Как повысить престиж профессии педагога? Повышение престижа рабочих профессий Престиж рабочих профессий среди молодежи

«Повышение престижа профессии педагога всегда оставалось приоритетным направлением в деятельности отраслевого профсоюза», - подчеркнул на совместной с Министерством образования коллегии председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр БОЙКО. - Мы стремимся к тому, чтобы каждый понимал: его работа и профессионализм будут достойно оценены. На реализацию этой задачи направлено и соглашение между Министерством образования и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки. Мы благодарны нашему социальному партнеру за конструктивный подход и понимаем, что возможности отрасли - не безграничны, поэтому ряд проблемных вопросов еще ждет своего разрешения. Именно на них и будут сконцентрированы наши усилия».

Болевые точки

«Жесткая партнерская работа», - именно так охарактеризовал деловые отношения с отраслевым профсоюзом заместитель министра образования Сергей РУДЫЙ . «Наша совместная работа слаженная и ответственная. Тем более что мы постоянно имеем целый набор предложений от нашего профсоюза», - отметил он.

В прошлом году в центре общего внимания находились вопросы, касающиеся организации и нормирования труда педагогических работников; оплаты труда отдельных категорий работников, в том числе тех, что задействованы в организации подвоза учащихся; работников, направляемых на работу в оздоровительные организации.

На повестке дня были вопросы профессионального пенсионного страхования педагогических работников, внесения изменений в квалификационные характеристики отдельных должностей работников образования, разработки механизма направления высвобожденных в результате оптимизации финансовых средств на нужды отрасли.

Но сначала несколько цифр. Среднемесячная заработная плата в образовании за январь - декабрь 2017 года составила 557,7 рубля, в том числе у педагогических работников 632,4 рубля, у учителей 673,5 рубля, профессорско-преподавательского состава 987,6 рубля. Размеры учебных стипендий колебались от 51,85 рубля (минимальная) до 99,33 рубля (максимальная). По отношению к бюджету прожиточного минимума минимальная стипендия составила лишь 27%, максимальная - 51,6%. Для сравнения: в 2013 году это соотношение составляло соответственно 40% и 76%. Также продолжается тенденция снижения темпов роста размера тарифной ставки первого разряда по отношению к бюджету прожиточного минимума.

Пересмотр тарифной ставки первого разряда с учетом изменения размера минимальной заработной платы остается чрезвычайно актуальным. ЦК профсоюза неоднократно направлял предложения в Федерацию профсоюзов Беларуси по вопросам осуществления доплат до уровня минимальной заработной платы работникам отрасли, у которых начисленная заработная плата ниже размера минимальной заработной платы. Это касается как представителей рабочих профессий, так и квалифицированных специалистов, - сообщил Александр Бойко. - Работники, которые тарифицируются по одному и тому же разряду, имеют одинаковый трудовой стаж, но разные размеры премии в соответствии с их личным вкладом в результаты работы, получают по факту с учетом доплат одинаковую зарплату в размере минимальной заработной платы. Низкий уровень заработной платы работников отрасли является основной проблемой, которая постоянно поднимается на совместных заседаниях профсоюза работников образования и науки и Министерства образования.

Кто следующий?

В прошлом году министерством и профсоюзом совместно прорабатывалась возможность совершенствования системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава. «Последнее повышение зарплат в высшей школе проводилось в январе 2012 года и затрагивало оно преподавателей вузов, не имеющих ученых степеней и званий. Поэтому важным достижением является повышение с 1 декабря 2017 года тарифных ставок профессорско-преподавательскому составу на 30%», - подчеркнул Александр Бойко.

В 2018 году во исполнение поручений Президента, данных им на Республиканском педагогическом совете, министерство продолжит работу над вопросом повышения заработной платы педработников учреждений образования всех уровней, - заверил Сергей Рудый. - Советом Министров поручено разработать и внести соответствующие предложения по дошкольному образованию. Кроме того, по поручению Президента создана рабочая группа под руководством ректора БГЭУ Владимира Шимова, которая должна разработать и внести на рассмотрение главы государства свои предложения по совершенствованию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, повышению заинтересованности в результатах педагогической и научной деятельности.

Сергей Рудый и Александр Бойко сообщили, что сейчас идет работа над проектом Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании оплаты труда работников бюджетных организаций» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Представленные проекты упрощают механизм расчета заработной платы работников бюджетной сферы, но вызывают обеспокоенность в плане предполагаемой отмены декретов и указов по дополнительным мерам стимулирования труда работников, находящихся на контрактной форме найма, по отдельным категориям молодых специалистов, утрачиваются доплаты за ученые степени и звания. Мы считаем, что эти проекты требуют объяснений и тщательной доработки, - озвучил позицию отраслевого профсоюза Александр Бойко.

Упрощение аттестации

Стоит напомнить, что в январе прошлого года правительство приняло решение, согласно которому молодым специалистам из категории педагогических работников, которые уже отработали по распределению два года, но продолжают работать в этом же учреждении образования, еще на год была продлена выплата доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда. Сделано это было для того, чтобы не допустить снижения зарплат у молодых специалистов и их оттока из учреждений образования. Сохранение доплаты еще на один год дает возможность молодым педагогам пройти аттестацию для получения второй квалификационной категории.

Еще один важный, по мнению руководства министерства и профсоюза, шаг - внесение изменений в Инструкцию об аттестации педагогических работников. В частности, была отменена обязанность подтверждать присвоенную более пяти лет назад высшую квалификационную категорию и категорию «учитель-методист». Был расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. Расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя комитета по образованию Мингорисполкома. Они получили право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности. Раньше для этого требовалось согласие министра.

Мы знаем, что внесение изменений в инструкцию учло мнение основной массы педагогов, - подчеркнул Сергей Рудый. - Замечания и предложения ЦК профсоюза также были учтены.

Заместитель министра образования сообщил, что начиная с 2015 года в стране реализуется пилотный проект по апробации нормативного финансирования учреждений образования. Его цель - обеспечение прозрачности и справедливости распределения бюджетных средств.

В 2017 году им были охвачены 642 учреждения общего среднего и 94 учреждения дошкольного образования. С 1 января 2019 года на нормативное финансирование должна перейти вся система общего среднего образования, с 1 января 2020 года - система дошкольного образования, а в 2021 году - профессионально-техническое и среднее специальное образование.

В ходе реализации пилотного проекта наметились как положительные тенденции, так и проблемные моменты, - констатировал Сергей Рудый. - Поэтому мы просим профсоюз: вносите разумные предложения по корректировке подходов, связанных с нормативным финансированием.

Внимание - коллективному договору

Александр Бойко считает участие в информационных проектах Федерации профсоюзов Беларуси, выступления в республиканских и региональных СМИ важнейшей задачей деятельности отраслевого профсоюза.

Надо активнее использовать для поднятия престижа работников отрасли телевизионные проекты Федерации профсоюзов Беларуси, - отмечает он. - На постоянной основе на белорусском телевидении выходят две профсоюзные программы - «Народное утро» и «Открытая беседа». Главный герой «Народного утра» - обычный человек работы: учитель, ученый, строитель. Им может стать каждый. В прошлом году героями передачи стали два представителя системы образования: директор ошмянской школы №1 Михаил Марьянович Гружевский и директор витебской гимназии №1 Валентина Трофимовна Широкова.

Телевизионный проект ФПБ и канала СТВ передача «Открытая беседа» выходит еженедельно и призван продемонстрировать, как профсоюзы помогают гражданам решать их рабочие вопросы: наниматель не продлил контракт, не выплачивает компенсацию за травму... В прошлом году с участием представителей профсоюза работников образования и науки вышли в эфир четыре выпуска передачи, в которых обсуждались темы трудоустройства подростков, подготовки детских оздоровительных лагерей, работы студенческих профкомов, оказания благотворительной помощи.

Между тем, в 2017 году в организационные структуры профсоюза поступило более 63 тысяч обращений от его членов. Анализ показал, что наиболее типичные нарушения законодательства о труде происходят при увольнении работников по инициативе нанимателей; при заключении, продлении и расторжении контрактов; применении мер дисциплинарного взыскания; заключении коллективных договоров; оплате и материальном стимулировании труда.

По состоянию на 1 января этого года в области образования было заключено 6878 коллективных договоров. В прошлом году Белорусский профсоюз работников образования и науки провел Республиканский конкурс на лучший коллективный договор (соглашение). Победила в нем столичная школа №51. В ЦК профсоюза рассматривают коллективный договор как источник дополнительных для работников сферы образования социальных льгот и гарантий, поэтому и уделяют ему такое большое внимание.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в котopoй не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит оcoбый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается coциальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные споcoбности, деятельность. И наoбopoт, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его coдержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтереcoвать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финанcoвыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни .

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о coциальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбopoм, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется coдержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж coответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о coциально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии .

Спиcoк аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн coдержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.

При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, выcoкооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих фактopoв, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хopoшо обдумать и проанализировать ее оcoбенности, а также возможные coвмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

Представляю мнение экспертов, coгласно котopoму, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры. В связи с тем, что в некоторых крупнейших гopoдах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Оcoбенно будет цениться coчетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И нформационные технологии и коммуникации - самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, coздающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспоcoбность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и выcoкооплачиваемых.

Специалисты в области нанотехнологий. Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.

Специалисты, coвмещающие электронику и биотехнологии. Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, coздание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи - стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интереcoв производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты в области сервиса. Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области coздания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.

Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы coхранения окружающей среды. В coответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов co знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процесcoв.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни. Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти .

Заканчивая первую главу курcoвой работы, можно сделать следующий вывод.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котopoм происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью котopoй является профессиональная деятельность. Период юности - это период самоопределения. Coциальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое самоопределение coставляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Профессиональное самоопределение coпряжено с задачами coциального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и оcoзнанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.

Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.

Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.

Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.

Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.

Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.

Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.


Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

-это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

    носительзнаний

    передачазнаний

    получательзнаний

    восприимчивостьметодикпередачизнаний

    фундаментальностьзнаний

    востребованностьполученныхзнаний

    получениеновыхзнаний.

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

    высокий уровень основного педагогического образования;

    повышениепрестижаучительскойпрофессии;

    мотивация учителей к продолжению образования;

    обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Уважаемые, коллеги!

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

МаксимоваЛюбовьМихайловна

Журнал «Аккредитация в образовании» выступил информа-ционным партнером проведенного в феврале Первого открытого чемпионата Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по правилам WorldSkills. В рамках состязаний состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Мероприятия вызвали большой интерес организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска.

М.В. АФАНАСЬЕВ , директор международного научно-образовательного центра «Металлообрабатывающие автоматизированные производства» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор экономических наук, профессор

Е.И. ШАРОВ , ассистент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Целью международного движения WorldSkills International (WSI) является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. В настоящее время 72 страны, в том числе и Россия, участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства в рамках WSI.

Первый подобный конкурс в северной столице, проведенный в статусе полуфинала национального чемпионата по Северо--Западному федеральному округу по четырем высокотехнологичным компетенциям, состоялся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в конце февраля.

Организаторами выступили два центра СПбПУ - ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» и МНОЦ «Металло-обрабатывающие автоматизированные производства», а в качестве основных соорганизаторов - Союз «Ворлдскиллс Россия» и Региональный координационный центр WorldSkills Russia (WSR) в Санкт-Петербурге.

В чемпионате приняли участие представители 13 учебных заведений из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В течение трех дней участники демонстрировали экспертам и гостям конкурса свои профессиональные навыки, наставники делились опытом подготовки к соревнованиям такого уровня и принимали активное участие в контроле над соблюдением высоких стандартов WSI и судействе.

Итогом состязания по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» стала уверенная победа Юрия Зайцева, представителя Колледжа судостроения и прикладных технологий (г. Санкт-Петербург). Лучшим по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» стал Вячеслав Сушков, представляющий Кировский политехнический техникум (Ленинградская область).

Впервые в России были проведены командные соревнования по презентационным компетенциям «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на станках с ЧПУ» и «Автоматизированное проектирование в CAD/CAM и производство на 3D-принтерах», где участникам требовалось не только создать 3D-модель, но и реально изготовить деталь в металле или пластике. Победителями по первой компетенции стали Егор Василенко, студент Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, СПбГУТ (г. Санкт-Петербург), и Юсуф Рахимов, учащийся Промышленно-технологического колледжа (г. Санкт-Петербург). За победу по второй компетенции заветный кубок получили Кирилл Гладков (Малоохтинский колледж, г. Санкт-Петербург) и Артем Домрачев (Промышленно-технологический колледж, г. Санкт-Петербург).

Президент Союза «Ворлдскиллс Россия» Павел Черных, высоко оценивший уровень проведенного чемпионата, предложил организовать в СПбПУ тренировочную базу для членов сборной команды, которая в августе 2015 года отправится защищать честь нашей страны на 43-й Чемпионат мира по профессиональному мастерству в г. Сан-Паулу (Бразилия).

В январе 2015 года Россия подала официальную заявку на проведение мирового финала WorldSkills Competition в 2019 году. Соответствующие документы подписали генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов и директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, официальный делегат от Российской Федерации в WSI Наталия Золотарева. Городом-кандидатом стала Казань.

Движение WorldSkills Russia активно поддерживается главой государства и Правительством РФ. в частности, на встрече с лидерами проектов в области образования в январе Дмитрий Медведев отметил: «Убежден, что проведение такого чемпионата в России - это хорошая возможность еще раз привлечь внимание к рабочим профессиям. А если нам повезет, и решение будет принято в пользу нашей страны, мы сделаем все, чтобы провести это мероприятие на самом высоком уровне».

Информация с сайта Агентства стратегических инициатив.

В рамках Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills состоялся семинар «Кадровое обеспечение высокопроизводительных рабочих мест». Целью являлся обмен опытом ведущих учебных центров РФ (вузов, колледжей, ресурсных центров) по вопросам подготовки специалистов для высокопроизводительных рабочих мест по производственным и инженерным технологиям.

На семинаре рассматривались вопросы подготовки специалистов по производственным и инженерным технологиям на основе стандартов WSI, конвергенции требований работодателя и профессиональных компетенций выпускников (инструменты и механизмы реализации), аттестации рабочих мест и работников предприятий на основе принципов WSI.

Участниками семинара стали 46 представителей СПбПУ, организаций профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Архангельской областей и Красноярска, вовлеченных в международное движение WSI. В качестве спикеров выступили руководители ряда промышленных предприятий Санкт-Петербурга и высокотехнологичных зарубежных компаний - партнеров конкурсов профессионального мастерства.

Речь шла о современном состоянии и перспективах развития движения WorldSkills в России, поручениях Президента РФ и федеральных министерств в области повышения международной конкурентоспособности студентов и выпускников отечественных образовательных организаций. Особое внимание было уделено вопросам внедрения стандартов WSI в образовательный процесс, совершенствования профессиональных стандартов с учетом принципов WSI, положительному опыту зарубежных стран в данном направлении.

Выступающие говорили о проблемах кадрового обеспечения предприятий, старении кадров и необходимости расширения компетентности линейных сотрудников. Когда образовательные организации, промышленные предприятия и высокотехнологичные компании объединяют свои усилия, достигаются хорошие результаты. Важность совместной подготовки кадров для импортозамещающего технологического развития России, безусловно, велика. Совместные учебные центры позволяют студентам не только на практике ознакомиться с современным оборудованием и зарубежными технологиями, но и получить двойной диплом.

После завершения основных выступлений для гостей семинара был организован трансфер на конкурсные мероприятия, где все желающие смогли увидеть выступления студентов--участников Первого открытого чемпионата СПбПУ по правилам WorldSkills и посетить мастер-классы. Здесь же гостям была представлена «Образовательная модель» практикоориентированного обучения по производственным и инженерным технологиям, которая реализуется в университете на основании внедрения сетевой формы обучения, открытия программ прикладного бакалавриата и создания научно-образовательных центров с высокотехнологичными компаниями. Выступления участников чемпионата, их квалификация и умение самостоятельно реализовать цепочку технологических операций произвели на гостей семинара большое впечатление.

Вопросы подготовки высококвалифицированных кадров - от рабочих до технологов, от узкоспециализированных специалистов до инженерного «спецназа» - находятся в центре внимания государственной образовательной политики.

Loading...Loading...