Логистические операции. Сущность и задачи транспортной логистики Схема классификация логистических операций и функций

Одними из фундаментальных понятий логистики являются понятия логистических операций и функций.

Логистической операцией называется любое элементарное действие (совокупность действий) приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

К. логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над МР или ГП, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.

Логистическими операциями, синенными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформлении груза и т. п.

В терминологическом словаре А.Н. Родникона логистическая операции трактуется как "самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства, обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков". На наш взгляд, такое определение несколько сужает объектную и предметную области логистики особенно в плане интеграции логистического процесса в соответствии с комплексными показателями логистики и использования современных информационных технологий.

В зарубежных словарях понятие "операция трактуется в общем смысле (в рамках, например, операционного/производственного менеджмента") безотносительно к логистике.

Степень легализации логистических операций зависит от следующих основных факторов:

  • - вида ЛС (микро- или макроуровень);
  • - характеристик микро- и макроокружаюшей ЛС среды;
  • - видов и параметров основных и сопутствующих потоков;
  • - целей анализа, проектирования или управления в ЛС;
  • - избранных логистических стратегий, концепций, технологий и базовых систем;
  • - комплексных показателей эффективности логистики;
  • - имеющейся или проектируемой системы учета, контроля и мониторинга показателей логистичсского плана (системы логистического контроллинга);
  • - уровня иерархии и декомпозиции ЛС (подсистемы, звенья, элементы или логистическая сеть, каналы, цепи);
  • - корпоративной информационной системы (КИС), поддерживающей логистику;
  • - технологии и техники моделирования логистических бизнес-процессов и т.д.

Как видно из приведенного перечня, декомпозиция логистического процесса до конкретного набора операций - сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы и рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей КИС и моделирования логистических процессов.

Логистические операции выполняются в основном силами нижних (операционных) звеньев менеджмента в соответствующих функциональных подразделениях компании и ее партнеров. В большинстве случаев целесообразность выделения логистической операции должна диктоваться практической возможностью (и необходимостью) учета затрат ресурсов на ее выполнение.

Эффективность планирования и принятия решений в ЛС во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных по логистическим операциям, являющейся частью общей базы данных КИС. При этом на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансов, времени и труда, что является базой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать показатели логистического плана.

Хотя понятие "логистическая функция" достаточно широко распространено в практике бизнеса и в литературе по логистике, его строгого определения нет ни в отечественных, ни в зарубежных словарях или учебниках. Обычно это понятие формируется на уровне контекста и в зависимости от объекта исследования (формируемой ЛС) или позиции исследователя.

На микроуровне (с позиций конкретного бизнеса) логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций выделенная с целью повышения эффективности, управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.

На уровень агрегирования логистических операции в функции влияют; отраслевая и продуктовая специализация, корпоративная и логистическая стратегии, организационная структура управления фирмой, логистическая инфраструктура, КИС. Обособление логистических функций чаще всего напрямую связано с выделением в компании структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением грузов и т.п.

В зарубежной практике и учебной литературе по логистике принято разделять все логистические функции на основные (ключевые) и поддерживающие (рис. 1.7). Однако, как и любая классификация, такое деление весьма условно, и набор функций в каждой труппе определяется особенностями логистических процессов и организацией службы логистики в конкретной фирме.

К ключевым логистическим функциям в производственных (промышленных компаниях в настоящее время относятся:

  • - поддержание стандартов качества производства ГП и сопутствующего сервиса;
  • - управление закупками МР для обеспечения производства;
  • - транспортировка;
  • - управление запасами;
  • - управление процедурами заказов;
  • - поддержка производственных процедур;
  • - информационно-компьютерная поддержка.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относятся:

  • - складирование;
  • - грузопереработка;
  • - защитная упаковка;
  • - прогнозирование спроса на ГП и расхода МР;
  • - поддержка возврата товаров;
  • - обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом;
  • - сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами).

Для торговых компаний этот перечень соответственно трансформируется в связи с отсутствием собственно производства.

Разделение конкретных логистических функций на ключевые и поддерживающие сложилось исторически, оно связано с эволюцией бизнеса, развитием маркетинга, менеджмента и логистики в промышленно развитых странах. Например, выделение в качестве основных логистических функций поддержания стандартов качества продукта и логистического сервиса и управления наказами вызвано требованиями конечных потребителей, как следствие того, что в большинстве корпоративных стратегий присутствует ориентация на высокое качество товаров и ус луг (часто производимых пол конкретный заказ). Отнесение к ключевым логистическим функциям транспортировки и управления запасами объясняется высоким удельным весом издержек на их выполнение (в объеме 60-80 % общих логистических издержек). Однако хотелось бы еще раз подчеркнуть, что конкретная дифференциация логистических функций зависит в основном от ключевых показателей, определяющих выбор логистической стратегии фирмы.

Детальная характеристика логистических функций будет дана в последующих разделах книги применительно к задачам функционального логистического менеджмента фирмы, назначением которого и является управление этими функциями.

Обеспечение и поддержание качества производства продукции, дистрибуции товаров и послепродажного сервиса являются первоочередной задачей логистического менеджмента любой фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология Total Quality Management(TQM), обязательная сертификация продукции и услуг с помощью серии стандартов ISО 9000 (International Standart Organization) требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и с помощью логистических подходов, направленных на самый высокий уровень качества товаров и сервиса. Логистические решения играют важную роль в организации доставки товара и сервиса требуемого качества в согласованные время и место.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок МР для обеспечения производственных целей. Организация и управление скупками в фирме включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков МР, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки МР в производственные подразделения и т. п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и расположения поставщиков, качество МР оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Как было уже указано выше, одной из ключевых логистических функций является транспортировка. Это связано прежде всего с тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно: как совокупи ость пере возки, погрузки- разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операции. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики двух третей всей суммы логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор переводчика и экспедитора, выбор вила транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.

Управление запасами МР и ГП представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупка, производстве и реализации продукции. Если транспортировка определяется фактором места, то запасы - фактором времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах МР и ГП, играющих роль буфера между поставщиками МР и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями ГП - с другой. Снижая риски возникновения дефицита МР в процессе производства продукции или неудовлетворения спроса на ГЛ у потребителей, запасы в то же время негативно сказываются на экономике, замораживая финансовые ресурсы в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровней запасов на различных участках логистических цепей и систем при обеспечении требуемого уровня обслуживания. Затраты на создание и поддержание запасов составляют от 20 до 60 % общих логистических издержек, что усиливает значение этой ключевой логистической функции.

Функция управления заказами определяет процедуры получения и обработки заказов, моменты времени получения ГП или оказания услуг, а также направляет работу фирменной дистрибутивной сети или логистических посредников по доставке и продаже ГП потребителям. Несмотря на то что затраты на эту ключевую логистическую функцию не так велики, как па транспортировку или управление запасами, ее значение в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Нельзя не остановиться на функции информационно-компьютерной поддержки, которая сравнительно недавно традиционно относилась к группе поддерживающих логистических функций. Бурный прогресс информационных технологий и КИС в последние 5-7 лет буквально революционизировал логистику, которую сейчас невозможно представить без информационно-компьютерной поддержки. Инвестиции многих компаний в информационно-управляющие системы и технологии (в том числе касающиеся логистики) достигают астрономических величин. Поэтому в приведенной выше классификации информационно-компьютерная поддержка отнесена к ключевым логистическим функциям.

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением продукции и предусматривает; определение количества, типов и дислокации складов; объема (площади) хранениям? и ГП; планировки складских площадей, проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки, а также выбор подъемно-транспортного и другого технологического складского оборудовании и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется одновременно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасе и. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение МР или ГП на складе, размещение продукции на складских стеллажах, движение продукции, например, от зоны приемки груза до места размещения на складских стеллажах и от них - до зоны отправки и т.п. Данная логистическая функции обычно связана с выбором технологического и погрузочно-разгрузочного оборудования для организации коротких перемещений грузов по складу; с организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.

В логистическом процессе важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов в процессах транспортировки и складской грузопереработки. Кроме того, большое значение в маркетинге и мест упаковка, так как от ее вида и привлекательности в значительной мере зависит потребительский спрос. Применение в логистике стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также с технологическими параметрами складских помещений и груюперерабатывающего оборудования.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры сбора и возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта ГП и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата ГП предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда рассматривают как ключевую логистическую функцию.

В процессах производства и реализации ГП ночи икают так называемые вторичные МР, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные МР образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к сфере исследования логистики.

Иногда, особенно в зарубежной практике, группу поддерживающих логистических функций включают прогнозирование, ценообразование (в смысле выделения логистических издержек в конечной цене ГП), аудит, контроллинг и т. п.

Понятие и признаки потоков

Поток представляет собой совокупность объектов, вос­принимаемую как единое целое, существующую как про­цесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период.

Парамет­ры потока - это параметры, характеризующие происходя­щий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, яв­ляются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1) по отношению к рассматриваемой системе:

внутренние потоки – циркулируют внутри системы;

внешние потоки – находятся вне системы;

2) по степени непрерывности:

непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов;

дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3) по степени регулярности:

детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

стохастические потоки – характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.



4) по степени стабильности:

стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

нестабильные потоки – характеризуются изменениями параметров потока.

5) по степени изменчивости:

стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

нестационарные потоки – характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6) по характеру перемещения элементов потока:

равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

неравномерные потоки – характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправ­ления и прибытия.

7) по степени периодичности:

периодические потоки – характеризуются по­стоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8) по степени соответствия изменения параметров по­тока заранее заданному ритму: ритмичные потоки и неритмичные потоки.

9) по степени сложности:

простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида;

сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты.

10) по степени управляемости:

управляемые потоки – адекватно реагирующие на уп­равляющее воздействие со стороны управляющей системы:

неуправляемые потоки – не реагирующие на управ­ляющее воздействие.

11) по характеру образующих объектов выделяются следу­ющие виды потоков: материальные, транспортные, энерге­тические, денежных средств, информационные, людские, военные и др. Такая классификация, может иметь место, но для логистики экономической сферы из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

Виды потоков

Материальные потоки в логистике

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и го­товыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятия­ми или внутри одного предприятия.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматрива­емая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) опера­ций и отнесенная к определенному временному интерва­лу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный за­пас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измере­ния времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров, таких как:

номенклатура, ассортимент и количество продукции;

габаритные характеристики (объем, площадь, линей­ные размеры);

весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

физико-химические характеристики груза;

характеристики тары (упаковки);

условия договоров купли-продажи (передачи в соб­ственность, поставки):

условия транспортировки и страхования;

финансовые (стоимостные) характеристики;

условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

С каждым из указанных параметров связан определен­ный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и огра­ничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансо­вые потоки могут не совпадать с материальными.

Существует большая классификация материальных потоков, основная из них представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация материальных потоков

Признаки Вид потока
По отношению к логистической системе внешний входной внутренний выходной
По натурально-вещественному составу одноассортиментный многоасортиментный
Количественный массовые крупные мелкие средние
Удельный вес тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг) большой массы (масса от 100 до 500 кг) легковесные (не обеспечивающие использования гру­зовместимости) негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ши­рина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой пло­щадки)
По степени совместимости образующих поток грузов совместимые несовместимые
По физико-химическим свойствам насыпные грузы наволочные грузы товарно-штучные грузы наливные грузы
По способу затаривания в контейне­рах на поддонах (паллетах) в ящиках во флягах в бутылях в меш­ках и т.д.
По степени детерминированности детерминированные (поток с полностью известными параметрами) стохастические (когда хотя бы один из парамет­ров не известен или является случайной величиной)

Информационный поток – это совокупность цирку­лирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.

Информационный поток измеряется - количеством об­рабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Виды информационных потоков представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Классификация информационных потоков

Признаки Вид потока
По виду носителя информации на бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Отношение к логистической системе и ее звеньям внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Периодичность использования регулярные, периодические, оперативные
Назначение информации директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные
Степень открытости открытые, закрытые, секретные
Способ передачи данных курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией «on-line», «off line»
Направленность относительно материального потока опережающий (сведения о заказе, сообщения о предстоящем прибытии груза) одновременный (инфор­мация о количественных и каче­ственных параметрах материального потока) последующий (информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, различные пре­тензии и подтверждения)

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Классификация финансовых потоков

Финансовые потоки неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.Для классификации финансовых потоков используются следующие основные признаки:

  • отношение к логистической системе;
  • направление движения;
  • назначение;
  • способ переноса авансированной стоимости;
  • форма расчета;
  • вид хозяйственных связей.

По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций. По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

  • входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;
  • выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

  • обусловленные процедурами закупки товаров;
  • инвестиционные потоки;
  • в связи с воспроизводством рабочей силы;
  • связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
  • возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые в классификации по назначению).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

  • денежные потоки, характеризующие движение наличных средств;
  • информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.

Денежные потоки делятся на потоки наличных ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками. Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые - между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

Логистические операции и их виды

Логистическая операция – обособленная совокупность действий, направленная на пре­образование материального и/или информационного пото­ка.

Логистическая операция может быть задана множеством начальных условий, параметров внешней среды (перемен­ных, не управляемых с точки зрения данной логистичес­кой системы, эти переменные могут быть фиксированны­ми, случайными и неопределенными), альтернативных стра­тегий, характеристик целевой функции.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте -логистическими активностями).

Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материаль-юго и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, свершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п.

Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т. п.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять следующие:

  • снабжение (закупки);
  • производство;
  • сбыт (распределение);
  • складирование;
  • транспортировка;
  • сервисная поддержка;
  • информационная поддержка.

Логистические операции могут классифицироваться на (табл. 3):

Таблица 3.

Классификация логистических операций

Ключевые логистических операций подразделяют­ся на:

Поддержание стандартов обслуживания потреби­телей (обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса);

Организация и управление закупками (выбор поставщиков мате­риальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов и т.п.);

Транспортировка;

Управ­ление запасами материальных ресурсов и гото­вой продукции;

Управление процедурами заказов;

Управ­ление производственными процедурами (планирования, минимизации уровня за­пасов материальных ресурсов и незавершенного производ­ства, прогнозирования потребности в материальных ресур­сах, сокращения длительности производственного цикла и т. п.);

Ценообразование;

Физическое распределение (логистические операции, связанные с физическим перемещением и хра­нением готовой продукции в товаропроводящих структу­рах производителей и (или) логистических посредников).

Поддерживающие логистические операции подраз­деляются на: складирование; грузопереработку; защит­ную упаковку; обеспечение возврата товаров; обеспече­ние запасными частями и сервисное обслуживание; ин­формационно-компьютерную поддержку.

Для определения объема логистических операций учи­тываются факторы, которые могут быть сгруппированы в группы:

Отраслевые факторы: номенклатура, габариты и масса потребляемых фир­мой материалов и комплектующих изделий; число поставщиков материальных ресурсов; число получателей готовой продукции; существующая система организации внешних перево­зок; наличие проектно-технологических организаций для разработки проектов совершенствования комплекса логи­стических операций; наличие посреднических фирм, занимающихся комп­лексной поставкой материальных ресурсов;

Региональные факторы: существующая в регионе система связей с поставщи­кам материальных ресурсов и потребителями продукции фирмы (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его); наличие специализированных предприятий по обес­печению перевозок внутри региона, специализированных предприятий по изготовлению и ремонту стандартных средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и тары;

Внутрипроизводственные факторы: габариты и масса изготовляемой продукции; объем выпускаемой продукции; тип производства (единичное, мелкосерийное, крупно­серийное, массовое); форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подметальная специализация); генеральный план предприятия (взаимное располо­жение производственных подразделений и складов, рель­еф местности, наличие подъездных путей); возможности компоновки технологического оборудо­вания; строительные характеристики складских и производ­ственных помещений (число пролетов, высота, допустимая нагрузка; на пол и перекрытия и пр.).

На объем логистических операций, обслуживающих межцеховые грузопотоки, значительное влияние оказывает сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок.

Логистические операции

Логистические операции - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др. В табл. 2.4 приведена одна из возможных классификаций ЛО.

Таблица 2.4

Классификация логистических операций

Логистические операции (ЛО) - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

Логистическая функция (ЛФ) - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл. 1.2.

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

Реализуют ЛФ следующие организации:

· транспортные предприятия;

· торговые предприятия;

· коммерческо-посреднические организации;

· предприятия-изготовители;

· специализированные внешние логистические организации.

Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на вы­полнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логи­стической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на о д н о с т о р о н н и е и д в у- с т о р о н и е.

Классификация логистических операций приведена на рис. 15.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории в н е ш н и х логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют в н у т р е н н и м и. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

Логистический процесс - определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.

С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения логистической системы). Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, звено логистической системы) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, звено логистической системы) иерархии логистической системы.

Одними из фундаментальных понятий логистики являются понятия логистических операций и функций Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы. Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям. В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести:
  • погрузку;
  • транспортировку;
  • разгрузку;
  • комплектацию;
  • складирование;
  • упаковку и другие операции.
Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек. Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двухсторонние. Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы. Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций. Логистической функцией - называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности, управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса. В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи. Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:
  • транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
  • предприятия оптовой торговли;
  • коммерческо-посреднические организации;
  • предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.
Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистнческих систем.

5. Взаимосвязь отдела снабжения с другими подразделениями организации.
6. Основные функции логистики снабжения.
7. Объект и предмет логистики как области знаний и практической сферы деятельности
8. Логистический цикл закупки.
9. Система управления запасами“минимум-максимум”.

Система УЗ «минимум-максимум». Основная идея. В данной системе заказы производятся в фиксированные плановые моменты времени, но при условии, что текущий запас в этот момент равен или меньше установленного минимального (порогового) уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки

Обобщенная модель управления запасами (УЗ) с учетом невыполненных заявок. Невыполненные заявки на потребляемый продукт накапливаются и немедленно удовлетворяются по мере новых поступлений продукта. Длительность цикла изменения запасов разделяется на 4 этапа:

1) τ1 - заказ поступает, запас потребляется → запас накапливается;

2) τ2 - заказ не поступает, запас потребляется → запас уменьшается до нуля;

3) τ3 - заказ не поступает, запас отсутствует → невыполненные заявки накапливаются;

4) τ4 - заказ поступает, запас отсутствует → задолженные заявки выполняются.

График циклов изменения запасов в обобщенной модели партии поставки с учетом невыполненных заявок см. на рис. 5.2.

Обобщенная модель УЗ с потерей невыполненных заявок.

График циклов изменения запасов в обобщенной модели оптимальной партии поставки с потерей невыполненных заявок см. на рис. 5.3

К основным динамическим системам УЗ, в которых параметры спроса, времени доставки не являются фиксированными величинами, относят: 1) систему с фиксированным размером заказа; 2) систему с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система УЗ с фиксированным размером заказа. Основная идея модели. Размер заказа в этой системе - основополагающий параметр, который определяется в первую очередь. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Заказ подается в момент, когда текущий запас достигает порогового уровня. Если поступивший заказ не пополняет систему до порогового уровня, то новый заказ производится в день поступления заказа.

Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами. Основная идея модели. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы времени. Поскольку момент заказа заранее определен и неизменен, то постоянно пересчитываемым параметром является объем заказа. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).

Описанные выше основные системы УЗ базируются на фиксации одного из двух возможных параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. Но при наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы УЗ становятся неэффективными. Различные сочетания звеньев основных систем УЗ вместе с добавлением принципиально новых идей приводит к возможности формирования большого количества других систем УЗ, отвечающих самым разнообразным требованиям.

К наиболее распространенным модификациям основных динамических систем УЗ относят системы: 1) с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня; 2) «минимум-максимум».

Система УЗ с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Основная идея. В данной системе заказы производятся не только в фиксированные плановые моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня соответственно от текущего или от порогового уровня запаса (с учетом потребления за время поставки).

Система УЗ «минимум-максимум». Основная идея. В данной системе заказы производятся в фиксированные плановые моменты времени, но при условии, что текущий запас в этот момент равен или меньше установленного минимального (порогового) уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).

Материальных и сопутствующих потоков в логистической системе, создание и поддержание запасов инициируют логистические процессы и операции.

В общем понимании процесс – это совокупность последовательных действий, направленных на достижения какого-либо результата.

Определение 1

Логистический процесс – это последовательная совокупность действий по доведению материального потока от продавца покупателю, а также сопутствующие операции по информационному и финансовому обеспечению потока.

Свойствами логистического процесса являются управляемость, нацеленность на результат, пространственно-временная организация. Примерами логистического процесса являются процесс доставки груза, процесс снабжения предприятия сырьем и материалами, процесс физического распределения продукции и др.
Логистический процесс состоит из совокупности последовательных операций.

Определение 2

Логистическая операция – это неделимая в рамках поставленной задачи часть процесса, элементарное действие, направленное на преобразование материаль¬ных, транспортных или сопутствующих им информационного и финансового потоков.

Виды логистических процессов

Выделяют коммерческие, технологические и управленческие логистические процессы.

К коммерческим процессам относится, например, подготовка и совершение договора поставки, аренды, оказания услуг и т.д. По условиям договора осуществляются логистические процессы товародвижения.

Технологические процессы обеспечивают перемещение объектов потока в пространстве и во времени. К ним относят в первую очередь процессы товародвижения. Технологические процессы осуществляются в отношении материальных объектов (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, транспортные средства), предусматривают выполнение грузовых, транспортных, складских операций, операций грузоперереработки, сортировки, комплектации заказов и т.п.

Управленческие процессы предполагают управленческие воздействия на поток, формируют и поддерживают его движение. К ним относят, например, процессы планирования перевозок, процессы контроля и координации товародвижения.

Виды логистических операций

Логистические операции классифицируют по различным признакам.

По признаку перехода права собственности на товар различают:

  • односторонние логистические операции, без перехода права собственности;
  • двусторонние, с переходом права собственности на товар.

По признаку изменения потребительских свойств товара различают:

  • операции с добавленной стоимостью;
  • операции без добавленной стоимости.

По объекту управления всю совокупность операций логистического процесса можно разделить на:

  • операции с материальным (грузовым) потоком (грузовые операции, транспортировка, упаковка и т.п.);
  • операции с информационным потоком (оформление транспортной документации, взаимодействие с участниками логистического процесса);
  • операции с финансовым потоком (расчеты с поставщиками, оплата транспортных тарифов и сборов);
  • операции с транспортным потоком (подача транспортного средства к погрузке/ выгрузке, транспортировка, переформирование транспортных единиц).

В зависимости от состояния потока логистические операции можно подразделить на:

  • операции перемещения;
  • операции переработки (погрузка, сортировка, формирование грузовых единиц).

Замечание 1

Каждая операция логистического процесса характеризуется рядом параметров: стоимость выполнения операции, время выполнения операции, надежность операции и др. Планирование и прогнозирование величины данных параметров является важнейшей задачей логистического управления.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте -логистическими активностями).

Логистической операцией (элементарной логистической активно стью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпо зиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, свя занное с возникновением, преобразованием или поглощением материаль­ ного и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, со­вершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п.

Логистическими операциями, связанными с сопутствующими инфор­мационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и пере­дача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и по­купателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т. п.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направ­ ленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организа­ции бизнеса принято выделять следующие (рис. 1.5):

1) базисные (присущи практически любому товаропроизводителю):

    снабжение (закупки);

    производство;

    сбыт (распределение);

2) вспомогательные (поддерживающие):

    складирование;

    транспортировка;

    сервисная поддержка;

    информационная поддержка.

9. Логистическая система, логистические звенья, логистическая цепь

Объединение логистических операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т. е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершен ная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями органи­ зации бизнеса и (или) внешними целями (рис. 1.6).

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. В табл. 1.2 представлена структура функций макро- и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка по­ставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и рас­пределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними ба­зируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответ­ствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Таблица 1.2 Структура функций логистики на макро- и микроуровнях

Вид логистики

Структура функций

Макрологистика

Анализ рынка поставщиков и потребителей

Концепция распределения и потребления

Складирование и стратегическое размещение складов

Виды транспорта

Направление движения транспорта

Процесс транспортировки

Пункты поставки

Схемы распределения

Концепция поставок и производства

Общая информационная система

Микрологистика

Уровень входных запасов

Управление промежуточными запасами

Уровень выходных запасов

Перемещение изделий внутри предприятия

Транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные работы

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и пред­приятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функ­циональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, под­чиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке.

Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый эконо­ мически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или по­строения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствую­щие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое со­держание, параметры, интенсивность и т. п. Таким образом, звенья логис­тической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.

В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия поставщики материальных ресурсов, производственные предприя­тия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организа­ции разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, бир­жи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п. ц Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечествен­ной литературе повсеместно используется понятие «логистическая цепь».

Логистическая цепь (ЛЦ) -множество звеньев логистической систе­ мы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (ин­формационному, финансовому) потоку с целью проектирования опреде­ленного набора логистических функций и (или) издержек.

Рисунок 1.6 также может быть представлен в качестве ЛЦ, где ее элементы представлены серыми прямоугольниками. Но рассмотрим отдель­ный пример логистической цепи, который представлен на рис. 1.7. Па существу эта ЛЦ представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) готовой продукции фирмы-производителя. С позиции логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными звеньями логистической системы. Здесь каждое звено выполня­ет те или иные логистические операции, причем в данной цепи, к приме­ру, операцию погрузки груза может выполнять как производитель, так и перевозчик. Поэтому задача логистического менеджера - определить, какой из альтернативных вариантов является наиболее выгодным с точки зрения затрат при одинаковых условиях качества и времени выполнения операции.

В экономической литературе встречается также понятие «логистиче­ ская сеть», которую можно определить как полное множество звеньев ло­гистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Основным объектом анализа интегрированной логистической системы является ее логистический цикл (функциональный цикл логистики) - ин­тегрированная по времени совокупность функциональных циклов (цик­лов, связанных с логистическими активностями). По сути дела логистиче­ский цикл задает структурную основу интегрированной логистической си­стемы.

Логистический цикл может быть отнесен к базисным активностям (снабжению, производству, сбыту) или к поддерживающим активностям.

Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие цик­лы-составляющие:

Цикл заказа;

Цикл создания (поддержания) запасов; цикл обработки заказов потребителей;

    цикл организации закупок и размещения заказов;

    цикл доставки MP или ГП;

    производственный (операционный) цикл;

Цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации; цикл анализа и подготовки отчетов.

Loading...Loading...