Проектное управление как фактор успешной деятельности доу. Проект управление развитием доу в условиях введения фгос до проект на тему Проект на тему управленческая модель доу

"Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому,

как хорошо он может организовать большое число

людей и насколько эффективно он может добиваться

наилучших результатов от каждого из них,

сплавляя их в единое целое".

Акио Морита.

1. Введение. Современное требование к образованию меняют позицию современного руководителя дошкольной организации как управленца. Ведь в современном мире основным вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Для повышения качества образования, поднятия имиджа упреждения, его конкурентоспособности является внедрение в педагогическую практику инновационных технологий управления, направленных на обновление дошкольной организации, а так же инновационной методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. Возникает вопрос, какую технологию управленческой деятельности эффективно и грамотно современный руководитель может использовать для повышения качества образования? Ведь общая стратегия задается государством, социумом, учредителем и является стартовой точкой для определения стратегии - программы действий, приоритетной для достижения основной цели развития учреждения. Одним из эффективных средств решения данной задачи, является метод проектирования, как форма планирования и организации работы, влияющая на повышения качества образования.

Актуальность На сегодняшний день в образовательных организациях устаревшие методы управления на основе традиционных методов, не адаптированных под современные требования государственных стандартов и социального заказа родителей воспитанников дошкольной организации. Большинство руководителей дошкольных организаций еще "советской закалки", когда система работала" сказал-сделал", а современный мир диктует другие условия, отталкиваясь от заказчика. Так же не малую роль играют педагоги, которые не объединены единой целью организации.

Новизна проектного управление в дошкольных организациях не имеет широкого распространения, что является принципиально новой организационной технологией управления. Она заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ и повышения качества образования.

Гипотеза проекта : Внедрение проектной деятельности в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при реализации следующих условий:

  • заинтересованность руководителя в конечном результате;
  • мотивированные педагоги в достижении цели;
  • организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов и компетентности родителей (законных представителей);
  • вовлечение в проект социальных партнеров, специалистов и родителей (законных представителей);
  • планомерная работа по укреплению материально-технической базы;
  • диссеминация педагогического опыта;
  • получение обратной связи от всех участников проекта.

Срок реализации проекта: 5 лет

База: ГБДОУ детский сад №2 общеобразовательного вида Кронштадтского района Санкт-Петербург.

Участники проекта : руководитель, педагоги, специалисты, родители и социальные партнеры.

Цель проекта .Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения проектной деятельности для повышения качества образования дошкольной организации.

Основные задачи проекта :

  1. Изучить и проанализировать информационные источники по проектной деятельности в управлении организации.
  2. Создать условия для организации команды единомышленников.
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей.
  4. Организовать единое образовательное пространство для решения поставленных задач.
  5. Повысить мотивацию качества образования.
  6. Разработать материально-техническую базу.
  7. Формировать образовательное пространство в соответствии с государственными стандартами.
  8. Вовлечь социальных партнеров и родителей для реализации проекта.
  9. Распространять педагогический опыт.

2. Этапы реализации проекта

I этап предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ, подбор и анализ методической, справочной информационной базы по методу проектной деятельности в управлении ДОУ, формулирование идей и возможностей реализации проектной деятельности в ДОУ, планирование этапов работы;

II этап: Создание коллектива единомышленников, вовлечение социальных партнеров и родителей в проект, создание материально-технической базы и образовательного пространства.

III этап: мотивация и стимулирование педагогических работников к проектной деятельности.

IV этап: разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на районном региональном и российском уровнях.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Повышение качества образовательного процесса и научно-методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов и родителей.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в районе, регионе и России.
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды.
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие расширение партнерских связей.

4. Перспективы дальнейшего развития проекта. Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения опыта проектной деятельности; расширение форм работы с социальными партнерами и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на районом, региональном и российском уровнях.

5. Предполагаемый продукт : Создание "портфеля" проектов для повышения качества образования.

6. Заключение.

Предлагаемый проект является результатом деятельности коллектива ДОУ под моим руководством, которые заинтересованы в развитии организации и желают реализовывать его перспективы и возможности. Наш коллектив продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта. Нас цели вдохновляют и "крылья" нам дают, мы сад наш развиваем и идем правильной дорогой в современном обществе.

Список литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.
  4. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013 г.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Управленческое обеспечение введения ФГОС ДО (на примере городского детского сада)»

Волгоград 2015

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию дошкольников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.

Актуальность проекта

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Модернизация российской системы образования говорит о том, что необходимо пересмотреть подходы к формированию и укреплению созидающего потенциала педагогов. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет в первую очередь Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года), «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утвержден 14 ноября 2013г. приказом Минобрнауки РФ № 155 от 17.10.2013 г.), «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП» №1014 от 30.08.2013 г. внесли значительные коррективы в систему дошкольного образования.

Введение в дошкольное образование ФГОС ДОО повлекло за собой не только переработку содержания образовательных программ, но и необходимость подготовки педагогов к реализации этого нового содержания, повышения профессиональной компетентности педагогов и разработку инновационных способов осуществления данного процесса. Современные требования обуславливают использование в управлении ДОУ новых методов формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми (педагогическое взаимодействие). Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, от которых зависит какие условия, будут созданы в образовательном учреждении и какие возможности будут у детей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Тип проекта: управленческий.

Актуальность.

Современный этап развития системы образования Российской Федерации характеризуется наличием конкуренции между образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные услуги. Сегодня меняется роль детского сада в жизни ребёнка. Детский сад - это второй социальный институт после семьи, где осуществляется социализация ребёнка, где продолжается процесс становления личности. Меняется стиль отношений между детским садом и семьёй. Сегодня семья выступает заказчиком услуг по образованию и воспитанию детей. И к педагогам предъявляются высокие требования. Педагоги должны учитывать заказ семьи и быть её союзником. Они должны работать так, чтобы, с одной стороны, не пренебрегать педагогическим опытом и традицией, а с другой стороны, быть всегда на волне инноваций.

Особая миссия появляется у детского сада, когда детский сад находится в сельской местности. Современное село сегодня не может создать семье условия аналогичные городским и поэтому детский сад должен быть не только местом пребывания детей и их дошкольного образования, а быть центром, в котором занимаются не только ребёнком, но и семьёй, а педагоги занимаются детьми не в одиночку, а вместе с родителями.

Когда ДОУ предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень его качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа. По словам Т.Н. Пискуновой имидж общеобразовательного учреждения “эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения”. Структура имиджа, по её мнению, складывается из семи представлений:

  1. Об образе руководителя
  2. (персональные физические особенности, социальные характеристики, профессиональные характеристики, представление о неосновной деятельности).
  3. О качестве образования
  4. (соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, содержание обучения, форма обучения);
  5. О стиле ОУ
  6. (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы, корпоративная культура).
  7. О внешней атрибутике.
  8. образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик).
  9. О цене на образовательные услуги
  10. (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные условия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения).
  11. Об уровне психологического комфорта
  12. (представление об уровне комфортности среды – компоненты: уважение бесконфликтное, духовное обогащение).

Имидж ДОУ складывается из совокупности запросов и ожиданий различных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг (родители, дети, работники школ и учреждений дополнительного образования, принимающих выпускников ДОУ; работники органов управления образованием и муниципальные власти, население села), а также способности и готовности администрации, педагогического состава, сотрудников учреждения к той деятельности, которая может обеспечить эти запросы и тем самым достичь успеха самого учреждения. По нашему мнению устойчивый позитивный имидж ДОУ на современном этапе рассматривается как важнейший современный компонент методического продукта детского сада и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения.

Необходимость создания положительного имиджа нашего ДОУ возникла в связи с тем, что во-первых усиливается конкуренция среди ДОУ, во-вторых, сформированный позитивный имидж ДОУ в большей степени обеспечивает стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие, в-третьих облегчит доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным и др, в-четвёртых повысится позитивная оценка образовательного учреждения социальными партнёрами, родительской общественностью.

Я, как руководитель, хочу, чтобы наше учреждение имело своё лицо, своё имя, было привлекательным и нужным. Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения относится к области управления. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последует доверие. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга.

Цель проекта: cоздание условий для формирования позитивного имиджа ДОУ.

Задачи проекта.

  1. Провести мониторинг и анализ субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители) к деятельности ДОУ.
  2. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в целях формирования позитивного имиджа ОУ.
  3. Повысить роль родителей (родительской общественности) в общественном управлении ДОУ.
  4. Разработать элементы фирменного стандарта (логотип, герб, флаг и др.)
  5. Обеспечить информационную открытость ОУ.

Этапы формирования имиджа. (Приложение № 1)

Миссия нашего учреждения заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном мире. Взаимодействие с родителями как равноправными партнёрами.

При определении целевой аудитории мы выделяем четыре основные группы:

Наши воспитанники, которые являются, чуть ли не главными “пиарщиками” образовательного учреждения, то, что они рассказывают о своём пребывании в детском саду, каких успехов добиваются на мероприятиях различного уровня, напрямую демонстрируют определенные условия, ресурсы ДОУ.

Родители воспитанников – самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку нашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Они являются главной целевой группой, на которую мы ориентируемся в своей работе. Сегодня всё большее значение для успешного продвижения ДОУ играет социально-общественная активность.

Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между учреждением и обществом: благодаря своевременному информированию о наших достижениях, мы формируем позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Коллектив ДОУ (руководитель и сотрудники ДОУ).

Понять какой именно образ наиболее предпочтителен для нашего ДОУ, определить объём и специфику своих ресурсов мы провели SWOD анализ деятельности ДОУ. (Приложение № 2).

Проанализировав внешние и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно будут влиять на формирование имиджа нашего дошкольного образовательного учреждения:

  1. Территориальное местонахождение. Наш детский сад находится в районном центре, где расположены ещё три ДОУ.
  2. Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности.
  3. Детский сад имеет опыт работы по оказанию образовательных услуг и пользуется спросом у жителей села. По проведённому анкетированию родителей “Удовлетворённость доступностью и качеством образовательных услуг” процент удовлетворённости составил 95,15%.
  4. ДОУ имеет статус опорного учреждения в районе по познавательно-речевому направлению. Приоритетными направлениями являются: познавательно-речевое и физическое развитие детей дошкольного возраста.
  5. Детский сад имеет свои традиции, ценности. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сближают всех субъектов образовательного процесса (педагоги – дети - родители). Ежегодный конкурс “Семья года”, газета детского сада “Мы вместе” и др.
  6. В ДОУ имеется логопедическая группа, единственная в районе.
  7. Выпускники детского сада востребованы школами села. Их достижения, отзывы родителей об организации образовательного процесса, уровне подготовки также способствуют формированию имиджа нашего ДОУ.
  8. Открытость и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения позволяет расширять социальное партнёрство.

Этапы реализации проекта: (2014-2016).

1 этап - подготовительный, планово-прогностический (сентябрь, 2014 г. – декабрь 2014 г.)

2 этап - практический, основной (январь, 2015 г. – февраль, 2016 г.)

Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта

Ожидаемые результаты.

  • Создание фирменного стиля ДОУ.
  • Оптимизация информационной среды.
  • Разработанная модель имиджа ДОУ.
  • Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.
  • Участия родителей в общественном управлении.

Управленческий проект

«Развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива ДОУ в свете современных подходов и технологий »

Тип проекта : долгосрочный, управленческий

Цель : Развитие профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного образовательного учреждения в свете современных подходов и достижений.

Задачи проекта :

    Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.

    Совершенствовать аналитические умения педагогов.

    Развивать рефлексивные способности и потребности в самопознании.

    Развивать способность выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам.

    Способствовать формированию умений решать образовательные задачи через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.

    Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств.

Участники проекта : педагоги (воспитатели и специалисты ДОУ)

Основные формы реализации проекта:

Консультации, семинары – практикумы, проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы, работа в творческих группах и т.д.

Актуальность проекта:

Новые образовательные стандарты приходят на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в дошкольных учреждениях к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования.

Главный акцент в новом образовательном стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Определены основные принципы дошкольного образования:

    полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития;

    индивидуализация дошкольного образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых;

    поддержка инициативы детей;

    сотрудничество с семьей;

    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    познавательное развитие ребенка;

    возрастная адекватность дошкольного образования;

    учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

    повышение социального статуса дошкольного образования;

    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

    обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям и результатам их освоения;

    сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.

Определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен определять сам род занятий;

    активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; способен сопереживать, договариваться, стремится разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других; обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям;

    ребенок обладает развитым воображение, реализуемым в игре и других видах деятельности, умеет подчиняться правилам, различает условную и реальную ситуацию;

    ребенок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;

    у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;

    способен к волевым усилиям, может следовать принятым в обществе нормам, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;

    ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поведению человека; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными культурологическими знаниями; способен к принятию собственных решений, опираясь на эти знания.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. Таким образом, задача педагогического коллектива ДОУ стоит не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпа перевода его на школьное обучение, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста. Главный принцип – сохранение самоценности и уникальности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

Проблема:

1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения новых образовательных стандартов дошкольного образования;

2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;

3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

Предполагаемые результаты:

    Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

    Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.

    Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования.

Стратегия и механизмы реализации проекта:

Подготовительный этап:

На этом этапе проходит:

Изучение нормативно-правовой базы на соотнесение ее с новым стандартом, это способствует совершенствовать аналитические умения педагогов.

Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении современных технологий – для разработки плана повышения квалификации педагогов.

Анкетирование педагогов владения знаниями о современных педагогических технологиях, как ресурса повышения качества дошкольного образования

Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

Основной этап:

На этом этапе нарабатывается методические рекомендации по работе с детьми в условиях реализации новых образовательных стандартов, это способствует развитию рефлексивных способностей педагогов и способности выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам.

Заключительный:

На этом этапе происходит обобщение и трансляция опыта работы педагогов, что способствует развитию самооценки профессиональных качеств.

Основными формами методической работы с воспитателями и специалистами ДОУ будут мероприятия, направленные на освоение педагогом позиции субъекта, реализующего деятельностный подход, а также способствующие формированию контрольно – оценочных навыков, развитию рефлексивной позиции. Такие формы работы это не просто консультации, где педагог ведет себя пассивно, а семинары – практикумы, проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы, работа в творческих группах и т.д.

Условия реализации:

1. Материально – техническое обеспечение

Приведение предметно-пространственной среды учреждения в соответствие с требованиями новых образовательных стандартов.

2. Кадровые

Повышение педагогической компетенции педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с современными подходами.

3. Методические

Создание системы мероприятий, обеспечивающих использование современных подходов и внедрение новых технологий.

Предполагаемые риски:

1. Поглощение текущей работой – распределение приоритетной деятельности;

2. Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

3. Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Ожидаемые результаты:

    Определение необходимых изменений в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.

    Обеспечение информационной, методической, технологической готовностью педагогов для работы с детьми по новым образовательным стандартам.

    Повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками.

    Подведение стандартов к условиям, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

    Ознакомление педагогов с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей.

    Расширение возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.

    Повышение качества образования.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

Актуальность. Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ДОУ. Таким образом, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В то же время, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов дошкольного учреждения обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:

Неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;

Недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.

Цель проекта: Создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.

Задачи:

1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов (горизонтальное и вертикальное).

2. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении.

3. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.

Механизм реализации.

1. Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов. Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Разработка индивидуальных программ личностного развития педагогов.

Для изучения уровня профессиональной деятельности педагогов будет использоваться комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов, предусматривающая ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.

Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).

2. Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, творческие отчеты, фото и видео презентации, технология «портфолио, ТРИЗ и др.»).

Проектная деятельность, как одна из форм повышения квалификации, профессионального развития, является довольно эффективной и инновационной. Технология проектирования предполагает разработку групповых проектов, в которых участвуют педагоги, дети, родители. При обсуждении каждого группового проекта используются активные методы. В результате проектной деятельности у педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Деятельность по реализации групповых проектов выведет работу коллектива на качественно новый уровень, предъявляя более высокие требования к каждому педагогу — участнику реализации проекта. Участие в групповых проектах повысит методическую активность педагогов, активизирует их в обобщении и распространении собственного опыта.

Реализация этого направления будет осуществляться в рамках постоянно действующего Образовательного салона и Педагогической гостиной.

Рис. 4. Алгоритм деятельности по созданию портфолио

3. Организация работы по профессиональному становлению молодых специалистов.

Как показывает анализ качественного состава педагогов детского сада, более 50% из них достигли пенсионного возраста, что неизменно влечет за собой обновление кадров в течение последующих 3-5 лет. Поэтому актуальной становится организация работы с начинающими, молодыми специалистами, которые придут на замену ушедшим на пенсию. Необходимо учитывать также тот факт, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. И здесь немаловажное значение имеет формирование наставничества, которое позволяет:

  • освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому;
  • отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике.

Знакомство с опытными педагогами, практикой инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Адаптация молодого педагога также во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.

В нашем детском саду уже имеются традиции по работе с молодыми педагогическими кадрами. Например, имеется опыт «выращивания» своих кадров, когда младшие воспитатели, проявляющие себя активно в организации жизнедеятельности детей в детском саду, по рекомендации поступают в высшие учебные заведения по профилю и переводятся воспитателями. В дальнейшем из сложившейся системы будут выбираться те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:

«Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;

«Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

«Молодой специалист – коллега» – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

Инновационность. Проект «Поддержка и развитие педагогического потенциала» направлен на профессиональное становление и развитие педагогов и педагогического коллектива в целом. Инновационность состоит в использовании педагогами в процессе профессионального развития современных технологий: технологии проектирования, информационные технологии, творческие отчеты, фото и видео презентации, технология «портфолио и т.д..

Основными формами работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности являются «Педагогическая гостиная» и «Образовательный салон», в рамках которых будут проводиться семинары, семинары-практикумы, консультации, деловые игры, мозговые штурмы, тренинги и т.д.

Рис. 5 Схема содержания образовательного проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала»

Мониторинг реализации проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала»

При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов нами выделено 3 критерия:

1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.

2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.

3. Результативность образовательного процесса.

Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-балльной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий. Таким образом, мониторинг по сути явялятся средством управления развитием педагогов.


Таблица 3

Критерии мониторинга управленческого проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала»

Индикатор Наименование методики Объект Периодич-

ность

Ответственность
1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования
Использование современных образовательных программ и методик Наблюдения за педагогической деятельностью, экспертиза, контроль, мониторинг Педагоги 1 раз в год (май) Зам. зав. по УВР
Использование информационных технологий Беседа, анализ, наблюдение Педагоги 1 раз в год (май) Зам. зав. по УВР
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности
Участие в творческой группе по проблемам дошкольного образования Педагоги В течение учебного года Администрация
Осуществление самообразования Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа Педагоги В течение учебного года Администрация
3. Результативность образовательного процесса
Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме Мониторинг реализации образовательной программы Дети 2 раза в год Заместитель по НМР
Обобщение и презентация педагогического опыта Форма фиксации (Карта наблюдений) Педагоги 1 раз в год (май) Администрация
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг Педагоги 1 раз в год (май) Администрация

Руководитель творческой группы : Чумакова Т.Н.

Состав творческой группы : Филипченко Н.В.

Хазиева Г.Г.

Вдовиченко Л.А.

Loading...Loading...