Идеалы производственной системы газ. Принципы Производственной системы «Группы Газ» будут распространены на предприятиях Нижегородской области. Производственная система ОАО «ЗМЗ»

В настоящее время можно наблюдать, каксистема leanприобретает все большие масштабы в России. Бережливое производство (Lean Production) является одним из новых направлений развития менеджмента, которое стало очередным этапом проникновения японской и западной предпринимательской культуры на российский рынок и позволяет получать максимальную отдачу при минимальных издержках, что стало особенно актуальным после вхождения России в ВТО. Уже десятки предприятий встали на путь построения производственных систем на основе концепции минимизации издержек. Среди них – Группа ГАЗ, Иркут, Росатом, КАМАЗ, Русал, ЕвразХолдинг, Еврохим, ВСМПО-АВИСМА, КУМЗ, Северосталь-авто и многие другие. Компании открывают для себя «бережливые технологии» как способ повысить конкурентоспособность и производительность. Захватывая в основном сам производственный процесс, отечественные первопроходцы используют преимущественно 5S, SMED, VSM элементы . Причем, процесс выстраивания корпоративного управления пока идет параллельно. Примером успешного внедрения философии бережливости является, например, то, что в машиностроении результатом программы стало сокращение времени выполнения заказа на 42,7% . 10 лет назад Горьковский автозавод "Группы ГАЗ" первым среди российских предприятий внедрил систему прогрессивной организации труда, основанную на лучших практиках мировых компаний. Теперь ГАЗ - признанный лидер бережливого производства в России. Не говоря уже о мировой практике, когда внедрение данной идеологии приводит к снижению длительности производственного цикла почти на 90%.

Однако, несмотря на успехи единичных производителей, концепция внедрения «бережливого производства» в отечественных условиях остается довольно таки специфичной и отличной от западной практики.

Во-первых, предприятия спешат адаптировать lean-инструменты, при этом недооценивая важность философии «бережливого производства», тогда как в основе успехов Toyota лежит именно философия бережливого производства, которая предполагает более глубокую трансформацию.

Во-вторых, руководители вкладывают большую часть ресурсов в технологии и оборудование в надежде совершить значительный рывок, в то время как постоянное и постепенное совершенствование является длительным процессом с неясным экономическим эффектом.

В-третьих, российские предприятия нацелены на быстрый результат от внедрения инструментов бережливого производства, которые бы не изменяли кардинально ситуацию на предприятии и не требовали бы изменений на уровне высшего руководства предприятий .

В-четвертых, низкая эффективность обусловлена пока что действующей административной моделью управления, построенной на жестких вертикальных связях иерархической организационной структуры, не позволяющая четко разграничить полномочия.

О необходимости совершенствования свидетельствует, например то, что на отечественных предприятиях основным методом нормирования является аналитически-расчетный метод установления норм времени . По результатам опросов, проведенных ИКСИ (Институт комплексных стратегических исследований) среди промышленных предприятий в России было выявлено, что только 26% предприятий применяют методы, основанные на опыте компании «Toyota». При столь массовом внедрении Системы Менеджмента Качества и адаптации международных стандартов, к сожалению, только 8% приходится на СМК в рамках Lean Production.

Основные проблемы, с которыми сталкивается российское предприятие при внедрении инструментов бережливого производства (возможно несколько вариантов ответа) : мотивация персонала (41%); управление запасами (41%); обслуживание оборудования (35%); качество продукции (29%); работа с поставщиками (29%); организация рабочих мест (24%); разработка новой продукции (24%); обслуживание клиентов (6%). Сложившаяся структура производственных отношений затрудняет безболезненное внедрение системы lean.

В связи с тем, что основные проблемы (как показал опрос) связаны как с человеческим фактором, так и с системой организации производственной деятельности отечественным производителям следует перенимать опыт использования проверенных годами японских и американских технологий промышленного менеджмента, а именно необходимо:

  • начинать с применения 5S (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование) на всей территории предприятия, а не в отдельных отделах или кабинетах;
  • создать команду специалистов по внедрению принципов бережливого производства;
  • создать обязательную систему мотивации персонала, а именно стимулирование (как материальное, так и моральное);
  • изменить структуру управления предприятием, где квалифицированные специалисты возглавят весь процесс работы.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что данная концепция может быть применена и относительно металлургического предприятия «Электроцинк» в г. Владикавказе как практический способ уменьшения затрат и повышения конкурентоспособности. Внедрение системы 5S и TPM (Total Productive Maintenance) поможет заводу снизить производственные площади на 8-15% и минимизировать время обслуживания оборудования соответственно.

На сегодняшний день российскому производству следует акцентировать на устойчивое развитие бизнес-систем на основе развертывания сбалансированной политики интеграции трех макропотоков: 1) формирования лучших рабочих мест; 2) создания лучшего продукта; 3) построения гармоничного экосоциума.

Бережливое производство – это в первую очередь не оборудование, не заготовки и не программное обеспечение, а отношения между людьми. Это принципы, на которых выстраиваются отношения в компании по горизонтали и вертикали.

Литература

1. Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / В. П. Пашуто. – 3-е изд., стер. –М.: КноРус, 2007.– 316 с.

2. Майкл Вейдер, презентация доклада, VII Российский Лин-форум(19 ноября, 2013 года, Москва, WTC)

3. Липецкая М. С. Lean production и системы менеджмента качества: мировая повестка и вопросы для России, Нижний Новгород, 14 июня 2012 года

4. ЦСР"Северо‐Запад"опроспромышленныхкомпаний,тпроведенныйврамкахпроекта"Промышленныйитехнологическийфорсайт РФ" (обработано50%анкет)

5. Клочков Ю. П. Бережливое производство: понятия, принципы, механизм, Инженерный вестник Дона, №2, 2012. – 432 с.

Правительство Нижегородской области совместно с «Группой ГАЗ» подписало соглашение о распространении принципов Производственной системы «ГАЗ» среди предприятий региона.

Торжественное подписание соглашения губернатором области Валерием Шанцевым и директором холдинга «Группы Газ» Бу Андерссоном состоялось сегодня, 18 июня, в рамках круглого стола «Производственная система ГАЗ – эволюция мышления», который был посвящен 10-летнему юбилею интеграции стратегии бережливого производства в России. Участники круглого стола: представители компаний «Северсталь», «Росатом», ВТБ, Сбербанк России, «КАМАЗ» и другие.

Производственная система ГАЗ - это прогрессивная форма организации труда, базирующаяся на неустанном усовершенствовании процессов производства и на оптимальном использовании ресурсов. Интеграция системы бережливого производства в рабочие процессы нижегородских предприятий будет способствовать росту их конкурентоспособности и эффективности их работы. В настоящий момент пионер в развитии новых подходов к организации производства - Группа ГАЗ - имеет ежегодный экономический эффект от реализации методов бережливого производства, измеряющийся 500-700 млн рублей.

Бу Инге Андерссон: «Я хотел бы поблагодарить особо нашего предвидетеля, нашего лидера, собственника и председателя совета корпорации «Базовый элемент» Олега Дерипаска. 10 лет назад он первым осознал необходимость перемен, прежде всего культурных. Он обратился к компании «Тойота» и начал перенимать у них лучшие опыт и знания. В конечном итоге за 10 лет нам удалось добиться следующих результатов для предприятия на наших производствах:

  • сокращение доработки на 25%;
  • сокращение незаконченного производства. В 2012 году было сокращено на 30%, в 2013 году мы планируем сократить незаконченное производство еще на 10%;
  • повышение выработки на работников на 10-11%. Сейчас выработка для одного работника в месяц составляет 1 млн рублей. Это позволяет нам повышать заработную плату. За последние 3 года средняя зарплата выросла с 21 000 до 27 000 рублей.

Принципы экономного производства заключаются в следующем: вовлечение всего управленческого звена в процесс совершенствования производства, все люди участвуют в процессе улучшения; установление четких инструментов измерения эффективности собственной работы; повышение осознанной роли бригадиров - бригадиры становятся самым важны звеном. Они отвечают за отбор людей, за их обучение, за то, с какой отдачей будут трудиться рабочие.


о работать.


Сегодня меня приятно поразила ситуация - в основных производственных цехах появились обучающие ячейки - как имитация производства, так и учебный класс. Их не было еще год назад. Это говорит о вкладе в развитие человеческого капитала, что приводит к непосредственным результатам для области, прежде всего финансовым. Раньше ГАЗ не мог обеспечить прибыльную работу. Сейчас ситуация в корне изменилась. В этом году ГАЗ оплачивает в областной бюджет налог на прибыль пока еще не много - 45 млн - но с

Президент страны Владимир Владимирович Путин к 2018 году ставит перед нами задачу в 1,5 раза поднять производительность труда. Мы, как развитый промышленный регион, имея такой хороший опыт использования производственной системы ГАЗ, когда без каких-либо колоссальных инвестиций в разы повышается производительность труда, обязаны к этому периоду удвоить производительность труда. Только вперед. Победа нам обеспечена».

«Группа ГАЗ» – крупнейший автомобилестроительный холдинг России. Компания объединяет 18 предприятий в 10 регионах России. «Группа ГАЗ» выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжелые грузовики, автобусы, легковые автомобили, строительно-дорожную технику, силовые агрегаты и автокомпоненты.

«Группа ГАЗ» является лидером на рынке коммерческого транспорта в России, занимая около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, около 45% в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков, около 70% в сегменте автобусов .

До начала применения концепции БП в 2003г. на производственных площадках «ГАЗ» наблюдался ряд очень серьёзных проблем:


  1. Низкое качество производимой продукции при высоком (в теории) уровне контроля;

  2. Использование работников по договору временного найма;

  3. Высокий уровень кредиторской задолженности;

  4. Низкая эксплуатационная готовность оборудования;

  5. Высокий уровень запасов готовой продукции.

Рис. 14. Проблемы «ГАЗ» до начала применения концепции БП.

Для решения всех вышеназванных проблем, а так же для вывода компании на более высокий уровень (включая выход на международные рынки) была создана производственная система «ГАЗ», которая основывается на 4 принципах :


  1. «Прежде всего, думай о заказчике»:
Любой заказчик (как внешний, так и внутренний) является источником прибыли для компании. Поэтому для компании является приоритетным максимальное удовлетворение его потребностей;

  1. «Люди – это самый ценный актив»:
Инвестиции в развитие персонала компании являются самыми выгодными, так как, согласно концепции бережливого производства, люди – в отличие от оборудования - единственный актив, не теряющий своей стоимости в случае постоянного развития ;

  1. Культура непрерывных усовершенствований (Кайдзен):
Кайдзен – создание культуры, побуждающей к непрерывным усовершенствованиям, требующих минимальных или нулевых инвестиций для реализации, каждый день, на каждом рабочем месте, приводящим к совершенствованию всего потока создания ценности в целом и повышению эффективности всей компании;

  1. «Всё внимание на Производственную площадку»:
Исследование и решение проблем, оценка эффективности управленческих решений должны происходить непосредственно на рабочих местах, так как «правильный подход к работе нельзя выдумать, сидя за столом он должен многократно испытываться и пересматриваться непосредственно на заводе».

Из данных принципов вытекают основные идеалы производственной системы ГАЗ:


  1. безопасность (не только физическая, подразумевающая исключение возможности получения травм, но и психологическая, основанная на осознании работником того факта, что он нужен компании и не может быть уволен по каким-либо не зависящим от него обстоятельствам);

  2. отсутствие дефектов (гарантируемое предупреждением возникновения дефектов на каждом рабочем месте);

  3. «По первому требованию заказчика»: максимальное удовлетворение потребностей клиента в любой момент времени;

  4. «Одно за другим»: нельзя производить продукцию большими партиями одного вида, исходя из удобства производства – структура и размер партии должны определяться только требованиями заказчика;

  5. мгновенная реакция поставщика (в случае возникновения проблем с изделиями, деталями, комплектующими у потребителя);

  6. минимальные затраты (определение прибыли как разницы между ценой продукта, диктуемой рынком, и затратами на производство оставляет компании-производителю единственный вариант её увеличения – снижение затрат).
За десять лет внедрения инструментов Производственной системы ГАЗ на предприятиях компании удалось добиться:

  • повышения производительности труда в четыре раза .

  • повышения среднемесячной выручки на одного сотрудника (например, с 74 тыс. руб. в 2009 году до 197 тыс. руб. в 2012 году).
Постоянная работа всего коллектива «Группы ГАЗ» по оптимизации производственных и вспомогательных процессов, сокращению непроизводительных трудозатрат позволяет серьезно снижать себестоимость продукции и получать ежегодный экономический эффект от 500 млн. руб. до 700 млн. руб.
    1. Производственная система ОАО «ЗМЗ»

ОАО "Заволжский моторный завод" играет важную роль в автомобильной промышленности России и в частности в автомобильном моторостроении. ОАО "ЗМЗ" занимается разработкой и производством двигателей внутреннего сгорания для легковых, грузовых автомобилей и других транспортных средств, а также их обслуживанием.

Ассортимент продукции достигает более 80 модификаций различных двигателей и специализируется на изготовлении восьмицилиндровых двигателей для грузовых автомобилей ГАЗ, автобусов ПАЗ, спецмашин гражданского и военного назначения, автобусов Павловского и Курганского заводов, а также четырехцилиндровых двигателей для легковых автомобилей и 1,5-тонных автомобилей «ГАЗель».

Двигатели, которые производит ЗМЗ, поставляются в основном на российские автозаводы, однако следует отметить, что довольно большой объем производимых двигателей и запчастей идет на экспорт. География поставок продукции ОАО «ЗМЗ» - Россия, Германия, Иран, Китай, Израиль, Турция, Индия, Куба.

Производственная система ОАО «ЗМЗ» базируется на следующих принципах :

1) Люди - основная ценность компании;

2) Следующий процесс является потребителем. Потребитель должен получать только качественные изделия и услуги;

3) Производственный участок - потребитель услуг остальных служб предприятия. Вся организация должна быть ориентирована на поддержку

участков основного производства;

4) Система менеджмента качества и эффективный контроль качества на

каждом рабочем месте;

5) Виден рабочий процесс, видны проблемы, правила понятны, труд

безопасен, нарушения различимы, ничего лишнего;

6) Производить только то, что нужно, и только тогда, когда нужно;

7) Постоянные улучшения за счет ликвидации любой деятельности, которая не создает стоимости, увеличивает издержки, мешает удовлетворять запросы и ожидания потребителя;

8) Искать новые возможности для постоянных улучшений там, где никто не ищет, отказываться от привычного и устоявшегося ради более эффективных решений;

9) Сбор и анализ данных - отправная точка для улучшений;

10) Использование в полной мере интеллектуальных ресурсов.

Графическое представление элементов входящих в состав производственной системы ОАО «ЗМЗ» приведено на рис.14

В ходе внедрения концепции БП получены достаточно быстрые и ощутимые результаты. При проведении «Кампании красных ярлыков» в 2004 году на всех производственных участках были проведены следующие улучшения:


  • выявлено более 13000 лишних предметов;

  • вывезено и сдано в металлолом на сумму в более 2,3 млн. руб.;

  • сдано более 1000 тонн в металлолом;

  • более 700 мест хранения инструмента, вспомогательных материалов, личных вещей было оборудовано в соответствие с требованиями 2S.
Для снижения себестоимости выпускаемой продукции проводилась стандартизация рабочих мест:

  • в 2006 году при проведении первой стандартизации рабочих мест было обследовано 23 технологических процессов, после чего было разработано 26 планов, включающие в себя 334 мероприятия. Затраты на выполнение планов мероприятий составили 12,5 млн. рублей, экономический эффект от их внедрения составил 20,2 млн. руб.;

10 лет назад Горьковский автозавод "Группы ГАЗ" первым среди российских предприятий внедрил систему прогрессивной организации труда, основанную на лучших практиках мировых компаний. Теперь ГАЗ - признанный лидер бережливого производства в России.

Сегодня производственная система ГАЗ стала самым узнаваемым брендом в стране в области организации управленческих процессов. Ее изучают и активно внедряют не только предприятия промышленной отрасли, но и компании из других сфер экономики. Уникальность производственной системы ГАЗ в том, что она меняет подход самого человека к организации труда, своего рабочего места, призывает думать, как исключить лишнюю работу, не добавляющую ценность продукту, и делает процесс улучшений постоянным. Используя инструменты производственной системы и запуская механизм снижения издержек, предприятия добиваются кардинального роста производительности труда, повышения качества продукции и комфорта рабочих мест без дополнительных затрат. В результате внедрения принципов бережливого производства на предприятиях "Группы ГАЗ" увеличился суточный темп выпуска продукции, производительность труда выросла в 4 раза, производственные площадки были сжаты на 100 тыс. кв. м при сохранении необходимых мощностей. Ежегодный экономический эффект от снижения затрат, достигаемого благодаря производственной системе, составляет для "Группы ГАЗ" от 500 до 700 млн руб.

Сегодня производственные цеха Горьковского автозавода похожи на высокотехнологичные лаборатории. Современное оборудование, площадки аудита качества готовой продукции, аналогичные тем, какие можно увидеть на предприятиях международного автопрома, операции на конвейере и движения рабочих вымерены посекундно. Более десяти лет назад здесь было все иначе: вдоль конвейеров тянулись вереницы больших металлических стеллажей - тары для хранения комплектующих, а только что собранные автомобили отправлялись не на продажу, а к слесарям-дефектчикам: они приводили в порядок машины после конвейерной сборки. Впрочем, на других предприятиях России ситуация обстояла ничуть не лучше, поэтому общее положение дел воспринималось как совершенно нормальное.

В 2003 году председатель наблюдательного совета группы "Базовый элемент" Олег Дерипаска принял решение внедрить на ГАЗе передовой международный опыт производственной системы компании Toyota. Команда ГАЗа изучила принципы бережливой организации труда, реформаторы активно начали внедрять их на ГАЗе, создавая при этом собственную концепцию бережливого производства.

Таким образом, производственная система ГАЗ стала неотъемлемым элементом всех процессов на предприятиях "Группы ГАЗ" - от закупок материалов и до продаж готовой продукции. Базовые подходы и инструменты производственной системы используются в процессе освоения и выпуска новых продуктов: коммерческих автомобилей "ГАЗель БИЗНЕС" и "ГАЗель NEXT", автобусов "ЛиАЗ", "ПАЗ" экологического класса "Евро-4" и "Евро-5", автобусов "ГолАЗ" для обслуживания участников и гостей Олимпиады-2014 в Сочи, линейки современных дизельных двигателей ЯМЗ-530 и ЯМЗ-650.

Секрет успеха производственной системы ГАЗ обсуждали на "круглом столе", организованном "Российской газетой", представители крупных российских компаний "Базовый элемент", "Росатом", КАМАЗ, Сбербанк России, Банк ВТБ и др., сотрудники которых прошли практическое обучение принципам производственной системы на площадках Горьковского автозавода и сегодня активно применяют этот опыт в своих компаниях.

Игорь Медведев, председатель комитета по ПС компании КАМАЗ, рассказывает: "Увидев, как работает производственная система на ГАЗе, генеральный директор КАМАЗа отправил на Горьковский автозавод всех топ-менеджеров своего предприятия учиться".

"Если бы не существовало производственной системы ГАЗа, вряд ли и производственная система "Росатома" появилась бы в том виде, в каком она существует сейчас", - говорит Владимир Колесников, руководитель проекта ПСР корпорации "Росатом".

Валентин Морозов, руководитель департамента производственной системы Сбербанка РФ уверен, что избавить клиентов от очередей в отделениях банка удалось "благодаря тому, что с 2009 года работа в Сбербанке организована в соответствии с принципами производственной системы, самые главные из которых - "Думай о заказчике" и "Люди - наш самый ценный актив".

Всего же тренеры "Группы ГАЗ" за эти годы обучили бережливому производству более двух тысяч сотрудников сторонних компаний и более 40 тысяч специалистов холдинга. И это дало свои результаты. Например, в цехе автоматов производства арматуры, колес и рулевых управлений ОАО "ГАЗ" (входит в Дивизион "Автокомпоненты" "Группы ГАЗ") создана ячейка единичного потока механической обработки трех наименований деталей (корпус пневмоусилителя, диск, крышка пневмоусилителя), имеющих одинаковое время такта. Ранее операция распределялась на отдельные потоки, создавались большие межоперационные запасы, применялась энергоемкая крупногабаритная моечная машина, операторы работали с низкой загрузкой. Сейчас в ячейке - девять станков и единичная мойка, которую обслуживает один человек. Внедренные усовершенствования позволили сократить время протекания процесса в 8 раз, повысить производительность в 3 раза, повысить качество продукции, улучшить условия труда.

Производственная система уже встроена в учебный процесс профильных учебных заведений для подготовки инженеров и специалистов в соответствии с потребностями ГАЗа: в Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева ГАЗ открыл первую кафедру в России "Производственная система в машиностроении". Образовательная программа максимально нацелена на обучение в производственных условиях - основной упор сделан на практические занятия в подразделениях Горьковского автозавода, что позволяет вести целевую подготовку студентов под конкретные потребности предприятий машиностроения.

"Мое знакомство с производственной системой ГАЗ началось совсем недавно, на кафедре бережливого производства технического университета. Свою преддипломную и дипломную практику я проходила на ГАЗе. Мое обучение складывалось таким образом, что помимо теоретических знаний я получала еще и бесценный практический опыт. Вместе с сотрудниками по производственной системе, руководителями и рабочими я принимала участие в решении конкретных производственных задач. У меня была уникальная возможность увидеть своими глазами, как применяются инструменты бережливого производства в действии, и внести свой вклад в общее дело. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я понимаю, что еще лучше - увидеть и принять участие. Я уверена: те компетенции и знания, которые я получила на ГАЗе, бесценны для меня как для будущего инженера", - пояснила студентка НГТУ Ольга Мартынова, принимавшая участие в "круглом столе".

В рамках "круглого стола" "Производственная система ГАЗ - эволюция мышления", организованного "Российской газетой", президент "Группы ГАЗ" Бу Андерссон и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подписали соглашение о распространении принципов производственной системы ГАЗ среди предприятий региона. Президент "Группы ГАЗ" Бу Андерссон подчеркнул, что подписанное соглашение с правительством Нижегородской области - это возможность для предприятий региона освоить опыт "Группы ГАЗ" по внедрению производственной системы: "Мы рады, что можем таким образом способствовать повышению эффективности промышленности. При этом процесс заимствования опыта обоюдный: мы как компания, которая работает на глобальном рынке, всегда стараемся учиться у тех компаний, с которыми сотрудничаем".

"Нам необходимо создавать новые производительные силы, но без грамотной организации труда сложно достичь высоких результатов, - отметил Валерий Шанцев. - Пример ГАЗа очевиден: он наглядно демонстрирует, как можно эффективно избавиться от лишних затрат. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу к 2018 году увеличить производительность труда в полтора раза. Мы благодаря опыту ГАЗа ставим задачу к тому же сроку удвоить этот показатель с тем, чтобы показать всем, что эти десять лет мы работали не зря".

Можно с уверенностью сказать, что задача по повышению эффективности бизнеса становится особенно актуальной именно сейчас, в условиях вступления России в ВТО. Наличие на отечественных предприятиях системы бережливого производства позволит существенно снизить себестоимость продукции, оптимизировать запасы, сократить срок оборачиваемости операционного капитала и станет несомненным экономическим преимуществом в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Справка "РБГ"

"Группа ГАЗ" - крупнейший производитель коммерческого транспорта в России.

"Группа ГАЗ" выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Компания объединяет 13 предприятий в восьми регионах России.

"Группа ГАЗ" является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 65% сегмента автобусов. Флагманский продукт компании - легкий коммерческий автомобиль нового поколения "ГАЗель NEXT".

"Группа ГАЗ" - лидер среди российских автопроизводителей по созданию экологичных видов транспорта, включая разработки техники на альтернативных видах топлива.

Основной акционер компании - машиностроительный холдинг "Русские машины", входящий в бизнес-группу "Базовый элемент". Штаб-квартира "Группы ГАЗ" расположена в Нижнем Новгороде.

Благодарим пресс-службу Группы ГАЗ за предоставление данного материала.

В 2003 году Горьковский автомобильный завод первым из российских предприятий, начал внедрение новой системы организации производства. Данная система, разработанная компанией Toyota, позволяет повышать эффективность производства с максимальной ориентацией на потребителя, исключая все виды потерь и вовлекая каждого сотрудника в оптимизацию производства. В дальнейшем «Группа ГАЗ» стала «кузницей кадров» по организации бережливого производства в России - лидеры различных отраслей экономики, такие как Сбербанк России, «Росатом» и другие, изучали этот опыт на «ГАЗе». Внедрение новой производственной системы позволило в четыре раза повысить производительность труда на предприятиях «Группы ГАЗ».

Из людей, готовых не только принять идеологию изменений, но и активно внедрять ее, учить других, на ГАЗе была сформирована первая команда реформаторов. Возглавил ее Александр Моисеев , ныне руководитель Дирекции по развитию производственной системы «Группы ГАЗ» . Его доклад на V российcком Lean-форуме «Бережливое производство для России» (он состоялся в Москве в начале ноября) вызвал большой интерес участников встречи, среди которых были Оборонпром, АвтоВАЗ, РЖД, Сбербанк РФ и другие крупные компании. А.Н. Моисеев рассказывал о практическом внедрении и развитии современной формы организации труда в «Группе ГАЗ».

Александр Николаевич, что подтолкнуло в свое время «ГАЗ» пойти по пути внедрения новой производственной системы?

Решение о необходимости изучить опыт компании Тойота и адаптировать его к условиям нашего предприятия принял главный акционер компании - Олег Дерипаска. В декабре 2002 года ГАЗ посетили японские консультанты, а уже в марте 2003-го были сделаны первые шаги по внедрению производственной системы на заводе, который тогда находился в непростой ситуации.

Внедрять новую систему производства начали на участке сборки кабин бортовых «ГАЗелей», которому предстояло стать эталонным. Почему именно здесь? Потому что в конце технологической цепочки легче всего увидеть, насколько эффективна организация труда.

На первом этапе описали текущее состояние участка, определили цели и с помощью консультанта начали осуществлять стандартизацию рабочих мест. Анализ показал, что операторы большую часть времени расходуют на ожидание комплектующих, межоперационные переходы, а проблемы, которые их беспокоят (неисправный инструмент и т.д.), никто не решает. А ведь от того, насколько эффективно организован труд оператора, зависит успех бизнеса в целом. Начали с оптимизация запасов комплектующих. Крупные стали подавать на 2 часа работы, мелкие - на смену. Заменили громоздкую металлическую тару на небольшую ячеистую из пластмассы, подвесили электрошнуры, которые прежде лежали на полу и мешали операторам. Вместо ящиков с инструментами для выполнения операций появились пояса с кармашками, которые пошили с учетом пожеланий рабочих.

Один из наглядных примеров - изменения на операции по установке ветрового стекла. Здесь смонтировали подиум, чтобы лента конвейера и пол находились на одном уровне, что позволило исключить подъем операторов к конвейеру. А до этого им приходилось более 100 раз за смену подниматься с 20-килограммовым стеклом в руках…

Первые же шаги убедили сомневающихся - практически без инвестиций ситуация начала быстро меняться к лучшему. О том, какие преобразования предстоят, как они будут внедряться, обсуждали ежедневно на оперативных совещаниях, в ходе встреч руководства с рабочими. На пятиминутках между сменами подводились итоги работы, определялись задачи на день.

На эталонный участок для решения проблем подтягивали практически всех главных специалистов завода, большую часть рабочего времени здесь находились и руководители во главе с генеральным директором завода, который глубоко вникал во все вопросы внедрения производственной системы. Тем самым не только формировалась командная работа, но и определялся ее стиль: большую часть времени начальник должен проводить не в кабинете, а на «передовой», в центре преобразований.

- Какие задачи хотели решить изначально?

На первых порах ни о чем глобальном не помышляли. Вообще думали, что это разовый проект в масштабах одного участка. Опишем его текущее состояние, определим задачи по качеству, производительности, запасам, безопасности труда, решим их - и на этом все закончится. Но все оказалось иначе - опыт организации «эталонного участка» показал эффективность преобразований, и вот уже столько лет производственная система является неотъемлемым элементом всех процессов, определяющих жизнедеятельность предприятия, - от закупок до продаж готовой продукции. Этот опыт был распространен на все предприятия «Группы ГАЗ» и мы продолжаем делиться им с нашими поставщиками и партнерами.

Одним из веских аргументов за внедрение производственной системы для наших операторов стало то, что проблемы, не решаемые годами, одна за другой стали уходить в прошлое. Еще один плюс - рост заработной платы при повышении производительности труда. Высвобожденных людей переводили на другие участки.

Стандартизация позволила стабилизировать производство и время протекания процессов. Теперь на основании заказов потребителя формируется закладка кузовов и автомобилей по модификациям, а уже под них подаются рамы, мосты, основания, двигатели, платформы. Каждое звено цепочки процесса, организованного по принципу «точно вовремя», соединено и синхронизировано с другими.

Стандартизированная работа - основа основ производственной системы - способствует решению проблем, что в свою очередь приводит к стабильности, выстраиванию непрерывных потоков изготовления продукции. Весь коллектив автозавода освоил новую концепцию, которая базируется на 4 ключевых принципах. «Думай о заказчике», «Люди - наш самый ценный актив», «Внимание - на производственную площадку (гемба)», «Усовершенствования - каждый день (кайдзен)». Фактически постоянные улучшения, не важно, мелкие или большие - это показатель здоровья организации, показатель того, что проблемы не скрывают, а решают их.

- Какие сложности возникали в процессе внедрения?

Знаете, фантастические результаты первого года вызвали своего рода эйфорию. Только за первый год практически без затрат удалось повысить производительность в 4 раза. С первого предъявления в феврале 2004 г. стали сдавать 80% кабин, а не 5%, как было в марте 2003 г. Из 245 наименований дефектов, имевших место в начале проекта, полностью исключили 206. Реорганизация рабочих мест операторов позволила снизить численность с 258 до 196 работников при одновременном увеличении числа собираемых в смену кабин с 98 до 146.

Казалось, все просто - обучим людей, быстро распространим опыт пилотного участка по подразделениям и заживем по-новому. Но здесь мы ошиблись. Да, зная инструменты TPS, достаточно несложно произвести улучшения, но намного сложнее поддерживать их, а распространить - еще труднее. Чтобы это стало реальностью, необходима непрерывная практическая работа, позволяющая перестроить мышление людей.

Были и просто перегибы, например, когда вразрез с философией производственной системы на главном конвейере стали сокращать людей. Чрезмерная загрузка вызывала у оставшихся операторов вполне понятное недовольство. Должен сказать, что производственная система не нацелена на то, чтобы люди интенсивнее работали. Она нацелена на исключение бесполезной, пустой работы. Через это мы тоже прошли, извлекли уроки и преодолели системные ошибки.

- Хотелось бы узнать, какие результаты достигнуты сегодня?

Вообще-то, этот вопрос задают довольно часто. Но, скажу откровенно, рассчитать эффект в материальном выражении, подтвердить его убедительными цифрами далеко не всегда возможно. Да, мы руководствуемся бережливым мышлением, разрабатывая технологические процессы, повышая качество, занимаясь постановкой на конвейер новой продукции. Но какими процентами определить его долю в конечном успехе?

В том, что в прошлом году компания смогла противостоять кризису, а в нынешнем - справиться с заметно возросшими объемами выпуска продукции, решающую роль сыграла эффективная производственная система. Только за счет внедрения методики снижения запасов, сжатия производства, в 2009 году компания смогла сэкономить 4,5 млрд. рублей. Например, на нижегородской площадке «Группы ГАЗ» производство коробок скоростей теперь перемещено ближе к сборке и размещается в одном корпусе вместо пяти, как было раньше. Затраты на транспортные расходы и арендную плату сократились на 1 миллион 224 тыс.руб., экономия по энергоносителям составила почти 11 миллионов.руб.

- Согласитесь, идеальный вариант - когда система работает независимо от внешних обстоятельств…

И к этому идеалу следует стремиться. Необходимо, чтобы руководители непосредственно погружались в процесс и создали условия для развития подчиненных. Естественно, чтобы соответствовать столь высокому уровню, необходим определенный багаж знаний. Повторю еще раз, личный пример руководителя - один из самых важных побудительных стимулов к внедрению производственной системы. Кстати, наш акционер вместе с топ-менеджерами «Базового элемента» проходил практическое обучение принципам новой производственной системы в одном из подразделений ГАЗа.

Также очень важна преемственность в следовании курсу. Когда приходит новый руководитель на завод, как правило, со своим «уставом», ему нужно какое-то время на притирку, иногда он вообще не вписывается в обстановку. Бывает, что руководители на производствах мыслят так: «Ты что, хочешь, чтобы я каждый день в бой ходил, чтобы с людьми разговаривал, у которых претензий море? Зачем мне эта головная боль?! Лучше я новое оборудование куплю, а людей уберу». На вопрос «А деньги-то есть?» говорят «Возьму кредит». Как вам такая позиция? Сегодня руководители с таким образом мышления не работают в нашей компании. Уверен, высокое качество продукта, безопасные условия труда на каждом рабочем месте возможны лишь в том случае, если все - от руководителя до оператора - понимают необходимость внедрения бережливой системы и вплотную занимаются этим.

- Каким вы видите развитие производственной системы ГАЗ в будущем?

Сегодня производственная система стала обычной составляющей в деятельности наших предприятий. Весь персонал, образно говоря, пропитался ее духом, у людей изменился образ мышления - у кого-то больше, у кого-то меньше. Хотя мне и сейчас иногда приходится «воевать», если вижу, что принимаемые серьезные решения идут вразрез с «бережливым мышлением». Внедрение TPS на предприятиях любой компании - свидетельство ее состоятельности. Мы ежеквартально выезжаем с проверкой на предприятия «Группы ГАЗ», по специальной методике оцениваем уровень внедрения системы, даем рекомендации по совершенствованию процессов. То есть держим руку на пульсе.

В последнее время наше внимание в основном направлено на решение проблем поставщиков, внедрение производственной системы «ГАЗ» на их предприятиях. Мы предлагаем нашим партнерам применять опыт ГАЗа для эффективного выстраивания производственных процессов, что позволяет снижать себестоимость и конечную стоимость продукции, повышать качество и организовывать поставки точно в срок в нужном объеме.

Что касается долгосрочной перспективы - по большому счету, наша служба нужна только до того момента, пока развитие персонала не достигнет определенного уровня. Такого, как на японских предприятиях - там каждый работник является специалистом по внедрению производственной системы, гарантом качества. Так что в будущем этих служб быть не должно. Согласитесь, что каким бы парадоксальным не казалось мое предположение, к этому стоит стремиться.

От редакции:

Для распространения опыта по внедрению производственной системы на нижегородской площадке «Группы ГАЗ» был создан корпоративный университет компании, одной из задач которого является обучение принципам «бережливого производства» персонала всех предприятий, входящих в холдинг, а так же партнёров и поставщиков. За последние шесть лет обучение принципам производственной системы «ГАЗ» прошли около 40 000 сотрудников компании, а так же более 2000 партнёров и поставщиков.

«ГРУППА ГАЗ» - КРУПНЕЙШИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ РОССИИ

  • Год создания - 2005 г., в результате реструктуризации производственных активов существовавшего с 2001 года ОАО «РусПромАвто»
  • 18 предприятий автомобилестроения и машиностроения в 10 регионах России

Главные предприятия «Группы ГАЗ»

  • Горьковский автомобильный завод (ГАЗ, Нижний Новгород) - крупнейший в России производитель легких коммерческих автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» (включая модернизированные автомобили «ГАЗель-БИЗНЕС» и «Соболь-БИЗНЕС»), среднетоннажных автомобилей «Валдай» и «Садко», а также легковых автомобилей Volga Siber;
  • Павловский автобусный завод (ПАЗ, Нижегородская область, Павлово) - крупнейший в России производитель малых и средних автобусов городского, пригородного и междугороднего сообщения марки ПАЗ;
  • Ликинский автобусный завод (Московская область, Ликино-Дулево) - крупнейший в России производитель городских автобусов марки ЛиАЗ;
  • «Автодизель» (Ярославль) - крупнейший в России производитель дизельных двигателей и силовых установок различной размерности марки ЯМЗ;
  • «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, Миасс) - производитель большегрузных автомобилей повышенной проходимости внедорожной и дорожной гаммы марки «Урал»;
  • Тверской экскаваторный завод (Тверь) - крупнейший в России производитель гусеничных и колесных экскаваторов марки ТвЭкс.

Основным акционером ОАО «ГАЗ» является машиностроительный холдинг «Русские машины».

Loading...Loading...