Эссе на тему: "Учитель - профессия или призвание?". Эссе на тему «Учитель – профессия или призвание? Учитель начальных классов

Учитель - это одна из самых сложных профессий в мире. Избравший путь педагога должен посвятить всего себя образованию, а иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Не каждый способен стать учителем, ведь для этого нужно не только получить образование, но и обладать неподдельной тягой к профессии.

Так что учитель - это, скорее, призвание, нежели специальность. Нужно всегда помнить об этом, и только осознав всю глубину этого высказывания, решить, а стоит ли вообще становиться педагогом.

Кто такой учитель?

Казалось бы, все знают, Ведь у нас всех был собственный учитель начальных классов, трудовик, физик и даже преподаватель ОБЖД. Так уж сложилось, что сейчас образование дается каждому, в независимости от его расы, пола и вероисповедания. И это, безусловно, хорошо, ведь без знаний мало чем отличается от своих далеких предков, бегавших с копьем за мамонтом.

Но каково это - быть учителем? Только представьте ту ответственность, что ложится на его плечи, ведь от его навыков преподавания зависит качество знаний. И если он не справится со своей задачей, то окажется, что его воспитанники не готовы к дальнейшим испытаниям.

Так что учитель - это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. Он, словно ювелир, создающий из неграненых камней произведения искусства, шаг за шагом превращает неопытных ребят в полноценных граждан.

Как стать педагогом?

Пускай учитель - это призвание, но без надлежащего диплома человека к школе и близко не подпустят. Поэтому оправданным является вопрос: «А где можно получить педагогическое образование?»

Что же, начнем по порядку:

  • В иерархии образовательной системы самыми первыми стоят педагогические колледжи. Здесь можно получить диплом воспитателя или учителя младших классов.
  • Среднее техническое образование отвечает за выпуск специалистов, которые ведут общеразвивающие предметы. Например, музыка, физкультура или специальное дошкольное воспитание.
  • ВУЗы - идеальное место для тех, кто хочет преподавать в школе. Помимо прочего, здесь также можно получить образование психолога. В целом выпускников делят на бакалавров и магистров, при этом вторая категория стоит на ступень выше и дает намного больше привилегий.
  • Завершающим этапом является аспирантура и докторантура. Получивший это звание человек имеет полное право преподавать в высших учебных заведениях, а также работать над различными исследованиями.

Недостатки профессии учитель

Но, прежде чем перейти к описанию достоинств этой профессии, следует остановиться на ее недостатках. Ведь как ни крути учитель - это работа, которая подойдет далеко не всем.

Самая большая опасность кроется в том, что учителя регулярно подвергаются эмоциональным встряскам. Непослушные ученики, перемены в образовательной системе, недовольные родители, необходимость в постоянном контроле над ситуацией - все это ведет к стрессу. И если педагог не научится подавлять его, то вскоре у него может появиться депрессия и отвращение к работе.

Еще одним минусом является низкая оплата труда. Так как учителя находятся на государственном обеспечении, довольно часто они испытывают на себе дефицит бюджета. Особенно остро эта проблема стоит в заведениях, которые расположены на территории небольших поселков и городов.

Преимущества этой профессии

Наверное, самым положительным моментом является возможность раскрыть свой потенциал. Ведь, работая учителем, человек постоянно самосовершенствуется. Каждый новый день будет непохожим на предыдущий, так как дети всегда найдут способ отличиться.

Да и условия труда весьма привлекательны. Будь то дождь, снег или холодный ветер - учитель всегда будет находиться в теплом помещении. Рабочий день определяется количеством отведенных уроков, а поэтому довольно часто колеблется в пределах 6-8 часов. Что уже говорить об отпуске, который всегда выпадает на летний период и длится полтора месяца.

Немаловажным фактором является и престиж. Ведь их работа служит на благо общества, следовательно, сам социум благодарен им за это.

Учитель начальных классов

В начальных классах вся ответственность за воспитание детей ложится на плечи их руководителя. Он у них и учитель языка, и математик, и даже психолог. Потому эта должность крайне важна в плане начального образования.

Именно эти педагоги дают детям базовые знания. Более того, именно они должны привить своим воспитанникам тягу к знаниям. Донести им то, насколько важна учеба, дабы в будущем достичь желаемых высот.

Гуманитарные и точные дисциплины

В целом педагогов можно разделить на три большие группы:

  • Общеразвивающие. Например, учитель музыки, рисования, физруки и так далее.
  • Гуманитарные. Русский язык, история, философия.
  • Точные. Учитель математики, физики, химии и тому подобное.

Избрав для себя путь в мире педагогики, человек должен будет следовать ему до конца. Ведь переподготовка займет много времени, если, конечно, это не смежные направления, например учитель русского языка и, скажем, преподаватель литературы.

Выбор места работы

Что касается места работы, то здесь все зависит от образования. Чем выше звание педагога, тем больше возможностей перед ним открыто.

Что касается оплаты, то здесь на первом месте стоят преподаватели, ведущие свою практику в частных и элитных школах. Затем идут педагоги в университетах и колледжах, затем работники школ и так далее. При этом многое зависит от самого предмета и количества отведенных часов.

Также в этой профессии есть возможность Скажем, тот же учитель математики или английского языка может подрабатывать репетитором. Более того, иногда подобная деятельность приносит куда больший доход, нежели основная работа.

Учитель – профессия или призвание?

« Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»

Л.Н. Толстой

Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Возможно, многие считают, что учитель – это профессия от Бога или даже не профессия, а призвание. Действительно, как много душевных качеств должен иметь в своем характере человек, который хочет стать учителем: строгость и твердость, терпение и доверие, умение быть примером во всём, а главное – это любовь, любовь к процессу обучения, к жизни и, конечно же, к детям.

Хотелось бы вспомнить притчу:

«Четыре свечи горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

Я – вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

Я – любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто их любит больше всего – своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг… в комнату зашел ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь темноты!

Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:

Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – надежда».

При чтении этой замечательной притчи сразу представляешь на месте четвёртой свечи себя – учителя. Ведь именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать окружающий мир, захотеть изменить его, сделать себя и окружающих лучше.

С самого раннего детства нас окружают люди, которые раскрывают перед нами интересные и познавательные законы природы, тайны чисел, знакомят с шедеврами мировой культуры. Настоящие учителя учат нас не столько самой науке, сколько умению находить самим источник знания.

Важнейшая задача наставника – видеть в каждом ученике хорошее, помогать верить в свои силы, идти рука об руку к вершинам, воспитывая человека, чуткого, отзывчивого, доброго, общительного, самостоятельного, целеустремленного и порядочного.

Сегодня, в связи с изменением требований, предъявляемых государством к личности учителя, президентская инициатива «Наша новая школа» ставит иную задачу, то есть не просто научить чему – либо, а научить учиться, показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотности использования, дать возможности ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни.

Современные школьники прекрасно ориентируются в мире информатизации, что, несомненно, развивает их интеллект, но не будит душу, поэтому нужно воспитывать в них отзывчивость сердец, разбудить стремление кропотливой работы над собой, предотвратить пустоту души. А в этом может помочь учитель, который отдает частичку своего сердца, вкладывая свою душу, не жалея ни себя, ни своего времени.

Я выбрала для себя профессию учителя. Что это – судьба или призвание? Если честно, то я ещё всерьёз не задумывалась об этом, но знаю точно, что мой выбор не случаен. Зачастую маленькие дети не помнят своего детства, в их памяти сохраняются только яркие воспоминания. И таким незабываемым моментом стал «День знаний», мой класс и знакомство с первым учителем. Это было интересно, удивительно и не забываемо. И уже после нескольких дней моей учебы я уверенно заявила дома, что хочу стать учителем.

Моя «трудовая» деятельность началась очень рано, но вот только внимательными школьниками были мои мягкие игрушки, куклы и мой двоюродный брат, который нередко получал неудовлетворительные оценки. Благодаря моей маме, у меня появились своё рабочее место, доска с мелом и, конечно же, журнал.

С течением времени меня все больше и больше интересовала профессия учитель. Перейдя из начальной школы в среднее звено, я познакомилась с новыми учителями. Особенно понравился урок математики Шиловской Анны Стефановны, сразу ставшей примером для подражания. Она была очень доброй, но в то же время строгой и требовательной.

В день самоуправления мне, старшекласснице, поручили провести урок математики в 6 классе. Я готовилась к этому событию очень серьезно. Для чего пришлось не только выучить параграф учебника, но и обратиться к методике преподавания. Оказалось, чтобы провести урок, нужно продумать каждый этап занятия. Этот опыт оказался полезным, помню до сих пор, как вхожу с тетрадкой в класс и начинаю вести урок, как настоящий учитель. После этого дня я уже не рассматривала никаких других профессий.

После окончания школы я поехала сдавать документы в Ставропольский государственный университет на физико-математический факультет. 1 сентября 2005 года я стала студенткой, которая за все годы обучения ни на минуту не усомнилась в выборе профессии.

После окончания университета я вернулась в свою родную первую школу села Кочубеевского, уже в качестве учителя, в которой начала и продолжаю до сих пор свой профессиональный путь. Случайные люди в школе долго не задерживаются, здесь работают настоящие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом, владеют не только дидактическими, психолого-педагогическими, методическими и предметными знаниями и умениями.

Чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

Уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

Владеть здоровье сберегающими технологиями;

Обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;

Быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

Быть творческой личностью и уметь использовать инновационные технологии.

Преподаватель должен быть увлечён своей профессией и своим предметом. Только в этом случае он способен чему-то научить. Умение найти контакт с учениками, на мой взгляд, обязательная черта учителя. Не менее важны спокойствие, безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество каждого учителя.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования- их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Одна из целей моей педагогической деятельности – создание единого образовательного и воспитательного пространства, приоритетом которого является личностная самореализация каждого ребенка.

Я понимаю, в условиях сельской школы особо важное значение приобретает личность педагога, способного развить природную детскую любознательность деревенских ребятишек в настоящий дар. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач в своей образовательной практике я соблюдаю следующие педагогические принципы :

- принцип открытости – не только давать задания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в процессе деятельности;

- принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью различных приемов обратной связи.

- принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Работая в школе я поняла, что учитель не принадлежит себе. Приходится не только всё свое время, всю энергию и силы, способности и мысли, но и всего себя посвящать школе. Учитель, который действительно имеет призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден вниманием и любовью детей, уважением родителей и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Призвание педагога – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Главное в работе - умение не только доступно преподнести свой предмет, но и уметь найти «изюминку» в каждом ребёнке, позволить каждому ребёнку реализовать свой потенциал.

Когда видишь блеск глаз учеников, то забываешь про трудности и неудачи. Тёплые объятия детей заставляют забыть о негативном, пробуждают в тебе желание творить. Я уверенна в том, что если человек почувствует эту радость, то он больше не захочет творить зло, причинять вред другим.

По – моему, высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии.

Я ни разу не пожалела о выборе своей профессии, потому что я поднимаюсь вместе со своими учениками по лестнице знаний. Я наблюдаю, как они растут и развиваются, и вместе с ними расту и совершенствуюсь я.

Мой педагогический опыт ещё не велик, но я горжусь тем, что я – Учитель.

«Призвание человека – это внутренний голос,

который зовёт за собой.»

Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии.

Учитель: профессия или призвание?

Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их - это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель. В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». Я играла с подругами и куклами «в школу». И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем. Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня

« учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.

Я учу своих учеников, а они учат меня. Мне нравится смотреть на мир детскими искрящимися глазами, наполненными добра, тепла и света, погружаться вместе с ними в мир нового и неизведанного. Именно они подстёгивают меня к новым начинаниям, развитию и самосовершенствованию. Ежедневная работа с информацией требует много знаний не только по поиску, обработке, но и по её хранению. Немаловажную роль играет умение учителя пользоваться современной техникой. Учитель « новой школы» должен быть мобильным, креативным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к творческому и научному поиску.

Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, умение донести его до детей, а также увлечённость своим делом. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что всё не зря! Но для того, чтобы зажечь других, ты должен сам гореть, а не тлеть. И в этом смысле мы действуем взаимно: я - зажигаю их, отдавая все свои знания, умения и жизненный опыт, а они меня, своей неиссякаемой энергией, детской непосредственностью, чистотой души и мыслей. Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ

жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и таланта общения.

Я думаю, педагог – это и призвание, и профессия. Это человек, который готов отдать всего себя детям. Это когда ты идёшь на работу и понимаешь, что ты хочешь туда идти. Для чего? Для общения с детьми, потому что знаешь, что каждый день принесёт и детям, и тебе что-то новое, интересное. Думаю, что каждый учитель, а в особенности, учитель начальных классов, прежде всего, должен любить своё «дело» и своих учеников.

Педагог – это профессия, призвание, образ жизни…

Педагог – это человек, который создаёт будущее страны…

Профессия педагога – вне времени, моды, географии, национальности…

Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?

На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Как тут поступить? Как вести урок? Как привить любовь к знаниям и добиться уважения уча щихся? Особенно это трудно в сельской школе.

Задача учителя начальных классов – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для формирования активной, жизненной позиции.

В распоряжении учителя множество методов и приемов пре подавания. Из этого богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.

Четыре года сотрудничества и сотворчества с учениками я работаю над:

Развитием интереса учащихся к учебной деятельности;

Развитием творческой личности;

Обучением учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;

Воспитанием у детей честности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности.

Все учащиеся разные: у них разные возможности, интересы, способности. Осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении, я пытаюсь применять различные формы, приемы для проведения занятий, использую новые педагогические технологии.

За последние годы в образовании нашей школьной системы произошли кардинальные изменения.

В современном обществе школа несёт инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики. В наш сумасшедший век информационных технологий государству нужен инновационный человек, человек адаптивный к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки, активный инициатор и реализатор этих изменений.

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. ФГОС-это ориентация на будущее.

Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.

Школьная жизнь… Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой, как казарму. Время в школе - время познаний и споров, поиска истины и себя, время побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.

Школа для ребенка – это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И в значительной степени от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа должна стать миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Призвание учителя – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.

Главное в работе, умение не только доступно преподнести свой предмет, но и поверить в каждого ребенка, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».

Я выбрала профессию учителя, потому что, взяв ребенка за руку, могу увести его в интересный и увлекательный мир познания. Поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствуюсь я. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.

Любовь к своему делу, к детям побуждает к поиску истины и обретению мудрости, житейской, педагогической. У каждого свой путь к своей истине…

С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных. Вероника Тушнова очень верно замечает:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

Конкурс «Педагогическое вдохновение »

Просто так написать о работе с детьми не возможно, нужно поработать, почувствовать их душу, жить и быть с ними. Мое эссе как раз об этом.

Многому я научился у своих наставников,
еще большему - у своих товарищей,
но больше всего - у своих учеников.
Талмуд

Ежедневно, изо дня в день, из года в год, мы спешим на работу, по разным дорогам, разным направлениям, и редко задумываемся: «С чего всё началось? Что повлияло на выбор нашего жизненного пути?»

Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с детьми. Еще с детства я мечтала учить детей, играть с ними, воспитывать их. В детстве я собирала вокруг себя подруг, и мы играли то в школу, то в детский сад. Не трудно догадаться, но педагогом, конечно же, была я. Кроме того, моя бабушка была 34 года учителем младших классов и оказала на мое воспитание существенное влияние, можно сказать предопределила мое будущее. И вот сейчас, имея уже образование и небольшой опыт, я могу сказать, что горжусь этой профессией.

Педагог - это даже не профессия, это образ жизни, хобби, увлечение. Наверное, это и есть моя дорога длиною в жизнь, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.

Для понимания некоторых вещей я прибегаю к народной мудрости, и вот одна из этих мудростей гласит: «Плохой врач может забрать жизнь, а плохой педагог - искалечить душу». Не могу не согласиться с этими словами. Я осознаю огромную ответственность перед обществом и государством, а прежде всего перед детьми, их родителями, которые доверили мне самое дорогое, что у них есть.

Дети, приходящие в школу малы, доверчивы, беззащитны, и нам надо подняться до их детской философии, дотянуться до нее и прожить эту жизнь вместе с ними, ведь они уже личности, имеющие право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Но как тяжело, а порою и невозможно это понять и принять взрослому человеку, который считает, что во всём прав он - взрослый.

Значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя «работе» с детьми, заключается в том, чтобы снова стать ребёнком, большим ребёнком. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Взрослые тоже когда-то были детьми, но забыли об этом». Педагог должен смотреть на мир детскими глазами мудреца, раскрывать потенциал воспитанников, вводить их в окружающий мир, помогать каждому из них найти свой путь, учить преодолевать трудности и препятствия.

Я считаю, что профессия педагога призывает «сеять разумное, доброе, вечное», и я бы добавила - «совместное». А как и что прорастёт из посеянного?

В одной восточной мудрости говорится о том, что труд педагога можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое - прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».

Педагог должен найти подход к каждому ребёнку, с каждым подружиться, каждого понять, полюбить и принять таким, какой он есть. Только тогда откроется неповторимость и образ каждого из его воспитанников, и «зазвенят колокольчики в их душах».

Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Для этого в своей деятельности я руководствуюсь принципом «как можно больше сделать в школе вместе». Я стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.

Я получаю удовольствие от совместного времяпрепровождения. На занятиях открывать им новые знания, ведь, проведение урока для меня - это некое волшебство. Чтобы оно захватило и увлекло ребёнка, заставило его быть активным, я должна наполнить его не только познавательным содержанием, но и занимательным смыслом.

Ведущие виды деятельности сменяют другу друга по мере взросления, но неизменно приходятся по душе игра и внеклассная деятельность. Готовя детей к какому-то празднику, мы проводим много времени вместе, разрабатываем сценарии, разыгрываем их, готовим роли, костюмы. Огромное удовольствие мы получаем от подготовки к КВН, викторинам, муниципальным и республиканским конкурсам и соревнованиям.

У детей разного возраста, я заметила интересную особенность: в совместной деятельности дети бессознательно раскрывают себя, и нашему взору сразу видны семейные проблемы, проблемы в общении, или, наоборот, мы раскрываем таланты детей: кто-то прекрасно поет, а кто-то прекрасно танцует. Чаще всего дети раскрываются во внеклассной деятельности.

На первый взгляд может показаться, что эта работа забирает много времени и усилий, но, поверьте мне, все возвращается с избытком. Когда ты видишь, что ребенок, который еще вчера боялся сцены, сегодня превосходно декламирует стихи или ведет школьное мероприятие, а, наоборот, раскованный произвольно контролирует свое поведение, соблюдает нормы поведения, помнит правила этики, - чувствуешь себя вознагражденным самыми высокими наградами.

Радуюсь, когда вижу, что ребенок «расправляет крылья» своих способностей, умений и делает шаг к успеху в освоении знаний. Я уже дважды классный руководитель. Мои первые воспитанники, мой первый класс, мне отплатили 5 медалями: 3 золотые и 2 серебряные. 17 учеников получают высшее образование в России и в Приднестровье на бюджетной основе.

Нынешние мои ученики так же приносят мне радость и восхищение. Горжусь, когда они участвуют и побеждают в соревнованиях, конкурсах, когда учителя хвалят моих воспитанников. И я понимаю, что я справилась, что у меня получилось, что я действительно хороший педагог.

Для того, чтобы достичь успеха, нужно не материальное, а совсем иное. На первом плане выходит просто человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. А еще каждый день общаться с детьми, такими разными и неугомонными.

Находить в этом радость и удовлетворение.

Думать о них.

Сопереживать успехам и неудачам.

Нести ответственность.

Любить, потому что нельзя воспитать ребенка, не любя его.

Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности, прежде всего именно потому, что они любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко, Януш Корчак - эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви.

Я стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь педагог должен так много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.

Для этого я должна быть другом, партнёром, заботливой мамой, мудрым наставником, могу понять детские заботы и проблемы. Так же я должна побеспокоиться об условиях для развития творческих и умственных способностей, человеческих качеств, ведь я - Педагог.

Конечно же, меня ценят родители моих воспитанников. Ценят как партнёра в воспитании детей. Уважают и ценят за то, что я люблю и принимаю их детей такими, какие они есть, за то, что отношусь к их детям так, как хотела бы, чтобы относились к моим трем сыновьям, за то, что могу им профессионально помочь и дать совет в воспитании ребенка.

Я без сомнения убеждена, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не совершат новых открытий и не откроют новых законов физики, они будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни - это уже счастье.

Я буду знать, что в каждом из них есть плоды моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!

Новый год для меня - не январь,
Новый год для меня - сентябрь!
Этот личный мой календарь
Много лет для меня составлен!
Я надежды свои и мечты
Загадаю на этот день, без украшений, без мишуры,
Лишь от листьев кленовых тень!
И уже в десятый раз
Я войду в свой любимый класс!
Этот день в жизни очень важный,
Он волнующий и прекрасный!
И от детских глаз - светло,
От улыбок детских - тепло!
Я счастливее в сентябре,
И красивее, чем в январе!

Завтур Анна Валентиновна, учитель английского языка, педагог-психолог, МОУ ДР СОШ № 5, г. Дубоссары, Приднестровская Молдавская Республика.

Размышления сельского учителя о своей профессии и о себе

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание : Эссе написано специально для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». В нем я попытался осмыслить дилемму "профессия или призвание", а также сформулировал собственное понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

С юношеских лет я бережно храню в своей домашней библиотеке одну из самых ценных и любимых мной книг – сборник афористических высказываний «Разум сердца». Названный в предисловии «самоучителем нравственности», он в школьные годы здорово помог мне при написании сочинений по литературе: собранные в нем изречения великих людей прошлого и современности охватывали весь круг моральных проблем, так что подобрать нужную цитату для меня никогда не составляло большого труда. Самые интересные высказывания я выписывал в черновик, помещал на обложки тетрадей и даже украшал ими свой дневник. Эту школьную традицию я сохранил до настоящего времени, оставляя размашистые надписи уже не только в своих собственных тетрадях, но и в тетрадях своих учеников: пусть лишний раз задумаются над книжной мудростью!

И вот, размышляя над темой эссе, я вновь беру в руки потрепанный сборник темно-красного цвета. Неторопливо перелистывая страницы, задерживаю внимание на отдельных высказываниях, которые я, еще будучи школьником, отмечал для себя галочками и подчеркивал линиями. Так, в небольшом подразделе «Учитель и ученик» мной некогда были отмечены три афоризма. Один из них принадлежал Ж. Ж. Руссо, другой – А. Дистервегу, а третий – более всего меня заинтересовавший – Л. Н. Толстому:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С волнением перечитываю высказывание классика еще несколько раз. Да ведь это и есть ответ на вопрос, поставленный в названии эссе! Как будто уже осознавая свой будущий жизненный выбор, я, тогда учащийся старших классов, специально подчеркнул слова великого русского писателя и теперь спустя десять лет возвращаюсь к ним вновь.

Прочитав цитату классика, первой моей мыслью было использовать ее в качестве эпиграфа к эссе, но после некоторых размышлений я от этой идеи отказался: могло сложиться неверное впечатление, будто слова писателя я отношу к самому себе, что, может быть, очень лестно, но в еще большей степени самоуверенно, а это качество совершенно точно не красит настоящего учителя. Сам Лев Николаевич любил повторять, что «для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». Последую и я этому умному совету и попробую осмыслить дилемму эссе на основе афоризма русского писателя, а заодно сформулирую свое понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?

Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная. Хорошо сказал Демокрит: «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». А вот слова нашего соотечественника В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело, им решается судьба человека».

Судьба человека… Помнится, Ю. К. Олеша назвал писателей «инженерами человеческих душ». Думаю, учителя могут с полным правом разделить с писателями это почетное звание, а если взять выражение Олеши и соединить его с процитированной фразой Белинского, то получится, что воспитатели (учителя) это еще и инженеры человеческих судеб! Конечно, не в совсем буквальном смысле, а только в определенной степени: все-таки каждый человек прежде всего сам творит свою судьбу. И, тем не менее, даже частичная причастность к судьбе будущего совершеннолетнего гражданина – это огромная честь. И опять же огромная ответственность.

Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позицию.

Сопричастность к нравственному развитию детей, особая ответственность перед обществом, эмоциональная напряженность труда – какими же моральными качествами должен обладать человек, способный принять все вышеперечисленное как норму?

Мне представляется, что первое качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но прежде всего он должен быть добрым великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Второе важное качество – это вежливость и тактичность в отношении ребят. Недавно Госдума отклонила законопроект, обязывающий учителей обращаться к своим учеником только на «Вы». Инициатива, может быть, действительно излишняя, но вот сама необходимость хороших манер со стороны всех участников учебного процесса сомнений не вызывает. Третье качество – личная скромность. Не может тщеславный и самодовольный человек быть нравственными примером для детей, скромность же украшает как учителя, так и учеников. Еще одно качество обязательное для настоящего учителя – интеллигентность. Под этим словом я понимаю целый набор признаков противоположных понятию мещанства: уважение и интерес к высокой культуре, критическое мышление, постоянное самообразование, принципиальность, первичность общественных интересов, совестливость, альтруизм. Наконец, в виде пятого качества, тесно связанного с четвертым, я бы выделил то, что шотландский писатель С. Смайлс назвал особым «мужеством совести». Вот как сам автор определил это понятие: «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». Эта цитата одна из моих самых любимых. Считаю ее очень актуальной не только для нашего педагогического сообщества, но и для всего российского общества в целом.

Мне кажется, что именно здесь – в пространстве нравственных качеств личности – можно провести своеобразную границу между двумя смежными понятиями – профессией и призванием. Эта граница и есть то особое неуловимое чувство, которое Лев Николаевич назвал абсолютной «внутренней уверенностью» в невозможности быть никем иным. Кто может иметь такую уверенность? Если оставить за скобками известную склонность женщин к работе с детьми, такую уверенность могут иметь по-настоящему великодушные, скромные, интеллигентные, совестливые и самоотверженные люди. Только они могут приносить сегодня жертвы своему призванию. Только они и являются настоящими Учителями с большой буквы.

Для учителей по призванию профессия – это средство осуществления того, что они считают главным в своей жизни – воспитания сильных, духовно развитых, самостоятельных личностей. Такие педагоги – подвижники своего дела, творцы. Те, кто себе высоких целей не ставит, кто работает в школе преимущественно ради денег – это ремесленники. Можно ли осуждать их за такое утилитарное отношение к своей работе? Мне трудно об этом говорить. Уверенно могу сказать другое: осуждения, причем самого решительного достойны современные реалии нашей жизни, в которых учителя, несмотря на окружающий их ложный пафос, остаются бесправными «пролетариями умственного труда», а узаконенная деидеологизация общественной жизни порой не только разрушает все то, что с таким трудом воспитывают учителя в своих учениках, но и травмирует нравственный облик самих воспитателей (не в этом ли причина того, что соотношение «творцов» и «ремесленников» в педагогической среде оказывается в пользу последних?).

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».

Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Недавно мне довелось принимать участие в областном педагогическом форуме, проводившемся среди молодых учителей. Обсуждались различные вопросы, в том числе и социального характера. Когда речь зашла об условиях труда и заработной плате учителей одна из кураторов мероприятия, подводя итог неформальному обсуждению, заявила следующее: «Вы еще молоды и талантливы и в том случае, если вас что-то не устраивает, всегда можете легко поменять свою школу, переехать в другое место, сменить работу, наконец». Тогда из зала раздался вопрос: «Я сельский учитель. Если я брошу школу, кто тогда будет учить детей?» Ответа на вопрос так и не последовало: девушка-куратор, рассуждавшая до этого в категориях успешности и карьерных перспектив, просто не знала, что ответить…

Небольшой поселок Батьки – центр одноименного сельского поселения, славившегося в советское время большими урожаями сельхозпродукции, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Батьках нет. Есть красивая сосновая роща, расположенный рядом с ней пруд и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.

И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости поселка.

С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – городского жителя – устроиться именно в сельскую школу? Почему я вообще выбрал профессию учителя? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответил выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы мог повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование... Так я оказался в Батьках.

Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в сельских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов – самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В сельских школах многие дети особенные: кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.

У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников. Разумеется, все вышеперечисленное происходит в самом тесном сотрудничестве учителя и учащихся, но при решающей роли первого из них: теорию о «модераторской» роли учителя на уроках я не только не признаю, но и считаю прямо оскорбительной для любого уважающего себя педагога.

Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на муниципальном и всероссийском уровнях, не только в пробуждаемом творческим напряжением искреннем детском энтузиазме. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.

Loading...Loading...