Отношение современной молодежи к чтению. О детской литературе, детском и юношеском чтении

Анатолий Васильевич Луначарский

О детской литературе, детском и юношеском чтении

Вступительная статья

Имя Анатолия Васильевича Луначарского (1875–1933) самым тесным образом связано с историей становления советской культуры, дела образования и воспитания молодого поколения нашей страны.

Луначарский был широко и разносторонне образованным человеком. С детских лет книги становятся его друзьями и наставниками. Его любимыми книгами были произведения Рылеева, Пушкина, Тургенева, Добролюбова, Писарева, Чернышевского. Еще подростком он интересовался проблемами политики, эстетики, искусствоведения.

Вспоминая о своих детских и юношеских годах, Анатолий Васильевич писал: «Читал все время массу, не только на русском, но и на французском и на немецком языках… К 1891 году я был уже „марксистом“, с трепетом читал нелегальных тогда Энгельса и Каутского, и от Писарева перешел к штудированию первого тома „Капитала“ Маркса». «…Первый том „Капитала“ именно в это время, в 4-м классе гимназии, был мною проштудирован вдоль и поперек. Хотя он и позднее был мною неоднократно перечитан, но основное знакомство с ним получил я именно в 13 лет…»

Книги, по свидетельству Луначарского, привлекли его к участию в революционном движении, сформировали как публициста и писателя.

В предреволюционные годы Луначарский проявляет большой интерес и к вопросам педагогики. Живя в Швейцарии, он в течение двух лет изучал педагогику, посещал школы, знакомился с трудами по проблемам воспитания.

Луначарский принадлежал к замечательному поколению революционеров-большевиков, которое под руководством В. И. Ленина подготовило и осуществило социалистическую революцию, заложило фундамент социалистического государства.

После революции партия поручила Анатолию Васильевичу один из важнейших участков социалистического строительства. Второй Всероссийский съезд Советов в своем постановлении об образовании рабоче-крестьянского правительства во главе с Лениным назначил Луначарского комиссаром по просвещению. На этом посту он оставался до 1929 года.

В статье «Из Октябрьских воспоминаний» Анатолий Васильевич писал, что это назначение он воспринял не только с волнением, но даже с испугом, когда представил себе всю грандиозность той ответственности, которая на него возлагалась. Ведь в 20-е годы в ведении Наркомпроса находились все области просвещения и культуры: дошкольное воспитание, школьное обучение, высшие учебные заведения, профессиональное образование, ликвидация неграмотности, памятники старины, издательства, театры, культурно-просветительная работа. И все это должно было закладываться, осуществляться и развиваться впервые, причем в обстановке голода, разрухи, саботажа части работников, а в самые первые послереволюционные годы и в обстановке иностранной интервенции и продолжавшейся еще гражданской войны.

В эти годы все, что делалось в области культуры в самом широком смысле этого слова, было связано с именем Луначарского. При его участии подготавливались постановления партии и Советского государства по вопросам литературы и искусства, создания системы народного просвещения. Нельзя забывать, что в это же время Луначарский являлся одним из первых советских ученых, разрабатывавших марксистско-ленинские принципы литературоведения, был критиком, драматургом, лектором по вопросам театра, литературы и искусства, и его лекции впервые были построены на марксистско-ленинских принципах.

Успех дела, которым руководил Луначарский, объясняется не только его разносторонними знаниями, но и тем, что он работал под непосредственным руководством Владимира Ильича Ленина, а рядом с ним трудились такие корифеи в области педагогики, литературы, искусства, как Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, О. Ю. Шмидт, А. Серафимович, такие ученые, как А. Ферсман и В. Обручев, такие молодые энтузиасты, как К. Чуковский и Н. Сац.

Владимир Ильич Ленин высоко ценил деятельность Народного комиссариата просвещения и лично Анатолия Васильевича, считал его на редкость богато одаренной натурой, отличным товарищем, умеющим превосходно выполнить любое партийное поручение. С большим уважением и подлинной любовью относились к Луначарскому сотрудники Наркомпроса, Государственного издательства, ученые, писатели, артисты театров, музыковеды.

Одной из первоочередных задач Советского государства являлась защита детей, воспитание нового человека. В статье «О неделе ребенка» Луначарский провозгласил: «…Забота о детях будет не только частью нашей революции, но она - необходимейшая мера самой прочности революции… Судьба России лежит именно в детях, правильное физическое и общее воспитание которых дает тех граждан, которые впервые, быть может, войдут в подлинный социалистический строй и определят его характер».

Для создания всей системы воспитания и образования человека нового социалистического общества важно было установить, «какой человек нам нужен».

Луначарский в своих работах утверждает, что основной целью воспитания является создание гармонического человека и одновременно борца за коммунизм. «Если мы не будем вырабатывать из ребенка борца, личность, то это нам помешает создать очень многое, помешает создать и гармоническое общество», - писал Анатолий Васильевич в статье «Детское движение и коммунистическое воспитание».

Луначарский утверждал, что человека нового социалистического типа должны отличать прежде всего коммунистическая сознательность, верность идеям пролетарского интернационализма, коллективизм, умение мечтать, то есть видеть перспективы общественного развития, стра-

стно воспринимать жизнь. Формированию нового человека служат общее и политехническое обучение, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. В процессе воспитания человека социалистического общества должны быть предусмотрены и все условия для развития его чувств и эмоций, для развития и проявления его способностей и талантов.

Все эти положения являются и в настоящее время основополагающими в советской педагогике.

Чтобы успешно решить задачи воспитания нового человека, необходимо было хорошо знать детей. Анатолий Васильевич часто встречался с детьми, переписывался с ними, и это помогало ему определять и осуществлять задачи их защиты и воспитания. Луначарский руководил Советом защиты детей, созданным в январе 1919 года; по его инициативе в 1920 году была проведена Неделя защиты ребенка: он принимал самое непосредственное участие в создании пионерской организации, посещал школы и детские сады, бывал в детских библиотеках и детских домах, выступал на собраниях и митингах детей. В своих выступлениях он рассказывал детям о политической жизни страны, задачах школы, необходимости учебы, общественной деятельности, нравственного воспитания. Приведем только несколько примеров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

(сборник) Луначарский Анатолий Васильевич

О детской литературе, детском и юношеском чтении

О детской литературе, детском и юношеском чтении

Из статьи: «Десять книг за десять лет революции» *

Я никогда не думал о том, какие десять произведений за эти десять лет являются наилучшими.

Я не ручаюсь, что, если бы у меня было время очень внимательно все вспомнить и соразмерить, я не назвал бы и другие произведения, кроме тех, которые называю сейчас.

Но уже тот факт, что они мне первые пришли в голову, когда я сел к столу и захотел набросать список десяти лучших произведений, свидетельствует о том, что они произвели на меня впечатление глубоко прочное и положительное.

Вот эти произведения: «Железный поток» Серафимовича. Книгу эту я читал в дороге на Кавказ, и она меня целиком захватила. Я не мог ни на минуту оторваться от этого жуткого и героического эпоса. Все здесь - картинность языка, стихийность настроения, глубокий коллективизм, выдержанность основной идеи, а рядом с этим замечательная объективность и правдивость - выдвигает это произведение в первые ряды нашей революционной литературы, на видное место в нашей русской литературе вообще, а стало быть, и в мировой.

Иного рода впечатление получил я от «Чапаева» Фурманова и отчасти от его же «Мятежа». Это, конечно, не беллетристика. Только временами Фурманов поднимается до художественности в тесном смысле этого слова, то есть до образности. В большинстве случаев он предстает перед нами как мемуарист, орудуя часто даже документами. И тем не менее произведения Фурманова не только должны быть зачислены в художественную литературу, но имеют право на видное место в ней, - и это потому, что все же главная ценность этих произведений, как они ни интересны по своему объективному содержанию, заключается в том прочном героическом чувстве, которым облито все излагаемое Фурмановым. Это спокойная, чрезвычайно эпическая, более того - почти летописная поэма. Но это все-таки поэма. Все здесь взято сквозь трепет художественного, кристально чистого большевистского сердца.

Эти книги являются прекрасным памятником революционной эмоции, и долгое время еще будут читать эти книги, находя в них подлинный отзвук той героической музыки чувства, которая звучала в первые годы революции и которой, в смысле революционного подъема, нет равной.

Далее я, не колеблясь, называю «Цемент» Гладкова. Я знаю недостатки этого романа. Ему очень повредила некоторая манерность изложения, которой Гладков как бы хотел доказать, что он виртуозно владеет нынешним, несколько вымученным стилем… Между тем наше время велико своими темами. Кто берется за эти темы, может даже подойти к ним совершенно просто, без всяких стилистических претензий, как это сделал Фурманов, или с хорошим, добротным классическим языком, установившимся в нашей лучшей литературе, как это сделал Серафимович. Это будет очень и очень хорошо.

…Но если у Гладкова и встречается некоторое манерничание, то оно не преобладает над содержанием и не портит его. Сам же роман превосходен. Он является действительно полновесным выражением начального периода строительства и совершенно естественно, без натуги, вырастает в наших глазах в символ этого замечательного времени.

Прочтите упомянутые мною книги, и вы будете иметь перед собою как бы внутренний мир нашей революции…

Хорошим обещанием была и «Неделя» Либединского. Она не может быть не отмечена как первое художественное произведение, проникнутое коммунистическим духом. Мы уверены, что тов. Либединский выполнит те обещания, какие дала нам его «Неделя».

Наконец, я думаю, что из произведений Сейфуллиной можно выбрать не одну превосходную книжечку, которая своим крепким языком, бодрым настроением, меткой наблюдательностью всегда доставит здоровое, встряхивающее удовольствие любому читателю.

Остальные произведения я ищу у наших поэтов. Здесь, мне кажется, было бы неправильным искать отдельные произведения. Многие из поэтов написали целый ряд хороших вещей и наряду с ними, конечно, и более слабые. Нельзя сомневаться, что из Маяковского можно сделать очень хорошую революционную антологию…

Несмотря на всю молодость авторов, по одной книге, могущей занять безусловно место в перечне лучших произведений, можно было бы набрать и у Жарова и Уткина, они растут. У Жарова лучшие произведения последнего времени. Это очень хороший признак…

Одним из шедевров нашей поэзии я считаю также замечательную поэму «Песня про Опанаса» 1 Багрицкого.

1927 г.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

НАРЦИССИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭГОИЗМ И ЭГОЦЕНТРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности того или иного писателя к самовосхвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой

Из книги О детской литературе, детском и юношеском чтении (сборник) автора Луначарский Анатолий Васильевич

СОЦ-АРТ В ЛИТЕРАТУРЕ По свидетельству «Лексикона нонклассики», это термин возник в 1972–1973 годах к кругу художников Виталия Комара и Александра Меламида как своего рода иронический кентавр отечественного «соцреализма» и «поп-арта», тогда знакомого нашим согражданам

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ от франц. choc – удар, толчок, потрясение.Понятие «шок» приобретает смысл лишь в оппозиции к понятию «художественная (или социально-психологической) норма» и соотносится с нею так же, как разного рода сексуальные перверсии соотносятся с традиционной

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ, АПОКАЛИПТИКА, КАТАСТРОФИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ от греч. eschatos – последний и logos – учение.Самым знаменитым носителем эсхатологического сознания в русской литературе, вне всякого сомнения, является странница Феклуша из пьесы Александра

Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков Иосифович

Пути детской книги* …Педагогики руководства детским чтением я сейчас касаться не буду, но обращаю ваше внимание на колоссальную ее важность…Что нашла революция и перед чем мы еще и сейчас находимся в качестве традиционной детской книги? Уже стало знаменитым до

Из книги История и повествование автора Зорин Андрей Леонидович

Книги и статьи о деятельности А.В. Луначарского в области детской литературы и детского чтения Бегак Б. Сложная простота: Очерки об искусстве детской литературы, М.: Сов. писатель, 1980. Глава «Он видел будущее», с. 86–98.Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная

Из книги Южный Урал, № 10 автора Куликов Леонид Иванович

О ЛИТЕРАТУРЕ Владимир НАРБУТ* ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ (3-я КНИГА СТИХОВ. СПБ., 1913)Когда случайная группа приятелей по бильярду соберет между собой небольшую сумму и издаст на обоях «Садок судей», начинив его взвизгиваниями под Рукавишникова и отсебятиной под шаржированный

Из книги Мое лоскутное одеяло. Размышления о книге и чтении автора Алексеев Владимир Николаевич

О ЛИТЕРАТУРЕ ВЛАДИМИР НАРБУТ. ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬСовременник. 1913. № 5. С. 355–356. Подпись: А. Ч. Раздел: «Новые книги». «Садок судей» - один из первых сборников русских футуристов, изданный в 1910 году в Петербурге. Текст отпечатан тиражом 300 экз. на обоях. Название предложено

Из книги автора

На детской выставке Письмо из ЛондонаТолько две недели длилась детская выставка, помешавшаяся в огромном дворце выставок и грандиозных театральных представлений - в Олимпии.По своим задачам и предварительно намечавшимся планам эта выставка должна была быть

Из книги автора

О Пушкине, о детях и о детской литературе 1Страна читает и перечитывает Пушкина. А вместе со всей страной его читают те, кто знакомится с ним впервые - дети.Проходя по залам пушкинского музея, наши ребята узнают на портретах не только самого Александра Сергеевича, но и его

Из книги автора

Аркадий Гайдар - первый комиссар детской литературы Если Маршаку принадлежит изречение, что детская литература должна быть как взрослая, только лучше, то от Гайдара останется в веках утверждение, что целью детской литературы является подготовка крепкой краснозвёздной

Из книги автора

Лев Кассиль - второй комиссар детской литературы Исчез за линией фронта боевой комиссар детской литературы - Аркадий Петрович Гайдар. Долго надеялись на его возвращение, но пока что шла война, война небывалая и всенародная, в ней участвовали и дети - в тылу врага, на

Из книги автора

Владислав Крапивин - третий, поныне живущий комиссар детской

Из книги автора

Из книги автора

ОБЛАСТНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Отделение Союза писателей совместно с обкомом ВЛКСМ провело областное совещание по детской литературе, в котором приняли участие писатели, педагоги, комсомольские работники, представители детских библиотек, издательства и

Из книги автора

Владимир Алексеев Мое лоскутное одеяло Размышления о книге и чтении «Строматы» - так назвал Климент, философ и богослов III века из Александрии, свою книгу о новом и мало еще распространенном в тогдашнем позднеантичном мире христианском учении. А в переводе с греческого

Цель: сформировать представления об особенностях чтения детей, подростков и юношества на основе знаний их возрастных и психических закономерностей в развитии.

Задачи :

1. Дать характеристику периодам развития детей.

2. Раскрыть значение чтения для развития ребенка.

3. Характеристика особенностей читательского развития у детей. подростков и юношества.

Основное содержание :

Развитие детей, их психики происходит через деятельность. Ведущий вид деятельности в том или ином возрасте определяет и периоды детства. Ребенок развивается в обществе и представляет собой хотя и маленькое, но существо социальное, растущее и развивающееся в определенном социуме. Расширение контактов ребенка с миром (родители, родственники, детский сад, школа, внешкольные учреждения) обеспечивают социальное развитие. Это явление – развитие в обществе - получило название « социальная ситуация развития » и обозначает своеобразное для каждого периода детства взаимодействие развивающейся личности и среды. Заметим, что

- 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни,

- 50% к четырем годам,

- 80% к восьми годам,

92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Периодизация детства разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов выдающихся отечественных психологов С. Л. Выготского и А. А. Леонтьева.

В основе выделения периодов детского развития было положено представление о том, что каждому возрасту соответствует определенный тип доминирующей деятельности ребенка. Существенные изменения в деятельности соответствуют и характеризуют смену возрастного периода. В каждом типе доминирующей деятельности ребенка возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство его психического развития.

Первый период развития ребенка начинается с непосредственного эмоционального общения с родителями – от рождения до года.

Второй период развития – возраст от 1 года до 3-х лет. Этот период получил название предметно-манипулятивной деятельности по ведущему виду деятельности ребенка с игрушками и окружающими предметами. В этом возрасте ребенок воспроизводит, сначала с взрослыми, различные способы действия с предметами. Осуществление предметно-манипулятивной деятельности обеспечивает развитие речи и смысловое обозначение вещей. Центральное место в этом возрасте занимает собственное детское «я».

Третий период – период собственно игровой деятельности. Этот период охватывает возраст от 3 до 6 лет. У детей этого возраста развивается наблюдательность, а игра представляет собой подражание действиям взрослых. В детской игре осваиваются социальные роли и ролевое поведение. В связи с игрой у ребенка формируются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Эти виды деятельности роднит с игрой их образный характер, высокая эмоциональность, элементы творчества. В игровой деятельности формируется воображение, ориентация на правила поведения и общий смысл человеческих отношений и действий.

Следующий возрастной период – дети от 7 до 10 лет. Основной вид деятельности ребенка – учебная деятельность. При ее осуществлении начинает развиваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности – рефлексия, анализ, смысловое планирование, происходит становление потребности и мотивов учения.

Пятый период детского развития соответствует возрасту от 11 до 14 лет. Ведущий тип деятельности у детей этого возрастного и психического развития - общественно-полезная деятельность. Это большой комплекс различных видов деятельности, включающий в себя учебную, трудовую, организаторскую, спортивную, художественно-творческую деятельность. В процессе осуществления этих видов деятельности развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, умение оценивать собственное поведение, развивается самосознание и самооценка.

Юношеский этап психического развития определяется возрастом от 15 до 21 года. Это период выбора профессии, друзей, спутника жизни, завершения учебы и овладения специальностью. Этот сложный этап жизни молодого человека связан с главным видом деятельности по самоопределению в жизни. На протяжении всего возрастного периода юношество отвечает для себя на судьбоносные вопросы: « С кем быть? Каким быть? Чем заниматься в жизни?» Это возраст проб и ошибок, очарования и разочарований. Это период всестороннего, многопланового становления личности. Это последний этап подготовки личности к активному включению ее во все сферы трудовой и общественной жизни.

Большую роль в процессе социализации, воспитания и развития личности играет книга и чтение. Современные дети с книжкой знакомятся очень рано. Первая книжка - игрушка попадает к ним в руки уже в грудничковом возрасте в 4 – 6 месяцев. В возрасте до года ребенок манипулирует книгой, для него это новый предмет и материал, с которым можно играть. Раннее детство – самая благодатная пора для игры и общения ребенка с книгой. Эта пора общения незатейлива и естественна, очень органична как сама жизнь ребенка. Сколько радостных минут переживает мать, разглядывая с малышом картинки, радуясь успехам ребенка в узнавании предметов, животных, ухаживая за ребенком и напевающей песенки, декламируя вместе с ним стихи А. Барто про мишку, которого уронили на пол, про зайку, нашу Таню. Вы, конечно же, наблюдали, как светятся глаза родителей, как гордятся они успехам ребенка в освоении детской литературы, когда ребенок родным и знакомым рассказывает стихи С, Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, демонстрируя тем самым свою память и интерес к поэтическому слову. Правда, в настоящее время есть и другие наблюдения. Это сидящий подолгу 2-3-х летний малыш у телевизора, с наушниками, у компьютера, которые нынче все чаще замещают родителей, няню, бабушку…

Раннее детство является самой благодатной порой приобщения ребенка к книжной культуре, поэтическому слову. Ребенок в возрасте до трех лет еще слабо улавливает смысл прочитанного, но хорошо чувствует поэтику устной речи, улавливает ритм и рифму слова, правильно реагирует на рисунок, цвет и через них опосредовано постигает окружающий мир. Чем больше ребенку этого возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

В младшем школьном возрасте привычный игровой метод познания постепенно вытесняется учебной деятельностью и к 8-10 годам учеба становится доминирующей в видах деятельности младшего школьника. Содержание чтения младшего школьника направляется учебными программами, становится еще более разнообразным, свободное чтение отходит на второй план. Восприятие текстов и воображение в процессе чтения становится более точным, а творческое воображение (фантазия) более глубоким по своему содержанию.

В подростковом возрасте выделяются три периода: ранний подростковый период - 10 – 11 лет, собственно подростковый - 12 – 13 лет, старший подростковый - 13 - 14 лет. Вступление в подростковый возраст связано с качественными изменениями в психическом и читательском развитии, обусловленными новыми видами деятельности подростка.

У читающих младших подростков расширяется тематический круг чтения. Чтение научно - познавательной литературы об окружающем мире увеличивается в 2 раза. Познавательная деятельность становится направленной, в читательских интересах, мотивах чтения проявляется интерес не столько к факту, сколько к познанию причинно - следственных связей в описываемом автором явлении. В художественной литературе высоко ценится правдоподобность, схожесть с жизнью. В художественной литературе 10 – 11-летние читатели ценят уже не деталь, как это было в 8 – 9 лет, а героя сверстника, яркий, героический или приключенческий сюжет, идейное содержание. Утрачивается бытовавшая в раннем детстве естественная чуткость к поэтическому слову, чтение стихов, их заучивание осуществляется только с учебной необходимостью. Активно начинает читаться детская периодика. В читательском восприятии художественной литературы доминирует «наивный реализм», слияние действительности и искусства. В этом возрасте читатель художественной литературы эмоционально активен там, где текст реалистичный, правдоподобный, узнаваемый.

Чем старше становится ребенок, тем больше на нем проявляется отпечаток образа жизни семьи и его личных интересов. Меняется характер общения подростка. Если еще в 10 лет эмоциональное благополучие ребенка определялось отношением к нему взрослых, то для 12 – 13-летних положительное эмоциональное самочувствие определяется отношением к ним друзей и сверстников. Развивается и принимает новые формы познавательная деятельность подростка. Высокого уровня достигает мышление в понятиях. Важнейшая особенность возраста – развитие самосознания и самооценки. У подростков развиваются нравственные качества, появляются самостоятельные суждения и оценки, моральные взгляды. Познавательные интересы очень широкие, развиваются устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и потребность в практической деятельности (коллекционированию, техническому творчеству, занятию спортом, другим увлечениям и любительским занятиям). В подростковом возрасте появляются различия в чтении мальчиков и девочек. Читательские интересы мальчиков сосредотачиваются на технике, спорте, героическом поведении людей, приключениях, фантастике, детективе, девочки в предпочтениях тяготеют к литературе о человеческих отношениях, любви, искусстве, моде и др.

В раннем юношеском возрасте – 15 лет в психическом развитии углубляется нравственная сфера. 15 – 16-летние остро переживают несправедливость, обиду, первое чувство влюбленности. Читательское восприятие резко субъективно. В связи с ростом самосознания при чтении происходит наполнение художественного текста переживаемыми собственными этическими проблемами. Вследствие этого может происходить субъективная акцентировка смысла читаемого произведения. Восприятие художественного текста под влиянием читательского воображения, собственных переживаний, может быть произвольным по отношению к авторскому замыслу. Поэтому освоение смыслов программных художественных произведений должно на каждой возрастной ступени читательского развития сопровождаться помощью профессионалов – учителей, библиотекарей. Только тогда в современных условиях больших информационных возможностей может состояться настоящий читатель.

Как и в подростковом возрасте у юношества наблюдается активное использование Интернет для получения различной информации, общения с друзьями, самовыражения в социальных сетях. Интернет во многих молодежных кругах в настоящее время является практически единственным источником информации. Часто традиционная книга используется только в связи с выполнением учебных заданий, по настоятельному требованию педагогов. В этой связи на библиотеки, обслуживающих детей, подростков, юношество возлагаются новые и серьезные задачи по поддержке и развитию интереса к чтению. Современная библиотека, работающая по удовлетворению информационных потребностей детей и юношества, должна располагать мощной материальной базой, обеспечивающий общение детей с информацией, иметь новую, комфортную информационно-коммуникативную среду, профессионалов – библиотекарей, психологов, педагогов, умеющих общаться с детьми, организовывать их досуг в библиотеке, прививать любовь к книге и чтению.

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" > Печать

Три однородных измерения — высота, ширина и длина - определяют пространство без людей. Как только появляются люди, особенно увлеченные, способные открыться и открыть, - возникает особенное четвертое измерение, в котором по особым законом течет время, распределяется энергия и обязательно совершаются открытия.

Это сотворенное общим напряжением ума и чувств измерение дает возможность каждому быть больше, чем ты есть. В этом году на Апрельских чтениях каждый час интеллектуального и эмоционального напряжения формировал это особое четырехмерное пространство.

Приехали все участники, подавшие заявки на участие в Чтениях. Школьники и студенты, аспиранты и преподаватели. Из г. Холма и п. Пола и Парфино Новгородской области, Нижнего Новгорода и Великого, из Москвы и Санкт-Петербурга, из Самары, Пекина, Флоренции, Милана.

К сожалению, не смогли приехать родные, близкие преподаватели и студенты из северной Италии, но в начале чтений я прочитала письмо от Кристины Росси (Модена, Италия), которое во многом определило атмосферу чтений. Она написала в приветственном письме: «Есть моменты в нашей личной и профессиональной жизни, которые представляют собой печать бесконечности в tour de force нашего ежедневного труда. Моменты, в которых сама жизнь сердца, наконец-то, диктует ритмы, манеры, слова, жесты. Конференция в Старой Руссе для нас — один из таких моментов.

Это сообщество читателей, движимое любовью, огнем, энтузиазмом, жизнью, приносит нам столько радости, делает нас смелыми в желании и организации даже там, где, как кажется, все бесплодно и сухо, формально и пусто. Мы так нуждаемся в «живой жизни» во время ежедневных школьных занятий!

Но что за магия в Старой Руссе? Трудно ответить, не уменьшив масштаб самого события.

Чтения, в которых мы до сих пор имели возможность участвовать, дали нам возможность познакомиться с учителями и учеными, которые смотрят на детей как на взрослых, а также встретить детей, которые смотрят на своего учителя как на товарища по поиску истины. Это кажется малым, но в этом заключена бесконечность».

Открыла чтения, как всегда, Наталья Анатольевна Костина, директор Дома-музея Ф.М. Достоевского. Забота о нас каждого работника музея - это тоже составляющая нашего четвертого измерения. Все докладчики получили сертификаты и подарки, сделанные руками друзей из Италии, учителя и преподаватели - благодарности. Горячий чай во время кофе-пауз, старорусские пироги, полное отсутствие шума в коридорах и фойе и ни одного звонка мобильного телефона за три дня. Кстати, как-то забыли предупредить, чтобы выключили, а ведь не было.

Первый день чтений был посвящен роману Ф.М. Достоевского «Идиот». В этот день заседания и круглый стол вела Татьяна Александровна Касаткина, постоянный научный руководитель чтений, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН. Двенадцать докладов, каждый из которых обсуждался. Вопросы членов экспертного совета, возникающие дискуссии, разрядка смехом. Каждый докладчик становился сеятелем, причем семена прорастали практически сразу, и докладчик вольно или невольно становился творцом нового знания, возникающего в наших головах, записках, блокнотах здесь и сейчас.

Работа на круглом столе напоминала зажженный бикфордов шнур. Озарения выстраивались в стройные сообщения с очень серьезной аргументацией, перечитыванием и анализом эпизодов. Чаще всего задумывались над вопросами бытия, природы человека, загадочности главного героя. «Главная мысль романа, - писал Ф.М. Достоевский, - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…». Оказалось трудно не только изобразить, но и объяснить, впрочем, именно трудности создают перспективу интеллектуального пути и объем пространства. Может быть, именно поэтому главный вопрос, услышанный мной на следующий день, очень обрадовал. «Почему круглый стол был таким коротким?» - спрашивали меня студентки из Санкт-Петербурга. 120 минут без перерыва. А среди участников были школьники 7-8 классов. Не заметили, как пролетели два часа, продолжили разговор через день на семинаре, в работе которого приняли участие многие выступавшие в предыдущие дни.

Во время второго дня чтений прозвучали доклады, посвященные повести «Двойник», рассказам «Мальчик у Христа на ёлке» и «Мальчик с ручкой», романам «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание», особенностям перевода Достоевским «Евгении Гранде» О. Бальзака. В каждом из докладов - открытие, новый поворот мысли. В обсуждении докладов принял участие протоиерей Александр Ранне, клирик Софийского кафедрального собора, руководитель отдела по религиозному просвещению и катехизации. Его замечания, вопросы расширили и обогатили наше единое образовательное пространство, были естественны и понятны.

Экспертный совет чтений в конце дня оказался, по словам Т.А. Касаткиной, в затруднительном положении. У нас в последние пятнадцать лет сложилась традиция. Доклады, которые бурно обсуждаются на Апрельских чтениях, могут быть представлены на юношеской секции Международных Старорусских Чтений «Достоевский и современность». Так как в этом году бурно обсуждались почти все доклады, выбрать было сложно.

В результате обсуждений экспертный совет, в состав которого вошли учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Новгородской области, заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева; доктор филологических наук Софья Каганович; кандидат филологических наук, советник при ректорате НовГУ им. Ярослава Мудрого Николай Подосокорский; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Анна Гумерова; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Валентина Сергеева; секретарь Российского общества Достоевского Наталья Шварц; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ имени Ярослава Мудрого Ирина Абрамовская; кандидат наук, профессор Второго Пекинского Института иностранных языков Чжан Бяньгэ, рекомендовал доклады школьников:

  • Марии Алексеевой (МАОУ «СОШ г. Холм» 10 класс). Неоднозначный мотив смеха в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»;
  • Виктории Федоровой (МАОУ «СОШ п. Пола» 10 класс). О невестах князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»;
  • Дарьи Трошковой (МАОУ «СОШ п. Парфино» 10 класс). О фотографическом портрете Настасьи Филипповны;
  • Даниила Дмитриева (МАОУ «СОШ п. Пола» 10 класс) Необыкновенный человек в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

И доклады студентов:

  • Софьи Ильинской (РГПУ им. А.И. Герцена 3 курс, Санкт-Петербург). Черты юродивого в образе “подпольного человека”: опыт чтения повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья».
  • Елизаветы Семенской (РГПУ им. А.И. Герцена 3 курс, Санкт-Петербург). Повесть «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского «глазами» китайского читателя: заметки русского читателя.

Хочется пожелать всем участникам Международных Старорусских Чтений «Достоевский и современность» творческой атмосферы и научных открытий.

Координатор Апрельских юношеских чтений Ирина Евлампиева

Loading...Loading...