Профессии связанные с археологией. Археолог – плюсы и минусы профессии. Пошаговый план действий

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.


У археологии до сих пор есть аура романтики и впечатляющих открытий, что, возможно, объясняет, почему вы выбрали этот курс, для которого прежде всего и предназначена эта книга. Довольно скоро вы узнаете, что археология, часто бывая увлекательной и иногда ею занимаются в далеких местах, является высокотехничной наукой, эффектные открытия в которой очень редки и малочисленны. Действительно, иногда сообщения о таких открытиях, как захоронение правителей племени мочика в Сипане или Улубурунское кораблекрушение, появляются на первых страницах газет, но факт остается фактом: большинство археологов трудятся вдалеке от глаз общественности, часто на непривлекательных и монотонных памятниках и над туманными проблемами. Конечно, такой персонаж, как Индиана Джонс, не подходит для археологии. И никогда не подходил. Индиана Джонс - полная выдумка, персонаж, созданный по мотивам рассказов о хорошо известных первых археологах начала ХХ века, открытия и приключения которых действительно были больше, чем жизнь. Сегодняшний археолог очень далек от профессора Джонса и работает далеко от академических залов. Так какие же качества создают хорошего археолога в наши дни узкоспециализированных исследований и широкого выбора специальностей для карьеры? Свойства характера настолько же важны, как и академическая подготовка, иначе вы не состоитесь как археолог. У этой профессии есть свои уникальные достоинства. Деньги к ним не относятся (см. вставку «Практика археологии»).

Если решено стать археологом

Многие становятся археологами почти случайно. Небольшой опыт полевых работ во время учебы мог заинтересовать, и им захотелось нечто большего. Археологами становятся не так, как священниками, медсестрами или военными, - в этих случаях нужна большая изначальная заинтересованность. Вы можете облегчит себе путь в специальность, получая при этом удовольствие.

Почти все, кто сейчас работают в археологии, либо сталкивались с ней в школе, либо заинтересовались ею, выбрав вводный курс по археологии в качестве изучаемого предмета в колледже или университете. Многим повезло - им попался хороший преподаватель - из тех, что зажигает интерес к специальности, о которой они раньше ничего не знали. Итак, что же делать, если в вас пробудился интерес к прошлому?

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ТРЕБУЕМЫЕ ОТ АРХЕОЛОГА

Любому человеку, который желает стать археологом, нужно нечто намного большее, чем диплом университета. Вот некоторые необходимые качества.

Энтузиазм , даже страсть к археологии и прошлому - это главное для всякого, кто выходит в поле. Археология держится на энтузиазме, лучшие археологи это те, у кого есть нечто вроде «жара в груди», что дает им силы преодолевать практические препятствия и рутину, доставать деньги и выполнять свою работу. Личная харизма порождает хороших руководителей-археологов, при условии что у них есть терпение заниматься мелочами.

Бесконечное терпение при полевых и других работах, когда требуются медленные, методичные, часто повторяющиеся действия. Иногда приходится иметь дело с трудными людьми.

Внимание к деталям . В археологии много мелочей и деталей - нужно не пропустить крохотные особенности каменного орудия или глиняного черепка, нужно неделями изучать крохотные обломки прошлого, анализировать компьютерные данные. Как раскопки, так и иные изыскания, не говоря уже о лабораторной работе, требуют величайшего терпения и желания скрупулезно копаться в мелочах.

Адаптируемость , способность адаптироваться к длительным путешествиям, приспособиться к некомфортным условиям работы в поле и к примитивным условиям жизни. Нужно быть готовым проходить большие расстояния и суметь проявить смекалку в нелегких, а порой и экстремальных условиях. Представьте, например, что ваш «Лэнд Ровер» вышел из строя в нескольких сотнях километров от ближайшей станции техобслуживания.

Развитые организационные навыки , потому что в археологии большую роль играют логистика и организация полевых команд, ведение архивов, даже кухонь в лагере. Организационные способности - большое достоинство.

Восприимчивость к иным культурам и формам существования, а также умение общаться просто необходимы. Многие археологи-практики, добившиеся успеха, много времени уделяют работе и общению с коренными американцами и другими народами. Для этого необходимо терпение и восприимчивость, которые в конечном счете окажут несомненную пользу, и не только в профессиональном плане. Это одна из причин того, почему знание основ антропологии так важно для археолога.

Также необходима приверженность этическим нормам археологии . Не стремитесь стать профессионалом, если вы не готовы соблюдать нормы, некоторые из которых изложены в главе 2.

Чувство юмора действительно очень важно. Потому что многие археологи воспринимают самих себя слишком серьезно. Вам не приходилось работать целую неделю над статьей, и вдруг ваш компьютер выходит из строя. А вы не сохранили текст. Подобные случаи с завидным постоянством случаются во время полевых исследований. Именно поэтому и требуется чувство юмора, потому что и в профессиональной деятельности довольно редко все идет так, как было задумано.

Самыми важными чертами являются энтузиазм и преданность . Они помогут вам пройти почти через что угодно.

Первое - выбирайте как можно больше курсов по археологии, читаемых разными преподавателями. Начните с фундаментального курса, в котором наиболее полно раскрыты и систематизированы применяемые методы и теории. (Если он не отобьет у вас охоту продолжать, значит, вы на правильном пути, так как такие курсы не отличаются увлекательностью.) Затем, чтобы понять, какие основные вопросы вас в археологи интересуют, а какие - нет, выберите ряд курсов, охватывающих целые области. Не забывайте, что если вы нацелены на аспирантуру, то нужно понять, какой из областей будет посвящена тема вашей будущей диссертации.

Второе - старайтесь получить как можно более широкие познания по общей биологической и культурной антропологии, чтобы сузить область своих интересов и понять, интереснее ли вам люди настоящего или прошлого. Если вы будете продолжать свой путь к тому, чтобы стать профессионалом, то никогда не пожалеете о потраченном на это времени.

Третье - посещайте как можно больше курсов по родственным дисциплинам. Это разовьет в вас понимание мультидисциплинарного характера археологии. Например, одна из самых интересных и важный проблем в археологии - возникновение сельского хозяйства, и приблизиться к ее разрешению можно только исходя из мультидисциплинарной перспективы. Большинство проектов в рамках управления культурными ресурсами носят мультидисциплинарной характер.

И последнее - набирайтесь опыта работы в поле и в лабораториях, будучи еще на студенческой скамье. Такой опыт, особенно общего характера, полезен для тех, кто претендует на аспирантуру. И еще даже более важно то, что это позволит вам испытать трудности и реалии работы в поле и в лаборатории до того, как это станет вашей работой (а аспирантуру следует рассматривать именно как работу).

Если вы побеспокоитесь о том, чтобы получить опыт работы в археологии, будучи студентом, то вы будете хорошо подготовленными для аспирантуры и продолжения профессиональной карьеры.

Опыт полевых работ

«Как мне принять участие в раскопках?» - нам часто задают этот вопрос, особенно студенты младших курсов. Хорошая новость заключается в том, что сейчас есть больше возможностей поработать в поле, чем раньше. При условии, что вы приложите некоторые усилия для того, чтобы найти их. Начните с посещений занятий курса полевых работ, если ваш факультет предложит такой, используйте свои личные контакты, обратитесь к доске объявлений (см. раздел «Практика археологии»).

Карьерные возможности в археологии

Сейчас не лучшее время становиться академическим археологом, так как мест немного, а конкуренция высока. Но замечательное время, чтобы подумать о карьере археолога в государственном или частном секторах, на долю которых выпадает большая часть исследований в Северной Америке.

Академическая археология
. Эта область находится на грани исчезновения. Еще поколение назад почти все археологи были членами академических институтов или работали в исследовательских институтах и музеях. Чисто академическая археология до сих пор доминирует при подготовке как студентов, так и аспирантов. Многие молодые люди, поступающие в учебные заведения, имеют твердое намерение стать «традиционным» ученым. Но рост в академической карьере сейчас очень медленный. Некоторые программы сокращаются (Цейтлин - Zeitlin, 1997).

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВОЗМОЖНОСТИ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Таких возможностей много, если побеспокоиться и поискать их. Вот некоторые варианты:

Добровольное участие в раскопках или изысканиях, проводимых вашим собственным институтом. Спросите своих преподавателей, когда они увидят, что у вас серьезные намерения, то вполне могут пригласить на работу в поле или в лабораторию.

Добровольная работа в поле, которую спонсируют местные или национальные организации, такие, как историческое общество, музей или государственное агентство. Многие наши студенты работали интерном в Национальной службе парков и в других организациях. Полезным источником информации может быть Интернет, а также доска объявлений на вашем факультете. Перечень источников информации смотри в конце главы.

Посещение полевых школ. Многие институты спонсируют летние кредитные полевые школы. Самые лучшие школы пользуются большой популярностью, попасть в них можно на конкурсной основе. Полевые школы полезны, так как в них совмещаются раскопки, лабораторные работы, академическое обучение. Дух товарищества в таких заведениях может запомниться надолго. Очень часто опыт прохождения такой школы помогает получить квалификацию, позволяющую получить работу на лето в исследовательском институте или частной компании. Американское археологическое общество (полезные адреса смотри в конце главы) делает рассылки, в том числе и на ваш факультет. Выбирайте полевую школу осторожно! Не все они одинаковы и вам следует посоветоваться с преподавателями, прежде, чем принять решение. Предупреждаю, остерегайтесь полевых школ, которые предлагают поучаствовать в раскопках в далеких странах, особенно в восточном Средиземноморье, они берут высокую плату и используют студентов в качестве неквалифицированной рабочей силы, там вы ничему не научитесь. Прежде, чем подписать документы, настаивайте на том, чтобы вам дали сведения о предыдущих учениках и свяжитесь с ними.

Участие в профессиональных раскопках за границей. Американский археологический институт и Британский археологический совет (см. полезные адреса) предоставляют списки профессиональных раскопок, куда приглашают серьезных добровольцев. Иногда они обеспечивают дешевым или даже бесплатным жильем.

Добровольное участие в раскопках в рамках проектов по управлению культурными ресурсами. Именно здесь многие наши студенты получают первый опыт полевой работы. Сначала это добровольная, а потом оплачиваемая работа. Безусловно стоит разузнать о частных компаниях, работающих в этой области в вашем районе, а также проконсультироваться у своих преподавателей, у которых может быть такая информация.

Большинство археологических исследований в Северной Америке и многих частях Европы сейчас проводится в рамках УКР-проектов, многие из которых проводятся в соответствии с требованиями закона. Это означает, что все больше и больше (конечно же не все) академических археологических проектов американских университетов проводятся вне США, а в Европе, Центральной Америке и в Андах. В таких общеизвестных областях, как изучение Центральной Америки, существует жесткая конкуренция на редкие академические должности и еще больше претендентов на академические должности в археологии Северной Америки.

Только 35 % американских археологов работают в академических проектах, и это число сокращается с каждым годом (Цейтлин - Zeitlin, 1997). Вывод прост: если вы хотите стать академическим археологом, готовьтесь к сверхузкой специализации или к работе в областях, где и так слишком много специалистов, а свои многочисленные навыки оставьте про запас.

Работу в музеях найти трудно, особенно чисто исследовательскую. Работа в музеях хороша и требует особых навыков по консервации, организации выставок, сохранении коллекций.

Управление культурными ресурсами и общественная археология . Для людей, желающих сделать карьеру в области сохранения и управления археологическими ресурсами, здесь предлагаются почти неограниченные возможности (Грин и Доршук - Green and Doershuk, 1998). Самые великолепные возможности для археолога находятся в общественной археологии и частном секторе, где решаемые проблемы намного сложнее, чем традиционные академические задачи.

Если вы интересуетесь общественной археологией или УКР, то у вас есть выбор: работать в государственной или негосударственной организации, занятой УКР-проектами. Эти организации могут быть некоммерческими, закрепленными за музеем или университетом, или коммерческими, оперирующими исключительно в частном секторе. Последние могут быть разными по организации и размеру. Крупные компании могут предложить хорошие возможности и перспективы, особенно для начинающих археологов. Большая часть деятельности общественной археологии осуществляется государственными компаниями, хотя имеются и частные фирмы.

Если вы выбираете общественный сектор, то у вас будут возможности работать во многих федеральных государственных агентствах, таких как Национальная служба парков и Бюро земельного управления. Много археологов работает в археологических проектах, осуществляемых по заказам штатов или исторических обществ. Например, историческое общество штата Огайо часто нанимает археологов.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.

Кто такой археолог?


– ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого "archaios" (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.

Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин "археология" впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил "историю прошедших времен".

В современном мире археологию принято разделять на три вида:

  • полевую – раскопки вещественных источников на суше;
  • подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
  • экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.

Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.

Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.

Какими личностными качествами должен обладать археолог?

Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • искренняя любовь к истории;
  • склонность к аскетизму;
  • физическая выносливость;
  • уравновешенность;
  • аналитический склад ума;
  • способность работать в команде;
  • отменное здоровье;
  • терпеливость;
  • предрасположенность к дедукции.

Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.

Преимущества профессии археолога


Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

Недостатки профессии археолога

В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога , как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.

  • Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
  • Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
  • В-третьих, долгие годы, проведенные в "спартанских" условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
  • В-четвертых, большая доля вероятности того, что "великое открытие" совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
  • В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.

Где можно получить профессию археолога?


Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как.

Археолог

Археологи - ученые, занимающиеся изучением быта и культуры древних цивилизаций на основе сохранившихся останков их жизнедеятельности. В работе археолога основной задачей является проведение раскопок для того, чтобы найти источники исследований. Археология во многом напоминает работу детектива, когда, складывая из кусочков мозаики целую картину, ученые стараются разрешить загадки прошлого, воссоздать образ ушедшего мира. Для этого требуется воображение и развитое абстрактное мышление, поэтому профессию эту можно назвать творческой. Необходимо для археологов и терпение, стремление достичь цели, настойчивость, ведь иногда требуются годы и десятилетия для раскрытия тайны исчезнувшей цивилизации или исторического памятника.

История появления профессии АрхеологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Еще в Древней Греции и Риме профессия археолога была известна и популярна. Уже в то время люди занимались раскопками, находили памятники архитектуры древности, знали о каменном, железном и бронзовом веках. Во времена Возрождения многочисленные раскопки были направлены на поиски произведений античной скульптуры. Но как наука археология была сформирована лишь к началу ХХ века.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

В современном мире археология - это очень значимая наука, позволяющая открыть многие тайны и загадки прошлых веков, ближе узнать ушедшие цивилизации, познакомиться с культурой, жизнью и бытом людей разных эпох - от древности до сегодняшнего дня, воссоздать по останкам внешний вид древнейших растений и животных. Археологи в своих исследованиях для анализа и исследования объектов используют различные методы, оптимизировать которые помогает сотрудничество с отраслями других наук. Профессия археолога сегодня весьма востребована, ведь в истории человечества так много загадок, неоткрытых тайн и белых пятен.

Особенности профессии АрхеологУникальность и перспективность профессии

Главным родом деятельности археолога являются раскопки, цель которых - поиск объектов культуры, памятников старины, других предметов, представляющих значение для истории. Кроме того, археологи могут работать в музее и заниматься организацией выставок и экскурсий, обеспечивать сохранность и восстановление предметов, найденных во время раскопок, или знакомить посетителей с этими находками и результатами исследований.

"Подводные камни" профессии АрхеологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Археолог должен обладать хорошим здоровьем, выносливостью, быть хорошо физически подготовленным, потому что работа связана с археологическими экспедициями в условиях разного климата. У человека, выбравшего эту профессию, не должно быть аллергических реакций, особенно на материалы органического происхождения. Работа археолога может быть как индивидуальной, так и командной, поэтому очень важна эмоциональная подготовленность, уравновешенность, спокойствие.

Где и как получить профессию АрхеологГде обучают профессии?

Профессию археолога можно получить, закончив исторический факультет ВУЗа. Для того, чтобы работать по этой специальности, обязательно нужно иметь высшее академическое образование. Это позволит также осуществлять руководство археологическими раскопками, археологический надзор.

Вам понадобится

  • - медицинская карта;
  • - сертификаты о результатах ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на исторический факультет;
  • - компьютер с доступом в интернет.

Инструкция

Убедитесь, что у вас нет заболеваний, которые могли бы воспрепятствовать вашему желанию стать археологом. У археолога должно быть здоровое сердце, он не должен страдать гипертонией, судорожными припадками, расстройствами слуха и речи. Препятствием является сахарный диабет, геморрой, некоторые кожные заболевания, сильное снижение зрения с невозможностью коррекции, болезни органов пищеварения и системы выделения, а также инфекционные болезни, перешедшие в хроническую форму. Археолог не должен страдать наркотической или алкогольной зависимостью. Пройдите обследование и проконсультируйтесь с участковым врачом.

Археология – это специализация, которую получают на старших курсах исторических факультетов. Есть и специализированный вуз, имеющий филиалы в разных городах России – Московский археологический институт. Начать же подготовку к будущей научной деятельности можно и в колледже (в частности, педагогическом с социальной направленностью). Вам нужна специальность 050401 – История. Но в дальнейшем вам все равно придется поступить в высшее учебное заведение.

Если же вы хотите поступить в институт сразу после школы, тщательно изучайте не только историю и предметы, необходимые для получения аттестата, но и такие дисциплины, как физика, химия и география. Все эти науки вам пригодятся в работе. Очень полезным будет также умение рисовать и работать с фотоаппаратом. О том, по каким учебным дисциплинам вам понадобятся сертификаты, вы можете узнать на сайте высшего учебного заведения после 1 февраля, но в любом случае сертификат вам понадобится.

Наберите в поисковике следующие специальности: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение. Посмотрите, в каких вузах можно получить эти специальности с квалификацией « истории», «магистр истории» или «учитель истории». Выберите тот, в котором есть кафедра археологии. Пройдя специализацию на этой кафедре, вы можете получить квалификацию 72251 – Археология.

Обратите внимание

Если по каким-то причинам вы не смогли поступить в специализированное учебное заведение, вы все равно можете заняться археологией. В частности, военной. Для этого достаточно записаться в поисковый отряд, который есть в любом крупном городе, а также во многих поселках. Поисковики занимаются преимущественно поисками останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это – увлекательное и полезное хобби. Впрочем, для многих бывших военных оно становится самой настоящей профессией. При желании вы сможете создать и свой поисковый отряд, зарегистрировав его в Фонде поисковых отрядов. Помните, что увлечение это требует дисциплины, аккуратности, хорошего знания истории мест, где ведутся раскопки, и некоторых специальных навыков.

Полезный совет

В археологических экспедициях нужны не только научные работники. Каждый год туда набирают людей, готовых к тяжелому физическому труду. Никакой особой квалификации для этого не нужно, устроиться работать может каждый желающий, годный по состоянию здоровья. Приготовьтесь к тому, что вам придется каждый день много работать лопатой. О том, как это делать, вам расскажут, если примут в экспедицию. Работа на раскопках – отличная практика для студентов-историков, которые еще только готовятся выбрать специализацию.

Loading...Loading...