Новый закон о дачном строительстве. Российских дачников ждут разные сюрпризы в связи с новинками законодательства. Историку Соколову продлили срок заключения под стражей, несмотря на коронавирус

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2000, N 48, ст. 4632; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

1) абзац седьмой статьи 1 после слов "объединения на" дополнить словами "содержание имущества общего пользования,";

2) в пункте 4 статьи 16:

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"порядок установления размера членских взносов. Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества;";

в) дополнить новым абзацем девятнадцатым и абзацем двадцатым следующего содержания:

"порядок ведения реестра членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее также - реестр членов объединения);

порядок предоставления членам такого объединения информации о деятельности органов управления и органа контроля такого объединения.";

г) абзацы восемнадцатый и девятнадцатый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;

3) в статье 19:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:

"2 1) знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;";

б) пункт 2 дополнить подпунктом 11 1 следующего содержания:

"11 1) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;";

4) главу IV дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

"Статья 19 1 . Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения создается и осуществляется ведение реестра членов объединения.

2. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

3. Реестр членов объединения должен содержать:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) члена такого объединения;

2) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;

3) кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения (после осуществления распределения земельных участков между членами объединения), и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

4. Член соответствующего объединения обязан предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений.";

5) абзац третий пункта 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:

"Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.";

6) в статье 22:

а) абзац третий пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: "При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.";

б) пункт 3 дополнить подпунктом 20 следующего содержания:

"20) ведение реестра членов объединения.";

7) в статье 27:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.";

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.".

Статья 2

1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

2. Уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Статья 1

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2000, N 48, ст. 4632; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

1) абзац седьмой статьи 1 после слов «объединения на» дополнить словами «содержание имущества общего пользования,»;

2) в пункте 4 статьи 16:

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

«порядок установления размера членских взносов. Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества;»;

в) дополнить новым абзацем девятнадцатым и абзацем двадцатым следующего содержания:

«порядок ведения реестра членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее также - реестр членов объединения);

порядок предоставления членам такого объединения информации о деятельности органов управления и органа контроля такого объединения.»;

г) абзацы восемнадцатый и девятнадцатый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;

3) в статье 19:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1) знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;»;

б) пункт 2 дополнить подпунктом 11 1 следующего содержания:

«11 1) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;»;

4) главу IV дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

«Статья 19 1 . Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения создается и осуществляется ведение реестра членов объединения.

2. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

3. Реестр членов объединения должен содержать:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) члена такого объединения;

2) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;

3) кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения (после осуществления распределения земельных участков между членами объединения), и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

4. Член соответствующего объединения обязан предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений.»;

5) абзац третий пункта 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.»;

6) в статье 22:

а) абзац третий пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.»;

б) пункт 3 дополнить подпунктом 20 следующего содержания:

«20) ведение реестра членов объединения.»;

7) в статье 27:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.».

Статья 2

1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

2. Уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Проект защищает права более 60 миллионов владельцев земельных участков.

Главная новация касается нового порядка уплаты членских взносов. Предлагается установить зависимость между размером членского взноса и площадью земельного участка либо общей площадью дома или коттеджа и других объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке. При этом взносы направляются и на содержание имущества общего пользования.

В пояснительной записке говорится, что нововведение поможет соблюдать баланс интересов всех членов товарищества, приведет к справедливому распределению затрат между его членами.

Проблема членских взносов одна из самых острых в садоводческих объединениях, подтвердил советник заместителя председателя правительства Московской области Владимир Денисов.

"Это не совсем правильно, когда хозяин десяти соток присоединяет еще 30 и платит фиксированную стоимость в 1000 рублей в месяц, так же, как и его сосед, но за четыре сотки", - говорит он.

Предлагается, чтобы размер членских взносов в товариществах зависел от площади земельного участка

В итоге люди ломают между собой копья по поводу расходов на содержание, эксплуатацию или ремонт общего имущества. Если статус взносов будет прописан в федеральном законе, то норма отразится и в уставах товариществ. Это позволит избежать разночтений, в том числе в судебных тяжбах по расчету взносов.

Еще одна поправка связана с тем, что члены товариществ наделяются правом не только требовать у председателя правления ознакомления с документами, но и получать их копии при необходимости. Сейчас права и интересы граждан нарушаются - документы копировать дают с боем.

Проще, по мнению Денисова, станут решаться и проблемы постановки на кадастровый учет пустующих участков. Сейчас, по его словам, во многих товариществах общая земля не ставится на кадастровый учет. "Допустим, члены товарищества сбросились, оборудовали на пустом участке детскую площадку или пляж, однако документы не оформили. На эту бесхозную вроде бы землю получает право новый владелец и в первые же минуты сталкивается с претензиями товарищества, начинаются суды. "Рано или поздно проблемы по оформлению границ общих участков будут возникать все чаще", - предупреждает Денисов.

Законопроект, по мнению депутатов из фракции "Единая Россия", станет первым шагом на пути к комплексному пересмотру положений федерального закона и предполагает внесение в него точечных изменений, затрагивающих исключительно нормы, регулирующие внутреннюю жизнедеятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Более фундаментальные поправки, касающиеся дальнейших перспектив садоводов и огородников содержатся в законопроекте минэкономразвития. Он сейчас проходит экспертизы и, вероятно, в ближайшее время будет вынесен на общественное обсуждение в едином портале раскрытия информации госорганами.

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ документ предварительно оценили.

За 20 лет действующий федеральный закон устарел и будет практически полностью перекроен, а изменения придется вносить в Земельный и Градостроительный кодексы, примерно в пять федеральных законов, поясняют эксперты. В том числе нужно будет уточнять правила по подсоединению к электрическим сетям.

Проект документа в первую очередь направлен на то, чтобы приравнять к одной форме садоводческие товарищества, дачные кооперативы, объединения садоводов. Этого требует Гражданский кодекс. Дело в том, что теперь некоммерческими объединениями и партнерствами считаются только союзы и ассоциации. Поэтому власти хотят оставить и узаконить один статус - садоводческие товарищества. При этом дачным кооперативам, некоммерческим партнерствам и объединениям придется, по сути, заново регистрировать документы - уставы, соглашения, чтобы вписаться в требования законодательства.

Для того чтобы это делать грамотно, потребуются дополнительные траты на юристов, время на хождение по инстанциям. При этом обязательно всплывут нестыковки по оформлению участков, общего имущества. Его предлагается поделить в долях, а не на правах совместной собственности.

Нововведения потянут за собой и новый порядок предоставления земельных участков. Сейчас, например, для садоводческих участков и для дачных кооперативов он разный. Если, например, приравнять дачные кооперативы к садовым товариществам, то, это, по оценкам специалистов, может привести к массовой застройке коттеджами "с пропиской" под видом садовых участков сельхозземель.

Зато на огородных участках, как предлагается в законопроекте, хотят запретить строительство помещений любого толка, вплоть до сараев для хранения лопат. Хотя сейчас граждане умудряются оборудовать на огородах летние домики и бани. Тем более зачастую огороды находятся вдали от дома, а для отдыха, ночевки да и просто, чтобы переждать плохую погоду, без укрытий на огородах не обойтись. Впрочем, документ еще предстоит обсуждать. Его воплощение в жизнь займет не один год.

По статистике, каждый второй россиянин имеет дачу, а новый дачный закон призван одновременно усложнить и упростить жизнь садоводов, но при этом навести порядок в их рядах. Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ (встуупил в силу с 01.01.2019) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества.

Экономь на членских взносах!

Еще в 2016 г. был подписан новый закон о дачных участках. И хотя документ ужесточает отдельные требования к организации садоводческих объединений, он параллельно дает и определенные послабления.

Так, в первой редакции законопроекта предполагалось, что размер членских взносов будет напрямую зависеть от количества соток (или общей площади участков, которыми владеет один человек). Депутаты побоялись, что для некоторых садоводов новая ставка станет непосильной, поэтому в окончательном варианте решили отдать право привязывать размер членского взноса к земле самим садоводам. Так проще, ведь садоводы знают своих коллег не только в лицо, поэтому им проще понять, потянут их соседи по участку новый размер оплаты или нет.

Важным новшеством стало то, что все членские взносы должны теперь направляться на «содержание имущества общего пользования». Это означает, что председатель не сможет потратить собранные за лето деньги на благоустройство «дорожки, ведущей к его дому».

На заметку! Корректировкам подвергся ФЗ от 03.07.2016 №337-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

На перекличку становись!

Принятый закон о дачных садоводческих товариществах обязывает создать реестр с поименным перечислением всех членов. Новые товарищества обязали предоставлять реестр через месяц после официального оформления.

Реестр должен включать подробную информацию о каждом любителе отдыха на природе, в том числе:

  • имя, фамилию и отчество;
  • адрес (почтовый или электронный) для отправки различных сообщений, в том числе о времени и дате общего собрания, а также для отправки копий документов;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • дополнительные данные, которые члены конкретного дачного сообщества сочли необходимыми.

Обо всех изменениях данных, включенных в реестр, каждый садовод должен своевременно информировать правление.

Важно! В течение 10 дней с момента продажи участка и перехода прав собственности к другому лицу, прежний хозяин должен в письменном виде уведомить об этом правление.

Доступ открыт!

Ценно, что депутаты наделили садоводов законным правом не только знакомиться со всеми документами товарищества, но и получить их копии. При этом дачный закон 2019 четко регламентирует, что их стоимость не может превышать тех денег, которые были потрачены на их изготовление. Так как сегодня большинство документов создается и отправляется при помощи компьютера, то логично, что получать результаты голосования общего собрания и другие важные бумаги садоводы смогут бесплатно или за символическую плату, например, закладывая расходы на приобретение бумаги для печати копий в членские взносы.

Среди документов, которые садовод-любитель может потребовать у правления на законных основаниях, названы:

  • устав и внесенные в него изменения;
  • финансовая отчетность;
  • протоколы общих собраний, заседаний правления и ревизионной комиссии;
  • бюллетени с итогами голосования, в том числе, если оно проводилось заочно;
  • правоустанавливающие документы на общее имущество.

Новый дачный закон устанавливает также запрет на заочное голосование при решении следующих вопросов:

  • изменение устава;
  • утверждение новой редакции устава;
  • ликвидация или реорганизация объединения;
  • утверждение приходно-расходной сметы;
  • рассмотрение отчетов правления и доклада ревизионной комиссии.

За дороги и охрану кто заплатит?

Не успели дачники адаптировать к закону 2016 г., как подоспели нововведения 2019, которые разрешают оформлять регистрацию в дачном домике, упраздняют понятие "дачное товарищество" и вместо 5 взносов разрешают платить только 2.

Только 3,5% участков сегодня находятся в пределах населенных пунктов, где вопросы с обустройством территорий общего пользования худо-бедно, но решаются. Остальные дачники владеют сотками, которые не значатся среди земель конкретной деревни, села или города, при этом садоводы исправно платят земельные налоги, но вынуждены решать все проблемы самостоятельно.

Существует и еще один нюанс. Законодательство разрешает строить на садовом участке дома для постоянного проживания, но из-за несовершенства закона их владельцы лишены различных соцгарантий.

Эксперты считают, что еще один закон о дачных садоводческих товариществах простимулирует оставшихся 30% дачников оформить права на землю и автоматически войти в число тех, кто исправно пополняет бюджет налоговыми отчислениями. И это вполне резонно: оформил право на землю, платишь налоги, получаешь государственные гарантии.

Эксперты опасаются, что принятие данного закона могут пускать на тормоза из-за необходимости существенных расходов, которые потребуются от региональных властей. Смена статуса земли предполагает наличие определенной инфраструктуры - дорог, транспортного сообщения, магазина и пр. Организовать всё это на пустом месте, конечно, для местного бюджета затратно, но зато разовые траты обернутся в дальнейшем регулярным приростом казны за счет поступающих налогов.

А что изменится для тех, у кого дом на земле ИЖС?

Именно об участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в законе ничего не говорится, однако в нем есть положение, которое касается только территорий садоводства или огородничества, расположенных в границах населенных пунктов.

Такие товарищества, если на всех участках построены именно жилые дома, могут изменить свой формат на товарищество собственников жилья (ТСЖ). После этого их деятельность будет регулироваться уже другими законами (Жилищным и Гражданским кодексами в первую очередь).

Что нужно знать о работе председателя ТСЖ многоквартирного дома? Председатель – всему голова. Поэтому к выбору "головы" товарищества собственников жилья нужно отнестись с особым пристрастием, ведь от его работы зависит благополучие всего дома. К чему должен быть готов кандидат в председатели ТСЖ, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказал заместитель начальника жилищного отдела АО "ВК Комфорт" Анатолий Соколов.

Что изменилось в правилах управления товариществом?

Во-первых, изменилась форма его организации. По действующему законодательству допустимо создавать товарищество, партнерство или кооператив, а новый закон предусматривает только товарищество, а все прочие формы предписывает реорганизовать.

Отдельно оговаривается минимальное количество собственников участков, которые могут организовать СНТ - не менее семи. Также членом товарищества могут быть только физические лица.

Как организовать и провести собрание собственников многоквартирного дома? Многоквартирный дом – большое хозяйство с кучей собственников, которым нужно грамотно управлять, чтобы не получилось как в поговорке "у семи нянек дитя без глазу". Начальник жилищного отдела АО "ВК Комфорт" Зарема Аблямитова рассказала читателям сайта "РИА Недвижимость", как правильно организовать и провести собрание собственников дома.

Разрешает ли новый закон не вступать в товарищество?

Да, принимаемый закон специально оговаривает условия взаимодействия между товариществом и собственниками участков, расположенных в той же территориальной зоне, которые решили в товарищество не вступать.

При этом они обязаны платить за пользование общим имуществом товарищества, его приобретение и ремонт. Закон специально оговаривает, что суммарный размер платы для тех, кто не вступил в товарищество, равен суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов. Отказаться не получится - у товарищества есть право взыскать плату через суд. По действующему закону для пользования инфраструктурой и взимания за нее платы между теми, кто не вступил в товарищество, и самим товариществом необходимо было заключить договор, где оговаривалась сумма, которую нужно платить, единственное ограничение - эта сумма не могла быть больше, чем у членов товарищества.

Кроме того, не вступившие в СНТ не смогут принимать участие в голосовании по части вопросов.

Отдельно закон оговаривает возможность вступления в товарищество для людей, которые не являются собственниками участка - например, арендаторами. Кроме того, на территории, предназначенной для садоводства или огородничества можно вообще не организовывать никакого товарищества, а вот больше одного - уже нельзя, так что возможности создать для одного поселка два альтернативных СНТ больше нет.

Как по новому закону платить членские взносы?

Новый закон существенно сокращает количество взносов, которые платят члены товарищества. Если действующие нормы допускают уплату вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов, то после вступления в силу новых норм останутся только членские и паевые. Закон также оговаривает, что членские взносы не могут взиматься чаще раза в месяц.

Кроме того, он устанавливает, на что они могут быть потрачены, более конкретно: на содержание общего имущества товарищества, расчеты с ресурсоснабжающими компаниями (электроэнергия, газ и так далее), плату за вывоз мусора, благоустройство мест общего пользования, охрану, проведение аудиторских проверок товарищества, выплату зарплаты людям, которые работают на товарищество (например, бухгалтеру), организацию общих собраний и налоги, которые платит товарищество. На все остальные затраты идут средства, полученные от целевых сборов, причем законом оговаривается право каждого члена товарищества получить полный отчет о расходах.

Важный момент: новый закон допускает возможность в отдельных случаях брать с некоторых членов товарищества взносы, отличающиеся по размеру от остальных, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования и (или) размера доли в праве общей долевой собственности.

Как сейчас оплачивается содержание общего имущества многоквартирного дома? Свет в подъезде, эксплуатация лифтов, работа тепловых пунктов в многоквартирном доме – за эти услуги тоже надо платить собственникам и нанимателям квартир. Директор по правовым и жилищным вопросам АО "ВК Комфорт" Николай Яценко разъяснил читателям сайта "РИА Недвижимость", как сейчас рассчитывается плата за содержание общего имущества дома.

Правда ли, что новый закон упростил согласование скважин?

Частично да, поскольку он вносит изменение в другой закон - "О недрах". Согласно этому изменению, товарищества могут не получать лицензию на добычу воды до 1 января 2020 года. При этом нужно помнить, что сам закон вступает в силу только 1 января 2019 года, таким образом, товарищества получают "водную амнистию" всего на год.

Но чаще всего скважины есть на каждом участке, и этот случай уже не попадает под действие принимаемого закона.

Зато по закону от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ, редактирующему закон "О недрах", частники могут добывать воду для собственных нужд, не получая на это лицензию, но при условии, что добыча ведется не из того же водоносного горизонта, что и центральное водоснабжение; в сутки должно добываться не более 100 кубометров воды (это 100 тысяч литров), и при этом вода добывается не для целей предпринимательской деятельности. В принципе, для большинства дачников это вполне реальные условия.

Сантехника в полях: как правильно построить туалет на даче Если лето все-таки наступит, то многих из нас ждут дачи, а вместе с ними и некоторые тонкости загородной жизни сантехнического плана. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость", так ли неизбежны "удобства на улице" и как можно сделать свою "фазенду" немного комфортнее.

Можно ли теперь строить жилые дома на садовых участках?

Да, можно, хотя существуют и ограничения. Если на территории, на которой расположен СНТ, действует градостроительный регламент, то любое строительство ограничено его требованиями. Однако в законе так же сказано, что садовый дом может быть признан жилым, а жилой - садовым. Градостроительные регламенты ограничивают предельные параметры строительства, но для признания дома жилым это, как правило, не так уж важно - главное, чтобы на вашем участке в принципе было разрешено капитальное строительство. Чтобы помещение могло быть признано жилым, оно должно соответствовать ряду критериев - например, в нем должно быть электричество, вода, отопление, в некоторых случаях - газ. Полностью критерии изложены в постановлении правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Дом в законе: как оформить права на только что построенный загородный дом Загородный дом нужно строить не только по уму, но и по закону. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость" обо всех процедурах оформления индивидуального дома на каждом этапе его возведения.

Что еще теперь сильно изменится?

Одно из важных новшеств - это термин "территория садоводства или огородничества". В законе сказано, что ее границы определяются документами территориального планирования, то есть, если говорить привычными терминами - это граница поселка.

Одна из новаций принимаемого закона состоит в том, что он не позволяет распоряжаться общим имуществом в границах одной такой территории более чем одному товариществу. Что, по сути, означает, что в рамках одного поселка больше нельзя создавать более одного СНТ. Возможно ли будет каким-либо образом разделить одну территорию на две - в законе не сказано, поэтому узнать это получится только когда закон начнет применяться.

Правда ли, что ДНТ и кооперативы тоже отменили?

Да, но на довольно гуманных условиях. В статье 54 закона сказано, что со дня вступления закона в силу (а это 1 января 2019 года) и до момента реорганизации ДНТ в садовое (или огородное) товарищество к уже имеющейся структуре будут применяться требования нового закона.Нет, с ними все будет по-прежнему. Закон не предусматривает изменения вида разрешенного использования участка, просто если у вас земля "для дачного строительства" - закон считает его также "садовым", то есть слово "садовый" в данном случае - не вид разрешенного использования, а объединяющий термин.

Вниманию дачников: для чего нужны СНТ и ДНТ? Большинство новоиспеченных дачников рано или поздно сталкивается с загадочными аббревиатурами СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). Так ли необходимо в них вступать и как строить отношения с товариществом, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказали эксперты юридической компании Tenzor Consulting Group.
Loading...Loading...