Бизнес или карьерный рост. Профессиональный и карьерный рост Что не относится к понятию профессиональный рост

5 выбрали

На первый взгляд, они, эти понятия рабочего роста, и правда схожи - и то, и другое означает развитие, повышение собственного уровня, покорение новых вершин. И все же это разные вещи, хотя, безусловно, и взаимосвязанные. И карьерный рост может стать следствием профессионального, и профессиональный - прийти за компанию с карьерным. Посмотрим повнимательнее: чем более широкое освоение своей профессии отличается от построения карьеры. И как заставить одно служить во благо другого.


Мастер своего дела

Прекрасное и гордое звание профессионала в наши дни раздается и присваивается бездумно и порой бессовестно. Для некоторых достаточно звонкой надписи на визитке и пожалуйста - перед нами профи! Однако настоящий профессионал - это вовсе не обязательно тот, кто прошел путь от ассистента до ведущего менеджера (история знает множество примеров повышений, как логичных, так и не подлежащих рациональному объяснению) . Профессиональный специалист - это, в первую очередь, тот, кто не просто освоил, но непрестанно продолжает познавать выбранный вид деятельности. Не просто поддерживает достигнутый уровень, но и стремится повысить свою квалификацию. Такой сотрудник компетентен во всех задачах и процессах, которые необходимы для осуществления его деятельности, способен эффективно анализировать ситуацию, координировать коллег, задействованных в проекте.

Как становятся профессионалом? Разумеется, изучают дело. И изучают с самых базовых этапов. Какие-то профессии требуют, естественно, соответствующего высшего образования. Иные можно начать постигать во время стажировки или практики: мало, что ли, хороших спецов, которые много лет успешно работают не по полученной в вузе профессии?

Но заметьте: процесс обучения для настоящего профессионала не прекращается никогда! Он всегда находится в поиске новых идей, новых решений, изучает направления и инструменты, которые со временем появляются благодаря опыту коллег по цеху. Его работа - его призвание.

Вы скажете, что нелюбовь к своей работе вовсе не означает, что человек в ней плохо разбирается? Разумеется! Но на мой взгляд, настоящий профессионал должен получать удовольствие от того, чем он занят. А если же человек чувствует усталость (ту, от которой уже не спасают ни отпуск, ни длинные новогодние каникулы), ему все надоело и кажется, что он уперся головой в невидимый потолок, возможно, ему пора вырасти карьерно.

На ступень выше

Карьерный рост подразумевает, что сотрудник переходит на более высокую должность. Сначала у него увеличивается зона ответственности, функционал дополняется новыми полномочиями, растет заработная плата . Затем у него могут появиться подчиненные, работой которых он управляет. Результаты деятельности команды - это индикаторы успешного выполнения им своих обязанностей.

Само собой, вместе с повышением статуса и изменением записи в трудовой книжке на более престижную должен расширяться и профессиональный кругозор. Однако его качество отличается от кругозора рядового сотрудника. Грамотный руководитель не всегда разбирается во всех нюансах и тонкостей своих "младших" коллег. Однако именно он должен уметь создать такие условия для своего коллектива, в которых каждый сможет по максимуму использовать свои способности . Грубо говоря, если вы директор ЖЭКа, вы не обязаны уметь чинить кран сами. Но вы должны знать, как организовать работу вверенной вам организации так, чтобы в штате всегда был дежурный сантехник и чтобы в доме, где случилась авария, ее последствия были устранены в кратчайшие сроки и наилучшим образом.


С места в карьер

Идеальный расклад - это когда карьерный и профессиональный рост постоянно пересекаются и переплетаются так же, как упругие пряди волос формируют тугую косу. Так, когда руководство замечает, что сотрудник более качественно, чем другие, выполняет свою работу, его знания превышают необходимый минимум, его рекомендуют друг другу клиенты и партнеры организации, коллеги часто обращаются к нему за советом, а предлагаемые им идеи чаще всего отвечают всем нуждам бизнеса - логично не ждать, пока такой ценный кадр найдет применение своим талантам "на стороне", а перевести его на более высокую позицию, мотивируя открывающимися перспективами и увеличением заработка.

Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.

2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.

4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .

5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

Развитие карьеры начинается не с первого дня работы, а гораздо раньше, когда человек впервые осознает, как люди зарабатывают. Уже тогда формируются первые представления о разных видах деятельности и личное отношение к ним. Позже человек выбирает профессию и критерии карьерного роста исходя из своих амбиций, стиля жизни и поставленных целей.

Виды карьерного роста

Традиционно выделяют два вида два вида карьерного роста: горизонтальный и вертикальный. Названия соответствуют направлению развития карьеры работника в иерархии одной или нескольких компаний.

Вертикальный рост – это классическое понятие подъема по карьерной лестнице, то есть получение более высокой должности. Вертикальное движение может быть стремительным или, наоборот, последовательным. Во многих компаниях для повышения необходимо пройти весь путь от низшей должности до руководящего поста. Вертикальный карьерный рост характерен для большинства предприятий и зачастую это именно то, чего желают добиться при поступлении на работу.

Горизонтальный рост означает профессиональный рост в определенной сфере. Сюда входят повышение квалификации, получение новых навыков и умений, что делает сотрудника более ценным и востребованным специалистом. Например, получение ученой степени означает горизонтальный карьерный рост. Зачастую такое развитие выбирают люди творческих или научных профессий, которые не мечтают о кресле начальника, а хотят реализовать свои таланты в определенной области.


В соответствии с предпочитаемым видом карьеры формируются и критерии успешности.

Основные критерии успешной карьеры

Специалисты, проводящие исследования в сфере профессионального роста, выделяют два основных типа критериев успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно карьерный рост работника оценивают по двум параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Субъективный, или внутренний критерий успешности карьеры – это личная оценка человеком своих рабочих достижений.

  • Занимаемая должность;
  • Скорость продвижения по карьерной лестнице, или карьерная мобильность;
  • Уровень зарплаты;
  • Достижения.

В соответствии с выбранным критерием и оценивается успешность карьерного роста того или иного работника. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Должностной статус

Чаще всего именно занимаемую должность считают ключевым критерием успеха. Люди, которые стремятся подняться служебной лестнице, строят вертикальную карьеру – движение вверх по ступеням иерархии компании. Их мотивацией является желание занять более высокую и солидную должность. Такой подход распространен в нашем обществе и вполне оправдан, ведь повышение по службе означает повышение социального статуса и почти всегда – зарплаты, а также более престижную запись в трудовой книжке.

Карьерная мобильность

Под карьерной мобильностью понимают скорость продвижения по службе. В современных компаниях карьерная мобильность считается высокой, если человек пребывает на одной должности два-три года. Если же работник долго занимает одну и ту же позицию, начальство считает, что он «застоялся» и потерял конкурентное преимущество. Высокая скорость подъема по карьерной лестнице – это показатель компетентности сотрудника, который осваивает новые навыки с каждой более высокой должностью. Кроме того, это указывает на пробивные личностные качества человека: амбициозность и целеустремленность.


Заработок

В теории «денежной» карьеры компетентность оценивается в денежном эквиваленте, и работник стремится стать лучшим специалистом, чтобы стоить дороже. Этот критерий успешности карьеры распространен, к примеру, в американском обществе. У нас также деньги играют не последнюю роль при выборе профессии. С другой стороны, часто молодые специалисты отказываются от денежно выгодных предложений в пользу более высокого социального статуса. Мало кто хочет идти работать электриком, ведь это непрестижно, и гораздо лучше звучит должность младшего менеджера. В это время профессиональный электрик может получать в два раза больше, чем начинающий офисный работник.


Карьера достижений

Люди, которые ставят перед собой цель совершить как можно больше крупных проектов, выбирают путь карьеры достижений. Они азартны и готовы рисковать, их не привлекают сухие цифры зарплат и названия должностей. Несмотря на то, что они не гонятся за деньгами, часто им удается «сорвать большой куш» и даже получить высокий социальный статус. Обычно они реализуют в себя в сферах искусства, финансов, науки и добиваются впечатляющих результатов.

Время чтения 7 минут

Стремления становиться лучше, достигать новых высот – это вполне закономерное желание любого человека, который хочет быть успешным «по всем фронтам». Личностный и профессиональный рост – это стремление человека к саморазвитию, а также трезвой оценке своих сил и возможностей. Вы сможете ознакомиться с ведущими терминами, чтобы понять, с чего начать личностный рост и как не остановиться на достигнутом результате.

Глоссарий основных понятий

В первую очередь, нам все-же необходимо осознать, что же подразумевает по собой понятия «личностный рост». Многие науки, такие как эзотерика, психология и социология предопределяют разные значения для этих понятий. Для удобства обобщим их.

Личность – это симбиоз вместе с совокупностью приобретённых предпочтений, привычек, социокультурный опыт человека, а помимо всего прочего его психофизические особенности, определяющие в будущем модель поведении в социуме.

Личностный рост – это приобретения новых, а также их накопление для дальнейшего использования в саморазвитии и улучшения жизни в конкретной среде. С этим термином проблем не возникает – саморазвитие уже подразумевает приобретения новых, полезных навыков, с помощью которых будет достигнут желаемый результат. Основная же задача личностного и профессионального роста – достижение высокой результативности как в выбранной сфере жизни, так в их комплексе, повышение потенциала в собственной карьере.

Основные цели саморазвития: личностный и профессиональный рост

Сам путь саморазвития – очень тернист. Он требует полной отдачи и работы сверх своих сил, на пределе возможностей. Такого рода путь выбирают далеко не все. Для его преодоления необходимо обладать определенной жизненной целью, быть готовым к трудностям и возможным неудачам. Полное стремление к созданию жизни без влияния типичности, которая зачастую навязывается окружением, в то числе и ближним, тоже является частью саморазвития человека.

Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:

  1. Гармония в соответствии с текущим днем - изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры.
  2. Формирование осознанности – не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту.
  3. Всестороннее развитие – для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных. Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.

Пять важнейших этапов личностного роста

Согласно исследованиям, руководителя кафедры организационного поведения в Школе менеджмента, Ричарда Бояциса – огромный процент людей «воспринимают личностный и профессиональный рост, как некое откровение или озарение, словом катарсис жизненного пути, при всем этом, не задумываясь о его цикличности». Ведь по природе своей, всякое развитие – ни что иное как последовательность определенных этапов, при прохождение которых, вы получаете всю необходимую информацию, которая надобна для старта нового.

Предлагаемые им этапы профессионального развития человека, основаны на изучении таких наук как социология и психология, что дает нам возможность ответить, основываясь на комплексе знаний этих наук, на актуальный во все времена вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост?

5 этапов становления личности:

  1. Бесподобное внутреннее «Я» - наше собственное видение самих себя – идеальная, по своей сути модель существования с окружающим миром и людьми. Такая практика необходима для полной активизации наших внутренних ресурсов, ведь в данном случае, лучший мотиватор - это еще не существующий идеал. Но в этом этапе, основным камнем преткновения является реакция общества – ведь оно часто ожидает от нас диаметрально противоположного. Очень важно, именно в этот момент не поддаться общему влиянию, ведь вам и только вам известна ваша цель, заветная мечта и никто не вправе отговаривать вас от нее;
  2. Анализ и принятие своей сущности – постижения и принятия собственных недостатков и положительных граней личности – этот этап личностного развития, необходим для движения от действительного к желаемому. Однако несмотря на откровенную простоту, сам этап требует очень много внутренних сил, ведь осознать все свои недостатки весьма непросто, не говоря уже о том, чтобы их ликвидировать. Происходит оное по той причине, что еще с самого детства, мы формируемый наш образ, который зачастую состоит только из положительных качеств, отказ от него – значит отречься признать собственную и многолетнюю неправоту. Также, приятия собственной сущности – одна из важнейших ступеней к профессиональному развитию, ведь таким образом мы можем увидеть себя глазами других, что жизненно необходимо для поднятия по карьерной лестнице;
  3. Создание собственной программы самообучения и совершенствования – составления необходимого плана работы над самим собой, его беспеременного исполнения. Направлен этот этап, главным образом на улучшения трудовых показателей, а также личностного удовлетворения собственной жизни. По своей направленности, эта стадия не так значима, как предыдущие две, но все-же необходима для личностного и профессионального развития тем, что помогает нам самостоятельно ставить цели, искать пути к их достижению, развивая умение дисциплинировать самого себя при этом просчитывая всевозможные варианты развития событий;
  4. Применения на практике обретенных знаний и навыков – итак, мы полностью изучили не только теоретическую базу, а помимо всего прочего предполагаемые модели поведения, но все это необходимо применить на практике, ведь без оного – все останется на предыдущих этапах, а дальнейшее самопознание будет невозможным. Разумеется, в самом начале будет нелегко, но в при дальнейшем их применение, они станут естественными, что мы даже не будем раздумывать: использовать их или нет, ведь они станут частью нашей личности. Разумеется, для достижения такого результата, необходимо потратить много сил и энергии. Весь этот процесс можно сравнить с обкатом нового автомобиля – при многоразовом использовании, привыкаешь ко всем нюансам, уже не задумываешься, а просто действуешь по наитию;
  5. Поддержание и создание новых контактов с социумом – разумеется, для профессионального, а также карьерного роста. Активная коммуникация с социумом просто необходима (если только вы не фрилансер). Но и в этом случае вовлечение других людей в свою работу дает вам дополнительную ответственность. А это не позволит вам так просто отказаться от поставленной перед собой цели, ведь иные уже внесли свой вклад в ваше личностное развитие.

Издавна, процесс общения с людьми был необходим для ориентиров жизненного направления. Мы всегда выбираем общение с теми личностями, с которыми нам будет максимально комфортно, скажем "по пути". Благодаря общению с такой референтной группой людей, у нас появляется возможность увидеть и оценить свои поступки со стороны.

В построении этих элементов профессионального и личностного развития, мы наблюдаем определенную цикличность и зависимость этих этапов друг от друга. Невозможно двигаться дальше, если не будет соблюдено хоть одно условие. Что немаловажно, каждый из этих этапов, отвечает на вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост? Необходимо начать с самого себя в первую очередь, а только потом уже в самом конце, полагаться на взаимопомощь окружающего общества.

6 признаков того, что вы готовы измениться

Перед тем, как начать самосовершенствование, необходимо понять, готовы ли вы к этому сейчас. Если вы к этому морально не готовы, то все ваши старания будут использованы впустую и вероятнее всего, вы просто остановитесь на каком-то этапе. Сейчас, вы узнаете семь явных признаков того, что вы намерены изменить свою жизнь:

  1. Осознание внутреннего дискомфорта – вы самостоятельно! осознаете, что некоторые ваши персональные убеждения не работают, а вероятно даже терпят полный крах во время проверки на прочность. Это яркий пример осознания своей неправоты, что в дальнейшем будет необходимо для прохождения всех этапов профессионального и личностного развития.
  2. Обнаружения зерна собственного дискомфорта . «Что не так?», «Что я делаю неправильно?», «Ошибся ли я?» - чаще всего именно эти вопросы сопутствуют нашим поискам проблемы. Именно они помогают нам осознать, что пора двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом.
  3. Виноват во всем я – возложения ответственности за ошибки на самого себя – яркий признак зрелости личности, полная ее готовность к формированию новых аспектов своей личности.
  4. Поиск ответа на вопрос «Что делать?» - задаваясь этим вопросом, вы уже автоматически начинаете личностный и профессиональный роста, ведь уже находитесь в поиске пути решения возникшей проблемы, а не пускаете все на самотек.
  5. Активное действие – поиск источников информации, как например чтение необходимой литературы либо же посещения тренингов – в комплексе, все это дает очень положительный результат, ведь в таком случае вы уже осознаете, что хотите изменить, а также определить, готовы ли вы сделать шаг в неизвестность.
  6. Доведение действий до автоматизма - вы применяете новую модель поведения на себя, стараясь частично либо же полностью заменить старую. Вы открыты ко всему новому, поэтому не боитесь экспериментировать (в рамках разумного, конечно). Не забывайте, здесь необходима строгая дисциплина собственных действий. Без нее все ваши потуги и движения станут просто хаотичным набором не связанных между собой дел. И коэффициент их полезности будет равен нулю.

Вывод

Можно с полной уверенностью сказать, что человек, который стремиться к личностному и профессиональному развитию, должен постоянно заниматься самообучением! Не останавливайтесь на достигнутом никогда, ведь остановка – это регресс, который исправить не так-то просто. Становление профессионала возможно лишь в случае единства профессионального и внутреннего развития субъекта. То есть грамотном просчете возможных промахов и активного поощрения в случае успеха.

Влияние нашего общества на достижение результата так же важно. Но не стоит забывать и то, что общество должно только помогать увидеть себя со стороны. Не используйте социум как костяк для формирования собственных целей. Ведь если идти на полном поводу у других людей, то мы рискуем. Рискуем стать маловажной частью огромного механизма, а не его сердцем и основным элементом.

Прислушивайтесь к себе, к внутреннему «Я» и добивайтесь того, чего хотите! В этом состоит ваше личностное и профессиональное развитие. Не думайте о том, как воспримет вас социум, ведь как известно, проще негативно принять и осудить, чем помочь и подбодрить.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Loading...Loading...