Курсовая работа: Таможенно-тарифная политика российского государства. Тарифно-таможенная политика российской федерации Таможенно тарифная политика в сфере инвестиций

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Таможенно-тарифное регулирование в России 2014-2016 годов. Факторы формирования таможенно-тарифной политики. Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации. Принципы таможенно-транспортного регулирования экспорта.

    реферат , добавлен 22.11.2013

    Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифная политика развивающихся стран. Таможенный надзор и контроль над национальной валютой и культурными реликвиями КНР. Нетарифные методы регулирования международной торговли.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Значение таможенного режима в таможенно-тарифном регулировании. Изменения таможенно-тарифного регулирования в связи с вступлением России в Таможенный союз (ЕврАзЭС). Проблемы и перспективы развития таможенных режимов в таможенно-тарифном регулировании.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

    Таможенный тариф как один из главных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Нормативно-правовые основы осуществления таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации. Порядок уплаты таможенных пошлин и предоставление льгот.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Состояние динамики экспорта и импорта товаров в международной торговле Российской Федерации. Структура и принципы построения таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Декларирование товара или взимание таможенных пошлин.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Сущность таможенной политики в РФ. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период. Информационная поддержка повышения эффективности таможенного оформления и контроля. Проблемы информационного взаимодействия и информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие и принципы таможенно-тарифного регулирования, нормативно-правовое регулирование данного явления, особенности отражения в отечественном и зарубежных законодательствах. Оценка влияния тарифных мер на структуру и динамику внешнеторгового оборота.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Международные документы, регулирующие внешнюю экономическую деятельность. Правовая основа функционирования элементов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе. Оценка реализации функций тарифного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура - это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:

Для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;

Для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

Товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина - наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции :

- фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

- комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

- смешанные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям,машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара - повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств . На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты - политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров - раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах - членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза - до 6-7 % на промышленные изделия.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

А. А. Васютин Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений таможенно-тарифной политики в современных условиях. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в экономике страны, а ее невозможно представить без регулирования таможенными органами.

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет важную роль в торгово-политическом механизме, так как оно применяется для защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому для проведения Россией эффективной политики необходим эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования.

Таможенно-тарифная политика России должна подстраиваться под изменяющиеся внешние и внутренние условия, приобретая при этом более гибкий характер и приспосабливаясь к современной экономической ситуации.

Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентости. В связи с этим можно выделить ряд ее особенностей в предстоящий период:

1) она должна способствовать технологической модернизации российской экономики путем доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию;

2) усиливается ее роль в формировании транснациональных компаний, развитии специализации и кооперации в высокотехнологичных отраслях;

3) таможенно-тарифная политика больше участвует в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности;

4) проведение единой таможенно-тарифной политики в рамках таможенных союзов и содействие интеграции на евразийском пространстве.

Для достижения этих задач необходимо работать по следующим направлениям:

1. Стимулирование переноса производств на территорию России.

Прежде всего, путем тарифной эскалации. Этому препятствуют такие факторы как:

Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование;

Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России;

Выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров;

Необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

Временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

Должна быть проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие (для таких отраслей как автомобилестроение, сельхозмашиностроение).

Необходимо внести изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины.

2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Необходимо создавать защитные барьеры для доступа импорта в тех секторах экономики, где существует угроза вытеснения с внутреннего рынка отечественного товара импортным.

Обеспечивать сбалансированность импорта с учетом потребностей производителей и потребителей путем применения специфических тарифных инструментов (сезонные пошлины, тарифные квоты) и оперативно реагировать на рыночную ситуацию применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (в аграрном секторе).

Отказ от необоснованно завышенных ставок пошлин (прежде всего на товары промышленно-производственного и социального назначения не производимые в России).

1. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»

2. Это связано с применением таможенных пошлин в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

3. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

4. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике РФ.

5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

6. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.

7. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

8. Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

9. Обеспечение стабильности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предприни-

мателей. Будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Для того чтобы должным образом реализовать инструменты таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования.

Будет разработана методика сравнения статистических данных о внешней торговле России и торгующих с ней стран, для выявления незаконного ввоза.

Будут введены упрощенные технологии таможенного оформления для производителей, использующие импортное материалы и сырье, для уменьшения затрат на хранение и логистику.

Будет упрощена система учета, основанная на использовании сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий товаров, предназначенных для промышленной переработки и сборки, и операций с ними для таможенных целей.

Также претерпит упрощение система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, таможенное оформление которых приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

В среднесрочной перспективе намеченные приоритеты будут реализованы для содействия решения стратегических задач социально-экономической политики государства направленных на переход к инновационному пути развития экономики и для укрепления конкурентоспособных позиций российского рынка в мировой экономике.

© Васютин А. А., Полежаева Н. В., 2010

А. Е. Гришпитенко Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЯВЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Данная статья посвящена актуальным вопросам правонарушений в сфере заявления страны происхождения товаров в грузовой таможенной декларации. Смоделированы и описаны ситуации, наиболее ярко описывающие проблемы данных правонарушений с использованием реальных данных о товарах и странах за последние годы; обозначена сущность данных правонарушений, показаны причинно-следственные связи. Более того, обозначены основные методы борьбы с данными правонарушениями таможенными органами, основанные на системе управления рисками; а также, использован нестандартный анализ данных правонарушений с включением промежуточных и общим выводами.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории. Это в свою очередь влияет на поступление в Федеральный Бюджет денежных средств, на поведение участников внешнеэкономических отношений, так как Россия применяет дифференцирован-

ный подход в отношениях с другими странами. Таким образом, актуальность подчеркивается широким кругом лиц, заинтересованных в той или иной записи о стране происхождении товара в ГТД.

Важно отметить, что числовые данные о количестве упомянутых правонарушениях носят лишь опосредованный характер и ограничивают анализ данной проблемы. Для более широкого ее понимания и

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, "перетекание" внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками). Корчажкина Н.П. Тенденции развития таможенно-тарифного регулирования в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Российское предпринимательство. - № 11. - 2010.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в 5 целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

Внешнеэкономическая политика это проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов1. Па формирование внешнеэкономической политики определяющее влияние оказывают: государство, монополистические группировки, различные ассоциации, объединения, союзы и т.д.

Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами за последние десятилетия произошли глобальные изменения. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая разработана Минэкономразвития России, целью внешнеэкономической политики РФ в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Важным этапом развития внешнеэкономической политики России явилось формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (далее - ТС). К 1 января 2010 г. была сформирована правовая база ТС и принято более 40 международных договоров, введены единые правила таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли товарами с третьими странами. С 6 июля 2010 г. на территории трех стран действует ТК ТС. Формирование единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах ТС, так и товаров, происходящих из третьих стран, было завершено к 1 июля 2011 г.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением применения таких мер в отдельных предусмотренных законодательством случаях. Такие случаи касаются установлений количественных ограничений, ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса, а также связанные с мерами валютного регулирования. Кроме того, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

  • 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • 3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
  • 4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

При этом каждый участник Таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

  • 1) Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС);
  • 2) международных договоров государств - членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
  • 3) решений Комиссии ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов ТС.

В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС - в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности1 в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством РФ.

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис. 8.1.1).

По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

  • 1) ввозные (импортные), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию государства (союза государств) и широко применяемые во многих странах;
  • 2) вывозные (экспортные), взимаемые при вывозе товаров с таможенной территории государства (союза государств) и применяемые чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией;
  • 3) транзитные, взимаемые за провоз товара по территории страны (союза стран). В фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.

По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов, а их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские - служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, для них характерны высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Заметим, что на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет. 15 2010-2013 гг. таможенные пошлины сформировали около 40% доходной части федерального бюджета и 18% доходов консолидированного бюджета РФ. Доля таможенных пошлин в ВВП в 2010 г. составила 6,74%, в 2011 - 8,16%, в 2012 г. - 8,02%, в 2013 г. - 7,29%.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ТС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ТС.

Рис. 8.1.1.

С целью защиты экономических интересов стран - участниц ТС могут устанавливаться особые пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные, которые устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ст. 70 ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда - как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к импортным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные - в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В некоторых случаях для оперативного регулирования вывоза отдельных видов товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Целью таможенно-тарифной политики РФ в среднесрочной перспективе является содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К задачам таможенно-тарифной политики РФ отнесены:

  • содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;
  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров");
  • повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;
  • унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Мировой экономический кризис, повлиявший на совокупный мировой спрос, перенос кризисных явлений в российскую экономику и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер обусловили потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики. В условиях кризиса в Российской Федерации было осуществлено смещение акцентов таможенно-тарифной политики от выполнения традиционных регулирующей и фискальной функций в сторону проведения антикризисных мероприятий для защиты экономики России, поддержки конкурентоспособности отечественных производителей. По данным Минэкономразвития России в январе - сентябре 2009 г. было принято около 30 постановлений Правительства РФ, направленных на повышение ставок ввозных таможенных пошлин по 350 товарным позициям. Среди важнейших отраслей, в отношении которых осуществлены меры таможенно-тарифной защиты, - автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. Так, в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей Правительством РФ были приняты постановления о повышении ввозных таможенных пошлин на ряд импортируемых сельскохозяйственных товаров, таких как рис, сыры, молочная продукция, растительные масла и др.

Меры по повышению конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов включали в себя не только повышение, но и снижение ввозных таможенных пошлин. В частности, ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды гражданских пассажирских и грузовых самолетов, не производимых в Российской Федерации, были обнулены. Данная мера является частью системных решений по поддержке российских авиаперевозчиков. В целях обеспечения благоприятных условий для развития российского производства отменены ввозные пошлины на сырье, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое в России. Данная мера направлена на расширение сырьевой базы, повышение степени загрузки производственных мощностей в условиях финансового кризиса.

В 2009 г. методами таможенно-тарифной политики активно регулировались процессы повышения конкурентоспособности российского экспорта. С учетом высокой фискальной составляющей экспортных пошлин тактика их установления основывалась на недопущении снижения ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.

Важным этапом развития внешнеэкономической политики России явилось присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО), оформленное 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. После ратификации данного протокола Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ он стал международным договором для Российской Федерации.

По информации Минэкономразвития России, стратегические задачи участия России в ВТО включают в себя, в частности:

  • содействие формированию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений; проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО;
  • обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложении на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов;
  • контроль за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса.

В среднесрочной перспективе таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях вступления в ВТО и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии. Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России перед ВТО. До 2016 г. средний уровень пошлин предполагается снизить с 8,5 до 6% по промышленным товарам, и с 11,2 до 8,7% - по продовольственным. Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение ее уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям. При этом в связи со снижением ставок ввозных пошлин возрастет потребность в использовании специальных мер по защите внутреннего рынка. Для повышения конкурентоспособности отечественных производителей будут использоваться тарифные квоты.

Следующим обязательством перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин в течение пяти лет на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за отдельными исключениями, такими например, как минеральное топливо (нефть, нефтепродукты, газ). При этом в качестве инструментов торговой политики предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС.

В 2013 г. в основном завершилось формирование полномасштабной системы наднационального регулирования в ТС и Едином экономическом пространстве. В рамках этой системы могут быть реализованы новые подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности с учетом общих интересов стран ТС и долгосрочных перспектив интеграции.

Loading...Loading...