Какой темой можно объединить все предложения. Простое и сложное предложения. Союзы. Виды предложений по цели высказывания и интонации
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.
В тексте есть начало, основная часть, концовка.
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.
В тексте есть начало, основная часть, концовка.
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать автор писателю.
В тексте есть начало, основная часть, концовка.
ВИДЫ ТЕКСТА
Текст повествование
Текст описание
(какой? какая? какое? какие?)
Текст рассуждение
ВИДЫ ТЕКСТА
Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.
(что? где? как? когда произошло?)
Текст описание
описывается внешний вид кого или чего – либо.
(какой? какая? какое? какие?)
Текст рассуждение
объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.
_____________________________________________
ВИДЫ ТЕКСТА
Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.
(что? где? как? когда произошло?)
Текст описание
описывается внешний вид кого или чего – либо.
(какой? какая? какое? какие?)
Текст рассуждение
объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.
_____________________________________________
ВИДЫ ТЕКСТА
Текст повествование
рассказывается, сообщается о чём-либо.
(что? где? как? когда произошло?)
Текст описание
описывается внешний вид кого или чего – либо.
(какой? какая? какое? какие?)
Текст рассуждение
объясняется, доказывается что - либо; говорится о причинах явлений, событий.
_____________________________________________
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Побудительные: Идите скорее!
2.По интонации:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
В каждом предложении есть главное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
1.По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
2.По интонации:
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
3. По наличию второстепенных членов:
Нераспространенное: Весна пришла.
Распространенное: Пришла долгожданная весна.
4.Простые и сложные предложения:
Узкая тропинка уходила далеко в лес. – простое (Имеет одну грамматическую основу)
Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. - сложное
(имеет две и более грамматических основ)
5. С однородными членами и без однородных членов.
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
кому? чему?
кого? что?
о ком? о чём?
и подчёркивается пунктиром -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или .5. 5.Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель - ным. Подчёркивается одной чертой.
2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
о ком? о чём?
и подчёркивается пунктиром -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.5. 5.Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
То, что обозначает слово, является его лексическим
значением.
Слова могут называть: людей, животных, растения, вещи, явления природы, чувства, действия, признаки, числа и др.
Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.
53. Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
(А. Пушкин)
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.
(Н. Карамзин)
Ветер весело примчал
Все деревья раскачал.
(А. Леонтьев)
Ветер тучи гонит
Ветер в трубах стонет.
(Г. Ладонщиков)
54. Прочитайте. Где пропущены запятые?
- Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
- Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпал и по лист..ям.
- Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
- Повар готовил..бед а с.баки л..жали у двери кухни.
- Сова охотится не днём а ноч..ю.
- Утро было морозное но лужи не замёрзли.
- Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
- Объясните постановку запятых в предложениях.
55. Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.
- Я пришёл к другу... .
- Тучка набежала... .
- Пёс Полкан... .
- Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.
56. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак - удочкой с крючком.
(Е. Чарушин)
- Определите тип текста, тему и главную мысль.
- Найдите в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? Объясните постановку в них запятых.
- Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 2).
Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.
Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.
Вконтакте
Одноклассники
Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.
Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
- Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
- Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
- Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.
Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:
Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
- Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
- Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.
Сочетание разных способов связи
Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.
Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
- Лексические,
- Морфологические,
- Синтаксические.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .
Лексические средства
Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.
Синтаксические средства
Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее: