Тренинг на развитие мышления для студентов. Тренинг направленный на развитие креативности. III. Этап – Завершение

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и скрытыми факторами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

Психогимнастические упражнения объединены в четыре большие группы:

1. Упражнения, которые могут быть использованы на этапе знакомства участников группы тренинга креативности.

2. Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы этапы креативного процесса, и какую роль играет в его протекании накопленный субъектом опыт. Упражнения, направленные на осознание барьеров проявления креативности (внутренних, сформировавшихся в ходе жизни человека, и внешних, знание которых позволяет человеку быть более свободным в своих решениях и поступках, создавать творческую среду для себя и других людей).

3. Упражнения, направленные на развитие творческого потенциала участников, апробирование и тренировку навыков управления скрытыми факторами, оптимизирующими творческий процесс.

4. Упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга.

Некоторые шаги, осуществляемые в ходе тренинга, связаны с использованием ряда специфических техник: медитации, ведомой визуализации, управляемого воображения, свободного рисования, преобразование условие задачи или проблемы из знаковой в образную форму.

Цель программы: осознание творчества в себе и его развитие.

Задачи:

Осознания и преодоления барьеров проявления творчества;

Осознания характеристик креативной (творческой) среды;

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

В ходе тренинга с первых минут работы создается и удерживается среда со следующими параметрами:

1. Проблемность

2. Неопределенность

3. Принятие

4. Безоценочность.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность (творчество), каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.

Занятие №1

В этом занятии представлены некоторые упражнения знакомства участников с целями и задачами тренинга креативности (творчества). Их специфика связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе творческую среду - среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.

После вступительного слова, ведущий кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы работы группы.

Упражнение 1

Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками творческой среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе. Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.

Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция : "Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность".

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Ведущий в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

Упражнение 3

Участники сидят по кругу.

Инструкция : "Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим".

Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основами. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.

После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творчества, креативности.

Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция : "Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали?".

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в обратную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарые механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.

Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу. Ведущий стоит в центре круга.

Инструкция: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто умеет водить машину",- и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже".

В ходе упражнения ведущий побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.

После того как названо примерно 8-12 умений, тренер останавливает упражнение и продолжает инструкцию: "Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас".

Через пять минут ведущий предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом ведущий проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.

В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон.

Занятие № 2-3

Упражнения этого занятия позволяют перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности (творчестве) и ее феноменах в целостные, достаточно детализированные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга.

Упражнения, включенные в данный раздел направлены также на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создания условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Сюда вошли также упражнения, позволяющие осознать этапы креативного (творческого) процесса, а также основные характеристики опыта, которые оказываются существенными и часто определяют поведение человека в ситуациях, побуждающих находить творческие решения или способы поведения.

Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все - от ступней до макушки... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки..., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями...

Порой они бывают молниеносными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом. Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы ведущий повторяет 2-3 раза). Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают? А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе".

После того как все участники группы открыли глаза, ведущий может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т.д.

Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств ведущий побуждает остальных участников задавать вопросы, пояснять то, что им не вполне ясно. При этом ведущий записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

Это упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения в тренинге креативности позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется креативность (творчество), а также некоторых барьеров, блокирующих это проявление.

Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире. Эти качества были предложены в разных группах тренинга креативности, проведенных нами.

1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:

● любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм

● принятие себя и мира во всех проявлениях;

● умение посмотреть на проблему глазами других;

● чувство юмора;

● переживание своей "незаконченности", незавершенности;

● общительность, контактность;

● сензитивность, эмпатия;

● желание помогать людям;

● работоспособность;

● мечтательность, способность фантазировать;

● решительность, настойчивость, целеустремленность и т.д.

2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:

○ неуверенность в себе, своих силах;

○ предвзятость мнений;

○ заниженная самооценка;

○ несамостоятельность;

○ чрезмерная приверженность принципам;

○ формализм, дезорганизованность;

○ стереотипность мышления и поведения;

○ ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению других;

○ тревожность;

○ высокая внушаемость и т.д.

Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.

Инструкция: "Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача - узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, "сообщить Светлане, что написано на карточке". Те, кто окажется в центре круга и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

Анализ затруднений, источников напряжений, возникающих в процессе выполнения задания, позволяет обнаружить и обозначить некоторые барьеры креативности, в частности, такие как ориентация на оценку, желание во что бы то ни стало сделать правильно, неустойчивая сниженная самооценка, страх не найти ответ. В то же время в ходе обсуждения появляется возможность поговорить о механизмах возникновения решения. Дело в том, что для достижения цели отгадывающему необходимо устанавливать связи между получаемой информацией и находить нечто, объединяющее всю информацию (безусловно, в том случае если он ее точно, без искажений воспринял). Например, в одной из тренинговых групп, когда на карточке было написано слово "весна", участники изобразили сев, радость при появлении первых цветов, возможность снять теплые вещи и одеться легче, прыгали через воображаемые лужи, приветствовали прилет птиц и т.д. Показательными были рассуждения вслух того, кто отгадывал слово: "Что же это такое, что объединяет все это: птицы летят, что-то сеют, рвут цветы?". В ходе обсуждения проделанной во время этого упражнения работы (также как и в упражнении 13) можно начать разговор об этапах креативного (творческого) процесса. Работа, которую проделывают отгадывающие отчетливо демонстрирует, как важно для успешного разрешения проблемной ситуации тщательно пройти этап подготовки, сбора информации.

Упражнение вовлекает в работу всех участников тренинга. Они ищут более выразительные средства для того, чтобы изобразить отгадываемое слово, развивают свою фантазию, изобретательность и экспрессивность.

Упражнение 3

Инструкция: "Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого".

Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности. Для более отчетливого их проявления ведущий побуждает участников реагировать быстро, т.е. создает внешний барьер: ограничение времени, который дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их влияние на человека. В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.

В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: "В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?", "Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?", "Что вам помогало справляться с поставленной задачей?"

Когда речь идет о трудностях, с которыми участники столкнулись при выполнении задания, ведущий может обратиться прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации. Участник одной из групп тренинга креативности сказал следующее: "Гораздо легче что-то придумать, когда на меня не смотрят. Если мяч у меня, и я должен говорить, и меня все ждут, кажется, что время тянется очень медленно".

Действительно, у многих из нас есть сформированный еще в детстве стереотип "Нельзя заставлять себя ждать". В этой ситуации он начинает действовать, и у человека возникает напряжение, блокирующее свободный поиск вариантов ответа.

Среди состояний, возникающих в ходе выполнения задания, участники называют волнение, тревогу, смущение. Возникает идея оценивания: "...все на меня смотрят и ждут, когда я отвечу, и мне кажется, что другие отвечали быстрее и лучше". Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности как стереотипы, желание во чтобы то ни стало сделать правильно ("я молчала, потому что искала лучший вариант"), ориентация на одобрение, сниженная самооценка.

К внешним барьерам проявления креативности (творчества), которые отчетливо обнаруживают свое влияние в ходе выполнения этого упражнения, относятся: временное ограничение (ситуационный стресс-фактор), оценивание (эту реакцию участники сами приписывают окружающим их людям).

Упражнение дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению творчества.

Кроме того, в ходе обсуждения появляются идеи относительно того, что помогало выполнить задание. Среди них: нестатичность возникшего образа предмета ("я представляла большую люстру, поменьше, из разных материалов, со стеклянными, с плетеными плафонами, и тогда возникали все новые и новые варианты ее использования"); сознательное изменение образа предмета; свободная обстановка в группе.

Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч)- апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".

Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения ведущий побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее". Также ведущий обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как "желтый", "оранжевый", а следующий участник говорит: "Кубинский". В этом случае ведущий может сказать: "Появилась новая область- страна- производитель".

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе- на букву Г, третье- на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем ведущий продолжает инструкцию: "Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут". (Можно не задавать тематику написания рассказа). Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Упражнение 6

Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежат бумага, краски, фломастеры и т.д.- все, что необходимо для рисования.

Инструкция: "Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность (творчество) так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки".

После того как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.

Упражнение позволяет сформулировать многие существенные характеристики творчества как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности. По ходу обсуждения ведущий предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

Занятие № 4-5

Упражнения, включенные в это занятие, посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т.д. Кроме того, сюда вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.

Упражнение 1

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем- называем какой-либо цвет, а когда ловим- объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"

Использование в инструкции слова "объект", а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае ведущий сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.

Упражнение 2

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух"- название птицы, во втором случае ("земля")- животного, и если было сказано "вода"- название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее".

По ходу работы ведущий побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления.

Упражнение 3

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

Инструкция: "Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у Вас будет три минуты".

Через три минуты ведущий предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и ведущим не комментируется. Если в группе все же возникают вопросы, много или мало аргументов написано, высказываются оценки и самооценки ("ой, а меня совсем мало"), ведущий не реагирует и не поддерживает обсуждение.

Продолжение обсуждения происходит в общем кругу. Ведущий: "Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов "за" и "против" курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными".

В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлений о частной, конкретной проблеме (в данном случае, о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности представления проблемы.

Упражнение 4

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция : "Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка. т.д. Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее".

В процессе выполнения упражнения ведущий поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации. В ходе работы группы часто переходит от обычных вариантов (упал цветок - придет девушка, потому что она любит цветы; упала люстра- придет электрик, потому что ее надо починить) к более оригинальным и неожиданным (упала звезда - придет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение - придет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля - придет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т.д.)

Упражнение направлено на развитие гибкости, оригинальности мышления. Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулировать у участников активность правого полушария, ведущий может предлагать им представлять "картинку" падающего предмета и того, кто приходит после этого события.

Упражнение 5

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция : "Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места - в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались".

Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

Упражнение 6

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет, находящийся в этой комнате, от имени которого вы готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы произнести, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога".

Упражнение направлено на развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, "приобретение новых глаз". Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносит монолог от имени дверной ручки, говорит "Мне приятно ощущать тепло человеческих рук" или "Ночью, когда "она" находится без движения, особенно чувствуется холод и скука". Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка "не знает" что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана. Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.

Упражнение 7

Участники группы сидят по кругу, у каждого несколько листов бумаги, карандаши, фломастеры. ведущий в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова.

Упражнение проводится в три этапа.

1 этап. "Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течение трех минут постарайтесь найти слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек". После того как участники справились с заданием, ведущий предлагает рассказать о полученных результатах и о том, как они были получены.

Приведем пример. Одному из участников необходимо было найти слово, объединяющее смыслы и свойства, отражающиеся в словах "кубик", "трость", "река". Было предложено слово "фараон". Выбор был пояснен следующим образом: кубик (элемент пирамиды), трость (символ власти фараона), река (Нил)-фараон.

2 этап. " Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на карточке. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех слов".

Так как на карточках написаны слова, обозначающие чувства, черты характера, абстрактные понятия, а не только материальные объекты, в группе возникают вопросы, как нарисовать, например, "хитрость" или "потерю". В этих случаях ведущий воздерживается от пояснений, сообщая только о том, что можно нарисовать любой образ, который возникает в связи с данным словом. Ведущий не реагирует на сетования отдельных участников по поводу неумения рисовать, принимая их к сведению.

3 этап. На третьем этапе работа продолжается с помощью приемов Э. Де Боно. Рассмотрим вариант такой работы на конкретном примере.

1. Функциональный анализ (ФА).

Кубик - игрушка; груз; мера веса, объема; подставка; украшение; упор; сигнал; инструмент для измельчения зерна, соли, орехов.

Трость- средство для опоры; дрова; рычаг; спортивный снаряд; измерительный инструмент.

Река - экспериментальная площадка для экологических исследований; транспортная артерия; сила, создающая электроэнергию.

2. Структурный анализ (СА).

Кубик - грани, плоскости; металл, дерево или пластмасса.

Трость - набалдашник, палка, лаковое покрытие, искривленные поверхности, наконечник.

Река - берега, дно, вода, химический состав воды (водород, кислород).

3. Оценка всех факторов (ОВФ)

Кубик - может быть набалдашником у трости; объем воды в реке может быть измерен в кубических метрах; из кубиков может быть построен мост через реку.

Трость - тростью можно играть в новый вид бильярда, где вместо шаров используется кубик, то же самое можно делать в реке; на трости можно укрепить кубические емкости и переносить из них речную воду.

Река - на реке можно выращивать тростник для изготовления тростей; кубик можно сделать из замершей речной воды: трость может испортиться в реке.

4. Положительное, отрицательное, интересное (ПОИ).

■ Кубик: П - очень функционален; может быть развивающим средством, строительным материалом; удобный в складировании. О - сделанный из прочного материала может стать причиной ушибов и травм.

■ Трость: П - символ респектабельности; орудие защиты; средство для развития кистей рук; записная книжка с длительным сроком хранения сделанных пометок. О - лишняя тяжесть; ограничивает свободу. И - одновременно может быть тайником, оружием и средством, вызывающим жалость к ее обладателю.

■ Река: П - на реке могут быть организованы праздники с купанием, катанием на лодках, рыбной ловлей; средство орошения. О- на реке тонут люди; по реке приплывают враги; вода- путь передачи инфекции.

На этом конкретном примере затруднено использование некоторых приемов де Боно, таких как:

· цели, задачи, намерения (ЦЗН);

· точки зрения различных лиц на эту ситуацию (ТЗ);

· основное преимущество (ОП);

· последствия и результаты (ПР);

· альтернативы, возможности, выводы из данного события (АВВ).

В зависимости от используемого материала ведущий может определить перечень приемов, с которыми будут работать участники. Полное использование приемов возможно и особенно эффективно при анализе ситуаций взаимодействия людей, конкретных управленческих приемов. Результаты анализа в этих случаях становятся основой для принятия решений и разработки детальных планов их реализации.

Упражнение целесообразно проводить на третий- четвертый день работы, когда группа уже продвинулась на пути осознания целей тренинга. Результатом проведения упражнений этого раздела является более полное представление участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности, "площадь" ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидания взаимодействия с другими людьми и миром.

Упражнение 8

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция : "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".

Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов. Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений: "люблю грозу в начале мая", некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.

Упражнение 9

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: "Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...". Проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, должен сказать, согласен ли он надеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого - нет.

Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью".



Предлагаемые игровые упражнения направлены на развитие и активизацию креативности - системы творческих способностей.

Задача этих упражнений - научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

Что, Откуда, Как

Описание

Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

Что это?

Откуда это взялось?

Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл упражнения

Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение

Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Земля круглая

Описание

«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля - это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " - и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.

Смысл упражнения

Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

Обсуждение

Противоположности

Описание

Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.

Для работы можно предложить, например, такие ситуации:

Боксер выходит на ринг.

Девушка едет с горки на роликах.

Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.

Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.

Смысл упражнения

Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.

Обсуждение

Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

Необычные действия

Описание

Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

В чем именно они видят необычность этого действия?

Что, с их точки зрения, к нему побудило?

Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Смысл упражнения

Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

Обсуждение

Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Применение умений

Описание

Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений - не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение

выполняется в общем кругу.

Смысл упражнения

Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Обсуждение

Участники обмениваются своими впечатлениями и соображениями о том, какие новые умения и способы применения их заинтересовали.

Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание Грецов Андрей Геннадьевич

Программа тренинга креативности

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс

Предлагаемая программа тренинга креативности рассчитана на старшеклассников и студентов младших курсов, хотя может, с некоторыми модификациями, проводиться и с участниками других возрастов.

Оптимальный размер группы 8-16 человек, возможный – от 5 до 25–30. Основной акцент в программе сделан на решении следующих задач:

1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности : беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

2. Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем , а также достижении личных и профессиональных целей.

3. Формирование навыков командной творческой работы. Тренинговые упражнения объединены в 12 занятий, каждое из которых рассчитано ориентировочно на 3 академических часа. Таким образом, общая длительность программы составляет 36 часов. Но нужно помнить, что указанное время условно, реальная продолжительность работы зависит от целого ряда факторов, в частности от размера группы. Хотя в большинстве упражнений и приведены временные ориентиры, они касаются не столько их длительности в целом, сколько продолжительности выполнения конкретных этапов работы (генерации идей, рисования, выполнения презентации и т. д.). Скорее всего, количество упражнений для указанного времени будет избыточным – таким образом, у ведущего останется возможность для их выбора.

Описание каждого занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания входящих в его состав упражнений. Они выполнены по единой схеме: процедура проведения упражнения, его психологический смысл, обсуждение , в некоторых случаях – примеры выполнения. Последовательность занятий и упражнений внутри каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и правил организации социально-психологических тренингов. Разумеется, такая последовательность вовсе не единственно допустимая, опытные ведущие могут пользоваться набором упражнений как «конструктором» для создания собственных программ, отвечающих конкретным задачам и условиям работы.

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Практикум Упражнение «Старая программа - новая программа» Предлагаем вам несколько житейских ситуаций. Ребёнок-дошколёнок капризничает и не желает делать то, что вы от него требуете. От вас в этом упражнении требуются три шага:Ответьте, как вы поступите в каждой из

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинктивных влечений и

Из книги Психология горя автора Шефов Сергей

Приложение. Программа практического семинара-тренинга для работников сферы ритуальных услуг «Психологические аспекты похоронного дела» Цели семинара:1. Приобретение знаний о психологии горюющего человека и правилах профессионального общения с ним.2. Осознание

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Решения некоторых заданий тренинга креативности Решение кроссенса: 1-2 (часы – ежедневник): и то, и другое помогает нам распоряжаться своим временем.2-3 (ежедневник – компакт-диск): и то, и другое выступает средством сохранения информации.3-4 (компакт-диск – гитара): могут

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях.Как мы уже отметили выше, в психологии

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Упражнения Программа тренинга «да, но…»: конструктивное управление конфликтом Базовая практика: Формирование осознанности и гибкого мышления Упражнение 1. Намеренное использование приема «да, но…» ? Цели: почувствовать влияние приема «да, но…» на

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Упражнения Программа тренинга для управления негативными предсказаниями: отделение фактов от страхов Если, читая эту главу, вы поняли, что в вашей голове полно негативных предсказаний, то многие из этих упражнений будут вам полезны. Если же для вас характерна

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

Упражнения Программа тренинга для управления наводящими вопросами: как ослабить давление Если во время чтения этой главы вы поняли, что часто задаете наводящие вопросы, то возможно, это открытие стало для вас неприятным сюрпризом. Вы можете расстроиться, узнав, что

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Программа тренинга для управления жалобами: как обнаружить основную проблему Если так же, как многие люди, вы часто жалуетесь, приобретение навыка управления этой формой коммуникативного поведения может очень многое изменить для вас, вдохновляя на более активные

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Упражнения Программа тренинга для управления атаками: используя чувства как источник информации, а не оружие Насколько нам известно, мы пока еще не встречали ни одного человека, который никогда не использовал атаки. Атаки могут быть неявными или даже внутренними – когда

Из книги автора

Профилактическая программа «SAFE® – Программа надежности для родителей» Целевая группа для содействия развитию привязанностиБудущим родителям (тем, кто ожидает рождения первого ребенка, и тем, у кого уже есть один ребенок или несколько детей) следовало бы принять

Из книги автора

Подключение к креативности В мире, полном творческого потенциала, опасно предполагать, что все хорошие идеи лежат на поверхности. Однако мы наблюдали, как это мнение высказывается во многих международных корпорациях: руководители 5?го уровня составляют план своих

Из книги автора

7.1. Программа арт-терапевтического тренинга творческой коммуникации Структура занятий. Каждое занятие продолжается два часа и состоит из вводной части (обозначения ведущим группы темы занятия и краткого ее обсуждения с участниками, а также разминки или «разогрева»),

Из книги автора

Формула креативности: c = me2 Формула творческого потенциала будет работать на вас, когда вы поймете, что она собой представляет, и буквально прочувствуете ее слагаемые. А они не сложны.Формула креативности: c = me2; гдеc – творчество (creativity);m – масса того, что вы знаете (mass);e –

Из книги автора

Что мешает креативности Барьеры к креативности могут препятствовать раскрытию творческого потенциала, которым мы все наделены и к которому мы все способны. Знание о таких барьерах должно подготовить вас к тому, чтобы вы могли заметить их, когда они встретятся у вас на

Из книги автора

Мифы о креативности Мифы о креативности, как я не раз уже говорил, могут действовать как барьеры к творческому потенциалу из-за их власти формировать каждодневное поведение.? Творческий потенциал – явление мистическое, волшебное и непостижимое.? Только истинные

Благотворительный фонд

поддержки молодежных инициатив

«Мое поколение»

Раздаточные материалы

к тренингу

"Развитие креативного мышления:

как это помогает работе НКО"

Тренинг "Развитие креативного мышления: как это помогает работе НКО" 3

Этапы креативного процесса 3

Разминка 4

Осознание понятия "креативность" 4

Развитие креативности 5

Завершение 6

Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей 7

Что, Откуда, Как 7

Земля круглая 8

Противоположности 9

Необычные действия 10

Применение умений 11

Популярные методики для поиска новых идей 13

Упражнения по вдохновению 13

Алгебра креатива 15

Мозговой штурм 15

Шесть шляп 16

Ментальные карты 16

Синектика 16

Метод фокальных объектов 17

Морфологический анализ 17

Непрямые стратегии 17

Автобус, кровать, ванна 18

Расшифровка 18

Ловушка для идей 18

Шаблоны для ума 18

Левые и правые 19

Рынок творчества 21

Креативный оркестр 21

Обнаружение в себе скрытых творческих способностей 22

Объявите неделю глупой идеи 24

Творческий процесс: методика креативности из пяти шагов 25

Тренинг "Развитие креативного мышления: как это помогает работе нко"

Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Проявления креативности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям. Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

Этапы креативного процесса

    Подготовка : желание изменить ситуацию, решить проблему. Логический анализ, сбор информации, возникновение и проверка вариантов решения. Углубление, детализация и прояснение образа проблемы. Обнаружение несостоятельности известных способов решения.

    Фрустрация : сигнал для реорганизации деятельности. Осознание барьеров, недостаточности информации и источников её получения.

    Инкубация : прекращение логического поиска решения, и переход проблемы в подсознательную область, привлечение информации из прошлого опыта.

    Инсайт : поступление решения проблемы в сферу сознания.

    Разработка : проверка истинности логическими средствами.

    Верификация : Соответствует ли исходным данным? Будет ли это работать?

    Осуществление.

Разминка

Упражнение. Называя имя, сказать три характеристики на туже букву. Чем вызвано перечисление именно таких качеств? Что помешало назвать другие?

Упражнение. Называя своё имя, скажите формулу, которая, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

Осознание понятия "креативность"

Упражнение . Кто-нибудь из круга представит себя в роли того или иного литературного героя, обязательно хорошо известного всем присутствующим… теперь мы будем задавать вопросы этому герою и попытаемся угадать, кто же это… (10 минут) Как появлялась догадка? Какие этапы креативного процесса вы отслеживали?

Упражнение . Предъявление рисунка с изображением куба… что вы видите на рисунке?

У нас возникли разные мнения, хотя на листе только 12 отрезков прямых. Как это объяснить? (Идея о влиянии опыта) (5 минут).

Упражнение. По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) (10 минут).

Упражнение. По кругу каждый будет говорить несколько предложений, и таким образом мы попытаемся сочинить рассказ о городе, где собрались и живут самые некреативные люди на свете… (10 минут).

Вариант . В группах по 4-5 человек слепить из пластилина, нарисовать, склеить из бумаги и т.д. город самых некреативных людей. Представление работ (30 минут).

Упражнение . В подгруппах по 4-5 человек составить список идей, принципов, привычек, которым вы особенно привержены, невозможность реализации которых вызывает у вас напряжение (10 минут). Обсуждение влияния этих принципов на поведение… Отметьте идею, которой вы на самом деле привержены, но до сих пор этого не осознавали и идею, которая была у вас, но которая теперь действует не так сильно… Что помогло преодолеть? (осознание принципов, тормозящих поиск новых решений) (20 минут).

Театр-экспромт . Распределяются роли. "…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт Хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес!" (10 минут).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "Публичное выступление". Этапы ораторской речи. Понятие "дискуссии", ее основные правила и виды. Тактика защиты при дискуссии. Подготовка и проведение переговоров. Деловые культуры США, отдельных стран Западной Европы, Азии и России XX в.

    курс лекций , добавлен 28.03.2010

    Классификация видов споров по их цели: научная дискуссия, деловая дискуссия, полемика. Принципы ведения спора. Этапы деловой дискуссии. Правила ведения научной дискуссии и требования к формулируемым вопросам, формулируемым ответам, тезисам, аргументам.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2015

    Процедура решения задачи методом мозгового штурма. Этапы генерации идей и их анализа. Правила этапа генерации и аналитического этапа. Поиск новых направлений решения как основная цель метода мозгового штурма. Базовые принципы работы для аналитика.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Понятие и сущность лидерства. Положения основных теорий лидерства и ситуации их применения. Проблема соотношения лидера и менеджера и пути ее решения. Методы диагностики лидерских качеств в организации. Анализ лидерства и групповой динамики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2014

    Определение понятий индивидуально-типологических свойств и стиля деятельности. Влияние индивидуально-типологических особенностей человека на его профессиональную деятельность. Компоненты групповой (совместной) деятельности специалистов различного профиля.

    реферат , добавлен 30.01.2013

    Понятие дискуссии, ее сущность, принципы и процесс организации, специфика подготовки участников, основные фазы, положительные и отрицательные последствия, а также анализ типичных ошибок при их проведении. Особенности разработки и утверждения регламента.

    доклад , добавлен 01.12.2009

    Этапы и механизм образования малых групп. Сущность и причины возникновения различных типов внутригрупповых конфликтов, роль лидера в данном процессе. Динамика социального проникновения И. Олтмена и Д. Тейлора. Феноменология решения групповой задачи.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2010

Loading...Loading...