Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство детей с Городецкой росписью. Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в старшей группе Городецкая роспись с детьми старшего

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему

«Знакомство детей с Городецкой росписью»

Тема : «Знакомство детей с Городецкой росписью».

Вид НОД - рисование.

Возрастная группа - старшая группа, 6-й год жизни.

Программное содержание :

Образовательные задачи : познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи : развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).

Воспитательные задачи : воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.

Методы и приемы :

Наглядные - Рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.

Словесные - Рассказ о городецкой росписи, прослушивание русской народной мелодии, чтение стихотворения «Город-сказка-Городец», объяснение воспитателя.

Практические - Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.

Здоровьесберегающие (игровые) - пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа : Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Оборудование:

Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.

Длительность - 25 минут.

Ход НОД :

Вводная часть:

В начале занятия дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель : Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики.

Основная часть:

Воспитатель : я расскажу вам об истории промысла.

Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться, рада

Съездить в город Городец.

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия, и краски

Словно взятые из сказки.

Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками. Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, дужки.

Воспитатель: Понравилась вам наша выставка?

Дети : Да!

Воспитатель : Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка?

Дети занимают свои места за столами, которые расставлены так, чтобы видна была выставка. Рассматривание иллюстраций.

Повторение детьми названий (Городец, Городецкая роспись, оживка, подмалевок, бутон, розан, купавка, листья, ромашка).

Воспитатель : Так чем вам понравилась выставка?

Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.

Воспитатель : Из какого материала все эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель : Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид.

Воспитатель : Какие краски используют мастера?

Дети : розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.

Воспитатель : Вот, посмотрите, какую красивую закладку для книг мы изготовим сегодня своими руками. На ней растительный узор из листьев и ромашки.

Рассматривание образца воспитателя.

Воспитатель: Давайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули. Постучали.

Покрутили ( выполнить упражнение для рук).

Повертели.

И открыли (подуть).

Воспитатель: Присаживайтесь, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.

Показ воспитателя.

Воспитатель: Обратите внимание, что величина листьев в узоре разная. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:

1. Смешивание красок для получения нужного цвета.

2. Рисования основы – круга .

3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.

4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.

Вы помните, как сделать розовую, голубую и оранжевую краски?

Дети : Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую, для получения оранжевого - желтую и красную.

Воспитатель : Сначала давайте потренируемся рисовать листики и ромашку на отдельном листе бумаги, а потом на закладке.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик»

Дождик, дождик веселей

Капай, капай, воду лей

На листок, на цветок

Кап-кап-кап.

На дорожку, на лужок

Кап-кап-кап.

Тучка в небе синяя

Самая красивая.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя

о время занятия обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.). Звучит русская народная мелодия.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети : На выставке мастеров городецкой росписи.

Воспитатель : Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.

Воспитатель : Чему мы научились?

Дети: рисовать узоры из листиков и ромашки. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель : Что вам понравилось на занятии?

Дети : Всё!

Воспитатель : Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые закладки мы с вами расписали! Вам нравится?

Дети: Да!

Поощрение детей. Рассматривание готовых работ.

Воспитатель : А какие работы нравятся больше всего? Почему?

Дети : Пети, Коли, Ани! Потому что закладки аккуратные, красивые, яркие.

Воспитатель : Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Выставка работ.

Светлана Крылова
Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Знакомство с городецкой росписью».

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка»

Конспект занятия

по рисованию в старшей группе :«» .

Подготовил :

Воспитатель

Крылова С. В.

г. Луховицы.

Московская область.

Октябрь 2016г.

Конспект занятия в старшей группе .

Тема : «Знакомство с городецкой росписью » .

Цель : Познакомить с характерными особенностями городецкой рос-писи . Формировать представление об элементах городецкого узора . Вос-питать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить распи-сывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи .

Материалы : Изделия с городецкой росписью . Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствую-щая городецкой росписи оттенков , кисти.

Предварительная работа : Знакомство с легендой городецкой росписи , рас-сматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа : ро-зан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла . Село Городец очень красивое . Берега здесь высокие, овражистые, все де-ревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папо-ротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цве-ток? Никто точно не знает : одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папо-ротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях , вблизи города Городца и зародился старин-ный промысел . Он берет свое начало из старины , с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, дет-скую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера . На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни . Сценки были веселые праздничные : застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и ка-валеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так : на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе не-обыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы : пышные розаны, яр-кие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия:

1 часть :

Воспитатель : Сегодня мы с вами побываем в музее Городецких мастеров , где по-знакомимся с их изделиями . Много-много лет назад, в городе Городец , что недалеко от города Нижнего Новгорода , возник этот промысел. Отсюда и название – Горо-децкий . Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – дере-вянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия городецких мастеров , эле-менты узоров росписи , краски, используемые мастерами.

Воспитатель : Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки :

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан) .

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка) .

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка) .

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Понравилось вам в музее? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т. д.)

Из какого материала изделия Городецких мастеров ? (из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внима-тельно элементы этой росписи . (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

Какие краски используют мастера? (Дети называют) .

А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры) .

Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски для мамы.

Воспитатель : Ребята, а теперь подумайте, что делает нарядными и живыми горо-децкие узоры ? (Оживки.)

Да это белая и чёрная оживки.

(Воспитатель показывает, как рисуются элементы Городецкой росписи .)

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Воспитатель : А теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.

2 часть : Самостоятельная работа.

Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает.

Ребята, какие же вы молодцы!

3часть : Заключительная.

Заканчиваем рисовать , кто не успел дорисовать , закончим с вами после ти-хого часа.

На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?

Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Рефлексия :

1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

2. Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии ?

3. Чему мы научились?

4. Что понравилось на занятии ?

Публикации по теме:

Программное содержание: - Познакомить детей с городецкой росписью. - Учить выделять ее яркий колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы,.

Цель. Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова» Тема: «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова». Программные задачи: Познакомить с творчеством художника.

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Лошадки для Деда Мороза». Рисование лошадок дымковской росписью Тема: Лошадки для Деда Мороза. Цели: Способствовать развитию внимания, памяти, образного мышления, мелкой моторики пальцев рук, творческому.

НОД в подгот. Группе по рисованию. Ознакомление детей с приемами выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Городецкой росписи. Учить детей составлять композицию из последовательно-чередующих элементов.

Рассматривание предметов с городецкой росписью. Узор на полосе из бутонов и листьев. Средняя группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - Формировать у детей представление, что произведения де-коративно-прикладного искусства.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с городецкой росписью в подготовительной группе детского сада Цели: - закреплять занятия детей о растительном узоре в Городецкой росписи. - Формировать навыки и умения в рисовании кистью декоративных.

Библиотека изображений:

Эльмира Чернышова

Цель : Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи . Формировать представление об элементах городецкого узора . Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи .

Материалы : Изделия с городецкой росписью . Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствующая городецкой росписи оттенков , кисти.

Предварительная работа : Знакомство с легендой городецкой росписи , рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства. Словарная работа : розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи .

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла . Село Городец очень красивое . Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает : одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях , вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, дет-скую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера . На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни . Сценки были веселые праздничные : застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и ка-валеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так : на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы : пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия:

1 часть :

Воспитатель : Сегодня мы с вами побываем в музее Городецких мастеров , где познакомимся с их изделиями . Много-много лет назад, в городе Городец , что недалеко от города Нижнего Новгорода , возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий . Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта : деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия городецких мастеров , элементы узоров росписи , краски, используемые мастерами.

Воспитатель : Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки :

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан) .

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка) .

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка) .

4. Он не броский, круглый он нераскрывшийся … (бутон)

Понравилось вам в музее? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т. д.)

Из какого материала изделия Городецких мастеров ? (из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно элементы этой росписи . (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

Какие краски используют мастера? (Дети называют) .

А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры) .

Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски для мамы.

Воспитатель : Ребята, а теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры ? (Оживки.)

Да это белая и чёрная оживки.

(Воспитатель показывает, как рисуются элементы Городецкой росписи .)

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Воспитатель : А теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.

2 часть : Самостоятельная работа.

Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает.

Ребята, какие же вы молодцы!

3часть : Заключительная.

Заканчиваем рисовать , кто не успел дорисовать , закончим с вами после ти-хого часа.

На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?

Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Рефлексия :

1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

2. Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

3. Чему мы научились?

4. Что понравилось на занятии?


Публикации по теме:

«Раскрась платочек для куклы Кати дымковской росписью». Конспект занятия по рисованию в средней группе Цель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи. Задачи: Образовательные: – формировать умение распределять и составлять узор.

Беседа «Знакомство с росписью дымковской игрушки» Знакомство с росписью дымковской игрушкиЦель: Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях;.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: Образовательные: - формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой и росписью» Ермакова Светлана Валериевна Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет Тема. Знакомство с дымковской игрушкой и росписью.

Лопушанская Ирина

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».

Тема: знакомство с городецкой росписью.

Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски.

Раздаточный материал: кисточки; краски; тонированные листы в виде разделочной доски.

Ход занятия:

Ребята послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Наша страна Россия богата народными умельцами. Много-много лет назад, в городе Городец, недалеко от города Нижний Новгород, что стоит на реке Волга, возник промысел. Отсюда и название – Городецкая роспись.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)

Посмотрите дети, какого цвета пышные розаны, ромашки, листики.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

А теперь посмотрите на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Городецкая

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец,

Славится по всей России

Своей росписью творец

Распускаются букеты

Ярко красками горя

Чудо птицы там порхают

Будто в сказку нас зовя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука

Чудо птицы там порхают,

И кувшинки расцветают

Будто в сказку нас зовя.

Была доска не крашенной,

Простою, неприглядной,

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досточка

Узором заиграет,

Гирляндою из розочек,

Украшена по краю

Вот барыня – красавица

Понравилась лихому молодцу,

Идут они гуляют по Городцу

После того, как дети нарисуют основу купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку:

Наши маленькие ножки шли по ровненькой дорожке, (шагаем)

Руки тоже помогали, все махали и махали, (машем руками)

Хлынул ливень, (хлопаем по коленям)

Грянул гром (топаем)

Мы на цыпочках пойдем (идем на носочках)

Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги.

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

Молодцы, дети, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Старостенко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10, г. Шебекино, белгородской области".
Населённый пункт: город Шебекино
Наименование материала: конспект
Тема: Знакомство с городецкой росписью.
Дата публикации: 27.12.2016
Раздел: дошкольное образование

1 Организационный момент
В нашей группе – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
2 Мотивационно-орентировочный
Ребята, давайте вспомним, какой праздник мы отмечали 1 октября? (день пожилого человека) Правильно, это праздник бабушек и дедушек. А на праздник принято дарить подарки. Посмотрите, у нас есть дощечки, матрёшки, давайте их и подарим.
3 Поисковый
(Нет, нельзя их надо расписать). Какой росписью вы хотели бы украсить эту посуду? (городецкой) Какие элементы мы умеем выполнять? (бутоны, цветы, листья) Какие еще предметы встречаются в городецкой росписи? (кони, птицы,)
(Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.)

Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Коромысла с ведрами,

Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия и краски

Словно взятые из сказки.
Давайте ещё раз рассмотрим городецкую роспись. (Рассматривание картинок) Из какого материала все эти изделия? (из дерева) Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.) - Какие краски используют мастера? (Розовую, голубую, красную, зеленую, синию, чёрную, белую)
Смотря на эти росписи вы какие сказки вспомнили. («Сивка-Бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек») Да, ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи. Перед началом работы давайте разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают
4 Практический
А теперь ребята, все сели правильно. Спина у нас прямая, ножки вместе. Мы друг другу не мешаем, если надо помогаем. (Когда дети закончили рисовать бутоны и листья) Ребята, пока ваши росписи высыхают, давайте проведем физкультминутку: Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) Взвился вверх и полетел. (бег) Солнце утром лишь проснется
,
Бабочка кружит и вьётся.. Правильно сели и продолжаем работу. Ребята, если готовы ваши работы давайте их (дети сами вешают свои работы) Ребята, давайте посмотрим на ваши подарки бабушкам (дети смотрят на свои работы). Какой работа получилась по вашему самой красивой и аккуратной?(АНАЛИЗ) Ребята, какой росписью мы сегодня расписывали подарки (городецкой росписью) Что можно увидеть на изделиях с городецкой росписью? (На городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, цветы, листья)
Какие цвета используют городецкие мастера при расписывании своих работ?
5 Рефлексивно-оценочный
Ребята, нам удалось сделать подарок для бабушек? Как мы это сделали?

Loading...Loading...