Художественная обработка дерева резьба. Виды художественной обработки древесины. Зайцев Сергей Петрович

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Волоконская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза А.В. Забояркина»

Большесолдатского района Курской области

Презентация по теме:

«Художественная обработка изделий из древесины».

Выполнил учитель технологии

Зайцев Сергей Петрович

Курск 2018г.


Школьникам необходимо было создать предметы домашнего обихода, как декоративно-прикладное изделие из древесины с художественной обработкой.

При выполнении данной работы учащиеся выпилили из фанеры детали для своих изделий, но что делать дальше, какую художественную обработку выбрать, они не знали.

Детям необходимо было решить данную проблему.

Задача: Найти оптимальное решение для данной ситуации

и способ его реализации.


  • Определите основные виды художественной обработки древесины.
  • Обоснуйте, какой вид художественной обработки древесины является наиболее простым, и приемлем для выполнения данного задания.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Это – древнейшее ремесло.

В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями, а дом декоративной резьбой.



Широкое применение получило производство деревянной резной и точеной посуды , которую пропитывали олифой, украшали серебром и золотом и расписывали масляными красками (знаменитая хохломская роспись).



РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву.

Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства (которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом).

Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили:

  • плосковыемчатая;
  • геометрическая;
  • прорезная.

I . ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА

Характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.

Выделяют несколько подвидов такой резьбы:


1. Контурная резьба Самая простая, единственным её элементом является канавка.

Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.


2 . Скобчатая (ногтевидная) резьба

Основным элементом резьбы является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка.


II. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

Также является разновидностью плосковыемчатой резьбы.

Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».

Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами (рис. 1- 4).


III. ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА

С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.


Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.).

Прорезная или Пропильная (сквозная ажурная)

резьба - вид декоративной обработки древесины,

при котором намеченные на плоской поверхности

узоры выпиливаются с помощью лобзика

или выкрутной пилы.

В пропильной резьбе декоративность

достигается ажурной сеткой.

Красивы узоры пропильных деревянных полос, украшающих фасады домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнамента прекрасносно смотрятся на фоне стены.

Пропильная резьба – является наиболее простой. Эта работа не требует больших материальных затрат, а по простоте и легкости исполнения является наиболее доступным ремеслом для любого школьника.


Много красивых изделий можно изготовить из фанеры и украсить их пропильной резьбой: мебель, кухонные принадлежности, подсвечники, полочки, шкатулки и т.д


Прорезная резьба - в ней чаще всего используется плоский орнамент, где сквозные участки прорезаются стамесками и резцами.


ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Название и изображение

Примечание

Пропильную резьбу на фанере обычно выпиливают лобзиком, который состоит из рамки с ручкой, верхнего и нижнего зажимных винтов. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается.

В ыпиловочный столик, который крепят в заднем зажиме верстака.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ

  • При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы

правое плечо находилось против треугольного выреза в

выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положе-

ние тела при выпиливании, столик должен располагаться

на высоте середины плеча.

  • Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному сто-

Лику так, чтобы большой палец с указательным образовы-

вал прямой угол, в котором производится движение пилки

при пилении.

  • При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка.
  • При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик.
  • Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину.
  • При заедание пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.

  • Пользоваться только исправным инструментом.
  • Проверить надежность и правильность закрепления пилочки.
  • Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку.
  • При пилении нельзя наклонять пилку в стороны.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку.
  • Не наклоняться низко над заготовкой.
  • Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

ГЛОССАРИЙ

  • Мозаика – это орнамент или сюжетное изображение, выполненное из

однородных или различных по материалу частиц.

  • Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
  • Инкрустация – это украшение деревянных изделий врезанием в их

поверхность пластинки металла. Слоновой кости и других

материалов.

  • Интарсия - вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины

других пород и цвета.

  • Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками

шпона из древесины различных пород.

  • Эксцентрик - приспособление, который применяют для стягивания рамки

перед креплением пилки.

  • Выпиловочный столик – приспособление для выпиливания лобзиком.
  • Надфили – напильники очень малых размеров, имеющие различные
  • профили в поперечном сечении.
  • Перечислите виды художественной обработки древесины? Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение? В чем особенность плосковыемчатой резьбы? Назовите основные элементы контурной резьбы? Назовите основные элементы скобчатой резьбы? Назовите основные элементы геометрической резьбы? В чем особенность прорезной резьбы? Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной? Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком? Что нужно делать если пилочку зажало? Какие можно увеличить производительность работы? Пере числите основные правила техники безопасности?
  • Перечислите виды художественной обработки древесины?
  • Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение?
  • В чем особенность плосковыемчатой резьбы?
  • Назовите основные элементы контурной резьбы?
  • Назовите основные элементы скобчатой резьбы?
  • Назовите основные элементы геометрической резьбы?
  • В чем особенность прорезной резьбы?
  • Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной?
  • Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком?
  • Что нужно делать если пилочку зажало?
  • Какие можно увеличить производительность работы?
  • Пере числите основные правила техники безопасности?

  • На выпиленные и отшлифованные детали изделия перенести орнамент через копирку.
  • В вырезаемых контурах просверлить отверстия, для завода пилки лобзика и выпилить контур рисунка.
  • Зачистить выпиленный рисунок надфилем.
  • Собрать изделие с помощью клея.




  • Т.А. Матвеева Мозаика и резьба по дереву – М., 2006.
  • Виноградов А.Н., Савченко В.А. Художественная обработка дерева - Ростов н/Д: «Феникс» 2008.
  • Технология. Учебник для учащихся 6 класса/Под ред. В. Д. Симоненко – М., 2008.

Обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом . Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.
Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.
Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.
Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая
Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50).

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.
Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель .
Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты , в основном стамески (рис. 53).

Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.
Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.
Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57).

Правила безопасности
1. Стамески - опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку - в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
6. Каждому инструменту отводить свое место.

Практическая работа
Художественная резьба по дереву

1. Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной,прорезной.
2. Нанесите рисунок на изделие.
3. Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

♦ Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик), выемка, разметка рисунка.

1. С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?

3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?

Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Артёмовского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Артёма

Творческий проект

«Художественная

обработка

древесины»

Образовательная

«технология»

Выполнил: Петров Владислав

Руководитель:

Учитель технологии СШ № 4

1. Введение (художественная обработка дерева)……………………………...4-5

2. Обоснование выбора проекта……………………………………..……………6

3. Перечень первоначальных идей………………………………………………..7

4. Варианты изготовления………………………………………………………...8-9

5. Технология изготовления кувшина…………………………………………....10

7. Технологическая карта изготовления кувшина…………………………11-14

8. Экономическое обоснование…………………………………………………...15

9. Экологический анализ…………………………………………………………...16

10. Информация по теме проекта

а) Свойства древесины и характеристика…………………………………...17

б) Инструменты и приспособления………………………………………..18-21

Вариант1 Вариант2

Вариант2.

Так как техника выполнения росписи первого варианта достаточна проста, во втором варианте я решил выполнить элемент геометрической резьбы «сияние с зубчиками».

Технология изготовления кувшина

https://pandia.ru/text/78/166/images/image013_0.jpg" align="left" width="122" height="163 src=">Превращение заготовки в изделие может осуществляться разными путями и методами, но всегда надо стремиться к их упрощению, стараясь универсально использовать режущий инструмент, проводить полную обработку изделия при наименьшей затрате сил и времени. В работе я использовал токарные стамески и разметочный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/166/images/image015_0.jpg" align="left" width="112" height="149 src=">.jpg" align="left" width="122" height="163 src=">Из второй половины заготовки выточил крышку. Для вытачивания крышки использовал полукруглую и косую стамески, после вытачивания зашлифовал и отрезал. После вытачивания приступил к разметке сияния зубчиками. Для этого использовал циркуль, линейку, карандаш. Для резьбы использовал резец-косяк. После выполнения резьбы покрыл изделие лаком марки ПФ-283 в три слоя.

Технологическая карта изготовления крышки


2. Обточить коническую поверхность.

3. Снять заготовку, навинтить патрон, установить на станок.

Верстак, патрон.

5. Покрыть лаком.

Технологическая карта изготовления кувшина


Наименование операции.

Графическое

изображение.

Инструменты и приспособления.

1. Закрепить заготовку и обточить диаметр на 150 мм.


Полукруглая и плоская стамески, штангенциркуль.

2. Обточить поверхность.

Косая стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

3. Снять заготовку, забить в патрон, установить на станок.

Верстак, патрон.

4. Выполнить конические и фасонные поверхности.

Полукруглая и косая стамески, универсальная стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

5. Просверлить отверстие диаметром 30 мм

на глубину 130 мм.

Сверло 30мм, задняя бабка, штангенциркуль.

6.Расточить внутреннюю поверхность, обработать наждачной шкуркой, отрезать.

Универсальная и косая стамески, кронциркуль, наждачная бумага, ножовка.

7. Разметить и выполнить резьбу, покрыть лаком.

Измерительная линейка, циркуль, резцы, кисть.

Экономическое обоснование.

Изделие, представленное в проекте, сделано из экологически чистого материала.

Кувшин.

Для изготовления кувшина потребуется заготовка липы размерами 500мм – 150мм-150мм. Переведем линейные размеры из миллиметровых в метры: 500=0.50 м.

Находим объем древесины:

V=0.50*0.15*0.15=0.01125 м3

Цена 1м3 липы стоит 1700руб.

С(заготовки)=0.01125*1700=19руб. 12коп.

Кувшин изготовлен на токарном станке, поэтому рассчитаем затраченную электроэнергию.

Время работы на станке 8 часов, мощность станка 0.40 К Вт. Цена 1 К Вт электроэнергии – 2.68коп.

где А – количество электроэнергии,

W – мощность,

t – время.

A (э)= 0.40 К Вт*15=6.4 К Вт. ч

С(э)=6.4 К Вт*2.68 руб. = 17руб. 15 коп.

Для шлифовки изделия было использовано 1 лист наждачной бумаги. Цена 1 листа – 10 рублей.

Изделие покрывал масленым лаком марки ПФ – 283. Цена

1 литра лака 130рублей. 500 гр.

Общие затраты на изготовление кувшина составили:

С=С(заготовки)+С(электроэнергии)+(лак)+С(наждачная бумага)=19.12+17.15+10+130=176рублей 27копеек.

Экологический анализ.

Охрана окружающей среды, рациональное исполнение природных ресурсов принадлежат к числу наиболее важных и актуальных задач современности.

Охрана растительности предусматривает сохранение зеленого покрова Земли. Использование растительности должно сочетаться с ее одновременным восстановлением. Весной и осенью каждого года я с одноклассниками принимаю активное участие в посадке деревьев на пришкольном участке

Липа была спилена в Заводском лесничестве, квартал № 30, почвы бурые лесные.

Экспозиция: юго-запад 12 градусов. Леса второй группы, дубники горные леспедецовые

Конфетница сделана из экологически чистой древесины липы. При пилении, строгании, токарной обработки были получены отходы в виде опилок и стружек, но мы я стал их сжигать, а использовал как удобрение для огорода.

Особую ценность представляет лес, охрана и восстановление его, прежде всего с предотвращением пожаров, правильным использованием древесных насаждений и древесного сырья, посадкой быстрорастущих и ценных пород, борьбой с болезнями лесов.

Свойства древесины.

Вспомогательные инструменты.

Ножовка, в зависимости от формы зубьев

может служить для поперечного,

продольного или смешанного

Рубанок - предназначен для строгания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также для сострагивания заготовки в нужный размер.

Топор – незаменим при процессе изготовления столярных

и резных изделий, а также

в процессе изготовления или отделки дома, пригодится древесину тесать, колоть, перерубать. Для выполнения этих работ необходим топор средних размеров.

Инструменты для токарной обработки древесины.

1 – полукруглая стамеска-трубка;

2 – плоская стамеска-косяк;

3 – двухугловой резак;

4 – штихель;

5 – крючок;

6 – разновидности крючка.

Измерительные инструменты.

1 https://pandia.ru/text/78/166/images/image037.jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="305" height="197 src=">2 - кронциркуль, измерительный инструмент применяется для измерения наружных и внутренних размеров деталей.

https://pandia.ru/text/78/166/images/image039.jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="275" height="210 src=">3 - угольник, предназначен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий.

4 - линейка, служит для измерения размеров (длины, ширины, высоты, глубины), а так же для проведения прямых линий.

Режущий инструмент


а) Нож - резак; б) богородский нож;

а) Нож - косяк - используется для черновой работы так и

для зачистки резьбы.

б) Богородский нож - служит для выполнения накладной и

объёмной резьбы.

Правили техники безопасности при работе на СТД - 120м.

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4. Надежно крепить заготовку.

5. Перед работой на токарном станке надо тщательно приготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

6..jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="250 height=210" height="210">Отделка - конечная, завершающая операция в процессе изготовления деревянных изделий, которые при всех своих положительных свойствах - красоте, гигиеничности, долговечности и т. д.- имеют большой недостаток: все они подвержены воздействию внешних физических условий - температуры, влажности воздуха, солнечных лучей. Для предохранения изделий из дерева от влияния этих факторов и служит отделка. Кроме того, она должна уберечь материал от вредителей и придать предмету красивый внешний вид. Для этого деревянные изделия покрывают слоем краски, эмали или лака, оклеивают декоративной пленкой или фанеруют (отделка шпоном), пропитывают специальными составами, защищающими древесину от загнивания и вредителей. Защитные покрытия бывают прозрачные и непрозрачные. Первые не только защищают древесину, но и сохраняют ее естественный внешний вид, подчеркивая рисунок (текстуру). Применяются они обычно для отделки изделий из древесины ценных пород и имеющих красивый рисунок. Непрозрачные покрытия наносят главным образом на изделия из малоценных пород дерева; при этом, как правило, стремятся и такие покрытия сделать красивыми.

Анализ процесса творчества.

Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.

Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.

Замысел - это структурный элемент композиции - средства для выражения художественной идеи. Композиция - конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта.

Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении - все это входит в решение композиционной задачи.

Творческий процесс - это достижение единства формы и содержания.

Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление мастера развито в профессиональном направлении и сам мастер обладает следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Существует определенный план творческого процесса мастера работы по дереву:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

1. Художественная обработка дерева. . Феникс. 2004г.

2. Резьба по дереву. Лабиринт Пресс. 2002г.

3. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. . Москва, Издательство Оникс. 2007г.

Рецензия.

«художественная обработка древесины»

Петров Владислав

Ученик 9 класса МКОУСОШ №4

Артемовского городского округа.

При выполнении проекта автор использовал многовековой опыт и национальные традиции, которые присущи только русским мастерам декоративно – прикладного искусства. Для изготовления кувшина выбрана древесина липы, так как благодаря своим природным характеристикам она хорошо точится, режется и шлифуется, что позволило качественно выполнить изделие. При токарной обработке была соблюдена технологическая последовательность выполнения операций: разметка, пиление, строгание, черновое и чистовое точение, растачивание внутренней поверхности.

Кувшин имеет фасонную поверхность украшенную геометрической резьбой, правильно проработаны все детали, что отражается в лёгкости и оригинальности форм, подчёркивает неповторимую красоту линий и изгибов. В рисунках, схемах были представлены различные варианты конфигурации форм и техники выполнения, разнообразие применяемых инструментов и приспособлений. В полном объёме сделан экономический расчёт и экологический анализ. Проект отличается правильным подбором,

хорошо выполнен с эстетической точки зрения, актуальность проекта заключается в его практическом применении.

При изготовлении кувшина автором была проведена поисково - исследовательская работа, в ходе которой происходит знакомство с древнерусским жилищем, предметами домашнего обихода, технологий изготовления токарных сосудов и техникой выполнения росписи по дереву. В проекте были оригинально вставлены, высказывания, поговорки, что делает его более интересным и познавательным.

Всё это способствует развитию творческих фантазий, обладанию чувством (прекрасного). В процессе выполнения автор использовал знания по математике, экономике, истории, литературе, на практике примененил умения и навыки по черчению, рисованию, технологии. В процессе изготовления кувшина совершенствовались умения и навыки владения токарным инструментом.

Выполнение высокохудожественных изделий способствует гармоничному развития учащихся, удовлетворяя их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Рецензент:

Учитель технологии

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы - знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь - упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • - мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза - соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в и инкрустации.
  • Латунь - сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк - белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово - мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий - легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец - мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Художественная обработка металла

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала - качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость - особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость - способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла - механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки - производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий - мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье - древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива - чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы - песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка - древний метод обработки металла. Суть процесса - придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством « », мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором - обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Чеканка - создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Схема чеканки металла

Для выбивки декора используют стержни - чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели - метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу - это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай - доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Чеканка на высшем уровне

Особенности металлопластики

Металлопластика - метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.

Технология производства:

  • Первый этап работы - отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка - популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом - резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию . Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань - оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий - исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование - это взаимопроникновение двух различных структур - металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование - недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль - это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • . Сплав из серебра, меди, свинца и - чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие - тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Видео: Ковка и штамповка

Мы всегда стараемся придать жилому пространству, окружающему нас, индивидуальность, неповторимость, уют. Существует множество способов добиться особого колорита и комфорта, но самым притягательным является украшение интерьера обработанными изделиями из дерева. Какие же виды художественной обработки древесины существуют?

Пять основных видов художественной обработки древесины

Мозаика – изображение орнаментов или сюжетов с помощью отдельных элементов. Включает в себя разновидности:

  • инкрустация
  • интарсия
  • маркетри
  • блочная мозаика

Инкрустацией называют украшение поверхностей врезанными в них пластинами из дерева. Если вставки отличаются от основы цветом или фактурой, то такую инкрустацию называют интарсией. В случае применения в мозаичных полотнах декоративных кусочков шпона различных пород дерева, в результате чего получается целостное, будто нарисованное, изображение, тогда речь ведут о маркетри. Блочную мозаику вы сразу отличите по наличию тонких пластин с одинаковым рисунком, приклеенных на украшаемую поверхность.

Резьба по дереву – это, в сущности, получение изображения с помощью вырезанных элементов. Плосковыемчатая, например, обрисовывает контуры изображения с помощью выемок, при контурной силуэт создаётся с помощью простых линий, а геометрическая использует для этого орнаменты из несложных геометрических фигур. Самый интересный эффект получается в результате рельефной резьбы – узор приобретает объёмы.

Пирография – сравнительно новый способ обработки, заключается он в том, что рисунок получается в процессе выжигания по дереву.

Точение – оно предполагает вытачивание из дерева различных изделий, которые поражают своей законченностью, природной красотой, идеально гладкими формами, непревзойденной игрой светотени.

Роспись по дереву – как продолжение предыдущего способа. Простые растительные орнаменты превращаются в настоящие произведения искусства. Существуют даже определённые стили орнаментов (гжель, хохлома).

Самые простые и эффективные средства для обработки древесины, проверенные временем и доступные по цене, – это морилка, пчелиный воск, столярный клей и водорастворимые краски. Этот, незатейливый на первый взгляд, набор средств позволит качественно обработать поверхности, придать им законченный вид.

Технология обработки древесиныпозволяет получить разные результаты. Если нужно обработать или окрасить изделие морилкой, его необходимо сначала загрунтовать. Грунтуют столярным клеем, предварительно на сутки замочив его в воде, затем нагревают на водяной бане до 60 градусов. С помощью толстой кисти полученный состав наносят на поверхность и оставляют для просушки.

Для окрашивания изделий небольшое количество коричневатой морилки смешивают с водорастворимыми красками для увеличения яркости оттенков. Чтобы подчеркнуть игру теней, работу, ещё во влажном состоянии, промокают тканью.

Последний этап – обработка изделий воском, это позволяет надёжно защитить древесину от загрязнений и воздействия влаги.

Художественная обработка изделий из древесины – это удивительное мастерство, своего рода искусство украшать поверхности природным материалом. Тем не менее, при желании, небольших способностях к творчеству и терпении, практически у каждого могут получиться интересные предметы декора. Остаётся только выбрать то направление, которое наиболее вам близко, инкрустация, например, или вытачивание заздравных кубков.

Loading...Loading...