В соответствии с чем проводится соут. Что такое спецоценка условий труда? Спецоценка условий труда: сроки проведения. Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

СОУТ - специальная оценка условий труда - это пришедшая с 2014 года на смену аттестации рабочих мест процедура, направленная на установление негативных факторов в сфере труда и степени их воздействия на работника. Какие мероприятия проводятся в рамках СОУТ, с участием кого и с какой целью, рассмотрим в данной статье.

Что такое СОУТ рабочих мест (расшифровка и правовое регулирование)?

СОУТ — аббревиатура, с которой должен быть знаком каждый работодатель, имеющий в штате сотрудников. Расшифровывается данное сочетание как «специальная оценка условий труда». С 2014 года СОУТ не только заменила собой АРМ (аттестацию рабочих мест), но и во многом расширила комплекс проводимых мероприятий.

АРМ как обязанность работодателя существовала в ТК РФ до 31.12.2013. Порядок ее проведения был утвержден соответствующим приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. Понятие СОУТ фигурировало в ч. 4 ст. 58.3 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ», результаты которой при проведении процедуры в порядке, определенном отдельным законом, могли применяться в качестве основания для освобождения организации от обязанности уплаты взносов по страхованию в ПФР по дополнительным ставкам.

28.12.2013 был подписан закон о поправках в отдельные законодательные акты от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который упразднил вышеперечисленные нормы и исключил АРМ из ТК РФ. Одновременно с ним увидел свет закон «О СОУТ» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — закон № 426), который полностью заменил собой ранее существовавшие положения об АРМ и установил порядок проведения нововведенной процедуры. 01.01.2014 указанные выше акты вступили в законную силу.

Чем является специальная оценка условий труда на рабочем месте?

Специальная оценка рабочих мест по условиям труда является единой совокупностью последовательно реализуемых мероприятий, направленных (ч. 1 ст. 3 закона № 426):

  • на идентификацию возникающих в процессе труда негативных факторов, являющихся вредными либо представляющими опасность для здоровья трудящихся;
  • оценку степени влияния указанных выше факторов на работника, учитывая отклонение их реальных значений от установленных гигиенических показателей (нормативов) условий труда (далее — УТ) и эффективности использования индивидуальных и коллективных средств защиты трудящихся.

Спецоценка организуется в отношении всех трудящихся, в том числе офисных сотрудников. Исключение составляют (ч. 3 ст. 3 закона № 426):

  • надомники (ст. 310 ТК РФ);
  • сотрудники, выполняющие работу дистанционным способом (ст. 312.1 ТК РФ);
  • лица, поступившие на работу к физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП.

Итогом проведения СОУТ является определение классов или подклассов УТ на местах, где сотрудниками фактически осуществляется работа (ч. 2 ст. 3 закона № 426).

В зависимости от степени вредности или уровня опасности выделяется 4 категории УТ:

  • оптимальные — УТ 1 класса;
  • допустимые — УТ 2 класса;
  • вредные — УТ 3 класса;
  • опасные — УТ 4 класса.

Подробное описание каждой категории приведенной классификации содержится в ст. 14 закона № 426.

Какова цель СОУТ в области осуществления мер по охране труда?

Итоговые результаты спецоценки применяются в следующих целях (ст. 7 закона № 426):

  • для организации мероприятий, способствующих улучшению УТ трудящихся;
  • информирования сотрудников об УТ, имеющихся рисках негативного влияния на их здоровье, способах защиты, а также полагающихся гарантиях и компенсационных выплатах;
  • оснащения персонала средствами индивидуальной, а рабочих мест (далее — РМ) — коллективной защиты;
  • контроля за состоянием УТ на РМ;
  • организации обязательных медосмотров сотрудников — как предварительных (при устройстве лица в организацию), так и периодических (в процессе осуществления работы);
  • подготовки отчетности об УТ в органы статистики;
  • проведения оценки степени профессиональных рисков на производстве;
  • урегулирования разногласий, возникающих в процессе обеспечения безопасных УТ;
  • принятия иных мер, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ.

Что включает в себя СОУТ, какие этапы предусматривает, каковы последствия ее проведения?

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 закона № 426, спецоценку организует работодатель за свой счет, привлекая на основании договора организацию, специализирующую в этой области (далее — организация-оценщик). При этом проводить спецоценку правомочны только аттестованные эксперты. Если в штате организации-оценщика менее 5 таких сотрудников, причем хотя бы у одного из них нет высшего образования в области гигиены труда, общей гигиены или лабораторных исследований санитарии и гигиены, она не имеет права оказывать данную услугу.

Проходить СОУТ необходимо как минимум 1 раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 закона № 426). В определенных ст. 17 того же закона случаях (например, при вводе новых РМ), руководитель обязан организовать спецоценку вне установленного плана в сроки, установленные указанной нормой (например, в течение года после ввода новых РМ).

Не знаете свои права?

Примечание: в случае прохождения АРМ до начала 2014 года СОУТ может не осуществляться 5 лет, в течение которых результаты аттестации считаются действительными. Исключением является организация внеплановой СОУТ (ч. 4 ст. 27 закона № 426).

СОУТ проходит в несколько этапов.

1. Подготовка

На данной стадии работодатель:


До начала осуществления СОУТ комиссия утверждает список РМ (с указанием аналогичных), в отношении которых будет проведено данное мероприятие (ч. 5 ст. 9 закона № 426). Аналогичными признаются РМ с полностью идентичными УТ (ч. 6 ст. 9 закона № 426). СОУТ осуществляется в отношении 20% аналогичных РМ от их общего количества, но не менее 2 (ч. 1 ст. 16 закона № 426).

2. Идентификация

Процедура идентификации осуществляется в соответствии с методикой проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н (далее — Методика). Важную роль в идентификации играет и классификатор негативных факторов производства (приложение № 2 к приказу № 33н), который содержит перечень отрицательно влияющих на здоровье сотрудника условий (физических, биологических, химических и др.).

Идентификация представляет собой выявление и сопоставление совпадений фактически имеющихся УТ с предположительно вредными (опасными) показателями, содержащимися в классификаторе (ч. 1 ст. 10 закона № 426). Проводит ее исключительно эксперт организации-оценщика, а результаты идентификации утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 закона № 426).

Указанная процедура не производится в отношении РМ (ч. 6 ст. 10 закона № 426):

  • сотрудников, чьи специальности содержатся в списках, на основании которых заблаговременно назначается страховая пенсия по достижении старости;
  • работников, которым за УТ при воздействии негативных факторов полагаются гарантии и компенсационные выплаты;
  • по результатам ранее организованной аттестации (или СОУТ) которых уже были установлены негативные факторы УТ.

Итогом идентификации является признание допустимости УТ в случае, когда негативные факторы не были обнаружены, либо выявление недопустимых показателей (ч. 5 ст. 10 закона № 426). В последнем случае участники комиссии должны принять совместное решение об испытании данных факторов, которое проводится экспертами лаборатории организации-оценщика (ст. 12 закона № 426).

3. Оформление результатов

Работодатель, осуществивший СОУТ - специальную оценку условий труда, должен составить отчет и отразить в нем полученные результаты. Данный документ утверждается председателем комиссии и подписывается всеми ее членами (ч. 1, 2 ст. 15 закона № 426).

  • уведомить о проведенной СОУТ организацию-оценщика путем направления в ее адрес отчета (копии) не позднее 3 дней с момента его оформления и подписания (ч. 5.1 ст. 15 закона № 426);
  • ознакомить персонал с итогами спецоценки под подпись, а также разместить информацию о проведенной СОУТ на своем сайте (если он имеется) в течение 30 дней с момента окончательного формирования и принятия отчета (ч. 5, 6 ст. 15 закона № 426).

4. Декларирование факта соответствия УТ нормативам

Это необходимо в том случае, если негативных факторов не было выявлено в ходе СОУТ, либо они были определены в качестве допустимых показателей или признаны оптимальными. Декларация предъявляется в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя (ч. 1 ст. 11 закона № 426) по форме, утв. приказом Минтруда РФ «О форме и порядке подачи декларации…» от 07.02.2014 № 80н. Также сведения о результатах СОУТ работодателю необходимо указывать в итоговой отчетности, направляемой в ФСС РФ (п. 18 ч. 2 ст. 17 закона «Об обязательном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Последствия СОУТ

По факту произведенной СОУТ при выявлении негативных факторов для работников могут быть установлены определенные привилегии, в частности:

  • укороченная продолжительность трудовой недели — не превышающая 36 часов (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
  • дополнительно предоставляемый отпуск, который должен быть оплачен, — от 7 дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ);
  • повышенная сумма оклада — плюс 4% обычной тарифной ставки к уже имеющейся (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

СОУТ — изменения в 2017-2018 годах

В связи с тем, что закон № 426 еще достаточно молод, в ходе его исполнения периодически возникает необходимость редактирования некоторых положений. Так, в 2016 году законом «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ был внесен ряд нововведений. В частности, стало возможным учитывать мнение работников относительно идентификации негативных факторов и направлять их предложения наряду с иной документаций организации-оценщику перед проведением СОУТ (п. 2 ч. 2 ст. 4 закона № 426). Подавать декларацию разрешили не только при отсутствии негативных факторов, но и при зачете их в качестве допустимых или оптимальных (ч. 1 ст. 11 закона № 426). В феврале 2017 года вступила в действие обновленная редакция методики проведения СОУТ (поправки внесены приказом Минтруда от 14.11.2016 № 642н).

Итак, проведение СОУТ - специальной оценки условий труда - является обязательным для всех без исключения работодателей. Обязательность связана с необходимостью выявления показателей, отрицательно влияющих на здоровье человека, для создания УТ, соответствующих государственным нормативам, и предупреждения развития профзаболеваний.

21.08.2014

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка)

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/ .

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации - 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/ .

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу:

О ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке , установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;

10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (при наличии).

1.1. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, указанный в части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .
Loading...Loading...