Что производила бош во время войны. Бизнес на службе Рейха. Как компания «Бош» помогала ковать тевтонскую мощь. Важные даты в становлении компании

Роберт Бош (Robert Bosch) (23 сентября 1861 — 12 марта 1942) выдающийся немецкий изобретатель и инженер, основатель всемирно известной компании Robert Bosch GmbH, специализирующейся на поставках технологий и услуг для автомобильной промышленности, а так же для строительства, упаковки, производства промышленного оборудования и потребительских товаров.

Роберт Бош (Robert Bosch)

Ранняя жизнь

Роберт Бош родился в семье зажиточного крестьянина Сервациуса Боша и был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Семья жила в городе Альбек, недалеко от Ульма, Германия. Отец Роберта владел отдельным участком земли и собственной пивоварней, в своих кругах он считался человеком достаточно образованным и начитанным. В мечтах отец видел Роберта священником, аптекарем или учителем, но тот с юных лет очень любил мастерить.

Весной 1869 года семья перебралась в Ульм, Там с 1869 по 1875 годы Роберт Бош учится в Ульмской школе, а закончив ее устраиваться на работу помощником мастера. C начала октября 1881 года в течении года Бош проходит службу в 13-м инженерном батальоне и заканчивает ее в статусе унтер-офицера. В 1894 году Роберт посещает лекции в Высшей технической школе в Штутгарте.

Основание компании Robert Bosch GmbH

15 ноября 1886 года в Штутгарте, Роберт Бош открыл собственную фирму, которую назвал «Мастерская точной механики и электротехники». В первые годы существования бизнеса почти вся прибыль уходила на закупку нового оборудования. В это время основной деятельностью фирмы является производство электрического оборудования, но Бош не отказывался и нередко брался за непрофильные заказы.

В 1887 году фирма, по заказу одного из клиентов разрабатывает систему зажигания от магнето для газового двигателя. Однако первый образец получается не слишком удачным и не подходит для повседневного использования. После нескольких месяцев доработок компании удалось устранить все проблемы, и количество заказов резко возросло, к началу 1890-х годов на зажигания от магнето приходилось уже более половины заказов компании.

В 1897 году поступает заказ от компании «Даймлер» по адаптации зажигания от магнето для применения его на двигателе для транспортного средства. Компания Роберта Боша успешно справляется с поставленной задачей, решив одну из главных технических проблем начала автомобилестроения. В 1902 ученик Боша, разработал новую систему зажигания от магнето высокого напряжения, где искра возникала между электродами свечи зажигания. Эта система сделала применение зажигание от магнето более универсальным.

Развитие компании


В начале 20-го века компания Роберта Боша начала свое расширение, сначала в Великобритании, а затем в других странах Европы. В 1910 году в штате Массачусетс, строиться первый завод компании на территории США, а 1914 году компания открывает еще один завод, в штате Нью-Йорк. Кроме того, компания открыла свои представительства в Южной Америке, Азии, Африке и Австралии. Благодаря активной деятельности на внешних рынках 88% продукции компании к 1913 году продавалось за территорией Германии. Все это сделало Роберта Боша одним из самых богатых немецких промышленников.

Личная и общественная жизнь

Роберт Бош был дважды женат. Первой женой была Анна Кайзер, их свадьба состоялась 10 октября 1887 года. В первом браке было трое детей. Второй раз он женился в 1927 году на Маргарете Венц, в этом браке у Боша было двое детей. Он с удовольствие занимался сельским хозяйством на собственной ферме расположенной к югу от Мюнхена. Кроме того он был увлечен охотой, которой занимался с ранней юности вместе с отцом.

Бош всегда был политически активен, он придерживался либеральных взглядов и никогда этого не скрывал. Взгляды Боша как на процесс производства, так и на саму организацию труда во многом опережали свое время. В отношениях с клиентами компания руководствовалась принципом, лучше потерять деньги, чем доверие. Еще 1906 году он ввел на своих производствах восьмичасовой рабочий день.

В 20-30-е годы двадцатого века он уделял огромное внимание заключению перемирия между Германией и Францией, так как считал,что хорошие отношения этих стран это фундамент к объединению Европы. Бош являлся яростным противником нацистского режима и активно поддерживал антифашистское сопротивление.

Бош вел активную благотворительную деятельность. С 1910 года он состоял в американском союзе Рыцари Труда, деятельность которого была направлена на улучшение условий труда. В 1910 году он пожертвовал около миллиона немецких марок Высшей технической школе Штутгарта. В течении Первой мировой войны Бош отказался от прибыли за поставки продукции для армии и полностью направил ее на благотворительность. В 1940 году была открыта больница, полностью построенная на средства Роберта Боша.

Окончание жизни

Скончался Роберт Бош на 81 году жизни в Штутгарте, 12 марта 1942 года. В своем завещании, составленном в 1937 году, он указал направить дивиденды от принадлежащих ему акций на благотворительность. В начале 6-х годов наследники передали свои доли в компании с фонд основанный Бошем с 1921 году и названый его именем. Сегодня этот фонд контролирует 92% капитала компании. 

В мире существует множество брендов, которые функционируют уже не один век, сохраняя при этом качество своей продукции на высочайшем уровне. Одним из таких мировых производителей является Robert Bosch GmbH. Об этой компании и пойдет речь в данной статье.

Специализация

Bosch (страна-производитель - Германия) является немецкой группой крупных компаний, которая считается одним из поставщиков услуг и технологий в сфере автопрома и промышленных технологий, строительной отрасли. Концерн базируется неподалеку от города Штутгарта, в населенном пункте под названием Герлинген.

История создания и отца-основателя

Фирма Bosch была создана выдающимся немецким инженерным работником и предпринимателем по имени Роберт Бош. Датой официального основания компании считается 15 ноября 1886 года.

Роберт - не просто основатель знаменитого на весь мир предприятия, но и один из пионеров мирового индустриального прорыва. Именно требовательность, педантичность, дисциплинированность и стойкость немца привели к тому, что фирма успешно существует и по сей день. В качестве девиза Бош избрал широко известную нынче в коммерческих кругах фразу: «Не страшно потерять деньги, гораздо страшнее лишиться доверия».

На начальном этапе своего развития концерн находился в довольно маленьких мастерских, где работало буквально несколько человек, однако уже на момент начала Первой мировой войны Роберт имел солидный годовой доход в размере порядка четырех миллионов марок.

Политика руководителя

Сам немецкий деятель всегда считал, что успех - это не только неуклонное развитие экономики, но и стабильное повышение качества жизни и улучшение условий труда. Бош старался максимально развивать те принципы ведения бизнеса, которые остаются актуальными и по сей день. Например, еще в 1906 году он самостоятельно принял решение о введении восьмичасового рабочего дня для всех своих подчиненных. Также он ратовал за свободную торговлю и наличие производственного арбитража. Кроме того, Роберт всю свою продолжительную жизнь свято верил в то, что любой бизнес в первую очередь основывается на исключительно тесном доверии всех партнеров друг другу и идеальном качестве выпускаемой продукции.

Важные даты в становлении компании

Robert Bosch GmbH за свою долголетнюю историю создал много интересных вещей, которые давно очень прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Познакомимся с ними поближе.

1933 год. Весенняя Лейпцигская ярмарка стала настоящим прорывом в области холодильных установок. Дизайнеры компании решили, что круглая форма не может быть помехой холодильнику, и выпустили восьмидесятикилограммовый агрегат. Также в Копенгагене был установлен первый на планете светофор.

1949 год. Округлые формы по-прежнему в моде, и пузатые холодильники производятся уже компанией массово.

1950 год. В это время отменяются карточки, поскольку продуктовый дефицит остался в прошлом, а марка Bosch дала старт выпуску кухонного миксера.

1956 год. Компания выпускает миллионный экземпляр холодильника. На тот период таким показателем не могла похвастаться ни одна другая фирма в мире.

1958 год. И снова на вершине бизнес-достижений Bosch. Страна-производитель концерна стала первой в истории, где с конвейера сошла полноценная стиральная машина.

1962 год. Фирма стала безусловным фаворитом в сфере производства бытовой техники, потому что ей первой удалось произвести встраиваемую кухонную плиту. Такая плита Bosch - настоящее украшение абсолютно любой кухни, поскольку в ней сочетаются качество, надежность, эргономичность и компактность.

1964 год. Посудомоечные машины немецкой компании начинают набирать свою популярность в потребительской среде.

1972 год. Плита Bosch уже в прошлом. На первый план вышла стиральная машина, работающая в автоматическом режиме и имеющая программу такого популярного нынче полного цикла.

1978 год. Компании удалось наполнить свою технику различными трюками и специальными опциями, благодаря чему на свет появился кухонный многофункциональный комбайн.

1984 год. Bosch (страна-производитель компании по наши дни осталась неизменной) первой в мире начала выпуск небольшой по габаритам микроволновой комбинированной печи, обладающей функцией гриля и запекания.

1987 год. Фирма успешно освоила выпуск таких любимых сегодня всеми домохозяйками мира автоматических стиральных машин, способных совместно работать с устройствами, обеспечивающими экономный расход стиральных порошков.

Деятельность в автомобильной сфере

Обзор Bosch будет неполным, если не рассмотреть подробно деятельность компании в области производства автомобильных деталей и оказания профильных услуг в этом направлении.

Продукция компании предусматривает широкую номенклатуру, в которую входят:

  • Разнообразные запасные части для грузовиков, легковых авто, мотоциклов, яхт, микроавтобусов (свечи Bosch, фильтры, лампы, ремни, тормозные элементы).
  • Детали электронных систем и аксессуары.
  • Двигатели.
  • Система обеспечения комфорта водителя и пассажиров.
  • Системы безопасности.

Основные автомобильные компоненты компании

Отдельного внимания заслуживают свечи Bosch Silver, которые разработаны для высоких термических нагрузок. Их вполне можно использовать даже в гоночной технике, поскольку центральный электрод этих деталей произведен из твердого серебра. А также данные элементы зажигания обладают повышенными температурными свойствами и стойкостью к химическому воздействию.

Что касается аккумуляторов, то каждая такая батарея сочетает в себе оптимальную пусковую энергию, высокую производительность, безопасность, обеспечение возможности пуска авто в холодную погоду. Кроме этого, аккумуляторы Bosch герметичны и устойчивы к наклонам до 55 градусов, не требуют обслуживания, быстро перезаряжаются. Большинство из них работают с использованием которая предусматривает наличие впитывающего стекловолокна, обеспечивающего, в свою очередь, необходимую степень производительности в момент эксплуатации данных устройств.

Также стоит отметить еще один вид продукции Bosch, страна-производитель которой является признанным лидером в производстве автомобилей. Компания является одной из ведущих по созданию деталей для бензинового впрыска. В отличие от своих конкурентов, немецкий концерн предлагает своим клиентам полную линию продуктов, начиная с мелких элементов и заканчивая полностью готовыми топливными системами.

Сфера потребления

Компания Bosch, по данным на 2014 год, имела 9% своего дохода именно от производства потребительских товаров. Фирма производит электрические инструменты для строительных работ, промышленной деятельности и домашней эксплуатации. Также немецкий бренд выпускает высокоточную измерительную и мощную садовую технику.

Промышленный сектор

Дочерняя организация Bosch Rexroth на сегодняшний день является основным мировым поставщиком передовых технологий в сфере гидропривода и автоматизированных систем управления. Кроме того, существует подразделение под названием Bosch Packaging Technology, которое, в свою очередь, специализируется на производстве упаковочных линий для фармакологии и пищевой промышленности.

Иная деятельность

Компания Bosch не оставила без внимания и термотехнику. И потому фирма производит высокоэффективное энергосберегающее отопительное оборудование, генерирует идеи в сфере обеспечения горячего водоснабжения.

Параллельно с этим концерн активно разрабатывает и реализует технику для видеонаблюдения, разнообразные охранные системы, пожарные сигнализации. В сфере интересов компании и продажа потребителям экономичных решений для энергосбережения коммерческих зданий и сооружений.

Деятельность на просторах СНГ

Продукция Bosch первый раз оказалась на российском рынке еще в 1907 году, однако официальное представительство компании в РФ было открыто лишь в 1997 году в Москве.

На Украине немецкий гигант приобрел производство, профилем которого является восстановление автомобильных стартеров. Предприятие расположено во Львовской области, поселке под названием Краковец.

Роберт Бош
Robert Bosch
Дата рождения 23 сентября (1861-09-23 )
Место рождения Альбек (ныне - часть Лангенау) (Германский союз)
Дата смерти 12 марта (1942-03-12 ) (80 лет)
Место смерти (Третий рейх)
Подданство Королевство Вюртемберг
Род деятельности промышленник, инженер, изобретатель
Супруга Анна Бош [d]
Дети Паула Цундель [d] , Маргарита Фишер-Бош [d] и Роберт Бош [d]
Автограф
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Ранние годы

Роберт Бош, одиннадцатый ребёнок в семье из двенадцати, родился в 1861 году в городке Альбек (ныне - в составе Лангенау), неподалеку от города Ульм . Его отец, Сервациус Бош, был зажиточным крестьянином и считался очень образованным и начитанным человеком для своей социальной среды. Он владел собственной гостиницей и пивоварней, а также располагал отдельным участком земли, за проезд по которому собирал пошлину .

Основание компании

Система зажигания от магнето

Расширение компании

Своё расширение компания Боша начала с начала XX века: сначала в Великобритании , а затем и в других европейских странах. В 1910 году в Спрингфилде (штат Массачусетс) была построена первая фабрика Боша в США , а в 1914 году ещё один завод был открыт в Плейнфилде (штат Нью-Йорк). Представительства BOSCH были также открыты в Южной Америке , Азии , Африке и Австралии . Благодаря этому к 1913 году около 88 % продукции компании продавалось за рубежом .

После войны все иностранные представительства компании были конфискованы, но вскоре ей удалось воссоздать свою международную коммерческую сеть . Крупным достижением того времени стало создание компанией Боша дизельного насоса .

Политическая деятельность

Роберт Бош всегда был политически активен и не скрывал своих либеральных взглядов. В 1920-30-е годы его основное внимание было уделено вопросу перемирия Германии и

Материал из Энциклопедия журнала "За рулем"

Роберт Бош
Robert Bosch
1861 - 1942 Германия

(23.09.1861 – 12.03.1942)
Механик, изобретатель и предприниматель. Родился в Альбеке под Ульмом. Был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Родители занимались сельским хозяйством и держали гостиный двор на дороге между Нюрнбергом и Ульмом.
С осени 1869 года до конца сентября 1876 года учился в Ульмской реальной школе. С 1 октября 1881 года по 1 октября 1882 года проходил в Ульме добровольную военную службу в 13-м инженерном батальоне. С осени 1882 года до лета 1883 работал в фирме Зигмунда Шуккерта в Нюрнберге, занимавшейся изготовлением вольтметров и амперметров. В 1883 – 1884 годах в качестве вольного слушателя посещал лекции в Техническом институте в Штутгарте.
В 1884 году уехал в Северную Америку, где нашел работу в «Эдисон Мэшин Уоркс» (Edison Machine Works). Весной в1885 года переехал в Англию и устроился в фирму Siemens Brothers. С января 1886 года работал в компании Buss, Sombart & Co в Магдебурге.
После смерти отца, получив свою долю наследства, 15 ноября 1886 года открыл в городе Штутгарте собственную фирму, выпускавшую и ремонтировавшую электрические приборы. Называлась она «Мастерские точной механики и электротехники».
В 1887 году Бош начал выпуск усовершенствованных им магнето низкого напряжения. В системах зажигания с магнето низкого напряжения искра в цилиндрах двигателя возникала при размыкании контактов, расположенных внутри камеры сгорания. Зажигание от магнето Роберта Боша использовалось в стационарных низкооборотных двигателях внутреннего сгорания . В 1897 году Роберт Бош установил магнето низкого напряжения на двигатель трицикла De Dion Bouton. Опыт показал, что для работы на высокооборотном двигателе конструкцию магнето необходимо изменить. Задача была успешно решена, и на новую конструкцию фирма получила патент.
Система зажигания с магнето низкого напряжения имела недостаток – механизм размыкания контактов в камере сгорания являлся уникальным для каждой модели двигателя. Следующим шагом стало изобретение в 1902 году магнето высокого напряжения. В новой системе искра проскакивала между контактами свечи зажигания , соединенной с магнето высоковольтным проводом. Система зажигания с магнето высокого напряжения легко монтировалась на любой двигатель, что способствовало ее массовому распространению. В 1909 году у компании появился собственный рекламный герой – «Мефистофель». Этот персонаж был нарисован художником Юлиусом Клингером по заказу Роберта Боша. Прообразом для «Мефистофеля» явился бельгийский гонщик Камиль Женатци по прозвищу «Рыжий дьявол».
В период до Первой Мировой войны Роберт Бош целенаправленно работал над расширением международной сети своей компании. За его действиями стояло ясное понимание того, что сбыт единственного перспективного продукта BOSCH - систем зажигания – целиком зависел от автомобильной промышленности. Господство на автомобильном рынке занимали американцы, первыми освоившие методы массового производства. Поэтому в 1913 году около 88% продукции BOSCH продавалось за пределами Германии, а более 50 % активов компании приходилось на иностранные представительства и фабрики во Франции и Соединенных Штатах.
Получая солидные прибыли, Бош смог обеспечить своим рабочим благоприятные условия труда. Так, в 1906 году был введен восьмичасовой рабочий день, а с 1910 года рабочий день в субботу сократили наполовину и ввели систему оплачиваемых отпусков.


В 1913 году компания начала выпуск автомобильной системы освещения Bosch – Licht, состоявшей из фар , генератора , реле-регулятора и аккумулятора . С 1921 года система Bosch – Licht была адаптирована для мотоциклов. Производство собственных аккумуляторов было освоено в 1922 году, а до этого времени они приобретались у поставщиков.
Позже ассортимент продукции пополнили электрический клаксон (1921 год), стеклоочиститель (1926 год), механический указатель поворота (1928 год).
Электрические стартеры в Соединенных Штатах производились с 1910 года. По мнению Роберта Боша, наиболее перспективной конструкцией отличался стартер с муфтой свободного хода, выпускавшийся компанией Rushmore. Вскоре фирма была куплена немецким концерном вместе со всеми патентами и торговыми правами, и с тех пор подобные стартеры продавались под маркой BOSCH. В 1914 году их производство решено было начать на новой фабрике в г. Плейнфилд, штат Нью-Джерси.
Первая мировая война имела катастрофические последствия для Германии. Все иностранные представительства компании Роберта Боша, а также фабрики во Франции и Соединенных Штатах перешли под внешнее управление как имущество неприятеля и, в конечном итоге, были конфискованы. Но отличная репутация и высокое качество продукции оказались самым важным активом, и к середине 20 годов прошлого столетия международная сеть компании оказалась, шире, чем до войны.
В начале 20-годов стало ясно, дизельный двигатель имеет определенные достоинства и достаточно перспективен. В распространении дизельных двигателей Роберт Бош увидел угрозу для будущего своей компании, так как дизельный двигатель не нуждался в системе зажигания от магнето . Выходом из ситуации должна была стать разработка оборудования для дизельного двигателя. С 1921 года в фирме Роберта Боша велась разработка топливного насоса для дизельного двигателя . Наряду с собственным опытом, компания активно использовала знания других ведущих разработчиков дизельного оборудования. В 1924 году состоялись испытания топливных насосов на первых немецких дизельных грузовиках, а к концу 1927 года топливный насос BOSCH был готов к серийному выпуску.
В 1926 году в автомобильной промышленности произошел первый крупномасштабный кризис сбыта. Роберт Бош, незадолго до этого отошедший от повседневного управления компанией, рекомендовал своим преемникам провести реструктуризацию, которая должна была превратить специализированную фирму по производству автомобильных комплектующих в транснациональный электротехнический концерн. Успешно выполнить рекомендации основателя компании удалось как благодаря собственным разработкам в сфере электроинструментов и техники для дома, так и за счет целенаправленного приобретения других компаний – фирмы по производству газовых водонагревателей Junkers, компании по выпуску радиоаппаратуры Ideal-Werke (впоследствии – Blaupunkt) и предприятия по изготовлению кинопроекторов Bauer.
В годы расцвета своего бизнеса Бош уделял много внимания благотворительной деятельности и активно выступал за мир и сотрудничество в Европе. С приходом к власти национал-социалистов неоднократно помогал лицам, преследуемым по политическим соображениям. Его имя увековечено в «Зале автомобильной славы» (Automotive Hall of Fame) в Детройте.
Источники:
1 Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. Издательство «За Рулем».
2. Вестник истории BOSCH. Роберт Бош. Жизнь и деятельность.
3. Вестник истории BOSCH Техника BOSCH для автомобилей. Краткая история развития.

Сегодня «Bosch» входит в число самых известных брендов в мире. Но трудно представить себе, сколько пришлось пережить Роберту Бошу, чтобы в эти дни мы могли пользоваться его товарами. Стоит только упомянуть, что на долю империи Боша выпали обе мировые войны.

Роберт Бош родился 23 сентября 1861 года в немецком городе Альбек и был одиннадцатым ребенком в семье швабских землевладельцев. Предпринимательскую жилку он унаследовал от родителя. Его отец, Серватиус Бош, владел гостиницей с гордым названием «Корона», включавшей пивоварню и обширные земельные угодья. Отец в свое время настоял на том, чтобы Роберт закончил местную техническую школу.

В 1879 г. восемнадцатилетний юноша окончил курс обучения точной механике и уехал в Кельн, где поступил работать медеплавильщиком на предприятие своего брата Карла Боша. Но работа в горячем цеху пришлась не по нраву Роберту, поэтому уже через нес-колько месяцев он бросил это занятие и отправился на поиски более подходящего дела. За шесть лет Роберт Бош успел поработать на многих немецких предприятиях, в основном связанных с производством электротехники, и даже немного поучился на отделении электротехники Штутгартского университета.

Изыскания молодого техника продолжились в Нью-Йорке, где Роберт работал в компаниях Бергмана и Эдисона. Несколько лет спустя, двадцатидвухлетний техник уезжал из Америки со смешанным чувством восхищения передовыми методами производства и возмущения условиями труда персонала. Напоследок попытав счастья в Лондоне у братьев Сименс, Роберт Бош вернулся на родину с твердым намерением основать собственное предприятие.

15 ноября 1886 г. Роберт Бош получил официальное разрешение на открытие собственной фирмы в Штутгарте, получившей название «Мастерская точной механики и электротехники». Первоначальный штат фирмы состоял из одного механика и одного подмастерья, а уставной капитал в 10 000 немецких марок был взят из отцовского наследства.

Не мало испытаний пережила компания в первые годы своего существования. Первое время она занималась ремонтом телефонов, печатных машинок и фотоаппаратов. Заказов не хватало, и Роберт лично ездил на велосипеде к клиентам, принимаясь за ремонт самых пустяшных приборов. Постепенно круг клиентов расширялся, увеличивалось и число наемных рабочих. Но это не могло спасти предприятие от экономического кризиса, охватившего Старый и Новый Свет в начале 90-х годов позапрошлого века. Компания едва не обанкротилась. Чтобы сократить расходы, Роберт Бош оставил на работе только троих из 25 рабочих, а для пополнения оборотных средств занял деньги в банке под поручительство своих родственников. И если бы не контракт с властями Штутгарта, затеявшими электрификацию города в середине 1890-х, неизвестно, долго ли еще просуществовала бы компания Боша.

С окончанием кризиса начались новые изыскания Боша, на этот раз его интерес привлек автомобиль. Успех фирмы «Bosch» неразрывно связан с изобретением магнето - устройства для воспламенения воздушно-топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Его стилизованное изображение до сих пор украшает логотип компании. В 1897 году англичанин Фредерик Симмс, владелец компании «Daimler Motor Company» обратился к Бошу с просьбой усовершенствовать систему зажигания с магнето для выпускаемых им автомобилей. До сих пор на его автомобилях использовалась система зажигания при помощи запальной трубки или от батарей. Но запальная трубка ежеминутно грозила пожаром, а батарейная система не могла обеспечить достаточной продолжительности поездки.

В те времена магнето, с помощью которого производилось безопасное зажигание в течение длительного времени, из-за своих габаритов устанавливались только на стационарные силовые установки. Бош усовершенствовал конструкцию магнето, сделал его более мощным и компактным, и к 1897 году 55% дохода компании приносила именно продажа нового магнето Боша. Кульминацией признания магнето «Bosch» стала победа француза Марселя Рено в гонке Париж-Вена в 1902 г. на автомобиле 14 CV, оснащенном уже значительно усовершенствованной системой зажигания - высоковольтное магнето совместно со свечами зажигания впервые позволило создать высокооборотистый двигатель.

Новые перспективы, открывшиеся после удачного эксперимента с установкой магнето на машины Фредерика Симмса, подвигли молодого предпринимателя к открытию представительств за пределами Германии. Однако вскоре после организации совместного предприятия с Симмсом в Лондоне, Бош обнаружил, что его английский компаньон вместо того, чтобы заказывать системы зажигания в Штутгарте, принялся тайком производить их под маркой «Simms-Bosh». В результате, разорвав в 1906-1907 гг. все отношения с Симмсом, Роберт Бош самостоятельно занялся производством и продвижением своих систем зажигания в Великобритании, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии и Америке.

Поставки систем зажигания «Bosсh» коренным образом отразились на развитии американского автомобилестроения, так как большинство тамошних производителей использовали их в своих авто. Несмотря на это, американские власти, защищая отечественного товаропроизводителя, взвинтили ввозные таможенные пошлины до 45%, сделав тем самым магнето «Bosch» неконкурентоспособными. Благодаря открытию завода в Спрингфилде, «Bosch» смог обойти заградительные экономические барьеры. К началу Первой мировой войны компания насчитывала уже 33 подразделения по всему миру, а ее оборот достиг почти 27 миллионов немецких марок.

Первая мировая война нанесла сокрушающий удар по бизнесу Боша, отрезав его от мирового рынка. Все патенты на изобретения бесплатно использовались победившими союзниками, что одним махом лишило компанию более половины ее активов. Имущество «Bosсh» за границей было конфисковано. Но наибольший ущерб был нанесен репутации компании, под именем которой американцы продолжали выпускать некачественную продукцию. После войны они даже попытались через суд запретить фирме «Bosch» использование ее собственной торговой марки на территории США. Несколько лет длились судебные слушания, после чего компания с целью защиты собственной торговой марки стала использовать официально зарегистрированный фирменный логотип и надпись «Германия».

В середине 1925 года компания «Bosсh» организовала конвейерную сборку магнето и свечей зажигания: удешевление автомобилей и усиление конкуренции требовали более дешевых компонентов и узлов. Тем не менее магнето «Bosсh» оставалось достаточно дорогим. Например, в начале 30-х магнето для автомобиля средних размеров стоило 200 рейхсмарок - две зарплаты рабочего «Bosсh» и 10% стоимости небольшого автомобиля. Поэтому компания продолжила изыскания, разработав более дешевую систему - батарейное зажигание, принцип которого используется в автомобилестроении до сих пор.

1926 год ознаменовался первым кризисом автомобильных продаж и, соответственно, производства - рынок был близок к насыщению. Поэтому компания решила вновь обратиться к инновациям. Несмотря на почти монопольное положение в поставках систем зажигания, Бош не хотел ставить успех фирмы в жесткую зависимость от одного вида продукции. На случай, если появится новый тип двигателя или системы зажигания, предприятие Роберта Боша приступило к разработке электрических аксессуаров для автомобилей. В ассортименте компании появились системы, включавшие в себя электрические фары, аккумуляторную батарею и генератор для ее подзарядки. На рынке, где превалировали ацетиленовые фары, довольно неудобные и опасные в эксплуатации, такой товар был обречен на успех.

Далее Бош решил диверсифицировать свой бизнес, чтобы превратиться из поставщика автомобильных комплектующих в мультинационального производителя электрического оборудования. Частично эта политика реализовывалась за счет собственных разработок электроинструментов и бытовой техники, а частично - за счет покупки новых подразделений корпорации. Так, например, были куплены перспективные компании «Junkers» (изготовление газовых нагревательных колонок для воды), «Idealwerke» и «Bauer» (производство кинопроекторов).

В 1938 году американское и немецкое отделения компании слились воедино как «American Bosсh Corporation» (ABC). Однако успех был недолгим. Уже через три года собственность «Bosсh» снова была реквизирована американскими властями после вступления США во Вторую Мировую войну. Неудивительно, что Роберт Бош недолюбливал Гитлера. «Я слишком стар, чтобы притворяться», - говаривал 72-летний предприниматель, когда нацисты пришли к власти. Сам он скрывал по подложным документам у себя на заводах евреев, которым грозила газовая камера. А его советник по экономическим вопросам Карл Герделер на деньги компании организовывал подпольные группы сопротивления и участвовал в организации заговора против Гитлера.

Бош скончался в 1942 году в Штутгарте на 81-м году жизни. В своём завещании он указал направить дивиденды от акций его компании на благотворительные цели. И наследники передали свои доли в «Robert Bosch GmbH» - благотворительный фонд, основанный Бошем ещё при жизни и позднее названный его именем.

После смерти Боша его компанию возглавил Ханс Вальс, который достойно продолжил дело Боша. На его долю выпала необходимость уже второго по счету восстановления компании буквально из руин. И удалось это Вальсу во многом благодаря тщательной заботе Боша о репутации компании еще при жизни.

С тех пор немало полезных вещей явилось миру благодаря разработчикам «Bosсh». Компании принадлежит первенство в изготовлении электрической машинки для стрижки волос, электродрели и многого другого. Сегодня фирма «Robert Bosch GmbH» является одним из крупнейших немецких промышленных концернов. Работает фирма в четырех областях: автомобильное оборудование, техника связи, бытовая техника и средства производства. 250 тысяч сотрудников во всем мире неустанно трудятся над тем, чтобы «Bosch», как и прежде, оставалась лидером инноваций во всем мире. Вот как сумела разрастить «мастерская» Боша за прошедшие 2 века. А между тем 92% уставного капитала компании принадлежит Фонду имени Роберта Боша, основная цель которого - благотворительная работа. Оставшиеся 8% - в распоряжении наследников.

В борьбе за социальную справедливость
Роберт Бош, во времена своей молодости хлебнувший «счастья» наемного работника, навсегда остался верен стремлению к социальной справедливости. В 1894 году, через восемь лет после основания, рабочий день на предприятии был сокращен с 10 до 9 часов, а с 1906 г. был введен восьмичасовой рабочий день с двухчасовым перерывом на обед. С учетом того, что суббота была рабочим днем, рабочая неделя длилась 48 часов. Это было явлением по тем временам из ряда вон выходящим - две трети немецких заводов использовали наемный труд от 57 до 60 часов в неделю. С 1910 года, помимо сокращенного рабочего дня по субботам, сотрудники компании Боша получали материальную компенсацию во время отпуска. А в 1927 году был основан прообраз нынешних пенсионных фондов «Bosсh-Hilfe» (с немецкого - Бош-помощь) для пожилых кадров.

Принципы заложенные когда-то Бошем живы в компании до сих пор. Многочисленные социальные программы и высокие заработки знакомы сегодня каждому сотруднику компании, единственное условие - неустанная работа на инновации.

Loading...Loading...