Правовые аспекты функционирования таможенных процедур. Таможенные процедуры Понятие таможенных процедур

Таможенная процедура (режим) в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Содержание таможенных процедур включает:

    направление перемещения через таможенную границу;

    цель перемещения;

    статус товаров;

    условия помещения товаров в таможенный режим;

    порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

    порядок применения таможенных пошлин и налогов;

    другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.

Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

Таможенный кодекс таможенного союза установил в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Вне зависимости от заявленных таможенных процедур лица обязаны соблюдать:

    запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

    требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.

Таможенные процедуры предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных процедур заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.

Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК ТС.

Такими целями являются:

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля;

    регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;

    стимулирование развития национальной экономики и др.

К основным таможенным процедурам относятся следующие:

    выпуск для внутреннего потребления;

  1. международный таможенный транзит.

Глава 1. Понятия, виды и классификация таможенных процедур

1.1 Понятие таможенных процедур

Рассмотрение различных видов таможенных процедур, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности.

Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это – функциональная характеристика права.

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

1.2 Понятие таможенной процедуры

Таможенная процедура является основной категорией российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенной процедуры.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами» (ч. 22 ст. 11 ТК ТС).

Однако не все таможенные процедуры имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретной таможенной процедурой. Существуют, например процедуры, которые не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля.

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К принципиальным основам применения таможенных процедур в соответствии с гл. 17 ТК ТС следует отнести:

    обязательность заявления таможенной процедуры – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС;

    соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры – ст. 158 ТК ТС;

    разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой – ст. 157 ТК ТС;

    обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которым товар выпущен – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    приостановление действия таможенной процедуры при изменении статуса товара – ст. 162 ТК ТС;

    право изменения таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную, при условии соблюдения требований изменения и избираемую таможенную процедуру).

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Создание и функционирование интеграционных объединений Таможенного союза в 2010 году и Евразийского экономического союза в 2015 году потребовало принятие нормативно-правовой базы на наднациональном уровне. Наднациональными (межгосударственными) актами регулирования являются ТК ТС, соглашения по отдельным вопросам таможенного дела, принятые в его развитие, а также решения Комиссии Таможенного Союза. В то же время некоторые аспекты таможенного регулирования отнесены на уровень государств­членов Таможенного Союза.

На международном уровне Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 18 мая 1973 г.; далее? Киотская конвенция), в результате чего изменению подверглись не только основы таможенного регулирования, но и используемый понятийный аппаратФедеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // Российская газета. 2010. № 253.. Основные понятия, условия помещения и обязанности декларанта по таможенному законодательству сведены в приложении А.

Первичным направлением унификации таможенного законодательства является создание единого понятийного аппарата таможенного дела. ТК ТС создает подобное терминологическое поле, определив основные понятия и термины, используемые в таможенном законодательстве, как на уровне законов, так и на подзаконном уровне в государствах­членах Таможенного Союза.

В ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур (статья 202 ТК ТС), из них:

  • ? 14?определены?непосредственно?в?ТК?ТС;
  • ?? 2?(свободная?таможенная?зона,?свободный склад) должны быть установлены международными договорами государств­участников Таможенного Союза;
  • ?? 1?(специальная?таможенная?процедура?- таможенная процедура для отдельных категорий товаров) при необходимости может быть установлена национальным законодательством государств­участников Таможенного Союза. Необходимо отметить, что в Республике Казахстан и Российской Федерации эта специальная таможенная процедура применяется при таможенном оформлении гуманитарных и военных грузов, товаров, вывозимых и ввозимых в адрес дипломатических представительств и консульских учреждений, а также ряда иных категорий товаров.

Таможенную процедуру также следует рассматривать в широком и узком смыслах. Таможенная процедура в широком смысле? это нормативно установленная система, ориентированная на достижение конкретного правового результата, состоящая из последовательно сменяющих друг друга таможенных операций, внутренне структурированная правовыми отношениями, иерархически построенная и динамически развивающаяся, посредством которой субъекты внешнеэкономической деятельности реализуют свои права и обязанности в таможенной сфере. Таможенная процедура в узком смысле? это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или

за ее пределами Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Н.П. Бондаренко // СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. - С. 195..

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 203 ТК ТС).

В соответствии со статьей 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенная процедура в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Исходя из указанного определения, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры Суркичин Г.Ф. Теоретические аспекты правового регулирования таможенных процедур в Российской Федерации // Российское право: состояние, перспективы, комментарии. ? 2011. ? № 3. ? С.79..

Таможенная процедура определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Иными словами таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС с учетом административных ограничений.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с ТК ТС.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС, проводится таможенными органами того государства-члена ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант Гокинаева И.А. Основы таможенного дела. Часть I. Таможенные процедуры. Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - С. 12..

Перечень таможенных процедур определен в статье 202 ТК ТС. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям. Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры.

В соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (п.3 ст. 152 ТК ТС) Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tktsrf.ru/.

Заявление в отношении товаров и транспортных средств (рассматриваемых в качестве товаров) таможенной процедуры осуществляется при применении таможенной процедуры декларирования.

Право пользования товарами в соответствии с выбранной таможенной процедурой лицо приобретает в результате совершения таможенным органом юридически значимого действия - выпуска товаров, заключающегося в действии таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пп.5 п.1 ст. 4 ТК ТС). День принятия такого решения является днем помещения товаров под выбранную таможенную процедуру. День помещения товаров под таможенную процедуру является моментом начала действия таможенной процедуры. Выпуск товаров производится таможенными органами, при выполнении установленных таможенным законодательством условий в установленные ТК ТС сроки.

Общий срок для принятия решения о выпуске товаров установлен статьей 196 ТК ТС, и составляет два рабочих дня с момента совершения такого юридически значимого действия, как принятие таможенным органом таможенной декларации, а также представления таможенному органу всех необходимых документов и сведений. В указанный срок включено время, необходимое для проведения таможенным органом проверки достоверности заявленных в таможенной декларации сведений, а также выполнения иных действий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации. В случае, если на момент принятия таможенной декларации товары не предъявлены таможенному органу, указанный срок выпуска исчисляется с момента предъявления декларируемых товаров таможенному органу. Указанный срок также может быть продлен до 10 рабочих дней, если лицо не представило необходимые документы для подтверждения сведений, заявленных в таможенной декларации, документы, свидетельствующие о соблюдении ограничений как экономического, так и неэкономического характера, установленных в соответствии с законодательством ТС и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на срок, необходимый для осуществления лицом указанных действий Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tktsrf.ru/.

В заключении необходимо отметить, что таможенные процедуры Таможенного кодекса Таможенного союза полностью отвечают международным нормам торговой политики. Отличие Таможенного кодекса состоит в том, что он содержит узкую норму - специальная таможенная процедура в форме перемещения товаров.

Таможенная процедура является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права. Таможенная процедура - основной инструмент, посредством которого применяются как таможенно-тарифные, так и нетарифные меры регулирования экономики. Понятие "таможенная процедура" пришло на смену понятию "таможенный режим", существовавшему в российском таможенном законодательстве в период действия Таможенных кодексов РФ 1993 и 2003 гг. Следует отметить, что сущностная часть данного определения осталась фактически без изменений, что позволяет использовать накопленный научный материал, касающийся таможенных режимов в отношении таможенных процедур с некоторыми оговорками. Так, например, ранее действовавшее положение Таможенного кодекса РФ 2003 г., в соответствии с которым все товары и транспортные средства подлежали помещению под таможенный режим, не нашло отражения в ТК ТС. Пункт 2 ст. 153 ТК ТС прямо указывает на то, что перемещение отдельных категорий товаров осуществляется в соответствии с особыми правилами, не подпадающими под определение таможенных процедур (например, перемещение товаров для личного пользования). Следует обратить внимание на то, что перечень товаров, которые не подлежат помещению под таможенные процедуры, изложенный в ст. 224 Закона о таможенном регулировании, не полон и может быть дополнен с учетом положений ТК ТС.

Отказ от термина "таможенный режим" связан, скорее всего, с желанием унифицировать терминологию, используемую в таможенном деле, и избежать сложных теоретических конструкций, объясняющих сущность применяемых терминов.

Выбор той или иной таможенной процедуры является прерогативой лица, перемещающего товары. При помощи различных таможенных процедур определяются:

  • порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
  • условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Таможенного союза;
  • права и обязанности декларанта, заявляющего таможенную процедуру;
  • дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенная процедура имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, как полагают специалисты, элементы административно-правового и финансово-правового регулирования.

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (ст. 4 ТК ТС).

Существуют определенные сложности по соотнесению понятий, содержащихся в Международной (Киотской) конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур 1973 г. и в современном таможенном законодательстве.

Конвенция содержит понятие "таможенные формальности", которые представляют собой совокупность действий, подлежащих совершению соответствующими лицами и таможенной службой в целях исполнения требований таможенного законодательства. Очевидно, что использующийся в ТК ТС термин "таможенные операции" по своему содержанию совпадает с термином "таможенные формальности".

Необходимо отметить, что в тексте Киотской конвенции употребляется понятие "очистка", т.е. освобождение от обязательств, которые возлагаются на лицо, перемещающее товары через границу, что не совсем совпадает с термином "таможенное оформление", легальное определение которого в законодательстве отсутствует.

Термин "таможенная процедура" в том значении, в котором он используется в ТК ТС, близок к значению этого термина в Киотской конвенции, но не совпадает с ним.

Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в таможенном законодательстве содержатся условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любой из существующих. К таким условиям можно отнести:

  • 1) обязательность заявления таможенной процедуры. Перемещение товаров на иных условиях, нежели предусмотрены таможенными процедурами, возможно только в том случае, если это предусмотрено законом. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании;
  • 2) право выбора любой таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех его требований. В соответствии со ст. 203 ТК ТС лицо вправе выбрать любую из указанных таможенных процедур или изменить ее на другую, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено каким-либо актом законодательства по таможенному делу, включая и сам ТК ТС. Поскольку выбранная таможенная процедура юридически фиксируется при оформлении таможенной декларации, то фактически право выбора принадлежит декларанту.

Как правило, изменение таможенной процедуры обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу, либо истечением срока действия избранной таможенной процедуры.

Право на свободу выбора и изменения таможенной процедуры не является абсолютным и может быть ограничено положениями ТК ТС.

Во-первых, Кодекс не предполагает помещение некоторых вещей под определенные таможенные процедуры. Одним из примеров служат транспортные средства, используемые для международных перевозок, которые перемещаются через таможенную границу без помещения под таможенные процедуры (ст. 341 ТК ТС).

Во-вторых, некоторые товары не могут быть помещены под определенные таможенные процедуры. Так, не допускается использование таможенной процедуры уничтожения в отношении культурных ценностей, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, изъятых товаров и товаров, на которые наложен арест (ст. 308 ТК ТС). Под процедуру таможенного склада не могут помещаться товары, срок годности которых на день заявления их к таможенной процедуре менее определенного срока (ст. 230 ТК ТС).

Кодекс также предусматривает случаи, когда изменение таможенной процедуры является обязательным. Например, в случае передачи права собственности на временно вывезенные товары иностранному лицу изменение таможенной процедуры временного вывоза на таможенную процедуру экспорта является обязательным (ст. 288 ТК ТС).

Раскрывая принцип свободы выбора и изменения таможенной процедуры, важно подчеркнуть, что это право автоматически не порождает обязанность таможенного органа выпустить товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Такая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под таможенную процедуру:

  • 1) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные процедуры, не носящих экономического характера (например, требования, вытекающие из соблюдения ветеринарных правил, норм фитосанитарного контроля);
  • 2) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Важнейшим условием применения таможенной процедуры является определение ее действия во времени и пространстве. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Завершение действия таможенной процедуры устанавливается для каждой из них самостоятельно. Например, процедура экспорта завершается вывозом товаров за пределы таможенной территории, процедура временного вывоза завершается возвратом товаров (реимпортом). Действие таможенной процедуры может быть приостановлено. Это возможно в случае изъятия товаров, помешенных под таможенную процедуру, по делу об административном правонарушении (ст. 208 ТК ТС). Если впоследствии к таким товарам не применяется санкция в виде конфискации, действие таможенной процедуры возобновляется.

Привлечение лица к административной ответственности за несоблюдение таможенной процедуры, которое делает невозможным дальнейшее ее применение, влечет за собой завершение процедуры в течение 15 дней после вступления в силу решения по делу об административном правонарушении (ст. 208 ТК ТС).

Общая характеристика таможенных процедур, как это уже указывалось, позволяет выделить ряд элементов, которые присущи любой процедуре.

Каждая процедура имеет свое содержание, которое отвечает на вопросы, ввозится или вывозится товар, с какой целью происходит его перемещение. Следующим элементом являются условия помещения товара под процедуру, в том числе условия, связанные с уплатой таможенных платежей и применением мер нетарифного регулирования Обязательным элементом являются положения об уплате таможенных пошлин, налогов или об освобождении от уплаты таких платежей. Последним элементом служит порядок завершения действия процедуры. Раскрывая содержание указанных составляющих, дается общая характеристика любой таможенной процедуры.

Статья 202 ТК ТС выделяет следующие виды таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • таможенный транзит;
  • таможенный склад;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз (допуск);
  • временный вывоз;
  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • беспошлинная торговля;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства;
  • свободная таможенная зона;
  • свободный склад;
  • специальная таможенная процедура.

Формальное выделение таможенных процедур в отдельные группы либо разделение их по типам в ТК ТС отсутствует. Кодекс позволяет государствам - членам Таможенного союза расширять перечень товаров, перемещаемых без изымания пошлин и налогов, используя правовой механизм, заложенный в специальную таможенную процедуру.

Существует возможность провести классификацию таможенных процедур по различным основаниям.

В зависимости от направления движения товаров таможенные процедуры могут быть подразделены на ввозные, вывозные, комбинированные. К первой группе таможенных процедур, предполагающих ввоз товаров, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. К таможенным процедурам второй группы относятся экспорт, временный вывоз, реэкспорт. К комбинированным таможенным процедурам можно отнести таможенный склад, свободную таможенную зону, свободный склад, беспошлинную торговлю.

В зависимости от территориальных ограничений можно выделить таможенные процедуры, ограниченные определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, и процедуры, используемые без территориальных ограничений.

В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенной процедурой следует различать срочные (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.) и бессрочные таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, уничтожение, экспорт и др.).

Существует возможность выделить отдельную группу льготных таможенных процедур, содержание которых предусматривает предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, применению мер нетарифного регулирования. Таких процедур большинство. Примером могут служить процедуры переработки на таможенной территории, беспошлинной торговли, уничтожения. Льготы могут предоставляться и при помещении товаров под иные таможенные процедуры, например, выпуска для внутреннего потребления, но предоставление таких льгот (например, товарам, происходящим из государств - пользователей системы преференций) не связано с содержанием процедуры.

Можно выделить таможенные процедуры, применяемые в отношении иностранных товаров и в отношении товаров Таможенного союза. К числу последних относятся экспорт, переработка вне таможенной территории, временный вывоз. Таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли используются в отношении как товаров Таможенного союза, так и иностранных товаров.

1. Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «таможенная процедура» в юридической литературе и в таможенном законодательстве?

2. Каковы условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта?

3. В чем различия между понятиями «завершение переработки товаров на таможенной территории» и «приостановление переработки товаров на таможенной территории»?

4. Что понимается под таможенным складом?

5. Какова правовая основа специальных таможенных процедур?

Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Понятие таможенной процедуры как совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами содержится в ст. 4 ТК ТС. Виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Товары помещаются под определенную таможенную процедуру по выбору лица. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления закреплена в главе 30 ТК ТС и главе 27 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены соответственно статьями 210 и 211 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 228 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 210 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления − таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений их пользования и распоряжения.

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдение запретов и ограничений;

3) наличие документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении этих условий, товар приобретает статус товаров таможенного союза.

Если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств - членов Таможенного союза, повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и считается исполненной:

1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;

2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;

3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом заявления о зачете;

4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6) с момента зачисления денежных средств на счет Федерального казначейства, в случае взыскания таможенных платежей за счет:

а) товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;

б) залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенная процедура экспорта

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 31 ТК ТС и главе 28 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 212 и 213 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 212 ТК ТС − экспорт − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Законодательством таможенного союза допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

Срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов.

Таможенная процедура таможенного транзита

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 32 ТК ТС и главе 29 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 215 и 216 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Таможенный транзит − таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося участником таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысяч километров за 1 месяц.

Таможенная процедура таможенного склада

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 33 ТК ТС и главе 30 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 229 и 230 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 238 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением:

− товаров, срок годности или реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней;

− товаров, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры. Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения этого срока.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки на таможенной территории закреплена в главе 34 ТК ТС и главе 31 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории определены соответственно статьями 239 и 240 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 244 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка на таможенной территории − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Срок переработки товаров на таможенной территории определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в пределах 3-х летнего срока, установленного пунктом 1 ст. 243 ТК ТС, и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки вне таможенной территории закреплена в главе 35 ТК ТС и главе 32 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории определены соответственно статьями 252 и 253 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 254 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка вне таможенной территории − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать 2 года.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления закреплена в главе 36 ТК ТС и главе 33 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления определены соответственно статьями 264 и 265 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 264 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка для внутреннего потребления − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать 1 год.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза закреплена в главе 37 ТК ТС и главе 34 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 277 и 278 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 274 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный ввоз (допуск) − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 лет.

Таможенная процедура временного вывоза

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза завидена в главе 38 ТК ТС и главе 35 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 285 и 286 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 281 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный вывоз − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Таможенная процедура реимпорта

Правовая основа таможенной процедуры реимпорта закреплена в главе 39 ТК ТС и главе 36 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта определены соответственно статьями 292 и 293 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 285 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реимпорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура реэкспорта

Правовая основа таможенной процедуры реэкспорта закреплена в главе 40 ТК ТС и главе 37 ФЗ «о таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта определены соответственно статьями 296 и 297 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 289 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реэкспорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура беспошлинной торговли

Правовая основа таможенной процедуры беспошлинной торговли закреплена в главе 41 ТК ТС и главе 38 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли определены соответственно статьями 302 и 303 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 292 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Беспошлинная торговля − таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура уничтожения

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 42 ТК ТС и главе 39 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 307 и 308 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 295 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Уничтожение − таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура отказа в пользу государства

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 43 ТК ТС и главе 40 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 310 и 311 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 299 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Отказ в пользу государства − таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства − участника таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Специальная таможенная процедура

Правовая основа специальной таможенной процедуры содержится в ст. 202 ТК ТС: и гл. 41 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В п. 17 ч. 1 ст. 202 ТК ТС дано следующее определение: «специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами)». Содержание специальной таможенной процедуры и условия помещения под нее товаров регламентированы в ст. 303, 304 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Специальная таможенная процедура − процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз на территорию Таможенного союза и вывоз с его территории товаров. Однако процесс перемещения участниками ВЭД товаров через таможенную границу связан с соблюдением ими определенных таможенных требований и условий. Под перемещением через таможенную границу товаров понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с нее товаров любым способом (в том числе путем пересылки в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач). Ввоз и вывоз имущества влекут обязанность лица поместить товары под одну из таможенных процедур и выполнять ее, соблюдая определенные правила.

На всей территории Таможенного союза действуют единые правила о таможенных процедурах, установленные разд. 6 ТК. Они дополняются положениями национального законодательства.

Согласно ст. 224 Закона о таможенном регулировании ввозимые в Российскую Федерацию товары не подлежат помещению под таможенную процедуру, если они:

произошли с таможенной территории Таможенного союза; выпущены для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза и в отношении них уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации;

изготовлены из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств - членов Таможенного союза.

Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за его пределами.

Выбор конкретной таможенной процедуры осуществляется лицом при декларировании в зависимости от целей перемещения товаров через таможенную границу и их использования на таможенной территории Таможенного союза либо за его пределами (продажа, покупка, организация выставки, нового производства и др.). Вместе с тем важными факторами, влияющими на выбор таможенной процедуры, являются существенные условия внешнеторговой сделки, в частности вид (наименование) поставляемого товара или оказываемой услуги, цена сделки, сроки ее осуществления.

Общие условия таможенных процедур касаются прежде всего:

направления перемещения товаров (например, ввоз на территорию Таможенного союза либо вывоз с нее, транзитное перемещение);

наименования (вида) и назначения товаров, перемещаемых через таможенную границу (например, одежда для свободной реализации на внутреннем (внешнем) рынке, оборудование для производственных целей, сырье для переработки, продукты переработки, скоропортящиеся продукты питания, гуманитарная помощь, бракованный товар, отходы);

страны происхождения товаров (товары Таможенного союза, иностранные товары и др.);

обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых вещей, включая порядок их уплаты (уплата всех предусмотренных таможенных платежей, освобождение от их уплаты, возврат ранее уплаченных таможенных пошлин, налогов и проч.);

наличия или отсутствия запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами при осуществлении таможенной процедуры;

сроков, периода времени или других временных факторов (например, указание определенного временного периода для процедуры таможенного транзита).

Право выбора необходимой таможенной процедуры предоставлено лицу, перемещающему товары (декларанту), а не таможенному органу (ст. 203 ТК). Между тем согласно ст. 224 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру фактически осуществляется с разрешения таможенного органа, которое выдается при соблюдении лицом требований, составляющих содержание избираемой таможенной процедуры. В ст. 163 ТК особо подчеркнуто, что убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается только с разрешения таможенного органа. Такое разрешение оформляется, например, путем проставления на таможенной декларации соответствующих отметок таможенного органа. Кроме того, таможенный орган устанавливает порядок и способы совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. На декларанта возлагается обязанность по подтверждению соблюдения всех условий помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру. В случае несоблюдения условий и требований таможенной процедуры декларант несет административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Начало действия таможенной процедуры зависит от направления перемещения товаров через таможенную границу: ввоз на территорию Таможенного союза или вывоз с нее.

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза началом действия таможенной процедуры является момент пересечения товарами таможенной границы, т. е. момент вхождения предметов таможенных отношений в юрисдикцию стран Таможенного союза. С этого момента у лица, перемещающего товары, возникает обязанность поместить товар под определенную таможенную процедуру. За пределами Таможенного союза действует законодательство иностранного государства, которым устанавливаются собственные таможенные правила в отношении перемещаемых товаров, поэтому нормы таможенного законодательства Таможенного союза не могут быть применены во время нахождения товаров на территории иных государств.

При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала их таможенного оформления и с момента их размещения в зоне таможенного контроля. Все таможенные формальности должны быть соблюдены на территории Таможенного союза, т. е. до фактического пересечения товаром таможенной границы. Такие правила позволяют таможенным органам реализовать свои контрольные функции в отношении вывозимого товара разумными силами и средствами.

Момент прекращения действия таможенной процедуры различается в зависимости от выбранной таможенной процедуры, что обусловлено ее условиями. Так, процедуры таможенного транзита и экспорта завершаются вывозом товаров за пределы Таможенного союза; процедура временного вывоза завершается возвратом товаров на территорию Таможенного союза; таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления прекращается с момента выпуска товаров для свободного обращения на территории Таможенного союза.

Нахождение товаров под таможенной процедурой может быть как временным (срочным), так и бессрочным.

Временными могут быть, например, таможенный транзит, временный ввоз (допуск) или временный вывоз, таможенный склад. Условия использования указанных процедур предполагают, что товары размещаются при срочной процедуре на определенное время, по истечении которого таможенная процедура прекращает свое действие (на время, необходимое для провоза товара по территории страны, на период выставки, на время хранения и т. п.). Такие процедуры предполагают двукратное прохождение таможенных формальностей, обусловленное сроком действия таможенной процедуры.

Бессрочная процедура не связывает лицо обязанностью после выпуска товара через определенный период времени вновь представить его таможенному органу, а также обязанностью по использованию (распоряжению) товаром. К числу таких процедур относятся, например, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, т. е. те случаи, когда товар ввозится (вывозится) без обязательств о возврате.

Предусматривается возможность приостановления действия таможенной процедуры. Так, в случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается (ст. 208 ТК). Однако если будет принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновится. Действие таможенной процедуры может быть также приостановлено по просьбе участника ВЭД (ст. 249, 281 ТК).

Использование некоторых таможенных процедур ограничено определенной территорией, на которой необходимо размещать товары в период действия соответствующей таможенной процедуры. Это территория, на которой товары находятся под таможенным контролем, в частности помещение магазина беспошлинной торговли, территория таможенного или свободного склада. Вывоз товаров с указанной территории предполагает прекращение действия таможенной процедуры, а иногда и замену на иную таможенную процедуру.

Участник ВЭД вправе изменить выбранную ранее таможенную процедуру на другую (п. 2 ст. 203 ТК). Следует различать понятия «выбор таможенной процедуры» и «изменение таможенной процедуры».

Выбор таможенной процедуры осуществляется лицом исходя из первоначальной цели перемещения товара, когда никакая таможенная процедура еще не заявлена.

Изменение таможенной процедуры на другую происходит в период действия первой процедуры. Причины, побуждающие лицо изменить таможенную процедуру, различны, однако все они прежде всего связаны с минимизацией финансовых потерь и рисков частных субъектов при осуществлении внешнеторговых операций. Изменение таможенной процедуры может быть запланировано заранее, например, когда импортер помещает большую партию товара на таможенный склад, а в дальнейшем изменяет процедуру на выпуск для внутреннего потребления для каждой мелкой партии реализуемых товаров.

Изменение одной таможенной процедуры на другую нередко вызвано непредвиденными негативными обстоятельствами: порчей или поломкой товара, выявлением брака, отсутствием покупателя на товар, недостаточностью необходимых финансовых средств для уплаты таможенных платежей и проч. Так, лицо, поместившее товар на таможенный склад в целях получения определенной отсрочки для поиска покупателя или получения кредита для уплаты таможенных платежей, в случае невозможности достичь указанной цели вправе изменить его на таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Право на свободу выбора и изменения таможенной процедуры, закрепленное в ст. 203 ТК, ограничено рядом факторов, и прежде всего целью перемещения или использования вещей. При необходимости ввезти товар на территорию Таможенного союза будет невозможным, например, выбор процедуры «экспорт». Наряду с целью перемещения важным фактором самоограничения лица в выборе таможенной процедуры является целесообразность помещения товара под ту или иную таможенную процедуру, продиктованная проблемой оптимизации уплаты таможенных платежей. Так, используя процедуру переработки товара, лицо получает определенные льготы при уплате таможенных пошлин, налогов, между тем оно вправе воспользоваться иной процедурой, позволяющей ввезти товар в страну (например, выпуском для внутреннего потребления) и переработать его после таможенной очистки. Однако в этом случае участник ВЭД лишается экономической выгоды, которая появляется при использовании таможенных процедур переработки.

В ряде случаев изменение таможенной процедуры является обязательным. В качестве примера можно привести положение ст. 288 ТК, которой предусмотрено, что в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары под таможенную процедуру временного вывоза, обязано изменить процедуру временного вывоза на экспорт.

Некоторые товары не могут быть помещены под определенную таможенную процедуру. Так, не допускается использование процедуры «уничтожение» в отношении культурных ценностей, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, и др. Под таможенную процедуру таможенного транзита не могут быть помещены товары, транзит которых запрещен.

Независимо от избираемой таможенной процедуры лица, перемещающие товары через таможенную границу, обязаны соблюдать требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (например, оформлять паспорт сделки, своевременно зачислять валютную выручку), а также учитывать установленные законодательством запреты и ограничения.

Многообразие закрепленных законодательством таможенных процедур в случае эффективного использования этого института таможенного права позволяет участникам ВЭД получать наибольший эффект от деятельности в области внешней торговли, экономить материальные, временные, административные и иные ресурсы, предотвращать финансовые потери, наращивать объемы продаж. Указанные факторы благоприятно сказываются и в целом на экономике страны.

Loading...Loading...