Определение метода проектов в педагогике. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся. следует употреблять только понятные термины

Составитель: ,
учитель технологии высшей
квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 7»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения . Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:

Активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

Развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

Формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

Приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;

Реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи (гг), а также его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес и личные цели. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему .


Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности .

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое значение методу проектов уделял. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».
Под руководством русского педагога в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как, и другие. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод .
Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма , развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ от 01.01.2001 г. «О начальной и средней школе » организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена . В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку . Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.


По мнению проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.

Сущность метода проектов

В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным». Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод , то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов .

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

· Высокая активность учеников

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола ");

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность , направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение , экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности .

Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу инженерного проектирования.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому, в процессе разработки проекта «От идеи до готового изделия» обучающиеся должны научиться исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект.

Различные аспекты целенаправленного воздействия на развитие творческого потенциала школьников давно и успешно рассматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная деятельность на занятиях технологии соответствует общепсихологическому пониманию деятельности, раскрытому в трудах, и др..

В тоже время проектная деятельность отличается от обычной трудовой работы рядом факторов. При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность рассматриваются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной деятельности и трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мотивы, направляющие эту деятельность, определяются потребностями, которые осознаются самим подростком.

Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта .

Изготовленное изделие является неотъемлемой частью проекта по технологии и отражает соответствие конструкции и технологии изготовления, описанным в пояснительной записке , а также совершенство модели технологической деятельности учащегося.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность . Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

Заключение. Говоря о методе проектов в целом, о его значении с философской точки зрения, можно привести представление американского философа Маргарет Мид о трех типах культуры:
· постфигуративной, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников;
· конфигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников;
· префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей .
Примитивные общества постфигуративны, а в префигуративный период, как надеялась М. Мид, мы вступаем сейчас и метод проектов – это технология, которая позволяет объединить все три типа культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г. с.21-26.
2. Кругликов преподавания технологии с практикумом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
3. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. . – Брянск, Ишим, 1998.
4. Культура и мир: Избранное произведение /Пер. с англ.- М.: Наука, 1988
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией. – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
6. Пахомова учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Рогачева творчество Дж. Дьюи в чикагский период.- ж. Педагогика №5, 2004г.,с.90-96)
8. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. .- Антология педагогической мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
9. Рязанова проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
10. Сергеев организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
11. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003.-№3. -101с.
12. Полат педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

1. http://pedsovet. org/forum/index. php? showtopic

3. http://www. uforum. uz/showthread. php? t

4. http://scholar. urc. /courses/ Technology/project/pr6/ans6.html#3

Вопросы для самоконтроля:

Когда впервые мы находим упоминание о проектных методах? Кто их авторы? Имели ли эти методы успех в России? Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов? Каковы основные требования к методу проектов в современной трактовке? Назовите преимущества метода проектов перед другими педагогическими технологиями.

Галина Алексеева
Метод проектов

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование.

На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.

С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В. А. Болотов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской) .

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях : педагог-дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О. В. Дыбина, О. В. Киреева, О. Афанасьева, в театрализованной и изобразительной деятельности (О. В. Акулова, Н. Н. Вершинина, Д. И. Воробьева) . Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.

Из истории проектного метода

Проектая деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", оно означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея , составляющая суть самого понятия «проект » , то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.

Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал : «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании» , провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем . Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В. Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий - проектов . Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.

Дж. Дьюи отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. «Обучение посредством деланья» - вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи В. Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В. Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов :

Учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;

Целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;

Обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.

В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения . А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша , если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял :

Возбуждение самостоятельности ученика;

Стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;

Исследование учеником явления;

Отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;

Один из исследователей эвристического метода Г . Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.

Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С. Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас» , содействовать явлениям роста индивидуального и группового.

Научно - психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л. С. Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. М. В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись : совместная проектировочная деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта , предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта .

Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден , и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике .

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов , его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е. С. Полат) .

Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.

В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги» . Появились преимущественно методические работы , раскрывающие отдельные аспекты использования метода проектов в образовательном процессе ДОУ (Т. И. Бабаева, И. В. Гарифуллина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.)

Итак : остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

Проект – есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик) .

Метод проектов – система обучения , при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Российская педагогическая энциклопедия) .

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов. (В. П. Щеглова) .

Метод проектов – представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых (Т. С. Цыбикова) .

Метод проектов – это комплексный метод , который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности (Т. С. Цыбикова) .

Метод проектов - это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат) .

Метод проектов – особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.

Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов , приведем определение детского проекта :

Детский совместный проект - объединение детей на основе единой, интересной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые для детей результаты (Бабаева Т. И.) .

Общение и совместная деятельность старших дошкольников в группе сверстников - важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует задачам новых федеральных требований российского образования.

Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Основоположники метода проектов в обучении. Краткая характеристика основных положений в педагогической теории.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Именно Дьюи предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

Постепенно метод проектов начал приобретать известность в различных странах, в том числе и в России. На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко, А.Г. Асмолову и многим другим.

Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик. Прежде всего, ему присуща концептуальность, т.е. опора на стройную систему психолого-педагогических взглядов и обоснований.

Именно на идеях А.Г. Асмолова основано содержание в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.

А.Г. Асмолов отмечает: "Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанным подходом здесь выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения."

Сейчас метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.

Активная позиция учащихся в учении; развитие познавательного интереса учащихся; формирование общеучебных умений, навыков и компетенций: исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности; связь обучения с жизнью.

Характеристика основных концептуальных идей метода проектов.

Концептуальным основанием метода проектов является положение о направленности учебно-познавательной деятельности школьников, учащихся, студентов, обучающихся взрослых на результат, который получается в интересующей их самостоятельно спланированной деятельности, направленной на решение практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов в практике работы образовательного учреждения может использоваться как дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся, в более широком контексте – как средство формирования социально-активной личности.

Основные профессиональные компетенции педагога, которые необходимы при использовании метода проектов и исследовательского метода в учебном процессе.

1.Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

2. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.

3. Способность руководить проектной и учебно- исследовательской деятельностью обучающихся.

4. Способность организовывать групповую проектную деятельность в соответствии с её структурой. Определять показатели эффективности групповой деятельности. Применять подходы к комплектованию проектных групп.

5. Способность организовать и сопровождать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, определять показатели её эффективности. Оценивать процесс и результаты проектной и учебной исследовательской деятельности обучающихся

А также:

Способность к целеполаганию;

Способность к оцениванию своей деятельности;

Способность принимать решения;

Умение осуществлять самоконтроль;

Умение проводить коррекцию своих действий.

Умение планировать деятельность;

Умение проводить рефлексию;

Умение ориентироваться в создавшейся ситуации;

К омпетенции, личностные качества, умения и т.д., которые формируют проектная и исследовательская деятельность у учащихся?

1. Учит применять базовые знания и умения, усвоенные на занятиях, для поиска решения поставленных проблем;

2. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;

3. Стирает грани между школьными дисциплинами, приближая учебный процесс к реальной жизни;

4. Привлекает обучающихся к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.

Положительные и отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Положительные :

1.Развитие мышления, памяти, внимания, психики в целом;

2.Развитие самостоятельности, активности и навыков рефлексии;

3.Реализация учебных, воспитательных и познавательных задач посредством «приятных» для младших школьников способов – игр, постановок, сценок и пр.;

4.Развитие навыков социализации, знакомство с социальной ответственностью посредством создания необходимых и интересных для окружающих продуктов, помощь в осознании младшими школьниками своей пользы и роли в обществе;

5.Достижение стадии «приемлемого партнёрства» с учителем (в условиях совместной работы над проектом), установление доверительных отношений с ним, коллективом, формирование способности выражать своё мнение и доказывать свою точку зрения (в условиях создания коллективного проектного продукта).

Отрицательные :

1.Чрезмерная помощь взрослых при работе над проектом;

2.Неспособность некоторых учащихся вести плодотворную проектно-исследовательскую деятельность;

3. Чрезмерный контроль учителя за ходом выполнения проекта, авторитетное давление на младших школьников, излишние советы, приводящие к тому, что проектный продукт не будет восприниматься школьниками как свой, личностно-значимый;

4. Несоответствие тематики проекта имеющимся у детей знаниям (слишком сложные или, наоборот, очень простые темы);

5. Сложность предъявляемых требований (несоответствие их возрасту и психофизиологическим особенностям младших школьников).

МОУ Константиновская СОШ

  • В основе метода проектов лежит:

  • * развитие познавательных навыков учащихся;

  • * умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • * ориентирование в информационном пространстве;

  • * развитие критического и творческого мышления.

  • В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.

  • Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.


  • Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

  • Ведение уроков метод творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетипичные задачи, выявить деловые качества.

  • Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применять свои знания?

  • При выборе темы проекта учитываются и индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.

  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.


По характеру результата:

  • По характеру результата:

  • * информационный проект; * исследовательский проект;

  • * обзорный проект; * проекты-инсценировки.

  • По форме:

  • * видеофильм; * рекламный ролик; * телепрограмма;

  • * интервью с известными людьми; * журнальный репортаж.

  • По профилю -знаний:

  • * монопроекты – в рамках одного учебного проекта.

  • * межпредметные проекты – по двум или более предметам.

  • По числу участников:

  • * личностные;

  • * парные;

  • * групповые.


  • Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием.

  • В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как «идеальная» (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла.

  • Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование

  • вторая – организацию взаимодействия, диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов.

  • Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел - реализация - рефлексия.


  • 1.Формулировка учителем темы проекта.

  • Для определении темы проекта учитель выбирает учебный раздел,

  • часть стандартного учебного курса в соответствии с программой

  • своего учебного предмета, например «Влияние промышленных

  • выбросов на кислотность осадков в г. Подольске».

  • 2.Выбор возрастной категории учащихся.

  • Учитель выбирает определенную возрастную группу, например учеников начальной школы, средней, старшей, 9-классников, разновозрастную группу (8-11 классы) учащихся и т.п.







  • 10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

  • Учащиеся обдумывают пути проведения своих исследований: опыты, анкетирование, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.


  • 11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

  • Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской или районной) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии: например, книги какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.


  • 12. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

  • Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения.

  • 13. Самостоятельная работа групп.

  • Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.



  • 1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

  • 2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

  • 3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

  • 4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

  • 5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.

  • 6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?».

  • 7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.


  • 1.Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для всех.

  • 2.Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с

  • разных точек зрения.

  • 3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные

  • виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы:

  • изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку,

  • интервью, короткую пьесу т т.д.

  • 4.Не ошеломляйте учащихся свои проектом. Пусть сделают меньше, но

  • лучше.

  • 5.Установите ограничители: если это письменный проект, сразу

  • оговорите количество страниц, чтобы не было состязаний между

  • способными и менее способными.


  • 1.Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной

  • методики, осознание широких возможностей развития учащихся в

  • процессе проектной деятельности.

  • 2.Стремление учащихся участвовать в работе над проектом,

  • определенный уровень владения знаниями по предмету; движение в

  • общеучебном интеллектуальном развитии.

  • 3.Начатую совместную работу по проекту следует доводить до конца.

  • 4.Доступность информации в ходе проекта.

  • 5.Обучение учащимися технологии проектной деятельности. Способность

  • четко, систематически выполнять спланированную работу, что является

  • непременным условием для развития школьников, участвующих

  • в реализации проекта.

  • 6.В школе должна быть библиотека, Интернет, в любую минуту

  • доступные ученикам и учителям.


  • * Важной задачей современной школы является развитие

  • творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся.

  • * Актуальным остается использование в обучении приемов и

  • методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые

  • знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать

  • гипотезы, делать выводы и умозаключения.

  • * Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета

  • призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников

  • умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

  • * Конечный результат – сформированность умений и развитие навыков мышления, т.е. способность к самообучению.


  • Несмотря на разнообразие проектов, все они

  • в своем завершенном виде, в виде конечного

  • продукта, должны отвечать определенным

  • общим требованиям. Требования эти

  • продиктованы необходимостью обеспечения

  • максимального удобства для тех, кто в

  • будущем будет работать с проектом.


  • Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

  • * В начале – как методическая разработка проекта , которую

  • руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора

  • школы перед началом работы над проектом.

  • * Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на

  • защите проекта.

  • * Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы

  • может стать описанием проекта , подготовленным для

  • публикации или для хранения в школьной медиатеке.


  • Паспорт проектной работы состоит:

  • На титульном листе: 1. Название проекта.

  • 2. Руководитель проекта.

  • 3. Консультант проекта.

  • 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

  • 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  • 6.Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  • 7.Состав проектной группы.

  • 8.Тип проекта (исследовательский, творческий, информационный ит.д.)

  • 9.Заказчик проекта.

  • 10.Цель проекта (практическая и педагогические цели).

  • 11.Задачи проекта.

  • 12.Вопросы проекта.

  • 13.Необходимое оборудование.

  • 14.Аннотация (актуальность, значимость, краткое содержание).

  • 15.Предполагаемые продукты проекта.

  • 16.Этапы проекта (указать форму, содержание, продолжительность)

  • 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.


  • Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов

  • проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

  • Проектная папка позволяет:

  • Четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • Стать удобным коллектором информации и справочным над протяжении работы над проектом;

  • Объективно оценить ход работы над завершением проекта;

  • Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • Сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.


1. Паспорт проекта.

  • 1. Паспорт проекта.

  • 2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов.

  • 3. Промежуточные отчеты группы.

  • 4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатка из Интернета.

  • 5. Результаты исследований и анализа.

  • 6. Записи всех идей, гипотез и решений.

  • 7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.

  • 8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления.

  • 9. Эскизы, чертежи, наброски продукта.

  • 10. Материалы к презентации и черновики группы.


  • * хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не

  • более 15минут) изложение материала с использованием интересных

  • примеров.

  • * логика изложения позволяет слушателям лучше понять

  • выступающего.

  • * следует употреблять только понятные термины.

  • * хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • * выступление выигрывает, если будет максимально использоваться

  • наглядный материал.

  • * постарайтесь предупредить возможные вопросы.


  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.

  • Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.

  • Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.


  • Начните свое выступление с приветствия.

  • Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления.

  • Поблагодарите слушателей за внимание, в руководителей – за помощь.

  • Старайтесь ответить на все вопросы.


  • 1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в ОУ.

  • 2.Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

  • «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет

    не тот человек, который не научился читать,

    а тот, который не научился учиться»

    (Элвин Тоффлер)

    I . Введение

    Педагогическая деятельность - одна из немногих видов человеческой деятельности, которая основана на выполнении социального заказа.

    Общество видит в наших учениках здоровых людей, способных к самоопределению и самореализации на основе полученных качественных знаний, умений, навыков.

    Большинство родителей школьников считают главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни, как в городе, так и на селе, быть мобильными, активными и востребованными.

    В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности:

    владение универсальными способами деятельности;

    владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда;

    способность к самообразованию;

    воспитанность.

    Если ученик будет обладать указанными качествами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе.

    Перед педагогами стоит сложная задача: с одной стороны высокие требования к качеству знаний учащихся, с другой стороны низкая самооценка и как следствие незначительная мотивация учащихся к учебе.

    Таким образом, основная задача современного учителя - найти такие педагогические технологии, формы и методы работы, которые позволили успешно реализовать государственный заказ и общественные потребности.

    На мой взгляд, оптимальной педагогической технологией в заданных условиях является метод проектов.

    II . Актуальность применения метода проектов.

    Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много:

    · Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения.

    · Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения.

    · В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века.

    · В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики.

    · В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.

    В пользу метода проектов говорит его универсальность: его можно применять, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности.

    Метод проектов может применяться при изучении всех школьных предметов без исключения.

    Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе.

    Он ориентирован на достижение целей самих учащихся формирует невероят-но большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

    Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельно-сти и способствует развитию их личностного потенциала.

    Проектный метод умело сочетается и с другими педагогическими методами и технологиями: проблемное изложение материала, дифференцированное обучение, технология сотрудничества, ИКТ и др.

    Неслучайно метод проектов называют педагогической технологией 21 века. На мой взгляд, именно этот метод обучения более полно отвечает основным требованиям стандартов второго поколения и дает ответы на насущные вопросы современной педагогики: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?».

    Методологической основой использования метода проектов являются общепедагогические дидактические принципы:

    · связь теории с практикой;

    · научность,

    · сознательность и активность усвоения знаний;

    · доступность,

    · систематичность и преемственность обучения;

    · наглядность и прочность усвоения знаний.

    Кроме этого, в школе имеется потенциал и необходимые ресурсы для реализации метода защиты проектов:

    Учащиеся привлекаются к проведению учебно-исследовательской работы;

    участвуют в творческих конкурсах исследовательского типа;

    ведется элективный курс, продуктом которого являются проектные работы учащихся;

    имеются необходимые технические средства обучения;

    сложились благоприятные взаимоотношения педагога с учащимися;

    осуществляется методическая поддержка.

    Все, выше сказанное, говорит в пользу метода проектов.

    III . Теоретические основы метода проектов.

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале 20 столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

    Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Решая проблемы, взятые из реальной жизни, учащиеся применяли уже полученные знания, а если их было недостаточно - приобретали новые. Таким образом, у детей возникала личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни

    Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.

    "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

    Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Н.Б. Крылова под методом проектов понимает «педагогическую технологию, предусматривающую организацию совместной деятельности и учащихся и педагога для реализации конкретной проблемы».

    На мой взгляд, наиболее точно суть метода проектов отражает Е.С. Полат:

    «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта»

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Эта педагогическая технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

    Цели проектной деятельности.

    Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

    Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

    Развитие исследовательских умений.

    Метод проектов направлен на:

    развитие критического мышления;

    развитие творческого мышления;

    формирование умений работать с информацией;

    4) формирование коммуникативных качеств;

    5) умение составлять письменный отчет.

    6)формирование позитивного отношения к работе.

    Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

    коммуникативной - овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;

    информационной - освоение необходимых знаний умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;

    интеллектуальной - умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;

    организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

    Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

    1)Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.

    2)Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха и т.д.).

    3)Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

    4)Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

    Чтобы работа учащихся над проектом была успешной необходимо, чтобы тема работы соответствовала их возрасту. Только тогда проект будет посильным для выполнения. Важным критерием успешности проектирования является создание необходимых условий, например, предоставление учащимся подборки соответствующей литературы, создание медиатеки и т.д. Учитель должен не только обеспечить руководство проектом, он - действующее лицо проекта. Именно здесь должна в полной мере проявиться технология сотрудничества. Одним из принципов организации проектной деятельности является обязательная презентация результатов работы в той или иной форме.

    Тематика проектов может быть различной. Она может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и значимой для учащихся. Часто тема проектной работы требует привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний.

    IV . Содержание, формы, приемы, методы проектной технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности.

    Гипотеза:

    если использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности, то будет развиваться творческий потенциал учащихся, формируются их компетенции, повышается самостоятельность учащихся, мотивация к учебному труду, успеваемость.

    Цель:

    развивать творческие способности и исследовательскую культуру учащихся, создать условия для формирования компетенций и социальных навыков учащихся .

    Несмотря на все преимущества метода проектов: универсальность, эффективность и т. д. кавалерийским наскоком в повседневную практику его не внедрить. Начинать следует с поиска путей и способов решения проблемных ситуаций на уроке, а заканчивать - индивидуальным выполнением исследовательских проектов. Работа над исследовательским проектом позволит учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сбор и обработка данных, презентации полученных результатов, что, несомненно, понадобиться им в продолжение образования и процессе профессиональной деятельности.

    Урок применения проектных технологий позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

    Связь с современностью;

    Проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая непростого

    восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

    Роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей

    функциям;

    Систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной деятельности;

    Работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

    Г.А. Понурова выделяет следующие основные черты проблемных ситуаций на уроке:

    Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

    Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

    Самостоятельное комбинирование из известного способа в новую ситуацию;

    Построение принципиально нового способа решения.

    Эти черты тесно переплетаются с методом проектов, который предполагает выбор и творческое мышление ориентируется не на интеграцию фактических знаний, на их практическом применении, т. е. формирует ключевые компетенции.

    Применяя проектное обучение на уроках географии и во внеурочной деятельности. решаю следующие задачи:

    Стимулирую интерес учащихся к предмету через творческие задания;

    Развиваю воображение учащихся;

    Учу применять знания, полученные на уроках географии на практике;

    Формирую и развиваю социальные навыки у учащихся: коммуникабельность, умение сотрудничества;

    Развиваю у учащихся исследовательские умения;

    Учу работать с различными источниками информации;

    Создаю и реализую ситуацию успеха.

    Обучать основам проектирования начинаю с начального курса географии. Первый проект учащихся - изображение с помощью условных знаков в заданном масштабе маршрута учащегося в школу, школьный двор, улицу, где он живет ит.д. на выбор учащегося. При обобщении знаний по теме «Гидросфера» предлагаю учащимся описать возможное путешествие капельки. Учащиеся присваивают ей собственное имя: Маленькая Капелька, Капитошка, Каплюшка, Капа и др. многие описывают страх капельки перед неизвестностью во время длительного путешествия и поэтому отправляют ее совершить мировой круговорот с друзьями или в кругу семьи. Такие рассказы учащихся создают на уроках географии атмосферу доверия и доброжелательности.

    Большой интерес обучающихся вызывает творческая работа «Предсказание погоды и народные приметы» в разделе «Атмосфера».

    География материков и океанов, изучаемая в 7 классе, является одной из самых благодатных «почв» для применения метода проектов.

    После изучения раздела учебника «Южные материки» учащиеся уже четко усвоили алгоритм изучения материков и могут по нему дать описание «открытых» ими новых земель. Эта работа проходит в несколько этапов:

    Выделяется творческая группа, состоящая из 5-6 человек. При комплектовании групп учитывается желание детей.

    Обсуждаются цель и задачи проектного задания.

    На следующем этапе учащиеся распределяют задания между собой:

    а) описывают географическое положение вновь «открытого» острова;

    б) описывают рельеф, полезные ископаемые, дают характеристику климата и внутренних вод;

    в) заселяют остров экзотическими растениями и животными;

    г) знакомят с неизвестной расой людей, заселяющих остров;

    4) следующий этап - обсуждение выполненных заданий. Внесение изменений и дополнений;

    5) оформление работ;

    6) заключительный этап. Защита проекта. Не следует пугаться работы по алгоритму. Освоить опыт проектной деятельности можно только овладев начальным уровнем освоения - воспроизводящим.

    И. Я Лернер утверждал, что «что способности легче развивать, если учащиеся предварительно овладевают схемами мыслительной деятельности».

    Кроме этого алгоритм экономит учебное время.

    При выполнении такого задания учащиеся показывают глубокое осознание освоенных базовых знаний по предмету, развивается их творческий потенциал. В ходе работы над проектом учащиеся конструируют новый объект, делают его реальным в своей жизни. Так как эта работа подразумевает групповой характер, то она развивает умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, анализировать результаты своей работы, уметь находить и исправлять свои ошибки. Поэтому при работе над проектом не было скуки, принуждения, лени, пассивности. Новый мир учащиеся открывали для себя. А это означает, что мотивация не была формальной.

    Выявить свои возможности, быть успешными помогает учащимся смена деятельности. Учащиеся могут выступать в роли художников, докладчиков и т.д.

    Семиклассники самостоятельно прокладывают туристические маршруты по изучаемым материкам, совершая таким образом виртуальные путешествия, пишут письма своим сверстникам на другие материки, рассказывая им о Евразии, при обобщении и закреплении изученного материала составляют кроссворд. Эти задания развивают и познавательную активность, и творческую жилку учащихся. Главное, что уясняю для себя, не следует ставить учащихся в жесткие рамки, следует поощрять инициативу, самостоятельность, высказывание разных точек зрения, дискуссии.

    В 8 классе учащиеся при изучении природы России многими географами используется уже давно апробированный прием - заполнение таблицы. Эта монотонная работа не доставляет ни радости, ни познавательного интереса. Такая работа не радует и учителя. При изучении этого раздела географии предлагаю учащимся следующие проектные работы: «Создать образ изучаемой территории на основе художественных произведений и живописи», «Докажите, что Байкал является жемчужиной России», «Территория России в былинах, преданиях, легендах», «Образ России в живописи, народных промыслах», «Образ Урала в сокровищах Эрмитажа», и др. Задание предлагаю в качестве домашней работы.

    Для создания образа природной зоны учащиеся подбирают иллюстрации или рисуют их сами, находят описание территории в художественных произведениях. Чаще всего учащиеся используют стихи С. Есенина, Н. Гумилева, А. Пушкина,

    М. Лермонтова, из прозаиков - А. Прокофьев, И. Соколов - Микитов, В. Бианки.

    Учащиеся придумывают герб природной зоны. В рисунках детей отражается их личное видение географии. Учащиеся сами сочиняют стихи.

    Как правило, стихи детей не имеют какой - либо художественной ценности. Но значимость этих работ заключается в том, что учащиеся демонстрируют не только свои знания и умения, но и свои эмоции, свое отношение к изучаемому предмету.

    Учащиеся 8класса составляли каталог особо охраняемых территорий России и Саратовской области, сняли небольшой фильм о р. Терешке для участия в региональном конкурсе «От маленькой речки до большой Волги».

    Все описанные выше формы работы могут использоваться при проверке домашнего задания, при изучении нового материала при условии, если были даны в качестве опережающего задания, на уроках обобщающего повторения.

    Ставя перед учащимися разноуровневые проблемы, реализуется дифференцированный подход в обучении.

    Проектные работы учащихся 6-8 классов относятся к информационным и творческим проектам. Они являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы. Основное их предназначение - научить самостоятельно добывать знания.

    При изучении населения и хозяйства уже недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Они служат поводом для обстоятельного разговора на уроках о развитии экономики страны, о рациональном размещении предприятий хозяйства России в целом и отдельных отраслей. Так при изучении темы «Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг» перед учащимися ставлю задача: открыть предприятие непроизводственной сферы, обосновав направление работы предприятия, его размещение, придумать рекламу. Такие задания направлены на выработку у учащихся нового стиля мышления, активизируют познавательную активность учащихся, раскрывают практическое значение географии, позволяют соединить учебный предмет с конкретной жизненной ситуацией.

    Этот методический прием позволяет соединить в единое целое «традиционное» и «реальное» обучение. Учащиеся 9 класса создают либо проект предприятия сферы услуг, либо его рекламный ролик. Уверена, что такие задания помогут учащимся сделать более обоснованный и ясный для себя выбор возможной профессии. В этом главная суть приобретенного ими социального опыта.

    Будущее потребует от нынешних школьников огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60 % предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Учащиеся должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Использование ИКТ дает возможность для развития принципа развивающего обучения «мы учимся» взамен принципу традиционного обучения «нас учат».

    Учащиеся 8класса создали электронное учебное пособие «География Саратовской области. Природа».

    К сожалению, в школьной программе на изучение населения и хозяйства России отводится недостаточно времени. Особенно это ощутимо в конце учебного года при изучении стран СНГ. Здесь вынуждена часть материала предоставить для самостоятельного изучения. Как отчет группы учащихся создают рекламные ролики государств СНГ.

    Учащиеся 10-11 классов создают мультимедийные презентации, в которых находит отражение их «личная география», т. е. та информация, которую они считают важной в своей жизни.

    Так как в кабинете географии имеется своя небольшая библиотека, то для более полного использования оборудования кабинета учащимся 11 класса был предложен проект «География путешествий». Учащиеся сделали обзор имеющейся художественной литературы.

    Конечным продуктом учащихся 9 класс, слушателей элективного курса «Познай свой край», стали мультимедийные презентации по населению и хозяйству Саратовской области.

    Мультимедийные презентации относятся к практико - ориентированным проектам и носят прикладной характер. Они легли в основу банка информации по курсам географии 8-11 классов, элективным курсам, художественной литературе по географии. И, кроме этого, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения. При их создании формируются умения работать с информацией: получать ее, обрабатывать, представлять.

    Метод проектов не даст максимальной отдачи при массовом использовании, т.е. для всех учащихся. Метод проектов эффективен во внеурочной работе с творчески мыслящими учениками.

    Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается как основная форма внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность создает пространство для исследовательской работы.

    Исследовательские проекты являются наиболее сложными. Работа над ними позволяет учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сбор и обработка данных, презентации полученных результатов.

    Как правило, исследовательские проекты - долгосрочные.

    При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. (Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании).

    V . Результативность применения метода проектов.

    Отработан алгоритм работы над проектом на основе краеведческого материала.

    1)Основополагающий вопрос :

    Для чего нужно изучать малую родину?

    2) дидактические цели:

    Активизировать самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

    Привить уважение и любовь к малой родине, к окружающим людям.

    Продолжить формирование и развитие творческих способностей учащихся.

    3)Методические цели:

    1)Научить приемам и методам научной и исследовательской работы.

    2)Показать приемы обработки статистической информации.

    3)Научить работать с различными источниками информации.

    4)Составить комплексную характеристику родного края.

    4) Определяются объекты исследования:

    1.Климатические условия.

    2.Гидрологические условия.

    3.Изучение почв, растительного и животного мира.

    4.Население и его основные характеристики.

    5.Хозяйство.

    5) Определяются темы самостоятельных работ учащихся:

    История основания п. Сенной.

    Рельеф и геологическое строение.

    Население и его характеристики.

    Религии и религиозные течения.

    Климат в п. Сенной.

    Внутренние воды.

    Почвы. Растительный и животный мир в окрестностях поселка.

    Предприятия производственной и непроизводственной сферы.

    Экологическая и социальная обстановка в поселке, перспективы его развития.

    6)Формулируются проблемные вопросы :

    Увеличивается или уменьшается численность население в нашем поселке?

    Существует ли связь между геологическим строением и рельефом нашей местности?

    Каково влияние климата на внутренние воды поселка?

    Влияет ли экологическая и социальная ситуация в поселке на продолжительность жизни?

    Каковы перспективы развития п.Сенной.

    7) Определяются темы исследования .

    Демографические изменения в поселке за последние 3 года.

    Христианская апостольская церковь и религиозные секты.

    Обработка многолетних наблюдений за состоянием погоды.

    Станция Сенная -крупная железнодорожная станция.

    Локомотивное депо - крупнейшее предприятие производственной сферы в поселке.

    Линейная больница- крупнейшее предприятие непроизводственной сферы п. Сенной.

    Основные источники экологического загрязнения нашего поселка.

    Внешние экономические связи железнодорожной станции Сенная.

    8)Дается творческое название проекта.

    «География п. Сенной»

    9) устанавливается соответствие учебного плана и темой проектной работы.

    8 класс

    9 класс

    1.Климат и внутренние воды Саратовской области.

    1.Население России: половой и возрастной состав. Основные религии.

    2..Структура экономики России (отрасли производственной и непроизводственной сферы).

    2. Почвы Саратовской области.

    3.Растительный и животный мир Саратовской области. Природные зоны.

    3.Промышленность Саратовской области.

    10) устанавливаются межпредметные связи:

    Учебное исследование (проект) проводится в рамках следующих школьных предметов:

    биология;

    география (природа России, население и хозяйство России);

    история;

    экология;

    информатика;

    краеведение.

    11) определяется возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

    12) выделяем основные этапы работы над проектом:

    Изучить передовой опыт по данной теме.

    Определить объект исследования.

    Научить основам исследовательской работы.

    Объявление и обсуждение темы.

    Выбор учащимися тем для самостоятельного исследования.

    Составить план исследования объекта.

    Собрать с помощью различных источников необходимую информацию.

    Презентация работ учащихся, обсуждение, внесение изменений и дополнений.

    Обработка собранных материалов.

    Составление комплексной характеристики Сенной.

    13) Составляется список ресурсов (источники информации)

    II . Проведена диагностика результативности применения метода проектов .

    При работе над проектом самыми востребованными источниками информации для учащихся являются: ИНТЕРНЕТ, энциклопедии, справочники, художественная литература, учебник.

    Мониторинговые исследования показали, что только 14 % учащихся самостоятельно работают над проектом, 8% учащихся при работе над проектом помогают родители. Самым не популярным источником информации являются наблюдения.

    К числу самых значительных недостатков проектной работы учащиеся отнесли то, что работа над проектом отнимает много времени, 25 % учащихся считают главным недостатком проектной работы в самостоятельной работе. Для одних проект является объективно трудным, для других основная проблема заключается в большом объеме информации.

    Как положительный результат работы над проектом учащиеся выделяют то, что можно узнать много нового, для учащихся важна возможность высказать собственную мысль, для кого - то важно, что информация запоминается легче, для других проект - это один из способов получить хорошую оценку.

    Большинство учащихся (56 %), когда либо выполнявших проект получили удовлетворение от своей работы. Около 8 % учащихся остались недовольны результатом своей работы. 37 % учащихся получили стимул к дальнейшей работе

    На вопрос: «Как работа над проектом влияет на ваши знания?» Подавляющее большинство учащихся ответили, что знания становятся лучше. Не влияет на знания - так ответили примерно 4% учащихся. То, что знания становятся хуже - не подтвердил ни один учащийся.

    96 % учащихся считают, что проекты нужны как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 4% учащихся считают, что проекты в школе не нужны.

    На вопрос, для чего же все таки нужны проекты? - ответы распределились таким образом:

    закрепляют знания - самый популярный ответ; 2) лучше запоминается материал; 3) можно обмениваться информацией.

    На последнем месте ответ - развивают самостоятельность.

    Анализ качества знаний за последние 3 года (диаграмма № 8) выявил его позитивную динамику.

    Изменилось и количество обучающихся, участвующих в проектах различного уровня.

    2011-2012 уч.год

    2012-2013 уч.год

    2013 - 2014 уч.год

    Всего учащихся

    Участники

    проектной деятельности

    Всего учащихся

    Участники

    проектной деятельности

    Всего учащихся

    Участники

    проектной деятельности

    доля

    100%

    18,3

    100%

    21,3%

    100%

    30,2%

    Важным результатом применения метода проектов является реализация ситуации успеха учащихся, что, безусловно, является сильным побуждающим мотивом учащихся к обучению.

    Увеличилось число обучающихся - победителей конкурсов на муниципальном и региональном уровне.

    2011-2012 уч.год

    2012-2013 уч.год

    2013 - 2014 уч.год

    Участники проекта

    победители

    Участники проекта

    победители

    Участники проекта

    победители

    доля

    100%

    100%

    100%

    2012 год - III место в муниципальном конкурсе детских исследовательских работ «Первые шаги».

    2012 год - исследовательский проект «В. А. Солопов. Солдат. Поэт. Гражданин» - II место на региональном конкурсе « Отечество. Саратовский край» в номинации «Земляки»

    2013 год - исследовательский проект « П.Г. Гусев» - III место в региональном конкурсе «Отечество. Саратовский край» в номинации «Земляки»

    2012 год - II место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества по противопожарной тематике в номинации Компьютерное творчество»

    2012год - III

    2013 год - исследовательский проект «География п. Сенной» - II место в муниципальном конкурсе проектов в номинации «Родные истоки»

    «Баллада о детях войны» 2013 год - II место в муниципальном конкурсе «Война глазами детей»

    2012год - III место в муниципальном конкурсе «Лучший картограф» в номинации «Экономическая карта»

    2012год - I место в муниципальном конкурсе туристических журналов.

    2014 год - I - II место во Всероссийском игровом заочном конкурсе «Человек и природа»

    Особое место в школьном образовании и воспитании занимают социальные проекты. Они служат доказательством неформальной воспитательной работы, воспитывают нравственные ценности у детей. Как показала практика, участники социальных проектов более качественно овладевают социокультурными, коммуникативными, организационными навыками.

    Результативность социального проектирования учащихся:

    I место в муниципальном конкурсе «Лучший ученический класс»

    2013 год - I место в муниципальном конкурсе школьных проектов в номинации «Социальный проект» .

    Реализованный социальный проект «Афганистан болит в моей душе» получил широкий резонанс в поселка. Опыт реализации метода проектов был представлен на «Фестивале педагогических идей» школьного уровня и на межмуниципальном фестивале цифровых технологий «Горизонты цифрового будущего» . Автор работа была участником Всероссийской методической конференции «Методическое сопровождение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» .

    VI . Заключение.

    Понятие «проект» вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца.

    Подведем некоторые итоги.

    Метод проектов должен стать неотъемлемой частью обучения школьников.

    Проект может применяться как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

    Проектирование формирует умения и навыки необходимые школьникам для их социализации.

    Считаю, что на современном этапе метод проектов не может быть альтернативой классно - урочной системе.

    На уроках метод проектов мало эффективен. Большую отдачу данная технология дает во внеурочной деятельности.

    Проектирование может лечь. В основу элективных курсов и профильных предметов.

    Проектная деятельность требует высокой профессиональной компетенции от учителя, при этом позволяет ему быть не «на задворках» профессии, а в гуще событий.

Loading...Loading...