Италия. С. Иванов - Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне Самолеты радиоэлектронной разведки


Опытный образец легкого истребителя "Саджиттарио-2" разработки 50-х годов

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция - https://nosikot.livejournal.com/4220409.html
Испания - https://nosikot.livejournal.com/4224736.html
Голландия - https://nosikot.livejournal.com/4231664.html
Югославия - https://nosikot.livejournal.com/4236975.html
Польша - http://nosikot.livejournal.com/1269690.html
Румыния - https://nosikot.livejournal.com/4234631.html
Чехия - https://nosikot.livejournal.com/4249851.html
Швейцария - https://nosikot.livejournal.com/4251366.html
Германия, Часть 1 - https://nosikot.livejournal.com/4255779.html
Германия, Часть 2 - https://nosikot.livejournal.com/4280690.html
Италия, Часть 1 - https://nosikot.livejournal.com/4283079.html
Продолжим Италию:

В 50-е годы итальянцы прилагали большие усилия для разработки легкого тактического истребителя/истребителя-бомбардировщика в соответствии с общими требованиями НАТО и они увенчались успехом (см. ниже). В дальнейшем упор был сделан на совместные проекты.

1) G.91
Этот истребитель-бомбардировщик создан компанией "Фиат" в 1956 году. Двигатели - британский Бристоль Сиддли "Орфей" или 2 американских Дженерал Электрик J85 (на модели "Y"). Всего в 1958-72 гг было выпущено 756 G.91 (включая 67 двухдвигательных), в т.ч. 316 по лицензии в Германии, кроме того в эту страну было экспортировано 188 самолетов итальянского производства (включая 50 из аннулированных заказов Греции и Турции). Немцы не впечатлились хар-ками самолета и с радостью "спихнули" часть (136 машин) португальцам (первыми пошли "греко-турецкие"), остальные сняли с вооружения в 1982 году. Португальские последовали за ними в 1993 году, итальянские - в 1995. Португальские самолеты принимали участие в боевых действиях в африканских колониях в 60-70-е годы.

Скорость до 1.075 км/ч ("Y" - 1.110), макс.взлетный вес 5,5т (8,7), потолок 13.100м (12.500), вооружение 4 пулемета (12,7-мм), немецкие и "Y" - 2 пушки (30-мм), до 700 кг (1,8т) боевой нагрузки

2) "Торнадо"
Этот ударный самолет с изменяемой геометрией крыла был создан совместно с Британией и Германией в 1975 году (британцы для себя и на экспорт разработали и производили еще и истребитель-перехватчик, 24 из них передавались в аренду итальянским ВВС). Двигатели - 2 доработанных варианта британского Роллс-Ройс RB.199. 2 РЛС: британская Декка "72" и лицензионная американская Тексас инструментс. Всего Италия выпустила для своих ВВС в 1981-98 гг 100 "Торнадо" . На экспорт итальянские "Торнадо" не поставлялись. Итальянские "Торнадо" принимали участие в агрессиях в Ираке, Югославии, Афганистане и Ливии. Остаются на вооружении.

Скорость до 2,2М, макс.взлетный вес 28т, потолок 15.200м, вооружение 2 пушки (27-мм), до 12 УР, всего до 9т боевой нагрузки

3) АМХ А-11 "Гибли"
Истребитель-бомбардировщик А-11 "Гибли" был разработан совместно с Бразилией в 1984 году. Двигатель - лицензионный британский Роллс-Ройс "Спей". РЛС - израильская лицензионная Элта M-20001B. В 1986-99 гг в Италии произведено 140 А-11 . На экспорт не поcтавлялись. Принимали участие в боевых дейсвиях в Афганистане и Ливии.

Скорость до 915 км/ч, макс.взлетный вес 13т, потолок 13.000м, вооружение 1х6 пушка (20-мм), 2 УР "в-в", до 3,8т боевой нагрузки

4) "Тайфун"
Многоцелевой истребитель создан совместно с Британией, Германией и Испанией в 1994 году. 2 двигателя совместной разработки Евроджет EJ200 (создан на базе прототипа Роллс-Ройc). Радар совместный (на базе британских наработок). С 1994 года Италия выпустила 83 "Тайфунa" , производство продолжается (всего планируется закупить 96 машин), удивительно, но Кувейт для своих ВВС заказал 28 самолетов в Италии, а не в Британии! Итальянские "Тайфуны" принимали участие в б/д в Ливии.

Скорость до 2.500 км/ч, макс.взлетный вес 23,5т, потолок 16.800м, вооружение 1 пушка (27-мм), до 7,5т боевой нагрузки

Учитывая 1 часть (УБС) итальянский авиапром выпустил с конца 50-х примерно 2.100 боевых реактивных самолетов собственной или совместной разработки. Кроме того по лицензии производились британские "Вампир" (80 самолетов), американские F-86 (121), F-104 (445, включая 246 итальянской модификации "S", самолеты итальянской сборки поставлялись Германии и Турции) и AV-8B "Харриер" II (14). Вместе с лицензионными - немного больше Швеции, но гораздо меньше Чехии!
В 2015 году на а/б Камери был собран (на уровне "отверток") первый F-35...

  • S.M.79 "Sparviero" Средний бомбардировщик и торпедоносец. Savoia-Marchetti.
  • S.M.81 "Pipistrello" Средний бомбардировщик и транспортник. Savoia-Marchetti.
  • S.M.82 "Canguru" Тяжелый бомбардировщик и транспортник. Savoia-Marchetti.
  • S.M.84 "Sparviero" Средний бомбардировщик и торпедоносец. Savoia-Marchetti.
  • Regia Aeronautica (Королевские ВВС) были сформированы 23 марта 1923 года, когда их выделили в отдельный род войск, наравне с сухопутными силами и военно-морским флотом. До этого события итальянская военная авиация была объединена в Корпус военной авиации (Corpo Aeronautica Millitare), существовавший с 7 января 1915 года. Выделению авиации в самостоятельный род войск в большой мере способствовала опубликованная в 1921 году теория генерала Джулио Дуэ (Douhet), который придавал военно-воздушным силам самостоятельную и ведущую роль в грядущей войне. Хотя взгляды Дуэ разделяли далеко не все члены итальянского генштаба (многие отдавали предпочтение не бомбардировочной, а штурмовой авиации; это течение особенно усилилось после смерти самого Дуэ), но в межвоенный период основное внимание уделялось именно бомбардировщикам, которые по численности значительно превосходили остальные типы военной авиации Италии. По этой же причине, истребительная авиация Италии имела явно выраженный оборонительный характер и не смогло сыграть заметной роли в кампаниях на европейском ТВД.

    Основными истребителями Королевских ВВС в 30-х годах были самолеты типа FIAT CR.20 и CR.30, а начиная с 1935 года - FIAT CR.32. Это были самолеты с металлическим каркасом и матерчатой обшивкой, характеризовавшиеся большой маневренностью и большой скоростью пикирования. В 1933 года итальянские ВВС насчитывали 34 бомбардировочные эскадрильи, 37 истребительных эскадрилий и 37 эскадрилий разведывательных самолетов. Всего на первой линии Италия располагала более чем 1200 самолетами.

    Структура Королевских ВВС во многом напоминала структуру люфтваффе, но штаты итальянских авиационных частей были меньше.

    Наименьшей самостоятельной боевой единицей была эскадрилья, насчитывавшая 9 самолетов (позднее численность эскадрильи возросла до 12 самолетов), которая соответствовала эскадрилье люфтваффе (Staffel). Эскадрилья подразделялась на звенья. Обычно три истребительные эскадрильи составляли один дивизион (дивизион бомбардировщиков состоял только из двух эскадрилий), соответствовавший дивизиону люфтваффе (Gruppe). Два дивизиона составляли полк, в то время как немецкий полк истребителей (Jagdgeschwader) насчитывал три или даже четыре дивизиона. В Королевских ВВС существовали отдельные дивизионы, не входящие в состав полков, и полусамостоятельные дивизионы (Gruppo Semiautonomo), формально входившие в состав полков, но фактически подчинявшиеся непосредственно командованию дивизии. Каждая истребительная дивизия состояла из трех полков, кроме дивизий существовали авиационные бригады.

    Территориально авиационные части входили в состав четырех Воздушных флотов. Три воздушных флота, базировавшихся в Милане, Риме и Палермо назывались Squadra Aerea, а четвертый, дислоцированный в Бари назывался Zona Territoriale. Численность итальянских воздушных флотов варьировалась в широких пределах. В люфтваффе также имелись воздушные флоты (Luftflotte), объединявшие по несколько полков.

    При необходимости воздушный флот мог разделяться на несколько секторов (Settore). Каждый воздушный флот состоял из двух-трех дивизий или бригад, из которых одна была истребительная и две бомбардировочные.

    За пределами Италии функционировали авиационные штабы на Сардинии, в Ливии, в Додеканесе (Эгейское море), а позднее и в Эфиопии.

    В 30-х годах итальянские ВВС считались одними из самых сильных и многочисленных в мире.

    Это мнение подтверждалось многочисленностью авиационных частей Королевских ВВС, хотя общее число самолетов ВВС Италии было не столь велико. Итальянские пилоты часто одерживали победы на международных соревнованиях, что также добавляло авторитета итальянской авиации. В действительности же, итальянские военно-воздушные силы были намного слабее, чем казались постороннему взгляду. Как показала практика, итальянские ВВС часто не могли справиться и с более слабым противником. Когда в 1933 году генерал Итало Бальбо (Balbo) уходил в отставку с поста министра авиации, то он передавая дела Муссолини, сообщил, что ВВС Италии насчитывают 3125 боевых самолетов. Однако выяснилось, что из этого числа в боеспособном состоянии находятся только 911 самолетов.

    Столь печальное положение показало, что Regia Aeronautica не способна выполнить задачи, которые ставили перед ней итальянские фашисты. А фашисты мечтали о воссоздании Римской Империи в ее максимальных границах, или по крайней мере хотели занять доминирующее положение на Средиземноморье. После того, как Муссолини пришел к власти, одной из важнейших задач стало создание мощных и боеспособных вооруженных сил. В действительности Италия стала первой европейской державой, начавшей широкомасштабную гонку вооружений. В этой гонке не была забыта и авиация. Серийный выпуск самолетов, начиная с 1923 года, непрерывно увеличивался. Если в 1923 году было выпущено 120 самолетов (в том числе 10 истребителей), то в 1925 году выпуск увеличился до 140 (80) самолетов, в 1927 году возрос до 200 (90) самолетов и составил в 1928 году 270 (100) самолетов. В первой половине 30-х годов темпы выпуска несколько сократились, но начиная с 1935 года снова начали расти. В 1935 году было построено 450 (140) военных самолетов, в 1936 году - 780 (170), в 1937 году - 920 (220), в 1938 году - 840 (320), а в 1939 году 1030(220).

    Первая настоящая проверка на боеспособность Regia Aeronautica состоялась в небе Испании, где 18 июля 1936 года началась гражданская война. Начало войне положил мятеж большей части испанской армии против левого правительства, возглавляемого Народным фронтом. Обе стороны вскоре обратились за помощью к другим государствам. Фактически гражданская война переросла в международный конфликт, с обеих сторон в ней участвовали тысячи иностранцев. Правительственная сторона, которую также называли республиканцами, ориентировалась прежде всего на Советский Союз. В интернациональных бригадах сражались представители левых и красных партий всех оттенков. Мятежников, выступавших под националистическими лозунгами, возглавлял генерал Франциско Франко Баамонде (Franco Bahamonde). Франкисты обратились за помощью к Германии и Италии. Фашистские режимы с готовностью предоставили Франко материально-техническую помощь и отправили в Испанию добровольческие корпуса.

    Если Германия посылала в Испанию прежде всего технику, военных инструкторов и лишь небольшой контингент добровольческих войск, то Италия, кроме техники, направила в Испанию большое количество солдат регулярной армии. В Испанию итальянские солдаты начали прибывать в декабре 1936 года, а к концу 1937 года в рядах франкистов сражалось около 50 тысяч итальянцев. Возглавлял итальянский корпус в Испании генерал Марио Роатти (Roatty).

    Итальянские части составляли добровольческий корпус (Corpo Truppe Volontaire - CTV). В состав CTV к началу 1937 года входили 4 итальянские дивизии и 2 испано-итальянские смешанные бригады. Одна из итальянских дивизий - "Littorio" - состояла исключительно из офицеров и солдат регулярной армии Италии и была целиком моторизована. Остальные дивизии - "Dio lo Vuole" ("божья воля"), "Fiemme Nere" ("черный огонь") и "Penne Nere" ("черные перья") - были моторизованы только частично и укомплектовывались не только солдатами регулярной армии, но и добровольцами. Корпус имел в своем составе группу особых вооружений (танки, бронемашины и противотанковые пушки), 10 дивизионов полевой артиллерии, 3 батареи зенитной артиллерии, необходимые службы и авиацию. В полном составе CTV впервые вступил в бой в марте 1937 года под Гвадалахарой, где понес большие потери и был вынужден отойти для перегруппировки. Со 2-го апреля 1937 года добровольческий корпус состоял из трех дивизий: "Littorio", "Frecce Nere" ("черные стрелы") и "XXIII Marzo" ("23-е марта"), а также отряда специальных вооружений "XXIII Luglio" ("23-е июля") и артиллерии. Дивизии "Frecce Nere" и "XXIII Marzo" были сформированы на базе разбитых дивизий "Dio lo Vuole", "Fiemme Nere" и "Penne Nere".

    Новым командующим корпусом стал генерал Этторе Бастико (Bastico). В рядах итальянских частей в Испании за время гражданской войны сражалось более 300 тысяч солдат. На завершающем этапе войны корпус возглавлял генерал Гастоне Гамбара (Gambara).

    Неотъемлемой частью добровольческого корпуса была авиация, которая начала боевые действия в Испании раньше, чем сухопутные войска. Итальянские транспортные самолеты вместе с немецкими Ju 52 перебросили войска мятежников с Африканского побережья на Пиренейский полуостров.

    Структура ВВС Италии

    До капитуляции 8 сентября 1943 года Regia Aeronautica (Королевские ВВС) считалась одним из трех родов войск армии Италии.

    Regia Aeronautica подчинялась Министерству Авиации, во главе которого стоял Бенито Муссолини (Mussolini). Фактически итальянскими ВВС командовал начальник главного штаба авиации, которому также подчинялось командование ВВС (Superaero). С 3 октября 1939 года по 15 ноября 1941 года должность начальника главного штаба занимал дивизионный генерал Франчиско Приколо (Pricolo), с 15 ноября 1941 года по июль 1943 года - дивизионный генерал Фоуджер (Fougier), а с июля 1943 года -генерал Сандалли (Sandalli).

    На территории Италии располагалось четыре оперативных соединения сухопутной авиации:

    1 Squadra Aerea (1-й воздушный флот) располагался на севере Италии, штаб - в Милане;

    2 Squadra Aerea располагался на Сицилии и острове Пантеллерия, штаб - в Палермо;

    3 Squadra Aerea располагался в центральной части Италии, штаб - в Риме;

    4 Zona Territoriale располагался на юге Италии, штаб - в Бари.

    За границами метрополии во время 2-й Мировой войны дислоцировалось пять воздушных флотов:

    Aeronautica della Libia штаб в Триполи (флот состоял из восточного и западного секторов);

    Aeronautica delPAIbania штаб в Тиране;

    Aeronautica della Sardegna штаб в Кальяри;

    Aeronautica dell"Egeo штаб на острове Родос;

    Воздушный флот итальянской Восточной Африки (Центральная Эфиопия и Эритрея).

    Каждый из воздушных флотов состоял из дивизий (Divisione) или бригад (Brigate), а также отдельных дивизионов (Gruppo Autonomo). Самые крупные из воздушных флотов состояли из трех дивизий: двух бомбардировочных и одной истребительной. Истребительная дивизия состояла из трех полков (Stormo). Полк состоял из двух истребительных дивизионов сухопутных войск (Gruppo di Cacchia Terrestre). В состав дивизиона входило от двух до четырех эскадрилий (Squadriglia). В свою очередь, эскадрилья состояла из трех звеньев (Sezione), по три самолета в звене. В ходе военных действий штат эскадрилий увеличили с 9 до 12 самолетов.

    В военно-воздушных силах национал-социалистической республики (Aeronautica Nazionale Reppublicana - ANR) была принята та же структура, что и в люфтваффе, поэтому численность эскадрильи возросла до 15-20 самолетов, а дивизион насчитывал три боевых и одну штабную эскадрилью. Соответственно численность дивизиона возросла с 36 до 60-65 самолетов.

    В военно-воздушных силах Союзной Италии были сформированы три крыла: истребительное, бомбардировочное и гидросамолетов. Существующие полки не стали расформировывать, однако каждый полк стал насчитывать по три дивизиона.

    От перечисленных выше правил имелись многочисленные отступления, вызванные военной обстановкой на фронтах.

    С. В. Иванов

    Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне

    (Война в воздухе - 97)

    «Война в воздухе» № 97, 2002 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2001 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк. ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

    Второй прототип Re.2005. Этот самолет показал максимальную скорость 720 км/ч на испытаниях в апреле 1943 года.

    Reggiane Re.2000 Falco I

    Начало проектирования самолета Re.2000 относится к 1938 году, когда Итальянское Министерство авиации выдало ведущим производителям самолетов задание на проектирование одномоторного истребителя - моноплана со звездообразным мотором и вооружением из двух пулеметов Бреда-САФАТ (Breda-SAFAT) калибром 12,7-мм. Победитель конкурса должен был стать основным самолетом Итальянской истребительной авиации.

    Кроме широко известных в то время фирм, в конкурсе приняла участие и фирма Реджиане (Officine Meccaniche Italiane-Reggiane), завод которой располагался в Реджио-Эмилия (Северная Италия). Конструкторы фирмы, инженеры Роберто Лонги и Антонио Алессио спроектировали самолет, получивший позже известность под обозначением Re.2000 Falco I. Имя Falco I (Сокол), однако никогда не применялось официально, т. к. совпадало с обозначением другого истребителя - FIAT CR-42. Роберто Лонги имел опыт конструкторской работы в США в Uppercu Burnelli Aircraft Corporation, поэтому в самом облике истребителя легко улавливаются черты перспективной в то время машины Seversky P-35.

    Для фирмы работа подобного рода была новаторской, хотя завод, входивший в индустриальный картель графа Джанни Капрони, производил по лицензии трехмоторный S.M.79 и имел опыт постройки рекордного Са.405 Procellaria и созданного компанией Piaggio бомбардировщика P.32bis. Итальянская конструкторская школа в то время в качестве строительного материала предпочитала древесину и создание цельнометаллической конструкции было значительным революционным шагом.

    Во второй половине 1938 года началась постройка первого прототипа. Самолет с серийным номером ММ408 совершил первый полет 24 мая 1939 года под управлением Марио Де Бернарди (Mario De Bernardi), выдающимся авиатором, выигравшим Кубок Шнейдера 1926 года на самолете Macchi M.39. Последующие испытания проходили вполне успешно, поэтому фирма получила от Итальянских ВВС заказ на постройку еще двух машин для летных испытаний и одного планера - для прочностных. После серии испытательных полетов в конструкцию внесли незначительные изменения: доработали выхлопные патрубки, удлинили воздухозаборник карбюратора над капотом и установили кок воздушного винта. Испытания первого построенного прототипа продолжились на полигоне Фирбара, где главным образом проверялась работа вооружения и его синхронизаторов.

    Серия официальных конкурсных испытательных и сравнительных полетов проходила в августе 1939 года на аэродроме Гуидония (Guidonia). Были представлены прототипы истребителей Fiat G.50, Macchi M.C.200, Aeronautica Umbra T. 18, Capronni-Vizzola F.5 и Re.2000. Конструкция Re.2000 была аэродинамически более совершенной, чем у его, появившихся двумя годами ранее, предшественников - Fiat G.50 и Macchi M.C.200. Полеты, выполненные в основном полковниками Куарантотти и Тонди, показали, что Re.2000 превосходит по скорости, маневренности, устойчивости и посадочным характеристикам конкурентов - Macchi MC-200 Saetta и эталонные Messerschmitt Bf 109E и FIAT CR-42. В ходе испытаний выяснилось, что в учебных боях Re.2000 оказался более маневренным, чем CR-42, что было довольно неожиданно (в то время бипланы показывали лучшую маневренность, чем монопланы). Опытный образец 2000-го показал максимальную скорость 514,9 км/ ч на высоте 5000 м, достигал высоты 6000 м за 6 минут 23 секунды. Дальность полета составила 1039,6 км и потолок - 8000 м. Самолету, однако, явно не хватало надежного рядного двигателя удовлетворительной мощности. Значительный шаг вперед удалось совершить на более позднем Re.2001 благодаря наличию немецкого двигателя Daimler-Benz DB 601.

    Тем не менее, Re.2000 конкурс проиграл. Причиной негативного решения Министерства была установка необычных в то время интегральных топливных баков в центроплане крыла, к тому же непротектированных. При полетных нагрузках некоторые заклепки силовой конструкции крыла, а значит и баков ослаблялись, что вело к утечкам топлива. Это и послужило поводом для негативного решения Министерства.

    Основными типами истребителей итальянских воздушных сил стали FIAT G-50 и Macchi MC-200 Saetta. Однако, Министерство авиации в августе 1939 года заказало фирме Reggiane серию из 200 штук Re.2000. В сентябре началась постройка первых 12 машин для испытательных подразделений и велась подготовка к серийному производству остальных самолетов. Заказ все же вскоре был аннулирован, а единственный построенный фюзеляж позже был использован фирмой для постройки иного самолета с двигателем Piaggio P-XIX, который стал прототипом Re.2002. Негативное отношение Министерства не изменилось даже после того, как конструкторы завода Реджиане внесли изменения в силовую схему крыла, сделав его трехлонжеронным (у первенца было пятилонжеронное крыло) и разместив в нем стандартные вкладные баки.

    В октябре 1939 года трехлонжеронная силовая схема крыла была воплощена на втором прототипе Re.2000, позже ставшим первым экземпляром пикирующего бомбардировщика и штурмовика Re.2002.

    Несмотря на то, что официальные итальянские власти не проявляли заинтересованности в Re.2000, нашелся покупатель за границей. В декабре 1939 года в Италию прибыла британская миссия, возглавляемая лордом Хардвиком, имевшая целью приобретение различной авиатехники для RAF. Английские заводы не могли обеспечить постройку истребителей с необходимым темпом, поэтому армия и подыскивала зарубежного поставщика. В поле зрения попал и Re.2000, которых, после испытательных полетов пилотов миссии Грея и Барнета, было заказано 300 штук. Пока Италия еще не вступила в войну, британская миссия посетила заводы Caproni для определения возможностей закупки различного оборудования. По авиационной части в британскую делегацию входил полковник X. Торнтон из Министерства авиации. Миссию интересовали морские моторы Isotta-Fraschini, 20-мм зенитки, легкие бомбардировщики Са.313, учебные самолеты Са.311 и истребители Re.2000. В конце января 1940 года был выдан заказ на 300 машин типа Re.2000. С удивлением можно отметить, что Германское правительство выразило свое согласие с этой сделкой в марте 1940 года, и отменило свое разрешение лишь месяцем позже. А вступление Италии в войну в июне 1940 года прервало переговоры между лордом Хардвиком и графом Капрони, имевшие целью обойти немецкий запрет путем продажи самолетов «на бумаге» финансируемой португальским отделением Caproni компании Soc. Aeroportuguesa и последующей переправкой их в Великобританию.


    Первый итальянский псевдореактивный самолет Капрони-Кампини N.1

    Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
    До этого было:
    Швеция -
    Испания -
    Голландия -
    Румыния -
    Югославия -
    Чехия -
    Польша -
    Швейцария -
    Германия, Часть 1 - (2-я МВ)
    Германия, Часть 2 -
    Продолжим с Италией:

    До 2-й мировой войны Италия занимала на авиарынке заметное место, мало того, в условиях когда взлетевший в 1939 году первый в мире реактивный Не-178 был засекречен все считали пионером итальянский "Капрони-Кампини" N.1, взлетевший в 1940 году. Этот самолет имел комбинированную силовую установку тупиковой конструкции (скорость до 375 км/ч). Во время войны итальянцам было не до реактивной авиации, но после нее страну благосклонно встретили в НАТО (на одном крейсере разместили даже 4 шахты для БРСД(ПЛ) "Поларис"), в т.ч. в области авиационных программ. Особенно видную роль Италия заняла на рынке УБС (эдакая западная Чехия, но с меньшей массовостью). Вот с этого и начнем!

    1) Фиат G.80/82
    Этот УБС был создан в 1951 году, был предложен НАТО как стандартный, но не был выбран (страны пошли своими, разными путями). Оба варианта имели британские двигатели (80-й - де Хэвиленд "Гоблин", 82-й - Роллс-Ройс "Нин"), попытка создания истребителя с американскими Аллисон J35 не удалась. Всего произведено 10 G.80/82 в виде прототипов и предсерийных образцов.

    Скорость до 910 км/ч, макс.взлетный вес 6,3т, вооружение 2 пулемета (12,7-мм), до 340 кг боевой нагрузки

    2) MB-326
    УБС и легкий штурмовик создан в 1957 году. Двигатель - британский Бристоль Сиддли "Вайпер". Серийно производился в 1961-75 гг, всего выпущено 650 МВ-326 , в т.ч. (и в основном!) по лицензии в Австралии (85 самолетов), Бразилии (183, Эмбраер их выпускал как АТ-26 "Ксаванте") и ЮАР (198 как "Импала" Мк.1 и Мк.2), кроме того самолеты поставлялись на экспорт в 10 стран (в т.ч. южноафриканского и бразильского пр-ва). Бразилия и ЮАР продавали и самолеты из наличия своих ВВС. 128 выпущенных самолетов - одноместные. Продолжают оставаться на вооружении в ряде стран. Использовались в боевых действиях в Анголе, а также широко в противопартизанских операциях.

    Скорость до 810 км/ч, макс.взлетный вес 3,8т, вооружение до 900 кг боевой нагрузки - бомбы, НУРС, пулеметные установки (одноместные - до 1т и могут нести пушечные подвесные установки)

    3) МВ-339
    УБС создан в 1976 году как замена предшественнику. Двигатель - тот же, модернизированный Роллс-Ройс "Вайпер" с большей тягой. Остается в производстве и на вооружении. Одноместный вариант ("Велтро") не пошел. Всего по настоящее время произведено 231 МВ-339 , в т.ч. на экспорт в 9 стран - 92 самолета. 9 самолетов проданы новозеландскими ВВС частной американской военной компании Дракен интернэшнл. Принимали участие в боевых действиях в Эфиопии и на Фолклендах. Базовые самолеты итальянской пилотажной группы Фрече триколоре - постоянного гостя МАКС.

    Скорость до 925 км/ч, макс.взлетный вес 5,9т, вооружение до 2т боевой нагрузки

    4) S.211
    Этот легкий УБС создан в 1981 году. Двигатель - американский (канадского филиала) Пратт-Уитни JT15. В 1984-94 гг произведено 76 самолетов (в т.ч. 15 были собраны на Филиппинах, а 24 в Сингапуре), поставлялись в упомянутые страны и на Гаити. На Филиппинах остаются на вооружении, 2 бывших гаитянских самолета куплены одной "частной армией" в США.

    Скорость до 740 км/ч, макс.взлетный вес 2,8т, вооружение до 660 кг боевой нагрузки

    4) М-346 "Мастер"
    Этот УБС создан на базе совместной разработки компании Эрмаччи и КБ Яковлева Як/АЕМ-130 (первый полет прототипа в 1996 году). В 2000 году принято решение разрабатывать свои версии отдельно, в результате появились М-346 (первый полет 2004 год) и Як-130. Итальянцы получили все КД (кроме двигателей и БРЭО) и право продавать свой вариант по всему миру, кроме стран СНГ. Двигатели - 2 американских Ханниуэлл F124. В Италии готов к серийному производству с 2008 года. Заказано 57 машин (+ выпущено 3 прототипа) - 30 Израилем, 15 Италией и 12 Сингапуром (поставки начались в этом году).

    Скорость до 1/060 км/ч, макс.взлетный вес 9,5 т, вооружение до 3 т боевой нагрузки

    Т.о. с 60-х годов итальянский авиапром занял прочные позиции на рынке реактивных УБС/легких штурмовиков - было произведено (в основном на экспорт) ок. 1.000 таких самолетов. Не Чехия, конечно, но кое-что! Во 2-й части - итальянские боевые самолеты и лицензионное производство.

    Лучшими истребителями в Италии следует назвать самолеты, разработанные конструктором Марио Кастольди на фирме "AeR Macchi" - МС.200 в 1937-м, МС.202 в 1940-м, МС.205 в 1942-м годах. Несмотря на огромное количество серий и модификаций, значительного различия от базовых образцов у этих самолетов не было, что облегчает системный рассказ о них.

    В начале 1930-х фашистский режим в Италии дал мощный импульс развитию боевой авиации. Уже в 1931-м в Италии военных самолетов было больше, чем в какой-либо другой европейской стране - свыше 800! Неспроста именно здесь появился генерал Дуэ, разработавший всемирно известную доктрину о решающей роли авиации в войне.

    Невиданными темпами была воссоздана и индустрия выпуска боевых самолетов. Типичным примером промышленной акселерации можно назвать и фирму "Аер-Макки". Основана она в 1912-м. В годы Первой мировой войны выпускала истребители "Ньюпор" и легкие летающие лодки. В 1920-30-х фирма достигла значительных успехов в создании гоночных гидросамолетов М-7 и М-39. А в октябре 1934-го был построен рекордный спортивный самолет МС.72, спроектированный талантливым конструктором Марио Кастольди. Пилотируемая летчиком Ф.Ажелло эта машина достигла небывалой по тому времени скорости горизонтального полета -709,2 км/ч!

    В начале 1935-го Министерство авиации Италии выдвинуло программу "R", на основе которой в течение 193940-х годов требовалось построить (разумеется, по рекомендации военного ведомства) 3000 новейших истребителей. А разработку "идеальной" машины поручили М.Кастольди. Проект обозначили - "МС.200" (Macchi-Castoldi).

    В декабре 1937-го пилот Д.Бурей впервые поднял опытный образец МС.200 в воздух и сразу же отметил особые достоинства машины. Самолет отличался прекрасными аэродинамическими формами, что позволило с мотором всего в 870 л.с. развить скорость 505 км/ч, а на пикировании - 800 км/ч.

    Фонарь - изящной каплевидной формы со сдвижной серединной частью. Правда, в серийных экземплярах, по настоятельной просьбе пилотов, пришлось изготавливать полуоткрытый фонарь, а в некоторых сериях - один лишь козырек. В фюзеляже было расположено грозное, по тем временам, оружие, -два 12,7-мм пулемета, стреляющих через плоскость винта.

    С 1939-го по 1942-й годы МС.200 серийно выпускались на авиационных заводах Макки, Бреда и Сай-Амброзини. Всего выпустили 1153 машины в 25 сериях. В строевые части истребитель стал поступать с лета 1939-го, оставаясь на вооружении до конца Второй мировой войны. Он заслуженно завоевал высокую оценку пилотов в силу своих высокой живучести, исключительной маневренности, довольно высокой скорости. "Двухсотка" по тому времени была на уровне мировых стандартов.

    И все-таки «лоб» у МС.200, с его двигателем воздушного охлаждения, оказался великоватым. Для улучшения конструкции Кастольди, прежде всего, вознамерился подыскать более мощный двигатель жидкостного охлаждения. Выбор пал на А-38 фирмы "Фиат". Однако эта затея дала в итоге нулевой результат: разработка и испытания двигателя недопустимо растянулись. Выход из положения помог найти начальник штаба ВВС, который распорядился прекратить все работы по А-38, а на фирме "Альфа Ромео" наладить лицензионный выпуск германского двигателя DB-601A под обозначением RA.1000

    RC. Два таких двигателя доставили на фирму "Макки". После соответствующих доработок их мощность довели до 1175 л.с.

    На "Макки" возобновили работу по усовершенствованию МС.200 под новый двигатель. У модернизированного самолета оставили прежние шасси, крылья и оперение. Но машина обзавелась совершенно новым фюзеляжем с закрытой кабиной, центральная часть фонаря которой, на манер Bf 109, открывалась в правую сторону.

    Самолет получился цельнометаллический, с двумя пулеметами "Сафат" 12,7 мм, поставленными под мотором и стреляющими через плоскость винта. Истребитель обозначенный, как МС.202, получил достойное наименование - «Folgone» («Молния»).

    В августе 1940-го опытный МС.202 пилот Г.Карестиато поднял впервые в небо. Испытания продолжили на базе ВВС вблизи Рима.

    МС.202 на высоте 6000 м показал приличную скорость 599 км/ч и унаследовал у своего предшественника непревзойденную маневренность. Всего заводы выпустили 1185 этих превосходных машин. Но с двигателями все-таки получилась неувязка. Темп их выпуска на "Альфа Ромео" был невысоким - не более 50 экземпляров в месяц. Даже закупка в Германии 420 моторов DB-601 не спасла положение. По этой причине до середины 1942-го итальянцы выпускали МС.200.

    Многочисленные серийные доработки на "Молнии" локального характера не вносили принципиальной конструктивной разницы в машинах, почти не изменили их массу. Так, пустой МС.202 Ш-й серии весил 2395 кг, а XII 1-й - 2437 кг.

    Кастольди так рационально отработал МС.202, что какие-то серьезные модификации проводить было нерационально. Так, вариант переноса радиатора из-под центроплана в носовую часть фюзеляжа на MC.202D не улучшил летные характеристики машины.

    В связи с необходимостью борьбы с тяжелыми бомбардировщиками В-17 и В-24, наносившими удары по заводским районам Австрии, Германии и Чехии, на МС.202 усилили вооружение. На одном из самолетов установили подкры-льевые контейнеры с 20-мм пушками MG-151. Но эта доработка немедленно отразилась на уменьшении скорости машины. В целом же летные характеристики "Молний" котировались на уровне зарубежных машин этого класса, таких как Bf 109F, "Аэрокобра", японского Ki-61 и нашего Як-9.

    В начале 1940-х в «Люфтваффе» поступил модернизированный Bf 109G, на который поставили двигатель DB-605 в 1475 л.с. По габаритам он был таким же, как DB-601. Фирма "Макки" не замедлила воспользоваться счастливой случайностью, и в апреле 1942-го подготовила опытную машину с новым двигателем под индексом MC.202bis. Испытательные полеты дали отличные результаты. От "202-го" самолет внешне отличался лишь радиаторами, выполненными в виде двух цилиндров в носовой части фюзеляжа, убираемой хвостовой опорой шасси и измененным коком. Самолет обозначили как MC.205V и дали ему имя «Veltro» («Борзая»), намекая на более высокую скорость.

    Пилоты, летавшие на MC.205V, отмечали, что машина не хуже, чем "Мустанг" (он имел в то время наивысшие технические показатели). Но только до высоты 6000 м... Крыло, доставшееся от "Молнии", было маловато для поправившейся на 300 кг "Борзой".Далее не замедлила последовать модификация высотного перехватчика MC.205N "Orione". Прототип взлетел в ноябре 1942-го. Самолет снабдили увеличенным крылом, до 11 мв размахе, и высотным двигателем DB-605 A-1. На высоте 7000 м он развивал скорость 627 км/ч.

    На втором прототипе высотника под маркой MC.205N-2, взлетевшем в апреле 1943-го, вместо пулеметов вмонтировали четыре крыльевые пушки MG-151. Безусловно, "Орион" мог стать лучшим итальянским истребителем, но серийно он не строился. Как впрочем и последующие прототипы - МС.206 и МС.207 с еще более мощными моторами, с которыми надеялись получить скорость более 700 км/ч!

    Конструкция МС.202 и MC.205V имела ряд характерных особенностей. Фюзеляж - полумонокок, овального сечения с металлической работающей обшивкой. Моторама - стальная ферма. Кресло пилота с бронеспинкой.

    Двигатель на МС.202 - поршневой, жидкостного охлаждения в 1175 л.с. Масса его 640 кг. В фюзеляже располагался маслобак объемом 40 л, а под ним - 270-литровый топливный бак. В центроплане - два топливных бака по 80 л.

    Крыло - цельнометаллическое с работающей обшивкой, двухлонжеронное. Центроплан выполнен заодно с фюзеляжем. Размах консолей разный (для компенсации реактивного момента от вращения винта): левой -4,52 м, правой - 4,33 м. Угол поперечного V крыла 4,5°. Закрылки с размахом по 2760 мм и максимальным углом отклонения 45°. Правый элерон имел размах 2040 мм, левый - 2230 мм.

    Шасси - трехстоечное с хвостовой опорой убираемое.

    В состав оборудования входили радиостанция и баллоны со сжатым воздухом пневмосистемы. Имелась кислородная система. При полетах над морем в хвостовой части фюзеляжа находилась надувная лодка и запас воды и пищи.

    Оперение - свободнонесущее с регулируемым стабилизатором. Киль и стабилизатор - цельнометаллические, с работающей обшивкой. Рули направления и высоты обтянуты полотном.

    Пневмосистема служила для торможения колес шасси и запуска двигателя. Гидросистема - для уборки и выпуска шасси и закрылков.

    На первых сериях МС.202 в фюзеляже было два пулемета « Breda SAFAT» 12,7 мм с боезапасом - по 370 патронов на ствол. На МС.202, начиная с VII серии, и на MC.205V I серии устанавливались дополнительно два крыльевых пулемета калибра 7,7 мм с боезапасом по 500 патронов на ствол. А на истребителе МС.205 VIII серии в крыльях появились две пушки MG-151. Все модификации оснащались прицелом "Святой Георгий" VI.

    Regia Aeronavtica (ВВС) на территории Италии состояли из четырех авиационных округов с командными пунктами в Риме, Милане, Палермо, Бари. А на заморских территориях действовали управления авиации Албании, Ливии, Сардинии и островов. Авиадивизия состояла из трех полков (Stormo). Полк разделялся на группы по 2-4 эскадрильи. Последние - на звенья по 3-4 самолета.

    Летом 1941-го МС.202 поступил в 4-й полк итальянских ВВС. В сентябре группу инспектировала на аэродроме Кампино комиссия во главе с самим Муссолини. Полку предписывалось блокировать с воздуха британский гарнизон на острове Мальта. Был введен почетный отличительный знак истребителей 4-го полка - белый вздыбленный конь на фоне черного щита - эмблема легендарного итальянского аса Первой мировой войны Франческа Баракка, погибшего в 1918-м.

    30 сентября лейтенант Фригьеро открыл боевой счет "Молний", сбив в бою "Харрикейн". В тот же день были сбиты палубный истребитель "Фулмар" и еще один "Харрикейн" , сопровождавший гидросамолет "Кант".

    Другим подразделением, получившим восемь МС.202, стал 2-й авиаполк в Ливии, где в декабре начались воздушные бои с истребителями британских ВВС Р-40В "Томогаук". А к новому 1942-го два лучших полка ВВС Италии, 1-й и 4-й, полностью оснастились новыми истребителями.

    Жарко было в небе Ливии. К концу сражения в 6-й и 10-й итальянских авиагруппах в начале января 1942-го оставалось всего 25 боеспособных самолетов. Еще большего накала достигли бои в конце января в районах Ала - Филеб-руи и Тамтеста, где действовали 6-я и 17-я авиагруппы МС.202, поддерживавшие с воздуха наступающие войска генерала Роммеля. Они сопровождали истребители CR-42 и МС.200, действовавшие в ударных операциях по наземным целям. Они также использовались совместно с германскими Bf 109 в свободной охоте.

    Шесть месяцев боев выявили полное превосходство МС.202 над "Томо-гауками" и "Харрикейнами", хотя по вооружению он несколько уступал последним.

    В мае 1942-го войска Роммеля вновь пошли в наступление, а 1-й и 4-й полки "Молний" поддерживали их с воздуха, действуя с авиабазы Марту-ба.МС.202 летали на сопровождение пикировщиков Ju 87.

    На 15 июля 1942-го перед решающей схваткой под Эль-Аламейном итальянский экспедиционный корпус имел, 93 МС.202,46 МС.200,43 С-50,25 бомбардировщиков и 90 штурмовиков. Германский африканский корпус располагал примерно такими же силами.

    В конце упорных боев, в июле-августе, германо-итальянское наступление выдохлось. А 23 октября войска британского генерала Монтгомери начали наступление, завершившееся разгромом германо-итальянских войск.

    ВВС Италии понесли большие потери. За октябрь 1942-го было уничтожено 15 МС.202 в воздухе, плюс к тому 46 оказались поврежденными. Возвратившись в конце ноября в Ливию после доукомплектования, 4-й полк вновь вступил в активные боевые действия. Но уже в октябре потрепанные в боях остатки полка вновь выводили на переформирование.

    В декабре 1942-го на тунисских аэродромах Аль-Хамма и Сфакс произошла перегруппировка итальянских ВВС в связи с высадкой морского десанта союзников на побережье Алжира и Марокко. Над итало-германской группировкой в Северной Африке нависла реальная угроза полного разгрома.

    В Тунисе к концу декабря 1942-го имелось 54 МС.202. Были и другие истребители, но воевать итальянским пилотам становилось все труднее. Союзникам удалось полностью захватить господство в воздухе. У них появились в большом количестве новые истребители Р-51А, Р-38, "Spitfire" MK.IX, которые значительно превосходили "Макки". Самолеты союзников методично наносили удары по аэродромам в Тунисе. В марте 1943-го здесь осталось лишь 39 МС.202. Но итальянские пилоты, тем не менее, в боях оказывали упорное сопротивление. Так, в жестоких воздушных схватках 6 и 7 марта под Медениной "Макки" сбили 19 "Спитфайров" и по одному Р-38 и Р-40, потеряв лишь два своих "Folgone".

    Однако силы были неравные, союзники продолжали наступление. 31 марта 1943-го при массированном налете В-25 на авиабазу Сфакс, янки уничтожили 15 "Макки". "Ковровое бомбометание" не прекращалось до самой эвакуации итало-германских войск на Сицилию. В мае 1943-го Северную Африку покинуло последнее подразделение Regia Aeronavtica из 10 МС.202.

    "Макки" применялись и на советско-германском фронте. Военное командование Италии никогда не рассматривало СССР как основной театр своих боевых действий. Но все же, следуя союзническим обязательствам, летом

    1941-го отправило на Восточный фронт свой экспедиционный корпус, в состав которого входила Grupp Auto-nomo 22, имевшая 51 истребитель МС.200. Первый боевой вылет состоялся под Кривым Рогом. В дальнейшем группа действовала в Ростовской области и на юге Украины. Наибольший урон они нанесли в марте 1942-го при штурмовке советского аэродрома Красный лиман, уничтожив 15 и повредив 6 самолетов. 21-я итальянская авиагруппа, состоявшая из четырех эскадрилий, участвовала в 1 942-м в летних боях на Украине и в Сталинградской битве.

    Достоверные факты об участии "Макки" на советско-германском фронте не обнаружены. Однако известно, что к началу советского наступления под Сталинградом в 21-й авиагруппе было 32 МС.200 и 11 МС.202. Приближающаяся линия фронта заставила эвакуировать итальянские самолеты с аэродромов Кантемировка и Миллерово в Ворошиловград. Последним боем группы была штурмовка наступающих советских войск 17 января 1943-го. После этого все итальянские самолеты перелетели в г.Сталино (Донецк), а затем - под Одессу. В Италию группа возвратилась в мае 1 943-го, имея лишь 9 самолетов "Макки" 202.

    За 18 месяцев боев в СССР, как официально заявили сами итальянские летчики, было уничтожено на земле и в воздухе 88 советских самолетов и потеряно 15 своих. Во что верится, конечно, с трудом. Другое дело - чистая статистика: всего выполнено 2557 боевых вылетов. То есть - 72 самолето-вылета на каждую из уничтоженных советских машин...

    После того, как в Северной Африке итало-германские войска капитулировали, главными стратегическими целями союзников стали Балканы и Италия.

    Новые итальянские истребители MC.205V "Борзые" на вооружение стали поступать в апреле 1943-го. 20 апреля для "205-х" состоялось боевое крещение: 32 машины 1-го полка в районе Пантеллерии вступили в схватку с 80-ю "Спитфайрами" и Р-38. Союзники потеряли 18 самолетов, а итальянцы... всего один.

    В июле союзники предприняли высадку армий на Сицилию. Базирующиеся на острове "Макки" совершили 650 боевых вылетов, сбив при этом 14 самолетов противника.

    8 сентября 1943-го Италия вышла из войны. Интересно, что в этот день ее ВВС одержали последнюю воздушную победу, которая стала вполне знаменательной. Лучший ас ВВС Италии майор Адриано Мантелли, имея на своем счету 25 побед, "завалил" четырехмоторный В-24. В этот же день с задания не вернулись два MC.205V.

    Но одиссея итальянских пилотов на этом во Второй мировой войне еще не закончилась. 9 сентября Италия объявила войну своему недавнему союзнику - Германии. Появились две Италии -под контролем союзников на юге, и под протекторатом Германии - на севере. В составе войск союзников 23 МС.202 и 43 MC.205V участвовали в освобождении Италии в боях под Кассино и даже воевали на Балканах против немцев, прикрывая с воздуха... партизан Югославии, освобождая Албанию. Так, 16 октября 1943-го, например, при атаке на аэродром Скутари "Макки" уничтожили двенадцать Bf 109G, два Не 111, два Ju 52 и один FW190.

    В это же время на севере Италии оставшиеся "Макки" немецкое командование реорганизовало в ВВС так называемой Итальянской Социальной Республики -ANR. Главной задачей "норд-Мак-ки" были вылеты на перехват В-17 и В-24. Однако мощное истребительное охранение армад приводило к большим потерям итальянцев. За 6 месяцев боев 1-я группа из ANR потеряла... 100 "Veltro", что вынудило командование "Социальной Республики" произвести перевооружение своих ВВС на Fiat G-55nBf109G. Но это были последние вздохи фашистского режима в Европе.

    После войны ВВС Италии перевооружили на "Спитфайры" IX. Но и "Мак-ки" не предали забвению. В первые же дни мира в Италию поступил заказ от Египта на 62 MC.205V. Тогда 21 самолет передали из ВВС Италии, а 41 - стали переделывать из МС.202. Однако Египет сумел получить лишь 42 машины, остальные умудрились вывести из строя израильские диверсанты, прямо на заводе "Макки".

    Из 1450 выпущенных MC.202/205V до наших дней сохранились лишь три. Два из них находятся в Италии - МС.202 в музее Vigna и MC.205V, отремонтированный до летного состояния, - в Treviso, 3-й самолет, МС.202, экспонируется в Вашингтонском национальном авиационном музее.

    Сергей КЕДРОВ
    Крылья Родины №6"1999

    Loading...Loading...