Какой темой можно объединить все предложения. Простое и сложное предложения. Союзы. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.

В тексте есть начало, основная часть, концовка.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.

В тексте есть начало, основная часть, концовка.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.

В тексте есть начало, основная часть, концовка.

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование

Текст описание

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.

(что? где? как? когда произошло?)

Текст описание

описывается внешний вид кого или чего – либо.

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.

_____________________________________________

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.

(что? где? как? когда произошло?)

Текст описание

описывается внешний вид кого или чего – либо.

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.

_____________________________________________

ВИДЫ ТЕКСТА

Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.

(что? где? как? когда произошло?)

Текст описание

описывается внешний вид кого или чего – либо.

(какой? какая? какое? какие?)

Текст рассуждение

объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.

_____________________________________________

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Побудительные: Идите скорее!

2.По интонации:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть главное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

1.По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

2.По интонации:

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

4.Простые и сложные предложения:

Узкая тропинка уходила далеко в лес. – простое (Имеет одну грамматическую основу)

Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное

(имеет две и более грамматических основ)
5. С однородными членами и без однородных членов.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

кому? чему?

кого? что?

о ком? о чём?

и подчёркивается пунктиром -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или .5. 5.Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель - ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

о ком? о чём?

и подчёркивается пунктиром -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.5. 5.Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

То, что обозначает слово, является его лексическим

значением.

Слова могут называть: людей, животных, растения, вещи, явления природы, чувства, действия, признаки, числа и др.

Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.

53. Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

      Ветер на море гуляет
      И кораблик подгоняет.
      (А. Пушкин)

      Веют осенние ветры
      В мрачной дубраве.
      (Н. Карамзин)

    Ветер весело примчал
    Все деревья раскачал.
    (А. Леонтьев)

    Ветер тучи гонит
    Ветер в трубах стонет.
    (Г. Ладонщиков)

  • Какой темой можно объединить все предложения? Определите тип каждого предложения: оно простое или сложное?
  • Спишите простые предложения с однородными членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните в предложениях главные члены.
  • 54. Прочитайте. Где пропущены запятые?

    1. Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
    2. Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпал и по лист..ям.
    3. Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
    4. Повар готовил..бед а с.баки л..жали у двери кухни.
    5. Сова охотится не днём а ноч..ю.
    6. Утро было морозное но лужи не замёрзли.
    • Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
    • Объясните постановку запятых в предложениях.

    55. Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.

    1. Я пришёл к другу... .
    2. Тучка набежала... .
    3. Пёс Полкан... .
    • Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.

    56. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

    Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

    Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

    Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак - удочкой с крючком.

    (Е. Чарушин)

    • Определите тип текста, тему и главную мысль.
    • Найдите в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? Объясните постановку в них запятых.
    • Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 2).

    Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

    Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

    Вконтакте

    Одноклассники

    Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

    Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

    Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

    Цепная связь

    Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

    Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

    Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

    Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

    Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

    Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

    Параллельная связь

    При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

    Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

    Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.

    Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

    Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

    1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
    2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
    3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

    Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:

    Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

    У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

    1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
    2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).

    Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

    Сочетание разных способов связи

    Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.

    Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

    Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

    Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.

    Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

    • Лексические,
    • Морфологические,
    • Синтаксические.

    Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .

    Лексические средства

    Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

    1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

    В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

    2. Однокоренные слова:

    Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

    3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

    Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

    Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

    4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

    И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

    5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

    В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

    6. Слова на одну и ту же тему:

    Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .

    Морфологические средства

    Для создания морфологической связи используются различные части речи:

    1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

    Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

    2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

    Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.

    3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

    Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

    4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

    Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

    5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

    Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

    Синтаксические средства

    Их тоже можно разделить на пять категорий:

    1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

    Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

    2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

    Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

    3. Неполные предложения:

    Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

    4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

    Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

    Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

    5. Использование прямого и обратного порядка слов:

    Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

    Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

    Loading...Loading...