Как заточить гусиное перо для письма. Гусиное перо и чернильница. Маркеры для каллиграфии

В этой статье я расскажу вам о разных инструментах для каллиграфии и добавлю видео, в котором используют в действии те инструменты, о которых пойдет ниже речь и о некоторых других.

Важная часть каллиграфии – это письменная утварь (инструменты), которой пишут. Часто бывает так, что именно инструмент диктует характер и стилистику письма. Иногда сложно найти качественную ручку и можно сделать своими руками из подручного материала. Обычно, необходимые вещи продаются в художественных магазинах, но не все. Некоторые можно купить в интернет-магазинах. Вот ссылки на интернет-магазины:

www.kalligraphie.com – большой выбор письменных инструментов

www.jetpens.com – инструменты для письма

www.kallipos.de – разные виды перьев (современные и винтажные), держатели, чернила, тушь.

www.scribblers.co.uk – все для каллиграфии (почти все)

В интернет-магазинах преобладает огромное количество разных видов инструментов. Вообще, сложно выбрать остроконечные перья. Их разное множество и имеют разные характеры письма. Ниже написана небольшая информация по характеристикам перьев, которая поможет новичкам или освежить мысли тем, кто уже знает.

Остроконечные перья

Эти перья хорошо подходят для письма в прописях «с нажимом» или в стиле Copperplate. Их изготавливают из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Ими пишут каллиграфию и ими рисуют художники. Кончик пера пишет тонкой линией (в их названиях добавляют: extra fine или EF), а если мягко нажимать на него, то кончик раздваивается и линия становится толще. Гибкие перья подходят для каллиграфии (very high flexibility). Письмо этим пером становится очень изящным. Ниже для примера расположены перья слева направо: Gillott’s 303 extra fine, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235, Leonardt Hiro 700, Riga 235.

Остроконечные перья могут быть разными по размеру. На фото выше даны перья небольшого размера. Они идеально подходят для письма по гладкой бумаге. Но еще есть перья большие, длинные, которыми лучше писать по неровной бумаге. Они так же подходят для людей с большой ладонью. На фото внизу представлены эти перья: перо «звездочка», John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Iserlohn (Rose), Brause 361 (Blue Pumpkin).

Ширококонечные перья

Письмо ширококонечным пером – является классическим на западе. Кончик этого пера похож на маленькую лопатку. Их делают и металла, тростника, бамбука, птичьих перьев и даже из дерева. Зачастую от угла поворота пера зависит толщина линии. Так же существуют такие перья для правшей и левшей. Можно писать перьями и с небольшим углом, конечно, но обычно используют с прямым срезом. Подобные перья можно купить в специальных художественных магазинах или в канцелярии, бренд не имеет большого значение, главное – это качество пера и остается только выбрать нужный вам размер. По размеру букв можно определить ширину пера и, обычно, высота буквы составляет 4-5 ширин пера. Значит, для букв высотой 1 см подойдет перо шириной 2 мм.

Плакатные перья

Если вам надо написать буквы большого размера, то вам помогут плакатные перья, которые можно найти в художественных магазинах, а большое количество в интернет-магазинах. Эти перья известны еще со школы. Вряд ли они подойдут для обучения каллиграфии.

Держатели для пера

Держатели для пера, обычно, используются для стиля Copperplate. На данной фотографии внизу запечатлены: обычный прямой держатель и специальный Oblique Penholder. Прямые держатели можно приобрести в любому художественном магазине, а вот скошенные надо искать в интернет-магазинах.

Калам

Это основной инструмент для письма на востоке. Оно сделано из тростника. Люди на востоке относятся очень трудоемко к изготовлению калама, используют разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Если вы хотите почувствовать то чувство при письме с помощью калама, вы можете приобрести палочку тростника или бамбука и заточить его или ее, как показано на нижней фотографии. (В цветочных магазианх часто используют палочки тростника для оформления букетов из цветов). Для завершения конец калама расщепляют ножом, как перо.

Маркеры для каллиграфии

Бывают специальные и разные маркеры для каллиграфии. Они все отличаются срезом пишущей части. Если вы не можете их найти в обычных магазинах или в интернет-магазинах, то вы можете их сделать вручную. Берем перманентный маркер с плоской пишущей частью или офисный и канцелярским ножом обрезаем эту часть и вуаля, получился инструмент для каллиграфии. Но лучше, конечно, использовать специальные маркеры для этого, тем самым вы улучшите качетсво и удобство письма.

Авторучки так же используют для письма, для каллиграфии (ширина пера составляет до 2 мм). Самые популярные из них: Lamy Joy, Pelikan ScriptRotring, Manuscript, ArtPen. На фотографии снизу показан Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Но самая лучшая авторучка для каллиграфии – это Pilot Parallel Pen.

А вот и это видео, которое познакомит вас с тем, как каллиграфические инструменты действуют при письме:

своими руками.

«Сейчас мало кто пишет вручную. Век компьютеров, «мобилок» и прочих гаджетов, кажется, напрочь атрофировал способность писать ручкой. Тем более красиво. Уж тем более — пером. Именно поэтому каллиграфические навыки становятся ценным умением.

Представьте, как приятно вашему родному человеку получить открытку, написанную особым шрифтом да еще вручную. Можно приобрести перьевую ручку в художественном магазине. Но вышеуказанный товар встречается редко. Как раз речь пойдет тут не о фирмах и видах металлических перьев.

Вашему вниманию самый древний натуральный пишущий инструмент – калам (или калям). Его использовали еще древние персы и индийцы. Вам он достанется абсолютно бесплатно, если в вашей местности растет тростник.
Интересно? Что же, тогда запаситесь терпением и отправляйтесь за тростником.

Поздняя осень — самое время. В эту пору он созревает полностью. Зеленый нам не подходит.

Добычу необходимо очистить от листьев. Подсушить пару дней.


Готово? Возьмите острый нож. Перочинного достаточно. Отрежьте сначала один сегмент .

Отмерьте от края промежуток на длину большого пальца.

Очень аккуратно, без демонстрации силы, срезаем один слой стебля на половину диаметра.

Срезаем еще раз под углом около 30 градусов, отступив немного.

Потом угол среза делаем еще острее.

Придаем вид широкого плоского пера.

Кончик его обрезаем, чтобы был ровным. Вот так.

Подчищаем все неровности. После переворачиваем перо и срезаем слой, отступив 1,5 мм под углом около 45 градусов.

Делать это лучше на столе или любой другой удобной плоской опоре. Завершающий штрих. Будьте внимательны. Нужно сделать надрез прямо посередине пера.

Но прежде, чтобы трещина не пошла по всей тростинке, необходимо сделать маленькое отверстие. В идеале применяют тонкое сверло. Но можно проколоть шилом.

Калам готов. Теперь вам понадобится тушь или чернила. Если удастся, можно попытаться повторить известные шрифты средневековья. Но это не обязательно. Попробуйте написать несколько букв и возможно вы получите свой шрифт.

С помощью калама и туши можно красиво подписать открытку, записку к подарку, саму упаковку. А какие возможности в декоре… Удачи!»

Спасибо Дмитрию! От себя добавлю, что видела на Средневековом фестивале в Испании писца с каллиграфическим пером. Красиво написать имя на подготовленном листе у него стоило 3 евро…

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Рис. 26. Правила очина пера: а - отобранное перо; б, в - срез кончика пера; г, д - выполнение надреза; е - срез противоположной стороны острия пера; ж, з - удаление щечек; и - углубление надреза; к - внешний вид пера

оных в дело шли перья из крыльев домашнего гуся, индеек, уток, голубей, ворон и других крупных птиц. Правильно заточить перо для письма каких-то сотню лет назад мог любой гимназист.

На дошедших до наших дней инструкциях наглядно виден достаточно сложный процесс очина пера (рис. 26). Сначала лезвием наискось обрезается основание стержня. Затем на глубину 2/3 диаметра трубочки делается двусторонний надрез, кончик которого с одной из сторон будет являться острием пера. Чуть не доходя до надреза, аккуратно срезаются сначала «щечки», а затем противоположная сторона ости. После чего несколько углубляют надрез и ручка-перо готова выводить витиеватый рисунок букв. Чернила можно использовать готовые или сварить их из наростов (галлов) на листьях дуба.

Вполне сносно будет писать и рисовать пером более простой конструкции. Кончик пера с одной или двух сторон срезают наискось. В получившуюся трубочку с косым срезом до упора вставляют тонкую палочку и острием ножа делают долевой надрез. По нему чернила будут поступать к самому кончику пера и тянуть за собой черную или иного цвета линию.

Если перо не свежее, долго лежавшее, его следует подержать не менее получаса в воде, чтобы оно не растрескивалось при резании.

Наконец, совсем просто сделать имитацию пера, воспользовавшись запаской шариковой ручки. Последнюю вставляют в трубочку очина. Предварительно кончик подобранного по размеру пера срезают под диаметр пишущего узла ручки. Очищают сердцевину. Стержень с пастой укорачивают так, чтобы он полностью, под самый кончик металлического наконечника, с некоторым усилием зашел в очин пера. Сувенир готов, осталось лишь при желании раскрасить, нанести незатейливый рисунок на опахало.

Рисовальные кисти. В одном из давнишних номеров журнала «ЮТ для умелых рук» описаны кисти, изготовив которые, можно с успехом рисовать и гуашью, и акварелью, и даже масляными красками.

Проще всего сделать из нескольких (5-7 шт.) гусиных перьев одну большую кисть. Срезанные кончики перьев собирают в пучок. То, которое оказалось в середине, слегка подтягивают вверх, а крайние, наружные, наоборот, приспускают. Основание пучка осторожно перевязывают нитками и для большей прочности промазывают клеем. Черенком послужит полая веточка бузины, стебель малины, тонкого бамбука и т. д., куда вставляют перьевой волос, закрепив его на клею.

Для мелких художественных работ нужна кисточка, сделанная несколько иначе (рис. 27). «Волос» для нее берется из серединной части опахала крупного пера. Державка - стержень того же пера, у которого обрезают лезвием лишние части и удаляют пленочную сердцевину.

Рис. 27. Рисовальные кисти: а - заготовленное перо; б - кисть из нескольких перьев; в - кисть из серединной части опахала

Для написания простейших и крупных букв можно употреблять и обычные плакатные перья. Но, по мнению некоторых каллиграфов, металлические перья «мертвы». Поэтому перо можно изготовить самому из дерева или птичьего пера, из сухого тростника или бамбуковой палочки.

Ширококонечное перо отличается от перьев других типов тем, что толщина его штриха зависит от угла наклона пера. Это позволяет разнообразить формы шрифта. Ширококонечным пером удобно писать как округлые буквы, так и буквы угловатой формы.

Ширококонечное перо имеет обыкновенно правосторонний срез; перья с прямым срезом применяются реже. Перьями с левосторонним срезом пользуются левши.

Из дерева твердых пород сначала вырезают палочку длиной 18-20 см. С одного конца палочку скругляют, как ручку, а с другой ее концу придают форму лопаточки нужной ширины. Для начинающих рекомендуется остановится на ширине не менее 5 мм. Конец лопаточки обрезают правосторонним косым срезом под углом 70-80°, затем на спинке пера вырезают желобки, чтобы свободнее стекала тушь.

Данную схему можно распространить и на бамбуковое перо.

После того, как перо изготовлено, в него можно вставить тушедержатель (маленькую пластинку) для того, чтобы чернил хватало на большее.

Тушедержатель заполняют специальной кисточкой. Это наглядно видно на примере плакатного пера .

После работы перо протирают мягкой тряпочкой. Соскабливать присохшую тушь ножом не следует, перо от этого портится.

Ю. Уотерс.
Композиция.
Бумага, тушь,
ширококонечное перо.

Напоследок приводим фоторяд, демонстрирующий, как Павел Афанасьевич Семченко, известный минский шрифтовой мастер и каллиграф, изготавливает перо и пробует его в работе. Превью кликабельны.

Обратите внимание на рабочее место каллиграфа, его позу и манеру работы.
Шрифтовику желательно иметь специальный пюпитр, по крайней мере, лист фанеры или плотного картона, один край которого должен опираться на небольшую подставку. Для начинающих наклон доски может быть примерно 45° или чуть меньше.

Наклоном пюпитра регулируют скорость стекания краски с пера. Поэкспериментировав, можно заметить, насколько дольше хватает краски, если правильно выбрать угол наклона пюпитра. Во время упражнений и работ по каллиграфии листы бумаги будут исписываться со страшной скоростью.

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?... Да, поистине удивительно!»

— Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! — обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. — Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк — я ведь совсем не знаю природы, — как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

— Правильно! — сказало гусиное перо. — Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

— Вы слишком неопытны! — возразила чернильница. — Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало — и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

(«Перо и Чернильница», отрывок), Х.К. Андерсен

Гусиное перо — перо гуся, использовали в качестве письменного инструмента на протяжении VII — XIX веков, до изобретения металлического пера.


Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо "ухватисто", т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.

Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:

С пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
Перо вываривалось в щелочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
Вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.

Гусиное перо довольно быстро списывалось - приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось.

При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком.

Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), никогда не оставались без работы и чрезвычайно ценились.

Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.

Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.

Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильнвич Гоголь в "Мертвых душах" пишет:

"Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…"

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музеи Пушкина в Москве. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:

"…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)."

При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.

Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности .

Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей.

Loading...Loading...