Методические рекомендации «Формирование первичных навыков невербального общения на занятиях. Игры на овладение невербальными средствами общения Игры невербального общения для младших школьников

ГБПОУ КК ЕПК

Комплекс игр для невербального общения

Подготовила студентка Ш-31 группы

Гвоздецкая Диана

Преподаватель: Орел И.А.

Ейск, 2017 г.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ, ОСОЗНАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

Молчаливое приветствие друг друга (элементы психогимнастики) - все молча ходят по классу, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произносится никаких слов.

Предложить участникам походить по комнате и прикоснуться друг к другу с закрытыми глазами. Попытаться определить, с кем возникает кинестетический контакт.

Мимика и жесты". Группа делится на пары. Каждый только с помощью рук показывает два противоположных состояния (например, гнев и удовольствие).

Приветствие королеве". На стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные члены группы - ее подданные, которые должны ее приветствовать. При выполнении упражнения возможно использование атрибутов, помогающих войти в роль (это упражнение позволит почувствовать разные позиции в процессе общения).

Рефлексия: свои ощущения от непривычной роли, ощущение от „открытого пространства", дистанции общения.

Выбор дистанции ". Работа в парах. Один партнер сидит на полу, другой стоит на близком расстоянии. В таком положении ведется разговор в течение 5-7 минут. Затем партнеры меняются ролями. „

Рефлексия. Обратить внимание на ощущение „дистанции.

Слепец и поводырь". Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами" первого.

Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?

Аукцион скульптур". Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль „скульптора", другой - „материала". Скульптор „лепит" скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.

Рефлексия. Ответить на вопросы: „Податлив" ли „материал"? Каков характер прикосновений скульптора? Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? Всегда ли наше тело нас слушается? Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

Отражение эмоционального состояния" („зеркало") . Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).

Восковая палочка" . Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1-2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Вопросы для обсуждения:

Кто смог расслабиться, снять зажимы?

Кто не боялся упасть?

Кто доверился участникам игры?

Оцените характер прикосновений. Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.

На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.

Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью

- мимики;

- жестов;

- мимики и жестов.

Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

Животное ". Упражнение предназначено для педагогов и выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

Эмоция". Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки" означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо", „Радость. Губы", „Чванство. Правая рука", „Гордость. Спина", „Страх. Ноги" и др.

Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

. „Видеокамера". Инструкция ведущего: Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить вам упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально - дома, на перемене, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Давление". Инструкция. Игра проводится парами. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее - когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони?

1. Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель : учить невербальным способам общения.

Ход . Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход . Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д .)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

“Прочитай письмо”

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход . «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Облака”

Цель : развитие воображения, выразительности движений.

Ход . Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

“Люблю – не люблю”

Цель

Ход . Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой – маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход . Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

“Магазин зеркал”

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

“Маски”

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

“Пойми меня”

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Д ети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

“Бездомный заяц”

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками – 1 – 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

“Жизнь в лесу”

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

“Добрые эльфы”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

“Птенцы“

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? - спрашивает воспитатель. - Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

“Волны”

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

“Муравьи”

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики.

Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

“Театр теней”

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

“Ожившие игрушки”

Цель : развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.


Эльвира Попова
Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

1. Игра «Маски ».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.

2. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи».

Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.

Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.

3. Игра «Немое кино».

Цель: понимание жестов и мимики.

Ход: дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

4. Игра «Большой - маленький».

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики.

Ход: дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

5. Игра «Облака».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз.

А что увидел я, то всем

Всё расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое,Смеётся надо мной:

Зачем ты щуришь Глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Что от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

И вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище лежит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутёк.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто-то в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И всем хочу сказать

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

6. Игра «Прочитай письм о».

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход: «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

7. Игра «Люблю - не люблю».

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

8. Игра «Снежинки».

Цель: развития внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Ход: детям раздаются снежинки, предлагается рассмотреть и рассказать, что она чувствует.

9. Игра «Кубик».

Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.

Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.

10. Игра «Через стекло».

Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.

Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.

11. Игра «Пантомим а».

Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

О горе мне, горе.

Ах, какой счастливый день.

12. Игра «Тень».

Цель: развитие внимания к чувствам другого.

Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.

13. Игра «Встань на кого посмотр ю».

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд).

Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

14. Игра «Я чувствую».

Цель: развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Ход: детям раздаются карточки, ребенок называет настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.

Литература.

1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития. 1986.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001

Игра «В стране глухих»

Внук как будто пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из леса, из детского сада, из кино, со дня рождения.

Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка»

Взрослому надо попросить ребенка, чтобы он рассказал знакомую короткую сказку, например, «Репка» от имени героев: то басом как дед, лаем как Жучка, то пища как мышь. Можно использовать любые короткие сказки. Другой вариант этой игры. Пусть ребенок изобразит пантомимически героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев.

Игра «Оживи картину»

Для этой игры заранее приготовьте живописную картинку с речкой. Взрослый говорит: «Дотронься, малыш, воображаемой волшебной палочкой до картинки и оживи ее. Почувствуй запахи и расскажи о них, услышь звуки, расскажи о них, дотронься до предметов, деревьев, травы. Расскажи, какие они на ощупь». А потом пусть палочка перенесет ребенка в те места картины, которые не вошли на полотно: влево, за картину, вправо, вверх, вниз. Пусть ребенок пофантазирует что там. Не забудьте после игры выйти из картинки, закрыв ее волшебной палочкой.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

Игра «Кто – кто в коробочке живет, что – что в коробочке лежит?»

Племя «молчунов» сидит у костра. Каждый по очереди достает из коробочки воображаемый объект: то птичку, которая тут же улетает с руки; то ужа, который вырывается; то горячий уголек. В этой игру говорить нельзя. Остальные члены племени должны догадаться – что каждый достал из коробки.

Игра «Превращусь-ка я в утюг»

Ребенку надо превратиться в бытовые приборы и изобразить: раскаленный утюг, старенькую стиральную машину, бодро идущий будильник, разрывающийся от звонка телефон, настольную лампу.

Игра «Кисонька ходила, хвостиком водила»

Подберите 6-7 предметов: кусочек ваты, кусочек меха, кисточку для рисования, кусочек поролона, полоску бумаги, стеклянный флакончик, деревянную палочку, кусочек ткани. До игры дети смотрят на предметы, трогают их. Взрослый называет предметы. Дети закрывают глаза, взрослый прикасается и ласково проводит по руке от кисти до локтя или по ноге от щиколотки до колена, или по щеке ребенка. Ребенок должен узнать и назвать предмет. Эта игра благотворно действует на здоровье ребенка, снимает напряжение, раздражительность, тревожность. Гармонизирует отношения с взрослыми.

Игра «Ох, нелегкая это работа»

Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то как легкий цветок, то как щенка, то как мешок с золотым кладом, то как кастрюлю, полную до краев воды. Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае.

Игра «Шепот, шепот, шепоток, кто шептал тебе, дружок?»

В эту игру могут играть сразу несколько человек. Выбирают из играющих водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а водящий должен отгадать, кто ему шепчет. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не угадает.

Игра «Обезьянка и зеркало»

Взрослый изображает обезьянку-кривляку, а ребенок – зеркало, которое повторяет все гримасы взрослого: надувает щеки, округляет рот, вытаращивает глаза, сужает глаза, морщит лоб, поднимает брови, растягивает губы в тонкую полоску (рот до ушей).

Как говорят части тела”
Цель:
учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Зоопарк”
Цель:
развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

День наступает, всё оживает...”
Цель:
развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов
(пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

«Формирование первичных навыков невербального общения на занятиях»

Подготовила:

Круглова Алла Петровна,

педагог дополнительного образования, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска Амурского муниципального района

Хабаровского края

Амурск,

2016 г.

Невербальное общение.

В последние годы кинесика (наука, изучающая движения тела, жесты и мимику), приобретает все большую популярность в кругах политиков и бизнесменов. И действительно, ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием "невербальная коммуникация". Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Цель: способствовать улучшению коммуникативных способностей педагогов, расширяя их возможности, путем развития навыков невербального общения.

Задачи:

Привлечь внимание к проблемам невербального общения;

Ознакомить с основами кинесики;

Способствовать усвоению первичных навыков улучшающих взаимодействие с аудиторией.

Актуальность: так как любой педагог непрерывно находится в процессе общения с детьми и его действия носят не только обучающий, но и воспитательный характер, то умение грамотно использовать невербальные способы коммуникаций значительно расширяют возможности успешного взаимодействия с учащимися.

Работая аудиторией, педагог не имеет возможности контролировать каждого участника процесса, но всегда чувствует, готовы ли учащиеся к общению. Коммуникативные способности – это не только умение подать информацию, но так же и способности к восприятию встречного информационного потока. Известно, что каждый человек индивидуален, но так же мы имеем и много общего. Подавая одну и ту же информацию для разной аудитории, мы делаем это по-разному, в зависимости от возраста, пола и других особенностей слушателей. Но и аудитория так же по-разному воспринимает разных людей, даже если они являются носителями одинаковой информации. Именно поэтому важно понимание того, каким образом, вас воспринимают ваши слушатели. И тут нам могут помочь некоторые разделы кинесики.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику . Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на , и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Жесты. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты , среди которых можно выделить:

    коммуникативные : жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;

    модальные , т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;

    описательные жесты , имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности , т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание »).

    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).

    Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

    Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

    Жесты сомнения и неуверенности - почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

    Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

    Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

    Жесты несогласия («собирание ворсинок с », опускание век).

    Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

Позы и жесты, которых нужно избегать.

Дети, в отличие от взрослых, как правило, открыты и готовы к общению, а готовы ли к общению мы – педагоги?

Позы:

Руки на бёдрах – агрессивная поза;

Скрещенные руки на груди – поза зашиты;

Ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – поза зашиты, слабость;

Рука обхватывает вторую руку за спиной – страх, волнение;

Руки в карманах – скрытность, нервозность;

Откидываетесь на спинку кресла – явное несогласие с мнением собеседника.

Жесты:

Жесты указательным пальцем - это обвинительный жест;

Выставленный большой палец - выражение превосходства, пренебрежительное отношение;

Кулак – враждебный жест, агрессивное настроение;

Касание рта или других частей лица во время разговора – выдает волнение, люди могут посчитать Вас неискренним;

Прикосновения к уху, ко рту или к шее, когда Вы слушаете - это жесты сомнения и несогласия с собеседником.

Мимика (что не следует демонстрировать лицом) :

Сведенные брови - это не деловое, как многие думают, выражение лица, а хмурое, неприветливое;

Сильно поднятые брови - так вы выражаете удивление и сомнение, неготовность к общению, ситуации;

Зевание – итак все понятно – Вам скучно.

Вышеперечисленные жесты и позы имеют разную интерпретацию, но у них есть одно общие, демонстрируя их, вы производите негативное впечатление. Педагог не должен закрываться от детей, чем более вы открыты, тем лучше контакт с аудиторией. В младшем и среднем школьном возрасте учащиеся еще не сформировали свое мировоззрение и остаются, открыты для общения. Общеизвестно, что дети очень хорошо чувствуют любую фальшь, поэтому так важно быть искренним и открытым при работе с детьми.

Практикум:

    Повернитесь к Вашему ближайшему соседу, приняв максимально закрытую позу, и расскажите все хорошее, что вы о нем думаете.

Спросите у него, вызывают ли ваши слова доверие?

    Теперь Ваш собеседник должен принять как можно более открытую позу и улыбаясь сообщить любую плохую новость (например, о погоде).

Вопрос: вызовет ли эта новость доверие?

    Поменяйтесь ролями, но теперь текст должен соответствовать положению тела и мимике. Обращайте внимание на реакцию собеседника.

    Попробуйте рассказать о себе вашему собеседнику, меняя положение тела и жестикуляцию в процессе.

    Совместно проанализируйте свои впечатления.

Не стоит забывать об обратной реакции. Известно, что если с утра нет настроения, то надо подойти к зеркалу и улыбаться, пусть даже натянутой улыбкой, но от мышц поступит импульс в мозг и ваше настроение улучшится. Точно так же работают и наши жесты. Даже если вы не готовы к открытому общению, заставьте свое тело демонстрировать открытость и искренность, тогда импульсы от мышц поступят в мозг и ваше сознание само придет в равновесие с телом. Будьте искренни и открыты с людьми и тогда у вас все получится.

Список литературы

1. Аргайл М. Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие. - "Социометрия" № 28. - 1975

2. Аргайл М. Психология счастья. М. Прогресс, 1990

3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П. Питер Пресс, 1997

4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. Прогресс, 2002

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М. Айрис-Пресс, 2001

6. Каракаев Ю.И. Современный ногайский язык. Карачаевск, 2001

7. Керейтов Р.Х Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999

8. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение, 2002

9. Огнев И., Русев В. Психологическая безопасность. С.-П. Каро, 1998

10. ПизАллан Язык телодвижений. Н.Новгород. Ай Кью, 1994

11. Язык жестов. /Сост. А.А. Мельник. Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2003

12. Язык жестов. Nonfiction: пер. с англ./ Сост. Шарпило В.В. Минск, Парадокс,1998

Loading...Loading...