Описание основных классификаций групп в социальной психологии. Классификация групп в социальной психологии выполнили студентки. Функции массовой коммуникации

В

Андреева Галина Михайловна (род. 13 июня 1924 г.) - доктор философских наук, профессор, создала и заведовала кафедрой социальной психологии МГУ до 1989. В 1980 г. Г.М.Андреевой был написан первый в России учебник по социальной психологии. Область научных интересов перемещалась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Г.М.Андреевой была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. Автором опубликовано более 160 работ. В том числе: Лекции по методике конкретного социального исследования (1972); Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). (1978); Социальная психология. Учебник для университетов (1980, 1988,1994,1996,1997); Актуальные проблемы социальной психологии (1988); Психология социального познания (1997).

первые подход к разделению групп на виды, был предложен американским социологом Ч.Кули в началеXX века. Он предлагал подразделять группы на первичные , где люди имеют непосредственный контакт друг с другом и объединены эмоциональной близостью, и вторичные, где контакты формальны, и обусловлены организационными отношениями. Принадлежность к первичным группам является ценностью для ее членов. Во вторичные группы люди вступают в стремлении получить те, или иные экономические, социальные, политические выгоды.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М.Андреевой. Он представлен в следующей схеме:

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Социальная психология изучает реальные группы. Среди них выделяют лабораторные группы, которые представлены в диагностических научных исследованиях и естественные, которые существуют в действительности. Другие разновидности групп, представленных в схеме мы рассмотрим далее.

Главными основаниями для классификации социальных групп в являются: способ возникновения, форма осуществления совместной деятельности, длительность существования группы, количество и характер взаимосвязи ее участников (А.И.Донцов).

В отечественной социальной психологии используют и классификацию, предложенную А.И.Донцовым. Данная классификация, по мнению автора, необходима для упорядоченного описания реальных социальных групп.

Социальные группы делятся:

    По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений на:

первичные и вторичные.

    По способу образования, структуре на:

неофициальные (спонтанно возникшие, естественные) и формальные (официальные).

Формальные группы создаются для решения определенных задач. Взаимодействие участников формальной группы регламентируется внешними инстанциями. Неформальная группа создается на основании стремления людей стать ее участниками.

    По длительности существования на: временные и постоянные.

    По степени регламентации групповой жизни и деятельности на:

оганизованные и неорганизованные.

    По проницаемости границ на: открытые и закрытые.

    По личностной значимости для участников на: референтные группы

и группы членства.

Референтной называют значимую для индивида группы, в соответствии с которой он оценивает свое поведение или ситуацию. Группой членства принято называть группу, к которой реально принадлежит человек.

    По уровню развития на:

Группа малая социальная - ограниченная совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей.

становящиеся (вновь созданные, "диффузные" группы) и развитые (коллективы).

Становящимися являются те группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности. Развитыми называют уже сложившиеся группы, с высоким уровнем развития.

    По числу участников на: малые и большие.

Но в отечественной психологической традиции большие и малые группы выделяются не только исходя из численности их участников.

М

Группы большие социальные - это значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

алой социальной группой называют ограниченную совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей. Эти группы существуют в реальности, их можно увидеть непосредственно в действительности, сосчитать количество, входящих в нее людей. Для малой группы всегда можно выделить: конкретную цель и время существования, а также размер .

Примером малой группы может являться, например, студенческая группа, спортивная команда, сотрудники отдела той или иной организации и т.д.

Под большими социальными

группами понимают значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

Обычно их объединяют признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическому положению), нахождение в определенном месте в конкретный час.

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

Осознание индивидом своей принадлежности к группе;

Наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

Границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;

2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;


5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).

Группа - это произвольное объединение людей по какому -либо общему признаку, по уровню образования, по разновидностью совместной деятельности. Группа – это определенная система деятельности, заданная в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

Юбенг выделил 7 различных принципов, на основе которых строились классификации групп. Эти принципы были самые разнообразными: § уровень культурного развития; § тип структуры; § задачи и функции; § преобладающий тип контактов в группе; § время существования группы; § принципы ее формирования; § принципы доступности членства в ней. Однако общая черта всех классификаций – формы жизнедеятельности группы.

Условные группы - это Реальные группы - это группы, объединенные по группы, в которых люди какому-то общему постоянно находятся в признаку, например по повседневной жизни и возрасту, полу и т. д. деятельности.

Лабораторными Естественными называют группы, которые создаются в складываются сами интересах их по себе, возникают научного и существуют, изучения. исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Большие группы – это группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия (толпа, масса, публика). Примером устойчивых групп является нация, профессиональная группа, половозрастная группа.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее определяется значимостью инцидента. Масса обычно стабильное образование с довольно четкими границами. Масса может выступать не как сиюминутное образование, она может оказаться в значительной большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (демонстрации, митинга). Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале. В более замкнутом помещении, например в лекционном зале, публику называют аудиторией. Нация - исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данного народа культуры.

Становящиеся группы – это уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова. Развитые группы – это группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Также существует разделение малых групп на: 1) Формальные и неформальные; 2) Первичные и вторичные; 3) Группы членства и нечленские, или собственно референтные группы.

Формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации» . Неформальная группа - это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Первичная группа - это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Вторичная группа - это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Группы членства – это группы членом которых индивид является. Референтные группы – это группы членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение.

Таким образом, изучение групп является важнейшим аспектом исследований в социальной психологии. Основным источником является учебник Г. М. Андреевой «Социальная психология»

2.1 Методологические проблемы

2.2 Структура психологии больших организованных групп (социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы)

3. Стихийные группы и массовые движения

3.1 Общая характеристика и типы стихийных групп

3.2 Социальные движения

Ответ:

    Классификация групп

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами.

В социальной психологии под группой понимается реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства их жизнедеятельности, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Условные – или иначе формально соединенные в группу. Их выделяют, например, в исследовательских целях, людей объединяют по определенному признаку (возраст, пол, профессия и др.).

Реальные – объект внимания социальной психологии. это группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени и связанные между собой определенными объективными взаимоотношениями.

Лабораторные – собраны вместе на момент эксперимента.

Естественные – существующие независимо от эксперимента.

Малые группы – основной объект изучения социальных психологов. Проблемным вопросом является вопрос о численных границах.

Стихийные большие группы – толпа, масса, публика - неорганизованные, термин группа к ним весьма условен.

Устойчивые – организованные, длительно существующие, подобно классам, нациям.

Вопрос об исследовании больших групп требует особого рассмотрения. Стоит отметить, что в традиции СП их исследования представлены не равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (преимущественно большие неорганизованные стихийно возникшие группы), другие же – организованные, длительно существующие группы – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в СП.

    Принципы исследования психологии больших социальных групп

    1. Методологические проблемы

Социально-психологическое исследование характеристик БСГ наталкивается на ряд трудностей (отсутствие методик). У традиции исследования БСГ – сложная судьба: с одной стороны, СП начиналась с исследования БСГ (работы М. Лацаруса, Тарда, Лебона, Сигеле). В американской психологии проблематике БСГ уделялось недостаточное внимание, сам термин БСГ там употребляется крайне редко. Объяснение такого невнимания к проблеме БСГ связывают с существованием двух СП: психологической и социологической.

Радикальные преобразования в мире в конце 20 века сделали очевидной необходимость изучения больших социальных групп . Прежде всего, европейская социальная психология (призыв Московиси сделать больший акцент на исследовании БСГ). В отечественной психологии исследования БСГ занимают особое место: этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов БСГ, как организованных, так и стихийных. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа БСГ, а также массовых процессов и социальных движений.

4 основных вопроса, связанных с методологией изучения БСГ:

    Какие группа следует рассматривать в качестве больших?

Большие в количественном отношении образования людей разделяют на два типа: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относится толпа, публика, аудитория, и в точном значении социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые (социальные ко\лассы и слои, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы).

Общая схема изучения признаков БСГ не может быть предложена, поскольку в каждой из них специфичная модель коммуникации, различно их значение в историческом процессе. Сквозные характеристики БСГ должны быть наполнены специфическим содержанием.

    Какова структура психологии БСГ, ее основные элементы, характер их соподчинения, взаимосвязи?

Общие признаки (нравы, обычаи, традиции, наличие специфического языка, образ жизни). В больших группах более очевидно значение ценностей и стереотипов. Для их исследования нужно учитывать 2 характеристики времени: синхронию (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахронию (анализ процессов в их временной протяженности).

Структура: психический склад, как более устойчивое образование (нравы, обычаи, традиции и т.д.); эмоциональная сфера, как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения)

    Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное. Общее, но не одинаковое.

    Методы изучения БСГ

    Этнография - анализ продуктов культуры

    Сравнительные межкультурные исследования

    Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ

    Концепция «социальных представлений»

      Структура психологии больших организованных групп (социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы)

Социальные классы и слои

В традиционном для отечественной психологии подходе можно выделить 3 основные линии исследования классов: выявление психологических особенностей конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в наше время; характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи; анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельны членов класса, как частный случай соотношения психологии групп и психологии индивида, включенного в группу.

Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сторона классовой психологии (классовые потребности, классовые интересы, социальные роли). Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен во множество социальных групп, следовательно возникает переплетение интересов. Наиважнейшим устойчивым компонентом классовой психологии является психический склад – некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения, деятельности, на основании которого можно реконструировать нормы данной СГ. Этот облик проявляется в социальном характере, привычках и обычаях, традициях. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов группы, они дают характеристику такого комплексного признака класса как образ жизни. Анализ привычек и обычаев – социально-психологическая проблема.

Радикальные изменения конца 20 века привели к существенным изменениям в социальной структуре общества, многие классы перестали существовать, модифицировались, появились новые. В социальной психологии эти аспекты еще только намечаются.

Этнические группы специально исследуются этнопсихологией. Нации – наиболее распространенная форма этнической общности. Кроме того существует такие этнич группы, как народности, национальные группы и т.д. Традиция исследования этнич гр восходит к работам В. Вундта по «психологии народов» (метод исследования этнич гр – изучение языка, мифов, обычаев, поскольку эти образования составляют структуру этнич гр).

Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, усвоение этого опыта – содержание процесса социализации индивида.

В психологии этнических общностей различают две стороны:

1. наиболее устойчивая часть – психический склад (национальный или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи)

2. эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства). Эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание. Эти характеристики относятся к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т.е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других. Этому процессу сопутствует возникновение этнических стереотипов, которые влияют на этнические симпатии и антипатии. Может возникать явление этноцентризма - предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы.

Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность различий между группами, которые должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений («культурная трансмиссия»). Эти черты способны исторически изменяться.

Гендерные и возрастные группы выделяются по демографическим характеристикам (принцип пола, принцив возраста).

Понятие гендер тспользуется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендер, иногда обозначаемый как «социальный пол» не всегда совпадает с биологическим полом человека и предполагает, что социальная особенность пола задается историческими и культурными условиями и не предполагает «естественной» заданности ролей. В определение гендер включают набор социальных ролей, предписанных обществом представителям того и другого пола. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном (исследуется гендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины-женщины); структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов); символическом (исследуются образы «настоящего мужчины», «настоящей женщины»).

Гендерная психология охватывает широкий круг проблем: пол (гендер), гендерные различия в когнитивной сфере, гендер и эмоции. С исследованиями БСГ связаны социально-психологические аспекты гендера, сконцентрированные вокруг трех проблем: гендерная идентификация (выявление специфических характеристик феминности и маскулинности. Именно в рамках данного направления проявляется влияние феминизма, как отдельного направления в современных гуманитарных науках, как определенного общественного движения, отстаивающего равноправие женщин), гендерные стереотипы (в качестве причин формирования и закрепления называют различные гендерные роли), гендерные роли (семейные роли, особенности социализации мальчиков и девочек, их специфика в различных культурах).

Анализ психологических характеристик возрастных групп делается при изучении социализации. Направления исследований: традиционные возрастные проблемы, проблема поколений, способы адаптации к социальным изменениям, разработка различных жизненных стратегий, возникновение субкультур.

    Стихийные группы и массовые движения.

История: Теории:

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал "Психология народов и языкознание", где была опубликована их статья "Вводные рассуждения о психологии народов". В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории - народ, или "дух целого" , который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии - "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в "Психологии народов" (в 1900 1й том вышел). С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого "пункта" и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Вундт отказался от неопределенного понятия "духа целого" и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни (считал, что народ народом делает язык). +Михайловский изучал механизм действия толпы. Петражицкий. Троицкий – общение, взаимодействие, безирующееся на культурной символике. Кавелин – духовную сторону жизни человека можно понять, только изучая этнос. Овсяннико-Куликовский – соц псих анализ художественных произведений.

Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

Сигеле излагал идеи о преступности толпы, синергетический эффект – большая численность, ощущение небывалого всемогущества за счёт этого. Толпа стремится уничтожить оригинальность. Главные механизмы – подражание, неосознаваемое, неконтролируемое.

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX - начало XX в. - это "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.

Как мы уже упоминали, социальные группы по численности делятся на малые и большие группы. Малые - это группы в несколько человек (до 10), которые хорошо знакомы и регулярно взаимодействуют друг с другом лично, например, школьный класс, бригада рабочих и т.п.

Большие группы - это группы, где невозможны личные контакты между всеми членами, в этом случае, отношения являются чисто формальными, например, ученики школы, рабочие завода и т.п. Здесь нет тесных личных контактов, а общение происходит по формальным правилам.

Если рассматривать историческое развитие общества, то можно отметить, что в традиционном обществе ведущее значение имели малые группы (семья, кланы), а в современном - большие (классы, профессиональные группы).

Г. Зиммель считал, что "размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды".Simmel G. Soziologie: Untersuchundeniiber die Formen der Vorgosellschaftung. 3. Aufl.Munchen; Leipzig, 1923, P. 534 По мере роста группы, возрастает степень свободы, рождается интеллект, способность сознания.

Большие социальные группы - количественно не ограниченые социальные общности, имеющие устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999, С. 227

Классификация больших социальных групп по разным признакам: Мир психологии. Психология большой группы.

1. по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

объективные - люди объединены общностью объективных связей, существующие независимо от сознания и воли этих людей;

субъективно-психологические - группы возникают в результате сознательного объединения людей;

2. по времени существования:

длительно существующие - классы, нации;

коротко существующие-митинги, собрания, толпа;

3. по характеру организованности:

организованные - партии, союзы;

неорганизованные - толпа;

4. по характеру возникновения:

организованные сознательно - партии, ассоциации;

возникшие стихийно - толпа;

5. по контактности членов группы:

условные- создаются по определенному признаку (пол, возраст, профессия), люди не имеют прямых контактов между собой;

реальные группы - реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6. по открытости:

открытые;

закрытые - членство определяется внутренними установками.

Большие социальные группы можно разделить на виды: Понятие и виды социальных групп.

1. Общество - самая крупная социальная группа, которая является основным объектом теоретического и эмпирического исследования.

2. Территориальные-группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания.

3. Целевые-группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью.

4. Интеллигенция - социальная группа, профессионально занимающаяся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования.Выделяют интеллигенцию: медицинскую, производственную, научную, педагогическую, военную, культурно-художественную и др.Иногда в литературе встречается довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих -секретарей, контролеров банка и т.п.

5. Люди умственного и физического труда-рассматриваются как отдельные группы, которые заметно различаются по содержанию, условиям труда, по уровню образования, квалификации, культурно-бытовым запросам.

6. Население города и население деревни - это главные виды поселения людей, различающиеся по месту проживания. Различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, связи.

Среди многообразия больших групп, можно выделить две, которые являются субъектами исторического процесса -этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос - исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность - нацию.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999, С. 276

В системе общественного производства различают общественные классы. Их существование обусловлено разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.Там же, С. 277

Субъектами внегруппового поведения являются публика и масса.Там же, С. 277

Публика - большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, слушатели лекций).

Масса - совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные и др.).

В историческом развитии общества и конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят несколько определенных этапов. Они соответствуют уровню развитости групп. По классификации Дилигенского Г.Г. таких этапов три.Социальная психология. Учебное пособие/Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: "ПЕР СЭ", 2002, С. 169

Первый - низкий уровень - типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

В структуре больших социальных групп можно выделить два подтипа.Мир психологии. Психология большой группы.

Первый - этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития.

Второй - публика, толпа, аудитория. Они кратковременные и возникли случайно, некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Для всех выделенных больших социальных групп характерны общие признаки, которые отличают эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют регуляторы социального поведения - это нравы, обычаи, традиции. Они дают характеристику образа жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. Важную роль в психологической характеристике имеет наличие специфического языка.Для этнических групп - это обыденная характеристика, для других групп - "язык" выступает в роли определенного жаргона.

Общие черты, которые свойственны большим группам нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, профессию, молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и их особенности. Поэтому все характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Мы рассмотрели большую социальную группу, дали ее характеристику, описали структуру, теперь познакомимся с психологическими механизмами саморегуляциив этих группах.

Loading...Loading...