Проблемы и задачи организационно-методического кабинета (отделения) поликлиники: нормативное обеспечение, рекомендации по оптимизации работы. Роль и задачи организационно-методических кабинетов (отделов) ЦРБ и областных (краевых, республиканских) больниц

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.Вводное слово преподавателя - 15 мин.

2.Контрольный опрос - 30 мин.

3.Изучение директивных документов - 30 мин

4.Самостоятельная работа - 45 мин.

5.Решение ситуационных задач - 45 мин.

6.Подведение итогов - 10 мин.

7.Задание на следующее занятие - 5 мин.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник – М: ГОЭТАР – МЕД. 2002 г.

Дополнительная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / под ред. В.А. Миняева, - М: МЕДпресс. 2002 г.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. 4 –е изд. М: МЕДпресс-информ. 2006 г.

3.Правовые основы здравоохранения в России/ под ред. Ю.Л. Шевченко – М: ГЭОТАР Медицина. 2006 г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие городское население, их структура.

2. Городская поликлиника и поликлиническое отделение больницы, значение амбулаторно-поликлинической помощи в системе медицинского обслуживания населения.

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи.

4. Участковый принцип и диспансерный метод медицинского обслуживания населения. Городской врачебный участок. Нормативы.

5.Задачи и обязанности участкового врача-терапевта. Системы работы участковых врачей. Врач общей практики (семейный врач).

6. Организация приема и лечение больных в поликлинике и на дому.

7. Регистратура, ее типы, структура и система работы.

8. Показатели деятельности поликлиники и стационара, методика их расчета и анализа.

Информационное содержание занятия

Городская поликлиника создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения городского округа или входит в состав стационарно-поликлинического объединения для оказания по участковому принципу первичной медико-санитарной помощи населению.

Амбулаторно-поликлиническая помощь имеет первостепенное значение в системе российского здравоохранения:

1. Массовость - около 80% всех обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в поликлинике.

2. Общедоступность

3. Профилактическая направленность

4. Участковый принцип работы, диспансерный метод.

Основная задача городской поликлиники - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.



Структура объединенной городской больницы :

Управление: Главный врач, заместители: по медицинской части, по поликлиническому разделу работы, по административно-хозяйственной части.

Примерная структура городской поликлиники:

1.Руководство поликлиники, в том числе АХЧ

2.Информационно-аналитическое отделение :

Регистратура, стол справок

Оргметодкабинет (кабинет статистики)

3.Лечебно-профилактическая часть :

Кабинеты терапевтов участковых (отделение)

Кабинеты специалистов (хирургический, ЛОР, офтальмологический, неврологический, инфекционных болезней, стоматологическое отделение (кабинет)

4.Вспомогательно-диагностическое отделение:

Кабинеты функциональной диагностики (ЭКГ, УЗИ, рентгеновский кабинет,)

Кабинеты лучевой диагностики,

Лаборатория

Отделение неотложной медицинской помощи

7. Отделение восстановительного лечения (физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры и т.д.)

8. Отделения профилактики (анамнестический кабинет, кабинет инструментальных методов исследования, смотровой женский, смотровой мужской, кабинет учета диспансеризации населения и больных, доврачебного приема, кабинет пропаганды здорового образа жизни)



Дневной стационар

Стационар на дому

Врачебный здравпункт

Фельдшерский здравпункт

Структура стационара

Приемное отделение, специализированные отделения, вспомогательные лечебно-диагностические отделения, патологоанатомическое отделение, административно - хозяйственная служба.

Принципы формирования отделений: по характеру заболеваний.

Виды отделений (палат) по характеру заболеваний: терапевтическое, хирургическое, инфекционное, неврологическое и другие узкопрофильные отделения.

Кабинеты вспомогательного лечебно-диагностического отделения: функциональной диагностики, физиотерапии, рентгеновский, лаборатория, лечебной физкультуры и др.

Наиболее оптимальным числом коек принято считать 60-70.

Профилактическая работа

- Диспансерная работа :

А.Диспансеризация здоровых (проведение профилактических осмотров в декретированные возрастные сроки)

Б. Диспансеризация больных (с хронической патологией, инвалиды, участники войн)

- Противоэпидемическая работа :

Раннее выявление инфекционных больных, своевременная сигнализация и госпитализация, наблюдение за инфекционным очагом, организация и контроль за проведением профилактических прививок.

- Санитарно-просветительная работа:

лекции и беседы

вечера вопросов и ответов, диспуты

2 . Лечебная работа

· Оказание лечебной помощи на приеме и на дому

· Обеспечение всеми видами специализированной помощи:

Консультации со специалистами, своевременное направление на госпитализацию, отбор и направление больных на санаторно-курортное лечение и др. Медико – социальная помощь больным и инвалидам.

· Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности, направление на МСЭК.

Организационно-методическая работа

· Организация санитарного актива и руководство его работой

· Ведение учетной и отчетной документации

· Осуществление связи с учреждениями:

· стационар больницы, диспансеры, учреждения санаторного типа, СЭС.

· Отслеживание здоровья населения участка, анализ заболеваемости и инвалидности, разработка мероприятий по их снижению.

Системы работы врачей:

1. Система чередования

2. Двухзвеньевая

3. Трехзвеньевая

4. Бригадный метод

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 282 от 19.04.2007 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового»

Основной целью введения критериев деятельности врача терапевта участкового является улучшение качества оказания медицинской помощи и мониторинга состояния здоровья населения.

1.стабилизация или снижение уровня госпитализации населения

2.снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи

3.увеличение числа посещений с профилактической целью

4.полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением

5.полнота охвата профилактическими прививками (дифтерия, гепатит, краснуха, грипп)

6.снижение смертности населения на дому при сердечно-сосудистых заболеваниях, туберкулезе, сахарном диабете.

7.снижение умерших на дому от болезней кровообращения в возрасте до 60 лет

8.стабилизация уровня заболеваемости болезнями социального характера (туберкулез, артериальная гипертония, сахарный диабет, онкологические заболевания, полнота охвата медицинским наблюдением категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг

9.обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение выписки рецептов пациентам, имеющих набор социальных услуг.

c 11-06-13 по 14-06-13

Формат: Семинар

Город: Санкт-Петербург

Место проведения: Санкт-Петербург, Учебный комплекс ЦНТИ «Прогресс», Васильевский остров, Средний проспект, д. 36/40

1. Организационно-методическая работа - неотъемлемое звено для повышения эффективности деятельности ЛПУ.

Задачи, содержания и методы организационно-методической работы ЛПУ.
Методика взаимодействия медицинских подразделений в многопрофильной больнице при решении организационно-методических задач.
Составление комплексного плана оргметодработы ЛПУ: аналитико-статистический, оперативный, тактический.
Организационно-методический отдел (кабинет) ЛПУ как штаб главного врача и главных специалистов.
Нормативно-правовые документы по работе организационно-методических отделов (ОМО) ЛПУ.
Содержание и объем работы ОМО.
Должностные инструкции заведующих, врачей и другого персонала ОМО.
Деятельность городского организационно-методического отдела по координации работы и информационной поддержке ЛПУ по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).

2. Современная законодательная база в сфере здравоохранения. ФЗ от 21.11.2012 №323 "Об основах охраны здоровья граждан РФ" и его реализация в ЛПУ.
Новое в лицензировании медицинской деятельности.
Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
Изменения в системе ОМС - теория и практика.

3. Организация делопроизводства и документооборота в медицинском учреждении.
Организация работы с документами: требования и рекомендации. Организационно-распорядительная документация. Работа с положениями, инструкциями; подготовка аналитических обзоров, справок, материалов и др. Работа с нормативными документами (приказами, распоряжениями и т.д.); работа с методической и нормативной литературой. Доведение рабочей информации до всех структурных подразделений медицинского учреждения. Работа с письмами, обращениями.
Организация и контроль за правильным комплектованием архивов систем здравоохранения документами, обеспечением нормативных сроков их хранения.

4. Роль организационно-методических отделов в системе учета и отчетности медицинских организаций. Учет документации, использующейся для формирования отчетных форм о деятельности здравоохранения для федеральной статистики и отраслевой статистики.

5. Стандартизация как одно из направлений методической работы.
Принцип формирования Федерального стандарта.
Принцип формирования территориального стандарта.
Организация системы контроля качества оказания медицинской помощи на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Оценка дефектов оказания медицинской помощи. Анализ состояния качества медицинской помощи. Организационно-управленческие вопросы по построению системы управления качеством.

Организационно - методическая служба в системе здравоохранения

Место и роль организационно-методической службы в управлении здравоохранением

Одним из главных направлений стратегии деятельности «по достижению здоровья для всех в XXI столетии» является разработка комплексной системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), ориентированной на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях и поддерживаемой гибкой и чуткой больничной системой, при широком участии в здравоохранительной деятельности населения.

Концепция главенствующей роли первичной медико-санитарной помощи предусматривает выполнение ею функций по охране и укреплению здоровья, улучшению качества жизни, профилактике и лечению болезней, реабилитации больных и инвалидов, оказанию медико-санитарной помощи людям, испытывающим страдания и безнадежно больным.

ПМСП призвана обеспечить как можно большее приближение медико-санитарного обслуживания непосредственно к местам проживания и труда людей. Учреждения здравоохранения первого контакта населения с государственной системой здравоохранения создают возможность лучшего понимания проблем здоровья, возможности для более эффективного решения конкретных задач, обеспечения надлежащей помощи по месту жительства, на производстве/ в обществе и вообще на протяжении всей жизни человека. ПМСП является уникальной системой, позволяющей более эффективно решать задачи укрепления здоровья и профилактики болезней на местах. Вся эта сфера деятельности дает; возможность объединить усилия местных служб здравоохранения и |учебных. заведений, неправительственных организаций, средства массовой информации , промышленности, социальных служб в рамках единых целевых программ укрепления здоровья .


Управление системой ПМСП необходимо ориентировать, на:; конечные результаты - укрепление здоровья населения, т. е, от помощи отдельным больным на клиническом уровне до медико-санитарного обслуживания населения в масштабах всей,; популяций. Определенный объем управленческих функций.

Организационно-методическая служба в учреждениях здравоохранения представлена (рис.

Организационно-методическими отделами (кабинетами)(ОМО и ОМК);

Отделениями экстренной и планово-консультативной помощи;

Отделениями (кабинетами) медицинской статистики;

Группами государственного регистра лиц, пострадавших при аварии на ЧАЭС;

Информационно-вычислительными центрами (группами);

Медицинскими архивами;

Главными штатными и внештатными специалистами;

Выездными формами амбулаторно-поликлинической помощи. Организационно-методическая служба в системе учреждений здравоохранения разных уровней управления (районном, городском, областном, республиканском) является ведущей, а организационно-методическая работа - неотъемлемой частью функциональных обязанностей руководителей и специалистов всех уровней.

Миссией организационно-методической службы является организация, развитие, координация и поддержка ПМСП, совершенствование организационных форм доступной квалифицированной и специализированной врачебной помощи населению

Организационно-методическую службу республиканских НИИ и учреждений здравоохранения, управлений здравоохранения областей, областных больниц и диспансеров, центров гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ), территориальных медицинских объединений (ТМО) возглавляют заместители директоров НИИ, главврачей республиканских, областных учреждений по организационно - методической работе, в других учреждениях и диспансерах - заведующие организационно-методическими отделами, в территориальных медицинских объединениях - первые заместители главврачей по медицинскому обслуживанию населения района (рис. 1.2). В подчинении их находятся организационно-методические отделы или организационно-методические кабинеты, направляющие и координирующие деятельность организационно-методической службы натерритории.

Основные направления деятельности и задачи организационно-методической службы

К основным направлениям деятельности организационно-методической службы (ОМС) относятся:

Планирование, организация и координация деятельности системы ПМСП на территории, реализация принципов Всемирной организации здравоохранения по развитию ПМСП;

Обобщение и анализ данных, характеризующих состояние здоровья населения территории (рождаемость, общая смертность, естественный прирост, младенческая и детская смертность,
заболеваемость, физическое развитие и др.);

Подготовка и разработка комплексных программ по сохранению и укреплению здоровья населения, перспективных комплексных и текущих планов развития здравоохранения
территории;

Разработка организационно-методических мероприятий по медицинскому обслуживанию населения и координация деятельности всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и медицинских служб территорий;

В управлении учреждениями здравоохранения оценка качества медицинской помощи является одной из важнейших сторон деятельности, от которой зависит эффект управленческих решений, принимаемых по результатам работы как отдельных специалистов и специализированных служб, так и учреждений. Исходная информация, ее оперативность, достоверность, полнота, адаптированность к форме и возможностям являются основой формирования оценочных показателей. В здравоохранении получение и обработка оперативной информации является трудоемкой задачей, зависящей от способов ее получения и регистрации, передачи и обработки данных. Разработка и использование систем получения необходимых сведений и преобразования их в качественную информацию является одной из важнейших проблем на современном этапе реформирования здравоохранения.

Оценка деятельности и направлений достижения целей, стоящих перед организацией, требуют постоянного наблюдения и обработки данных с помощью современных аналитических методов. Организационно оценка медицинской деятельности представляет собой единство комплексов учета выполненной работы , контроля и собственно оценок. В комплекс учета включаются: непрерывное наблюдение за различными сторонами медицинской деятельности, выявление параметров деятельности, регистрация выявленных изменений и т. д., т. е. от получения информации об оцениваемом объекте до принятия управленческого решения на основе результатов оценки. В связи с этим возникает необходимость использовать методику мониторинга .

Понятие мониторинг пришло из информатики, где оно употреблялось для обозначения измерения производительности и контроля сроков реализации процессов в компьютерных системах. В более широком смысле мониторинг - это система, обеспечивающая постоянный контроль и измерение качества и эффективности производственных процессов. Для этого используются соответствующие показатели, отражающие различные свойства управляемого объекта в динамике.

Мониторинг - непрерывная во времени, целенаправленная деятельность, связанная с перманентным наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемых объектов в целях развития процесса. Мониторинг как совокупность определенных действий есть проявление управленческой деятельности, форма применения комплекса важнейших управленческих функций, направленных на то, чтобы на ранних стадиях выявлять любые отклонения от ожидаемых результатов.

Цель мониторинга медицинской деятельности - обеспечение фактическим материалом информационной базы системы управления организацией здравоохранения, в частности системы оценки ее деятельности в непрерывной динамике. К основным задачам мониторинга относятся выявление, регистрация и накопление данных. Мониторинг дает возможность улучшить ценность получаемой информации путем сокращения временных интервалов ее получения. Существующие стандартные (отчетные) системы получения информации по определенным временным периодам (месяц, квартал, полугодие, год) часто являются источником ошибок и неточностей. Эти ошибки и неточности связаны с фактором времени. Чем больше временной интервал, тем выше степень неточности информации, получаемой из этих источников.

Для обеспечения более высокой эффективности мониторинга медицинской деятельности считает необходимым выполнение комплекса правил, составляющих принципиальную основу мониторинга . К ним относятся следующие.

1. Регулярность - проведение наблюдения и регистрации показателей в соответствии с периодами, задачами и возможностями оценочной деятельности на конкретном объекте.
Строгое соблюдение установленной периодичности наблюдений.

2. Постоянный характер - наблюдение за объектом и регистрация показателей, отражающих его состояние и функционирование, синхронно с производственным процессом и в соответствии с обусловленной периодичностью при исключении необоснованной фрагментарности, что должно обеспечить максимально возможное и реально осуществимое в конкрктных условиях приближение мониторинга к режиму непрерывности.

3. Комплексность - одновременная регистрация отдельных взаимозависимых показателей, отражающих основные свойства медицинской деятельности (количество, сложность, качество), а также иные свойства, оказывающие на ее характер и результаты существенное воздействие и вследствие этого выделенные для оценки.

4. Целенаправленность - выбор актуального объекта наблюдения и приоритетная ориентация на его характеристики в зависимости от целей и задач, обусловленных предыдущей, существующей или перспективной (прогнозируемой) управленческой ситуацией.

5. Выбор «точек риска» (конкретизация предыдущего) - выявление технологических операций, периодов в лечебно - диагностическом процессе, а также в сопровождающей и обеспечивающей этот процесс деятельности, потенциально опасных для процесса и результатов медицинской деятельности.

6. Активность - инициация мониторинга со стороны субъекта управления в соответствии с его (субъекта) планами и намерениями, определяемыми результатами анализа конкретных управленческих ситуаций (прошлых, настоящих, прогнозируемых).

7. Динамичность - изменение во времени форм, характера и материально-технического обеспечения мониторинга объекта и его отдельных характеристик в зависимости от динамики объекта и его отдельных свойств, а также целей и задач, обусловленных конкретной управленческой ситуацией.

8. Тождественность - организация мониторинга (его форма, характер, материально-техническое обеспечение) в соответствии с характеристиками объекта, подлежащего наблюдению и регистрации.

9. Итегративность - возможность формирования у субъекта управления представления об объекте как о целостном образовании вследствие обобщения результатов наблюдения за отдельными
показателями, отражающими частные свойства объекта, являющиеся компонентами целостной системы.

10. Преемственность - обеспечение связи последующих результатов наблюдения с предыдущими для обеспечения сравнительного (во времени) анализа показателей, характеризующих свойства объекта, возможность связи результатов наблюдения за несколькими однотипными объектами в различные периоды.

11. Обоснованность - выбор формы, характера, средств, а также объекта наблюдения в зависимости от результатов предшествующего анализа конкретной управленческой ситуации (предыдущей, настоящей, прогнозируемой). Применение мониторинга косвенно способствует созданию благоприятных условий для принятия управленческих решений. В практической работе фактические отклонения от запланированных, ожидаемых результатов при отсутствии мониторинга выявляются и регистрируются с опозданием. Это усложняет выработку управленческого решения - исчезает фактор внезапности, снижается риск возникновения кризисных ситуаций, появляется возможность прогнозирования ситуации и выработки управленческого решения более высокого качества.

Система организации работы с актами управления

К актам управления в системе здравоохранения относятся:

Указы президента, законы, постановления правительства;

Приказы Министра здравоохранения, решения коллегий, директивные документы Минздрава, профсоюзов и др.;

Решения Минского городского и исполнительных комитетов областей по вопросам здравоохранения;

Приказы, решения коллегий, директивные документы областных управлений здравоохранения;

Решения сессий, исполкомов местных Советов народных депутатов;

Приказы, решения медицинских советов, директивные документы городских и районных отделов здравоохранения, решения медсоветов, директивные документы главных врачей городских и районных больниц.

В ОМО и ОМК должна быть сосредоточена основная организационно-распорядительная документация, касающаяся системы здравоохранения, а также основные указы, законы и постановления правительственных органов. Такая документация хранится в методическом кабинете, создаваемом при ОМО и ОМК, кроме того также формируется информационный банк этих документов на ПЭВМ. Обязанности руководителя методического кабинета возлагаются на заведующего отделением медицинской статистики. Методический кабинет следит за электронной почтой, подготовкой отчетов и составлением информации по директивным документам, размножением их, за своевременной информацией руководителей учреждений здравоохранения территории об их поступлении и исполнении. В практике работы органов управления здравоохранения используется несколько организационных форм поиска информации об исполнении актов управления, а именно получение информации:

1) непосредственно от исполнителя (доклады, справки и т. д.);

2) от лиц, направляемых для проверки исполнения, т. е. опосредованным;

3) путем личной проверки исполнения акта управления. Широкое распространение получили письменные справки об исполнении актов управления. По предъявляемым справкам лица, издавшие акт управления, имеют возможность без дополнительных затрат времени и сил следить за ходом его исполнения или изучать полученные результаты.

В органах управления должна быть создана внутриаппаратная система контроля проверки исполнения. Все документы, поступающие из вышестоящих органов управления, подлежат специальному учету. Лицо, на которое возложена проверка исполнения, должно принять меры, чтобы копии документов были своевременно разосланы исполнителям.

Каждый акт управления независимо от его названия является совокупностью взаимосвязанных и последовательно изложенных актов управления, содержащих несколько пунктов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный акт управления (от 7 до 14 и более). Необходимость получения информации по каждому из них затрудняет процесс проверки. В связи с этим необходимо установить очередность проверки исполнения и оформления соответствующих документов. С этой целью акты управления сортируют по принципу «срочности». В свою очередь «срочные» акты выделяют по степени важности, их именуют также как «руководящие», «основные», «ведущие». К ним относятся документы органов власти, Министерства здравоохранения. Документы управлений здравоохранения и нижестоящих уровней управления подлежат текущей проверке или плановой проверке .

При поступлении акта управления из вышестоящих органов власти или управления здравоохранения лицо, на которое возложен контроль за исполнением документа, составляет перспективный «План мероприятий по выполнению...» (название документа), если документ долгосрочного действия, или текущий (годовой, квартальный, месячный), если документ носит оперативный характер. После этого ответственное лицо обеспечивает организационно-методические мероприятия по организации контроля исполнения: проводит инструктаж, готовит инструктивные письма , определяет сроки проверки исполнения, проводит текущие проверки. Все эти мероприятия фиксируются, документы об их реализации сосредотачиваются в деле по контролю данного акта управления. Долгосрочные акты управления и контрольные мероприятия по ним должны найти отражение во всех комплексных планах органов и учреждений здравоохранения. Материалы и информация об их исполнении сосредотачивается у лиц, контролирующих данные документы.

При организации проверки исполнения решается несколько задач: 1)выбор акта управления; 2) подбор и подготовка участников проверки исполнения; 3) выбор объектов; 4) оформление и изложение информации о результатах проверки исполнения. Изучить весь поток издаваемых работниками органов управления управленческих актов (в устном и письменном виде) практически невозможно. О состоянии организации исполнения можно составить представление на основе проверки исполнения письменных актов начальников управлений.

Анализ изданных актов показал, что в течение года проверке исполнения подлежит до 600-700 актов управления; такое же положение наблюдается в городских отделах здравоохранения и ТМО .

Для проверки управленческих актов создаются бригады врачей-специалистов. Состав и число проверяющих зависят от уровня управления, организующего проверку и от проверяемых служб и объектов. Изучение работы бригад (республиканских) показывает, что многие из их состава впервые участвуют в проверке исполнения, недостаточно осведомлены о работе проверяемых объектов, никогда не были в этих учреждениях, весьма смутно представляют особенности их работы. В бригады необходимо включать действительно компетентных специалистов, имеющих соответствующий опыт проверок и хорошо знакомых с контролируемым разделом работы. При проверке важным требованием является предоставление объективной информации и охват проверкой тех служб, которые могут дать объективное представление об исполнении.

Для объективной оценки исполнения необходимо обеспечить репрезентативность информации. Учреждения здравоохранения обычно удалены на значительные расстояния от органа управления; это затрудняет систематическую проверку исполнения, фактическая проверка проводится только в некоторых учреждениях. Для получения объективной информации проверку следует осуществлять не на 1-2 объектах из 15-25, а не менее чем на четверти из них.

Грамотное составление информации о результатах исполнения способствует правильному принятию решения. В здравоохранении сложилась следующая практика: после проверки каждый участник составляет справку (отчет) о состоянии проверяемых учреждений, руководитель бригады составляет общую справку, характеризующую состояние дел в проверяемых службах.

Процесс поиска, сбора, накопления и переработки информации связан с затратами времени, сил и средств. Для поиска первичной информации на всех уровнях управления здравоохранением содержится в течение года специальный штат медицинских статистиков. В участковых больницах эта работа выполняется в большинстве случаев медицинскими работниками этих учреждений за счет основного рабочего времени , отведенного на выполнение других функций. Первичная информация накапливается на бумажных носителях, ПЭВМ используется достаточно редко. В учреждениях здравоохранения большая часть расхода времени кроме накопления информации приходится на составление отчетов, их транспортировку и переработку. Так, на составление отчетов фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) затрачивают часть своего рабочего времени в течение 10-15 дней. Годовой отчет амбулатория , участковая больница составляют в течение месяца. В составлении отчета принимают участие врачи, фельдшера, акушерки , и другие работники. Затем отчет доставляется в ТМО, где его сдают специальной комиссии, куда входят заместители и главные специалисты. Всего на прием отчетов отводится до 6 дней.

О деятельности районной системы здравоохранения отчет составляют медицинские статистики, главные штатные и внештатные специалисты, заведующие отделениями, их заместители, сотрудники ОМК. Этот отчет сдается в областное управление здравоохранения специальной комиссии, в состав которой входят 20-25 человек. Сдача отчета ТМО занимает 2-3 дня. Для этого ТМО командирует в область группу своих специалистов.

Годовой отчет о состоянии здравоохранения области составляется областными отделами здравоохранения в течение двух недель (в среднем), а затем сотрудники ОМО сдают его в Минздрав.

Отчеты, поступающие в управления здравоохранения области, содержат усредненные данные о состоянии системы за год. В них имеется информация не по всем специализированным службам областной системы здравоохранения. Информация же о деятельности служб, которая изложена в отчетах, чаще всего не отражает их состояние в целом. Полученная информация еще до ее преобразования в органах управления теряет свое значение для оперативного управления . В областях годовые отчеты перерабатываются в отделениях медицинской статистики ОМО областных больниц. Переработка информации осуществляется сотрудниками ОМО; они составляют справочники основных показателей области за год, которые содержат информацию только о некоторых службах области. В ряде случаев информация фрагментарна, отрывочна, по другим службам она чрезвычайно детальна или слишком обобщенная. В некоторых областях, кроме справочников, составляются конъюнктурные обзоры о состоянии здравоохранения, при этом за основу берутся годовые отчеты, поэтому оперативное значение их невелико.

Таким образом, дорогостоящий поток информации, ежегодно поступающий в органы управления здравоохранением, после также дорогостоящей обработки не может быть использован в оперативном управлении местными органами здравоохранения. Назрела настоятельная необходимость переработки основной оперативной информации на ПЭВМ, создание банков оперативной информации учреждений на базе основной документации и первичных учетно-отчетных форм.

Планирование работы организационно-методической

службы

Деятельность ОМС планируется в соответствии с основными направлениями деятельности службы и конкретными задачами, стоящими перед учреждениями здравоохранения области, города. В соответствии с этим составляется план работы ОМС, он должен именоваться так: «План работы организационно-методической службы (области, города, района) на 200_ г.». План предварительно обсуждается на коллегии, медицинском совете территории и утверждается или начальником управления здравоохранения области, или главным врачом ТМО, диспансера и др. В разрезе годового плана составляются квартальные и месячные планы ОМС.

План работы организационно-методической службы _______________ ТМО на

200_ год

«Согласовано» «Утверждаю»

Главврач_____________ ТМО

Зам. главного врача областной « » 200 г

больницы ~

по организационно-методической

работе__________________

«___ »___________ 200_ г.

Преамбула

В преамбуле отражается миссия организационно-методической службы на текущий год, дается краткий анализ состояния организационно методической службы за отчетный период и основные направления ее деятельности и цели на текущий год.

Наименование мероприятия

исполнения

Исполните ли

Отметка исполнении

Разделы плана

I. Мероприятия по формированию и развитию системы ПМС по изучению показателей здоровья населения, анализ и оценка эффективности работы учреждений ПМСП.

III. Организационно-методические мероприятия по повышению качества лечебно-профилактической помощи в системе ПМСП.

IV. Мероприятия по повышению квалификации медицинских работников.

V. Мероприятия по организационному руководству санитарной статистикой, информационная и издательская работа.

VI. Мероприятия по лечебно-профилактическому обслуживанию сельского населения.

Первый раздел включает следующие вопросы:

Планирование сети учреждений ПМСП на территории;

Планирование и развитие института общей врачебной практики в городах и на селе;

Развитие и совершенствование работы родовспомогательных и детских учреждений;

Развитие скорой медицинской помощи и система ее взаимосвязи с общей врачебной практикой;

Реструктуризация поликлинической помощи, определение объемов специализированной врачебной помощи в поликлиниках;

Система взаимосвязи общей врачебной практики с больничной помощью и специализированной врачебной помощью;

Развитие стационарзамещающих технологий в поликлиниках и альтернативных форм организации медицинской помощи;

Система взаимосвязи общей врачебной практики и санитарно - эпидемиологической службы;

Реструктуризация коечного фонда;

Участие в разработке комплексных программ (территорий) по охране здоровья населения и формированию здорового образа жизни в системе учреждений ПМСП;

Комплексирование деятельности ПМСП с другими системами народного хозяйства территорий (образование, социальная защита , промышленность, сельское хозяйство и другие).

Второй раздел включает следующие вопросы:

Анализ демографических показателей (смертность городского и сельского населения, материнская и младенческая смертность, детская смертность до 5 лет, другие демографические показатели),
оценка данных социально-гигиенического мониторинга и составления аналитических обзоров с определением конкретных
задач и направлений деятельности;

Изучение состояния заболеваемости с временной утратой трудоспособности, первичной выход на инвалидность, показатели инвалидизации населения;

Анализ деятельности учреждений системы ПМСП в городах и сельской местности;

Анализ деятельности стационарных, санитарно-курортных учреждений, специализированной медицинской помощи и др.

Третий раздел включает следующие вопросы:

Организация планово-консультативной помощи, выездные формы медицинской помощи (в приложении к плану - графики выездов врачей-специалистов);

Организация комплексных проверок совместно с ЦГЭ состояния медицинского обслуживания и профилактической работы, санитарно-оздоровительной и противоэпидемической работы, санитарного состояния населенных мест и объектов народного хозяйства по сельским советам с последующим обсуждением на сельских исполкомах, заседаниях сессий, в районной администрации (в приложении к плану график проверок и исполнители);

Анализ состояния скорой и неотложной медицинской помощи;

Экспертиза «Карт стационарных больных», умерших в УБ, РБ, ЦРБ и других стационарах; контроль оформления фельдшерских справок и врачебных свидетельств о смерти (подготовка аналитических справок и информационных писем);

Отчеты главных врачей ТМО (сельских врачебных участков, амбулаторий, УБ, заведующих ФАП, здравпунктов, конкретный план) о состоянии и мерах по улучшению медико-санитарной помощи населению;

Изучение и внедрение новых организационных форм, методов профилактики, диагностики и лечения; их эффективность и экономическая целесообразность и др.

Четвертый раздел включает следующие вопросы:

Организация работы школ передового опыта работы, занятия на их базе с врачами и средними медицинскими работниками (в приложении к плану - график семинаров, занятий);

Планирование специализации и усовершенствования врачей и средних медицинских работников (совместно с отделами кадров), аттестации врачей и средних медработников;

Учеба медицинских работников (день акушерки, фельдшера, патронажной медицинской сестры, фельдшеров скорой помощи и т. д. (в приложении к плану - тематика, дни проведения занятий, докладчики); занятия с младшими медсестрами, санитарками СВУ;

Научно-практические конференции с врачами по актуальным вопросам медицины и здравоохранения (план занятий);

Учеба с медицинским персоналом по вопросам организации медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, угрозе и возникновении ООИ;

Информационная работа по специализированным службам, назначение врачей и средних медицинских работников - информаторов по отдельным разделам медицины и здравоохранения (отразить их деятельность и курируемые разделы информационной работы в планах учебы медицинского персонала);

Издательская работа.

Пятый раздел включает следующие вопросы

Контроль оформления медицинской документации, состояния учета и отчетности, а также достоверности отчетных данных (графики проверок, сроки, ответственные лица);

Подготовка к годовому отчету , участие специалистов в подготовке и приеме годовых отчетов; проведение семинаров по санитарной статистике, контроль статистических отчетов ЛПУ;

Составление моделей конечных результатов и аналитических обзоров о состоянии деятельности отдельных ЛПУ; разработка показателей деятельности учреждений здравоохранения
территории, составление статистических сборников;

Разработка и заполнение паспортов учреждений здравоохранения;

Организация и контроль деятельности штатных и внештатных специалистов, практическая помощь специалистам, график работы специалистов плановые выезды и др.

Шестой раздел включает следующие вопросы:

Разработка плана мероприятий по медицинскому обслуживанию сельского населения;

Принятие мер по укомплектованию учреждений здравоохранения на селе врачами и кадрами средних медицинских работников;

Подготовка врачей и средних медработников СВУ по вопросам оказания неотложной медицинской помощи, проверка ее состояния на сельских врачебных участках;

Взаимосвязь лечебной и санитарной служб по вопросам профилактики инфекционной заболеваемости, пищевых отравлений, травматизма, организации санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий на селе;

Обеспечение контроля выполнения директивно - распорядительных документов вышестоящих органов управления по вопросам медико-санитарного обслуживания сельского населения;

Контроль развития и совершенствования первичных звеньев здравоохранения на селе, приближение специализированных видов медицинской помощи;

Организация медицинского обслуживания сельского населения врачами общей практики, открытие амбулаторий общей практики;

Скорая и неотложная медицинская помощь сельскому населению;

Разработка мер социальной защиты медицинских работников на селе (жилье, транспорт, оплата труда , профессиональные и стажевые льготы и др.);

Выездные формы медицинской помощи и их конкретная реализация;

Развитие материально-технической базы учреждений на селе и др.

Седьмой раздел включает следующие вопросы:

Общая оценка основных экономических показателей деятельности объединения (анализ расходов, использование штатов, эффективность применения медицинского оборудования и внедрения новых методов диагностики и лечения);

Внедрение в практику экономических методов управления , разработка планово-экономических показателей работы подразделений и служб и др.; проведение специального
экономического анализа для изучения конкретного вопроса (выявление причин простоя коек, длительных сроков лечения и др-);

Изучение социальной и медицинской эффективности новых организационных форм и медицинских технологий (дневные стационары, стационарзамещающие технологии, медицинская реабилитация и др.);

Оценка эффективности деятельности системы здравоохранения в условиях финансирования на одного жителя;

Внедрение элементов НОТ и передового опыта работы (рационализация медицинского труда, повышение эффективности основной медицинской деятельности, этика и эстетика труда, разработка рациональных режимов труда и отдыха медицинского персонала, внедрение организационной техники, совершенствование рабочих мест); организационная культура;

Во многих крупных поликлиниках функционируют организационно-методические кабинеты. Однако анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность организационно-методических кабинетов (отделений) поликлиник, выявил ряд несоответствий. Так, приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» не предусматривает наличия в каждой поликлинике должностей врача-методиста и медицинского статистика. Вместе с тем приказы Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» и от 22.11.2004 № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» косвенно предусматривают наличие таких специалистов. Согласно приказам, на организационно-методический кабинет поликлиники возлагаются обязательные функции по мониторингу предоставляемой медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.

Обращает на себя внимание, что работы по систематизации и обработке учетно-отчетных данных медицинской организации осуществляют специалисты со средним медицинским образованием – медицинские статистики. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» в должностные обязанности врача-методиста входит расчет показателей здоровья населения и показателей деятельности медицинской организации, подразделений. Следовательно, врач-методист организационно-методического кабинета может и должен осуществлять координацию и контроль над деятельностью медицинских статистиков. В таблице приведены положения нормативно-распорядительных документов, регламентирующих функционирование организационно-методического кабинета поликлиники. С целью иллюстрации «функционального стыка» должностных обязанностей врача-методиста (с высшим медицинским образованием) и медицинского статистика (со средним медицинским образованием) представлены должностные обязанности указанных специалистов.

Больше статей в журнале

Нормативные требования к деятельности организационно-методического кабинета поликлиники

Врач-методист

Медицинский статистик

1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 тыс. чел. и более

Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех):

до 20 – 0,5 должности;

свыше 20 до 40 – 1 должность;

свыше 40 до 60 – 1,5 должности;
свыше 60 – 2 должности.

В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика

Должностные обязанности специалистов

Врач-методист

Медицинский статистик

  • Рассчитывает показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинской организации, подразделения;
  • составляет проект плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района);
  • планирует на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению;
  • организует работу в медицинских организациях региона (района) по внедрению передового опыта, элементов научной организации труда в организациях;
  • организует систему контроля исполнения запланированных мероприятий;
  • организует занятия, семинары, совещания, конференции по обмену опытом;
  • осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий в регионе, районе, медицинских организациях
  • Проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных медицинской организации;
  • определяет статистические показатели, характеризующие работу организации;
  • инструктирует работников структурных подразделений организации о правилах ведения учетных форм и составления статистических отчетов;
  • осуществляет контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового статистического отчета;
  • участвует в организации и проведении инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных подразделениях организации;
  • составляет годовой статистический отчет о работе организации;
  • оформляет и подает заявки на приобретение бланков учетно-отчетных статистических форм медицинской документации, обеспечивает ими структурные подразделения организации
  • подготавливает различные справки на основе данных статистического учета

Функции организационно-методического кабинета

Организационно-методический кабинет учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), осуществляет мониторинг предоставляемой медицинской помощи и представляет главному врачу учреждения информацию о работе с гражданами, имеющими право на получение набора социальных услуг, не реже 1 раза в квартал.

Организационно-методический кабинет осуществляет контроль за своевременным предоставлением санаторно-курортного лечения и ведет учет следующих документов, выданных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг:

  • количества выданных справок для получения путевки;
  • количества выданных санаторно-курортных карт;
  • количества обратных талонов санаторно-курортных карт

Функции и штаты организационно-методического кабинета (подразделения) поликлиники

Российское здравоохранение за последнее десятилетие претерпело существенные изменения. Организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, должны осуществлять свою деятельность на основе требований законодательства, в первую очередь Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также потребностей в части организационно-методического обеспечения с учетом мощности поликлиники и укомплектованности медицинским персоналом.

Исходя из накопленного опыта работы, по нашему мнению, организационно-методический кабинет (подразделение) поликлиники (при численности прикрепленного взрослого населения не менее 100 тыс. чел.) должен осуществлять следующие функции :

  1. Аналитическая работа по оценке состояния и динамики развития организации, анализ медико-демографической ситуации, сбор информации о факторах внешней среды, влияющих на формирование здоровья населения.
  2. Поддержание и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности организации, мониторирования состояния здоровья закрепленного населения; координация деятельности медицинских статистиков.
  3. Участие в разработке перспективных и текущих планов деятельности медицинской организации, контроль и оценка эффективности деятельности поликлиники, специалистов (по должностям, структурным подразделениям и др.).
  4. Внедрение и реализация системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (управление качеством контроля качества медицинской помощи на уровне организации).
  5. Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения; планирование совместно с кадровой службой мероприятий по повышению квалификации медицинских работников; организация и проведение конференций, семинаров; информирование персонала о выполнении плановых заданий (госзаказа); уточнение причин недостижения пороговых значений показателей и разработка мероприятий по их устранению.
  6. Организационно-методическая поддержка рабочих групп, сформированных по поручению врачебной комиссии для подготовки проектов организационно-распорядительных документов по управлению качеством деятельности поликлиники.

Врачи-методисты организационно-методического кабинета должны обеспечивать мониторинг и контроль эффективности проведения следующих видов работ (услуг) :

  1. Оказание государственной социальной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение), а также диспансеризация населения, иммунизация, диспансерное наблюдение по социально значимым заболеваниям. Профилактическая помощь . Анализ и оценка удовлетворенности населения медико-социальной помощью.
  2. Контроль объемов и качества лечебно-диагностического процесса. Деятельность врачебной комиссии. Участие в работе по нормированию труда медицинских работников с учетом конкретных организационно-технических условий. Оценка и анализ использования фонда рабочего времени по должности. Применение научно обоснованных методик нормирования труда с использованием преимущественно расчетно-аналитического метода. Анализ и оценка удовлетворенности населения медицинской помощью при лечении социально значимых заболеваний.
  3. Развитие стационарозамещающих технологий. Анализ и оценка экономической, медицинской и социальной эффективности применения стационарозамещающих технологий, включая восстановительное лечение. Анализ и оценка удовлетворенности населения стационарозамещающими видами медицинской помощи в условиях поликлиники.
  4. Диагностика мотивационных проблем персонала, например мониторинг динамики мотивационного профиля работников, ожиданий работников относительно свойств и черт характера личности руководителя, мониторирование удовлетворенности персонала профессиональной деятельностью. В этой плоскости задач методическое сопровождение включает в себя проведение социологических опросов, тестирования персонала.

При утверждении штатов организационно-методического кабинета (отделения) следует иметь в виду, что число вводимых должностей необходимо рассчитывать с учетом:

  • объема и качества работы;
  • конкретных организационно-технических условий
  • возможности укомплектования вводимых должностей физическими лицами;
  • необходимости рационального их использования.

Должно быть разработано положение об организационно-методическом кабинете (отделении), утверждены должностные инструкции и функциональные обязанности медицинского персонала, дополнительно вводимых в штат поликлиники врачей-методистов и медицинских статистиков. Важным условием является экономическое обоснование целесообразности введения должностей; представление расчетов трудовых затрат для определения потребности в должностях и численности персонала организационно-методического кабинета (отделения); проведение организационных и других мероприятий, обеспечивавших внутренние источники средств на содержание дополнительных должностей; перераспределение функциональных обязанностей управленческого персонала с учетом изменения объемов работ при введении должностей врачей-методистов.

Организационная структура управления поликлиникой, формируемая с учетом необходимого разделения управленческого труда для выполнения поставленных руководством целей и задач, предусматривает высокий уровень самостоятельности заведующего организационно-методическим кабинетом и, как следствие, ответственности за надлежащее исполнение возложенных на него управленческих функций. На схеме представлен один из элементов организационной структуры поликлиники, определяющий взаимосвязи между руководителями, обеспечивающими основную деятельность медицинской организации.

Заключение

Достижение медицинской, социальной и экономической эффективности работы поликлиники определяется многообразием факторов, в т. ч. внешней и внутренней мотивацией персонала, его квалификацией, эффективным стратегическим планированием, наличием действенной системы контроля и оценки выполнения запланированных мероприятий. Планирование, анализ и оценка результатов деятельности поликлиники – это постоянные взаимосвязанные процессы, направленные на координацию и рациональное использование ресурсов организации.

В современных условиях медицинская деятельность, осуществляемая поликлиникой, должна иметь профессиональное организационно-методическое сопровождение , поэтому организационно-методический кабинет (отделение) должен стать обязательным структурным подразделением поликлиники, с установленными функциями и штатами.

Считаем также, что термин «организационно-методическое сопровождение» правомерно использовать в практике управления здравоохранением. В данном случае под организационно-методическим сопровождением понимается система регистрирующих, организационных, диагностических, обучающих мероприятий для медицинских работников, руководящего состава и пациентов; целью этих мероприятий является создание оптимальных условий функционирования медицинской организации, обеспечивающих возможность совершенствования оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и иных медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемической работы, взаимодействия между всеми субъектами, заинтересованными в высоком качестве и безопасности медицинской помощи, на уровне организации. Организационно-методическое сопровождение должно осуществляться специалистами – врачами-методистами под руководством главного врача и его заместителей.

― осуществляет организационно-методическую работу ЛПУ;

― организует плановые выезды врачей специалистов в СУБ для консультации, оказания практической помощи врачам этих организаций по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы;

― изучает основные показатели работы медицинских организаций района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности);

― организует и проводит необходимые мероприятия (семинары, медико-санитарные советы, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников);

― оказывает организационно-методическую и консультативную помощь медицинским учреждениям района.

Возглавляет организационно методический кабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационно-методической работе.

Задачи ЦРБ:

1. Обеспечение населения района квалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью организаций здравоохранения, находящихся на территории района.

3. Планирование, финансирование и организация материально- технического снабжения организаций здравоохранения района.

4. Разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения.

5. Внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения.

6. Разработка, организация и осуществление мерпо расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских организаций района, систематически организует выезды бригад врачей-специалистов на сельские врачебные участки, ФАПы, заслушивает отчеты о работе руководителей медицинских организаций района, анализирует их планы, статистические отчеты, истории умерших больных, акты патологоанатомических вскрытий и другую медицинскую документацию для правильной организации медицинской помощи населению. ЦРБ обеспечивает организацию скорой и неотложной медицинской помощи населению района.

Основные критерии оценки качества и эффективности деятельности медицинских организаций сельского района:

― показатель заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская);

― первичного выхода на инвалидность;

― смертности (в том числе детской смертности);

― число жалоб населения на доступность, качество и своевременность медицинской помощи;

― распределение больных по результатам лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение);

― расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов;

― больничная летальность при отдельных заболеваниях и по отделениям;

― своевременность госпитализации и начала лечения.

Областные медицинские организации.

Ведущей лечебно-профилактической организацией, организационно-методическим и консультационным центром здравоохранения области является областная клиническая больница, для детского населения - областная клиническая детская больница.

Структура областной больницы:

― стационар с приемным отделением (специализированные отделения);

― консультативная поликлиника (может быть отдельной);

― лечебно-диагностические отделения, кабинеты, лаборатории;

― организационно-методический отдел и отделение медицинской статистики;

― отделения экстренной и плановой консультационной помощи;

― рентгено-радиологическое отделение;

― патологоанатомическое отделение;

― хозяйственные подразделения (пищеблок, склады и т. д.).

Задачи областной больницы:

1. Оказание консультативной, специализированной или высококвалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в других медицинских организациях области.

2. Помощь организациям и органам здравоохранения области в повышении качества лечебно-профилактической работы на местах, обобщении передового опыта и совершенствовании форм и методов медицинской деятельности.

3. Координация лечебно-профилактической и организационно-методической

работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими организациями области.

4 Выделение санитарной авиации и наземного транспорта для экстренной и плановой консультативной помощи больным.

5 Систематический анализ состояния здоровья населения области и деятельности лечебно-профилактических организаций, разработка совместно с главными специалистами областного управления здравоохранения необходимых мероприятий по снижению заболеваемости и повышению качества медицинского обслуживания.

На базе областных больниц проводятся первичная специализация и тематическое усовершенствование медицинских работников области. Коечная мощность областной больницу зависит от численности населения области. Средняя мощность областной больницы в Республике Беларусь составляет 700―1 000 коек.

Во всех областях организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, онкологический и т. д.), а также другие специализированные медицинские организации (областная психиатрическая больница), которые являются областными центрами по оказанию специализированной медицинской и организационно-методической помощи.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦГЭ и ОЗ:

СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель: изучение студентами деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, ознакомление студентов со структурой и содержанием работы Центров гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и ОЗ), государственным характером санитарно-эпидемиологического надзора, его местом в системе здравоохранения.

Задачи :

1. Ознакомить студентов со структурой ЦГЭ и ОЗ, административно-правовыми основами деятельности ЦГЭ и ОЗ, содержанием работы отделов и отделений.

2. Ознакомить с организацией работы врачей, правилами составления планов работы, оформления административно-правовых актов.

3. Ознакомление со структурой и задачами отдела общественного здоровья.

II. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

1. Основные направления деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Структуру государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Основные направления деятельности организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Задачи организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Структуру и организацию работы ЦГЭ и ОЗ.

7. Организацию работы санитарно-гигиенического отдела ЦГЭ и ОЗ.

8. Организацию работы эпидемиологического отдела ЦГЭ и ОЗ.

9. Организацию работы отдела социально-гигиенического мониторинга.

10. Организацию работы лабораторий ЦГЭ и ОЗ.

11. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

12. Систему учёта и отчётности в организациях государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Роль гигиенического обучения и работы по формированию здорового образа жизни в санитарно-эпидемическом благополучии населения.

14. Структура отдела общественного здоровья и его основные задачи.

III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

1. Составить план работы врача ЦГЭ и ОЗ на месяц.

2. Оформлять административно-правовые акты.

3. Анализировать деятельность ЦГЭ и ОЗ на основе годового отчёта.

4. Решать ситуационные задачи.

IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» изучается студентами высших медицинских учреждений образования в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование», типовой и рабочей программами.

Целью учебного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения является подготовка врача-специалиста, отвечающего инновационным запросам современного общества. Особая значимость в этой связи придается формированию высокого профессионального уровня студентов-медиков в вопросах организации санитарно-противоэпидемической деятельности ЦГЭ и ОЗ.

V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Что входит в понятие «Санитарно-эпидемиологический надзор»?

2. Какова структура санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь.

3. Основные директивные документы, регламентирующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, ее задачи.

4. Права и обязанности граждан Республики Беларусь и должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения.

5. Функции государственной санитарно-противоэпидемической службы, формы и методы работы санитарного врача.

6. Структура Центра гигиены и эпидемиологии, категории ЦГЭ и ОЗ.

7. Организация и основные направления работы ЦГЭ и ОЗ. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

8. Формы и методы планирования работы. Социально-гигиенический мониторинг.

9. Связь ЦГЭ и ОЗ с лечебно-профилактическими организациями и взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы с другими ведомствами и учреждениями. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

10. Система учета и отчетности в организациях санитарно-эпидемиологического надзора. Методика анализа деятельности ЦГЭ и ОЗ.

11. Роль санитарного просвещения в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Loading...Loading...