Правление тсж. Правление садоводческого или дачного товарищества Что не относится к компетенции правления тсж

Инструкция для председателя правления по организации деятельности правления товарищества.

Организация деятельности правления товарищества

Общие положения
Данная инструкция носит рекомендательный характер и предназначается председателям правлений кооперативов (товариществ) для: правильной организации работы правления, проведения собраний, облегчения работы с населением в дни приема, ведения делопроизводства, заключения договоров, разрешения споров, оказания консультативной помощи жильцам дома по вопросам, касающимся деятельности кооператива (товарищества).Так как председатель правления выборное лицо, то вполне вероятно, что он ранее данную должность не занимал и опыта работы не имеет. В связи с этим у него возникает необходимость в короткий срок ознакомиться со спецификой новой деятельности, правильно принять дела и должность у предыдущего правления, быстро войти в курс дел управления жилым домом и правильно организовать работу правления. В этом ему поможет данная инструкция.

Порядок избрания председателя правления
Председатель правления - выборное лицо. В зависимости от требований устава товарищества он может избираться непосредственно на общем собрании членов товарищества или из состава правления. Он считается выбранным:


Председатель правления избирается на срок, установленный уставом, не более чем на два года.
Нередко члены товарищества сталкиваются с такой проблемой, как нежелание председателя правления по истечении срока выборности сложить свои полномочия. Председатель, выбранный общим собранием, может быть отстранен от руководства только решением общего собрания, и то при наличии кворума, а это проблематично. В случае отказа председателя правления о выполнения своих обязанностей после избрания его на общем собрании требуется повторно собрать собрание. Поэтому целесообразно в уставе закрепить порядок избрания председателя из состава правления. В данном варианте председатель переизбирается правлением, а также отпадает необходимость проведения повторного собрания, но для этого необходимо в устав товарищества в раздел о полномочиях правления внести следующее дополнение: "освобождение от должности председателя правления".

Порядок приема дел и должности

Предлагаемый порядок приема дел и должности разработан на основе практического опыта и может дополняться и изменяться в зависимости от специфики деятельности конкретного товарищества.

После избрания на общем собрании или на заседании правления и оформления приказа о назначении его на должность председателя правления ТСЖ ему необходимо:

· составлять годовой план, бюджет, смету и отчеты;

· заключать договоры от имени товарищества;

Представлять интересы товарищества во всех судебных, государственных, общественных и других организациях;

· нанимать рабочих и служащих для управления и обслуживания дома, а также увольнять их;

· заключать договоры на обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества дома;

· вести списки членов товарищества, делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность;

· распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счету в банке, в соответствии с утвержденной сметой;

· созывать и организовывать проведение общего собрания;

· предоставлять общему собранию членов товарищества на утверждение должностные инструкции лиц, наделенных управленческими функциями.


Дополнительно по решению общего собрания на правление могут возлагаться обязанности:

· подготовка изменений и дополнений в устав товарищества;

· сдача в аренду нежилых помещений, согласно условиям и требованиям, установленным общим собранием товарищества или соглашением собственников общего имущества дома;

· получение доходов от хозяйственной деятельности и распоряжение ими согласно смете, а также направлениям, условиям и требованиям, установленным общим собранием;

· установление размера разовых платежей на покрытие образовавшихся издержек;

· распоряжение ограниченными финансовыми средствами товарищества, выделенными в отдельный фонд и не входящими в годовую смету, для производства аварийных и срочных работ и др.

Председателю правления дополнительно могут быть предоставлены правлением следующие права:

· самостоятельно распоряжаться определенной суммой денежных средств, установленных решением общего собрания товарищества, для оплаты канцелярских принадлежностей, регистрационных сборов и т. п.;

· представлять лично интересы товарищества во всех судебных, государственных и общественных и других организациях;

· предъявлять иски в суд в случае невыполнения домовладельцами своих обязательств или нарушения ими законодательства;

· оформлять и выдавать жильцам дома документы установленных образцов;

· осуществлять подбор персонала;

· единолично руководить деятельностью персонала;

· подбирать подрядные организации.


Председатель правления не имеет права:
1. Производить платежи, не утвержденные правлением, а также не предусмотренные сметой.

2. Входить в квартиры жильцов дома без их волеизъявления.

3. Увольнять работников без решения правления (если иное не принято в уставе).

4. Выполнять решения общего собрания и правления, если они противоречат действующему законодательству.

5. Заключать договоры без решения правления, если иное не предусмотрено уставом или должностной инструкцией.

Приведенные выше инструкции являются примером и могут быть и должны быть переработаны каждым ТСЖ согласно конкретным условиям и возможностям.
Например:

· Председатель правления, он же комендант (управляющий), в подчинении у которого может находиться рабочий по дому;

· или - Председатель правления одно лицо, а комендант (управляющий) - другое, он нанимается правлением, подотчетен правлению и председателю и одновременно является рабочим по дому;

· или - Правление с председателем во главе передает часть полномочий управляющей организации и т. п.

Разнообразие взаимоотношений вызовет и разнообразие должностных инструкций. Главное, что в этих документах должны быть зафиксированы права, обязанности и ответственность. Без этого товарищество будет втянуто в пучину склок и конфликтов.

Священна для россиян на протяжении жизни уже не одного поколения. Деятельность объединений садоводов и огородников регламентируется ФЗ № 66 , который был принят в стране еще в 1998 году. Согласно этому закону, все дачные товарищества являются некоммерческими объединениями, имеют свой Устав и орган управления - общее собрание , которое выбирает Правление, его Председателя и . Для их создания необходимо желание объединиться как минимум трех граждан, которые принимают решение о создании СНТ.

Датой создания товарищества считается момент внесения информации об объединении садоводов и огородников в ЕГРЮЛ , которая является обязательной.

Основной документ СНТ, регламентирующий деятельность объединения - Устав . Он утверждается и принимается на . В его основе лежит типовая форма, которая корректируется в соответствии с местными особенностями. Все положения Устава должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Документ описывает структуру управления обществом, сроки и порядок их избрания , права и обязанности, а также цели, задачи и правила внутреннего распорядка СНТ. Цель создания некоммерческих товариществ садоводов и огородников — объединение коллективных усилий для решения социальных и хозяйственных задач. создаются для решения неотложных вопросов. Они ведут отчетность по расходованию денежных средств некоммерческого объединения, занимаются выделением земель, принадлежащих СНТ, вывозом мусора с и другими вопросами, связанными с организацией жизнедеятельности дачных поселков и кооперативов.

Особенности избрания правления товарищества

Такие документы подлежат обязательному учету и хранению. Форма голосования при выборе правления СНТ является тайной , если иное не предусмотрено в Уставе товарищества. Закон запрещает проводить избрание членов Правления открытым голосованием . Законом установлен срок избрания органа управления товариществом. Он ограничен двумя годами. Численность членов Правления определяется общим собранием при формировании Устава общества и закрепляется в его положениях. Этим же документом определяется количество членов Ревизионной комиссии и порядок её избрания.

Переизбрать органы Правления общества можно путем созыва членов общества. Инициаторами его проведения могут стать не менее 1/5 участников СНТ или Ревизионная комиссия. Отказом для проведения такого собрания, согласно действующему законодательству, может послужить нарушение порядка созыва. Данный порядок устанавливается в Уставе товарищества. При отсутствии нарушений собрание должно быть проведено в течение 30 дней с момента принятия решения о его созыве.

Поводом для созыва внеочередного собрания СНТ может стать не только неудовлетворительная работа органов Правления объединения, но и выход из его состава прежних участников, а также иные причины, предусмотренные Уставом товарищества . Решения на собраниях принимаются большинством членов товарищества, если иное не предусмотрено в Уставе. Собрание считается состоявшимся и правомочным, если на нем присутствует кворум членов общества – более половины его участников.

Правомочия правления товарищества

Правление СНТ является органом управления, который принимает все решения коллегиально и выбирается членами некоммерческого объединения на их общем собрании. Выборы проводятся в соответствии с Уставом СНТ. Коллегиальность управления товариществом определена действующим законодательством. Должностная инструкция председателя правления садоводческого товарищества ограничивает его властные и распорядительные функции. Он не вправе принимать важные для СНТ решения единолично.

Работа Правления СНТ и его Председателя должна быть направлена только на то, чтобы выполнять решения собрания членов товарищества. Роль Председателя сводится к организации и координации работы членов Правления . В пределах компетенции Правления СНТ - созыв собраний товарищества.

Правление осуществляет оперативное руководство деятельностью некоммерческого объединения и может заниматься планированием его хозяйственной деятельности. Оно составляет расходные сметы необходимых затрат, распоряжается активами СНТ в пределах своих полномочий, которые описаны в Уставе. В обязанности Правления входит организация учета и оформление соответствующей отчетности сообщества, а также другие вопросы.

Решение и деятельность Правления СНТ могут быть направлены только на выполнение определенных его членами целей. Все они должны соответствовать действующему законодательству РФ. На членах Правления и Председателе лежит ответственность по его исполнению и контролю за соблюдением.

Права и обязанности председателя правления садоводческого (дачного) товарищества

Правам и обязанностям Председателя Правления СНТ посвящена . Наряду с указанной нормой, правовой статус Председателя определяется и Уставом товарищества.

На основании Устава Председатель может действовать от имени товарищества. Для этого ему не требуется доверенность СНТ. Учредительные документы общества наделяют Председателя правом подписывать все документы, связанные с финансовой и хозяйственной деятельностью СНТ. В компетенцию Председателя Правления входит заключение сделок и договоров, которые могут носить различный характер. Основная обязанность Председателя - соблюдение интересов СНТ, оперативное решение текущих проблем и забота о нормальной деятельности объединения.

Ответственность председателя правления товарищества

Деятельность Председателя Правления СНТ не только почетна, но ответственна. Причинение вреда товариществу, злоупотребление своими полномочиями и нарушение норм действующего законодательства во время нахождения Председателя на своем посту может привести не только к его переизбранию, но и к привлечению к ответственности. Последняя может быть материальной, дисциплинарной, административной и даже уголовной. Решение о выборе формы привлечения Председателя к ответственности принимается исключительно судом, на основании заявления членов товарищества.

Заключение:

  1. Все СНТ являются некоммерческими объединениями граждан.
  2. Создать товарищество могут не менее трех человек .
  3. Обязательное условие существования СНТ - регистрация.
  4. Правление товарищества осуществляется на основании Устава .
  5. Главным органом управления СНТ является собрание, которое избирает членов Правления и Ревизионной комиссии, а также Председателя.
  6. Деятельность СНТ регулируется ФЗ № 66 , который был принят в 1998 году.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по внеочередному собранию садоводческого (дачного) товарищества

Вопрос : Здравствуйте, меня зовут Елена. Члены СНТ ежегодно собирают денежные средства на нужды товарищества . Суммы немаленькие, а дел ощутимых не видно. Как можно проверить расходование собранных средств?

Ответ : Здравствуйте, Елена. Председатель Правления СНТ должен ежегодно отчитываться о финансовых и хозяйственных результатах своей работы. Если этого не происходит, то каждый член товарищества вправе обратиться в суд с исковым заявлением о том, чтобы его обязали это сделать в принудительной форме. Если деятельность Председателя окажется противозаконной и нанесет вред СНТ, его можно привлечь к ответственности и возместить нанесенный товариществу ущерб.

В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В настоящей статье допущена серьезная неточность. Коллегиальный исполнительный орган юридического лица, каким является правление согласно ст. 147 ЖК РФ, не может осуществлять свои функции без единоличного исполнительного органа. Особенности управленческой деятельности диктуют, что от имени юридического лица необходимо осуществлять формальные действия (подписывать договоры, банковские и бухгалтерские документы и др.), которые более присущи одному физическому лицу, чем группе лиц.

Во избежание сложностей в разделении компетенции и в целях защиты прав и интересов третьих лиц законодательная практика регулирования юридических лиц, создаваемых в разных организационно-правовых формах, устанавливает либо единоличный исполнительный орган, либо одновременно коллегиальный и единоличный исполнительные органы. В ст. 149 ЖК РФ также предусмотрено избрание единоличного исполнительного органа - председателя правления, а в числе органов управления, названных в ст. 144 ЖК РФ, этот орган почему-то отсутствует. Иначе, чем оплошностью, это объяснить вряд ли возможно.

Органами управления товарищества собственников жилья являются: общее собрание членов товарищества, правление и председатель правления товарищества. В товариществах собственников жилья действуют два исполнительных органа: коллегиальный и единоличный, что требует четко разделить полномочия между этими органами в уставе товарищества.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

Высший орган управления товарищества собственников жилья состоит из членов товарищества. Квалифицирующим признаком члена товарищества является наличие у него на праве собственности жилого помещения в том доме или в одном из домов, в котором создано товарищество. Устав товарищества является его единственным учредительным документом, поэтому все важные для деятельности общего собрания отношения должны быть урегулированы в этом документе. Общее собрание как высший орган товарищества вправе рассмотреть любой вопрос, касающийся деятельности товарищества, в сроки и в порядке, установленные в уставе товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

1) внесение изменений в устав товарищества;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Жилищным кодексом РФ или иными федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных выше также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Безусловно, перечисленные в ст. 145 ЖК РФ полномочия общего собрания товарищества не исчерпывают его компетенции. Вопросы о порядке приема и процедуре выхода из товарищества также должны быть предусмотрены уставом. Принятие решений по этим вопросам может быть отнесено к компетенции общего собрания.

Некоторые вопросы общее собрание должно решать только совместно со всеми собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества. К ним относятся, в частности, вопросы, касающиеся ремонта, перестройки общих помещений дома, надстройки и реконструкции дома, приобретения в собственность собственниками дома прилежащих земельных участков, ведение на них различных видов строительства и др. Все действия, затрагивающие общее имущество в доме, его инженерные коммуникации и оборудование, прилежащие земельные участки должны быть согласованы со всеми собственниками жилых помещений дома, не являющимися членами товарищества, так как все они несут бремя содержания имущества дома и имеют законные права на это имущество. Согласно , долевые собственники пользуются и распоряжаются совместным имуществом по согласию всех собственников.

Определенные вопросы должны рассматриваться только один раз в год, но ежегодно. Это предполагает обязательное проведение общего собрания членов товарищества как минимум один раз в год. К таким вопросам относятся: утверждение годовой бухгалтерской отчетности, отчетов ревизионной комиссии (ст. 150 ЖК РФ), правления товарищества (ст. 147 ЖК РФ), принятие решений об использовании доходов, полученных товариществом за год, и др.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Подготовка, созыв и проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья относится к компетенции правления товарищества (ст. 149 ЖК РФ). Однако созвать общее собрание вправе как любой член правления по своей инициативе, если того требуют обстоятельства, так и председатель правления, председатель ревизионной комиссии, поскольку полномочия ревизионной комиссии как контрольного органа ей это позволяют. Созвать и предварительно подготовить общее собрание вправе также члены товарищества, если правление не делает этого по их настоятельной просьбе. При этом в уставе должно быть установлено, какое количество членов товарищества вправе требовать созыва общего собрания.

Часть 1 ст. 146 ЖК РФ весьма неопределенно устанавливает субъектный состав лиц, наделенных правом требовать созыва и проведения общего собрания членов товарищества, поэтому более детально указанные вопросы должны быть разрешены в уставе товарищества.

Помимо обязательных способов уведомления, названных в ч. 1 ст. 146 ЖК РФ, возможны и другие (дополнительные), например размещение объявления о проведении общего собрания на видном месте в доме.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня (ч. 2 ст. 146 ЖК РФ).

Кроме перечисленных в ч. 2 сведений, которые должны быть указаны в уведомлении о проведении общего собрания, каждый член товарищества обязательно извещается о порядке ознакомления с материалами, которые будут обсуждаться на собрании (см. ст. 45 ЖК РФ).

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Кворум общего собрания определяется от количества голосов членов товарищества (их представителей), а не от количества голосов присутствующих на собрании. Это отличает такое собрание от общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ст. 45 ЖК РФ).

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6, 7, 12 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Иными словами, наиболее важные для деятельности товарищества вопросы решаются квалифицированным большинством голосов от числа голосов всех членов товарищества. В уставе может быть установлен такой же порядок решения других вопросов, не указанных в законе, но предусмотренных уставом.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Во избежание нарушения прав членов товарищества устав должен содержать точно определенный круг вопросов, решение которых возможно путем проведения заочного голосования. Общее годовое собрание членов товарищества должно проводиться только в очной форме. Лишь промежуточные и внеочередные общие собрания и по определенным уставом вопросам могут проводиться путем заочного голосования, если в уставе товарищества предусмотрена такая форма проведения общих собраний. Если устав дозволяет проведение общих собраний членов товарищества посредством письменного опроса, то в нем необходимо четко разработать порядок поведения таких собраний.

Согласно ч. 1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества . Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Поскольку общее собрание членов товарищества имеет неограниченную компетенцию и вправе рассматривать любые вопросы, касающиеся деятельности товарищества, компетенция правления является остаточной. Вместе с тем, чтобы избежать совмещения компетенции двух органов, в уставе следует определить обстоятельства, в силу которых тот или иной вопрос, входящий в компетенцию исполнительного органа, разрешается высшим органом управления.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Порядок избрания членов правления определяется уставом так же, как срок и порядок прекращения деятельности членов правления. Общее собрание в любой момент вправе прекратить деятельность члена правления или всего состава правления (это должно быть предусмотрено уставом) и избрать новый состав правления. Количественный состав правления также устанавливается уставом и должен зависеть от числа членов товарищества.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ).

Данное положение противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает и его избрание собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества - см. ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

Заседание правления товарищества собственников жилья признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

Порядок работы коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья удобнее всего закрепить в положении о правлении, которое утверждается общим собранием членов товарищества. Все решения правления оформляются письменно и подписываются председателем и секретарем или тем лицом, которое вправе вести заседание правления в отсутствие председателя. В решении указывается, кто и как голосовал по каждому вопросу. Все протоколы заседаний и решения правления хранятся товариществом, пока оно существует.

В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Хотелось бы отметить, что статья 148 ЖК РФ имеет некорректное название: фактически в ней речь идет о компетенции правления товарищества. Все вопросы, отнесенные к компетенции того или иного органа, подлежат решению законными способами тем органом, на который возложено исполнение определенных функций. Выполнение возложенных функций осуществляется через реализацию предоставленных полномочий и исполнение обязанностей. Сочетание прав и обязанностей юридического лица дает ему возможность исполнять свои функции.

Среди перечисленных в ст. 148 ЖК РФ обязанностей правления следует выделить те, которые правление как коллегиальный орган просто не в состоянии решить (п. 3, 5, 6, 7). Эти обязанности входят в компетенцию председателя правления. Что касается договоров, то их условия могут быть предметом обсуждения членами правления, если речь идет о крупных сделках, но подписывать от имени товарищества любой договор вправе только председатель правления или лицо, которому председатель выдал на это доверенность.

К сожалению, Жилищный кодекс РФ не разграничивает компетенцию двух исполнительных органов - правления и председателя правления, но этот недостаток закона легко можно исправить в положениях устава.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления как единоличный исполнительный орган должен иметь компетенцию, разграниченную с компетенцией правления товарищества. Положения ч. 1 ст. 149 ЖК РФ носят слишком общий и декларативный характер и требуют детализации в уставе товарищества.

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Некоторые полномочия председателя правления товарищества перечислены в ч. 2 ст. 149 ЖК РФ, но они также должны быть конкретизированы. Председатель правления заключает сделки от имени товарищества, но пределы его полномочий в этой сфере ЖК РФ не определил, оставив это на усмотрение товарищества собственников жилья. Ограничения по сумме сделки и ряда взаимосвязанных сделок, скорее всего, будут зависеть от стоимости имущества товарищества и масштабов его предпринимательской деятельности.

В статье 149 ЖК РФ перечислены некоторые полномочия председателя правления и ничего не сказано об ответственности председателя и правления за убытки, причиненные товариществу, как неэффективным управлением, так и нанесением вреда имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам жилья, не являющимся членами товарищества. Между тем отсутствие в Жилищном кодексе РФ положений об ответственности исполнительных органов не исключает этой ответственности. В уставе товарищества следует четко определить условия и размер такой ответственности, а также порядок взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью исполнительных органов.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ).

Ревизионная комиссия (ревизор) как контрольный орган в товариществе собственников жилья формируется обязательно. Численный состав товарищества влияет и на количество членов ревизионной комиссии. Членами ревизионной комиссии, как следует из содержания ч. 1 ст. 150 ЖК РФ, могут быть избраны любые физические лица, кроме членов правления товарищества и председателя правления. Значит, в правление могут входить и лица, не являющиеся членами товарищества собственников жилья.

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Председатель ревизионной комиссии не имеет самостоятельной компетенции: его полномочия являются чисто организационными.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Задача ревизионной комиссии - оценивать эффективность и законность деятельности органов управления. Ревизионная комиссия формируется общим собранием членов товарищества и подотчетна только этому органу. При проведении проверок ревизионная комиссия вправе привлекать экспертов (сами члены комиссии могут и не обладать необходимыми знаниями).

Для привлечения экспертов и надлежащего исполнения своих функций ревизионная комиссия нуждается в собственных средствах. Поэтому целесообразно на общем собрании утверждать смету затрат на деятельность ревизионной комиссии. Это обеспечит ей финансовую независимость от исполнительных органов. Акты проверок ревизионной комиссии также подлежат хранению в товариществе до тех пор, пока оно существует.

Предыдущая

13.1. Правление Товарищества является коллегиальным исполнительным органом

и подотчетно общему собранию членов Товарищества (собранию уполномоченных).

Правление Товарищества избирается прямым открытым голосованием из числа членов

Товарищества на срок два года общим собранием (собранием уполномоченных). Численныйсостав правления устанавливается общим собранием (собранием уполномоченных) членовтоварищества.

13.2. Заседания правления созываются председателем правления.

13.3. Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети

его членов.

13.4.Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством

правления является решающим.

13.5. Решения правления обязательны для исполнения всеми членами Товарищества и

его работниками. В рамках утвержденной общим собранием членов Товарищества приходно-расходной сметы правление Товарищества вправе заключить гражданско-правовые илитрудовые договоры для оказания услуг бухгалтера, секретаря, кассира и иных лиц в целяхсовершенствования финансово-хозяйственной деятельности Товарищества. Уполномочитьчлена Товарищества, члена его семьи выполнять отдельные поручения на общественныхначалах можно только с его согласия.

13.6. К компетенции правления Товарищества относятся:

1) практическое выполнение решений общего собрания членов Товарищества (собрания

уполномоченных);

2) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов Товарищества

(собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении;

3) оперативное руководство текущей деятельностью Товарищества;

4) рассмотрение вопросов о принятии мер воздействия к нарушителям Устава и об

исключении их из членов Товарищества. Правление уведомляет членов товарищества об

имеющихся нарушениях Устава (уведомления отправляются почтовыми заказными

уведомлениями. Правление не несет ответственности за неполучение заказного уведомлениянарушителями.

5) составление приходно-расходных смет и отчетов, представление их на утверждение

общего собрания (собрания уполномоченных);

6) распоряжение материальными и нематериальными активами Товарищества в пределах,

необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

7) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов

Товарищества (собрания уполномоченных);

8) организация учета и отчетности такого объединения, подготовка годового отчета и

представление его на утверждение общего собрания членов Товарищества (собрания

уполномоченных);

9) организация охраны имущества Товарищества и имущества его членов;


10) организация страхования имущества Товарищества и имущества его членов;

11) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений,

инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

12) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений,

ядохимикатов;

13) обеспечение делопроизводства Товарищества и содержание его архива;

14) прием на работу в Товарищество по трудовым договорам, их увольнение, поощрение

и наложение на них взысканий, ведение учета работников;

15) контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых, паевых и

дополнительных взносов;

16)совершение от имени Товарищества сделок;

17) оказание членам Товарищества содействия в безвозмездной передаче

сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и

инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;

18) осуществление внешнеэкономической деятельности Товарищества;

19) соблюдение Товариществом законодательства Российской Федерации и устава такого

объединения;

20) рассмотрение заявлений членов Товарищества;

21) ведение реестра членов Товарищества.

13.7. Правление Товарищества в соответствии с законодательством Российской

Федерации и уставом Товарищества имеет право принимать любые решения, необходимые длядостижения целей деятельности Товарищества и обеспечения его нормальной работы, заисключением решений, которые касаются вопросов, отнесенных настоящим Федеральнымзаконом и уставом Товарищества к компетенции общего собрания его членов (собранияуполномоченных).

13.8. Правление Товарищества осуществляет в соответствии с законодательством и

настоящим Уставом меры по лишению лиц, выбывших или исключенных из членов

Товарищества, права пользования имуществом общего пользования Товарищества, а такжеимуществом, принадлежащим Товариществу как юридическому лицу. С выбывшими илиисключенными из Товарищества лицами правление Товарищества заключает соответствующиедоговоры и соглашения, а также осуществляет контроль за их выполнением.

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило , или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Комментарий к Ст. 147 ЖК РФ

1. к органам управления товарищества собственников жилья наряду с общим собранием членов товарищества собственников жилья относит также правление товарищества собственников жилья (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья определяет режим, цели деятельности, компетенцию такого органа, порядок его формирования.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи правление товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, которое предполагает принятие решений по достаточно большому кругу вопросов, связанных с оперативным управлением текущей деятельностью товарищества.

Правление товарищества призвано осуществлять волю товарищества как юридического лица, выраженную в решениях общего собрания, при ведении текущих дел товарищества (при организации управления домом, совершении сделок и т.д.), т.е. должно обеспечивать организацию выполнения таких решений. Поэтому ч. 4 комментируемой статьи правление товарищества определяет как исполнительный орган товарищества, подотчетный высшему органу товарищества.

3. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, которое касается компетенции правления товарищества и в соответствии с которым правление обладает так называемой остаточной компетенцией, т.е. может решать только те вопросы руководства текущей деятельностью товарищества, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или к компетенции общего собрания членов товарищества.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, названы в , общего собрания членов товарищества собственников жилья — в ч. 2 ст. 145 ЖК РФ (кроме того, иные отдельные полномочия данных органов предусмотрены другими нормами ЖК РФ, к примеру ст. ст. 45, 135, 136, 140, 141, а для общего собрания членов товарищества могут быть предусмотрены еще и уставом товарищества) (см. комментарий к указанным статьям).

С одной стороны, правило об остаточной компетенции не вызывает сомнений в ее обоснованности (в ЖК либо в уставе товарищества невозможно предусмотреть все вопросы полномочий правления товарищества), с другой — на практике могут возникнуть проблемы, связанные с определением применительно к конкретным ситуациям содержания остаточной компетенции (с обеспечением деятельности правления в пределах своей компетенции). В этой части ст. 148 ЖК РФ, содержащая вопросы, относящиеся к обязанностям правления товарищества (т.е. по существу относящиеся к его полномочиям (см. комментарий к названной статье)), позволяет частично конкретизировать содержание остаточной компетенции. Поэтому с учетом изложенного и содержания вышеуказанных статей ЖК РФ можно выявить отдельные наиболее важные вопросы, которые составляют компетенцию правления товарищества. В частности, к компетенции правления товарищества можно отнести вопросы:

1) реализации в целом всех решений общего собрания членов товарищества;

2) оперативного руководства текущей деятельностью товарищества;

3) составления приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представления их на утверждение общего собрания его членов;

4) распоряжения материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, и в соответствии с утвержденной сметой;

5) организационно-технического обеспечения деятельности общего собрания членов товарищества, в том числе созыва данного собрания и организации его проведения;

6) организации учета и отчетности товарищества, подготовки годового плана, бюджета, годового отчета и представления их на утверждение общего собрания членов товарищества;

7) обеспечения делопроизводства товарищества и содержания его архива;

8) организации охраны имущества товарищества и общего имущества в многоквартирном доме;

9) организации строительства, ремонта и содержания объектов общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с принятыми общим собранием членов товарищества решениями;

10) приема на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнения, поощрения и наложения на них взысканий, ведения учета работников товарищества;

11) контроля за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов;

12) совершения от имени товарищества сделок, связанных с управлением многоквартирным домом;

13) ведения списков членов товарищества;

14) обеспечения соблюдения товариществом законодательства РФ и требований устава товарищества;

15) представления интересов товарищества в суде, государственных органах, органах местного самоуправления, общественных и других организациях;

16) рассмотрения заявлений членов товарищества;

17) подготовки изменений и дополнений в устав товарищества с учетом принятого общим собранием членов товарищества решения.

4. Правление товарищества собственников жилья является коллегиальным органом управления товариществом.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи данный орган избирается общим собранием членов товарищества из своего состава. Это означает, что членом правления товарищества собственников жилья может быть только являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество. Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть избранным в состав правления товарищества. При этом избрание членов правления п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ непосредственно отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. Соответственно, с учетом ч. 4 ст. 146 ЖК РФ, предусматривающей по данному вопросу принятие общим собранием членов товарищества решения простым большинством голосов, избранными в состав правления будут считаться кандидаты, за которых проголосовали члены товарищества и которым принадлежит большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества, или их представители.

5. Требования к количественному составу правления товарищества ЖК РФ не устанавливает, в связи с чем можно сделать вывод о том, что вопрос о конкретном числе членов правления вправе решить общее собрание членов товарищества по своему усмотрению. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества должно состоять не менее чем из трех человек, поскольку ч. 3 комментируемой статьи устанавливает требование об избрании правлением из своего состава председателя правления, а ч. 6 комментируемой статьи — требование о правомочности заседания правления. Однако с учетом сложности решаемых уставных целей и задач члены товарищества вправе установить и иную численность коллегиального органа управления, например пять, семь или более человек.
———————————
В каждой конкретной ситуации членами товарищества по их усмотрению могут быть применены различные подходы при определении количественного состава правления товарищества. К примеру, членами правления товарищества могут быть избраны от каждого подъезда дома по одному члену товарищества, имеющему в собственности помещение в таком подъезде, и тогда количество членов правления будет равно количеству подъездов в доме.

6. Пределы осуществления членом правления товарищества прав и обязанностей определяются целями функционирования правления, его компетенцией. При этом на основании п. 3 ст. 53 ГК РФ члены правления должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно. В целом успешность деятельности правления товарищества во многом зависит от инициативности и компетентности лиц, избранных в его состав.

Вместе с тем ЖК РФ не регулирует вопросы, связанные с порядком выдвижения кандидатов в члены правления товарищества, и не содержит указаний относительно требований к кандидатам, претендующим на членство в составе правления товарищества. Исключение составляют установленные в ч. 3.1 комментируемой статьи запреты, связанные с совмещением членом правления некоторых иных обязанностей в товариществе, а также перепоручением членом правления исполнения своих обязанностей иным лицам. Представляется, что конкретные требования к кандидатам в состав правления должны получить свое развитие и четкое закрепление в уставе товарищества.

7. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требование, в соответствии с которым члены правления избираются на срок не более чем два года. Это предполагает необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании правления товарищества не реже чем каждые два года. При этом ЖК РФ не исключает ситуацию, когда один и тот же член товарищества может быть переизбран в состав правления товарищества на новый срок.

8. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ЖК РФ не урегулировал вопросы, связанные с возможностью досрочного прекращения полномочий членов правления, к примеру, по решению общего собрания членов товарищества. Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества, указанные вопросы могут найти свое разрешение в данном уставе.
———————————
В частности, в уставе товарищества может быть предусмотрено право группы членов товарищества в определенном количественном составе поставить перед общим собранием членов товарищества вопрос о досрочном переизбрании отдельных или всех членов правления товарищества. При этом для постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий членов правления могут послужить, к примеру, следующие основания: финансовые злоупотребления или нарушения членов правления товарищества; убытки, причиненные товариществу действиями (бездействием) членов правления товарищества; ненадлежащее исполнение членами правления товарищества установленных действующим законодательством и уставом товарищества прав и обязанностей, в результате которого для товарищества наступили неблагоприятные последствия. Подобная регламентация в уставе упомянутых вопросов позволит обеспечить членам товарищества гарантию невозможности принятия решения о досрочном прекращении полномочий членов правления товарищества по случайным мотивам, под воздействием кратковременных эмоциональных представлений, без всестороннего, тщательного и глубокого исследования всех обстоятельств и т.д. При этом следует иметь в виду, что полномочия члена правления товарищества могут прекратиться по иным очевидным основаниям, например со смертью, по собственной инициативе (с подачей соответствующего заявления).

9. Диспозитивное правило ч. 3 комментируемой статьи предусматривает избрание правлением товарищества из своего состава председателя товарищества, если уставом товарищества не предусмотрено избрание председателя правления товарищества общим собранием членов товарищества. Учитывая высокую значимость должности «председатель правления товарищества» в деятельности товарищества, отнесение его уставом вопроса об избрании председателя правления товарищества к компетенции общего собрания его членов представляется более предпочтительным вариантом, поскольку позволяет всем членам товарищества выразить свое отношение к кандидату на эту должность.

Следует отметить, что законодателем при принятии ЖК РФ, возможно, допущена юридико-техническая ошибка в части определения должности избираемого правлением лица, поскольку Кодекс не только не определяет статус, правовое положение данного лица как председателя товарищества, но и не упоминает его в иных своих положениях. Вместе с тем ЖК РФ оперирует понятием «председатель правления товарищества» и определяет статус, правовое положение лица, избранного в качестве председателя именно правления товарищества (см. п. п. 9, 10 ч. 2 ст. 145, ч. 5 ст. 146, ст. 149 ЖК). Поэтому можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идет об избрании правлением из своего состава председателя правления товарищества. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества после окончания формирования его состава должно избрать из своего состава председателя на первых своих заседаниях, если уставом, как отмечалось выше, не предусмотрены «прямые» выборы председателя правления.

Следует обратить внимание также на то, что ч. 5 ст. 146 ЖК РФ наряду с председателем правления товарищества выделяет еще и лицо, являющееся заместителем председателя правления товарищества. При этом комментируемый Кодекс не определяет порядок избрания либо назначения такого лица. Представляется, что данное лицо должно избираться правлением в том же порядке, как и председатель правления товарищества. Вместе с тем свое окончательное разрешение данный вопрос должен получить в уставе товарищества либо во внутренних документах товарищества, утверждаемых общим собранием членов товарищества.

10. В целях ограничения возможностей для злоупотреблений в связи с замещением должности в составе правления ч. 3.1 комментируемой статьи установлены запреты для лиц, избираемых или избранных в состав правления:

— на совмещение с деятельностью по управлению многоквартирным домом на основании заключенного товариществом договора управления;

— на замещение должности в «руководящих» органах управляющей организации;

— на совмещение с деятельностью в составе ревизионной комиссии товарищества либо в качестве ревизора товарищества;

— на работу в товариществе по совместительству в иной должности по трудовому договору.

Одновременно членам правления запрещено любым образом перепоручать исполнение своих обязанностей иным лицам, что предполагает исключительно личностный характер исполнения обязанностей члена правления товарищества, в том числе запрет на голосование за члена правления иным лицом, полномочия которого основаны на выданной ему членом правления доверенности.

В части установленного запрета на работу членов правления товарищества собственников жилья по совместительству в товариществе на иных должностях необходимо отметить, что денежное вознаграждение (заработную плату) члены правления и председатель правления могут получать только за исполнение своих обязанностей в этих должностях, если соответствующее вознаграждение предусмотрено внутренними документами товарищества.

11. Заседания правления товарищества проводятся в соответствии с ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи.

В частности, согласно ч. 5 комментируемой статьи заседания правления товарищества созывает председатель правления в установленные уставом товарищества сроки. При этом уставом товарищества может быть предусмотрено проведение регулярных заседаний правления по графику, утверждаемому правлением товарищества.

Согласно ч. 6 комментируемой статьи заседание правления товарищества считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления товарищества. Иными словами, правление товарищества как коллегиальный орган управления товариществом только тогда правомочно принимать решения, когда на момент начала его заседания присутствует такое количество членов правления товарищества, которое обеспечивает соблюдение указанного требования о правомочности заседания правления товарищества. В противном случае решения правления товарищества не будут иметь юридической силы. По общему правилу решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании правления. При этом предусмотрено, что товарищество вправе определить в своем уставе круг вопросов, решения по которым требуют большего количества голосов членов правления, чем установленное простое большинство голосов (такие решения принимаются квалифицированным большинством).

Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

12. В соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества. При этом согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица определяется порядок управления деятельностью юридического лица. Поэтому вопросы, связанные с порядком проведения заседаний правления товарищества и принятия им решений (в том числе касающиеся порядка формирования повестки дня заседания правления товарищества, ее утверждения, определения количества принадлежащих каждому из членов правления голосов, порядка и формы голосования при принятии правлением решений (большинством или квалифицированным большинством голосов; открытое или тайное голосование), требований о ведении протоколов заседаний правления и об их хранении, порядка ознакомления иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений, требований о допустимости либо недопустимости участия в заседании правления товарищества представителя члена правления и осуществления голосования таким представителем), могут быть решены либо согласно уставу товарищества, либо общим собранием членов товарищества (при условии, если это будет допускать устав товарищества) путем утверждения им соответствующих внутренних документов товарищества.
———————————
В то же время в исключительной ситуации, при отсутствии в названных документах указаний на порядок голосования на заседаниях правления товарищества, можно допустить возможность принятия решений в порядке, установленном непосредственно членами правления товарищества на самом заседании правления.

Решения правления товарищества могут приниматься простым большинством голосов присутствующих членов правления товарищества путем поименного голосования или поднятия рук. Представляется, что член правления товарищества в случае несогласия с решением правления должен иметь право зафиксировать свое особое мнение в протоколе заседания правления и довести его до сведения общего собрания членов товарищества в установленном уставом товарищества порядке. При этом достаточно очевидно, что на заседании правления при принятии решений по вопросам повестки дня каждому члену правления товарищества должен принадлежать один голос (в данном случае неприемлема ситуация, при которой количество принадлежащих члену правления товарищества голосов будет определяться исходя из количества голосов, принадлежащих ему как собственнику помещения в многоквартирном доме или как члену товарищества соответственно на общем собрании собственников помещений или общем собрании членов товарищества).

Кроме того, заседание правления товарищества должно проводиться с обязательным ведением протокола. Протокол заседания правления товарищества может вестись в произвольной форме. Представляется, что в нем должны содержаться информация, из которой следуют ответы на основные вопросы, касающиеся обсуждаемых на заседании проблем, а также сведения о порядке голосования. При этом с учетом положений ч. 6 комментируемой статьи в протоколе должны быть отражены принятые на заседании правления товарищества решения. За содержание протокола должен отвечать подписывающий данный протокол председатель правления товарищества либо его заместитель.

Ознакомление иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений может реализовываться через обеспечение их доступа к протоколам заседаний правления товарищества. При этом место хранения протоколов заседаний правления по аналогии с определением места хранения протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме может быть определено по решению общего собрания членов товарищества либо уставом товарищества.

Кроме того, уставом товарищества может быть предусмотрено право любого члена товарищества свободно посещать заседания правления товарищества.

Участие в заседании правления товарищества как в коллегиальном органе является личным правом его члена, поэтому представляется, что передача этого права не должна допускаться никаким иным субъектам, в том числе другим членам правления товарищества.

Loading...Loading...