Пример gr стратегии компании на 3 года. Специалисты по взаимодействию с органами власти, Government Relations. Специалисты по Government Relations

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • организационную структуру;
  • функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;

уметь

  • выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
  • определять особенности GR-консультирования;

владеть

Основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство .

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными , а исполнители – технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR следует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

GR-департамент. Организационная структура и функции

В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения но работе с органами власти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.) Типовой департамент по GR в России состоит из пяти человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц – 7000 долл. США .

Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-спсциалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.

По данным современных исследований хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности когда требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:

  • являются градообразующими;
  • хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
  • считаются наиболее богатыми в регионах;
  • владеют долей государственной собственности;
  • являются участниками рынка, чья деятельность связана с получением международных квот.

Примеры из практики (из опыта Северо-Запада)

В частности, в Санкт-Петербурге, но мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.

Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Дженерал Моторз Авто" (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО "Ниссан Мануфэкчуринг РУС" (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (директор по внешним связям), ООО "Скания – Питер" (GR-директор).

GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативных правовых актов и разработка их проектов.

Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR – табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО "Филип Моррис Ижора", Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО "Бритиш Американ Тобакко-СПб"), Japan Tobacco Inc. (ООО "Петро", ООО "Крес-Нева"). И лишь одна компания имеет "российскую прописку" – ЗАО "Нево Табак". С другой стороны, регулирование данной отрасли происходит в основном на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в Северо-Западном регионе РФ.

Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти GR является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (рис. 2.1):

  • отдел по связям с общественностью (PR );
  • отдел внутренних коммуникаций ();
  • отдел по связям с инвесторами (IR );
  • отдел по корпоративной социальной ответственности (CSR ).

Рис. 2.1. Структура департамента п о корпоративным отношениям

К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся :

  • определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
  • отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
  • координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
  • воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
  • обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR , в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой .

Мнение специалиста

В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.

Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом ус тройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.

Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроении и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.

Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании – заработать как можно больше денежных средств, цель государства – собрать больше налогов.

В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon , Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.

"Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности", – заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.

Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.

Другая сложность, с которой сталкиваются компании, – отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Каната и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегически наиболее важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России – создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.

Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция

Всемирной организации здравоохранения но борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О защите населения от последствий потребления табака" , один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.

Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:

  • – современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
  • – технологические решения, профилактические механизмы;
  • – саморегулирование индустрии;
  • – возможность альтернативного выбора для потребителя.

Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг. такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.

Мария Кулахметова – руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО "Майкрософт Рус".

Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR – консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.

  • На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. – как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО "Марс", "Шелл Эксплорейшн & Продакшн", ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. но настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций – от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham

Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери,

Б. Шеффер «Путь к финансовой независимости», 2002, С.27.

В соответствии с современной философией бизнеса, государственная власть - один из стейкхолдеров (stakeholders* - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию любой компании) и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса.

И, тем не менее, многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений.

Предлагаю несколько шагов для достижения понимания, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям

Шаг первый

Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:

  • Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для Вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  • Насколько зависит успех начинаний компании от позиции представителей органов власти?
  • Насколько существование Вашего бизнеса связано с решениями органов власти?
  • Возникают ли у компании проблемы с органами власти и как они решаются?
  • Как формируется отношение представителей органов власти к Вашей компании, ее руководителям, продуктам, проектам? (Кто формирует эти отношения?)
  • Как часто компания контактирует с органами власти, и каковы последствия этих контактов?
  • Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли оценить выгоды от контактов с представителями органов власти?
  • Как Вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Можете ли Вы это сказать о Вашей компании?

Шаг второй. Составьте список GR-needs Вашей компании

Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:

Стратегические потребности

  • Например, «Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории)»
  • Например, «Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных)»

Текущие потребности

  • Например, «Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - «зеленый свет» Вашим начинаниям)»
  • Например, «Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании»
  • Например, «Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать)»

Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?

Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти (Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?):

  • Органы муниципальной власти (например, префектура, мэрия)
  • Органы региональной исполнительной власти (например, администрация губернатора)
  • Органы региональной законодательной власти (например, Городская Дума)
  • Органы федеральной исполнительной власти (например, Федеральное министерство)
  • Органы федеральной законодательной власти (например, сенатор, комитет в Государственной Думе)

Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?

  • желательно быть в курсе решений органов власти (например, по вопросам регулирования Вашего сегмента рынка, или по широкому спектру проблем);
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (например, представитель Вашей компании может стать членом Общественных комиссий при органах власти (Региональной Общественной палаты, например);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, хотелось бы поучаствовать в региональном инвестиционном проекте совместно с органом власти);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти - желательно побеждать в тендерах органа власти;
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики.

Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить «доступ» к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах

Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете сроить партнерские отношения с органами государственной власти?

Решите, будет ли это прямое общение представителей компании с чиновниками или Вы будете привлекать многочисленных посредников. Выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы. Методов построения партнерства с органами власти множество. Перечислю типичные коммуникативные модели:

  • GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - Деловые ассоциации (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники
  • GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник

Теперь видите, что GR - это взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями). Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. Определитесь, достаточны ли Ваши знания о таких коммуникативных технологиях.

Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?

Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):

  • компании направляют письменные обращения в органы власти
  • выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме
  • финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений
  • компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей
  • входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти
  • пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти
  • организуют депутатские или парламентские запросы
  • устанавливают деловые контакты с чиновниками
  • продвигают на государственные должности лояльных компании лиц

Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.

Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?

Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются: 1) Бывшие чиновники, депутаты 2) Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти 3) GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

Как правило, должность GR-менеджера называется «Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти». Специализированное GR-подразделение может называться «Департамент по внешним связям», варианты: «по связям (взаимодействию) с органами власти».

Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также - многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.

Компетенции GR-менеджера:

  • Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
  • Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
  • Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях)
  • Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти
  • Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент
  • Политическая компетентность, политическое мышление (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти)
  • Коммуникативная компетентность
  • Знание отраслевой проблематики

Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики):

  • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие)
  • Аналитические способности, развитый эмоциональный интеллект
  • Презентабельная внешность, организаторские способности, Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность)

Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Работа GR специалиста (менеджера) для коммерческой компании заключается в защите экономических интересов путем взаимодействия с органами власти. Лоббирование интересов можно отнести к одной из обобщенных целей GR менеджмента.

Специалисты нашей фирмы успешно оказывают услуги в сфере взаимодействия с органами власти компаний в телекоммуникационной, ИТ и медиа сфере, не раз оказывали поддержку нашим клиентамм от мягкого налаживания взаимотношений до выстранивания догосрочных стратегий лоббирования, имеют опыт лоббирования от муниципального до федерального министерского уровня, взаимодействовали с федеральными асоциациями (отраслевыми объединениями).

Руководитель нашей фирмы создал и руководит отраслевой НКО Ассоциация организаций связи и информации , являющейся инструментом взаимодействия с отранами власти со стороны отраслевого бизнеса.

Цели Government Relations

Из нашего опыта GR может быть выстроен не только с исполнительными или законодательными органами власти, но и с коммерческими компаниями, осуществляющими публичные полномочия, косвенно с судебными органами.

К очевидным достижимым частным целям Government Relations можно отнести:

  1. Предсказуемость (осведомлённость) в государственной политике в отраслевой сфере.
  2. Получение административных преференций либо достижение бездействия госоргана.
  3. Противодействие GR политике конкурентов.
  4. Влияние на действующее и перспективное законодательство, либо на порядок его исполнения.
  5. Снижение объема административных наказаний в виде штрафов не юридическими способами.
  6. Достижение компромисса в устранении выявленных нарушений со стороны контрольно-надзорных органов власти.
  7. Получение государственного тендера либо роли субподрядчика у победителя тендера.
  8. Выход на новый рынок, либо препятствование входу на рынок иных игроков.
  9. Улучшение регулярных продаж органам власти (B2G продвижение).
  10. Продвижение бренда, повышение репутации на рынке через упоминания в официальных кругах (источниках).
  11. Можно отнести формирование судебной практики с учетом особенностей бизнеса конкретной коммерческой компании.

Явное выделение частных целей говорит о том, что чисто юридический или PR подход не объясняют, как достичь подобных целей, при этом владение юридическими знаниями или PR навыками могут быть инструментом работы GR менеджера.

Компетенции GR менеджера

В небольших компаниях GR менеджмент часто остается за руководителем, становясь частью его работы занимает существенные ресурсы либо GR сводится к решению только неотложных задач. Часть полномочий по управлению взаимоотношениями с государственными органами оставляют за руководителем коммерческого направления, юриста, PR-менеджера. Такое деление не образует эффективный GR.

GR менеджеру необходимо иметь ряд обычно несовместимых компетенций :

  1. Юридические. Уметь думать и разбирать юридически, в первую очередь владеть отраслевыми НПА, КоАП РФ, процессуальными кодексами, законодательством об обращениях граждан, о защите конкуренции, владеть судебной практикой в сфере нанимателя (заказчика).
  2. Технические (в части производственного процесса). В специализированных (отраслевых) госорганах руководящие должности занимают производственные специалисты, отраслевые проблемы обсуждаются с технической стороны, которые затем описываются юридически. Позиция GR не владеющего технической экспертизой, не будет восприниматься должным образом.
  3. Экономические. Экономика определяет цель работы GR менеджера. Экономические компетенции особенно необходимы при взаимодействии с антимонопольной службой.
  4. Глубина знаний на стыке юридических, технических, экономических знаний. Только в этом случае GR менеджер может стать негласным экспертом для госоргана. Госслужащие официально, полуофициально и даже кулуарно опрашивают лидеров мнения.
  5. Опыт ответственной работы в органе государственной власти. Восприятие по принципу «свой-чужой» будет работать всегда, опыт дает понимание бюрократических процессов, как выстраиваются связи, понимание того, какое негласное влияние могут оказать прокуратура, институт федеральных инспекторов, других органов на госорган, являющийся целью GR.
  6. Также есть ряд других компетенций, применение которых более очевидно: умение вести переговоры, по проектно объединяться с другими GR специалистами (ассоциациями), руководящий опыт, держать слово, мыслить стратегически, объяснять сложное простыми словами т.д.

Как мы работаем при оказании GR услуг

Этапы проведения GR

  1. Начало работы над GR, изучение бизнеса заказчика.
  2. Планирование стратегии и общих мероприятий.
  3. Реализация стратегических решений.
  4. Проведение общих мероприятий по GR.
  5. Контроль всех процессов взаимодействия с госорганами или подведомственными структурами, осуществляющими публичные полномочия.

К началу работы над GR можно отнести

  1. Определение текущих и перспективных потребностей в сфере взаимодействия с органами государственной власти, понимание бизнес-модели нанимателя.
  2. Анализ текущей GR политики, изучение судебной практики компании, переписки, результаты участия в пригосударственных совещаниях.
  3. Изменение GR политики, планирование стратегических решений с учетом имеющегося GR бюджета.
  4. В общем случае требуется изучение отраслевых НПА, однако для Telecom&IT&Media сферы они нам уже известны, изучается постоянно.

Возможные стратегические решения (решаются с нанимателем)

  1. Создание и организация работы некоммерческой организации, подконтрольной нанимателю.
  2. Рассмотрение вопроса участия в избираемых органах власти.
  3. Участие в проектах государственно-частного партнерства.
  4. Выстраивание отношений со СМИ, организаторами конференций.
  5. Поиск прецедентов для формирования обоснованных обращений в госорган, подконтрольные ему компании, постоянное ведение переписки по неурегулированным НПА вопросам.
  6. Решения о согласовании переписки и общения между компаниями и госорганами с GR менеджером, регламентация делового стиля.
  7. Организация мониторинга СМИ, правоприменения, выявление проблем и потребностей госоргана, иерархии межличностных отношений.
  8. Популяризация конкретного лояльного госслужащего.

Проведение общих мероприятий по GR

  1. Поиск возможностей для встреч и вступления в диалог, организация встреч, переговоров.
  2. Проведение «правильных» мероприятий как с участием, так и без участия целевых с позиции GR госорганов.
  3. Сотрудничество по предоставлению экспертных оценок, оказание помощи госоргану в незначительных для нанимателя вопросах.
  4. Своевременное закрытие корпоративных юридических недостатков, подконтрольных госоргану.
  5. Знакомство с иными лоббистами.

Как правило, текущие мероприятия по GR многообразны, зависят от представляющихся возможностей, зависят от выстроенных стратегических мероприятий.

Примеры конкретных действий предпринятых нами ранее при проведении GR

  1. Составление обоснованных жалоб на действия госоргана или подведомственной ей компании. Иногда планируется серия писем. По правовой природе могут быть как заявления о привлечении к административной ответственности, так и обращения по ФЗ «Об обращениях граждан».
  2. Обжалование каждой проигнорированной позиции по направленному ранее обращению или отказа о привлечении к административной ответственности.
  3. Участие в судебных заседаниях до последней инстанции, другие способы истощения ресурсов госоргана, вынуждение переговорного процесса.
  4. Обращение в антимонопольный орган, жалоба в прокуратуру инициирование иных административных разбирательств, публичная демонстрация ошибок госоргана.
  5. Поиск болевых точек, не связанных напрямую с проблемой, использование их при взаимодействии.
  6. Переговоры, применение способов убеждений, методов тонкой манипуляции, поиск возможности личной заинтересованности должностного лица (в допустимых законом пределах).
  7. Заключение кулуарных устных соглашений с госорганом.
  8. Выступление лидера мнения в СМИ о проблеме на основе детального анализа, преподношения информации в нужном ракурсе.
  9. Вынесение проблем в отраслевые некоммерческие Ассоциации, объединение с ними на круглых столах и совещаниях при госоргане.
  10. Использование эффекта благоприятного времени.

Могут быть иные эффективные решения, которые не публикуются по этическим соображениям.

Специалисты по Government Relations

Выше мы постарались показать, в чем заключается данная услуга, какую выгоду может приности в результате, почему ее исполнение на постоянной основе желательно доверить специалистам. GR консалтинг - одно из направлений работы нашей фирмы. Предлагаем задать интересующие вопросы по GR через обратную связь.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в середине апреля 2010 г. подписав Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» дал поручение Министерству юстиции Российской Федерации внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма». Скоро станет ясно, будет ли в России создан институт лоббизма.

В основе деятельности лоббистов лежат глубокие и всесторонние исследования. Потенциальные заказчики таких исследований, аналитических материалов, докладов и прочих для лоббирования своих интересов используют политические партии, социальные группы, юридические или физические лица.

GR (Government relations management) - это разновидность современного менеджмента, целью которого является повышение прибыльности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Джиар () это не подкуп «нужного» чиновника, а установление неформального диалога в властью для достижения благоприятных условий деятельности компании в быстро меняющейся внешней конкурентной среде.

GR это формирование позитивного отношения со стороны государственных органов власти (включая Госдуму и Общественную Палату) по отношению к той структуре, к которой подключились GR-специалисты.

Джиар менеджмент это прежде всего большая открытость при ведении диалога между властью и бизнесом и снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм») с широким привлечением бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики. Технологии влияния gr management включают в себя работу с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др. Без помощи джиара для связи с органами власти не может осуществиться ни один серьезный политический или бизнес-проект.

Где востребованы gr-услуги (исследования-маркетинг-лоббизм).

1. В компаниях, деятельность которых зависит от контролирующих и разрешающих органов не только на старте деятельности, например, нужны регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, продление сертификатов, прохождение проверок и т.д.
2. В компаниях, зависящих от ресурсов, контролируемых государством, - землю, недра, воду, энергию и т. п.
3. В компаниях, которые хотят быть поставщиком для государства и госорганов
4. В градообразующих либо самых богатых компаниях региона, которые региональные власти считают «донорами»
5. В компаниях-лидерах федерального уровня на которые пристально смотрит государство. Либо в компаниях, где государство их совладелец - например, Газпром, РЖД, Лукойл, Сбербанк, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Норильский Никель и т.п.
6. В компаниях, завязанных на международные квоты - например, поставщики зарубежного мяса и мясопродуктов, в компаниях, которые должны эти квоты получать и которых контролируют не просто наши, отечественные, но и международные госорганы.

Виды gr-услуг (классификатор GR маркетинга).

GR маркетинг - это не только деятельность по продвижению услуг, но и занятие определенной рыночной ниши путем глубокого изучения и всестороннего исследования конъюнктуры в области лоббирования, к субъектам которого относятся:

  • политический лоббизм
  • лоббизм в законодательных органах власти, в т.ч. задействование различных рычагов формирования того или иного решения
  • лоббизм в органах исполнительной власти
  • экономический лоббизм
  • региональный лоббизм
  • отраслевой лоббизм
  • бизнес-лоббирование
  • предпринимательский лоббизм
  • информационный лоббизм (проведение специальных информационных кампаний в органах власти с целью донесения до них определенных позиций)
  • социально-общественный/гражданский лоббизм (связан с крупномасштабными социальными или благотворительными проектами, с действиями органов государственной власти)
  • иностранный лоббизм
  • корпоративный лоббизм
  • узковедомственный лоббизм
  • другие виды лоббизма (представительство интересов в т.ч. взаимодействие с судебными органами, органами арбитража)

Исследовательская деятельность GR (виды gr исследований).

Одно из центральных мест в GR-бизнесе занимает маркетинговая и исследовательская деятельность. За сравнительно короткий период удалось сделать немало для становления и развития современного GR-маркетинга и исследовательского бизнеса в новых рыночных условиях при отсутствии полноценной законодательной и нормативно-правовой базы.

Существуют и другие, не менее востребованные, виды исследований к которым относятся:

В отличие от фундаментальных и прикладных научных исследований, регулярное финансирование которых является в основном прерогативой государства, маркетинговая и исследовательская деятельность в GR-бизнесе - часть свободного рынка. В этом случае такой вид деятельности можно отнести к разряду «инновационных коммерческих проектов». Со всеми вытекающими из рыночных отношений последствиями: сложностью получения крупных государственных или муниципальных заказов, их «сезонностью», нестабильностью финансирования, жесткой конкурентной борьбой, всевозможными рисками.

Джиар менеджмент в современной России.

Джиар в России является во многом наследием предыдущей эпохи, и представляет собой более цивилизованную и частично декриминализированную форму лоббизма. GR в сегодняшнем понимании фактически нацелен либо на оказание влияния на позицию органов законодательной или исполнительной власти при принятии важных в коммерческом плане законодательных актов, либо встраивание конкретных коммерческих интересов коммерческих структур в государственную политику по тому или иному экономическому вопросу.

С одной стороны политические преобразования России последние 15 лет дали импульс экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, с другой позволили российскому капиталу устремиться на новые рынки. В условиях такого проникновения компаний её руководство неизбежно сталкивается с новыми требованиями со стороны государственных и политических структур, приходя к выводу о необходимости привлечения профессиональных консультантов в области GR и PR.

GR деятельность в современной России наиболее широкое распространение и применение получила в сфере взаимоотношения крупного бизнеса и власти в таких отраслях, как: нефтяная и газовая отрасль, металлургическая, телекоммуникация, автомобилестроительная, электроэнергетическая, табачная, пивная и фармацевтическая. Изменившаяся модель взаимоотношений крупных бизнес-структур и органов государственной власти, в силу резкого усиления позиций государства и его явного доминирования в политической и экономической сферах в годы президентства В. Путина, способствовала потере политического веса и влияния на принятие ключевых экономических и политических решений представителей крупного бизнеса. Крупные корпорации для того, чтобы отстоять и защитить свои экономические интересы стали все чаше прибегать к таким технологиям как коммуникационный менеджмент , репутационный менеджмент , инвестиционный менеджмент (IR), и в особенности gr-менеджмент .

GR специалисты в России (классификатор gr специалистов).

Джиар специалистов в России можно разделить на 4 группы, представитель которой это...

1. Переговорщик. Представитель этой группы gr-специалистов умеет вести грамотные переговоры с представителями государственных органов. «Переговорщик» их лично хорошо знает и умеет договариваться, получая баланс интересов

2. Советник (консультант). Зачастую первое лицо компании (генеральный директор) сам занимается вопросами взаимодействия с госорганами, а специалист по GR служит своеобразным референтом, советником такого директора. Представители этой группы gr-специалистов занимаются разработкой планов компании - что компания может получить от госорганов и что сама для этого должна совершить. Консультант составляет программу и бюджет взаимодействия с госорганами, контролируя их реализацию. Советник должен мониторить и вовремя информировать руководство компании обо всех изменениях законов, инструкций, распоряжений и актов госорганов, а также подготавливать все необходимые документы.

3. Контролер. Этот представитель джиарщика следит за тем, чтобы все принятые компанией и госорганами обязательства выполнялись обеими сторонами. Контролер как и консультант составляет бюджет по этим вопросам и следит за его исполнением и своевременной подготовкой. GR специалист этой группы следит за внесением штрафов от компании предоставлением в госорганы ответов и справок на их запросы.

4. Лоббист. Российские компании чаще всего прибегают к услугам лоббиста, к примеру «наш человек» в Думе. Среди лоббистов существует узкая специализация. Например, лоббистов рынка недвижимости можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риелторов и интересы строителей, есть «стальные лоббисты» (металлурги) или «автолоббисты» - те, кто лоббируют интересы автомобилестроителей и т.д.

Какую GR компанию выбрать (классификатор gr компаний).

Изучение рынка показало, что большинство GR-компаний предоставляют услуги преимущественно в своем субъекте федерации или федеральном округе, где доминируют не более двух-трех, редко - четырех-пяти региональных компаний, контролирующих местный рынок GR-маркетинговых услуг. В целом участников рынка GR-услуг можно классифицировать следующим образом:

Независимые GR-компании и исследовательские коллективы, специализирующиеся на исследованиях, которые выполняют на «договорных отношениях» с «заинтересованными сторонами». Такие компании работают и с российскими, и иностранными организациями

Компании, включающие в себя специализированные социологические службы, целенаправленно занимающиеся изучением общественного мнения, политическим консалтингом и проводящие соответствующие опросы и исследования по заказам «политических элит», в том числе с целью последующего воздействия на законодательный или исполнительный орган для принятия решения в пользу заинтересованных лиц - лоббирования

Подчиненные службы, состоящие в штате медиахолдингов, объединенных рекламных агентств, крупных PR-, GR- и IR-компаний, иногда органов государственной и муниципальной власти, выполняющие как «внутренние», так и «внешние» заказы

Отраслевые маркетологи, работающие в определенной отрасли народного хозяйства или конкретном секторе экономики, предоставляющие наряду с аналитической и справочную информацию по данной отрасли, являющуюся важной составной частью GR-маркетинга

Структуры при научных и образовательных учреждениях, исследовательских центрах, зависимые от государственного или муниципального финансирования. Представители данной группы используют в качестве специалистов преподавателей, а в качестве «интервьюеров» студентов.

Комплексная группа, представляет выгодный для «группы влияния» (комплексный) набор услуг, включающий, одновременно с GR-маркетинговыми, консалтинговые услуги самого широкого спектра. К такому виду GR компании относится ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права».

Факторы, влияющие на выбор GR компании.

1. Безупречная деловая репутация
2. Опыт руководителей GR-компании или конкретного исследовательского проекта
3. Квалификация исполнителей
4. Скорость проведения исследования (работа на опережение конкурентов)
5. Стоимость gr-услуг
6. Опыт работы GR-компании на интересующем заказчика сегменте рынка
7. Наличие специалистов-исследователей, знакомых с проблемами и особенностями данного сегмента
8. Наличие региональной сети и корпоративных ресурсов GR-компании. Умение найти с заказчиком общий язык
9. Отзывы и рекомендации
10. Индивидуальный подход
11. Возможность продолжения сотрудничества в долгосрочной перспективе
12. Конфиденциальность услуги
13. Узнаваемость GR-бренда

Требования к работе GR-специалистов.

Главные требования, которые предъявляют заказчики к работе GR-специалистов, как показывают результаты последнего исследования «GR в Российской Федерации», это:

1. Абсолютная достоверность полученных данных (в ходе лоббирования этот важнейший показатель качества любого джиар исследования ложится в основу принятия стратегически выверенных решений клиентов)
2. Программа, план и методика GR-исследования (четко продуманные и детально проработанные)
3. Реальность программы
4. Выполнимость плана
5. Прозрачность методики
6. Репрезентативность и объем выборки, «региональный охват»
7. Форма отчета (как правило, заказчик gr услуги заинтересован в дополнительной «электронной версии», прилагаемой к отчету для дальнейшей возможности практического использования информации, в том числе в виде детально проработанных практических GR-кейсов) .

Какие ключевые задачи решает GR компания.

1. Мониторинг деятельности органов государственной власти.
2. Анализ последствий действия государства для компании.
3. Влияние на деятельность органов государственной власти.
4. Участие в формировании устойчивых и приемлемых для компании правил игры на рынке.
5. Развитие корпоративных отношений в компании и формирование эффективной командной работы.
6. Минимизация рисков компании и урегулирование чрезвычайных ситуаций.
7. Обеспечение позитивных отношений с основными стейкхоледрами компании и формирование бренда компании.

Сколько стоят gr-услуги - Ценообразование маркетинговых GR-услуг.

Разброс цен в данном сегменте рынка достаточно велик, цены «плавают» от очень дорогостоящих («эксклюзивных») до самых «доступных». Ресурсные возможности, уровень капитализации, степень узнаваемости GR-бренда в клиентской среде, уникальные конкурентные и интеллектуальные преимущества, перспективные точки роста, наличие грамотной и продуманной рекламно-маркетинговой стратегии и еще большой ряд факторов влияют на ценообразование GR-маркетинговых и исследовательских услуг, а также исследований других видов.

Также при расчете стоимости gr-услуг будет иметь значение уровень и масштаб поставленной задачи, эксклюзивность заказа и объем проделанной работы, технологии вида исследования, степень срочности выполнения заказа, результат первоначальной экспертизы, форма договора и предоставления отчета, типографских расходов, необходимость приобретения дополнительной информации, привлекаемых ресурсов, стоимость обработки данных и полевых работ, ретроспектива анализируемого периода и глубина исследования, возможность дальнейшего использования полученной информации для процесса лоббирования.

Смета расходов на проведение опроса, интервью зависит от: выбранной методики; типа и размера выборки; категории и степени доступности респондентов, целевых групп; продолжительности интервью; опыта и количества интервьюеров, их фонда оплаты труда (из расчета почасовых ставок); сложности электронной обработки данных; административных и накладных расходов; необходимости тиражирования опросных анкет.

Как заказать услуги GR в России.

GR - это, безусловно, чрезвычайно важный аспект политической и экономической жизни страны, в которой представители крупных компаний и холдингов играют далеко не последнюю роль. Все понимают, что сотрудничество с государством необходимо. Именно поэтому на GR сегодня возлагается столько надежд, когда напрямую сталкиваются интересы различных компаний.

В настоящее время на рынке сравнительно немного профессиональных организаций, предоставляющих подобные виды услуг, это связано, прежде всего, с тем, что российский бизнес рынок еще молод и специфичен.

Из 100 иностранных компаний, которые «входили и пытались закрепиться» на российском рынке, на деле остаются и закрепляются не более 8-10. Одна из ошибок большинства компаний, которые «пытались и не смогли», заключалась в том, что они шли исключительно по европейской модели ведения бизнеса, без учета российских реалий.

ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права» в результате проведенных исследований в области политического консалтинга, GR - менеджмента и лоббистской деятельности, разработал методологию, адаптированную к ведению бизнеса в условиях российской действительности. При разработке методологии учитывался не только опыт международных партнеров в сфере GR - технологий, но и специфика российской бизнес ментальности.

ЗАО "НИИ по изучению проблем экономики и права" предоставляет услуги GR менеджмента российским и зарубежным компаниям, информация размещена в разделе Услуги: GR / Лоббизм

"Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна.
На войне вас могут убить лишь однажды, в политике - множество раз".
У. Черчилль

Loading...Loading...