Соглашение об упрощении торговли. Соглашение вто об упрощении процедур торговли. III. Разделение процедур выпуска и выдачи окончательного решения по таможенным платежам

Г.В. Баландина

руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов,

старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПРОЩЕНИИ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ ВТО И ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ

ДОКЛАД

(Международная научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна», г. Люберцы 19-20 ноября 2014)

Соглашение всеобъемлющее и включает наиболее полный набор мер по процедурам упрощения торговли. Официального перевода на русский язык окончательного текста Соглашения пока нет. Существует множество вариантов перевода: Соглашение о содействии торговле, Соглашение об упрощении процедур торговли, Соглашение об облегчении торговли.

Таможенный контроль перемещения товаров через таможенную границу должен осуществляться не в ущерб торговле. Поэтому в контексте Соглашения более уместно говорить о содействии торговле как противовесе осуществлению таможенного контроля.

История переговоров об упрощении процедур торговли насчитывает уже насколько десятилетий. Начало переговорам было положено в начале 1990-х годов. Позже вопрос об упрощении процедур торговли был включен в повестку дня ВТО на Сингапурском совещании министров в декабре 1996 года.

В следующий раз вопрос упрощения процедур торговли обсуждался на Министерской конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001 года. В декларации, принятой по итогам заседания, указывалось, что переговоры по упрощению процедур торгов-

- 78 -

ли будут проведены после пятой сессии Конференции на уровне министров, которая пройдет в 2003 году.

В августе 2004 года решением Генерального совета ВТО был одобрен так называемый июльский пакет. В приложении D к решению описаны модальности и механизм проведения переговоров по содействию торговле.

В период с 2009 по 2013 год вырабатывался консолидированный текст переговоров, который служил основой дальнейшего обсуждения вплоть до принятия окончательного текста Соглашения. Текст редактировался 19 раз, прежде чем принял окончательный вид Соглашения о содействии торговле, которое было одобрено Министерской конференцией на Бали в декабре 2013 года.

Протокол о вступлении в силу Соглашения в установленный срок в июле 2014 года не получил одобрения Генерального совета ВТО, так как Индия воспользовалась своим правом вето и выступила против. В настоящее время Индия и США предложили компромиссные решения, после их одобрения другими членами ВТО можно рассчитывать на скорое вступление Соглашения в силу.

Новая редакция Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) разрабатывалась Всемирной таможенной организацией (ВТамО) в 1990-х годах. Параллельно в рамках Всемирной таможен- ной организации начались переговоры по упрощению процедур торговли. В чем причина того, что в рамках двух между- народных организаций одновременно возникли переговоры по одному и тому же вопросу? Возможно, регулирования, которое предлагала Киотская конвенция, было недостаточно?

Соглашение об упрощении процедур торговли предусматривает разного рода обязательства стран-участниц по упрощениям, но не конкретизирует и не детализирует их. Например, Соглашение предусматривает, что таможенный контроль должен осуществляться на основе анализа рисков и управления

- 79 -

ими, но не содержит деталей. Киотская конвенция и последующие рекомендации Всемирной таможенной организации всесторонне описывают эту тему.

Еще одно отличие – разная степень обязательств стран-участниц. Генеральное приложение к Киотской конвенции однозначно предусматривает обязанность всех участников привести в течение от 3 до 5 лет свое законодательство в соответствие с положениями Конвенции. Далее все зависит от добросовестности участника Конвенции в соблюдении своих международных обязательств.

Соглашение о содействии торговле войдет в приложение 1А к Марракешскому соглашению. Это означает, что его исполнение станет обязательным для стран – членов ВТО, а неисполнение обязательств, предусмотренных нормами Соглашения, может служить для других членов поводом для обращения в Орган по разрешению споров ВТО.

Представители бизнеса в целом очень позитивно оценивают перспективы вступления в силу Соглашения. Это подтверждают результаты многочисленных исследований, проведенных в том числе международными организациями. Например, для малых предприятий, на долю которых во многих странах приходится до 60% ВВП, упрощение процедур торговли означает возможность освоения зарубежных рынков и представления на них своей продукции, что в некоторых странах недоступно в связи с высокими административными барьерами. Для развивающихся стран упрощение процедур торговли может стать серьезным стимулом к развитию.

Структурно Соглашение состоит из трех разделов:

раздел I содержит набор упрощений процедур торговли с разной степенью обязательности;

раздел II содержит специальный и дифференцированный режимы, которые позволят развивающимся и наименее развитым странам самостоятельно определять, каким образом они будут реализовывать положения Соглашения;

- 80 -

раздел III содержит положения, согласно которым создается постоянный комитет по упрощению процедур торговли в рамках ВТО.

Соглашение предусматривает следующие упрощения процедур торговли.

1. Транспарентность, прозрачность и открытость. Данные меры включают в себя:

– публикацию законов и других актов, регулирующих процедуры импорта, экспорта и транзита, включая информацию о пунктах пропуска, ставках пошлин и сборов, правил классификации и т.д.;

– доступность информации в Интернете о процедурах импорта, экспорта и транзита, включая рекомендации по практическим шагам для импорта, экспорта и транзита товаров;

– создание информационных центров для предоставления необходимых сведений участникам ВЭД;

– предоставление информации о новых законах и иных нормативных актах до вступления их в силу с возможностью заинтересованных лиц дать свои комментарии;

– проведение регулярных консультаций между органами, действующими на границе, и заинтересованными лицами.

2. Стабильность действия правил : предоставление предварительных решений, которые должны быть действительны в течение разумного периода времени после выдачи, если законы, факты или обстоятельства не изменились.

ОЭСР в своих исследованиях высоко оценивает эффективность предварительных решений как мер упрощения процедур торговли. Принятие таких решений позволяет участникам ВЭД заранее просчитать условия сделки (например, какая к товару будет применяться таможенная пошлина). Действие предварительного решения по отдельным вопросам таможенного регулирования в течение определенного срока обеспечивает импортерам и экспортерам уверенность в том, что после

совершения сделки таможенные органы не пересмотрят свое

- 81 -

решение, не пересчитают таможенные платежи. Соглашение предусматривает, что предварительное решение может быть отменено ретроспективно («задним числом») только в случае, если оно было принято таможенным органом на основе недостоверных или недействительных сведений.

Таможенное законодательство Таможенного союза пред- усматривает, что таможенные органы принимают предвари- тельные решения по вопросам классификации и страны происхождения товаров. Соглашение, кроме этого, рекомендует странам-участницам принимать предварительные решения и по иным вопросам, в том числе по вопросу методологии определения таможенной стоимости, что является весьма актуальным для импортеров стран Таможенного союза.

3. Защита прав и законных интересов участников ВЭД : меры включают право на обжалование любого административного решения в вышестоящий орган или суд; право на проведение повторного испытания товара; уведомление о задержании товара и, на что особенно важно обратить внимание, принцип соразмерности наказания тяжести совершенного право- нарушения.

4. Соглашение содержит набор процедур ускорения таможенных формальностей , известный еще из Киотской конвенции. В частности, они включают предварительную подачу документов в электронном виде, применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля; постаудит; ускоренный выпуск скоропортящихся грузов и грузов, перевозимых авиатранспортом; сотрудничество ведомств на границе, проведение совместного контроля.

Важный пункт – разделение выпуска товара и уплаты таможенных платежей и использование финансовых гарантий для обеспечения быстрого выпуска. Таможенное законодательство Таможенного союза в настоящее время, напротив, предусматривает, что уплата таможенных платежей является условием

выпуска товара.

- 82 -

5. Сокращение требований к документации в связи с им- портом, экспортом и транзитом: признание электронных копий; использование международных стандартов требований к документации; однократность предоставления сведений в электронном виде в рамках «единого окна».

6. Снижение издержек торговли : отказ от предотгрузочной инспекции, добровольность в выборе таможенного брокера – темы, не актуальные для России, Беларуси и Казахстана.

7. Упрощение процедуры транзита имеет важное значение, в особенности для развивающихся и наименее развитых стран, не имеющих выхода к морю. Рекомендации, содержащиеся по этому вопросу в Соглашении, направлены на максимальное сокращение требований к лицам при использовании процедуры транзита и ее максимальную унификацию.

Так, Соглашение рекомендует странам-участницам: создание отдельной инфраструктуры для транзитных перевозок, запрет на транзитные сборы и иные ограничения транзита, предварительную обработку информации, применение генеральных финансовых гарантий, ограничение на применение таможенного конвоя только крайними обстоятельствами.

8. Таможенное сотрудничество в части обмена информацией, взаимных запросов и предоставления информации с це- лью верификации предоставленных документов и сведений.

Экономические эффекты от вступления в силу Соглашения оцениваются международными организациями очень оптимистично.

По оценкам ОЭСР, новое Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли может сократить торговые издержки почти на 14,5% для стран с низким уровнем дохода и на 10% для стран с высоким уровнем доходов1. В Докладе Международного экономического форума содержатся еще более внушительные цифры. Эта международная организация пришла к выводу, что сокращение барьеров в це

почке поставок за счет улучшения администрирования и транспортно-коммуникационной инфраструктуры может при- вести к росту мирового ВВП на 4,7%, а мирового экспорта – на 14,5%. При этом, по подсчетам МЭФ, полная отмена тарифов может дать гораздо меньший эффект – 0,7% роста мирового ВВП и 1,1% роста экспорта2.

Вне зависимости от статуса Соглашения и его обязательности для России и других государств – членов Таможенного союза регуляторы могли бы использовать его положения уже сегодня для настройки институтов таможенного администрирования в сторону содействия торговле.

Материал для публикации на информационном ресурсе “РТА:НАУКА” предоставлен организатором конференции – Евразийской экономической комиссией

Набрав минимально необходимое количество ратификаций со стороны 110 членов ВТО, Соглашение по упрощению процедур торговли вступило в силу, торжественно сообщил Генеральный директор ВТО Роберту Азеведу на пресс-конференции 22 февраля 2017 года. Последними ратифицировавшими Соглашение странами стали Иорданское Королевство, Оман, Республика Руанда и Республика Чад.

Напомним, что текст Соглашения по упрощению процедур торговли был согласован по результатам 9-й Министерской конференции ВТО, прошедшей в декабре 2013 г. на о. Бали (Индонезия). Необходимость заключения этого Соглашения связана с тем, что меры по упрощению процедур торговли способны значительно снизить затраты по торговым сделкам, в том числе стоимость таможенной очистки импортных и экспортных грузов (подробнее об истории заключения Соглашения и его основных целях читайте в «Мостов» от 7 марта 2014 г.). Процесс разработки Соглашения и публичного обсуждения его отдельных частей был впервые инициирован еще в 2004 г. и в общей сложности занял около 9 лет.


Краткое «досье» на Соглашение

Соглашение по упрощению процедур торговли направлено, в частности, на максимальное упрощение и унификацию таможенных процедур. Одной из целей является ускорение перевозки товаров через границы, а также повышение прозрачности и предсказуемость торговли и хозяйственных операций. Соглашение предусматривает следующие ключевые элементы для облегчения торговли:

·транспарентность, прозрачность и открытость;

·стабильность действия правил;

·защита прав и законных интересов участников ВЭД;

·ускорение таможенных формальностей;

·сокращение требований к документации;

·упрощенные процедуры транзита;

·таможенное сотрудничество.

Сфера охвата

Меры по упрощению процедур торговли с разной степенью их обязательности для договаривающихся сторон.

Статус соглашения

За основу соглашения об упрощении процедур торговли были взяты статьи V, VIII и X Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в редакции 1994 г.

Предшествующие договоренности

Ведение переговоров об упрощении процедур торговли насчитывает уже насколько десятилетий. Начало переговорам было положено в начале 1990-х гг. Позже, в 1996 г. Вопрос об упрощении процедур торговли был включен в повестку дня ВТО на Сингапурском совещании министров в декабре 1996 г.

В следующий раз вопрос упрощения процедур торговли обсуждался на Министерской конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001 г. В декларации, принятой по итогам заседания, указывалось, что переговоры по упрощению процедур торговли будут проведены после пятой сессии Конференции на уровне министров, которая пройдет в 2003 г.

В августе 2004 г. решением Генерального совета ВТО был одобрен так называемый «июльский пакет». В приложении D к решению описаны модальности и механизм проведения переговоров по содействию торговле.

В период с 2009 по 2013 гг. вырабатывался консолидированный текст переговоров, который служил основой дальнейшего обсуждения вплоть до принятия окончательного текста Соглашения. Текст редактировался 19 раз, прежде, чем принял окончательный вид Соглашения о содействии торговле, которое было одобрено Министерской конференцией на Бали в декабре 2013 г.

Протокол о вступлении в силу Соглашения в установленный срок в июле 2014 г. не получил одобрения Генерального совета ВТО, так как Индия воспользовалась своим правом вето и выступила против. Впоследствии Индия и США предложили компромиссные решения, которые были одобрены другими членами ВТО, что привело к вступлению Соглашения в силу.

Цель соглашения

Упрощение и унификация таможенных процедур.

Базовые положения/принципы

Раздел I содержит набор упрощений процедур торговли с разной степенью обязательности;

Раздел II содержит специальный и дифференцированный режимы, которые позволят развивающимся и наименее развитым странам самостоятельно определять, каким образом они будут реализовывать положения Соглашения;

Раздел III содержит положения, согласно которым создается постоянный комитет по упрощению процедур торговли в рамках ВТО.

Раздел I cоглашения предусматривает следующие упрощения процедур торговли.

1. Транспарентность, прозрачность и открытость. Данные меры включают в себя:

· публикация законов и других актов, регулирующих процедуры импорта, экспорта и транзита, включая информацию о пунктах пропуска, ставках пошлин и сборов, правил классификации и т.д.;

· доступность информации в Интернете о процедурах импорта, экспорта и транзита, включая рекомендации по практическим шагам для импорта, экспорта и транзита товаров;

· создание информационных центров для предоставления необходимых сведений участникам ВЭД;

· предоставление информации о новых законах и иных нормативных актов до вступления их в силу с возможностью заинтересованных лиц дать свои комментарии;

· проведение регулярных консультаций между органами, действующими на границе, и заинтересованными лицам.

2. Стабильность действия правил: предоставление предварительных решений, которые должны быть действительны в течение разумного периода времени после выдачи, если законы, факты или обстоятельства не изменились.

3. Защита прав и законных интересов участников ВЭД: меры включают право на обжалование любого административного решения в вышестоящий орган или суд; право на проведение повторного испытания товара; уведомление о задержании товара и, на что особенно важно обратить внимание, принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.

4. Соглашение содержит набор процедур ускорения таможенных формальностей, известный еще из Киотской конвенции. В частности, они включают предварительную подачу документов в электронном виде, применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля; пост-аудит; ускоренный выпуск скоропортящихся грузов и грузов, перевозимых авиатранспортом; сотрудничество ведомств на границе, проведение совместного контроля.

5. Сокращение требований к документации в связи с импортом, экспортом и транзитом: признание электронных копий; использование международных стандартов требований к документации; однократность представления сведений в электронном виде в рамках «единого окна».

6. Снижение издержек торговли: отказ от предотгрузочной инспекции, добровольность в выборе таможенного брокера.

7. Упрощение процедуры транзита имеет важное значение, в особенности для развивающихся и наименее развитых стран, не имеющих выхода к морю. Рекомендации, содержащиеся по этому вопросу в Соглашении направлены на максимальное сокращение требований к лицам при использовании процедуры транзита и ее максимальную унификацию.

8. Таможенное сотрудничество в части обмена информацией, взаимных запросов и предоставления информации с целью верификации предоставленных документов и сведений.

Структура и содержание документа

Статья 1: Публикация и доступ к информации

Спектр вопросов:

Публикация

Информация, доступная через Интернет

Справочные центры

Уведомления

Основное обязательство в данной области заключается в том, что страны-участницы должны «своевременно» опубликовывать широкий спектр специализированной информации, относящейся к требованиям и процедурам таможенной очистки импортируемых и экспортируемых товаров. Такая информация включает в себя процедуры, формы и документы, ставки таможенных пошлин и налогов, правила классификации и оценки стоимости товаров для целей таможенного оформления, правила относительно происхождения товаров, ограничения и процедуры при транзите, штрафные санкции, процедуры обжалования, торговые соглашения и правила администрирования тарифных квот.

Страны-участницы также должны публиковать определенную информацию в Интернете, а именно: процедуры, формы, документы, и данные о национальных справочных центрах с соответствующими наименованиями, о которых также сообщается в ВТО.

Ранее в статье X ГАТТ упоминались лишь некоторые из перечисленных требований (такие как оценка таможенной стоимости и классификация для таможенных целей, ставки таможенных пошлин, налогов и прочих сборов). Дополнительные узко очерченные требования к прозрачности должны помочь коммерческим организациям получать актуальную информацию по всем импортно-экспортным процедурам и требованиям.

В рамках соглашения страны-участницы принимают на себя новые обязательства: перед введением в действие новых или измененных законов или нормативно-правовых требований, связанных с перевозкой, выпуском и таможенной очисткой товаров, они должны проводить консультации с субъектами торговли и другими заинтересованными сторонами. Кроме этого, должны проводиться регулярные совещания между пограничными органами, субъектами торговли и другими заинтересованными сторонами на территории государства.

Статья 3: Предварительные решения

Станы-участницы принимают на себя следующие обязательства:

Предоставлять обоснованное ограниченное по времени предварительное решение на основании письменного запроса заявителя с необходимой информацией или письменно сообщать факты, послужившие причиной для отказа в предварительном решении (примеры содержатся в статье);

Гарантировать предоставление предварительного решения в разумные сроки, при этом решение будет являться обязательным для исполнения;

Публиковать предварительные решения, которые могут представлять интерес для других субъектов торговли.

Статья 4: Процедуры обжалования или пересмотра решений

В новом соглашении дополнены положения статьи X ГАТТ, касающиеся процедур обжалования или пересмотра решений по административным или судебным решениям. Данные положения относятся преимущественно к решениям таможенных органов, однако странам-участницам не возбраняется применять их в более широком контексте решений других пограничных ведомств.

Данное положение перекликается с главой 10 Генерального приложения к пересмотренной Киотской конвенции. Если, по мнению субъекта торговли, он напрямую пострадал от решения или бездействия таможни, то таможенный орган должен на основании запроса объяснить причины своего решения или бездействия, а также предложить субъекту торговли подать апелляцию в компетентный орган. Такое право обжалования призвано защитить физические лица или субъекты торговли от решений или бездействия таможенных органов, если это не в полной мере соответствует законам и нормативно-правовым актам, за администрирование и соблюдение которых отвечают таможенные органы. Кроме того, пересмотры, проводимые компетентным органом, и предоставленные им заключения способны помочь добиться единого применения законов и нормативно-правовых актов (ВТАО).

Статья 5: Иные меры, направленные на обеспечение беспристрастности, устранение дискриминации и повышение прозрачности

В данной статье содержатся новые обязательства, налагаемые на страны-участницы в части пограничного контроля и досмотра продуктов питания, напитков и кормов. Если страна-участница издает уведомления или инструкции, направленные на повышение уровня контроля или досмотра таких товаров, положения данной статьи налагают на соответствующую страну-участницу обязательство опираться при таком контроле на уровень риска, применять данные меры единообразно и своевременно отказываться от них, если они становятся необоснованными, а также своевременно публиковать информацию об отмене таких мер. Кроме этого, импортер или его уполномоченный агент должен владеть информацией обо всех случаях задержания товаров, и если первый анализ пробы принес отрицательный результат, то по запросу страна-участница должна провести вторую проверку.

Субъекты торговли, импортирующие подобные товары, знают о необходимости проведения санитарного контроля с целью защитить потребителя от появления на рынке продуктов, непригодных для употребления. Зачастую орган контроля считает, что если небезопасный пищевой продукт является частью партии, отправки или груза, то и вся партия, отправка или груз также небезопасны. Не является исключением и корм для животных, который также должен проходить контроль, чтобы не допустить появления небезопасного корма на рынке или использования его для кормления животных, выращиваемых для производства пищевых продуктов. При анализе риска для здоровья необходимо опираться на научные доказательства с предоставлением независимых, объективных и прозрачных выводов. Учитывая затраты, которые несут субъекты торговли при потере небезопасного груза, может запрашиваться мнение независимой стороны. Согласно положениям настоящей статьи, страны-участницы должны предоставлять такую возможность.

Статья 6: Меры регулирования в области импортно-экспортных пошлин и сборов

Главной целью данной статьи является ограничение размера пошлин и сборов до приблизительного уровня затрат на оказываемые услуги на основании существующих обязательств по ГАТТ. Также в статью включены требования к опубликованию информации, а также обязанность стран-участниц периодически пересматривать свои сборы и пошлины и не требовать уплаты пересмотренных тарифов до их опубликования. В пункты о наложении штрафных санкций включен ряд мер регулирования. Цель таких положений заключается в том, чтобы применять штрафные санкции только к лицам, ответственным за нарушение законодательства и нормативно-правовых требований, а также чтобы избежать конфликта интересов при расчете и взимании штрафов и пошлин. В статье также прописывается, что налагаемые штрафы должны быть соразмерны нарушениям, принимать во внимание смягчающие обстоятельства, предъявляться в письменной форме и применяться в течение фиксированного и четко установленного срока после нарушения.

Статья 7: Выпуск и таможенная очистка товаров

В данной статье подробно описываются процедуры, которые страны-участницы обязаны учредить или сохранить в области выпуска и таможенной очистки импортируемых, экспортируемых или транзитных грузов. На практике данная статья обеспечивает использование передового опыта в сфере таможенных и пограничных процедур, а также включает в себя рекомендации Всемирной таможенной организации, очерченные в пересмотренной Киотской конвенции.

Аспекты, охваченные статьей 7:

Предварительная обработка документации

Согласно новому соглашению, страны-участницы должны применять процедуры обработки бумажных и электронных документов и осуществлять прочие специальные процедуры до прибытия импортируемых товаров, чтобы ускорить их выпуск по прибытии.

Электронная оплата

По соглашению стороны-участники должны, насколько это представляется возможным, предоставить субъектам торговли возможность электронной оплаты тарифов, пошлин и других таможенных сборов.

Разделение функции выпуска товаров и окончательного расчета таможенных пошлин и т.д.

Страны-участницы должны применять процедуры, позволяющие выпускать импортируемые или экспортируемые товары до окончательного расчета таможенных сборов и пошлин, если выполняются все прочие нормативно-правовые требования. В таких случаях могут потребоваться гарантии в форме поручительства или иного платежного средства, при этом размер такой гарантии не должен превышать суммы, которая будет взиматься, и гарантия должна быть незамедлительно возвращена, когда она больше не требуется.

Управление рисками

Каждая страна-участница должна, по возможности, применять соответствующую систему управления рисками, благодаря которой основной объем таможенного контроля будет направлен на перевозки с наибольшим риском, в то время как грузы наименьшего уровня риска будут выпускаться быстрее. Допускается по-прежнему использовать выборочный таможенный контроль любых грузов, но с применением наиболее эффективных методов таможенных процедур, основанных на управлении рисками.

Проверка после таможенного оформления

Страны-участницы также должны использовать систему проверок после таможенного оформления, в соответствии с которой субъекты торговли будут обязаны предъявлять таможенным органам документы, доказывающие соблюдение правил таможенного контроля и позволяющие проверить соблюдение других нормативно-правовых требований.

Среднее время выпуска

Уполномоченные экономические операторы

Страны-участницы обязуются обеспечивать дополнительные меры по упрощению процедур торговли для экономических операторов, которые соответствуют заданным критериям (уполномоченные экономические операторы).

Ускоренные перевозки

Особенно остро эта проблема стоит перед операторами, занимающимися экспресс-доставкой, многие из которых предоставляют услуги перевозки грузов авиатранспортом и работают благодаря гарантии своевременной доставки. Сегодня в международных цепочках поставок и создания стоимости благодаря своевременной доставке у коммерческих предприятий появляется возможность повышать свою конкурентоспособность и сокращать расходы на хозяйственную деятельность, например, связанные с поддержанием излишних запасов.

Скоропортящиеся грузы

В соглашении оговорено, что страны-участницы обязуются предусмотреть возможность максимально быстрого выпуска скоропортящихся грузов в штатных условиях, отдавая им надлежащий приоритет при составлении графика досмотров и обеспечивая надлежащие условия хранения перед выпуском, в том числе выпуск в месте хранения при наличии такой возможности и запроса импортера.

Статья 8: Координирование деятельности пограничных ведомств

В данной статье определена обязанность стран-участниц обеспечить взаимное сотрудничество и координацию действий своих ведомств и органов, ответственных за пограничный контроль и процедуры импортирования, экспортирования и транзита товаров, с целью упрощения процедур торговли. В статье также прописано, что такое взаимодействие и координирование могут включать перечисленные ниже меры.

a. Согласование времени работы и рабочих дней

b. Согласование процедур и особых требований

c. Учреждение и совместное пользование объектами

d. Совместные процедуры контроля

e. Организация комплексных пограничных пунктов

Статья 9. Движение импортируемых товаров под таможенным контролем

Согласно положениям этой небольшой статьи, страны-участницы, где это возможно, обязаны разрешать перевозить импортируемые товары под таможенным контролем от пункта ввоза в страну до другого пункта таможенного оформления.

Это сделано с целью ускорить перемещение грузов на границах и проводить их таможенную очистку на внутренних таможенных пунктах. В действительности, каких-либо проблем в связи с этой задачей не ожидается, и в то же время, такое решение способно уменьшить продолжительность таможенной очистки на границах.

Статья 10. Специальные процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом

Данная статья посвящена минимизации бремени и сложности специальных процедур импорта, экспорта и транзита, а также снижению количества и упрощению документации. Она охватывает следующие аспекты:

1. Специальные процедуры и требования к документации

После вступления соглашения в силу страны-участницы должны будут пересмотреть свои процедуры и требования к документации для импортируемых, экспортируемых и транзитных грузов таким образом, чтобы они обеспечивали быстрый выпуск и таможенную очистку товаров, что позволит сократить затраты времени и средства на обеспечение соблюдения нормативно-правовых требований. Кроме того, все меры должны стать наименее ограничительными для субъектов торговли либо их необходимо упразднить, если они больше не нужны.

2. Признание копий

В соглашении указано, что, по возможности, странам-участницам рекомендуется принимать как бумажные, так и электронные копии сопроводительной документации, а государственные органы должны признавать копии, включая, в соответствующих случаях, копии от государственных органов, имеющих оригинал, но не от субъектов торговли.

3. Применение международных стандартов

В соглашении странам-участницам рекомендуется руководствоваться передовым опытом применения международных стандартов (например, рекомендаций СЕФАКТ ООН, хотя в соглашении нет конкретного упоминания данного источника), а также участвовать в пересмотрах и разработке международных стандартов.

4. Единое окно

Страны-участницы должны активно создавать или сохранять пункты, принимающие документы по принципу «Единое окно», и/или требования к данным при оформлении импорта, экспорта или транзита, а также упрощать процедуры таким образом, чтобы информация, предоставленная через «Единое окно» не запрашивалась повторно другим пограничным ведомством, включенным в тот же пункт «Единое окно». Кроме этого, пункты «Единое окно» в странах-участницах должны, где это возможно и целесообразно, использовать в пунктах «Единое окно» электронный документооборот.

5. Предотгрузочные проверки

В соответствии с положениями нового соглашения необходимо упразднить предотгрузочные проверки, проводящиеся для оценки таможенной стоимости грузов. В то же время, предотгрузочные проверки иного рода будут разрешены, хотя странам-участницам рекомендуется не злоупотреблять ими.

6. Использование услуг таможенных агентов

В соглашении странам-участницам запрещается вводить в качестве обязательного требования использование услуг таможенных агентов. Страны-участницы также должны публиковать национальные меры в области использования таможенных агентов, при этом требования к лицензированию таких таможенных агентов должны быть понятными и объективными.

Обязательное использование таможенных агентов считается еще одной лишней статьей расходов субъектов торговли.

7. Общие пограничные процедуры и единые требования к документации

Согласно новым обязательствам, каждая страна-участница должна применять общие таможенные процедуры и единые требования к документации в отношении выпуска и таможенной очистки товаров, следующих через территорию таких стран. Это обеспечит применение общих стандартов и повысит предсказуемость операций для субъектов торговли, а также поможет в соблюдении нормативно-правовых требований, предъявляемых пограничными ведомствами.

8. Товары, которым отказано в таможенном оформлении

В соответствии с соглашением страны-участники должны разрешить импортеру переадресовывать или возвращать грузы, которым отказано в таможенном оформлении из-за несоблюдения санитарных, фитосанитарных или технических норм.

9. Временный ввоз товаров, включая оформление грузов внутри таможенной территории и за ее пределами

Согласно данному положению, страны-участницы должны разрешать временный ввоз товаров или оформление импортируемых/экспортируемых грузов внутри таможенной территории и за ее пределами с полным или частичным освобождением от пошлин и сборов.

Статья 11. Свобода транзита

Она повторяет положения статьи V ГАТТ, где указано, что режим, применяемый каждой страной - участницей к транзитным грузам, должен быть не менее благоприятным, чем если бы эти товары следовали из страны их происхождения в пункт назначения, не пересекая территорию данной страны-участницы. Кроме того, страны-участницы должны упразднить любые правила или процедуры, относящиеся к транзиту, если они больше не требуются или если в них можно прописать обязательства, которые в большей степени благоприятствуют торговле. Не разрешается вводить дополнительные сборы к тем, которые уже описаны в качестве административных расходов в статье V ГАТТ в отношении транзитных перевозок по территориям стран-участниц, причем такие расходы не должны превышать затрат на оформление транзитных грузов.

Стороны разработали ряд новых положений:

Процедуры, требования к документации и таможенный контроль транзитных грузов должны быть минимально необходимыми для того, чтобы идентифицировать товар и убедиться, что он соответствует требованиям к транзитным перевозкам;

Если товар оформляется как транзитный груз и местом его назначения не является территория данной страны-участницы, в отношении него не может применяться дополнительный таможенный контроль, технический регламент или оценка соответствия;

Страны-участницы должны разрешить предварительную подачу и оформление документов на транзитные грузы;

Страны-участницы должны своевременно завершать транзитную операцию после достижения транзитным грузом пункта его выпуска с территории страны-участницы;

Страны-участницы должны без задержек возвращать любое предоставленное обеспечение.

Кроме этого, в соглашении содержится новое общее положение, обязывающее страны-участницы сотрудничать между собой с целью увеличения свободы транзита.

Такие обязательства должны существенно упростить правила, применяемые к транзитным грузам. В то же время, субъекты торговли должны отслеживать эффективность работы транспортных коридоров и сообщать государственным органам о любых нарушениях вышеперечисленных обязательств на местах. Выявленные нарушения рассматриваются новым органом ВТО - Комитетом по упрощению процедур торговли

Статья 12: Сотрудничество таможенных органов

В данной статье подробно описываются условия и требования, направленные на развитие сотрудничества таможенных органов. В широком контексте они должны способствовать созданию схемы сотрудничества, согласно которой страны-участницы будут обязаны обмениваться информацией, необходимой для эффективной координации таможенного контроля с учетом требований к конфиденциальности имеющейся информации.

В статье описаны обязательные процедуры для стран-участниц на случай, когда таможенному органу требуется информация от другого ведомства или из другой страны-участницы в целях проверки импортно-экспортных деклараций в случае сомнений относительно правдивости или точности декларации. Запрос такой информации должен подаваться в письменной форме, а орган, которому был направлен такой запрос, должен своевременно предоставить в допустимом объеме необходимые данные. Необходимо обеспечить строгое соблюдение конфиденциальности и не предоставлять информацию без специального письменного разрешения. В статье прописаны условия отсрочки или отклонения такого запроса, в том числе по причине отсутствия ответного взаимодействия по подобному запросу с противоположной стороны. Также четко определено, что страны-участницы могут сохранять в прежние или вступать в новые двусторонние, многосторонние или региональные соглашения в сфере предоставления или обмена таможенной информацией и данными.

Важным для бизнеса положением является то, что страны-участницы могут разрабатывать системы добровольного соблюдения требований, по которым импортеры смогут самостоятельно и без штрафных санкций вносить исправления, применяя, в то же время, более жесткие меры к субъектам торговли, нарушающим требования. Субъекты торговли долгое время спорили о том, что строгое соблюдение норм и правил, подтвержденное документально, должно отмечаться таможенными органами, в связи с чем к ним должны применяться меньшие штрафные санкции за незначительные, технические нарушения, благодаря чему можно будет выделить основные ресурсы на процесс управления рисками в отношении других субъектов торговли. Результатом подобного добровольного соблюдения норм и требований неизбежно станет более тесное взаимодействие между такими субъектами торговли и таможенными органами.

Соответствующий Рабочий орган ВТО

Комитет по упрощению процедур торговли в рамках ВТО.

Споры, в том числе в рамках ОРС ВТО

Отсутствуют.

Соответствие права Союза нормам соглашения

Предполагается.

Разграничение национальной/наднациональной компетенций

Реализация данного соглашения находится в совместной компетенции.

Существующие нормы и практика в ЕАЭС

Таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает, что таможенные органы принимают предварительные решения по вопросам классификации и страны происхождения товаров. Соглашение, кроме этого, рекомендует странам-участницам принимать предварительные решения и по иным вопросам, в том числе, по вопросу методологии определения таможенной стоимости, что является весьма актуальным для импортеров стран Таможенного союза.

Защита прав и законных интересов участников ВЭД: меры включают право на обжалование любого административного решения в вышестоящий орган или суд; право на проведение повторного испытания товара; уведомление о задержании товара и, на что особенно важно обратить внимание, принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения.

Соглашение содержит набор процедур ускорения таможенных формальностей, известный еще из Киотской конвенции. В частности, они включают предварительную подачу документов в электронном виде, применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля; пост-аудит; ускоренный выпуск скоропортящихся грузов и грузов, перевозимых авиатранспортом; сотрудничество ведомств на границе, проведение совместного контроля.

Важный пункт – разделение выпуска товара и уплаты таможенных платежей и использование финансовых гарантий для обеспечения быстрого выпуска. Таможенное законодательство Таможенного союза в настоящее время, напротив, предусматривает, что уплата таможенных платежей является условием выпуска товара.

Сокращение требований к документации в связи с импортом, экспортом и транзитом: признание электронных копий; использование международных стандартов требований к документации; однократность представления сведений в электронном виде в рамках «единого окна».

Снижение издержек торговли: отказ от предотгрузочной инспекции, добровольность в выборе таможенного брокера, темы неактуальные для России, Беларусь и Казахстана.

Упрощение процедуры транзита имеет важное значение, в особенности для развивающихся и наименее развитых стран, не имеющих выхода к морю. Рекомендации, содержащиеся по этому вопросу в Соглашении направлены на максимальное сокращение требований к лицам при использовании процедуры транзита и ее максимальную унификацию.

Так, Соглашение рекомендует странам-участницам: создание отдельной инфраструктуры для транзитных перевозок, запрет на транзитные сборы и иные ограничения транзита, предварительную обработку информации, применение генеральных финансовых гарантий, ограничение на применение таможенного конвоя только крайними обстоятельствами.

Таможенное сотрудничество в части обмена информацией, взаимных запросов и предоставления информации с целью верификации предоставленных документов и сведений.

В ходе заседания обсуждались актуальные вопросы в сфере таможенного регулирования, в т.ч. о ходе работы по присоединению Российской Федерации к Соглашению ВТО (The WTO Agreement on Trade Facilitation), ходе реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» и др.

В своем вступительном слове Г.Петров отметил важность для участников внешнеэкономической деятельности присоединения России к Соглашению ВТО об упрощении процедур торговли, которое в основном посвящено упрощению таможенных процедур и сокращению административных барьеров в таможенной сфере.

Начальник отдела правового сопровождения торговых переговоров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Евгения Чарочкина рассказала о порядке присоединения к Соглашению ВТО об упрощении процедуры торговли.

Она напомнила, что 21 декабря 2015 г. проект уже был рассмотрен на заседании Правительства РФ, следующее обсуждение запланировано на 28 декабря 2015 года. По словам Е.Чарочкиной, Соглашение основано на таможенных практиках ведущих торговых держав - США и стран ЕС. К нему присоединились уже 63 государства-члена ВТО. Минэкономразвития ожидает, что после вступления в силу Соглашения, торговые отношения России с другими странами, в частности, с Юго-Восточной Азией и Африкой, существенно упростятся. Она также попросила ТПП РФ о содействии в мониторинге применения этого Соглашения на практике.

Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов рассказал подробнее о том, как изменятся торговые взаимоотношения России с другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) после принятия Соглашения. Большая часть вводимых изменений уже давно существуют в наработках или в действующем законодательстве, однако носят рекомендательный характер. Соглашение же носит обязательный характер. В значительной степени его положения будут отражены и в законодательстве ЕАЭС. Что касается Республики Беларусь, которая единственная из стран ЕАЭС не является пока членом ВТО, то в этой стране также будут применяться положения Соглашения через Таможенный кодекс ЕАЭС. Некрасов рассказал и о том, что создана рабочая группа, которая будет взаимодействовать с ВТО.

Начальник отдела по взаимодействию с ВТО и другими международными организациями Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Виталий Аристов в своем выступлении подробно остановился на возможных последствиях для ЕАЭС и, в частности, для Беларуси, от присоединения к Соглашению 4-х стран.

Благодаря тому, что разработка Соглашения велась не один год, интересы Беларуси были учтены. Он также добавил, что реализация Соглашения может снизить издержки бизнеса на 12-17%, а выгода может достигнуть 1 млн долларов США ежегодно. Однако Аристов выразил сожаление, что лишь 63 страны из 108 государств-членов ВТО присоединились к Соглашению.

Также он призвал реально оценивать ситуацию: скорее всего, внедрение принципов Соглашения – дело не ближайших месяцев, а лет. Кроме того, для реализации положений Соглашения необходимы серьёзные финансовые вливания, внедрение информационных технологий, политическая воля правительства и желание бизнеса. В первую очередь Соглашение работает на пользу малому и среднему предпринимательству. Одним из главных элементов Соглашения, отметил Аристов, является механизм «единого окна» в системе регулирования ВЭД.

Руководитель Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина высказала ряд предложений по проведению работы над Соглашением на уровне экспертов и бизнеса, в т.ч. проведения сравнительного анализа положений Соглашения и действующего законодательства, а также проекта Таможенного кодекса ЕАЭС.

Она призвала коллег работать над тем, чтобы присоединение к Соглашению не ограничивалось лишь формальным изменением законодательства. Практика показывает, что многие требования, которые действительно революционны по своей сути, со временем приобретают лишь рекомендательный характер. По мнению эксперта, одной из важнейших норм Соглашения является рекомендация сторонам по созданию национальных комитетов по содействию торговле и единого консультационного центра. Также Баландина отметила необходимость проведения мероприятий, посвященных реализации Соглашения, на регулярной основе.

Руководитель Рабочей группы по мониторингу реализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», вице-президент ООО «Деловая Россия» Виталий Сурвилло в своём выступлении рассказал о ходе реализации дорожной карты. Из 67 мероприятий, которые должны быть исполнены до конца текущего года, 3 признаны невыполненными, 22 находятся на стадии реализации. При этом, по его словам, основная проблема – это реализация многих пунктов дорожной карты лишь формально, а также невозможность проверить и оценить результаты выполнения ФТС России многих мероприятий на практике. Минэкономразвития и Минфин России по ряду ключевых для экономических операторов вопросов поддерживают ФТС России и занимают консервативную позицию.

Среди новшеств, предлагаемых дорожной картой, есть система проверки груза в один день: в случае, если один из органов хочет проверить товар, то вызывают и всех остальных потенциальных проверщиков, если они не приходят, то проверять его они уже не имеют права. Таким образом, число проверок сокращается до одной. Однако такая система до сих пор не введена.

По итогам заседания Георгий Петров проинформировал участников о вопросах, которые были рассмотрены на прошедшем 18 декабря с.г. заседании Экспертно-консультативного совета при ФТС России.

Также в ходе заседания состоялось торжественное вручение вице-президентом ТПП РФ Дмитрием Курочкиным генеральному директору ООО «СВ-ТРАНСЭКСПО», зам. председателя Совета ТПП РФ по таможенной политике и Комитета ТПП РФ по логистике Владимиру Ершову престижной награды как одному из победителей в международном конкурсе нового «Шелкового пути», прошедшего в Германии.

Центр по связям с общественностью и СМИ, Е.Гаврикова

Loading...Loading...