. Несмотря на то, что практика реального социализма в целом не подтвердила предсказаний Маркса относительно будущей судьбы классов, его учение оказало заметное влияние на последующее развитие представлений о стратификации.

Статусная теория М. Вебера формально продолжает линию, намеченную марксизмом, однако подход к трактовке причин социального неравенства, предложенный Вебером, не столь однолинеен и категоричен. Он выделил три основных признака, исходя из взаимодействия которых представляется возможным охарактеризовать положение группы и индивида.

Экономический критерий играет в теоретической системе Вебера исходную роль. Подобно Марксу, он широко использует понятие класса, но придает ему более широкий и вариативный смысл. Главными источниками формирования экономических классов Вебер считал: а) богатство; б) профессию; в) квалификацию.

Богатство в одном случае выступает в форме доходов, в другом – в виде движимого (автомобиль, яхта, ценные бумаги) и недвижимого (дом, произведения искусства, сокровища) имущества. Действительное богатство образуется лишь тогда, когда за ним стоит не доход, а накопленное имущество, в особенности недвижимость. Поэтому, хотя доходы состоятельных людей в кризисные моменты могут сокращаться, размер их богатства практически не страдает. В зависимости от размеров и формы богатства люди могут совсем не работать либо, например, выступать организаторами ведения своих дел, производства и т.д. В тех же случаях, когда доходы малы, возникает необходимость работать исключительно ради заработка, при этом значимость профессии и квалификации повышается, что предопределяет неравные возможности различных людей на рынке труда.

Социальный критерий, согласно Веберу, представлен понятием статуса, получившего признание не только в сфере социологии, но и политологии, социальной психологии, прочих наук.

Социальный статус есть положение индивида или социальной группы относительно иных индивидов, групп, устанавливаемое по социально значимым для данной общественной системы признакам (возраст, пол, профессия и др.). Статус связан с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Веберу принадлежит заслуга в разработке идеи статусных групп , каждая из которых соответствует определенному положению в иерархии общества (статусу). К группообразующим (статусным) признакам он относил:

  • а) специфический стиль жизни;
  • б) определенный тип образования и занятий.

Немецкий социолог указал также на связь статусной дифференциации общества с субъективной оценкой социального положения, т.е. престижем.

Престиж (фр. prestige – обаяние, очарование) – это соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, разделяемая обществом или группой и ее членами на основании принятой системы ценностей. В престиже как оценочной категории выражается степень уважения субъектами тех или иных социальных позиций. Вебер считал, что престиж и уважение дефицитны сами по себе: их за деньги не купить, они всегда относительны.

Властный критерий связан с возможностью проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению других людей или групп. По мнению Вебера, благодаря своему богатству либо высокому престижу в обществе или используя оба фактора может достичь вершин власти. Однако то и другое условие на практике не обязательно. В то же время отправление властных полномочий способно уже само по себе стать высокопрестижным занятием, обеспечить богатство и перераспределение доходов.

Учет фактора власти в подходе, предложенном немецким социологом, тем более важен, что движущей силой ее оказывается определенный отдельно взятый интерес, противостоящий всем иным интересам и выражающим его социальным силам. Правда, реализоваться данный интерес может лишь при условии объединения людей в партии. Последним Вебер придавал расширительное толкование, считая таковыми не только чисто политические объединения, но также профсоюзы, различного рода инициативные группы и ассоциации профессионалов, т.е. любые группы, коллективное действие каждой из которых позволяет им осуществлять свою власть. И статус, и принадлежность к партии могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп. Человек, обладающий властью, получает дополнительные возможности для повышения своего социального статуса и извлечения добавочных материальных выгод. Наоборот, тем, кто находится на более низких уровнях социальной иерархии, предоставляется лишь ограниченное право выбора между конкурирующими партиями.

Теория социальной стратификации П. А. Сорокина – это классическое направление в исследовании проблематики социального неравенства. Будучи насильно выслан из страны советской властью, Сорокин с 1923 г. жил и творил в США. Ему принадлежит заслуга в выработке представления о социальном пространстве , положение и все перемещения человека в пределах которого определяются его отношением к другим людям. Сорокин выделяет следующие этапы нахождения индивидом своего места в социальном пространстве:

  • 1) причастность к какой-либо группе;
  • 2) соотношение групп внутри конкретного социума;
  • 3) отношение данного социума с иными, составляющими вместе с ним современное человечество.

Сорокин был сторонником учета различных параметров, влияющих на место индивида в существующих системах иерархии. Так, немаловажную роль он отводил семейному положению и национальности, профессии и принадлежности к политическим партиям. Совокупность различных параметров, по его мнению, позволяет определить координаты в обществе любого индивида.

В рамках разрабатывавшихся социологом представлений были выделены вертикальный и горизонтальный параметры социального пространства. Индивиды, принадлежащие к одной и той же социальной группе (например, жители Екатеринбурга), существенно различаются в своем социальном положении по "вертикали". Это проявляется и в уровне образования, и в доходах, и в характере управленческого или исполнительского труда, других факторах.

Заметим, что горизонтальные параметры социального пространства могут быть либо связаны, либо нет с проявлениями социального неравенства, которые вызываются поселенческими, территориальными и климатическими условиями. Так, существенно отличаются условия жизни и социальные возможности, перспективы жителей города и деревни, столицы и провинции, большого и малого городов, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и средней полосы России. В то же время в большинстве развитых стран Запада такого рода различия предельно нивелируются. Например, уровень комфорта и благосостояния граждан Канады практически не зависит от того, проживают ли они на юге страны или за Полярным кругом.

При всех различиях форм стратификации в конкретных сообществах в определенные моменты их истории, по мнению Сорокина, среди них могут быть выделены три основные, каждая из которых внутренне дифференцирована по ряду оснований:

  • 1) экономическая стратификация (различия доходов и уровня жизни, существование богатых и бедных слоев населения);
  • 2) политическая стратификация (различия рангов и престижа, званий и почестей, существование управляющих и управляемых);
  • 3) профессиональная стратификация (различия по роду деятельности, занятиям, престижности профессии, деление на руководителей и подчиненных).

На практике все три формы обычно тесно взаимосвязаны, хотя между ними нет полного соответствия. Так, у руля политической власти могут находиться люди с низким уровнем культуры и образования (например, в бывшем СССР), а люди с высокой квалификацией могут иметь доходы, приближенные к прожиточному минимуму (медики, педагоги и ученые в современной России).

Сорокин указывал, что процессы стратификации не прекращаются никогда. Они вызывают изменения как в социальном положении индивидов внутри групп, так и во взаимном соотношении групп в обществе. Ученый особо предостерегал от возникновения ситуаций, при которых изменения становятся чрезмерными и начинают угрожать стабильности всей системы в целом.

Благодаря теоретической деятельности П. А. Сорокина термин "социальная стратификация" был введен в научный оборот.

Функционализм

Представители данного направления (американские социологи К. Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс, Б. Барбер) внесли определенный вклад в развитие представлений о социальном неравенстве. Однако в основе их воззрений так или иначе лежат идеи, впервые высказанные Эмилем Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда" (1893). Их смысл сводится к следующему:

  • 1. Одни и те же виды деятельности имеют неодинаковую ценность, определяемую социальными условиями и культурными традициями конкретных сообществ.
  • 2. Функции, выполняемые применительно к тем или иным сферам жизни общества (закон, труд, семья и т.д.), всегда образуют некоторую иерархию.
  • 3. Существует зависимость между талантами, которыми люди наделены в неодинаковой степени, и функциями, которые следует доверять им при соответствующем вознаграждении их заслуг со стороны общества.

В XX столетии основные положения подхода, реализованного Дюркгеймом, были использованы в ряде теорий, придерживающихся функционализма как метода объяснения социальных процессов. Наибольшую известность получило совместное исследование К. Дэвиса и У. Мура (1945), которые утверждали, что при всех типах общественного устройства существуют социальные позиции, объективно обладающие большей функциональной значимостью в сравнении с другими. Именно они предъявляют повышенные требования к квалификации и подготовке кадров, в силу чего оказывается необходимым соответствующее вознаграждение для стимулирования талантливых людей к развитию своего потенциала. Это достигается сочетанием материальных стимулов и высокого социального статуса (престижа) определенных видов деятельности.

Толкотт Парсонс, выдвинувший в рамках функционализма собственную концепцию, указал на то, что критерии стратификации в современном западном обществе отличны от тех, которые действуют в традиционном обществе. Приобретенные статусы более значимы, нежели прирожденные и предписанные; они образуют иерархию материального вознаграждения и престижа в соответствии с их функциональной значимостью для общества. Особое значение Парсонс придавал достижению консенсуса в обществе относительно значимости конкретных профессий.

Все четыре трактовки социальной стратификации сегодня используются для объяснения ее современных процессов. Вместе с тем существующие подходы подвергаются критике. Так, одни оппоненты считают, что в них слабо учитываются так называемые гендерные различия, обусловленные полом людей (например, как отмечают теоретики современного феминизма, часто забывается тот факт, что наиболее пострадавшей стороной от проявлений социального неравенства являются женщины). По мнению других, указанные подходы недостаточно внимания уделяют нарастающей полиэтничности общества, что связано с усилением миграции между странами и континентами.

Социальная стратификация представляет собой процесс и ре­зультат деления людей на неравнозначные группы, образующие иерархическую (упорядоченную по принципу: низшие - высшие) последовательность на основе одного или множества признаков [Гидденс (№ 9), 112-119; Сорокин, 1992, 302; Трансформация со­циальной структуры..., 8]. Такими признаками обычно являются собственность (размер имущества, доход), власть (административ­ное положение, политическая принадлежность), социальный статус (род занятий, квалификация, образование и др.). На этой основе социологи обычно дифференцируют все население на низшие, средние и высшие классы. К высшему классу относят владельцев значительных состояний, имеющих высокие доходы, максималь­ный доступ к социальным благам, власти, элитному образованию и престижным профессиям. Это в основном крупные предприни­матели и руководители высокого ранга. Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса (старый средний класс), управленческий персонал, специалисты, работники сферы образо­вания, торговли, медицинского обслуживания, фермеры (новый средний класс). К низшему классу относят лиц физического труда и неквалифицированных наемных работников, занятых во всех сферах. Внутри каждого из этих классов выделяют высшие, сред­ние и низшие слои.

Понятие «класс», в отличие от понятия «слой» (strata), исполь­зуется для обозначения не просто отличающихся друг от друга, а конфликтующих групп населения. Слои бывают внутриклассовы­ми и межклассовыми. Социальная стратификация вообще и клас­совое деление в частности возникают из-за ограниченности мате­риальных ресурсов и обусловленного этой ограниченностью об­щественного неравенства. В борьбе за распределение и перерас­пределение ресурсов население той или иной страны само себя структурирует в зависимости от степени доступа к ним. В разные периоды истории и в разных странах современного мира можно обнаружить различные системы стратификации населения: рабо­владельческую, кастовую, сословную и классовую [Гиденс (№ 9), 113-114]. К этому перечню можно добавить еще и корпоративную систему, которая, по мнению Э. Дюркгейма, должна прийти на смену классовой.

В настоящее время в социологии преобладает многомерный подход к изучению социальной стратификации [Трансформация социальной структуры..., 6]. Каждая социальная группа выделяется среди населения на основе агрегирования (объединения) значи­тельного числа признаков, которые могут быть присущи конкрет­ным людям в различной степени и в различных сочетаниях. Гид-денс, например, делит все население современных индустриальных западных стран на высший, средний и рабочий классы. Отсутствие градации «низший класс» объясняется тем, что многие не хотят относить себя к этому классу, к рабочему классу относят себя без колебаний [Гидденс (№ 11), 107]. Здесь мы сталкиваемся с пробле­мой соотношения двух способов социального структурирования: объективного (общественное положение людей) и субъективного (идентификация людей с этим положением).


Социальная идентификация (от лат. identicus - тождественный) представляет собой процесс отождествления с определенной ста­тусной группой и одновременно дистанцирования от других. Пер­вые попытки американских социологов изучить стратификацию населения США на основе «чистой» трехуровневой модели (выс­ший-средний-низший класс), привели к абсурдному результату: 80% опрошенных отнесли себя к среднему классу [Гидденс, (№ 11), 107]. При изучении стратификации необходимо сочетать объективный и субъективный методы: анализ социальных позиций и анализ социальной идентификации.

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внима­ния прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд

и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 424] две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предпри­ятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система - это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. пре­вращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми [Там же, 3, 433]. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни дру­гого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, по­рождающий классовые противоположности, не будет заменен об­щественным, при котором эти противоположности исчезнут [Там же, 4, 447]. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производ­ства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объ­ективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти - на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать [Вебер, 149-156]. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профес­сия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе соци­альным различиям.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизован­ные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных

групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее - результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических разли­чий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.

Дополнение объективных параметров социальной стратифика­ции субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Осо­бую роль в формировании этого представления сыграли труды рос­сийского, а с 1930 г. - американского социолога Питирима Алек­сандровича Сорокина.

П. А. Сорокин (1889-1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяже­ние в группировку сходных в отношении этих признаков индиви­дов» [Сорокин, 1993, 87]. Он структурировал людей на следующие важнейшие группы: 1) расовую, 2) половую, 3) возрастную, 4) се­мейную, 5) государственную, 6) языковую, 7) профессиональную, 8) имущественную, 9) правовую, 10) территориальную, 11) религи­озную, 12) партийную, 13) психоидеологическую [Сорокин, 1992, 88]. Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодейст­вующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в еди­ное целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятив­ными [Сорокин, 1993, 65]. Такие группы можно выделять на осно­ве интегральных критериев, например профессионально-партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объеди­ненной на основе таких элементарных признаков, как имущест­венный, профессиональный, правовой [Там же, 88]. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал воз­можности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на­селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов соци­альной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистан­ция», «социальная позиция» и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» [Бурдье, 59] в социаль­ном пространстве - многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в ко­торых осуществляется взаимодействие этих агентов [Там же, 40; 82]. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют оп­ределенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и кол­лективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набо­ром диспозиций (от лат. dispono - размещаю, располагаю). Диспо­зиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отно­шение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность прису­щих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude - привычка, навык, обычай) социальным аген­том определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным (включенным в структуру агента. - Г.А.) классом» [Там же, 126].

Габитус - это присущий каждому классу особый принцип кон­струирования социального пространства, который отличает его от других классов. ЮлГС. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в со­циальной действительности [Качанов Ю.Л. Политическая тополо­гия: структурирование политической действительности. М, 1995. С. 62-73; 90-91]. В то же время габитус как система усвоенных

индивидуальными и коллективными агентами динамических сте­реотипов мышления и действия способствует освоению и преобра­зованию определенной социальной позиции. Бурдье называет га­битус «системой предрасположенностей» и «порождающей способ­ностью» к производству схем восприятия, мышления и действия [Бурдье 77. Структуры. Habitus. Практики. // Современная социаль­ная теория: Бурдье. Гидденс. Хабермас. М, 1995. С. 16, 20].

Можно утверждать, что класс формируется благодаря образова­нию габитуса - сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социаль­ных агентов из потенциального в реальный класс. Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Моби­лизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их иден­тификации с этой позицией.

Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объек­тивных условий, имеют одинаковый habitus» [Там же, 25]. Теоре­тически сконструированный (возможный) класс нельзя отождест­влять с реально существующим классом. Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокуп­ность социальных условий, объективно детерминирующих классо­вую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно постро­ить теоретическую (претендующую на объективность) классифика­цию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся из­менить свою позицию в объективной классификации или даже за­менить сами принципы, согласно которым эта классификация осу­ществляется» [Там же, 63]. Важно также учитывать социальную траекторию агента - «эволюцию его свойств во времени», кото­рая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции» [Там же, 143].

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое суще­ствует в социальной действительности. В отличие от других теорий

социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм , в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций , выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

Теория М. Вебера . Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

Эмпирическая теория социальной стратификации . В рамках ее выделяются три подхода:

    самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.

    метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.

    «объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.

Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие«авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество науправляющих и управляемых . В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества.

Большой вклад в ее разработку внес русско-американский социолог П.Сорокин. Страта в переводе с лат. – слой.

Страта – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Каждая страта имеет свой статус , т.е. место в иерархии, свое положение в обществе. Статус группы характеризуется престижем. Престиж – это оценка статуса страты закрепленная в общественном мнении.

Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе социальных групп, представители которых отличаются объемом власти и материального богатства, источником его получения, образом жизни, образованием, объемом прав и обязанностей, привилегий и престижа и др. моментами. То есть речь идет о социальном расслоении общества, благодаря которому обществом может стимулировать одни виды деятельности и подавлять другие.

Иерархия групп может выстраиваться по экономическому признаку, по политическому признаку, по профессиональному признаку.

Очень важным является осознание, во-первых, неравенства страт, во-вторых, своего положения, ибо это становится основой для социального действия: человек стремится занять более престижное социальное положение.

Важным показателем общества является степень неравенства : большая степень неравенства чревата социальными потрясениями, но и уравниловка не стимулирует развитие.

Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость.

Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами).

Взаимодействие страт, классов, профессиональных и других групп в обществе может характеризоваться консенсусом или конфликтом.

Итак, теория социальной стратификации – это многомерный подход к структурированию общества. Следует отметить, что есть и понятие социальной дифференциации. Оно шире понятия социальной стратификации, т.к. не связано с неравенством, а подразумевает любые отличия.

Теория социальной мобильности

Эта теория дополняет теорию социальной стратификации.

Изменение статуса индивидов или групп в обществе называется социальной мобильностью . Она бывает горизонтальная и вертикальная. Мобильность дает ощущение открытости общества .

Перемещение индивида по социальным слоям осуществляется с помощью социальных лифтов. Социальные лифты – это такие социальные институты как образование, брак, собственность, наследование, политика, военная служба и т.п.

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

Главная идея основателей этой теории – В.Парето (1848-1923) и Моска (итал.), - в том, что общество делится на управляющих и управляемых . Т.е. они исходят из того, что в обществе главные – политические отношения.

Элита – это незаурядные личности, масса – остальные люди, подверженные верованиям, чувствам. Массы разрознены, неорганизованны и не способны к коллективным действиям без руководства организованного меньшинства.

Два главных качества управляющей элиты: 1. умение убеждать, манипулировать человеческими эмоциями (это «лисы»); 2. умение применять силу (это «львы»).

Вся история – история смены элит – это история насилия, афёр, дворцовых переворотов и т.п. Эти взгляды – оправдание тоталитаризма. (В них можно найти связь с взглядами мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли и философа 19 в. Ф.Ницше).

Немецкий социолог К.Мангейм (1893-1947) (осмысливая фашизм), считал, что препятствием тоталитаризму может быть конкуренция относительно открытых элит за позиции власти , считал, что необходимо сохранять оптимальные отношения между элитой и массой . Это важные черты демократии . В 60-70-е годы 20 века развивается идея плюрализма элит, важности нахождения консенсуса между ними относительно существующей системы (например, в США есть много партий, однако за власть реально борются две партии – республиканцы и демократы, их программы отличаются лишь незначительными деталями).

Выделяют следующие типы элит : 1. политическая; 2. экономическая; 3. военная; 4. научная и техническая; 5. культурная и духовная; 6.теневая контрэлита (оппозиция).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно обратить внимание на взаимозависимость элементов социальной сферы, ее целостность. Как ее достичь? Так, при капитализме конкретные особенности таких классов как буржуазия и пролетариат ведут к их противостоянию. Но тогда, система может стать нестабильной. Требуется найти нечто общее для разных классов, что сможет объединить людей. Для своего оптимального развития капитализм «требует» такую общность, как нация. В итоге образуется качественно определенная система социальной жизни капитализма.

На каждом конкретном этапе развития общества ведущей становится та или другая общность. Сегодня особенно велика роль такой общности как народ страны . Если говорить про мир в целом, то возрастает роль такой общности как человечество. Все общности должны развивать себя через приоритет общечеловеческих интересов.

Для формирования социальной структуры современного белорусского общества (собственно, для обществ всех постсоветских стран) характерны следующие особенности: 1) деформация социальной структуры под влиянием длительного господства административной системы, рыночных трансформаций, а также процессов глоба­лизации; 2) появление новых социальных общностей, характерных для обществ с рыночными отношениями, - предпринимателей, менедже­ров, безработных и др.; 3) сильное расслоение, дифференциация социальных общностей, возникновение новых принципов расслоения по сравнению с дореформенным периодом; 4) формирование нового ком­плекса социально-экономических интересов личностей и групп; 5) кон­фликтность новой социальной структуры на основе различай, связан­ных с властью и собственностью; 6) появление конфликтности отноше­ний на уровне массового сознания, что затрудняет интеграцию и подры­вает основы социального партнерства.

Следует сопоставить социальную сферу с политической сферой жизни общества. Раскрывая политическую сферу жизни общества, мы использовали такие понятия как правовое, демократическое государство и гражданское общество. Граждане – это не подданные. Граждане – это люди, которые принимают личные решения и, следовательно, являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество, организовываются в различные организации, выражающие их интересы и защищающие их права. В эти организации могут входить люди принадлежащие к разным социальным слоям и разным социальным группам. Гражданское общество соотносится с демократическим правовым государством, которое и дает людям возможность свободно решать их частные проблемы.

Разделяя понятие социальной стратификации на составляющие, легко получить термин «общественного слоеного пирога». Так как, «stratum», в переводе

С латинского языка, означает «пласт, слой».

Единый стиль жизни – критерий, характеризующий страту.
В целом стратификационная модель достаточно сложна и включает в себя такое множество «осей», «векторов», что позволяет говорить о ее большой вариативности.
Социальный признак, в свою очередь, может быть профессиональным, имущественным или любым другим.

Основополагающим принципом является – под каким углом зрения договариваются в обсуждении данного вопроса рассматривать это понятие.
Доминирующим вопросом является отношение к социальным благам . То есть, количество результатов труда, которое принадлежит той или иной социальной группе, и позволяет говорить о расслоении на бедных, зажиточных и богатых.

Во главу угла твердо ставятся: власть, доход , престиж и образование. Все они легко измеряются, следовательно, дают возможность охарактеризовать страту, как группу людей, предельно близких по вышеперечисленным критериям.

Виды стратификации

Классы, рабство, касты, сословия – главные типы стратификации. Из них только первый считается открытым, остальные же – закрытые. В закрытом обществе перемещения по стратам запрещены полностью или значительно ограничены. В открытом обществе законодательно «движение по вертикали» разрешено.
Разумеется, общие признаки свойственны каждому из слоев, как и присущи им разные статусы. Умственный труд оценивается, как правило, более высоко, нежели труд физический; высококвалифицированные специалисты занимают положение в обществе выше работников, не имеющих квалификации . Никто не станет отрицать наличие «бедных» и «богатых».

Теория социальной стратификации в трудах учёных

Общепризнанными стали труды Сорокина П. А. – ученого русского происхождения, профессора Петроградского, а впоследствии – Гарвардского университета, которого принято считать одним из основоположников теории современной стратификации.
В его работах идет подразделение на слои:

  • политический – представитель слоя стоит у власти или подчиняется;
  • экономический слой – владеет или обделен ими;
  • профессиональный слой – трудится в сфере «уважаемых» специалистов или представитель низкоквалифицированного уровня;
  • личностный слой – обладает (чаще – уже при рождении) определенным набором моральных, этических и других качеств , возможностей, в частности – способности к успешному обучению чему-либо или лишен вышеперечисленного;

Согласно его теории, взаимодействия между слоями происходят «по вертикали», а внутри - «по горизонтали». Проводя аналогию с математикой: мобильность вертикальная (у) и горизонтальная (Х)

Разделение социальных классов в теории стратификации

Барьеры между всеми социальными классами-слоями, разумеется, существуют.
Однако чем выше по своеобразной лестнице расположен данный класс, тем более «замкнутым», отгороженным от внешнего мира (и от других слоев), он является.
Так называемые, «малопроницаемые социальные группы», весь свой образ жизни старались строить так, чтобы возвести вокруг своих мест проживания, общения как можно больше барьеров с целью предотвратить проникновение «чуждых для них элементов».
В первую очередь, подобное поведение свидетельствует о чувстве самодостаточности членов данного социального слоя, их твердой уверенности в том, что привнесенное «извне» не сможет добавить ничего хорошего в их стабильно благополучное существование.
Вместе с тем, у представителей «нижележащих» слоев всегда сохраняется неистребимое с веками и репрессиями, желание подняться выше, перейти в другой слой.
Свобода перемещений (другими словами – мобильность) человека между слоями зависит от степени открытости общества.
Путем анализа статистических данных Сорокин И.А. доказал, уровни благосостояния испытывают колебания. Периоды обогащения и обнищания чередуются между собой. Циклы подразделяются на малые (от 3 до 12 лет) и большие (40 – 60 лет). Примерно с такой периодичностью меняется и состав социальных групп.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Loading...Loading...