Самые известные народные промыслы в россии. Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие Сообщение на тему ремесла древней руси

Древние ремесла Руси - один из столпов, на которые опирается самобытная культура нашего государства. Свое начало они берут в первобытном обществе, когда вся деятельность была коллективной, а орудия труда - самыми простыми. Однако уже в те времена нашим предкам было свойственно стремление к красоте. Создаваемые совместно орудия и предметы быта украшались орнаментом, им придавалась особая форма. Как правило, все, как сказали бы сейчас, декоративные элементы обладали магическими свойствами: оберегали, притягивали удачу. Восточные славяне были схожи в этом плане с прочими племенами. Отличали древние ремесла Руси особые техники и приемы, самобытные мотивы. Ко времени создания Киевского государства наши предки уже были мастерами во многих видах прикладного искусства.
Кузнец - ремесленник и колдун О том, какие древние ремесла на Руси пользовались особым почетом, нетрудно понять по многочисленным сказаниям, легендам и поговоркам. Часто в историях встречается кузнец, изготавливающий герою чудо-меч, нередко он наделяется магическими способностями и мудростью. Обработка металла на Руси действительно была одним из самых востребованных умений. Она одна из первых выделилась в самостоятельное ремесло. Кузнеца почитали и уважали, а железо считалось материалом обережным, способным при правильной обработке и почтительном к нему отношении защищать своего хозяина не только от злых людей, но и от нечистой силы. Развитие ремесла в Киевской Руси достигло поразительных высот: нашим предкам были известны практически все современные типы обработки металлов. Чаще всего из них применялась ковка, филигрань, чернь, литье и чеканка.

Тонкое искусство Отдельного упоминания достойно ювелирное дело. В нем на Руси также достигли значительных высот. Излюбленными техниками были уже названные филигрань (скань), чернь, а также зернь и эмаль (финифть). Творение мастеров времен Киевской Руси и позже порой поражают. Например, финифть напоминала мозаику с настолько тщательно прописанным рисунком, что в глазах запечатленных героев можно было различить темный зрачок и светлый белок. Создавались подобные картины из кусочков цветного стекла. Их толкли и смешивали с небольшим количеством воды. Полученной массой заполняли детали изделий и затем их несколько раз запекали. В результате эмаль сплавлялась с металлом

Металлические кружева и брызги Скань представляла собой ажурный орнамент из тончайшей золотой или серебряной проволоки. В такой технике изготавливали различные украшения, шкатулки и некоторые другие предметы быта. Филигрань придавала им воздушность и особую легкость. Без преувеличения такие изделия можно назвать сделанными из металлического кружева.


Зернь также была частым украшением различных изделий. Она напоминала мельчайшие капли, разбрызганные по поверхности украшения. Мастерство умельцев не знало границ: толщина шариков часто не превышала 0,4 мм.

Чернь представляла собой сплав серебра с серой. При изготовлении украшений на металлической заготовке процарапывался рисунок. Затем все заливали чернью и отправляли запекаться. Под действием высокой температуры сплавы соединялись, рисунок заполнялся смесью серы и серебра. После мастеру нужно было лишь удалить лишние участки черни. Получавшиеся изделия отличались контрастом благородного блеска металла и матовой поверхностью рисунка.


Вторым по времени появления после обработки металла на Руси было гончарное ремесло. Первоначально посуду и прочую утварь лепили вручную. Однако ремесла на Руси развивались быстро, и в 9-10 вв. славяне уже использовали гончарный круг. В результате глиняные изделия распространились по всему государству. Гончарные мастерские перестали быть редкостью. Каждая из них создавала изделия, чем-то отличные от творений других ремесленников. Мастера придерживались, выражаясь современным языком, собственного стиля. Различия могли касаться технологических моментов: температуры и времени обжига, состава глины, - или же декора: используемых цветов, особенностей формы, разными дополнительными украшающими элементами. Ремесла на Руси с принятием христианства стали развиваться согласно православным канонам. Гончары, кроме традиционных игрушек и посуды, стали изготавливать различные предметы, необходимые для церкви, и изразцы - декоративные плитки, которые использовались в качестве отделки. Живой материал Древние ремесла Руси трудно себе представить без резьбы по дереву. Она также возникла у наших предков очень давно. Резьбой украшались игрушки и мебель, предметы интерьера и жилища. Дерево считалось теплым, живым материалом. Как и металл, оно было способно защитить, уберечь от беды, поэтому деревянные изделия встречались в древнем государстве повсеместно. Огромную роль играла в этом и доступность материала. Из дерева строились жилища, изготавливали прялки и веретена, игрушки и колыбели, сани и дуги. Во все времена на Руси к нему относились с большим почетом. Мастер старался понять душу, заключенную в кусочке древесины, и, создавая обиходный или священный предмет, максимально раскрыть ее, не добавляя лишнего от себя.


Самыми искусными резчиками считались новгородцы. На территории древнего города некоторое время назад был найден впечатляющий памятник деревянного зодчества: одиннадцатиметровая колонна, датируемая 11 веком. По всей длине ее украшает резьба, мотивы которой ни разу не повторяются. Забытые приемы Как это часто бывает, с появлением новых материалов и технологий устаревшие знания отходят на второй план, иногда полностью теряются, иногда остаются лишь в виде редких изделий, не разрушенных временем. Многие ремесла Киевской Руси обеднели именно таким образом. Например, сегодня мало кто знает, что резьба по дереву, встав на службу христианства, использовалась не только для создания внутреннего и внешнего убранства интерьеров церквей. Мастера изготавливали иконостасы и киоты - это довольно известный факт. Во времени затерялось искусство деревянной иконописи. О создании изображений святых с помощью резьбы по дереву сегодня известно очень мало. Каменных дел мастера Ремесла на Руси были связаны с самыми разными материалами, распространенными на территории расселения восточных славян. Кроме уже названных, мастера использовали камень. Изделия из него не уступали по изяществу и красоте деревянным творениям. Резьбой по камню украшались здания, чаще всего построенные из белого известняка, шифера или мрамора. Редко она встречалась на более мелких предметах. На Руси были распространены костяные гребешки, а также иконы. Мастера трудились над созданием небольших изображений святых. Такие иконки можно было носить на шее, подвесив на ремешок. Нередко резьба по камню дополняла церковные изразцы. -

Положение мастеров Древние ремесла на Руси ценились неодинаково. Их делили на две группы. К почитаемым относились ювелирное (златокузнечное), иконописное дело и некоторые другие. К числу «грязных» принадлежало, например, гончарное. В большинстве случаев мастера трудились на заказ. Ремесленники принадлежали при этом к разным слоям общества. В городах можно было встретить свободных мастеров. Они занимались кузнечным, ювелирным делом, чеканкой и иконописью. В княжеских и боярских дворах, вотчинах и поместьях жили зависимые ремесленники, холопы. Разных мастеров можно было встретить и в монастырях. Творения женских рук


Именно в монастырях более всего развивались такие древние ремесла Руси, как шитье и ткачество. Ими занимались женщины. Изделия мастериц того времени и сегодня удивляют своей красотой. Ткани изготавливали из конопли, льна или шерсти. Процесс производства материи стал значительно легче после появления горизонтального ткацкого станка. Произошло это на рубеже 12 и 13 веков. Распространенным видом женского рукоделия было узорное ткачество: браное, вышивка по холсту, «шелковое пяличное дело» (вшивка с применением пялец) и так далее. Мастерицы украшали различными узорами церковную утварь и предметы быта. Древнерусское шитье нередко вывозилось купцами в другие страны. Там оно также пользовалось всеобщим восхищением. Временный упадок Период расцвета в истории чаще всего сменяется годами, а иногда и веками увядания. Именно в таком состоянии находились ремесла Руси 14 века, во время наиболее прочного владычества монголо-татарских ханов. Многие мастера погибали во время сражений, в попытке отстоять родные города. Во время существования на Руси монголо-татарского ига практически полностью приостановилось развитие ювелирного дела, прекратилось производство эмали, скани и зерни. Не меньше пострадали и другие виды ремесла. Однако возрождение прикладного искусства началось уже в следующем, 15 веке. Снова расцвет Период с 15 по 17 век стал временем укрепления нового русского государства. Центром объединения княжеств была Москва. Древние ремесла, на Руси существовавшие испокон веков, снова стали набирать силу. Знать стремилась окружить себя изысканными предметами, роскошью и богатством. Ко двору князя, а затем царя, съезжались ремесленники, занимавшиеся резьбой по камню или дереву, ткачеством и вышивкой, ювелирным делом. Развитие получают и товарно-денежные отношения. В результате ремесла на Руси в 16 веке становятся основным источником дохода для жителей многих городов. Постепенно формируются кустарные художественные промыслы.

Самым древним среди них считается возникший в 16-17 веках в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь мастера занимались резьбой по дереву и кости, а чуть позже возник и игрушечный промысел. Звезда мировой величины После 15 века активно стали развиваться практически все ремесла на Руси. Для детей особенно знакомы среди них хохломская роспись и дымковские игрушки. Эти виды художественных промыслов и сегодня пользуются большой популярностью, причем не только у нас, но и за рубежом. Хохломой обогатил ремесла на Руси 17 век. Этот вид росписи использовался для украшения различной деревянной посуды и мебели. Хохлома хорошо узнаваема благодаря традиционной цветовой гамме: красный, черный и зеленый на золотом фоне. У мастеров росписи были свои секреты. Например, для фона на деревянную заготовку наносился не золотой порошок, а смесь олова и серебра. Затем изделие покрывалось специальным составом и запекалось несколько раз в печи. Таким образом достигался желанный золотистый оттенок. Хохломская роспись всегда полностью покрывала изделие: дерева совсем не было заметно.


Яркие и неповторимые Еще один знаменитый художественный промысел, берущий свое начало, по-видимому, в этот период, - это дымковская игрушка. Название свое она получила по месту происхождения. Кировская слобода Дымково была знаменита своей красной глиной. Во всем мире нет изделий, подобных яркой и веселой игрушке. Интересно, что технология производства достаточно простая, и при желании такую статуэтку можно сделать самостоятельно


Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Можно даже сказать, что они проходят новую стадию развития. Возрождается интерес к народным традициям глубокой древности: верованиям, костюму, обычаям и художественным промыслам. Ремесла активно изучаются как на соответствующих специальностях в университетах, так и самостоятельно. Рукоделие пользуется сегодня большим спросом, а потому мастера с удовольствием обращаются к традиционному ремеслу. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях - электрические приборы. С другой стороны, в отдельных случаях способ производства в целом сохраняется неизменным. Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси (фото изделий, во множестве наполняющие интернет, лишь подтверждают это) живы до сих пор и продолжают развиваться. - Читайте подробнее на FB.ru:

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Древнерусские кузнецы

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс!

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

Многие железные изделия Древней Руси выполнены в технике металлургического «пакета», при которой с боков стальной полосы приваривались пластины из мягкого железа. Изготовленные в этой технике изделия, например ножи, стачивались прежде всего с боков, а стальное лезвие всегда выступало и было как бы самозатачивающимся, долго сохраняя остроту. Конечно, такие ножи тоже точили, равно как и другие аналогичные изделия, изготовленные в той же технике, но их рабочие качества сохранялись дольше. Можно заметить, что в городских слоях находки каменных оселков обычны.

Техника «пакета» зародилась в древности. Вещи, изготовленные таким приемом, известны в Скандинавии, Чехословакии, а на Руси - в древностях «дружинного» типа.

Среди предметов, сделанных древнерусскими кузнецами, немало сложных, состоящих из многих деталей. Таковы, например, замки, при производстве которых надо было изготовить около 40 деталей с применением разнообразных технологий. При этом требовалось умение сваривать железо со сталью, освоить горновую пайку медью и т. д. Русские замкй славились и за границей, их находят, например, в Чехословакии.

В обработке цветных и благородных металлов ремесленники Древней Руси также проявили себя искусными мастерами. Ювелирных мастерских, где производились массовые недорогие украшения, найдено много, особенно в Новгороде. Среди использовавшихся материалов обычна медь, из которой изготовлялись проволочные и пластинчатые заготовки. Встречаются и поделочные камни, например янтарь. Широкое распространение получили изделия бронзолитейщиков, требовавшие сложных приемов изготовления. Методом литья изготавливали и распространенные в то время предметы вооружения - булавы и кистени, а также другие вещи.

Прекрасны русские ювелирные изделия, центром производства которых был Киев. Золотые или серебряные вещи украшались зернью, сканью, перегородчатой эмалью. Из золота с эмалью делались венчики, шейные цепи, составлявшиеся из медальонов, колты - фигурные коробочки - часть женского наряда. Чернь применялась для серебряных изделий и состояла в покрытии рисунка особым составом черного матового цвета. Чернеными делали браслеты и колты. В Новгороде найдена берестяная грамота, в которой знатная женщина требует срочного исполнения ее заказа на золотые колты. Она сообщает, что отдала мастеру металл, вес которого указан в письме. Подобные драгоценности с рубежа XI-XII вв. изготовлялись, видимо, вотчинными ремесленниками и, как показано выше, на заказ.

Особенно много колтов, браслетов и иных украшений найдено в Киеве, где их большая часть была зарыта при набегах кочевников и при приближении монголо-татарских орд. Владельцы этих кладов или погибли при защите Киева, или не смогли найти своих сокровищ в пожарище. На территории Киева учтено около 50 кладов, зарытых между 1170 и 1240 годами. Один из них, причем не самый богатый, найден у Десятинной церкви и состоял из шести серебряных денежных гривен киевского типа, двух золотых колтов с перегородчатой эмалью, двух золотых цепочек, семи золотых сережек, витого серебряного браслета, пяти серебряных перстней. Известны клады и в других местах Киевской земли, Волынского, Черниговского, Новгород-Северского княжеств, Старой Рязани, во Владимире, Москве и иных городах и землях. В Новгороде, Смоленске, Пскове, Полоцке, т. е. городах, не осаждавшихся ордами Батыя, вещевых кладов нет.

История русского стеклоделия хорошо изучена благодаря применению метода спектрального анализа. Долгое время считалось, что стеклянные изделия, находимые в древнерусских городах и курганах, в своем большинстве привозные. Сейчас удалось выяснить, что с конца XI в. на Руси стали широко распространяться стеклоделательные мастерские. В них изготовлялись стеклянные бусы, браслеты, сосуды, оконное стекло. Наиболее частым украшением древнерусских горожанок в XII-XIII вв. были стеклянные браслеты: желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые, черные. Встречаются и двухцветные. Например, черный браслет перевит желтой стеклянной ниточкой. В Смоленске были освоены технологические приемы производства красного («печеночного») стекла и красной поливы на керамических изделиях. В Киеве раскопана мастерская по производству стеклянных браслетов, там найдены горны и тигли для плавки стекла. Стекло изготовлялось и в ряде других древнерусских городов. Монголо-татары разрушили эти города, а с ними и ремесленные мастерские (привозные стеклянные изделия также нередки на Руси, например восточные бусы). В Новгороде, Смоленске и некоторых других городах изготовление стекла продолжалось и после нашествия, но максимальный подъем этого производства был уже позади. Широкое производство стекла было важным техническим достижением домонгольской Руси, не получившим дальнейшего расцвета из-за глубокого упадка, вызванного монголо-татарским разорением.

Видное место среди ремесел занимало гончарное производство. Его расцвет связан с появлением гончарного круга. Как выяснено выше, гончарный круг появляется на определенной стадии социального развития общества и знаменует собой отделение ремесла от земледелия. Поэтому находка круговых черепков на каком-нибудь городище указывает, что оно находилось на стадии превращения в город. Время появления гончарного круга на Руси - от 900 до 920- 930 гг. Однако до XI в. он существовал только в крупных городах, из тех, которые упомянуты в летописи под IX в.

Гончары изготовляли разнообразные по форме глиняные изделия: горшки, миски, сковородки, светильники, игрушки и многое другое. Гончарные горны для обжига посуды найдены в Киеве, Старой Рязани, Белгороде и др. В древнерусском городе Вщиже (около Брянска) обнаружен горн XIII в. длиной около 2 м. Он имел как бы два этажа: нижний - для топки, верхний - для обжига посуды. В нем сохранились 26 обжигавшихся там горшков. В гончарном ремесле, как и в металлообрабатывающем и иных, происходила специализация. С X в. на Руси появляется кирпич, производство которого возникло, видимо, не без византийского влияния. Формы византийского и русского кирпича сходны. Кирпич в Древней Руси представлял собой почти квадрат со стороной около 30 см. Первоначальная его толщина - 2,5 см, затем она постелено увеличивалась, а квадрат превращался в прямоугольник. У историков архитектуры и археологов такой кирпич называют греческим словом «плинфа». Две совершенные кирпичеобжигательные печи XII в. найдены в Смоленске, где было выстроено много кирпичных церквей. Печи круглые, врезанные в склон горы, построенные из обожженных и сырцовых кирпичей. Обе они были двухъярусные. Обжиг плинфы происходил в верхнем ярусе. Открыта подобная печь и в Киеве около Софийского собора и в некоторых других местах.

[Рис.1] Продукция древнерусских ремесленников: 1 - деревянный сосуд, изготовленный на токарном станке, 2 - круговой сосуд, 3 - кожаная обувь (поршень), 4 - сапожная колодка, 5 - цилиндрический замок, 6 - колты, 7 - форма для отливки подражания колту, 8 - зерненая лунница

Гончары делали и яркие поливные плитки, которыми украшались полы некоторых зданий, и черепицы для крыш, и художественные изделия из глины. В Киеве производились глиняные яйца-писанки, украшенные поливным узором, напоминающим фигурные скобки. В Смоленске делали глиняные, покрытые разноцветной поливой с таким же рисунком, ручки столовых ножей - часть парадного прибора. В Новгороде открыта мастерская, где делали погремушки в виде птичек, покрытые желтой поливой. Эти изделия имели широкий сбыт и встречаются не только на Руси.

Древнерусские горожане носили преимущественно кожаную обувь: лапти при раскопках не обнаружены. Кожаные ботинки и сапоги, а также другие кожаные изделия - ножны ножей, кошельки, седла - украшены узором из дырочек, тисненой плетенкой или аппликациями. В Новгороде открыта изба кожевника, к которой пристроен ящик с остатками извести и шерсти. Известью удаляли шерсть со шкур.

В культурном слое древнерусских городов изобилует щепа - след работы плотников. Обработкой дерева занимались и токари, несомненно существовавшие с X в. С этого времени встречаются деревянные чаши, выточенные на токарном станке, который конструктивно родствен гончарному кругу и появляется вслед за ним. Найдены все детали токарного станка. Точеные чаши нередко покрыты художественной резьбой. Ею украшали не только посуду, но и мебель, лодки, дома. На двух резных колоннах из Новгорода вырезан сложный узор в виде переплетающихся лент, обрамляющий медальоны, в центрах которых изображены кентавры. Вероятно, эти колонны использовались в конструкции дома. Резьбой украшались и наличники окон.

В древнерусских городах найдены великолепные образцы прикладного искусства, изделия из дерева, кости, камня, цветного и черного металла. В Новгороде их несколько десятков тысяч. В древних постройках Киева обнаружены многочисленные резные каменные плиты. Особенно замечательны монументальные рельефы на плитах из красивого камня - шифера. На одной из них представлены две конные фигуры, может быть, портретные изображения князей Ярослава и Изяслава. В результате раскопок прикладное искусство Древней Руси предстало перед нами как бы заново.

[Рис.2] Художественные изделия: 1 - резная колонна, 2 - рисунок на деревянной тарелке, 3 - деревянный (самшитовый) гребень

Авдусин Д. A. Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1989. - 335 с.: ил.
ISBN 5-06-000015-X

В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне.

Лапоть , CC BY-SA 3.0

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков - до 20-30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным острием. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.

Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью.

Ремёсла

Выплавка и обработка железа и стали

Ко времени создания Древнерусского государства в Восточной Европе основным типом железоделательных горнов стала стационарная наземная шахтная печь с шлакоотводным устройством. В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки, то есть от кузнечного дела.

Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населённых пунктов.

Лапоть , CC0 1.0

Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутным. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям: окислы железа (руда) теряют свой кислород и превращаются в железо, которое густой тестовидной массой стекает в нижнюю часть печи.

Необходимым условием для восстановления железа является постоянный приток воздуха. Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. Процесс восстановления железа именовался «варкой», она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали - сплава железа с углеродом. В древнерусских письменных памятниках сталь упоминается под названием «оцел», а всего на Руси использовались три вида стали:

  • цементованная (томленая) с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом
  • сварочная сталь неоднородного строения
  • сырновая, слабо и неравномерно науглероженная

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских.

Кузнецы-оружейники составляли особую группу ремесленников. Производство оружия получило широкое развитие в Древней Руси благодаря всеобщей потребности в нём. Различные виды оружия получили специальные названия по способу их изготовления, внешнему виду и окраске или по основному месту их производства. Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как требовала особо тщательных и умелых приёмов обработки.

Обработка дерева

Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её в зависимости от технический условий изделия и физико-механических свойств породы.

В обработке наиболее распространены были сосна и ель. Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве её использовали редко. Дуб, берёза, осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому её старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках.


Н. К. Рерих , Public Domain

Древнерусские мастера владели и обработкой редких на Руси пород, как, например, самшит. Эта порода доставлялась с Кавказа, из лесов Талыша. Из самшита делались двусторонние гребни и маленькие пиксиды (важно отметить, что деревянные гребни в Древней Руси делались практически исключительно из самшита).

О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры, тесла, пилы, долота, сверла и т. д., причём данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени.

Обработка цветных металлов

Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т. д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции - ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой не литой вещи.

Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Оно поступало из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Медь, олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появились только в XIV веке.

Золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, чаш, кубков и т. д. Основными покупателями изделий из них были князья и зажиточные люди, а также священнослужители. Кроме чаш и других церковных сосудов духовенство приобретало золотые и серебряные кресты, оклады для икон и Евангелий, используемых во время церковной службы. Некоторые соборные церкви имели золоченые купола. Порой золотыми и серебряными пластинами покрывали определённые части внутренних стен и перегородок церквей.

Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород.

Основной технологией производства было литьё. Однако кроме него при обработке цветных металлов также применяли следующие операции: чеканку, тиснение, штамповку и т. д. Эти операции требовали развитого инструментария, который включал в себя наковальни простые и фигурные, наковальни для чеканки, молотки простые и фигурные, костяные молотки для выколотки, чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, сверла, зажимы, бородки, ножницы по металлу и т. д.

Прядение и ткачество

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Его распространению способствовали рост населения и развитие торговли. Ручное ткачество как домашнее ремесло было довольно распространенным. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные - шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные - при раскопках древнерусских городов.

В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т. д. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошёрстные, полугрубошёрстные и грубошёрстные. К тонкошёрстным тканям относятся разные виды сукон. В основном шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли чёрный, зелёный, жёлтый, синий и белый.

Обработка кожи

Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия был велик. Из кожи изготовлялась обувь, в больших количествах её потребляли шорники и седельники, из неё делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони и другие предметы хозяйственного и бытового назначения. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства.

В IX-XIII веках основным сырьём для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Первый технологический этап работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном чане при помощи извести. Такой чан, представляющий собой ящик из деревянных плах, был найден в Новгороде в кожевенной мастерской XII века. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались специальные растворы и механическое размягчение - кожа мялась руками. После этого выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых различных изделий.

Среди кожевенных работ существовали отдельные профессии: седельники и тульники (изготовители колчанов), скорняки и сапожники, изготовители пергамента и сафьяна.

Обработка кости

Ассортимент изделий из кости в IX-XIII веках был достаточно широк. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Из специализированных инструментов в косторезном ремесле применялись ножи, резцы, сверла, пилы и токарный станок. О высоком уровне косторезных работ свидетельствуют гребни из рога, пропилы между зубьями которых иногда не превышали десятых долей миллиметра. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Токарный станок использовался при изготовлении объемных изделий - например, на нём выточены костяные игральные шашки из Чёрной могилы в Чернигове.

Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Инструментарий костореза состоял из набора ножей, пил, плоских и гравировальных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и т. д.

Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы.

Гончарное дело

Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси. Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях. Посуда производилась различной вместимости и формы, что определило обилие названий для обозначения её различных видов. Помимо посуды гончары производили детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д. Изготовлялись также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия. На днищах многих сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков.


Лобачев Владимир , CC BY-SA 3.0

Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX-X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, т. е. круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось. Академик Рыбаков выделял две системы гончарных горнов, которые применялись древнерусскими ремесленниками - горны двухъярусные с прямым пламенем и горны горизонтальные с обратным пламенем. По мнению Рыбакова, вторая система была более совершенна. Горны нагревались до температуры примерно 1200 °C.

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам. Ранний гончарный круг крепился на грубой деревянной скамье, располагавшей специальным отверстием, имевшим ось, которая держала большой деревянный круг. Во время работы левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину. Позднее появились круги, вращавшиеся при помощи ног.

Стеклоделие

Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI веке и к XII-XIII векам достигло значительного развития.

В начале XI века распространение получили стеклянные бусы отечественного производства, которые в следующем веке были вытеснены импортными изделиями. Серединой XI столетия датируется появление столовой стеклянной посуды и разнообразных сосудов. К XII веку столовая стеклянная посуда получила широкое распространение, ею пользовались и рядовые горожане. В первой половине XII века массовое распространение получили стеклянные браслеты, популярные у женщин. Их носила практически каждая горожанка.


Лобачев Владимир , CC BY-SA 3.0

В IX - начале XI века для Древней Руси археологически известно несколько категорий стеклянных изделий. Наиболее распространены были стеклянные бусы и бисер, реже встречаются стеклянные сосуды и игральные шашки, ещё реже - стеклянные браслеты.

В этот период все стеклянные изделия на Руси являлись импортом - по торговым путям они попадали в Восточную Европу из Византии и Арабского мира. Самые первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI века в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской.

Стеклянные изделия в Древней Руси делались из стекла разного состава, что определялось назначением изделия. Стеклянная посуда, оконное стекло, бусы, перстни изготовлялись из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, которое слабо окрашивалось или было цветным. Для производства игрушек, писанок и т. д. применяли свинцово-кремнеземное стекло с окраской в разные цвета.

Фотогалерея



Дата начала: IX в.

Дата окончания: 1237 год

Древнерусские ремёсла

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, некоторые покидали сельскую местность и уходили в города и крепости, где создавались ремесленные посады.

В них к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные.

Loading...Loading...