Понятие неравенства в истории современности примеры. Проблема социального неравенства и пути ее решения. Способы устранения неравенства

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.

Социальное неравенство

    Неравенство людей и социальное неравенство.

    Социальная стратификация.

    Социальная мобильность.

Проблемы социального неравенства очень близки повседневному, обыден­ному сознанию и чувствам людей. Люди с древней­ших времен замечали и переживали, что одни люди неравны другим. Это вы­ражалось разными способами: в восприятии и определении существующих различий в качестве справедливых или несправедливых; в светских и религи­озных идеологиях, которые обосновывали, оправдывали или, напротив, опро­вергали, критиковали существующее неравенство; в политических доктринах и программах, которые или акцентировали неизбежность неравенства и даже утверждали его полезные социальные функции или, напротив, формулирова­ли идеи равенства, требования выравнивания жизненных шансов; в развитых философских концепциях, включающих поиски источников неравенства в ос­новополагающих признаках человеческого рода или в социальных условиях его существования; в этических теориях, трактующих равенство и неравен­ство как моральные категории (ценности). Проблема неравенства и неспра­ведливости была той темой, вокруг которой формировалась почва для массо­вых бунтов, социальных движений, революций. Все это свидетельствует о том, что неравенство представляет собой чрезвычайно важный признак, отличи­тельную черту человеческого сообщества.

Тот факт, что индивиды, отдельные, конкретные люди не равны другим, - банальная истина, очевидный факт. Люди бывают высокого и низкого роста, худые и толстые, более умные и более глупые, способные и тупые, старые и молодые. Каждый человек имеет неповторимый состав генов, неповторимую биографию и не­повторимый склад личности. Это очевидно. Однако не о таком неравенстве идет речь, когда мы говорим об социальном неравенстве, то есть о неравенстве, имеющем соци­альные, а не индивидуальные признаки и особенности. А самыми важными из этих социальных признаков для человека являются характер групп, к которым он принадлежит, и характер позиций, которые он занимает.

Социальное неравенство - неодинаковый доступ (или неодинаковые шансы доступа) к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций

Социальное неравенство - это такое явление, которое особенно остро за­трагивает сферу интересов людей и вызывает сильные эмоции. Поэтому рас­суждения на эту тему нередко оказываются замкнутыми в рамках идеологии, то есть таких систем мышления, которые подчиняются и слу­жат определенным групповым интересам. Но неравенство остается также важ­ным предметом теоретических размышлений, целью которых является не столько оправдание или критика неравенства, сколько выяснение сущности этого феномена.

Идеологии неравенства .

Несмотря на множество конкретных формулировок и аргументов, все иде­ологии неравенства можно отнести к трем типам. Первый - это идеологии элитарные. Они утверждают, что существуют такие группы, которые в силу самой своей природы «выше» других и поэтому должны занимать более высо­кую позицию в обществе, что находит выражение в их привилегиях, полно­стью обоснованных и оправданных. Такие группы могут формироваться по праву рождения, как это имеет место, например, при формировании динас­тий, аристократических кругов, граждан древнего Рима, каст в Индии. В них могут также оказаться люди, имеющие для этого особые предпосылки, выдающиеся способности, интеллект, люди, как бы приближенные к Богу. Примерами могут служить племенные старей­шины, шаманы, представители духовенства.

Другой тип - это эгалитарные идеологии, созданные дискриминируемыми группами или от их имени. В своем наиболее радикальном варианте они выс­тупали против любого социального неравенства и привилегий, требуя одинаковых условий жизни для всех людей.

Третий тип идеологии - меритократический (от англ. merit - заслуга). Согласно этой идеологии, неравенства в обществе оправданы в той мере, в какой они являются результатом собственных заслуг. Как же это понимать, что определенные группы, слои, классы имеют особые заслуги? Определяю­щими здесь являются два взаимосвязанных фактора. Во-первых, уровень соб­ственных усилий, интенсивности приложенного труда или уровень понесен­ных затрат и жертв, а также обладание исключительными и редкими таланта­ми, навыками или предпосылками. Во-вторых, это тот вклад, который данная группа вносит в общество в целом, та мера, в какой эта группа удовлетворяет потребности всего общества, те выгоды или те удовольствия, которые деятель­ность данной группы приносит другим людям и группам общества. С этих двух точек зрения группы сильно отличаются друг от друга. Социальное неравен­ство становится своего рода справедливым вознаграждением за собственные усилия и общественную пользу.

Теории неравенства

Рассуждения о неравенстве составляют не только предмет идеологических обоснований. Эта тема проникает также в сферу наук, прежде всего в сферу философии, а позднее в область общественных наук. Распространенность и болезненная чувствительность проявлений социального неравенства с древ­нейших времен вызывали стремление выяснить причины этого явления.

Функциональная теория рассматривает социальное неравенство как явление вечное, неустра­нимое, более того, неизбежное, необходимое для существования и функцио­нирования человеческих сообществ. Социальное неравенство обеспечи­вает мотивацию для обязательного обучения и тренинга, что создает опреде­ленный запас кандидатов для овладения нужными профессиями, для испол­нения работы, необходимой в обществе данного типа, гарантирующей само существование этого общества. Отсюда естественно вытекает вывод: в каж­дом существующем обществе (ибо если оно существует, значит, выжило и функционирует) обнаруживается социальное неравенство. Социальное нера­венство является обязательной, непременной, универсальной, вечной состав­ляющей любого общества.

Существу­ют три важнейшие разновидности дихотомического неравенства: противосто­яние класса собственников и класса лишенных собственности в том смысле, в каком впервые сформулировал это противостояние Карл Маркс; далее, про­тивостояние групп, формирующих большинство и меньшинство (в частности, наций и этнических меньшинств), а также противостояние полов - мужчин и женщин, что является главной темой феминистских концепций, обретающих ныне все большее звучание.

Социальная стратификация

Все блага, или ценности: богатство, власть, престиж, образование и здоровье, имеют иерархический характер. Ими мож­но обладать в большей или меньшей степени. От самых высоких до самых низких уровней разворачивается целая шкала градаций, или иерархия. Су­ществуют, как известно, иерархии богатства - от миллионеров до бездом­ных, иерархии власти - от императоров до рабов, иерархии престижей - от идолов до ничтожеств, иерархии образования - от ученых с высокими зва­ниями и степенями до безграмотных, иерархии здоровья и физической кон­диции - от победителей олимпийских игр до инвалидов. На таких шкалах сравнения можно найти место отдельным людям. Более того, можно посчи­тать, сколько людей окажется на каждом таком уровне иерархии. Тогда мы получим определенные статистические категории, например: очень бога­тых, богатых, состоятельных, людей среднего достатка, бедных, наибедней­ших. Можно делать это еще точнее, устанавливая какие-либо количествен­ные пределы заработка. Можно говорить в таком случае о стратифи­кационных слоях.

Социальная стратификация (расслоение) - иерархия социальных групп, имеющих боль­ший или меньший доступ к какому-либо общественно ценимому благу: к богатству, власти, престижу, образованию.

Термин «социальная стратификация», или раз­деление на социальные слои, используют для описания групповых или статусных, но не индивидуальных различий в приближении к ценимым общественным целям. Каждое благо, или ценность, из пяти представленных выше имеет свою собственный уровень стратификации. Группы и позиции занимают определенные уровни, определенные места на каждой из таких иерархий. Например, в стратификации по уровню доходов врач окажется на более высоком уровне, чем сестра милосердия. В стратификации относитель­но власти директор будет расположен на более высоком уровне, чем рабочий. Престижной телеведущий займет более высокое место, чем учитель. Но су­ществуют ли эти системы стратификации сами по себе, независимо друг от друга? Уже при описании отдельных благ, входящих в эту стратификацию, мы упоминали, что одни из них могут иметь вспомогательное значение в об­ретении других благ. Богатство может обеспечить власть и престиж. Власть может помочь получить состояние, а также обрести престиж. Престиж может оказать влияние и на процесс достижения власти, и на получение высоких заработков и доходов. Если происходит такое взаимодействие, его результа­том может оказаться такая ситуация, в которой одна и та же группа или по­зиция примерно одинаково расположены на всех трех уровнях стратифика­ции. Так, Президент Соединенных Штатов - это позиция, которая связана с высокими доходами, большим состоянием, с огромной властью и значи­тельной славой. В таком случае мы должны говорить о совпадении пара­метров стратификации. Однако гораздо чаще мы имеем дело с примерами определенной дисгармонии между системами стратификации, что основа­но на различии мест, которые занимает одна и та же группа, различии уров­ней, на которых она оказывается в разных системах стратификации. Про­фессор университета в Польше имеет высокий престиж, средний уровень доходов и небольшую власть, политик, наоборот, - высокие доходы и власть, но чудовищно низкий престиж, футболист - неплохой престиж, высокие доходы и никакой власти, полицейский - большую власть, нич­тожный заработок и низкий престиж. Комбинаций такого рода может быть множество. В таком случае мы говорим о расхождении (несовпадении) па­раметров стратификации.

Такое расхождение может иметь различные последствия. Среди членов данной группы или лиц, занимающих данную позицию, это может вызвать ощущение определенного диссонанса или своеобразно понимаемой не­справедливости. Например, человек может рассуждать таким образом: я та­кой богатый, так многого достиг, а люди показывают на меня пальцами и называют меня «выскочка».

Существуют и другие черты, признаки, которые позволяют поставить раз­ные явления на близкие или те же самые уровни стратификационной иерар­хии: сходный образ жизни, вкусы и пристрастия, обычаи и нравы, религиоз­ные практики, идеологические взгляды, развлечения и т.п. Например, бога­тые люди по своему образу жизни и мышления похожи на других богатых людей, и этот образ жизни и мышления - совершенно иной, чем у бедных людей. Богатые люди строят себе похожие друг на друга резиденции, ездят в автомобилях сходных марок, одеваются у тех же самых «законодателей моды», отдыхают на тех же самых островах и постоянно едят лососину, за­пивая ее шампанским. По многим параметрам сходным оказывается образ жизни политиков или менеджеров. Особый характер имеет повседневная жизнь звезд телеэкрана, кино или музыки. Обычные люди лишь робко, кра­ешком взгляда проникают в этот мир с помощью иллюстрированных ежене­дельников.

Обратим внимание, что сходство как бы сопутствует целостности тех групп или позиций, которые представляют отдельные индивиды. Богатые люди создают определенную, реальную социальную среду, довольно цельную группу, сплоченную общность, несмотря на то, что входят в такую общность и врачи, и адвокаты, и бизнесмены, и политики, и представители телевиде­ния, и мафиозные боссы. Сходство в уровне состоятельности получает выражение в сходных интересах (например, в желании защитить себя от налогов).

Сходство в потребительских возможностях находит выражение в сходном образе жизни. Со­ответственно этому между людьми, обладающими таким сходством, фор­мируются определенные социальные связи, товарищеские контакты, возни­кают взаимодействия и устанавливаются даже более прочные общественные отношения, прежде всего инструментальные, связанные с обеспечением так называемых деловых интересов. Иного характера связи, особенности быта, вку­сы в потребительской сфере характеризуют, скажем, среду менеджеров или так называемые «руководящие кадры». И опять же иной характер все это об­ретает у той широкой группы людей так называемого среднего класса, занятых в разных сферах производства и иной профессиональной деятельности, тре­бующей высокого образования и квалификации, а также выступающих в роли предпринимателей, имеющих собственные небольшие фирмы или предприя­тия, обеспечивающие им достаточный, хотя и не элитарный материальный уро­вень жизни. Такие сплоченные общности - группы, разновидности опреде­ленной среды, комплектуемые из людей, имеющих приблизительно одно и то же положение в иерархиях, в системах социальной стратификации, независи­мо от их иной групповой принадлежности или иных занимаемых ими пози­ций, мы называем социальными слоями.

Социальная мобильность

Люди меняют свои социальные позиции, а также свою групповую принад­лежность. Когда они перемещаются между позициями и группами, находя­щимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим об со­циальной мобильности, точнее, о вертикальной мобильности, что позволяет отличить этот процесс от перемещения людей в пространстве - от миграций, путешествий, туризма, выездов на работу, которое мы называем горизонталь­ной мобильностью. Об этой второй форме мобильности мы уже говорили рань­ше. Теперь попробуем определить важнейшие аспекты вертикальной мобиль­ности, непосредственно связанной с социальным неравенством.

Самым простым примером вертикальной мобильности может служить про­движение по службе, что означает обретение более высокой профессиональ­ной позиции или вхождение в более высокую профессиональную группу по сравнению с той позицией, которую ныне занимает данный человек, или с той группой, к которой он принадлежит в данное время. Школьный учитель, ко­торый получает предложение работы в университете; журналист, который становится министром, - таковы примеры изменения человеком своей про­фессиональной принадлежности, смены ее на такую, которая приносит бо­лее солидный заработок, более высокий престиж, а во втором случае также дает больше власти. Чаще всего примеры такого служебного продвижения встречаются в рамках одной профессиональной группы, в которой обычно имеют место несколько уровней иерархии. Ассистент, который переходит на должность адъюнкта; референт, который становится начальником отдела, - это первые попавшиеся примеры такого рода. Последовательность таких продви­жений образует феномен, который мы называем карьерой. Обращаясь к приме­рам, которые мы только что привели, заметим: ассистент - адъюнкт - доцент - профессор - это одна схема карьеры; референт - начальник отдела - директор - это схема другого рода. Разумеется, направление изменений может быть проти­воположным, люди могут терять прежние, более высокие позиции и перехо­дить в состав групп, занимающих более низкие уровни в системе стратифика­ции. Работник, которого уволили и который стал безработным; руководитель отдела, которого в виде дисциплинарного наказания понизили в должности и сделали референтом - таковы примеры деградации, которая иногда заключа­ется в полном выходе человека из состава данной профессиональной группы, а иногда ограничивается только понижением его позиции в пределах данной группы. И здесь также имеет место некоторая последовательность. Когда кто- либо утрачивает более высокую позицию, которую он занимал в различных об­щественных контекстах, например теряет работу, вынужден оставить клуб, чле­ном которого он был, оказывается исключенным из спортивной команды, раз­водится и т.п., мы говорим, что он «катится вниз».

Во всех выше приведенных примерах речь шла о продвижении вверх или о падении отдельного человека в системе существующих, постоянных, прочных стратификационных иерархий. Однако мобильность может заключаться так­же в перемещении целых групп на тех же самых уровнях стратификации, а также в изменении самой стратификационной иерархии, благодаря чему те же самые группы или позиции вдруг оказываются на иных, чем прежде, уровнях, более высоких или более низких, то есть подлежат продвижении вверх или деградации.

Рассмотрим сначала первый случай. Профессиональное продвижение мо­жет охватить целую социальную категорию. Это было характерно для сель­ского населения в период модернизации: мигрируя в города, сельские жители занимали там, как правило, более высокие с точки зрения заработка и прести­жа профессиональные позиции, проникая в среду рабочего класса.

К изменению относительного положения данной группы может привести также изменение самой шкалы стратификации. Это обычно происходит как результат глубоких и радикальных социальных изменений, революций, пере­воротов, приводящих к установлению нового строя, а также технологических и цивилизационных переломов. Тогда определенные профессиональные груп­пы или иные круги могут обрести доступ к более высоким заработкам, к власти или престижу. В то время как другие, наоборот, потеряют свое привилегиро­ванное положение. Все описанные выше перемещения и изменения могут происходить в раз­личных масштабах: в границах жизни одного человека, одного поколения, в гораздо более длительном, охватывающем несколько поколений историческом периоде. Соответственно, мы можем говорить о внутрипоколенческой и межпоколенческой мобильности. Для межпоколенческой активности особенно ха­рактерным является продвижение в образовательной сфере. Межпоколенческая активность - типичное явление в среде эмигрантов, отправившихся в дру­гие страны в поисках работы и заработка: как правило, в новой стране они обретают шансы радикально улучшить свою жизнь. Огромное число подоб­ных примеров дают нам Соединенные Штаты Америки. Какой-нибудь бед­ный деревенский житель азиатского происхождения в первом поколении от­крывает там ресторанчик (как это часто делают китайцы и индусы) или зани­мается продажей овощей и зелени (как вьетнамцы), но своих детей он уже посылает учиться в университет, и во втором поколении эти люди оказыва­ются представителями медицинской или научной элиты.

Американские примеры наталкивают нас на то, чтобы рассмотреть такие общие социальные условия, которые способствуют мобильности. Дело в том, что США являются типичным открытым обществом, в котором индивиду­альное или групповое продвижение не только возможно в широкой области, но и оказывается «культурно востребованным», ожидаемым, общественным требованием. Именно здесь постоянно случаются карьеры «от чистильщика сапог до миллионера.

На другом полюсе находятся общества, которые называются закрытыми. Они исключают или во всяком случае в огромной степени ограничивают воз­можности социальной мобильности. Таким было феодальное общество, где многоступенчатая иерархия, от монархов, магнатов через вассалов и вплоть до зависимых крестьян, представляла собой окаменелую структуру, а каждое отдельное сословие было закрыто, недоступно для проникновения в него пред­ставителей других сословий. Трудно представить себе, чтобы крепостной кре­стьянин мог оказаться при королевском дворе. Сегодня нечто подобное мож­но наблюдать в Индии, где переход человека из одной касты в другую чрезвы­чайно ограничен, а для низших каст, так называемых «неприкасаемых», это абсолютно невозможно. Термин «каста» уже принято употреблять не толь­ко по отношению к этой конкретной ситуации, но шире - как определение любого замкнутого сословия, замкнутой группы, принадлежность к которой четко ограничена кругом людей, и войти в этот круг можно только по праву рождения.

Разумеется, между моделями открытого и закрытого общества, которые являются только «идеальными типами» и нигде не выступают в таком чис­том виде, где-то посередине между этими крайними полюсами размещается целая гамма различных ситуаций. Системы стратификации этих явлений могут иметь достаточно гибкий характер, допускающий возможность пере­скочить через некоторые промежуточные уровни. Но могут быть и очень стро­гие системы стратификации, требующие четкого, неукоснительного прохож­дения всех ступеней. Симптомом первого типа стратификации является стремление взять во внимание выдающиеся достижения отдельного человека, а симптомом второго типа - жесткое требование «выслуги лет», соответству­ющего уровня доходов или жизненного опыта. Поучительно в этом плане сравнить Соединенные Штаты и Японию. Насколько в США выдающиеся результаты работы обеспечивают возможность быстрого, «скачкообразно­го» карьерного продвижения, настолько в Японии жесткой является необ­ходимость пройти в установленные отрезки времени все ступени професси­ональной карьеры, чтобы только потом достичь вершины в этой иерархии. Такая разница может выявиться и независимо от культуры, а в зависимости от той профессиональной области, в которой разворачиваются соответству­ющие процессы. Можно сравнить, к примеру, артистическую карьеру, в ко­торой победа на каком-нибудь важном музыкальном конкурсе сразу даже перед самыми молодыми людьми открывает возможность выступать на луч­ших сценах и крупнейших эстрадах мира, и научную карьеру, в которой, как правило, надо пройти через все ступени, для которых предусмотрены опре­деленные сроки.

В рамках различных профессиональных сфер отдельные группы отли­чаются друг от друга степенью эксклюзивности, то есть жесткостью крите­риев и процедур, которые требуются и исполняются для того, чтобы допу­стить в соответствующий круг новых членов. Иногда появляются особые организации или институты, стоящие на страже «врат», через которые надо пройти, чтобы оказаться в более высоком элитарном кругу. Эти институты занимаются селекцией кандидатов, рассчитывающих на продвижение, с помощью сложных экзаменационных процедур; такую роль играют, напри­мер, специальные медицинские комиссии, коллегии адвокатов, научные советы на факультетах университетов, государственные экзаменационные комиссии, через которые надо пройти для назначения на более высокую административную должность, комиссии сейма, организующие разного рода слушания, например заседания, на которых предстают и отвечают на вопросы кандидаты на должности послов, и т.п. В демократических обще­ствах вхождение в политическую элиту обусловлено сложной процедурой выборов, в которой роль отбирающей инстанции берут на себя все гражда­не - избиратели.

Социальная мобильность - это та сфера, в которой особенно ярко высту­пают характерные для данного общества стереотипы, предрассудки и дискри­минация. Крайней формой является полное исключение какой-либо группы, которая лишается всяких шансов на продвижение. Так, например, определен­ным группам эмигрантов или беженцев может быть отказано в праве полу­чить работу. Более часто встречается ситуация, для которой характерна час­тичная дискриминация, проявляющаяся в трех формах. Первая - для опреде­ленных социальных групп закрывается возможность продвижения на самые высокие позиции независимо от того, какой области это касается. Создается своего рода барьер возможных достижений, и преодолеть этот барьер пред­ставители данных социальных групп не могут. Исследования показывают, что несмотря на всю открытость американского общества там де-факто существу­ет определенный барьер продвижения для этнических и расовых меньшинств.

Социальное неравенство появилось в первобытных племенах и усилилось на последующих этапах развития общества.

В современном обществе выделяют большие социальные группы, различающиеся по величине дохода (богатства), по уровню образования, по профессии и характеру труда. Их называют классы, социальные слои.

В обществе существует социальное деление на группы богатых (высший класс), зажиточных (средний класс), бедных (низший класс).

К богатым, высшему классу относят тех, кто владеет большим имуществом, деньгами. Они находятся на верхней ступеньке социальной «лестницы», получают большие доходы, имеют крупную собственность (нефтяные компании, коммерческие банки и т.д.). Богатым человек может стать благодаря таланту и трудолюбию, получению наследства, удачной карьере.

Между богатыми и бедными находится средний класс людей зажиточных, обеспеченных денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, позволяющий удовлетворять все разумные потребности (приобретать качественные продукты питания, дорогую одежду, жильё).

Бедные - низший класс - получают минимальный доход в виде заработной платы, пенсии, стипендии, социальных пособий. На эти деньги можно приобрести только наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека (продукты питания, одежду и т.д.).

Представим, что все люди социально равны. Всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению вперёд, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (люди будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д.

В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее.

В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

Всех приветствую! Эта статья посвящена наиболее острой теме — социального неравенство в современной России. Кто из нас не задумывался, почему одни люди богатые, а другие бедные; почему одни перебиваются с воды на компот, а другие ездят на Бентли и все им нипочем? Уверен, что эта тема волновала тебя, дорогой читатель! Неважно, сколько тебе лет. Всегда есть ровесник, который удачливее, счастливее, богаче, лучше одет…. и пр. В чем причина? Каковы масштабы социального неравенства в современной России? Читай дальше и узнаешь.

Понятие социального неравенства

Социальное неравенство — это неравный доступ людей к социальным, экономическим и прочим благам. Под благом мы понимаем то (вещи, услуги и пр.), что человек считает полезным для себя (чисто экономическое определение). Вы должны понимать, что это понятие тесно связано с термином , о которой мы писали ранее.

Общество устроено так, что люди имеют неравный доступ к благам. Причины такого положения вещей разнообразны. Одна из них — ограниченность ресурсов для производства благ. На Земле сегодня свыше 6 миллиардов человек, и все хотят вкусно есть и сладко спать. А еды, земли, в конце концов крайне становится все меньше и меньше.

Понятно, что географический фактор тоже играет свою роль. В России при всей ее территории живет всего 140 миллионов человек, и население стремительно сокращается. А вот например в Японии — 120 миллионов — это на четырех островах-то. При дикой ограниченности ресурсов японцы неплохо живут: строят искусственную сушу. Китай при населении свыше миллиарда человек — тоже в принципе неплохо живет. Такие примеры вроде бы опровергают тезис о том, что чем больше людей, тем меньше благ и неравенство должно быть больше.

На самом деле на него влияют и множество других факторов: культура данного общества, трудовая этика, социальная ответственность государства, развитость промышленности, развитость денежных отношений и финансовых институтов и пр.

Кроме того, на социальное неравенство сильно влияет естественное неравенство. Например, человек родился без ног. Или потерял ноги и руки. Вот например, как этот индивидуум:

Разумеется, живет он за границей — и в принципе, я думаю неплохо живет. А вот в России он бы, я думаю, не выжил. У нас люди с руками и ногами с голоду умирают, а социальным службам никто вообще не нужен. Так что социальная ответственность государства крайне важна при сглаживании неравенства.

Очень часто на своих занятиях слышал от людей, что если они заболевают более-менее серьезно, то компания, в которой они работают, предлагает им уволиться. И они ничего сделать не могут. Даже свои права защитить не знают как. А если бы знали, то компании бы эти “попали” на приличную сумму и в следующий раз сто раз подумали бы, стоит ли так поступать со своими работниками. То есть, правовая безграмотность населения может быть фактором социального неравенства.

Важно понимать, что при исследовании этого явления, социологи используют так называемые многомерные модели: оценивают людей по нескольким критериям. К ним относятся: доход, образование, власть, престиж и пр.

Таким образом понятие это охватывает множество разных аспектов. И если Вы пишете эссе по обществознанию на эту тему, то раскрывайте эти аспекты!

Социальное неравенство в России

Наша страна одна из тех, в которой социальное неравенств проявляется в высшей степени. Очень большая разница между богатыми и бедными. Вот например, когда я еще был волонтером, к нам в Пермь приехал волонтер из Германии. Кто не в курсе, в Германии вместо службы в армии можно отволонтерить год в любой стране. Так вот, пристроили его жить в семью на год. Через день немецкий волонтер оттуда ушел. Потому что по его словам, даже по меркам Германии — это шикарная жизнь: шикарная квартира и пр. Он не может жить в таких шикарных условиях, когда видит что на улицах города просят подаяние бездомные и нищие.

Плюс в нашей стране социальное неравенство проявляется в крайне большой форме в отношении разных профессий. Школьный учитель — получает за полторы ставки дай Бог 25 000 р., а какой-нибудь маляр может получать и все 60 000 р., зарплата крановщика начинается от 80 000 рублей, газосварщика — от 50 000 р.

Причина такого социального неравенства большинство ученых видит в том, что в нашей стране наблюдается трансформация социальной системы. Она сломалась в 1991 году, в одночасье, вместе с государством. А новой не построено. Потому и мы имеем дело с таким вот социальным неравенством.

Другие примеры социального неравенства вы можете найти и . А на сегодня пока все — до новых публикаций! Не забывайте ставить лайки!

С уважением, Андрей Пучков

В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.

Первый тип - рабство - экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства - патриархальную (примитивную) и классическую (античную). При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.

Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.

Второй исторический тип стратификации - кастовый. Классический пример кастового общества - Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.

Каста - это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом - национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута - выйти из нее нельзя, эндогамна - разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.

Классический образец сословного деления общества - средневековая Европа, Россия - со второй половины XVIII в.

Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример - судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример - баронесса М. Тэтчер).

Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.

Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.

Классы понимают в широком смысле слова и узком. В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

Знаменитый социолог Макс Вебер, проводя многолетние исследования, положившие начало его теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации составляют: экономика, власть и престиж. В последствии эти три измерения им же были названы автономными.

Согласно теории Макса Вебера именно собственность, а точнее виды ее владения, дают возможность к возникновению экономических классов, в которых различают меры доступа к власти, образованию политических партий, а престижность отдельных из них создает статусные группировки.

Вебер определяет класс как возможность отдельно взятого человека получать доступ к различным благам и доход в рыночных условиях. Проще говоря, в класс входят индивидуумы с исходным положением, профессиями, доходами и доступом к возможностям обладания ресурсами. Этот социолог не без основания полагал, что классы имеют место только в обществе с капиталистическим строем, так как именно этот строй определяется рыночными отношениями. Но в условиях рынка индивидуумы делятся на два вида: первые предлагают товары и услуги, а вторые только рабочую силу. В свою очередь отличаются первые от вторых только количественным обладанием собственностью.

Как и у остальных теоретиков социологии у Макса Вебера ни в одной из работ нет четкой классификации структуры изученного им общества, в частности капиталистического. Поэтому большинство социологов, изучающих работы этого теоретика, дают нам совершенно различные перечни в зависимости от собственной интерпретации. Наиболее близкими по всеобщему мнению считаются классификации определенные на основании трудов Вебера Радаевым и Шкаратан. Она имеет следующий вид:

Рабочий класс;

Мелкая буржуазия;

Интеллигенция и инженерно-технические работники;

Административно-управленческий персонал;

Собственники;

Арендодатели;

Предприниматели.

Экономическая составляющая, мысленно разделенная на две части позволяет отнести в одну из частей собственников с неизменно позитивным настроем и пролетариат с его негативными настроениями вследствие неимения собственности и по большому счету квалификации для возможной ее реализации в условиях рынка. При таком расслоении в центре образуется средний класс, в который входят мелкие собственники и люди, имеющие определенные навыки и знания, требуемые в условиях рынка.

Следующим делением согласно теории Вебера является деление на основе престижа и возникающую в следствие вертикаль статусных групп, а иначе говоря, иерархию. Основой, в которой служат общины, в которых складывается понятие почести, определяемое как любое из качеств оцененное большим количеством индивидуумов общины. Зачастую такого рода оценивание было связано с классовым различием, в котором нужно заметить собственность, а вернее количественное обладание ей играло не последнюю роль, а возможно и главенствующую, но в одну статусную группу могли входить как люди имеющие собственность, так и не имущие.

Макс Вебер представлял приобретение в статусных группах почести (престижа) возможным только путем прочного закрепления за членами группы строго исключительными видами деятельности, налагая запрет на занятие этим же других индивидуумов, иначе говоря монополизируя любые блага. Проявлялось внутри групп это следующим образом – возможность ношения определенной одежды, украшений, знаков отличия, производство определенного продукта, отдыха отдельного и отличного от других индивидуумов группы для подчеркивания исключительности членов именно этой статусной группы и возможного упрочнения и увеличения дистанции между группами. Также для создания исключительности широкое использование получали брачные связи лиц внутри одного круга и тому подобные меры выделения путем исключительности. Все это вело к образованию прогрессирующей замкнутости статусной группы.

Третьей основой для социального разделения Вебер считал различия власти в свою очередь порождающее возникновение партий, в которые люди объединялись согласно своим убеждениям. По утверждению Вебера, человек, принадлежащий к определенной группе имеет в равных объемах власть, богатство и престиж, которые независимы друг от друга. Партии же представляют интересы согласно статусному положению входящих в них индивидуумов и, конечно же, с возможностью пополнения своих рядов из своих же статусных групп, но необязательным условием образования партий является классовая или статусная ориентированность, а скорее лояльность по отношению к любым статусным группам в идеале.

Единственное выраженное согласие Вебера с остальными теоретиками, изучавшими теорию социологической стратификации, заключается в принятии существования социальной дифференциации как аксиомы, но в понимании ее характера, внутренних взаимоотношениях его теория отличительна своим трехмерным видением.


Похожая информация.


Loading...Loading...