План создания учебного центра. Учебный центр – как бизнес. Как открыть свой учебный центр? Жизненный цикл корпоративного учебного центра

Сейчас очень популярно стало получать дополнительное образование, как в сфере своей профессии, так и дополнительного самообразования взрослым и детям. Спрос рождает предложения, поэтому открытие учебного центра дополнительного образования вполне хорошая возможность для заработка. Рассмотрим все этапы, как открыть учебный центр?

Как открыть учебный центр- выбор ниши!


Определите, в каком формате Вы хотите обучать и кого?

Обычно дополнительное образование можно встретить в виде курсов, тренингов, семинаров, лекций, мастер-классов, образовательных марафонов.

Их условно классифицируют:

  1. По времени обучения.

Продолжительность мероприятий зависит от заявленной программы, которая может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
К такому длительному формату обучения можно отнести курсы иностранного языка, дизайна и прочие дисциплины. Программа разбивается на несколько уровней подготовки, длительность которых в среднем от 3-х месяцев до 2 лет. Длительное обучение хорошо тем, что длительное время будет поступать доход от учеников в виде ежемесячных взносов.

Краткосрочное обучение может быть от нескольких часов, как мастер-класс, до 2-х месяцев, как образовательный марафон или тренинг.

  1. По тематике курсов, которая бывает:

Профессиональная –это повышение уровня профессиональных знаний, либо освоение новых профессий, как бухгалтера, дизайнера, флориста, маникюрши, парикмахера, бармена и др.

Общеобразовательные — когда развивают отдельные навыки, например, иностранные языки, либо прокачивают личностные качества, так называемые популярные сейчас тренинги личностного роста.

Творческие курсы, когда учат рисовать, шить, вязать, делать кукол, плетению из бисера, вышивать, резьбе по дереву и другим, в формате хобби.

  1. Классификация по возрасту аудитории.
    Они делятся на детские, подростковые, взрослые.

Определившись с программой обучения и аудиторией, переходим к следующему шагу.

Как формировать штат сотрудников?

Для обеспечения жизнедеятельности учебного центра понадобится администратор, бухгалтер, преподаватели, уборщица.

Педагоги могут быть как штатными сотрудниками, так и приглашаемыми со стороны.

Для специализированного учебного центра, который обучает постоянно одним и тем же курсам, необходим постоянный штатный преподавательский состав.

Есть учебные центры, которые служат только площадкой для проведения образовательных программ. Сейчас такой формат популярен, когда за арендную плату сдаются площади от часов до нескольких дней, оборудованные всем необходимым для проведения образовательных мероприятий. В таком случае преподавательский состав не нужен, достаточно администратора, уборщицы. Бухгалтер также внештатный на аутосерсинге.

Как подобрать помещение?

В основном учебные заведения расположены в центральных районах, что очень удобно людям для всех районов города. Как открыть учебный центр рентабельно? Выбирайте лучше центральное место!

Исключением могут стать спальные районы, которые удобны для детских образовательных центров.

Помещение должно соответствовать санитарным нормам.
Его размеры и планировка зависит от выбранной концепции учебного центра.

Это могут быть как большие комнаты, либо небольшие классы. Обязательным условием необходим санузел, комната- кухня, где можно отдохнуть сотрудникам в обед или перекусить ученикам во время учебного процесса.

Какое необходимое оборудование?

Основное оборудование -это столы, стулья, доска или флипчарт, проектор, канцелярские принадлежности.

От тематики учебного центра может еще понадобится учебный методический материал, компьютеры, для детей –игрушки и ковровое покрытие на полу.

Как официально оформить?

Могут быть вопросы: как открыть учебный центр, нужна ведь лицензия. Для ведения образовательной деятельности формата курсов лицензия не требуется. Только должна быть обязательная регистрация в налоговых органах.

Также необходим следующий пакет документов:

Список обучающих программ центра;
— документы на наличие высококвалифицированного преподавательского состава;
— документы на помещение, соответствующее всем санитарным нормам;
— документы на обеспечение процесса обучения всем необходимым;
— сведения о регистрации негосударственного учебного заведения.

Какие будут затраты?

Сказать определенную цифру сложно, т.к. стоимость арендой платы и заработной платы сотрудникам от регионов значительно отличаются.

Чтобы не упустить ничего из виду подведем смету из чего они складываются:

  1. Аренда помещения, возможно, потребуется дополнительный ремонт;
  2. Закупка оборудования;
  3. Зарплата персоналу;
  4. Затраты на рекламу;

Часть расходов можно сократить на зарплате. Например, начислять зарплату по количеству учеников.

Варьироваться могут затраты на рекламу. Зависит от способов продвижения. Одним работающим способом является интернет реклама. Необязательно сразу создавать свой сайт, достаточно сделать рекламу в соц. сетях, разместить объявление на форумах, что намного дешевле на начальном этапе, чем вкладываться в сайт.

Как стоит продвигать учебный центр?

Маркетинговая стратегия развития строится по выбранной концепции.

Если Вы обучаете профессиям, то стоит получить поддержку центров занятости населения, которые смогут направлять к вам для переобучения. Дать объявления на городских форумах.

Для детских центров надо размещать объявления на форумах, журналах для мам. В детских развлекательных центрах. Даже может пройти рядом стоящие дома и расклеить объявление у подъезда.

Где заработать денег: 5 уникальных идей для бизнеса, которые помогут разбогатеть! Как быстро заработать денег в канун праздников? Работающие способы от Анатомии Бизнеса!

Чтобы идти в ногу со временем, компания "Очаково" постоянно расширяет свои производственные мощности и дистрибьюторскую сеть, появляются новые рабочие места. Около двух лет назад вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников потребовали от службы по работе c персоналом более пристального внимания. Именно в связи с этим два года назад меня пригласили на работу в компанию и предложили создать на предприятии собственный учебный центр. К этому времени у меня уже был накоплен большой практический опыт по налаживанию системы обучения в различных компаниях, но такая амбициозная задача – стать руководителем учебного центра целого предприятия – передо мной встала впервые.

На первом этапе для меня важно было определиться с созданием и воплощением в жизнь комплексной, поэтапной программы обучения сотрудников, начиная их введением в должность и заканчивая периодическим повышением квалификации служащих высшего разряда.

Первое знакомство с предприятием

Первое, что проходят новички, поступающие на работу в компанию, – это полуторачасовой адаптационный тренинг по продукции. Мы рассказываем им о существующих ассортиментных линейках, даем ту информацию, которую не прочтешь на этикетках. А также знакомим коллег с историей предприятия, достижениями, планами и перспективами развития. Это довольно большой объем информации. Для того чтобы она лучше усвоилась, сразу после тренинга новички отправляются на экскурсию по производственным цехам, так что их представления о процессе не ограничиваются теорией. При этом мы считаем, что не имеет значения, на какую должность поступает сотрудник. В любом случае он должен обладать максимально полной информацией обо всех брэндах и о процессе производства. В конце концов, наша продукция – результат наших совместных усилий, чем бы конкретно каждый из нас ни занимался, поэтому важно иметь представление о производстве в целом. Важно знать, во что именно ты вкладываешь свой труд.

Тяжело в учении...

В основе нашей системы адаптации – институт наставничества. Именно он вкупе с деятельностью учебного центра обеспечивает необходимый уровень профессионализма персонала. Суть методики в том, что к каждому новичку прикрепляется куратор, который помогает ему войти в должность, освоиться на новом месте. Куратор подбирается из числа опытных сотрудников, обладающих высоким разрядом. Наставник не только помогает и обучает, но и наблюдает, оценивает профессиональные и личностные качества своего подшефного.

В последнее время институт наставничества активно внедряется в департаменте продаж. Торговый представитель или мерчандайзер, приступая к работе, сначала проходит базовый тренинг по продажам. Традиционно продавцы разной специализации обучаются по одинаковым программам, однако мы считаем, что это неправильно, поэтому наши обучающие программы несколько разнятся. В частности, в подготовке мерчандайзера делается упор на развитие коммуникативных навыков.

Затем наступает стадия полевого обучения: торговый представитель в сопровождении супервайзера приступает к реализации полученных знаний на практике. В посттренинговое сопровождение входит коучинг и развитие у сотрудника практических навыков работы. Проводятся совместные визиты к клиентам. Как бы ни развивались события на месте, супервайзер не может вмешиваться в ситуацию, его задача – наблюдать, а затем проанализировать вместе с сотрудником его верные и неверные действия. Результаты полевых тренингов фиксируются в специально разработанных таблицах, на основании которых можно судить об эффективности обучения.

Оценка эффективности

Закономерный этап обучения – оценка его эффективности. Она производится на нескольких уровнях: уровне реакций (посредством анкетирования учитываются все пожелания и комментарии участников, вносятся коррективы), уровне усвоения (тестирование или экзамен), уровне поведения (те самые таблицы, отражающие характер и качество работы в полях). В ближайшем будущем мы планируем разработать и внедрить более глубокую оценку результативности обучения, которая будет основана на профессиональных компетенциях и повышении их уровня по окончании обучения.

Не последнюю роль в анализе эффективности играет обратная связь – как с рядовыми сотрудниками, так и с руководителями подразделений. Последние лучше всего представляют, в каком обучении нуждаются сотрудники, поэтому их мнение очень важно для нас. В том числе и на этапе разработки учебных программ. Например, некоторые тренинги первоначально обкатывались на руководящих работниках, составлявших своего рода фокус-группу. Руководители в роли обучаемых способны одновременно проанализировать и свое положение, и характер тренинга. И высказать свои замечания и пожелания, внести необходимые коррективы.

Нет предела совершенству

У нас предусмотрено обучение сотрудников на всех этапах их продвижения по карьерной лестнице, вхождением в должностьне ограничивается. Тем более что в нашей компании всячески поощряется инициатива и желание добиваться успеха на любом уровне. Стремление к личному и профессиональному росту не остается незамеченным, есть немало возможностей его реализовать. Например, сотрудник волен сам выбирать регулярность проведения аттестаций на повышение разряда. Более того, он в любой момент может кардинально поменять сферу своей деятельности: существует внутренний конкурс на открытые вакансии, любой сотрудник может выдвинуть свою кандидатуру. Специальная комиссия оценивает потенциал кандидата и принимает решение о его назначении, а учебный центр подключается на этапе профессиональной подготовки или переподготовки.

Помимо базовых образовательных программ учебный центр разрабатывает и специальные курсы. Например, по выявлению потребностей клиентов, работе с возражениями, грамотной презентации товаров.

В случаях, когда учебный центр не обладает достаточным ресурсом для самостоятельного проведения необходимого тренинга, привлекаются специалисты тренинговых и консалтинговых компаний, преподаватели профильных учебных заведений, учебные центры фирм – разработчиков технологического оборудования. Например, мы уже давно и активно сотрудничаем с учебными центрами российских представительств фирм Doemens (Мюнхенская академия пивоварения), Siemens, Festo, Mannesmann Demag Plastservice, кафедрами Московского государственного университета пищевых производств.

У нас предусмотрено обучение сотрудников на всех этапах продвижения по карьерной лестнице, вхождением в должность дело не ограничивается

Сам себе наставник

Большое внимание уделяется и самообразованию работников. С этой целью мы приобретаем современную техническую литературу, разрабатываем специализированные учебные пособия, в том числе и в электронном формате. В планах учебного центра – организовать на корпоративном сайте "Очаково" специальный портал, реализующий функции электронного читального зала.
Кроме того, мы сейчас разрабатываем систему дистанционного обучения для сотрудников региональных филиалов и представительств.

Под единым началом

У комбината имеется четыре филиала и 33 региональных представительства. Высокие стандарты качества работы должны соблюдаться в каждом из них, что напрямую зависит от обучения персонала. На сегодняшний день сотрудники учебного центра выезжают на места, но в скором будущем предполагается ввести систему обучения региональными тренерами.
Мы регулярно проводим конференции для московского, краснодарского, пензенского и белгородского департаментов продаж. Во время этих встреч сотрудники обмениваются опытом, получают информацию о текущей ситуации в компании и о стратегических планах развития. Важно, что подобные мероприятия позволяют каждому сотруднику ощутить себя частью большого коллектива, что повышает лояльность и уровень мотивации.
Корпоративные образовательные программы в крупных и разветвленных компаниях, подобных нашей, способствуют развитию общей коммуникационной среды, внедрению единых стандартов качества работы в различных структурных и территориальных подразделениях, помогают формировать единое пространство, в котором каждому сотруднику предприятия комфортно работать и развиваться.

Нас часто спрашивают – «Как отрыть учебный центр» , насколько это тяжело, насколько это затратно?

В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

  • Создание и открытие учебного центра.
  • Лицензирование.
  • Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
  • Создание обучающего сайта.
  • Создание материально-технической базы.
  • Поддержка и развитие учебного центра.
  • Аренда.
  • Оплата преподавателям и персоналу.
  • Продвижение учебного центра.
  • Добавление в лицензию новых профессий.
  • Совершенствование материально-технической базы.
  • Поддержка обучающего сайта.
  • Создание и корректировка новых программ обучения.

Естественно, в этом списке не отражены многие «мелочи», а также совершенно не отражена «нематериальная часть» - ваше личное время и нервы.

Учебные центры организаций отличает несколько моментов.

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Во первых, им часто бывает не нужна лицензия - ведь они не собираются брать за обучение деньги с собственного персонала, дилеров и партнеров. Так что этот пункт можно исключить. Но тогда прошедшие обучение будут получать на руки «фантики» вместо серьезных «корочек». Зато это удешевляет процесс.

Во вторых, организации могут попытаться сэкономить на работе учебного центра, поручив неоплачиваемые допнагрузки и без того нагруженному персоналу. Ни о каких материально-технических базах, а тем более серьезных программах обучения речь тогда уже вестись не может. Создание корпоративного учебного центра из-за этого становится похожим на создание «корпоративного листка», который никто не читает, или «корпоративной пьянки», которая разобщает людей.

И наконец, организациям важно обращать внимание на такие важные элементы, как внедрение с помощью учебного центра собственной идеологии и норм. Это дополнительные усилия и финансовые затраты, которые необходимы.

Реально открыть и вывести на самоокупаемость серьезный учебный центр за период от 2–3 месяцев до 1 года.

Практические занятия:

  • Изучение вопросов, интересных слушателям курсов.
  • Основные этапы организации учебного центра с подробным рассмотрением каждого этапа.
  • Лицензирование.
  • Привлечение инвесторов и партнеров.
  • Изучение практических примеров создания успешных учебных центров.
  • Алгоритм работы учебного Центра.
  • Шаблоны основных документов.
  • Алгоритмы создания и продвижения сайта учебного центра.
  • На чем может заработать учебный центр.
  • Развитие учебного центра.
  • Тренинги.

Бизнес-образование — Учебные программы

Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ реализует программы бизнес обучения, дополнительного образования в области общего и функционального менеджмента:

Все программы бизнес-обучения направлены на подготовку менеджеров высшего управленческого звена и консультантов широкого профиля, обладающих современными знаниями и квалификацией, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их подразделениями. Формирование и развитие у руководителя ключевых компетенций помогает не только выработать навыки системного подхода к стратегическим задачам бизнеса, но и структурировать их собственный деловой опыт

Основные программы

Программы МВА Высшей школы менеджмента разработаны с использованием международного опыта и с учетом реалий российского бизнеса.

Программа Executive Master of Management in HR - Стратегическое управление человеческими ресурсами – принципиально новая программа, разработанная лучшими профессорами, преподавателями Высшей школы экономики и лучшими практиками и экспертами в области HR, обладающими уникальным опытом работы в больших российских и мультинациональных компаниях.

Программы Executive MBA и DBA - это оригинальные разработки Школы, ориентированные на топ-менеджеров и собственников российских компаний.

Программа «Школа лидерства» разработана с ориентацией на участников конкурса «Лидеры России», людей образованных и амбициозных.

Корпоративные программы Высшей школы менеджмента ориентированы на компаний, которые хотят повысить квалификацию своих менеджеров. Для обучения своих сотрудников фирмы могут выбрать любые дисциплины из широкого набора предлагаемых курсов, для них проектируются как краткосрочные бизнес-семинары , так и средне- и долгосрочные программы, вплоть до корпоративных программ уровня Executive MBA в адаптированном к требованиям компаний формате.

Условия поступления, организация и продолжительность обучения

При поступлении на программы бизнес обучения Высшей школы менеджмента проводится собеседование или тестирование

Обязательным условием для принятия на программы MBA, Executive Master of Management, Еxecutive МВА и программы ПП «Школа лидерства» является наличие высшего образования и опыта работы. Программа DBA имеет дополнительные требования

Программы реализуются в двух формах - вечерней и модульной

Продолжительность бизнес обучения зависит от выбранной программы и варьируется в пределах 0,9–2,3 года

Процесс обучения и результаты

Образовательный процесс в Высшей школе менеджмента организован по смешанному типу, что предполагает использование различных методов обучения: от лекций и бизнес семинаров до решения кейсов и дискуссий. При этом упор делается именно на активные формы обучения: тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций.

Лицензия учебному центру не нужна

Занятия проводятся преподавательским составом, имеющим богатый опыт также в области принятия бизнес-решений и управленческого консультирования. В ходе семинаров преподаватель выстраивает работу, направляя ее и на усвоение материала слушателями, и на контроль их индивидуальной подготовки. Тренинги способствуют приобретению навыков адекватной реакции на конкретные ситуации, возникающие в ходе деятельности компании. На лекциях нарабатывается теоретический материал, служащий основой для активных форм общения. Большое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе обучающихся, в ходе которой они изучают специальную литературу, а также выполняют задания по пройденной теме или готовят собственный проект с привязкой полученных знаний к деятельности конкретной компании.

Такая организация бизнес курсов носит по большей части прикладной характер и уже на протяжении многих лет доказывает свою жизнеспособность и эффективность. Примеры из российской практики, обсуждаемые на бизнес семинарах, призваны адаптировать международную практику к отечественным реалиям, что дает возможность получить знания и опыт в сфере российского и международного бизнеса.

Обучение по программам Высшей школы менеджмента завершается защитой выпускной квалификационной работы или диссертации.

Диплом MBA является подтверждением успешно пройденного обучения и соответствует высоким международным стандартам.

Как открыть учебный центр парикмахеров и маникюрщиц: бизнес идея

Необходимость приводить в порядок волосы на голове наработана у человека до автоматизма. Уход за руками и ногтями также приближается к потребности на генетическом уровне. Поэтому стремительный рост числа заведений, предлагающих услуги стрижки и маникюра, воспринимается как должное. Но где взять столько обслуживающего персонала? Ответ находят предприимчивые люди, организовывающие курсы обучения парикмахерскому мастерству. Параллельно они ставят на конвейер обучение искусству маникюра и готовят специалистов-стилистов.

Бизнес получается вполне рентабельный и не самый сложный в организации. Зарегистрировавшись в качестве автономной (независимой) некоммерческой организации, предприниматель не нуждается ни в каких дополнительных лицензиях или особых разрешениях.

Санитарные нормативы для одного парикмахерского места требуют. Но из расчета 5 учебных мест, найти в городе просторное помещение площадью не менее не столь сложно.

Поскольку месторасположение учебного центра особой роли не играет, можно слегка сэкономить на аренде, но все равно она «выльется в копеечку» (за квадратный метр — 2,5 тыс. рублей). Предметы мебельного интерьера и учебного оборудования (стулья, стойки, зеркала, мойки) можно приобрести отечественные. Оснащение каждого рабочего места потянет до десяти тысяч рублей.

Немалая статья затрат - расходные материалы. Удобные острые ножницы, качественные краски, профессиональные расчески, массажные щетки, кисти для сметки и окраски волос, парикмахерские пеньюары и прочая атрибутика обойдется в сумму до $1тыс. А еще каждому ученику понадобится тренажерный манекен за 1,5 тысячи рублей.

Обучение целесообразно поставить на поток, набирая одновременно до 5 групп по 5 человек.

Как открыть учебный центр? Алгоритм как начать зарабатывать на знаниях!

Средняя стоимость трехмесячных парикмахерских курсов - в районе 22 тысяч рублей. Минимальная положительная рентабельность получается при наборе хотя бы 10 учеников на курс.

Если позволяет время и возможность, можно дополнить основную учебу краткосрочным дополнительным курсом (например, цикл занятий «Свадебные прически»). Это добавит в «копилку доходов» еще по 12 тысяч с человека.

Занятия будут идти в интенсивном режиме, выдержать который способен не каждый преподаватель. Поэтому при выборе кандидатуры педагога нужен особенный подход. Помимо высокого индивидуального профессионального мастерства преподаватель обязан уметь донести свои навыки и знания до учеников. Потребуется и психологическая выдержка, и физическая выносливость. Оценка такого преподавательского труда составит порядка 15000 рублей.

Курсы маникюра организуются по подобной схеме. Только по санитарным нормам для одного мастера маникюра достаточно. Покупка оборудования и мебели для оснащения маникюрного рабочего места будет дешевле парикмахерских затрат. Всего 3 тысячи рублей понадобится для одного ученического комплекта, в который входят всевозможные пилочки, ножнички, щеточки, лопаточки, а также специальная шлифмашинка и стерилизационное оборудование. На каждого ученика нужно как минимум три маникюрных комплекта. На роль педагога пригласите авторитетного стильного мастера, которому есть чему научить новичков. Это сделает ваш кошелек тоньше тысяч на сорок, зато добавит школе престижности и популярности.

Стоимость маникюрного курса — около 11 тысяч, зато группы можно комплектовать до 8 человек. По аналогии с парикмахерским обучением основные маникюрные курсы могут сопровождаться дополнительными. Например, серия занятий по наращиванию ногтей стоит 8 тысяч, а курсы по художественной росписи - 10тысяч рублей.

Некоторые ученики стремятся овладеть одновременно искусством парикмахера и маникюра. Попробуйте поощрить такое рвение небольшой скидкой на обучение. Это может стать примером для подражания, что принесет вам дополнительную выгоду.

Еще одним стимулом для учеников будет гарантия их трудоустройства после окончания курсов. Такую привилегию вы сможете обеспечить, если заключите договора с салонами красоты на выгодных для обеих сторон условиях. Имидж школы от такого сотрудничества только повысится, что со временем принесет дополнительные дивиденды.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.bisgid.ru

Комментарии пользователей

Статья написана при информационной поддержке сотрудников компании Объединение Регистрация http://oreg.pro/

Деятельность образовательного характера обязательно должна лицензироваться. Не лицензировать свою образовательную деятельность имеют право только преподаватели, занимающиеся индивидуальным репетиторством. Всем остальным придется получить лицензию на обучение. О том, как это сделать, читайте в данной статье.

Кому нужно получать

Лицензию на обучение в обязательном порядке должны получить следующие юрлица:

  • Гос. и частные некоммерческие фирмы, деятельность которых в первую очередь нацелена на предоставление образования, а не на извлечение прибыли;
  • Коммерческие фирмы, целью которых является получение прибыли от предоставления услуг образовательного характера;
  • Филиалы образовательных компаний;
  • Частные бизнесмены, осуществляющие деятельность с наемным персоналом;
  • Научные учреждения.

Услуги должны оказываться по одной, или сразу нескольким из следующих образовательных программ:

  • Высшее или среднее специальное;
  • Дошкольное;
  • Общеобразовательное;
  • Доп. образование, как для детей, так и для взрослых;
  • Повышение уровня квалификации.

Законодательные требования

Действующим законодательством установлено, что кандидат на получение лицензии должен выполнить ряд требований:

  1. Наличие помещения, в котором будет осуществляться обучение.
  2. Наличие всего необходимого для процесса обучения (спец. оборудования, мебели, учебников, инвентаря и прочее).
  3. Наличие программ образования.
  4. Создание условий, которые требуются для ведения образовательной деятельности.
  5. Наличие разрешения от Санэпиднадзора.
  6. Наличие преподавательского состава (его необходимо полностью утвердить до того, как подавать заявку на получение лицензии).
  7. Наличие документов, разрешающих получение доступа к материалам, которые являются гос. тайной.

Необходимая документация

Для получения лицензии на обучение необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление на получение;
  • Оригинал документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • Ксерокопии учредительных документов, заверенных нотариусом;
  • Ксерокопии следующих свидетельств: о постановке на налоговый учет, о гос. регистрации, о внесении изменений; они должны быть нотариально заверенными;
  • Документы, которые подтверждают владение территориями и помещениями;
  • Программы образования и учебные планы;
  • Сведения о преподавателях – ксерокопии их дипломов и их трудовых книжек;
  • Заключение пожарной службы, СЭС и МЧС на соответствие объектов определенным требованиям;
  • Сведения о наличии обучения с дистанционными элементами;
  • Справка, подтверждающая наличие условий для охраны здоровья и питания обучающихся;
  • Чек, подтверждающий уплату гос. пошлины;
  • Опись всего пакета документации.

Процедура получение лицензии

Орган, занимающийся лицензированием, принимает по описи заявление, делая на нем запись о получении. Дата на описи – это день, с которого начинается процесс лицензирования:

  1. В течение трех дней работники Мин. Образования проверяют предоставленную заявителем документацию на правильность заполнения и комплектность.

    Как открыть курсы по обучению без лицензии

    Если были найдены ошибки – документы будут возвращены заявителю на исправление. На исправление ошибок у заявителя есть месяц.

  2. Если у специалистов не возникло претензий к документам, начинаются всевозможные проверки: проверяется достоверность предоставленных сведений, а также соответствие условий у заявителя лицензионным требованиям. На этом этапе также осуществляется выездная проверка.
  3. В течение шестидесяти дней с даты регистрации заявления управление по надзору в образовательной деятельности примет положительное или отрицательное решение. Если принято отрицательное решение, специалисты должны его обосновать. Причин для отказа может быть только две: предоставление ложной информации и условия, не подходящие для осуществления деятельности образовательного характера.
  4. Получения лицензия имеет неограниченный срок действия. Однако при нарушении требований ее могут временно приостановить или отозвать навсегда.

Идея бизнеса: как открыть центр по подготовки к экзаменам ЕГЭ

Как создать образовательную организацию?

Наши юристы достаточно часто получают от посетителей сайта письма с вопросами об открытии частных школ, детских садов, различных учебных курсов и т.п. Поэтому мы решили осветить данный вопрос в отдельной статье.

Образовательная деятельность регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту — "Законом").

Определение образования приведено в Законе — под ним понимается "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Несколько отличается от приведенного выше определение термина "обучение", которым согласно Закону является "целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни".

Согласно Закону, образовательную деятельность вправе осуществлять:

  • образовательные организации , которые могут создаваться только в форме некоммерческих организаций;
  • организации, осуществляющие обучение — осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели — как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Отметим, что ранее действовавшая редакция Закона (до 1 сентября 2013 года) исключала коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, АО и им подобные юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, не лицензируется образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно (т.е. лично, без приема на работу других преподавателей).

В качестве примера деятельности, которую индивидуальный предприниматель может вести без лицензии, можно привезти репетиторство, гувернерство и т.п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно), устанавливается законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, а также соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.
Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной является образовательная организация, созданная физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Наиболее часто частные образовательные организации создаются в организационно-правовой форме АНО — автономных некоммерческих организаций.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами (основными и/или дополнительными), реализация которых является основной целью их деятельности.

Законом устаноавлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные выше образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

По Закону наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Организациями, осуществляющими обучение, могут быть юридические лица любых организационно-правовых форм, в том числе такие коммерческие организации, как ООО и АО. При этом:
Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.
Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Закона.
Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Регистрация бизнеса в сфере образования

Как уже было сказано, деятельность в сфере образования вправе осуществлять юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также физические лица (граждане), зарегистрированные в качестве ИП.

Требования к учредительным документам юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, имеет свою специфику. Интересующиеся данным вопросом найдут ответ на него в Законе, здесь же только отметим, что уставы таких организаций должны содержать сведения об образовательных программах, в соответствии с которыми будет проводиться обучение.

Поскольку образовательными организациями по Закону могут быть только некоммерческие организации, их регистрация осуществляется уполномоченным на это государственным органом — Министерством юстиции РФ и его региональными Управлениями (в частности, в Санкт-Петербурге — Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу). Подробнее о регистрации некоммерческих организаций можно прочитать на этой стрнаице.

Как было сказано выше, организации, осуществляющими обучение, могут быть созданы как в форме НКО, так и коммерческих организаций. В последнем случае регистрирующим органом для них является налоговая инспекция (в Санкт-Петербурге — МИ ФНС No 15). Регистрация таких организаций производится налоговым органом в общем порядке, не отличающимся от процедуры регистрации "обычных" ООО.

Аналогично, процедура регистрации индивидуальных предпринимателей — как осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, так и привлекающих по найму педагогических работников, за исключением необходимости дополнительно представлять справки об отсутствии судимости, ничем не отличается от процедуры регистрации ИП других сфер деятельности. Регистрирующий орган — налоговая инспекция.

После государственной регистрации субъект образовательной деятельности (образовательная организация, организация, осуществляющая обучение или ИП, привлекший педагогических работников) должен получить лицензию, и лишь после этого он может приступать к оказанию образовательных услуг. С требованиями у соискателям лицензий можно ознакомиться в Законе и в соответствующих Постановлениях Правительства РФ.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии образовательная организация имеет право в порядке и сроки, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерство образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аккредитации.

Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и (или) квалификации.

Подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации образовательной организации, организации, осуществляющей обучение или индивидуального предпринимателя (ИП), а также выполнить регистрацию Вам всегда помогут специалисты компании "Петролекс".

Еще не так давно, в советское время, образовательный уровень человека не играл глобальной роли в его судьбе. Не было такой жесткой конкуренции на рынке труда, как сейчас, и даже не имея навыков, каждый имел возможность устроиться на работу и стабильно получать заработную плату. Причем обучаться многим профессиям могли прямо на месте своей занятости. За это еще и платили!

На тот момент большинство даже и подумать не могло о том, что настанут времена, когда необходимо будет иметь не одну специальность, а даже две или три, и что в условиях постепенной трансформации экономики некоторые профессионалы окажутся просто-напросто не у дел. Раньше никто не задавался вопросом, как открыть учебный центр, и не догадывался, что на обучении можно построить очень доходный бизнес.

В нынешние времена все кардинально изменилось. Сейчас работодатель предпочитает брать в свой штат уже готовые кадры, а тем более за обучение платить редко кто согласится. Понимая ситуацию, сегодня люди готовы вкладывать в знания хорошие деньги, причем не обязательно в образование детей, многие хотят повысить и свой уровень или же, приобрести в короткий срок новую профессию. Не у каждого есть возможность тратить долгие годы на дорогостоящее образование в вузах, поэтому бизнес, построенный на краткосрочном обучении, сейчас считается высокорентабельным и актуальным (если имеется правильно составленный бизнес-план), который на данный момент интересует многих инвесторов и предпринимателей.

Важно отметить, что если у человека есть план открытия какого-либо негосударственного образовательного учреждения (НОУ), то следует знать, что такой бизнес подлежит обязательному лицензированию в органах по надзору в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации.

Лицензирование обязательно должно входить в бизнес-план, так как без этой процедуры подобная деятельность будет считаться незаконной, и предпринимателя неминуемо ждут большие штрафные санкции.

Данный процесс включает в себя предоставление необходимых документов в лицензирующий орган. Рассмотрение их происходит, как правило, в течение месяца, и если проситель соответствует определенным требованиям, то после этого принимается решение о выдаче лицензии. Налог выгодно платить в данном случае по упрощенной системе.

Перечень необходимых документов для лицензируемого органа

  • Заявление, в котором необходимо будет указать, какие образовательные программы будут предоставляться в учебном центре.
  • Все сведения касаемо преподавательского состава, который должен соответствовать своей категории и иметь подтверждающие документы. Укомплектованность должна отвечать заявленному количеству будущих учащихся.
  • Документы, подтверждающие наличие соответствующего помещения для обучения и его план.
  • Сведения о том, что в наличии имеется необходимое техническое оснащение помещений и соответствующая учебно-методическая литература по каждой заявленной программе обучения.
  • Сведения о регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения с перечнем всего учредительского состава.

Вернуться к оглавлению

Какой нужен стартовый капитал, и от чего будет зависеть рентабельность

Как видно из перечисленного выше, учебный центр должен быть оснащен специальным оборудованием, и поэтому у предпринимателя после подбора подходящего помещения (оно должно быть не менее 200 кв. м) в план должны входить расходы на приобретение необходимой мебели, техники и так далее. Например, если предполагается открыть компьютерные курсы, то для этого необходимо будет купить такие предметы, как современные компьютеры, столы и стулья к ним, ксероксы, факсы и так далее.

Если же есть план , основанный на обучении будущих парикмахеров, то в центре должны присутствовать совсем другие атрибуты: зеркала, специальные кресла, профессиональные фены и так далее. В этом случае необходимо будет закупить и расходные материалы (шампуни, лаки, расчески, ножницы), которые понадобятся для обучения именно профессии парикмахера.

Другими словами, какой будет необходим стартовый капитал, в большей степени зависит от направленности обучающего центра и его объема. Бизнес-план перед началом своей деятельности прорабатывается строго в индивидуальном порядке каждым предпринимателем или инвестором, и точные цифры необходимого начального капитала назвать невозможно.

За такой бизнес можно приниматься, имея на руках сумму примерно от 300 тысяч рублей. Актуальным учебный центр будет как в больших городах, так и в поселках, где сейчас катастрофически не хватает обучающего персонала. Бизнес-план рассчитывается исходя из того, что взятие в аренду подходящего помещения будет стоить в среднем от 1-2 тыс. рублей за 1 кв. м.

НОУ можно открывать по нескольким направлениям обучения. Например, в него могут входить бухгалтерские, компьютерные и языковые курсы. Сегодня популярны такие направления, как обучение программе 1С, дизайн и верстка сайтов, изучение фэн-шуй и многие другие. На самом деле выбор направленности курсов в такой сфере неограничен, и в бизнес-план можно вносить дополнительные услуги по индивидуальному обучению даже в процессе работы центра. Такие дополнения могут меняться и от модных тенденций.

Если пошла мода на хэнд мэйд, то можно открыть, например, курсы по изготовлению кукол. Обязательно необходимо следить за насыщением рынка труда различными профессиями. В случае переизбытка на нем какой-либо специальности, нужно будет отказаться от обучения на нее в своем центре и предложить населению более востребованный вариант.

Следует учесть, чем больше учебное заведение предоставляет услуг, тем существеннее будет прибыль и, соответственно, тем быстрее оно окупится. В зависимости от вложенных средств, стоимости аренды помещения, от того, какой имеется маркетинговый план, и других факторов, такой бизнес примерно окупит себя за один-два года. Его рентабельность, как правило, составляет примерно 30% от вложенных средств.

В любой компании происходит обучение сотрудников. О его ­необходимости и задачах мы не раз говорили на страницах нашего журнала.

Н апомним, что обучение на предприятии может быть неорганизованным (когда сотрудники сами приобретают нужные им навыки) и организованным (когда процесс повышения квалификации контролируется руководством компании).

Сегодня мы остановимся на втором виде обучения.

Форм и методов организованного корпоративного обучения достаточно много. Одним из них является учебный центр. В ряде компаний учебные центры входят в структуру департаментов управления персоналом, в других являются частью производственных или продающих подразделений, ­в третьих - существуют как самостоятельные подразделения.

Некоторые компании организуют учебные центры для постоянного повышения квалификации своих работников в рамках подготовки ­кадрового резерва.

Чем привлекательна подготовка персонала в корпоративном учебном центре? Во-первых, деятельность сотрудников становится более стандартизованной и согласованной: все обучаются по одним и тем же учебным программам, у одних и тех же преподавателей, получают одни и те же знания, умения и навыки. Поэтому руководители подразделений знают, что можно требовать от своих подчиненных, как можно контролировать их работу. Другими словами, работа сотрудников и ее результат становятся предсказуемыми. То же наставничество как форма обучения по сравнению с подготовкой в учебном центре имеет существенный минус: наставники занимаются стажировкой лишь время от времени, поэтому не всегда имеют соответствующий педагогический опыт и далеко не всегда следуют программе стажировки.

Во-вторых, корпоративные учебные центры часто являются центрами инноваций.

Пример 1

Свернуть Показать

В федеральной розничной сети супермаркетов на базе учебного центра постоянно проводятся исследования в области повышения качества обслуживания. Разрабатываются алгоритмы поведения сотрудников в стандартных ­и нестандартных ситуациях, методики контроля за действиями ­работников и т.д.

Пример 2

Свернуть Показать

На одном из предприятий в сфере металлообработки усовершенствование технологий происходит именно в учебном цехе, где и совершается «обкатка» и апробирование новых методов работы силами преподавателей и учащихся на учебном оборудовании.

Однако при всех плюсах создание учебного центра целесообразно в том случае, когда приходится обучать большое количество персонала (например, при приеме на работу).

Пример 3

Свернуть Показать

Крупная розничная сеть по продаже сотовых телефонов и аксессуаров проводит постоянное обучение для новых сотрудников - продавцов-консультантов. В программу входит освоение технологии продаж, стандартов обслуживания, информация о продукции. Обучение происходит на базе региональных учебных центров.

Организация собственного учебного центра в этом случае оправдана, поскольку сеть постоянно расширяется и позиция продавца-консультанта всегда открыта.

Педагогика для взрослых

Обучение взрослых людей отличается от обучения детей и подростков. У ребенка есть собственная мотивация к обучению «от природы». Им все интересно. И это необходимо учитывать при создании корпоративного учебного центра, разработке программ и подготовке преподавателей.

Чем же отличается обучение детей от «школы» для взрослых?

1. Взрослые люди имеют определенный профессиональный и жизненный опыт и чаще всего рассматривают обучение новым навыкам сквозь призму этого опыта. Другими словами, взрослые уже имеют определенную базу навыков и это нужно учитывать при построении процесса обучения.

Пример 4

Свернуть Показать

В крупной торговой компании проводят подготовку операторов на базе учебного центра. В программу входит обучение новых сотрудников навыкам работы на компьютере, правильному произношению, регламентам обслуживания. Преподаватель Алина К., приступая к обучению новой группы, всегда беседует с каждым человеком, выясняя, насколько хорошо тот может общаться, устанавливать контакт по телефону, работать на ПК и т.д. Это позволяет Алине корректировать программу обучения в зависимости от уровня осведомленности обучающихся.

2. В отличие от детей, взрослые люди предпочитают, чтобы знания и навыки, приобретаемые ими, можно было применять на практике. Подростки могут тратить массу времени, изучая биографии рок-певцов или осваивая игру на каком-нибудь оригинальном музыкальном инструменте, то есть заниматься вещами, которые не приносят никакой выгоды. Взрослым намного труднее учиться, потому что они должны видеть, как полученные знания могут быть им полезны. Они просто не могут тратить время и силы на изучение ненужного, на их взгляд, материала.

Пример 5

Свернуть Показать

Руководство оптовой торговой компании решило пригласить бизнес-тренера Алексея Л. на постоянную работу в качестве преподавателя. Предполагалось, что Алексей будет проводить периодическое обучение торговых представителей, консультантов и менеджеров по продажам технологиям работы с клиентом и техникам прямых продаж.

После начала серии тренингов и семинаров сотрудники перестали приходить на учебу, несмотря на то, что руководство обязало их посещать занятия. Впоследствии выяснилось, Алексей Л. вел свои семинары слишком «научно», в теоретическом ключе, а обучающиеся с трудом понимали, как эти знания можно применять «на поле боя».

Таким образом, обучение сотрудников должно базироваться на большом количестве практического материала.

3. Обучающиеся сотрудники должны иметь возможность ­самостоятельно оценивать собственные успехи и неудачи в обучении.

Пример 6

Свернуть Показать

В учебном центре сети розничных магазинов используются так называемые «листки самоконтроля». Каждый работник, повышающий свою квалификацию, сам оценивает свой уровень знаний и навыков, отвечая на вопросы профессионального теста. Такая практика периодической самооценки позволяет создать у сотрудников оптимальный уровень мотивации к обучению. После подобных проверок многие обучающиеся начинают более активно спрашивать ­интересующую информацию у преподавателей.

Пример 7

Свернуть Показать

Николай С., преподаватель учебного отдела коммерческого банка, обучая операционистов, засекает с помощью секундомера время выполнения каждой операции обучающимися сотрудниками (составление отчетов, выписка документов). Контроль ведется каждый день во время двухнедельного цикла обучения. Результаты заносятся на таблицу, которая висит в учебном помещении, и каждый работник может посмотреть, насколько хорошо он продвигается в освоении навыков.

4. Взрослые люди имеют более сложную структуру мотивации к обучению. Дети могут учиться ради похвалы из уст родителей или, наоборот, опасаясь наказания. Зрелый человек желает, получив новые знания, повысить уровень дохода своей семьи, получить возможность карьерного роста, самореализации, уверенности в завтрашнем дне.

Выбираем преподавателей

Кому же можно поручить обучение сотрудников? Ниже мы рассмотрим различные варианты. А какой из них выбрать - решать только вам.

Некоторые организации предпочитают, чтобы в штате корпоративного учебного центра работали их же сотрудники, совмещая основную работу с преподаванием. Плюс такого выбора в том, что «выходцы» из родного предприятия знают специфику не только бизнес-процессов, но и корпоративной культуры. К тому же преподавателей выбирают из наиболее ­успешных работников, пользующихся у остального персонала авторитетом.

Пример 8

Свернуть Показать

В производственно-торговой компании отбор и назначение преподавателей происходит следующим образом. Во время ежегодных аттестаций выявляются наиболее квалифицированные сотрудники, обладающие хорошими коммуникативными навыками (специалисты сферы производства, продаж, работники бухгалтерии и т.д.). Этим работникам делается предложение дополнительно работать в учебном центре компании. При этом они вправе преподавать либо в свободное от работы время (после рабочего дня), либо, по согласованию ­с руководителями подразделений, преподавателям корректируется их рабочий график.

Другие фирмы - за постоянных преподавателей. На наш взгляд, это более удобный вариант, потому что сотруднику не приходится «разрываться» между основной работой и преподавательской деятельностью. Кроме того, штатный преподаватель имеет больше времени для подготовки к занятиям и может заниматься методической работой - составлять программы, ­разрабатывать методические средства.

Отметим, что инструктор должен уметь выполнить работу на самом высоком уровне и результат его труда должен быть эталоном для учеников. Конечно, довольно сложно быть асом в своей специальности (это и не нужно), занимаясь длительное время преподаванием, но преподавателю необходимо показывать по крайней мере высокий уровень компетентности. Это первое необходимое условие отбора для специалиста по обучению.

Пример 9

Свернуть Показать

Среди ведущих бизнес-семинаров порой встречаются преподаватели, способные долго и красноречиво говорить о необходимости производственного и финансового планирования, обучающие навыкам тайм-менеджмента и личной эффективности. Но нередко эти бизнес-тренеры своим поведением демонстрируют полное несоблюдение собственных же правил - опаздывают на деловые встречи, неуверенно держатся перед аудиторией, забывают свои же обещания и т.д. Такое поведение преподавателя недопустимо. Кто будет всерьез воспринимать слова человека, который, краснея и заикаясь, обучает приемам «уверенного и спокойного поведения на деловых переговорах»?

Кандидат на позицию преподавателя должен владеть навыками обучения именно взрослых людей. Это второе необходимое требование. Если сотрудник не имеет специальной подготовки в области преподавания, не стоит рассчитывать на то, что он сможет эффективно преподавать, каким бы высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной сфере он не был. Для эффективного обучения необходимо знать закономерности приобретения умений и навыков. Многие люди по ошибке считают, что учить очень легко, в связи с этим труд преподавателя в нашей стране далеко не в почете. Однако умение обучать других людей требует ­от обучающего определенной квалификации и знаний.

Пример 10

Свернуть Показать

Среди водителей-инструкторов, обучающих вождению на автомобиле, существует довольно высокая текучесть кадров. Несмотря на хорошие навыки управления машиной, инструкторы не всегда могут грамотно передать нужную информацию и помочь выработать навыки у своих учеников. В результате они испытывают нервный стресс, могут сорваться, накричать и, в конце концов, многие разочаровываются в своей работе.

Если сотрудник не имеет навыков преподавания, тренерской работы, но при этом имеет высокую мотивацию к преподаванию, то его, конечно, можно научить профессии преподавателя. Однако важно определить, что у сотрудника действительно есть мотивация к преподавательской работе, а не желание возвыситься таким образом над своими коллегами или ­пользоваться какими-либо дополнительными льготами.

Лучше всего, когда в организации уже работает профессиональный бизнес-тренер, который может «сделать» из сотрудника квалифицированного преподавателя. Если же этого нет, то сотрудника можно отправить учиться на курсы по подготовке бизнес-тренеров. Компаний, проводящих такого рода обучение, довольно много. Важно, чтобы по окончании семинаров преподаватель мог:

  • строить учебный процесс, зная основные закономерности обучения взрослых людей,
  • уверенно выступать перед аудиторией,
  • самостоятельно разрабатывать программы обучения,
  • управлять поведением отдельных участников учебной группы,
  • самостоятельно разрабатывать методические средства обучения.

Свернуть Показать

Что касается оплаты труда преподавателя, то она должна быть «завязана» на количество часов, которое тратит преподаватель на процесс обучения. По нашему мнению, это оптимальный вариант оплаты труда. Увеличение заработной платы происходит с увеличением нагрузки.

Оценка качества работы и мотивация преподавателей

Когда учебный процесс налажен и преподаватели приступили к своим обязанностям, необходимо отслеживать эффективность их работы, ­поощрять успехи и обнаруживать недостатки их работы.

Что является показателем успешной работы преподавателя (инструктора)?

Пример 11

Свернуть Показать

Качество работы Сергея Ф., тренера компании по продаже сотовых телефонов, руководство определяет следующим образом: если в салонах, где работают «ученики», повышается объем продаж, значит, эффективность преподавания высока.

Подход к оценке обучения, описанный в предыдущем примере, неправильный. На объем выручки влияет слишком много «неучебных» факторов - ценовая политика фирмы, качество рекламы, колебания рынка. Привязывать качество обучения к росту доходов или прибыли некорректно, потому что преподаватель объективно может «вкладывать душу» в свою работу, но при этом быть несправедливо оцененным на основе якобы «объективных» показателей. Компания, оценивающая работу сотрудника только на основании показателей прибыли, потому что ее можно легко посчитать, уподобляется человеку, ищущему ­потерянную вещь под светом фонаря, потому что так удобнее искать.

Пример 12

Свернуть Показать

В некоторых компаниях качество обучения измеряют таким образом. После окончания курса обучения служба управления персоналом проводит аттестацию, во время которой оцениваются достижения сотрудников, прошедших обучение, их поведение на работе, количество и качество выполненных проектов и т.д. Если результаты аттестации в целом положительные, то подготовка персонала считается успешной.

Подход, описанный в Примере 12, также неудачный. Преподаватель отвечает лишь за усвоенные учеником навыки и знания, но не может гарантировать их сохранность длительное время. Многое зависит от того, какие задания получает сотрудник, имеет ли он возможность «освежать» свои знания. Кроме того, человек может что-то знать и уметь, но не хотеть этого выполнять.

Пример 13

Свернуть Показать

В супермаркете были разработаны стандарты обслуживания клиентов для всех категорий сотрудников: как здороваться, как разговаривать с покупателем, как прощаться и т.д. После разработки стандартов руководство поручило Оксане М., менеджеру по повышению квалификации, обучить всех сотрудников новым правилам. Были сформированы учебные группы, и Оксана провела серию семинаров и тренингов.

После окончания обучения была организована акция Mistery Shopping, во время которой оценивалось качество исполнения стандартов обслуживания. Результаты проверок оказались неутешительными: регламенты обслуживания не соблюдал ни один сотрудник. Руководство сделало вывод, что обучение было некачественным, и обвинило в этом тренера. Оксана М. предложила устроить экзамен для сотрудников и проверить их знания стандартов обслуживания. Оказалось, что почти все владеют технологией работы с клиентом и знают новые правила работы.

Проанализировав ситуацию, руководство пришло к выводу, что сотрудники не выполняли стандартов обслуживания, потому что это нововведение не было подкреплено мотивационно. Сотрудники просто не знали, что с ними будет, если они откажутся выполнять регламенты, - снижение премии, увольнение, устное порицание или что-то еще. Второй причиной была ошибка непосредственных руководителей сотрудников (заведующих торговыми отделами, секторами), которые попросту не требовали от своих подчиненных неукоснительного соблюдения стандартов качественного обслуживания.

Итак, что же является показателем качества работы преподавателя? Разумеется, это объем знаний и навыков обученных сотрудников, но измеренный непосредственно после курса обучения. А вот на то, как применяются полученные навыки и насколько хорошо может сотрудник удержать их в голове, преподаватель влиять уже не может. Лучшей формой контроля в этом случае является экзамен. А требования к знаниям и навыкам должны отражаться в программе обучения.

Составляем программу обучения

Для чего нужны программы обучения?

Во-первых, для того, чтобы процесс обучения не зависел от обучающего персонала. При отсутствии стандарта обучения преподаватели могут по-разному расставлять акценты и субъективно оценивать знания учащихся. Кроме того, нередки случаи, когда из-за увольнения преподавателя останавливается работа всего учебного центра, потому что кроме этого человека никто не может учить.

Во-вторых, учебная программа - это образовательный стандарт организации, содержащий в том числе и перечень требований к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

В-третьих, учебная программа - это набор готовых инструкций для преподавателя учебного центра.

Показать

4. Планы занятий (планы каждого занятия).

Корпоративный учебный центр - одна из наиболее прогрессивных форм подготовки персонала. Но при этом важно помнить, что методы, средства обучения и качество работы преподавателей должны постоянно улучшаться, оперативно реагируя на изменения во внешней среде. Программы подготовки персонала должны работать на завтрашний день, снабжая сотрудников необходимой информацией и навыками с запасом на будущее. Только в этом случае деятельность корпоративного учебного центра будет эффективной.


Loading...Loading...