Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото. Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото Ту 160 белый лебедь стратегического назначения

В современную основу ядерной мощи и авиации Российской Федерации входит легендарный и уникальный стратегический бомбардировщик ТУ-160, который называется «Белый лебедь». Это превосходная машина обладает отличными летными качествами и способна применять самые современные крылаты ракеты.

Разработка бомбардировщика началась еще в 1970 году, после десяти лет работы ученых и инженеров, самолет стратегического назначения ТУ-160 «Белый лебедь» приобрел уникальную особенность — крыло, которое способно во время полета изменять стреловидность. Благодаря этому нововведению, Ту-160 может идти на сверхзвуковых скоростях, что позволило значительно увеличить дальность полета.

Имея высокие летные характеристики, бомбардировщик ТУ-160 не имел на тот момент аналогов в мире.

Количество и стоимость бомбардировщиков ТУ-160

На вооружение в РФ бомбардировщик Ту-160 был принят в 1987 году, всего было создано 35 боевых единиц. Это являлось и является грозным оружием, которое и сейчас отлично справляется с поставленными задачами.

Это единственный самолет, которому были присвоены имена знаменитых летчиков — Великий Чкалов, конструкторов — Виталий Копылов, и богатырей – Илья Муромец и других.

После развала Советского Союза количество ТУ-160 на вооружении в России сократилось до 15 боевых единиц, другие остались в Украине.

ТУ-160 «Белый лебедь» является дорогим самолетом.

Так как стратегический бомбардировщик ТУ-160 «Белый лебедь» является дорогим самолетом, эксплуатация и ремонт имели соответственно высокую стоимость, что не устраивало Министерство Обороны Украины.

В ходе переговоров с Россией, украинская сторона передала 8 боевых единиц за списание определенной суммы с газового долга. Остальные боевые единицы были уничтожены.

В 2013 году на вооружении Военно-воздушных сил РФ находились 16 боеспособных ТУ-160, из которых 10 самолетов отправились на полную модернизацию.

В 2015 году был принят проект на продолжение строительства «Белого Лебедя», стоимость одного бомбардировщика ТУ-160М составляет 250 млн. долларов. Стоимость полета ТУ-160 за один час составляет 580 тыс. рублей без боевого применения (по данным за 2008 год).

стоимость одного бомбардировщика ТУ-160М

Количество ТУ-160 в России по состоянию на 2018 год составляет 16 боевых единиц.

История создания стратегического самолета

В 1970 году ОКБ Мясищева и Сухого предоставили на рассмотрения два варианта стратегического бомбардировщика, который имели большую схожесть. В проектах имелись общие черты сверхзвуковой боевой машины с новым типом крыла и четырьмя мощными двигателями.

Требования, которые выдвигались новому бомбардировщику:

  • Дальность полета — 13 тыс. км. Крейсерская скорость ТУ-160 в пределах 2200 — 2500 км/ч, при высоте 18 км.
  • Дальность полета при дозвуковом режиме — 13 тыс. км. у земли, 18 тыс. км. на средней высоте.
  • Максимальная боевая нагрузка — 45 тонн, что обеспечивало бомбардировку на максимально доступном расстоянии.

Незадолго до этого в работу над проектами были подключены специалисты с ОКБ Туполева. После рассмотрения всех вариантов и инструкций было принято решение о передаче работы над проектом ОКБ Туполев. Это было связано с тем, что данное предприятие уже имело опыт работы со сверхзвуковыми самолетами.


Проект ТУ-160

К началу 1972 года над проектом работали более 800 различных организаций.

В конце 1981 года были проведены первые летные испытания прототипа и первый рейс прошел под контролем опытного летчика испытателя. В этом же году, второй прототип принял участие в испытаниях, в ходе которых были изучены характеристики стратегического бомбардировщика ТУ-160 и выявлены все положительные летные качества.

Первые образцы ТУ-160 были изготовлены на заводе «Опыт», после чего производство было перенесено на Казанский завод, где осуществлялась достройка моделей.

В 1984 году было налажено серийное производство данной модели.

В 1989 году , дальний бомбардировщик ТУ-160 прошел последние испытания.

Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)

Длина корпуса 54,1 м
Высота корпуса 13,1 м
Размах стреловидного крыла 55,7-50,7-35,6 м
Площадь стреловидного крыла 232 м²
Удельная масса 110 000 кг
Нормальная взлетная масса 267 600 кг
Предельная взлетная масса 275 000 кг
Двигатели

Максимальная тяга — 4 × 18 000 кгс

Тяга в режиме форсаж — 4 × 25 000 кгс

Топливная масса 148 000 кг
Экипаж 4 человека

Летные характеристики бомбардировщика Ту-160

Характеристики Крейсерская скорость на высоте 12 000 м. — 2200 км/ч

Номинальная скорость — 900 км/ч

Максимальная скорость у земли — 1030 км/ч

Скороподъёмность при взлете — 70 м/сек

Дальность полета без дополнительной дозаправки — 14 000 км

Максимальная высота — 15 600 м

Боевой обзорный радиус — 7300 км

Время полёта — 14,5 часов

Размеры корпуса Длина — 54,10 м

Высота — 13,10 м

Размах крыла 1 режим — 200 — 55,7 м

Размах крыла 2 режим — 350 — 50,7 м

Размах крыла 3 режим — 650 — 35,6 м

Силовой агрегат Четыре двигателя ТРДДФ НК
  • в обычном режиме — 137,2 кН
  • в режиме форсаж — 245,7 кН
Вес Пустой, с легким снаряжением — 117 т
Вооружение На барабане устанавливаются:
  • по 6 шт. — КРВБ Х-55СМ -101-102 средней и большой дальности;
  • по 12 шт. — Х-15 малой дальности

Конструкция

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 был создан со многими конструкционными решениями, взятыми у ранних моделей. Часть агрегатов и узлов перешла с ТУ-144. В конструкции «Белого лебедя» применяются различные виды композиционной и нержавеющей стали, титановые и алюминиевые сплавы.

Самолет «Белый лебедь» ТУ-160, ТТХ которого признаны уникальными в мире, получил малую габаритную высоту и крылья с технологией изменения стреловидности.

Также в конструкции присутствует трехопорное шасси и поворотный киль. 4 двигателя имеет ТУ-160 которые попарно смонтированы в нижней части корпуса.

Возле обтекаемой кабины располагаются два грузоотсека.

В кабине помимо мест для экипажа располагается электронное оборудование стратегического назначения.


Конструкция ТУ-160

Минимальный размах стреловидного крыла составляет 57,7 метров. Система поворота крыла имеет схожесть с моделью ТУ-22М. В ТУ-160 крылья выполнены с применением алюминиевых сплавов. Поворотные характеристики крыла начинаются от 20° до 65°.

На крыльях установлены четырех механических секционных предкрылка, которые обеспечивают более устойчивое поведение самолета на высокой скорости. Топливные баки, вмонтированные во внутреннюю часть крыльев, что обеспечивает отличную обтекаемость.

Управление самолетом осуществляется с применением сдвоенных ручек.

Также установлена современная навигация, обеспечиваемая автоматическое управление бортовой системой.

Кабина пилотов имеет большие размеры, что предоставляет пилотам свободное перемещение к кухне, которая так же установлена в кабине пилотов. ТУ-160 имеет туалет, который отсутствовал на других стратегических бомбардировщиках.


Кабина ТУ-160 (фото)

Вооружение

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 предназначается как носитель управляемых крылатых ракет с ядерными боевыми частями, средней и большой дальности.

Данные ракеты предназначаются для нанесения точных массивных ударов. Самолет имеет множество вариантов подвески, предназначаемой для других видов вооружения.

Стратегический бомбардировщик «Белый Лебедь» вооружен крылатыми ракетами Х-55СМ, которые работают по заданным координатам, вводимых непосредственно в ракету перед пуском.

На вооружении одного самолета установлено 12 ракет, по 6 на один пусковой барабан. Также при оснащении ракетами малой дальности Х-15С, устанавливается по 12 ракет на каждый барабан.


Бомбовая нагрузка ТУ-160 составляется 40 тонн, и включает в себя ядерные, кассетные бомбы и мины. После модернизации, самолет получил возможность вооружения с применением современных управляемых ракет типа Х-555 и Х-101, которые имеет высокую точность и дальность полета.

Модификации

ТУ-160 — НК-74 Имеет более экономичный двигатель, который обеспечивает высокую полета
ТУ-160В — ТУ-161 Установлена силовая установка, работающая на жидком водороде. Конструкция самолета имеет отличия, связанные с размещение топливных баков
ТУ-160К На самолет установлена ракетная система «Кречет». Система имеет два двухступенчатые ракете средней дальности
ТУ-160М Установлено новое вооружение 90 ОФАБ-500У и электрооборудование
ТУ-160М2 На самолет установлено более современное оборудование, отвечающие за контроль, бортовые и вычислительные системы. Так же установлена новая навигационная и топливная система. Обновлена система вооружения, позволяющая установку управляемых крылатых ракет
ТУ-160П Тяжелый истребитель для сопровождения, оснащенный новым ракетным комплексом «воздух-воздух»
ТУ-160ПП Самолет создан для радиоэлектронной борьбы
ТУ-160СК Самолет, созданный для транспортировки воздушно-космической жидкости ракетной системы нового поколения «Бурлак», применяемой системой «Воздушный старт»

Видео

В середине января 2018 года сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М с заводским номером 0804 впервые начал летные испытания, а уже 25-го числа самолет, названный в честь первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина, продемонстрировали президенту . Зачем России советский самолет и какое для него готовится будущее, рассказывает .

Вчера

Ту-160 считается самым крупным и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Согласно открытым данным, максимальная скорость машины - 2230 километров в час, дальность полета - 13 900 километров, высота - 22 километра, размах крыла - до 56 метров. Ту-160, способный перевозить до 40 тонн вооружения, стал советским ответом на американский B-1 Lancer. Назначение и базовые характеристики обоих самолетов сопоставимы друг с другом.

Первый полет B-1 Lancer состоялся в 1974 году, тогда как Blackjack (так Ту-160 назвали американцы) полетел только в 1981-м. Советская машина создавалась ОКБ Туполева, который получил часть документации по конкурирующим проектам М-18/20 ОКБ Мясищева и Т-4МС .

Аэродинамическая схема Ту-160 напоминает сверхзвуковой Ту-22М, также использующий крыло изменяемой в полете стреловидности, кроме того, новая машина, подобно Ту-144, первому в мире сверхзвуковому пассажирскому самолету, получила интегральную компоновку, при которой фюзеляж фактически выступает продолжением крыла и тем самым обеспечивает прирост в подъемной силе.

Хотя концептуально при создании Ту-160 ОКБ Туполева использовало собственные наработки, практически машина разрабатывалась с нуля. Новое изделие стало серьезным вызовом для советской авиационной промышленности, на который она нашла ответ, не потерявший актуальности до сих пор.

Всего за три года для Ту-160 куйбышевским ОКБ Кузнецова был создан двигатель НК-32, на его базе планируется разработать (вместо украинских Д-18Т) агрегаты для военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» и разрабатываемый российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Ту-160, не обладающий статической устойчивостью (положение центра масс машины меняется по мере расхода топлива и сброса вооружений), стал первым советским серийным тяжелым самолетом, оснащенным электродистанционной системой управления (впервые в мире такую схему получил разработанный в 1930-х тем же ОКБ Туполева пассажирский самолет АНТ-20 « »).

Также Ту-160 получил новый бортовой комплекс обороны «Байкал», позволяющий отследить, заглушить помехами или отвлечь ложными целями системы ПВО противника, и элементы по снижению радиолокационной и инфракрасной видимости самолета.

Серийное производство Ту-160 развернули на Горбунова, ранее выпускавшем Ту-4, Ту-22 и Ту-22М. Сборка новой машины потребовала постройки не только дополнительных цехов, но и внедрения новых технологий. В частности, на предприятии появилась электронно-лучевая сварка по титану, из которого создан центроплан самолета. Данная технология, утерянная заводом десять лет назад, в настоящее время восстановлена.

Всего к 1992 году построено 36 Ту-160, тогда же на заводе Горбунова в разной степени готовности имелись еще четыре машины. В 1999 году полетел 37-й самолет, а в 2007-м - 38-й. «Петр Дейнекин» стал 39-м Ту-160. Сегодня Россия располагает 17 действующими самолетами, минимум девять Ту-160 распилены Украиной. Остальные 11 отданы музеям, использовались для тестов или побывали в аварийных ситуациях.

Сегодня

Имеющиеся в распоряжении России Ту-160 пройдут модернизацию. В частности, самолеты получат новые двигатели НК-32 второй серии, авионику и бортовой комплекс обороны, а также более дальнобойные и мощные стратегические ракеты (уже в модификации Ту-160М2). Данные нововведения, позволяющие увеличить эффективность Blackjack на 60 процентов, будут протестированы на Ту-160М «Петр Дейнекин», который пока что от модели Ту-160 отличается незначительно.

К настоящему времени Blackjack принимал участие в военных действиях только в ходе операции в Сирии, где нанес удары по позициям (запрещенная в России террористическая организация) крылатыми ракетами Х-555 (дальность полета до 2 500 километров) и Х-101 (поражает цели на расстоянии до 7 500 километров).

Похоже, что Blackjack ждет возрождение. Кроме модернизации уже имеющихся самолетов до версии Ту-160М2, российские военные ожидают получить от Казанского авиационного завода Горбунова еще десять таких самолетов, стоимость контракта составляет 160 миллиардов рублей. В этом случае к середине 2020-х годов в распоряжении ВКС России окажется 27 Ту-160М2.

Завтра

Наработки и технологии, примененные при модернизации Blackjack, планируется использовать при создании новых самолетов. Именно от Ту-160М2 стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) получит двигатель, элементы авионики и бортовой комплекс обороны. В отличие от Ту-160, разрабатываемый ПАК ДА окажется дозвуковым самолетом, поскольку в нем изначально делается ставка на применение высокоточного оружия.

Для сопровождения двух российских бомбардировщиков Ту-160, которые направлялись в сторону воздушного пространства Англии. Позднее министерство обороны Соединенного Королевства объявило, что самолеты ВКС РФ в ходе инцидента не пересекли границу территории страны.

Ту-160 — это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. До 40 000 кг бомб и крылатых ракет этот борт может доставить до восточного побережья Северной Америки всего в течение 5 часов.

После чего бомбардировщик с одной дозаправкой в воздухе может вернуться обратно в «домашний» аэропорт. При этом полет для экипажа будет происходить в максимально комфортных условиях: на борту есть туалет, кухня со шкафом для разогрева пищи, а также откидная койка для отдыха.

Смотрите в инфографике АиФ. ru , что представляет собой легендарный бомбардировщик.

Дитя гонки вооружений

В 1960-х годах СССР активно развивал стратегические ракетные вооружения. Страна обзавелась самой передовой системой ракетно-ядерного сдерживания, а в области же стратегической авиации в результате такого «перекоса» наметился серьёзный кризис. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 к тому моменту уже совершенно не подходили для прорыва противовоздушной обороны США. В результате советское правительство в 1967 году издало директиву в кратчайшие сроки создать принципиально новый самолет стратегической авиации, который смог бы конкурировать с сверхзвуковым B-1 Lancer, разрабатываемым американцами.

Подковерные баталии

В авиации существует следующая шутка: «Белого лебедя» никто никогда не разрабатывал, он вылупился как-то сам». На самом деле, конечно же, над проектом Ту-160 работали лучшие советские инженеры, но вот только создавался этот уникальный самолет, действительно, при очень странных обстоятельствах.

Дело в том, что заниматься проектом сверхзвукового бомбардировщика первоначально поручили лишь специалистам ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева, а такой гигант конструкторской мысли, как ОКБ Туполева, почему-то остался в стороне. Некоторые объясняют такой выбор большой загруженностью этого бюро в тот период, другие уверяют, что советское руководство просто не очень любило Андрея Туполева , который всегда был готов очень жестко отстаивать собственное мнение.

К началу 70-х годов участвовавшие в конкурсе разработчики представили свои проекты. Сухой презентовал Т-4МС, который в целом удовлетворял заявленным характеристикам, но являлся чересчур дорогостоящим проектом — корпус бомбардировщика предполагалось изготавливать из титана. Мясищев же представил более бюджетный М-18.

В конкурсе тогда, вроде как, побеждал М-18, но реализовать свой проект ОКБ Мясищева не дали. Советское правительство неожиданно для всей авиастроительной отрасли решает вовсе отстранить это бюро от участия в создании сверхзвукового самолета. О причинах такового поворота спорят до сих пор. Официально сообщалось лишь, что ОКБ Мясищева в то время не обладало достаточными ресурсами для реализации столь масштабного проекта.

Казалось бы, что теперь-то разработка сверхзвкового бомбардировщика точно должна была достаться ОКБ Сухого, но нет. По какой-то также не самой очевидной причине власти решили, что новый самолет должно строить ОКБ Туполева, а специалистам Сухого посоветовали бросить все силы на создание многоцелевого истребителя Су-27.

В результате все бумаги как по М-18, так и по Т-4МС оказались в ОКБ Туполева. Взяв за основу проект ОКБ Мясищева, бюро создало легендарный ТУ-160, который за грациозный внешний вид и «машущие» крылья пилоты прозвали «Белым лебедем».

Стреловидное преимущество

Крыло Ту-160 имеет изменяемую стреловидность. Взлет и посадку самолет производит с разведенными крыльями. Большая часть полёта обычно осуществляется на скорости 900 км/ч с почти прямыми крыльями, а на «сверхзвук» бомбардировщик выходит, уже сложив их. Такое решение позволяет максимально снизить аэродинамическое сопротивление и достичь наибольшей скорости.

Ельцину вопреки

До распада СССР было создано 34 сверхзвуковых бомбардировщика, после распада на территории новообразованной Российской Федерации осталось лишь шесть Ту-160. Большинство машин же в количестве 19 единиц оказались на Украине.

Дальняя стратегическая авиация абсолютно не вписывалась в оборонительную безъядерную доктрину Украины. Поэтому молодая республика начала дорогие в обслуживании бомбардировщики уничтожать. Ликвидация происходила на выделенные американцами по программе Нанна-Лугара средства.

Не многим лучше к Ту-160 в то время относились и в России. Президент Борис Ельцин приказал прекратить серийный выпуск сверхзвуковых бомбардировщиков. Ельцин высказывался тогда в том духе, что после роспуска организации Варшавского договора стратегическая авиация никому уже не нужна.

Ситуация для Ту-160 стала меняться в лучшую сторону лишь в конце 90-х. К тому моменту Украина, освоив около 2,5 млн долларов, уничтожила лишь два бомбардировщика. Еще 9 машин были приведены в негодность. В 1999 году Украина, нарушая заключённые с американцами соглашения, самовольно останавливает процесс ликвидации самолетов и передает России в счет списания части долга за газ 8 исправных Ту-160.

При сборе Ту-160 по всем странам бывшего СССР, на вооружении ВВС РФ оказались 16 единиц Ту-160. И эти машины с середины нулевых уже не ржавеют на аэродромах, а совершают регулярные полёты. Так, в 2006 году экс-командующий Дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа Ту-160 на некоторое время зашла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.

В 2015 году министр обороны России Сергей Шойгу объявил о планах возобновить серийное производство Ту-160, которое должно начаться в 2023 году. Вопрос о том, сколько именно новых сверхзвуковых бомбардировщиков необходимо ВКС РФ, пока находится на стадии согласования. Сообщается лишь, что Ту-160 в варианте «М2» будет сочетать в себе последние инновации в авионике, что позволит значительно повысить эффективность самолета.

Первое боевое крещение

В 2015 году Ту-160, никогда до этого не участвовавший в военных конфликтах, получил своё первое боевое применение. Бомбардировщики из акватории Средиземного и Каспийского морей начали наносить удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по важнейшим объектам террористов «Исламского государства» в Сирии.

В результате массированной атаки бомбардировщиков удалось уничтожить пункты управления незаконными вооружёнными формированиями в провинциях Идлиб и Алеппо. Также ударами крылатых ракет были взорваны склады боеприпасов, лагеря подготовки боевиков и логистические пункты, участвовавшие в незаконном экспорте нефти в страны Ближнего Востока.

Программа Нанна-Лугара — неофициальное название американской Программы совместного уменьшения угрозы (англ. Cooperative Threat Reduction Program) , которую разработали сенаторы Сэмьюэл Нанн и Ричард Лугар. Эта инициатива реализуется США с 12 декабря 1991 года в отношении России и стран СНГ. Одна из главных целей — уничтожение «в интересах безопасности» военной техники, а также ядерного и других видов оружия массового поражения.

Террористическая группировка «Исламское государство» запрещена на территории России.

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет.
ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года.

Бомбардировщик ТУ-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160

Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).


До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны. 19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга.
В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.


В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).


К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника - на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года - вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.


В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск Ту-160, если США остановят серийное производство B-2. К тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.
Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Технические характеристики

ТУ-160 имеет следующие технические характеристики:
Экипаж: 4 человека.
Длина составляет 54,1 м.
Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м.
Высота составляет 13,1 м.
Площадь крыла составляет 232 м².
Масса пустого самолета составляет 110 000 кг.
Нормальная взлетная масса составляет 267 600 кг.
Максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг.
Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32.
Тяга максимальная составляет 4×18 000 кгс.
Тяга на форсаже составляет 4×25 000 кгс.
Масса топлива составляет 148 000 кг.
Предельная скорость на высоте составляет 2230 км/ч.
Крейсерская скорость составляет 917 км/ч.
Дальность максимальная без дозаправки составляет 13 950 км.
Дальность практическая без дозаправки составляет 12 300 км.
Боевой радиус составляет 6000 км.
Продолжительность полета составляет 25 ч.
Практический потолок составляет 21 000 м.
Скороподъемность составляет 4400 м/мин.
Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м.
Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе составляет 1150 кг/м².
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе составляет 1185 кг/м².
Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 0,36.
Тяговооруженность при максимальной взлетной массе составляет 0,37.

Особенности конструкции

Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке - четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление - сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.«Белый лебедь» - один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец - носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.


На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

ТУ-160 «Белый лебедь» – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец дальней авиации. Работы по созданию самолета начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек». На сленге американцев – это «дубинка» (Black Jack — избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» — и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. В качестве их основного вооружения выбрали ракеты Х-55 и Х-15. — дозвуковые малогабаритные ракеты, — аэробаллистические ракеты. Их разместили на многопозиционных катапультных установках под крыльями.

Как все начиналось

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года. Опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком — опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. Государственные испытания завершились в середине 1989 года. Самолетом Ту-160 тогда были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

Ту-160 — один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала еще до его постройки, за несколько лет. Как известно, в 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код — «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.

При распаде СССР Ту-160 распределили между республиками. Украине, например, достались 19 машин в авиаполк в Прилуках, восемь были переданы в счет долгов за газ России. Оставшиеся, к сожалению, были попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Модификации

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения. Он мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью не только повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва, но и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. То есть, модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами

«Кречет-Р» — автономная система управления ракетами, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» свернули в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза. При этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разработка комплекса началась в 1991 г., ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160СК к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19 января 2000 года аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписали документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Ту-160М

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит только новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Только ОФАБ-500У он может нести на борту до 90 штук массой по 500 кг каждая. По мнению экспертов, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. К примеру, дальность полета отечественного самолета даже без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Ту-160М способен нести на борту не только больше безъядерных ракет и авиабомб, но и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Безусловно, стоит также сказать и про увеличивающуюся мощь «Белых лебедей». Уже начались летные испытания обновленного ракетоносца Ту-160М, который в ближайшее время поступит на вооружение .

Высокая поддержка

Глава государства назвал проведенную работу по созданию этого самолета «большим успехом коллектива завода».


Президент РФ Владимир Путин и генеральный директор ОАО «Камаз» Сергей Когогин во время встречи с представителями общественности по вопросам реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Фото РИА Новости.

КАЗАНЬ, 12 фев — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин выразил удовлетворение результатами производства боевого ракетоносца Ту-160.

Мы реализовали в Казани блестящий проект, фактически создали новую машину Ту-160 для Вооружённых сил. Сверхзвуковой боевой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает все как часы, просто здорово.Владимир Путин, президент России.

Ту-160 — самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла, безусловно, одна из наиболее мощных в мире боевых машин. В 2015 году было объявлено о решении возобновить производство стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе. 16 ноября 2017 года новый самолет был передан из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию завода. Благодаря модернизации эффективность Ту-160 должна увеличиться на 60%.

Конкурентов нет

По мнению военного эксперта, благодаря улучшенным тактико-техническим характеристикам самолета на ближайшие годы конкурентов у него нет. «Ту-160М получит бесспорно новейшие электронные бортовые системы, инерциальную навигационную систему, модернизированные системы управления вооружением. Ту-160 сейчас усиливают группировку в Арктике, а также успешно участвовали в боевых действиях в Сирии. Недавно, к примеру, они перемахнули Атлантический океан, несколько морей и неожиданно для всего мира оказались в Венесуэле, под боком у взбешенных США», - говорит об уникальности «Белых лебедей» Михайлов.

Еще об одной боевой изюминке самолета сообщил на итоговой коллегии Минобороны Сергей Шойгу. Ту-160 выполнили пуски 12 крылатых ракет воздушного базирования Х-101 по полигону Пембой, расположенному за полярным кругом. Глава ведомства добавил, что в противовес развертыванию США глобальной системы ПРО наши Вооруженные силы наращивают ударный потенциал.

Вне всякого сомнения, Ту-160 один из самых совершенных авиационных комплексов в мире. Он обладает огромным потенциалом и непревзойденной мощью. А ещё, он очень красив, за что и получил прозвище «Белый лебедь».

В настоящее время Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Объявили, к примеру, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под индексом Ту-160М2.

Плановые полеты

Стратегические ракетоносцы Ту-160 выполняют плановые полеты в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Баренцева, Норвежского и Северного морей. Как правило, авиационное сопровождение самолетов дальней авиации выполняют экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31. Продолжительность полета при этом составляет более 13 часов.

В ходе полета экипажи Ту-160 и МиГ-31 отрабатывают дозаправку топливом в воздухе. На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождают истребители ВВС стран НАТО.

Летчики дальней авиации регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Каспийского морей, Тихого океана. Все полеты самолетов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

Цена вопроса

Экспертные оценки стоимости «БЕЛОГО ЛЕБЕДЯ» колеблются в диапазоне $250–600 млн. В 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн. Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения, стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Можно с определенной погрешностью рассчитать стоимость заправки самого тяжелого боевого самолета в мире. На самолете установлены топливные баки общим объемом 148 000 литров. При средней цене авиационного топлива (керосина) около 50 000 рублей за тонну получается 7 400 000 рублей за одну заправку.

Tagged:
Loading...Loading...