Эскадренный миноносец уро type 055. Военно-морские силы китайской народной республики. Эсминец или крейсер

Не так давно, в прошлом августе, в блоге Прохора Тебина был пост с интересными картинками.

Пост этот был посвящен грядущему китайскому ЭМ тип 055. Кояблик заинтересовал, после чего последовал поиск информации об нем. В процессе копания материала по теме нашлись некоторые подробности и изрядное количество занятных иллюстраций.

Скажем так, изображений возможного внешнего вида данного проекта нашлось изрядно много, так что можно предположить, что это один из концептов, предложенных разработчиками. Ниже будут представлены все найденные варианты.

Итак, как я понял из надыбанного на просторах Всемирной Паутины, первоначально речь шла о чем-то наподобие "Замволт мейд ин Чайна":

Довольно "стеллсово", включая и башню универсальной АУ. Причем, по некоторым данным, речь могла идти о 155-мм артсистеме.

Также есть еще и такое изображение:


Данный вариант изрядно напоминает либо "Бёрк", либо, скорее, южнокорейский KDX-III.

Следующий вариант дизайна тоже довольно "стелсовый".





Попадался вариант, напоминающий тип 052D "на стероидах":


Последующий варианты выглядят несколько более "классически":




И еще такой:


И еще вот такой:


И еще вот такой вот:

В общем, на данный момент довольно сложно утверждать конечный вид перспективного боевого корабля.
По поводу ТТХ (имеющаяся информация взята в основном из Википедии и с сайта "Невский бастион"):

Водоизмещение стандартное/полное 9000/12000-12300 т.
Длина 174 м., ширина 23 м., осадка 8 м.
Пропульсивная система по типу CODOG - 4 ГТУ QC280, суммарная мощность 100 мВт.
Скорость полного хода 32 уз., дальность плавания экономическим ходом 7000 миль./16 уз.
Экипаж 310 человек.

Вооружение изрядно разнообразное, включает в себя:

ЗРК дальнего радиуса HHQ-26 (заатмосферный перехватчик, аналог SM-3, ни изображений, ни более-менее примерных ТТХ не нашел), среднего радиуса HHQ-9 (аналог отечественного "Форт-М"), также заявлены HHQ-16 (в данном случае, как я понимаю, выступают аналогом ESSM), дополняет все это великолепие ЗРК самообороны FL-3000 N .

Ударное ракетное вооружение представлено дальнобойными ПКР YJ-18 и КР DH-10 для ударов по сухопутным обьектам. Судя по изображению на инфографике речь идет о аналоге российской системы "Калибр"/CLUB.

Размещается ракетное вооружение (за исключением ЗРК самообороны) в двух УВП по 64 ячейки каждая.

Артсистемы представлены универсальной 130-мм АУ H/PJ-38:


и 11-ствольный "гатлинг" тип 1130:




От семиствольной АУ тип 730 отличается большей скорострельностью (до 10000 в минуту), наличием двух магазинов по 640 выстрелов (располагаються по обе стороны от автомата).

Наверху фок-мачты неповоротная РЛС, скорее всего с АФАР X-диапазона. Она для обнаружения и сопровождения низколетящих и надводных целей. Аналог MFR или APAR.

на надстройке неповоротная РЛС с АФАР S-диапазона (или C-диапазона). Предназначена для обнаружения и сопровождения самолетов и ракет на больших высотах (и дальностях). Аналог AMDR-S.

на кормовой надстройке поворотная РЛС похожая на РЛС дальнего воздушного обзора с АФАР SMART-L. Дальность обнаружения цели типа "истребитель" у прототипа составляет до 2000 км.

Впрочем, есть инфографика варианта компоновки фок-мачты с иероглифическими подписями, если кто владеет китайским - может чего подробнее узнаете:

Авиационное вооружение - 2 противолодочных вертолета, возможно Z-18F , проходящие испытания:


Интересно сравнить размеры перспективного "большого эсминца" с предшественником, ЭМ тип 052D:

В общем, в настоящее время особой определенности во внешнем облике ЭМ тип 055 пока нет. Но имеются фотографии, изображающие, судя по всему, отработку компоновочных решений на макете в натуральную величину:




В общем, будем посмотреть, что в итоге получится. По крайней мере, головной корабль был заложен 27 декабря прошлого года на верфи Jiangnan-Chagxing, спуск на воду предполагается в 2017-м, вступление в строй в 2019 г. Так что года чере два, если все пойдет нормально, некоторые нюансы внешнего вида станут менее таинственны...

Центральное телевидение Китая сообщило, что на верфи Jianghan Shipyard в Шанхае был спущен на воду головной корабль серии эсминцев или эскадренных миноносцев Type 055.

Китайцы спустили на воду свой вариант Zumwalt

Этот военный корабль был заложен 27 декабря 2014 года, и это нам говорит о том, что от начала строительства эсминца до его окончания прошло ровно полгода. Точный облик корабля до сих пор не известен – китайцы держат эту информацию в секрете, но водоизмещение в 12 тысяч тонн говорит о том, что это будут самые крупные суда подобного класса после американских эсминцев типа Zumwalt, который был спущен на воду в 2013 году и давно стал героем СМИ.

Это многофункциональный корабль, который, как эсминцы предыдущего поколения – Type 052D, в качестве вооружения имеет вертикальные установки пуска разных типов ракет так называемого ячеистого типа – это китайский аналог знаменитой американской пусковой .

Данное обстоятельство позволяет кораблям этого типа выполнять широкий спектр военных задач – от усиления зональных ПВО, ПРО и ПЛО до вхождения в состав авианосных ударных групп.

Примечательно, что вооружение этого военного корабля имеет «российские корни» – это такие ракетные комплексы, как HQ-9, являющийся китайским вариантом С-300, а также HQ-16, который является российско-китайской модернизации отечественного ЗРК «Штиль».

Другие компоненты систем ПРО и ПВО копируют американскую систему Aegis – например, HQ-26 является прямым аналогом SM-3, а ЗРК FL-3000N – комплекс ближней обороны RAM.

Интересно, что ударные функции на Type 055 будут осуществляться ракетным комплексом YJ-18, который является китайским индексом российской крылатой ракеты типа «Калибр».

Type 055 создается Китаем для действий в открытом море

Также нужно обратить внимание на то важное обстоятельство, что облик нового корабля имеет максимально уменьшенные корабельные надстройки, что необходимо для достижения Type 055 наибольшей незаметности, и это копирует подход США при конструировании Zumwalt.

По мнению обозревателя The Diplomat Боба Фарли , эсминцы Type 055 построены для того, чтобы выполнять функции головного корабля военно-морской группы дальнего радиуса действия или корабля сопровождения в составе ударной авианосной группы китайских ВМС.

Это необходимо Китаю для того, чтобы продемонстрировать всем потенциальным противникам возросшую мощь и оперативный радиус современных китайских военно-морских сил.

Все это говорит о том, что сегодня в Китае уделяют повышенное внимание нуждам национальных ВМС, причем Пекин делает ставку на военно-морской флот, преследуя не только оборонительные цели, поскольку для достижения таких целей достаточно и других компонентов, а для того, чтобы обеспечить китайское оперативное присутствие в рамках мирового океана.

Китай осуществляет «Морской шелковый путь»

Заведующий сектором экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что ставка Китая на строительство большого военно-морского флота проходит в рамках реализации концепции «Морского шелкового пути».

«Все это часть китайской инициативы «один пояс и один путь», для чего Пекину необходимо построение точек экономического роста на протяжении всей морской части этого проекта, чтобы процесс транспортировки товаров в Европу проходил безболезненно», - заключает Луконин.

Для этого, как замечает Сергей Александрович, Китай на протяжении всего пути будет делать базы поддержки, а защищать все эти проекты должны будут новые китайские ВМС.

«На это китайцы не пожалеют никаких средств, не говоря уже о том, что в таких портах Пекин собирается организовать свободные экономические зоны. Все это уже позиционируется, как прямые китайские экономически интересы, вследствие чего в китайский военно-морской флот сегодня пошли беспрецедентные для этой страны инвестиции», - резюмирует Луконин.

Это свидетельствует о том, что Китай на сегодня делает основную ставку в развитие собственных ВМС, не говоря же об инновационном подтексте во всем этом стратегическом проекте.

Пекин создает опорные точки ВМС на всем пути к Суэцкому каналу

«Китайцы сегодня специально осуществляют такие мегапроекты для того, чтобы это послужило инновационным фактором для развития национальной промышленности Китая, чтобы эта страна могла самостоятельно производить и проектировать все необходимые виды военной техники. И здесь нужно отметить, что китайцы идут к успеху», - констатирует Луконин.

Что касается морского варианта шелкового пути, то, как замечает эксперт, это маршрут из Китая в Европу, причем его точки можно проследить по китайским геополитическим инициативам.

«Китай сегодня осуществляет инвестиции во многие порты из Азии в Европу – в частности, это пакистанский Гвардар. Здесь китайцы также выполняют стратегическую задачу обеспечения себя энергоносителями – это в данном отношении дублирующий маршрут поставок Пекина. Кроме того, можно вспомнить китайские инвестиции на Мальдивы и на Шри-Ланку, а также военную базу, которая сегодня построена в государстве Джибути», - заключает Луконин.

Военная база в Джибути здесь весьма показательна, поскольку эта страна находится перед самым входом в Красное море и в Суэцкий канал, т.е. в торговые ворота Евросоюза.

Достаточно вспомнить про открытие второй ветки Суэцкого канала в 2015 году, которая была осуществлена в Египте при значительной роли китайского капитала.

Китай в среду спустил на воду крупнейший в Азии эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием и водоизмещением свыше 10 тыс. тонн. Многоцелевой корабль может быть оснащен различными типами ракет и способен противостоять другим кораблям, подводным лодкам, ракетам и авиации противника. Корабль станет одной из ключевых частей будущих авианосных групп КНР, при помощи которых Пекин надеется обеспечить себе господство на море и вытеснить США из азиатского региона.

«Спуск этого корабля на воду - подтверждение того, что наш народ далеко продвинулся в создании судов такого класса»,- гласит официальный пресс-релиз народно-освободительной армии КНР. Первый эсминец проекта 055 был построен на верфи «Цзянань» в Шанхае, где в настоящий момент строится еще один такой же, а еще два строятся на верфях в Даляне. Ожидается, что новый эсминец войдет в строй после испытаний в следующем году. Корабли этого проекта рассматриваются руководством КНР в качестве основы для обновленного военно-морского флота страны наравне со строящимися авианосцами, десантными кораблями и подводными лодками.

По предварительным данным, полное водоизмещение корабля составит от 10 тыс. до 12 тыс. тонн. Его длина составляет 180 м, ширина - 19 м. Он оснащен двумя модульными контейнерными пусковыми установками ракет с вертикальным стартом на 64 ячейки каждая. Они могут быть загружены как зенитными, так и противокорабельными крылатыми или противолодочными ракетами. Помимо этого на корабле установлена 130-мм автоматическая артиллерийская установка PJ-38, имеющая возможность использовать три вида боеприпасов. Защита от крылатых ракет противника на ближних дистанциях обеспечивается 30-мм многоствольной автоматической артустановкой PJ-11, а для борьбы с субмаринами на его борту будет базироваться противолодочный вертолет. Корабль будет оснащен радарами типа 346A с активными фазированными антенными решетками, а также радаром сантиметрового диапазона.

Эсминцев, сопоставимых со спущенным в КНР на воду, в мире не так много. По тоннажу его превышает только новейший американский Zumvalt водоизмещением около 15 тыс. тонн, который сейчас проходит (не совсем удачные) испытания. Прямыми конкурентами китайского корабля выступают американский эскадренный миноносец класса Arleigh Burke (в строю 63 единицы, и еще шесть должны быть построены), японские корабли класса «Атаго» (в строю две единицы) и корейские корабли класса «Король Седжон Великий» (в строю три единицы, три строятся). Их водоизмещение меньше, чем у проекта 055, что позволяет китайским СМИ называть новый эсминец КНР «крупнейшим в Азии». При этом первый корабль в серии обошелся Китаю в эквивалент $775 млн, в то время как цена Arleigh Burke типа IIA достигает $1,2 млрд.

Проект 055 станет важным компонентом будущих китайских авианосных группировок. Первая из них предположительно будет создана в середине 2020-х годов во главе с недавно спущенным на воду авианосцем проекта 001А («Шаньдун»). Создание авианосных групп заложено в нынешнюю морскую доктрину КНР, которая подразумевает постепенный переход от операций в прибрежных акваториях к операциям в открытом море.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, у России кораблей подобного класса нет. «У нас есть проект строительства кораблей аналогичного назначения типа «Лидер», но флот до сих пор не определился с тем, каким он хочет видеть этот корабль,- сообщил эксперт «Ъ».- Он подготовлен пока в двух вариантах, с ядерной и неядерной силовой установкой. При этом оба варианта очень дорогие». По мнению Андрея Фролова, в условиях сокращения затрат на госпрограмму вооружений-2025 перспективы строительства корабля «очень туманны».

Китай стремительно наращивает свои военно-морские силы. Сегодня, 28 июня, портал chinatimes.com сообщил о том, что на верфи компании Jiangnan Shipyard, расположенной в Шанхае, состоялась торжественная церемония спуска на воду эсминца нового поколения.

Впервые о разработке эсминцев проекта «Тип 055» стало известно в апреле 2014 года, когда на китайском военно-морском испытательном полигоне в Ухане был замечен масштабный макет нового корабля. В 2014 году американские специалисты классифицировали новый корабль как крейсер и посчитали, что его строительство может быть начато уже в 2016 году. Однако по данным китайских СМИ, контракт на строительство эсминца был подписан в августе 2014 года, а уже через несколько месяцев он был заложен.

Макет эсминца проекта «Тип 055»
nevskii-bastion.ru

По неофициальным данным, водоизмещение корабля составляет свыше 10 000 т (полное – свыше 12 000 т). Эсминец построен с применением стелс-технологий и оснащен газотурбинным электрогенератором мощностью порядка 100 мВт, что позволяет использовать лазерное вооружение. Длина корабля превышает 180 м, ширина составляет около 20 м.


Торжественная церемония спуска на воду первого эсминца проекта «Тип 055»
chinatimes.com

Корабль вооружен пусковыми установками общей вместимостью 128 ракет различных типов, одним 130-мм артиллерийским орудием, а также несколькими скорострельными артустановками меньшего калибра. Кроме того, эсминец оснащен площадкой и ангаром для двух вертолетов. Планируется, что испытания корабля продлятся до 2019 года, после чего он заступит на боевое дежурство.


Универсальные пусковые установки эсминцев «Тип 055» совместимы с различными типами ракет
chinamil.com.cn


Сравнительные размеры эсминцев пр. 055 и 052 D (илл. с top81.cn из публикации popsci.com от 04.06.2015)


Во время работы над первыми материалами о ВМС НОАК ( , ) проект 055 прошёл мимо меня стороной, т. к. почти всё внимание пришлось сосредоточить на выяснении действующего корабельного состава, разобраться с которым было очень непросто. Виной тому − "непрозрачность китайского военно-морского строительства − сродни той, что имела место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane"s Fighting Ships" (вольная самоцитата). Между тем, головной суперэсминец уже более года (с 27.12.2014 ссылка 3 ) находился в работе на верфи "Цзяннань", что на острове Чансин в Шанхае.

Анализировать ТТХ пр. 055 сейчас преждевременно, ибо кроме натурного макета в Ухани и сформированной носовой оконечности информации о нём крайне мало, причём главным и едва ли не единственным её источником являются дискуссии на китайских военных форумах. Предполагается , что корабль будет иметь длину порядка 183 м, ширину 22 м, газотурбинную ГЭУ, 128 УВП (2х64), 1х1 130- или 152-мм АУ, БИУС с АФАР и ангар на два вертолёта (ссылка 4 ). При указанных размерениях полное водоизмещение эсминца составит около 12 000 тонн (коэффициент общей полноты K оп=0,54 при B / T =3,14 − примерно как у РКР пр. 1164). В то же время, на приведённой выше схеме, выполненной, надо полагать, путём авторской дорисовки макета в нос и в корму, 055 получается на 10 м короче и, соответственно, на 2 000 тонн легче.

Предполагается также, что серийность постройки кораблей данного проекта составит 16 единиц (причём, 8 из них − с атомной ГЭУ), а перспективная китайская АУГ помимо авианосца будет включать в себя два больших эсминца типа 055, четыре "малых" типа 052 D и четыре фрегата типа 054 A (ссылка 4).

Может показаться, что, запуская в серию многоцелевой боевой корабль океанской зоны величиной с "вашингтонский" (тяжёлый) крейсер, ВМС НОАК бросают вызов ("перчатку") своим ближайшим конкурентам − ВМС США и ВМФ России, и делают (подтверждают) заявку на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе , однако я не стал бы ставить вопрос столь категорично. На сегодняшний день US Navy − сильнейший в мире океанский флот мультидержавного стандарта, который будет пребывать в подобном статусе ещё очень и очень долго. Даже если китайцам удастся реализовать все свои амбициозные планы и нарастить ВМС, скажем, вдвое , американцы всё равно окажутся вдвое сильнее, перебросив силы с атлантического на тихоокеанский ТВД через Панамский канал и вокруг мыса Горн (и это не считая союзников) .

Тем более, что размерения и серийность это одно, а боевая эффективность систем морских вооружений, опробованная тактика применения военно-морских сил, боевой опыт и основанная на нём методика подготовки личного состава − совсем другое. Современный американский флот родился в жарких сражениях с сильным, умным и отважным противником в Великой войне на Тихом океане и закалился, как и ВМФ СССР, в Холодной войне на всех четырёх океанах планеты, потребовавшей от обеих сторон крайнего напряжения умственных, технических и экономических ресурсов.

ТТХ создававшегося в те годы морского оружия определялись реальной возможностью скорого глобального военного столкновения не на жизнь, а на смерть, и это оружие продолжает поступательно совершенствоваться до сих пор. Китайцы же, вообще не имевшие флота во время Второй мировой и конкурентоспособного − в годы Холодной войны, вознамерились вдруг, начав с нуля, превзойти всех за какую-то пару десятилетий за счёт копирования и модернизации по своему разумению чужих разработок прежних лет. Лично я отказываюсь верить в столь удивительные достижения, а вместе с ними и в эффективность китайских ПКР, КРБД, ПЛУР, ЗУР с непонятными характеристиками, и не удивлюсь, если весь тот впечатляющий арсенал нового суперэсминца, изображённый ниже, на поверку окажется "бумажным тигром".

По отношению к ВМС США и всем, кто считает их образцом для подражания, Type 055 − не вызов, а, скорее, стимул строить красивые корабли новых поколений в отличие от уродцев типа "Зумвальт" − плода безумно дорогого эксперимента по радикальному снижению ЭПР, которое, если и сделает их малозаметными "14-метровыми шхунами", то только на первое время − чтобы скрыть свой радиотехнический портрет от средств РТР, им придётся выключить все РЛС, а в извечном противоборстве "брони и снаряда" рано или поздно появятся ПКР - разведчики с пассивными РГСН и заложенными в память РТ-портретами, которые будут наводить на правильную цель другие ракеты в залпе.

Применительно к ВМФ России, суперэсминцы пр. 055 также являются стимулом, но не по части корабельной архитектуры (за исключением 20386 и концепт-проектов КГНЦ, у нас с этим пока всё в порядке), а касательно масштабов и темпов строительства. В своё время мы научили китайских товарищей строить боевые корабли , сегодня нам не грех поучиться у своих учеников.


Носовая оконечность головного эсминца типа 055 на верфи "Цзяннань", Шанхай (фото Hongjian с hobbyshanghai.net из публикации popsci.com от 20.10.2016)

Церемония начала строительства головного эсминца типа 055, 27.12.2014 (фото с militaryparitet.com)

Loading...Loading...