Новый мрот: как работодатели повышают зарплату, не повышая ее. Процедура увеличения зарплаты после повышения мрот – у кого повысится заработная плата, как влияют изменения? Иные компенсационные выплаты

Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ - минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ


Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ, рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника - обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ


Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя - произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Работник К. до увеличения МРОТ в мае 2018 года получал заработную плату в сумме 10 500 рублей. Она состояла из оклада в 6 000 рублей и ежемесячной премии в размере 75% от него, то есть 4 500 руб.

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

С 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11 280,00 рублей в месяц (Федеральный закон № 481-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «Минимальном размере оплаты труда»).

На данный момент с 01.01.2020 года будет установлен МРОТ 12 130,00 рублей (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 года № 561н, но Федеральным законом данный размер еще не установлен).

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ


Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Более низкий размер МРОТ порой может быть установлен в субъекте РФ на основании соглашения. Такая ситуация наблюдается в ряде областей, например, Курганской. Поэтому в таких регионах применяется за минимальный порог сумма, определенная на федеральном уровне.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ


Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

Действующее российское законодательство обеспечивает соблюдение трудовых гарантий гражданам РФ и иностранцам, работающим в России. Уровень жизни людей напрямую зависит от экономики государства. А экономическая обстановка в стране определяется рядом показателей, одним из которых является МРОТ. Рассмотрим, что представляет собой этот параметр и зачем он нужен.

Понятие и характерные черты

Минимальным размером оплаты труда (МРОТ) называется величина заработка, наименьшее значение которой определяется на законодательном уровне. Наниматели не имеют права платить своим подчиненным месячную зарплату меньше «минималки». Исключением может быть только работа при совмещении или неполной занятости.

Право гражданина на оплату трудовой деятельности не ниже «минималки» гарантируется ТК РФ. Размер МРОТ ежегодно индексируется и регулируется положениями № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. Основная ценность этого документа заключается в определении области действия МРОТ. Но нормативное регулирование данного аспекта не ограничивается одним законом.

Размер минимальной зарплатной величины также регулируется следующими правовыми актами.

  1. Ст. 129 ТК РФ – гарантирует доплату до суммы МРОТ, даже если подчиненному не положена премия за месяц;
  2. Ст. 133 ТК РФ – в ней прописано, что МРОТ не может быть ниже значения прожиточного минимума;
  3. Ст. 133.1 ТК РФ, которая устанавливает наименьшую сумму заработка для регионов;
  4. Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года, согласно которому начальство обязаны платить подчиненным «минималку» плюс РК – районные коэффициенты, а не МРОТ с РК в одном составе;
  5. ФЗ № 421 от 28.12.2017 и ФЗ № 41 от 07.03.2018 – эти законы устанавливают сумму МРОТ на текущий год и правила изменения показателя в дальнейшем.

На основании перечисленных документов в состав МРОТ входят оклад, компенсирующие и премиальные выплаты. Размер фиксированной части заработка или другого вознаграждения за работу зависит от профессионализма сотрудника. Также при установлении зарплаты во внимание берутся условия труда и количество выполняемых задач.

За тяжелые трудовые условия и ненормированный график работы руководство компаний обязано доплачивать работникам.

Чем отличается от прожиточного минимума?

Главное отличие МРОТ состоит в том, что этот показатель определяет минимальную сумму заработной платы. Тогда как размер наименьшего порога проживания – это стоимость минимума товаров и продуктов, необходимых человеку для функционирования организма. То есть это сумма, на которую можно прожить месяц – с учетом оплаты различных взносов. Существует минимальная точка порога проживания на работоспособного гражданина, ребенка и пенсионера.

Теоретически размеры МРОТ и прожиточного минимума всегда должны совпадать. Но на практике их удалось уравнять только с мая 2018 года. Прежде наименьшее значение заработка было ниже минимальной суммы, которая требуется человеку в месяц на приобретение продуктов и товаров. С 1 мая текущего года общегосударственный МРОТ в России соответствует уровню прожиточного минимума работоспособных жителей РФ за 2-ю четверть прошедшего года.

Кем и для чего устанавливается?

МРОТ нужен для контроля и регулировки зарплатного уровня, для определения суммы социальных выплат, налоговых ставок, величины штрафных санкций и иных платежей. Этот показатель влияет на оплату больничных листков, выплаты по беременности и родам и прочие цели обязательного соцстрахования. По данным Министерства финансов РФ рост размера «минималки» сказывается на выплатах примерно 4 млн трудящихся жителей страны. И еще у 12 млн человек МРОТ напрямую влияет на порядок начисления зарплат с пособиями.

Значение минимального заработка устанавливается на уровне государства и по каждому отдельно взятому региону.

Общая цифра первоначально предлагается правительством РФ, после чего Госдума издает закон. Затем он утверждается Советом Федерации и подписывается Главой государства. Для регионов же составляется специальное соглашение, которое заключается сроком на 3 года.

Специфика на федеральном и региональном уровнях

Вопрос установления размера «минималки» на всей территории страны решается в верхах. В соответствии с ФЗ № 41 минимальный заработок с 1 мая 2018 года привязан к наименьшему порогу проживания и составляет 11 163 руб. По сравнению с началом текущего года МРОТ повысился на 1 674 рубля.

Из-за экономических особенностей субъекты РФ вправе устанавливать свой минимальный размер заработка. Но он не должен быть ниже общегосударственного. Например, в Москве и Санкт-Петербурге МРОТ выше, нежели среднее значение показателя по стране. А в северных краях к общему уровню «минималки» начисляются надбавки с коэффициентами. До мая текущего года примерно в трёх десятках субъектов МРОТ отличался от федерального параметра. Но после майского повышения их число значительно уменьшилось.

Как в 2018 году региональный МРОТ отличается от единого параметра

Региональный МРОТ неактуален для граждан, трудящихся в бюджетных учреждениях. Связано это с тем, что они получают зарплату из федерального бюджета. Чтобы избежать резкого увеличения затрат из региональной казны, многие субъекты РФ устанавливают общероссийский уровень для всех бюджетных предприятий.

Порядок заключения регионального соглашения о МРОТ

Поскольку экономическая ситуация в регионах РФ различна, местные власти вправе устанавливать МРОТ, отличный от федеральной «минималки». Для этой цели подписывается трехсторонняя договоренность, сторонами которой выступают:

  • местное правительство;
  • объединение профсоюзов;
  • союз работодателей.

Соответственно региональное соглашение о МРОТ – это документ, разработанный трехсторонней комиссией на основании трудового и социального уровня в регионе. Вступить в него могут любые наниматели: официальная публикация делается для всех работодателей. Соглашение становится обязательным для тех, кто в него вступил.

Чтобы заключить договор с областной властью, нужно дождаться момента принятия решения о минимальной сумме заработка. Заключение делается администрацией региона совместно с профсоюзным объединением. Оно публикуется на информационном портале местных органов власти, в региональных СМИ.

После этого у работодателей есть 30 дней, чтобы отказаться от присоединения к региональному соглашению. Если же не подать в этот срок заявление об отказе в районную администрацию, условия программы будут приняты автоматически. Важно, чтобы несогласие было мотивированным, а каждая причина подтверждалась выписками из бухгалтерского баланса и прочей документацией.

Что касается структуры регионального договора о МРОТ, то она состоит из 4 блоков: предмета договоренности, действия соглашения, обязательств и ответственности сторон. В тексте документа содержатся следующие сведения:

  • категория трудящихся, для которой установлен минимум;
  • МРОТ для региона;
  • дата, с которой начнет действовать новый показатель;
  • условия присоединения к соглашению;
  • порядок контроля исполнения приказа;
  • обязательства правительства, нанимателей и профсоюзов;
  • дата заключения договоренности;
  • ФИО и подписи сторон.

Трехсторонняя договоренность устанавливает МРОТ выше общегосударственного. Поэтому даже в случае написания отказа от присоединения к соглашению сложно добиться применения единого параметра в субъекте с более высокой «минималкой». На основании данного договора происходит регулирование заработной платы.

Если человек полностью отрабатывает положенное время, его заработок не может быть ниже учрежденной в области суммы.

02.11.2016 11:08:00

С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и публикацией его редакции 01.05 2016 г. многие работодатели задаются вопросами: как рассчитывается повышенная оплата труда по результатам специальной оценки? ... Как учитывать результаты ранее проведенных аттестаций? ... Как правильно оформить компенсационный пакет для новых сотрудников и сотрудников, уже работающих на предприятии. На эти и другие актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.


Из этой статьи вы узнаете:

Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда;
- как правильно рассчитать компенсацию за вредные условия труда;
- в каких случаях может быть установлена повышенная оплата труда после СОУТ;
- как оформляется повышенная оплата труда по результатам специальной оценки;
- как оформить сокращенный рабочий день и отпуск с учетом вредных условий труда.

Надбавка за вредные условия труда
Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если результаты СОУТ покажут, что работники выполняют свои трудовые обязанности во вредных и (или) опасных условиях, то обязанность работодателя в этом случае - предоставить им соответствующий объем компенсаций. Не соблюдение этого требования может рассматриваться как административное нарушение и влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Следуя ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда на предприятии по результатам СОУТ можно отнести к одному из четырех основных классов вредности:

Опасные (4 класс);
- вредные (3 класс);
- допустимые (2 класс)
- оптимальные (1 класс).

Принадлежность условий труда к классам 3 и 4 вредности, согласно ст. 92, 94, 117 и 147 ТК РФ обязывает работодателя предоставить работнику, занятому в таких условиях определенные компенсации в виде: дополнительной оплаты к окладу; дополнительного отпуска; сокращенного рабочего дня. Попробуем разобраться, как правильно предоставить и оформить компенсацию в случае, если...

Компенсации предоставляются впервые


Для того, чтобы определить необходимость предоставления компенсации работодателю, согласно норме ФЗ № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ потребуется провести СОУТ на рабочих местах. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-0 компенсация предоставляется всем работникам, которым приходится выполнять работу во вредных и (или) опасных условиях в случае, если такие условия подтверждаются результатами СОУТ. Поэтому если ранее по разным соображениям (аттестация рабочих мест проведена не была, была проведена с нарушениями и т. д.) компенсация работодателем не предоставлялась, то сейчас, в случае если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными, предоставить компенсацию работодателя обязывает действующее законодательство.

Компенсации предоставлялись и ранее, но по результатам СОУТ были изменены


Вполне вероятно, что вредность условий труда работников - не новость для работодателя, который согласно результатам ранее проведенных аттестаций уже предоставляет своим сотрудникам компенсации. Вместе с тем, результаты проведенной СОУТ могут либо подтвердить, либо изменить уже сложившуюся ситуацию, поскольку возможны два варианта:

Класс вредности условий труда подтвержден, что оставляет работодателю право предоставления гарантий и компенсаций в прежнем объеме (зафиксированном до проведения СОУТ);
- результаты СОУТ продемонстрировали, что размеры компенсации были завышены.

В том случае, если результаты СОУТ продемонстрировали, что условия труда работников в связи с реконструкцией, модернизацией, изменением производственного цикла и т.д. улучшились, то размеры компенсации и объем дополнительных гарантий работодатель вправе уменьшить. С другой стороны, в случае, если работники, чей труд связан с вредными и опасными условиями уже пользуются преимуществами компенсационного пакета, то объем компенсаций не может быть сокращен по сравнению с тем объемом, который предоставлялся на 01.01.2014 года если при этом сами условия труда на рабочем месте не улучшились (см. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Другими словами, размер компенсаций, предоставляемый работникам на основании результатов ранее проведенных аттестаций или на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР сохраняются вплоть до улучшения условий труда, зафиксированных по результатам СОУТ. Нужно отметить, что, согласно судебной практике, уклонение работодателя от предоставления работникам компенсационного пакета в прошлом не может лишать последних права на получение полагающихся компенсаций в настоящее время.

Обращаем ваше внимание: при рассмотрении вопроса об изменении объема пакета компенсаций работодатель обязан быть особенно внимателен, поскольку немотивированное снижение объема гарантий с большой долей вероятности может быть расценено гострудинспекцией как нарушение действующего законодательства, влекущее за собой вполне конкретную административную ответственность.

Как правильно рассчитать и установить компенсацию за вредные условия труда


Для оценки размера компенсации следует учесть следующие основополагающие моменты, которые мы рассмотрим ниже.

1. Действующие на законодательном уровне минимумы объема компенсаций (согласно ТК РФ):

Надбавка за вредность не должна оказаться меньше 4 % от размера тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ в случае нормальных условий труда (см. ст. 147 ТК РФ);
- минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска для работников, чей труд связан с опасными либо вредными условиями (2, 3 и 4 степень) не может быть меньше 7 календарных дней (см. ст. 117 ТК РФ);
- продолжительность сокращенного рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (см. ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Регламент, устанавливаемый отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями

Определяя размер компенсации работодателю или уполномоченному им лицу будет полезно проверить, не распространяются ли на деятельность организации отраслевые (межотраслевые) нормы и соглашения. Так, к примеру, Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 определило, что работники, занятые на местах с особо опасными, тяжелыми и вредными условиями труда имеют право на увеличение тарифной ставки на 10 % и 20 % согласно специальному перечню.

В том случае, если такие решения на деятельность организации распространяются, то размеры предоставляемой компенсации не могут оказаться меньше тех, которые регламентируются этими Отраслевыми соглашениями.

3. Мнение профсоюзного органа

Если в организации предусмотрена деятельность профсоюзного органа, то конкретные размеры компенсации работодатель устанавливает с учетом мнения такого органа в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ.

Как оформляется повышенная оплата труда и прочие компенсационные привилегии
по результатам специальной оценки


Следуя регламенту ст. 189 ТК РФ режим работы и отдыха работников, включая сведения о предоставляемых дополнительных отпусках и сокращении рабочего дня отражаются в Правилах внутреннего трудового распорядка. Факт повышения размеры оплаты труда работникам, исполняющим трудовые обязанности во вредных условиях труда фиксируется в Положении об оплате труда, изданном на предприятии. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, компенсации и гарантии, предоставляемые работнику в обязательном порядке прописываются в трудовом договоре.

В полной мере это требование относится как к новым работникам, только устраивающимся на предприятие, так и к уже работающим сотрудникам, включая случаи, когда условия труда на предприятии относятся к вредным и (или) опасным. В первом случае повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и предоставление дополнительного отпуска в связи с вредностью условий труда прописывается в трудовом договоре при поступлении сотрудника на работу, во втором случае (если сотрудник уже работает) эти моменты отражаются в дополнительных соглашениях к трудовому договору.

Доплата за работу на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда должна начисляться ежемесячно в процентах от тарифной ставки (оклада), является частью заработной платы (см. ч. 1 ст. 129 ТК РФ) и отражается в расчетном листке работника.



Источник публикации:

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

На сегодняшний день федеральный минимальный размер оплаты труда (в дальнейшем МРОТ) изменился в 85 регионах нашей страны. С 1 января 2020 года каждый регион установил свой минимальный размер оплата труда.

Что же такое МРОТ?

В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса РФ МРОТ действует на территории всей страны и не может быть меньше прожиточного минимума, таким образом получается, что заработная плата работника не может быть меньше МРОТ.

МРОТ не только не только регулирует оплату труда и размер заработной платы, но и, к примеру, влияет на уплату страховых взносов.

Работнику не может быть назначена заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, если он отработал месячную норму и полностью выполнил свои трудовые обязанности, согласно статье 133 Трудового Кодекса РФ.

Минимальный размер оплаты труда регулируется и устанавливается Федеральным Законом РФ от 28.12.2017 421-ФЗ. Согласно которому на сегодняшний день МРОТ в Российской Федерации увеличился на 20% и теперь составляет 9 489 рублей.

Каждый субъект имеет право устанавливать свой региональный МРОТ. Например, минимальная в 2020 году в Москве составляет 18 742 рубля, во Владимире 9489 рублей, в г. Орёл 10 500 рублей.

Подробные данные по другим субъектам нашей страны можно посмотреть в предоставленной таблице(во вложенном файле)

Теперь постараемся ответить на вопросы, возникающие у граждан, узнавших о изменение размера МРОТ на 1 января 2020 года.

Повлияет ли повышение МРОТ на оклад?

Зарплата помимо оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Поэтому оклад не всегда должен быть больше МРОТ, но в случае если минимальная зарплата устанавливается регионами, то оклад обязаны платить не ниже регионального МРОТ.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пенсии?

Чтобы разобраться в этом необходимо выяснить какие пенсии бывают. В Российской Федерации на сегодняшний день существует несколько видов пенсий:

  1. Страховая пенсия (ФЗ 28.12.2013 № 400- ФЗ) , которая включает в себя пенсию по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по выслуге лет, социальная пенсия.
  2. Государственная пенсия (ФЗ от 15.12.2001 № 166- ФЗ).

Размер любой пенсии зависит от определенных факторов, например таких как индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость этого коэффициента на момент назначения пенсии и другие.

МРОТ не влияет существенным образом на размер пенсии, но влияние обнаруживается при назначении пенсии, когда учитывают показатель среднемесячного заработка.

Минимальный уровень пенсии ограничен минимальным размером прожиточного минимума и не может быть ниже его.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пособий?

В России на сегодняшний день выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по безработице и детские пособия. При расчете определенных пособий, используются данные о среднемесячном заработке. В том случае, когда среднемесячный заработок оказывается меньше МРОТ, выплата выплачивается исходя из МРОТ. Расчет из МРОТ также происходит в том случае, если в расчетном периоде у работника вообще не было доходов.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер штрафов?

Правонарушения разного характера в России часто наказываются штрафом. Величина его зависит от разных факторов, в том числе и от минимального размера оплаты труда.

В настоящее время все штрафы можно поделить на уголовные (назначаются согласно Уголовному Кодексу РФ, причем штраф в качестве меры наказания используется в 40% статей данного официального документа) и административные штрафы (накладываются согласно Кодексу об административных правонарушениях). Но при всем при этом штраф, как мера наказания, используется относительно редко, примерно в 10% случаев в год по всей стране. Уголовные штрафы применяются только при преступлениях небольшой и средней тяжести.

В большинстве случаев судьи при назначение наказания в виде штрафа ориентируются, исходя из минимального размера оплаты труда и тогда штраф накладывается в каком- либо количестве МРОТ

Повлияет ли повышение МРОТ на налоги?

Увеличение МРОТ на территории любого субъекта влечет за собой повышение налогового сбора. Чем выше МРОТ тем больше отчислений идет в бюджетный и внебюджетные фонды. Правительство в кризис понижает прожиточный минимум и повышает размер МРОТ. Первое необходимо для снижения выплат гражданам, второе для увеличения налогов. Таким образом, обе эти меры необходимы чтобы стабилизировать бюджет.

Не стоит забывать, повышение МРОТ может негативно повлиять на работу малого бизнеса, поскольку индивидуальные предприниматели рассчитывают и выплачивают фиксированные платежи, исходя из размера МРОТ.

Повлияет ли МРОТ на уровень занятости населения?


Сказать, что увеличение МРОТ провоцирует рост безработицы нельзя, но в тоже время суждение, что повышение МРОТ приводит к снижению количества безработных граждан во всех регионах страны также будет считаться неправильным.

Исходя из перечисленной выше информацию, можно сделать вывод, что повышение МРОТ влияет на жизнь населения как положительно, так и отрицательно. Но хочется верить, что данные изменения необходимы для улучшения политики и бюджета нашей страны. И в скором времени это поспособствует изменению жизни населения нашей страны только к лучшему.

Loading...Loading...