Проекты по творчеству. Краткосрочный проект по творчеству К. И Чуковского «Страна Чукоккала. Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Средняя группа

Проект

по теме недели:

Выполнила:

Т.В.Жук

Л.В.Клепукова

2018г

ПРОЕКТ: « Знакомство с народной культурой и традициями»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели (12.03. – 23.03.)

ТИП ПРОЕКТА:

информационно – творческий, фронтальный (группа детей и их родители).

ЦЕЛЬ:

приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

ЗАДАЧИ:

    Расширять представления о народном творчестве (игрушка, фольклор, традиции).

    Привлекать детей к созданию узоров по мотивам народной игрушки (дымковская, филимоновская, матрешка), создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.

    Воспитывать любовь и интерес к народной культуре, народному творчеству.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине! Всё это послужило причиной к разработке проекта «Знакомство с народной культурой и традициями»

1 часть проекта. Организация «точки удивления».

В пятницу вечером воспитатели выкладывают в центрах по интересам: - альбомы «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка»;

Шаблоны для раскрашивания;

Дидактические игры по тематике проекта;

Книги с потешками, загадками, прибаутками, сказки;

Народные игрушки (дымковские барышни, филимоновские игрушки, матрешки).

Утром, в понедельник, дети приходят в детский сад замечают изменения в группе и задают вопросы: это что? зачем?

2 часть проекта. Определение проблемы.

Воспитатель объясняет детям, что на этой неделе мы с вами будем знакомиться с народным творчеством. Выясняет у ребят: понравились им новые игрушки?

А вы знаете как называются новые игрушки? (Ответы детей)

Что вы хотели узнать об этих игрушках? (Ответы детей)

Как мы можем узнать ответы на наши вопросы? (Ответы детей)

3 часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.

    Речевое развитие:

    Чтение художественной литературы: потешки «Как у нашего кота…»; р.н.с. «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса»; поговорок, пословиц о временах года.

    Разучивание песенок, потешек «Расти коса до пояса…», «Солнышко – ведрышко».

    Беседы: «Дымковские игрушки», «Почему игрушки называются дымковскими», «Мои любимые сказки», «Филимоновские свистульки», «Матрешки, разноцветные одежки», «Что такое народная игрушка», «Кто такие народные мастера», «Что мы знаем о матрешке», «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки».

    Дидактические игры «Найди различия и сходства» (сравнения матрешек)

    Словесные игры «Опиши игрушку» .

2. Социально-Коммуникативное развитие:

    Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Парад игрушек», «Напоим матрешку чаем», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «Как котик в гости ходил».

    Игра – драматизация по русской народной сказке «Заюшкина избушка» .

    Создание игровой ситуации с использованием загадок про народные игрушки.

    Хороводная игра «Заинька»

    Музыкальная русская народная игра «Шел козел по лесу»

3. Познавательное развитие:

    Рассматривание альбомов, иллюстраций о предметах старинного быта, кукол в народных костюмах.

    Дидактические игры: «В какой руке игрушка?», «Составь картинку – матрешку», «Накроем стол к чаю», «Подумай и скажи», «Что из чего сделано?»

    НОД «В гостях у народных мастеров. Игрушки из глины».

    НОД «Знакомство с матрешкой»

4. Художественно-Эстетическое развитие:

    Раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и др. с росписью народных игрушек.

    Трафареты народных игрушек.

    НОД Рисование по мотивам дымковской игрушки «Украсим кукле платьице».

    НОД Лепка по мотивам филимоновской игрушки «Барашек»

    НОД Лепка «Козленочек» (по мотивам р.н.с. «Волк и семеро козлят»)

    НОД Рисование «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» (по мотивам р.н.с. «Волк и семеро козлят»)

    Конструирование «Строим домик для матрешки».

    Дидактические игры «Дорисуй узор», «Выложи орнамент», «Выложи узор»

5. Физическое развитие:

    Подвижные игры: «Прятки», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Гуси – гуси», «Неваляшки», «Карусель», «Матрешки»,» Совушка», «Мы веселые ребята».

4 часть проекта . Привлечение родителей.

    Познакомить родителей с темой проекта, пожеланиями детей о получении новых знаний (вывесить лист опроса с моделью трех вопросов) .

    Консультация для родителей «Роль народных игрушек и игр в воспитании дошкольников»

    Консультация для родителей «Фольклор для маленьких»

    Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»

    Участие родителей в подготовке и проведении развлечения «Посиделки у самовара»

5 часть проекта. Заключительная.

    Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки у самовара»

    Выставка творческих работ детей по теме недели.

В ходе реализации проекта обогатились знания детей о народном творчестве (игрушка, фольклор, традиции). Дети используют в активной речи потешки, загадки, поговорки; умеют играть в русские народные подвижные игры; имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев. Ребята проявляют интерес к народной игрушке, различают и создают узоры по мотивам дымковских и филимоновских игрушек, бережно относятся к произведениям народного творчества.

Литература:

1.

Проект на тему: «Моё творчество».

Ученицы 4 «А» класса

МОУ СОШ №6 г.Фролово

Филатовой Виктории


Меня зовут Вика. Мне 10 лет,и я учусь в 4 классе средней школы и в 4 классе ДШИ.

Мне нравится рисовать и заниматься лепкой. В этом проекте я хочу представить свои самые лучшие работы.


  • «Моя Мурка», «Мой Тиша»-это мои первые настоящие «картины». Я их нарисовала, когда мне было пять с половиной лет.

  • Работы,выполненные цветными карандашами, были моими первыми работами в школе искусств.

  • Это мои рисунки с натуры простым карандашом.

  • Эти натюрморты- то же рисунки с натуры.

  • «Осенний ковёр»- один из моих рисунков простым карандашом по представлению.

Рисунки, выполненные фломастерами

На тему воображения свои рисунки «Зимберия» и «Ваза с цветами» я рисовала фломастерами.


  • Рисунок цветка «Соццилия»из придуманной мной сказки.
  • «Жила была девочка с волшебными силами, но не зная этого, девочка дотронулась до цветка «Соццилия» и цветок стал мраморным, и этого цветка больше никто и никогда не видел.А кто увидел, никогда не вернулся, и никто не знает, что с ними произошло.»
  • Натюрморт с натуры выполнен маркером.

  • «Однажды ночью».К этому рисунку моя бабушка написала стих:
  • Ночка тёмная. Аллея парка. Лето.Жарко. Звёзд на небе Не очень много. И совсем не видна дорога. Луна бледная, Одинокая. На газонах трава высокая. Тучи ходят По небу низко. И бежит по тропинке киска. На переднем плане Рыжий кот. У него,похоже,полно забот: Осторожно несёт Свой подарок-мышь, И урчанье кошки нарушает тишь. Кот галантен, Кошка нежна. Что за сказочная страна?! За работу "5"-ка у Вики. Ну,и я, лично, Ставлю "отлично".

Работа, выполненная пастелью

Мой натюрморт с натуры «Веточки сосны» и «Птичка на веточке».


  • Техника выполнения рисунка такова:
  • 1.Наносится толстый слой воды.
  • 2.Пока вода не высохла, выполняется рисунок акварелью.


Самая нежная техника - акварель

«Барсук на прогулке»

Натюрморт с натуры в жёлтых тонах.


Ещё из моих любимых рисунков акварелью

«Морская тема»

«Белочка на тропинке»


Работы, выполненные из пластилина

Композиция «У озера»

Мною выдуманная сказочная змея Арямуфи


  • Мне очень нравится заниматься скульптурой.
  • Уточка- это моя первая скульптурная работа из глины.

  • Гипсовая рамка для фото, раскрашенная акварелью.В этой рамке моё фото, где мне 4 года.
  • Роспись по гипсу.


  • Роспись гуашью.

Мои планы на будущее

Я занимаюсь рисованием и скульптурой с большим удовольствием и мечтаю стать дизайнером интерьера, а быть дизайнером это означает быть творческой личностью в определенной области.

Семья, являясь для них первичным социальным окружением,

сама погружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и

особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему.

Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять

функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУ ХМАО-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

Успехова И.А.

инструктор по труду

реабилитационного отделения для детей и подростков

с ограниченными возможностями

Урай

Концептуальные подходы

В настоящее время особую важность и актуальность приобретают проблемы социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в свете происходящих перемен в обществе, гуманизации образования, началом нового этапа развития аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями.

В контексте этой личностно - ориентированной концепции ребенок с отклонениями в развитии или специфическими проблемами, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект особой социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий (в том числе и педагогических) для максимально полной самоактуализации его личности, реализация всех имеющихся возможностей интеграции в общество.

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Дети с ограниченными возможностями живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Успешность интеграции в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено то или иное сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом.

Начало процесса педагогической реабилитации должно совпадать с началом процесса включения ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых людей- взрослых и детей. Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей с ограниченными возможностями.

Реабилитация носит социальный характер, так как ее реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребенку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самодеятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребенка.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально-образного по своей сути.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Система художественно-творческих заданий направляет работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественно-чувственного развития.

Введение ребенка с ограниченными возможностями, в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.

Быстрое развитие ощущений и восприятий происходит, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья знакомиться с большим количеством новых предметов. Направляя внимание ребенка на характерные свойства предметов, связывают вновь воспринимаемое с прошлым опытом, указывают более рациональные приемы восприятия. Поскольку познавательная и изобразительная деятельность осуществляется в игре, сенсорика принимает характер дидактических игр и специальных занятий, на которых применяют разнообразные игрушки, картинки, лепка, рисование, проводят наблюдения за явлениями природы.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который рассматривают, воздействует на наш глаз; с помощью руки ощущается его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, принимается нашим ухом. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

Они способствуют духовному становлению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.

Природа и ребенок-инвалид, и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Но не каждый может воспринимать цвет и линии в живописи.

Ввести детей с ограниченными возможностями в мир искусства нужно, соизмеряя их чувства и размышления. Только затем, когда у ребят возникает интерес и желание, можно приступать к освоению навыков, изучению средств – через игру.

В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого возникает реальность, созданная воображением ребенка. Здесь сосуществует действительность и волшебство перевоплощения. И один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство: и то и другое доставляет удовольствие.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление чувственного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

В искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка. использование различных видов искусств, как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями дает возможность для социально-личностного, творческого развития подрастающего поколения. Это создает благоприятные условия для вхождения ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников и применение детьми полученных навыков в социуме.

Цель и задачи творческого проекта

Цель творческого проекта

социальная адаптация и интеграция в социум детей с ограниченными возможностями через художественно-экологическое и эмоционально-творческое развитие.

Задачи:

Способствовать социально-личностному и творческому развитию детей с
ограниченными возможностями через освоение детьми различных видов
декоративно-прикладного творчества;

Повышать интерес и способствовать активному включению родителей в процесс социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями,
привлекать родителей к участию в мастер-классах, практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках.

Развивать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки,
способствовать коррекции, чувство восприятия произведений искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния.

Повышать уровень развития мелкой моторики, координации движений, самостоятельности в творческих действиях и проявлениях с использованием материалов М. Монтессори.

Сформировать эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству у детей с ограниченными возможностями.

Способствовать укреплению неформальных, доброжелательных отношений между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

Основное содержание

«Дитя … мыслит формами, красками, звуками,

Ощущениями вообще.

Так как все проникающее в человеческий разум

Идет туда путем чувств,

То первая стадия в развитии разума –

Это разумение чувственное…,

Первые наши учителя философии –

Это наши глаза, руки, ноги, слух».

К.Д.Ушинский.

Содержание творческого проекта «Через творчество в жизнь» выстраивается так, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями происходило через освоение чувственного опыта и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности. Это обеспечивает рост личности, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства через краски – природы, живопись; обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала.

В этом пространстве ребенку с ограниченными возможностями, дается возможность для выражения своего личного отношения к ситуации, для возникновения его личной фантазии или образа. Необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности, к поиску художественных средств, и только тогда, когда возникнет мотивация к деятельности такого рода, можно дать ребенку умения и навыки для осуществления задуманного. Например: «найти теплый звук, теплую линию, теплый цвет», «найти гармоничное и дисгармоничное звуковое и цветовое сочетание», «нарисовать грустящую линию, услышать грустящую музыкальную интонацию» и т.д.

Детям с ограниченными возможностями трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зримые образы. На занятиях задаем вопросы, помогаем ребенку переступить черту между его чувствами, ощущениями, образами, возникшими в воображении, и чистым листом бумаги. Например: спрашиваем ребенка, какое чувство возникло у него и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагаем выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям.

Организация процессов созерцания, созидания и общения - три вида в изобразительном искусстве. Способы вовлечения ребенка-инвалида в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны.

Это решается на индивидуальных и групповых занятиях:

1. Передача и накопление эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической
культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2. Формирование и приумножение опыта творческой деятельности,
формирование «культуры творческой личности» (самореализация
личности).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и
навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая - передача и накопление эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Поскольку мы имеем дело со сложным, глубоко чувственным, порой противоречивым внутренним миром ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Развивая и формируя в детях:

Умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т.п.),
сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким
и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;

Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном - значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

Готовность эмоционально переживать образную форму и т.п.

Решая вторую задачу - передачи и приумножения опыта творческой деятельности, способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения:

Быть оригинальным в выборе сюжета;

Использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла.

Материалы для развития чувств, построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет, форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них.

Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Точно так же обстоит дело с принципом «от простого к сложному», что и встречается в изобразительной деятельности.

На занятиях широко используются материалы Монтессори. В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький -большой, тихий - громкий, гладкий - шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. происходит сложная работа интеллекта - анализ и синтез, развитие сенсорики и художественно-творческого мышления.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов продуктивной деятельности .

Эффективное осуществление целенаправленной работы с детьми с ограниченными возможностями, будут осуществляться по следующим направлениям:

1. В ходе проведения диагностики по изучению уровня развития изобразительного искусства, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.

2. В процессе работы на занятиях в изостудии, на природе - по декоративно-художественному творчеству, знакомству с играми: материалами М. Монтессори, через (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

3. В ходе непосредственного ознакомления с художественным искусством во время экскурсий в музей г. Урая;

В школу искусств – художественное отделение, для ознакомления с произведениями изобразительного искусства;

В музыкальную школу – для получения детьми опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности.

4. В рамках участия детей в праздниках, познавательных мероприятиях, при организации игр.

5. Во время проведения мастер - классов для родителей с целью ознакомления с основными способами, приемами в изобразительной деятельности.

Благополучатели

Целевую группу, на которую направлена реализация данного проекта, составляют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 5 до 18 лет, состоящие на учете в отделении и их семьи.

Этапы и сроки реализации творческого проекта

Творческий проект «Через творчество в жизнь» рассчитан на 1 год 7 месяцев.

1 этап – подготовительный – проведение исследовательской работы и определение направлений проблемы, информационная деятельность.

2 этап - основной: выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов.

3 этап – заключительный – подведение итогов, анализ, выявление слабых и сильных сторон программы. Опубликование результатов в СМИ.

Механизмы реализации творческого проекта

Проект реализуется специалистами реабилитационного отделения для детей и

подростков с ограниченными возможностями в тесном сотрудничестве с родителями детей, средствами массовой информации и общественными организациями.

Основными механизмами реализации проекта являются:

Проведение совместно с родителями, специалистами мастер-классов по ознакомлению нетрадиционных приемах продуктивной деятельности;

Экскурсии в музей, школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку; ознакомление с материалами М.Монтессори и действия с ними;

Познавательные мероприятия; разучивание пальчиковых и зрительных, музыкально-ритмических гимнастик;

Организация выставок детских работ по изобразительному искусству и народно-прикладному творчеству;

Проведение занятий на открытом воздухе, с выездом на природу, при использовании различных средств выразительности: изобразительные, природные, бросовый материал.

Благодаря поэтапной схеме работы, включающей планомерную и последовательную отработку каждого направления деятельности, предполагается достижение цели программы.

Деятельность в рамках проекта

Творческий проект «Через творчество в жизнь» реализуется инструктором по труду в тесном сотрудничестве со специалистами отделения, с родителями детей, средствами массовой информации.

Подготовительный этап:

  • Диагностические исследования детей с ограниченными возможностями здоровья – диагностика выявляющей уровни развития изобразительного искусства, использование разных средств изобразительной деятельности, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.
  • Разработка методических пособий для родителей.

Этап основной деятельности:

Выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов:

  • проведение системы занятий:

По изобразительному искусству с использованием материалов М. Монтессори;

Совместно с производственными столярной и швейной мастерскими БУСО «Зина»;

  • психолого-педагогическое сопровождение трудных семей;
  • создание клубов для родителей: «Очумелые ручки», «Фантазёры»;
  • экскурсии в школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку, музей, вектор М – моделирование и конструирование;
  • организация и проведение мастер - классов для родителей, педагогов по ознакомлению и освоению различных видов декоративно-прикладного творчества;
  • организации мастер-классов для родителей в реабилитационном отделении для детей и подростков с ОВЗ, на базе ЦТЮ (центр творчества юных), в НОЧУДОД «Центр» «Духовное просвещение».
  • Культурно - досуговые мероприятия совместно с ЦТЮ (центр творчества юных), ЭБЦ (эколого-биологический центр), городской детской библиотекой,

Завершающий этап:

  • Подведение итогов реализации проекта;
  • Проведение мероприятий по анализу реализации творческого проекта;
  • Опубликование результатов работы в СМИ

Рабочий план реализации творческого проекта:

«Через творчество в жизнь»

Мероприятие

Сроки

реализации

1. Подготовительно-информационный блок

Цель: выявление проблемы, подготовка к основным мероприятиям.

1.1.

Диагностические исследования.
специалистами (медработники, психологи,
педагоги) семей детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья,
которые состоят на учете в отделении.
Организация круглого стола участников
проекта по определению проблемы и пути ее
решения.

май

1.2.

Семинар для специалистов отделения:

«Инновационные формы работы с семьей»

Июнь

1.3.

Создание методических пособий для родителей и педагогов на тему:

  • Нетрадиционные приемы рисования: «Цветные лица»
  • «Станковая живопись»
  • «Станковая графика»

Июль

1.4.

Работа со средствами массовой информации: статья в городской журнал Меридиан

– «Нетрадиционные формы и приёмы изобразительной деятельности в домашних условиях»;

Научно-методический журнал Коррекционная педагогика –социально-нравственное развитие «Как жить в мире с собой и с другими»

Сентябрь – ноябрь

2. Основной социально – педагогический блок

Цель: развитие эмоционально - волевой сферы ребенка, коррекция и компенсация ограниченных возможностей с помощью приобщения их к искусству и участия в творческой деятельности, формирование навыков «здорового» социального поведения, улучшение психологического климата семьи.

2.1.

Интегрированное занятие на базе ЭБЦ по художественно-экологическому и эмоционально-творческому развитию: «Братья наши меньшие»

1 раз в квартал

2.2.

Коллаж «Сотворчество мамы и ребенка» в рамках

конкурсно - игровой программы, посвященной дню семьи «».

Май

2.3.

«Мы - мужчины» познавательно-игровая программа, посвященная 23 февраля, совместно с папами и дедушками

Изготовление сувениров для пап и дедушек.

Февраль

2.4.

Занятие по декоративно-прикладному творчеству: «Цветочная эйфория!» в школе искусств

городская выставка детских рисунков, посвященная Международному женскому дню 8 марта! совместно ЦТЮ «Мамочкина интересность»

Апрель-Март

2.5.

Экскурсия в музей истории г. Урая – зал природы.

1раз в квартал.

2.6.

Мастер – класс для родителей и педагогов по ознакомлению с декоративно-художественным искусством: «Страна мастеров» (техника: гофротрубочка)

1раз в квартал.

Март

2.7.

Практическое интегрированное занятие с родителями по использованию элементов технологии М.Монтессори в домашних условиях «Магия и волшебство игр М.Монтессори».

Март

2.8.

Мастер – класс для родителей и педагогов на базе ЦТЮ: «Искусство воско - рисования » (техника: энкаустика) приглашение телевидения СПЕКТР.

Апрель

2.9.

Организация клуба «Очумелые ручки»

Январь

2 раза в месяц.

2.10.

Организация клуба «Фантазёры»

Февраль

2 раза в месяц.

2.11.

Проведение системы занятий с детьми на
тему «Декоративно-прикладное творчество»
Проведение мастер-классов по различным
видам декоративно-прикладного искусства для родителей

1 раз в неделю

1 раз в месяц

2.12.

«Родительская гостиная» - познавательно-игровая программа по декоративно-прикладному творчеству;

«День смеха»- юмористическая программа

Апрель

2.13.

Совместное творчество родителей и детей-выставки совместных рисунков «Детское будущее глазами родителей»

Май

2.14.

Экскурсии на предприятия, где работают
родители, съемка видеофильма.

1 раз в месяц

2.15.

Практическое занятие экспериментирование: «Магия и волшебство игр М.Монтессори»

Апрель

2.16.

Музыкально-терапевтические разминки.

Пальчиковые гимнастики.

Гимнастика для глаз.

Экспериментирование с красками.

Ежедневно на

занятие.

2.17.

Конкурс - игра (с цветными мелками, углём,гуашью) «Выдумки в стране - Шарландия», посвященная международному дню защиты детей.

Июнь

2.18.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Игракрасочка» (нетрадиционные приёмы рисования – нитками, перьями, палочками на песке)

Июль

2.19.

Познавательная викторина: «Югорский край», посвященная юбилею ХМАО – Югры.

Июль

2.20.

Беседы о музыкальных произведениях разных по характеру, жанру по художественно – экологическому и эмоционально – творческому развитию.

Март -

Ноябрь.

2.21.

Познавательно-практическое занятие: «Фантисолнышко!» посвященное Дню матери.

Октябрь

2.22.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Рождественская звезда! Цветы!» (техника: гофротрубочки)

Ноябрь

3. Взаимодействие с общественными организациями

Цель: сохранение прежних и расширение новых социальных контактов семьи; укрепление психологического уровня внутрисемейных отношений, способствование укреплению неформальных, доброжелательных отношений между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

3.1.

Экскурсия в музыкальную школу.

Развитие эмоционально-эстетического отношения к музыке.

1 раз в квартал

3 . 2 .

Экологическая викторина: «Цветик - семицветик» на базе ЭБЦ (эколого-биологический центр)

Август

3.3.

Интегрированное занятие по художественно – экологическому развитию: «Волшебница – природа!» в школе искусств.

Сентябрь

3.4.

Выездная выставка в ДМШ (муз. школа) посвященная Дню музыки: «Музыкальная радуга чудес!» приглашение телевидения СПЕКТР.

Октябрь

3.5.

Художественно - экологическая выставка детских рисунков в НОЧУДОД (воскресная школа): «Снег, зима, холода!»

Ноябрь

3.6.

Совместная выставка с общеобразовательными школами города «Вместе творим чудеса»

Ноябрь

3.7.

Новогодняя выставка-продажа детских поделок, игрушек: «Зимнее Зазеркалье!» в ЦТЮ

Декабрь

3.8.

Выездная выставка декоративно-прикладного творчества «Послание дедушке Морозу!»

Декабрь

Количественные и качественные показатели творческого проекта

Реализация творческого проекта «Через творчество в жизнь» предполагает:

Количественные результаты:

Занятиями по декоративно-художественному искусству, эстетически чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношение к миру, будут охвачены 45 детей;

К работе в мастер - классах по изучению нетрадиционных приемов изобразительного искусства, в практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках примут участие 25 родителей и 5 педагогов;

В выставках по декоративно-прикладному искусству и художественно-изобразительной деятельности будет охвачено 45 детей и 25 родителей;

Оформится фотоколлаж в витрине ЦБ «Вместе сотворим чудо».

Качественные результаты:

Произойдет динамика в социально-личностном и творческом развитии детей с ограниченными возможностями, через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества;

Повысится интерес и желание у родителей включатся в процесс социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, принимать активное участие в мастер-классах, практических интегрированных занятиях, экскурсиях, праздниках;

Сформируется коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера, разовьется чувство восприятия произведения искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния;

Улучшится координация движений, мелкая моторика, самостоятельность в творческих действиях и проявлениях в использовании материалов М.Монтессори;

Сформируется эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству у 60% детей с ограниченными возможностями;

Улучшатся и укрепятся неформальные, доброжелательные отношения между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками.

Список использованной литературы.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ.статья М.В.Богуславский, Е.Б.Корнетов.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005.-272с., илл. (Педагогика детства) Научный редактор С.В.Лыков.

М. Монтессори. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2004. – 72с., ил. (Серия «Человечек»)

Рекомендации для родителей по использованию элементов технологии М. Монтессори в домашних условиях / Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Лангепас; Составитель: Н.В. Стребкова – г. Ханты – Мансийск: ГУП ХМАО «Информационно – издательский центр», 2002г. -30с.

Программа коррекционно-образовательных учреждений «Изобразительное искусство» М.:- Просвещение. 2003.

М.Монтессори. Дети-другие /Пер. с нем./ Вступ. И закл.статьи, комент. К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз, 2004.-336с.,илл. (Педагогика детства)

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.(Программа развития).

Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-288с. и цв. ил. («От детского сада к школе»)

Молодова Л.П. игровые экологические игры с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.:ил.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-32с.,цв.ил.

М. Буторина, Е. Хиятунен. Монтессори – материал, часть I. Российский Монтессори – Центр.- Издательство «мастер», 1992 г.

Широкова Г.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г.

Неклюдова А.И. К вопросу о развитии процессов восприятия у детей дошкольного возраста Опыт объективного изучения детства. – Л., 1924.

Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей.

М., 2004г.

Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. – М., 1996г.

Семья на рубеже тысячелетий. Материалы ІVсоциальных чтений.

– Екатеринбург., 2000г.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М., 2004г.

Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М., «Просвещение»2002г.

Приложения


Cлайд 1

Автор: Мурнукова Светлана Анатольевна Место работы, должность: МАОУ межшкольный учебный комбинат г.Калининграда, преподаватель технологии 1 категории ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 5 класс

Cлайд 2

Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий проект. Этапы выполнения проекта. Подготовительный этап»; Привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии; Способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.

Cлайд 3

Cлайд 4

Творчество - происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте». Творчество - это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

Cлайд 5

Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной. Например, овладение новыми способами обработки или отделки материала, разработка оригинальной конструкции или формы изделия и т. д.

Cлайд 6

Целью любого творческого проекта является преобразование окружающей человека действительности.

Cлайд 7

Этапы и содержание проекта Этапы Содержание 1 Подготовительный Выбор и обоснование темы проекта. Историческая и техническая справки 2 Конструкторский Разработка конструкторской документации (чертежи, модели, эскизы, схемы, рисунки и т. д.) 3 Технологический Разработка технологической документации (технологическая карта или план изготовления изделия) 4 Изготовление изделия Организация рабочего места. Выполнение технологических операций 5 Заключительный Экономическое обоснование. Рекламный проспект изделия. Выводы по итогам работы. Защита проекта

Cлайд 8

Работу над проектом можно вести индивидуально или коллективно (2-3 человека). При этом конкретно определяется, что делает каждый учащийся. При проектировании изделия можно использовать готовые детали и механизмы.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Требования, к выбору темы проекта: суть предстоящей работы должна быть понятной; работа должна быть интересной; вы должны быть способны самостоятельно выполнить основные технологические операции по ходу выполнения проекта; материально-техническая база должна обеспечивать выполнение проекта.

Cлайд 12

Историческая справка - небольшое исследование по истории возникновения объекта проектирования. В этой справке указывают: время и место возникновения объекта проектирования (если есть); историю его развития и применения (краеведческий материал); особенности технологии изготовления; традиции изготовления и применения.

Cлайд 13

Cлайд 14

В технической справке указывают: инструменты и материалы, необходимые для изготовления объекта проектирования; форму, цвет, размеры и другие параметры изделия; традиции в отделке (в рисунках, композиции, технологических приемах); краткое описание технологических приемов (условные обозначения, схемы, иллюстрации, чертежи); виды и способы отделки изделий.

Cлайд 15

Вопросы и задания Дайте определение творчества. Что такое творческий проект? Какова цель творческого проекта? Перечислите основные этапы проектирования. * Ученик выполнил проект - панно «Цыплёнок» из трехслойной фанеры, при этом качество работы было отличным. Картинка-сувенир вышла красивой и всем понравилась. Форму и рисунок панно ученик взял из школьного учебника. Отчет о проделанной работе был также представлен своевременно. В процессе работы школьник прилежно выполнял все задания, соблюдал технику безопасности труда, правильно применяя освоенные трудовые приемы, и следил за порядком на рабочем месте. Как вы считаете, является ли его работа творческой?

Cлайд 16

Вопросы и задания Что включает в себя подготовительный этап? Что означает понятие «обоснование проекта»? Расскажите о содержании исторической справки. Какие сведения необходимо указать в технической справке? Перечислите основные источники информации. *Какие источники информации вы использовали для выполнения своего проекта?

Cлайд 17

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ Творчество, творческий проект, Этапы проектирования Подготовительный этап, Обоснование проекта, Историческая справка, Информация, Источники информации, Техническая справка.

Результаты опроса до показа данного проекта

Александр Сергеевич Грибоедов
родился в старинной дворянской семье
в Москве 4 (по новому стилю -15)
января 1795 года (менее достоверна
дата 1790 г.)
Получил прекрасное домашнее
образование
Владел латинским, греческим,
французским, немецким, английским, а
позднее итальянским, персидским и
арабскими языками.

Грибоедов отлично
играл на
фортепиано
(часами мог сидеть
у инструмента), был
автором нескольких
музыкальных
произведений
Любимыми его
композиторами
были Моцарт,
Бетховен, Гайдн и
Вебер

Отец, отставной секунд-майор Сергей
Иванович Грибоедов, женился на своей
однофамилице.
“Отец наш был ничем не примечательный.
Домом управляла мать – Настасья
Федоровна, женщина крайне властная и
резкая в обхождении. Она крепко любила
сына, и сын платил ей такой же любовью;
однако ее тяжелый характер нередко
порождал между ними ссоры. Она никогда не
понимала глубокого, сосредоточенного
характера Александра и всегда желала для
него только блеска ”-, вспоминала сестра
писателя.

УЧЁБА

В 1803 г. поступил в
благородный пансионат
при Московском
университете.
В университете
последовательно прошёл
три факультета:
словесный,
юридический,
естественноматематический.

Война 1812 года.

В 1812 году Грибоедов
готовился “для
возведения в звание
доктора прав”.
Попутно увлекается
театром.
Но, движимый
патриотическим
порывом, Грибоедов
записался в
Московский гусарский
полк.

Но участвовать в битвах ему не
довелось: полк не успели
укомплектовать и срочно выслали из
Москвы в тыл.
И в 1813 году он оказался в Польше в
кавалерийских резервах. Так началась
его жизнь вне дома, вне Москвы,
университета и привычных занятий.
Ему было 18 лет. Походная жизнь,
удалая гусарская весёлость,
бесшабашная смелость нравились ему.

Грибоедов - гусар

Знакомство с Пушкиным

В конце 1815 года вышел в отставку и был
определён на службу в коллегию
иностранных дел, чиновником в которой
служил и Пушкин.
Там и познакомились будущий великий
поэт и будущий автор гениальной
комедии. Они были молоды, увлечены
весёлой столичной жизнью, влюблены в
поэзию и театр.

« Пушкин, с
первой встречи с
Грибоедовым, по
достоинству
оценил светлый
ум и дарования,
понял его
характер»,-пишет
один из
современников.

Начало дипломатической деятельности

В 1818г. Грибоедов за присутствие на
дуэли в качестве секунданта выслан из
Петербурга в Персию для исполнения
дипломатической миссии.
28 августа 1818 года Грибоедов
покидает Петербург.
Он едет к месту новой службы, как в
ссылку, оставляя позади столицу,
театр, друзей, поэзию.

«Представь себе,писал 15 апреля
1818 г. Грибоедов
другу
С.Н. Бегичеву,- что
меня непременно
хотят послать, куда
ты думал? - в
Персию, и чтоб жил
там. Как я ни
отнекиваюсь, ничего
не помогает»

Начало работы над комедией «Горе от ума»

Замысел «Горе от ума» зародился у
Грибоедова ещё в Петербурге.
В Тегеране, затем в Тавризе он
продолжает работу над комедией.
Тогда он назовёт её “Горе уму”, и
первым его слушателем будет
ближайший друг Пушкина - Вильгельм
Карлович Кюхельбекер.

«Гениальный,
благородный,
единственный мой
Грибоедов, более чем
друг.
Он писал “Горе от ума”
почти при мне, по
крайней мере, мне
первому читал каждое
отдельное явление
сразу после того, как
оно было написано”
В. Кюхельбекер.

Выхлопотав отпуск, Грибоедов привозит
с Кавказа в Москву два первых акта
комедии “Горе от ума”.
Комедия потрясла общество. Не только
московское барство задел Грибоедов
(московские князья узнавали себя) –
всю старую Россию вывел на сцену, и
ему этого не простили.
Это был живой разговорный язык, стихи,
которые на лету превращались в
пословицы, картины русской жизни,
каких не было со времён Фонвизина.

При жизни автора пьеса не появилась ни в печати, ни на сцене

Грибоедова приглашали в
литературные салоны Петербурга и
просили читать и читать, и тот не в
силах был отказаться хотя бы от устной
публикации комедии.
Рукописи комедии были найдены у
друзей-декабристов, и сразу после
восстания его, как и многих,
арестовали и привлекли к следствию по
делу декабристов.

Более 3-х месяцев Грибоедова
держали под арестом, но доказательств
его причастности к заговору не
обнаружили. Свобода была желанной,
но с привкусом горечи – в крепости
оставались друзья.
Через два года ему поручают ведение
дипломатических дел с Турцией и
Персией.

Грибоедов- дипломат

Свои гениальные
способности писатель
вкладывает в
дипломатические
дела, и 10 февраля
1828 года он
заключает между
Россией и Персией
Туркманчайский
мирный договор,
чрезвычайно
выгодный для России.

Согласно договору, подписанному в
маленькой персидской деревушке, к
России отходили территории Эриванского
и Нахичеванского ханств, Россия
получила право иметь военный флот в
Каспийском море и контрибуцию в 20
миллионов рублей серебром, а также
освобождала от власти персидского паши
45 тысяч армян.
14 марта Грибоедов привозит договор в
Петербург, столица встречает его как
победителя, ему пророчат блестящую
карьеру дипломата.

Встреча с Ниной Чавчавадзе

В 1828 г. к
Грибоедову
пришла большая
любовь.
Он женился на
Нине Чавчавадзе,
дочери известного
поэта и
общественного
деятеля Грузии.

Судьба Нины
решилась за
один летний
день.
Юная (16летняя) жена
Грибоедова
была очень
любезна,
красива и
образованна.

“Женат,
путешествую с
огромным
караваном… Ночуем
под шатрами на
высотах гор, где
холод зимний.
Нинуша моя не
жалуется, всем
довольна. Я
необычайно
счастлив…”

30 января 1829 года толпа мусульман,
подстрекаемая фанатичным духовенством,
напала на русское посольство в Тегеране.
Грибоедов увидел, что дело дошло до
крайности и при нём никого не оставалось,
кроме его дяди, который стал заряжать ружья
и подавать племяннику. Грибоедов убил до 18
человек из толпы, которая пыталась ворваться
в его комнату.
Когда люди увидели, что нет возможности
ворваться в комнату через двери, они
забрались на крышу, и, сломав потолок, убили
несчастного Грибоедова через отверстие,
сделанное в потолке.

Известие о гибели Грибоедова, посла
Персии, известного писателя,
докатилась до Петербурга через
полтора месяца и не вызвало огорчения
у русского царя и его окружения.
Скорее было удовлетворение, что
избавились ещё от одного вольнодумца.
Близких же людей смерть писателя
потрясла, и первым, кто встретился с
ней лицом к лицу, был А.С.Пушкин.

Последняя встреча с Пушкиным

В своем «Путешествии в
Арзрум» Пушкин рассказывает:
«Я переехал через реку. Два
вола, запряжённые в арбу,
подымались на крутую дорогу.
Несколько грузин сопровождали
арбу. «Откуда вы?»-спросил я
их. – «Из Тегерана».- «Что
везёте?» - «Грибоеда». –Это
было тело убитого Грибоедова,
которое препровождали в
Тифлис.»

И я пошла его
встречать,
и весь Тифлис со
мной
К заставе Эриванской
шёл растроганный
толпой.
На кровлях плакали,
когда
без чувств
упала я…
О, для чего пережила
его любовь моя!!
А.Одоевский.

Могила Грибоедова

Надпись на могиле Грибоедова

“Ум и дела твои
бессмертны в
памяти русских, но Подведем итоги.После показа проекта большинство учеников
узнали больше о жизни и творчестве
Грибоедова, следовательно, данный проект
можно считать удачным и завершенным.
Loading...Loading...